Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив
Катехео

Научно-методический центр
по миссии и катехизации

при Свято-Филаретовском православно-христианском институте

Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях

Церковь обладает огромным опытом целостной катехизации (оглашения), т.е., как правило, устного, последовательного и целостного наставления в основах христианской (православной) веры, молитвы и жизни...
15 августа 2018 43 мин.

Современная церковная жизнь Русской православной церкви требует дальнейшего возрождения церковного института катехизации (оглашения). Каждый христианин в нормальном случае должен пройти целостную и последовательную катехизацию, чтобы его можно было назвать «верным», т. е. полным членом Церкви.

Для достижения этой цели требуется как актуализация прежнего, так и накопление и обобщение современного опыта.

Нормальная полная катехизация может проводиться только по отношению ко взрослым людям, начиная, как правило, с 20-22 лет. До этого все верующие христиане, как некрещёные, так и крещёные, но непричащающиеся (а подчас даже изредка причащающиеся), могут считаться проходящими в той или иной форме лишь первый этап оглашения.

I. Первый этап оглашения в сущности начинается с того момента, когда сознательный человек по своей вере в Бога и Господа Иисуса как Христа, Мессию стал христианином, членом Церкви, пусть ещё и неполным, ибо он не может ещё полноценно участвовать в её таинствах веры, молитвы и жизни. В самом нормальном случае, т. е. если он ещё не крещён, это происходит тогда, когда он, например, после двух-трёх общих вводных миссионерско-предогласительных (иногда называемых «открытыми») встреч проявляет готовность выразить (как правило, на предварительном собеседовании) своё личное, искреннее и ответственное желание креститься и/или, если крещён, воцерковиться, осознав себя и Духом Святым исповедав (признав) пред людьми свою веру в единого живого личного Бога — Творца мира, как и в Иисуса Христа, Спасителя своего, всех людей и мира.

Далее, если после предоглашения свободный характер исповедания веры и желание жить по-божески и по-человечески подтверждается епископом, пресвитером, дьяконом или иным ответственным катехизатором, то над таким человеком (или группой людей) может быть прочтена следующая древняя молитва перед началом первого этапа оглашения, во время которой «и имя нарекается ему».

«Священник знаменует его/их образом Креста и говорит:

Благословен Ты, Господи, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, ибо Ты из всех народов избираешь Себе Народ особый, ревностный к делам добрым, – Ты же и этого/этих Твоего/-их раба/-ов (имя/имена), пришедшего/-их к Твоей святой Церкви, благослови! Отверзни его/их очи для уразумения дивных чудес Твоих, открой его/их уши для слышания божественных слов Твоих и присоедини его/их к оглашаемым Твоего Народа, чтобы во время благоприятное он/они был/-и удостоен/-ы купели возрождения и одежды нетления.

Снова знаменует его/их образом Креста, записывает его/их имя/имена среди имён оглашаемых и далее молится:

О Владыка, Ты послал спасение миру – святое Слово Твоё, [Христа,] дабы Он исполнил каждого познанием Тебя как Бога; Ты отнял у лукавого душу/-и раба/-ов Твоего/-их, – Ты же и просвети его/их, и наставь на путь освящения чрез Твоего Христа, и впредь не допускай пребывать в нём/них никакому злому духу, ибо один Ты – Избавитель рода нашего и мы приносим славу и благодарение Тебе, ныне и всегда и во веки веков. Аминь» [1].

Если же некрещёный человек ещё мал, то он может стать оглашаемым первого этапа по желанию своих христианских родителей (или хотя бы одного из них, при условии согласия второго). Для этой цели используется специальный чин из Требника: «Молитвы в 40-й день» от рождения [2].

Всякий оглашаемый, включая некрещёных, согласно древним каноническим источникам, получает полное право «входить в храм и слушать чтение», главным образом Священного писания, присутствовать на всех службах, кроме тех, на которых верные участвуют в таинствах (в литургии верных, крещении, исповеди-покаянии, браке-венчании, соборовании-елеосвящении и т. д.).

Цель всего первого этапа оглашения — дать возможность оглашаемому человеку проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, церкви проверить самого этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений (по его духу и плодам, в отношении к Богу, себе и ближним).

Первый этап оглашения базируется на начатках живой веры в Бога и человека и на личном покаянии — признании себя грешником. Оглашение учит брать и нести свой крест, отвергаясь от себя и своего, от всего, что человек имеет. Для этого все оглашаемые должны одновременно делать конкретные усилия в области своей веры, молитвы и жизни:

ВЕРА. Знакомиться с каноническими и неканоническими книгами Священного писания. Здесь в первую очередь им надо прочитать, как минимум, одно, а в нормальном случае подряд все три синоптические Евангелия. При этом им следует выяснять все свои внешние и внутренние вопросы, сопоставляя ответы со своими устремлениями, опытом и интуицией. Такое чтение Евангелия должно быть честным, скрупулёзным исследованием его духа и смысла.

Все вопросы задаются и выясняются самими оглашаемыми по мере их духовного роста и продвижения, но иногда и их будущими крёстными-поручителями или другими близкими им христианами. Ответы даются, главным образом, их церковными наставниками — катехизаторами. Группу оглашаемых (до 15-20 человек) от имени церкви (или церковной общины и братства) ведёт всегда один ответственный катехизатор.

МОЛИТВА. В качестве «закона молитвы», или личного молитвенного правила, оглашаемым следует взять на себя следующее: вырабатывать привычку ежедневно молиться, чтобы ни один день их жизни не прошёл бесплодно пред Богом и ближними. Для этого можно и даже нужно использовать главным образом так называемую «свободную» молитву своими словами, не ограниченную никакими обстоятельствами места и времени. Свои слова могут казаться (и быть) очень примитивными, но для начинающих это не страшно. Им важно не привыкать к распространенному сейчас среди христиан духовному потребительству и им сразу нужно учиться различать, какая молитва доходит только «до потолка», какая имеет какое-то магическое действие, а какая доходит «до третьего Неба», т. е. до Божьего жилища, принося соответствующий плод — личный ответ Бога в сердце, изменяющий не только настроение, но и внешнюю и внутреннюю жизнь оглашаемых. Из молитв, принятых церковью, лучше всего читать Псалтирь (по-русски, например в переводе акад. С. С. Аверинцева). Личная молитва оглашаемых всегда должна быть обращена к единому Богу, к единому Отцу.

Плюс к этому оглашаемым надо по возможности чаще бывать в храмах, посещать церковь, т. е. христианское молитвенное и научительное собрание. Правда, учитывая то, что наше нынешнее храмовое богослужение в целом рассчитано на участие в нём только полных членов церкви, оглашаемым можно рекомендовать бывать в храме преимущественно на синаксарных службах (Вечерня, Утреня, Литургия оглашаемых), а также до или после богослужения и «на фоне» его, во избежание отчуждения от него по упомянутой нами причине. Конечно, вместе с этим возможны и домашние молитвенные встречи и общения, в т.ч. с верными христианами.

ЖИЗНЬ. Стремясь к исполнению церковного «правила добра и красоты», оглашаемым следует нравственно совершенствоваться вплоть до ощущения того предела, который есть предел наших природных и ещё не исполнившихся благодатью человеческих сил. Для этого всем им надо актуализировать: во-первых, свою совесть как голос Божий в человеке, даже если эта совесть ещё сильно больна или искажена; во-вторых, свои знания общечеловеческого нравственного опыта, откуда бы он ни был взят, лишь бы его по духу принимало сердце; и в-третьих, библейский опыт, особенно новозаветный. Здесь же бывают уместны покаянные личные посты (ещё не по церковному уставу) и личные дела милосердия, проявляющие любовь и сострадание ко всем нуждающимся в этом ближним как носителям образа Божьего.

Все вопросы, касающиеся чтения Писания Ветхого и Нового заветов и личной и церковной молитвы, лучше разрешать на еженедельных встречах огласительной группы с катехизатором. Эти встречи могут проходить в любом подходящем месте, даже, по очень древней традиции, в притворе храма или в иных приходских и церковно-школьных помещениях, а ещё лучше — в домах самих оглашаемых, чтобы катехизаторы могли ощутить стиль и дух их домашней жизни.

Промежуточные итоги каждой части и всех этапов оглашения лучше подводить на личных или общих собеседованиях. В нормальном случае длительность первого этапа варьируется от месяца до года и зависит от степени исходной готовности оглашаемых. На первом этапе может быть две части: 1) введение в опыт жизни по Евангелию и Закону Божьему (здесь акцент ставится на основных ветхозаветных этических заповедях и смертных и тяжких грехах); 2) введение в духовный опыт исполнения библейских пророчеств. Если у какого-либо человека уже есть личный духовный опыт, близкий к оглашению первого этапа, а также  при оглашении давно верующих или при принятии христианства практикующим иудеем или мусульманином, то первый этап оглашения может быть видоизменён, а, может быть, и как-то сокращён. Но если кому-то этот опыт вообще даётся с трудом, то первый этап может продолжаться и более года, особенно если у оглашаемого замечены серьёзные духовные и нравственные проблемы (типа ветхозаветных этических смертных и тяжких, близких к смертным грехов: алкоголизма, наркомании, игромании, разных видов компьютерной зависимости и т. п. (см. приложение 2).

В древней церкви обычное время оглашения взрослого человека из язычников было два-три года (до пяти), а из христианской семьи — с младенчества («40-го дня») до 20–25 лет. Впрочем, надо помнить, что как с крещением и воцерковлением никогда нельзя спешить, так же с ним нельзя и медлить. Церковь всегда осуждала и то, и другое. Оно должно совершаться «во благовремении», по воле Божьей, т. е. тогда, когда человек к крещению достаточно приготовлен, для него созрел, почувствовал благодать и начал укрепляться в ней, принося соответствующие плоды в своей вере, молитве и жизни.

К таким плодам в области веры можно было бы отнести определенную степень ее зрелости, выражающейся в способности свободно выразить ее, например, следующими словами: «Я верую во единого, живого Творца мира и человека — Бога; верую и в Помазанника Духом Божьим — Иисуса, воскрешённого Богом и соделанного Им Господом, Спасителем и Судьёй моим и всего мира», см.: Деян 5:30-31. В области молитвы: в целом еженедельное участие в синаксарном богослужении и наличие ежедневной личной молитве своими словами. В области жизни: полное отсутствие тяжких, смертных этических грехов.

Суждение об этих плодах веры, молитвы и жизни возможно на заключительной встрече-собеседовании первого этапа.

II. Переход ко второму этапу оглашения (второй ступени оглашения — «просвещению») также должен быть сопряжён с молитвой. Когда в ответ на желание оглашаемого креститься церковь в лице своих представителей, в том числе катехизаторов, говорит «можно», тогда священник уже может совершить «Молитву, делающую оглашаемым 2-го этапа» [3].  

Тогда же к ней обычно присовокупляются три экзорцизма — «запрещения на дьявола», которые впоследствии могут неоднократно повторяться, вплоть до крещения. Особенно это следует делать, когда в человеке ощущается действие злых духов страха, уныния, похоти, гнева, маловерия, зависти, стяжательства, обиды и других тяжких страстей, столь широко распространённых в наше время.

Если в конце первого этапа «правило веры» было относительно кратким, то в конце второго этапа оно должно быть не так просто. Его можно было бы выразить, например, так:

«Я верую во единого, святого, живого Господа Бога — нашего Небесного (Вышнего) Отца и Творца всего мира материального, душевного и духовного.

Верую и в превечное, живое, творческое, премудрое и единородное Слово (Логос) Его, по воле Божьей (см.: Деян 10:38) явившееся в мир и воплотившееся в Сыне Человеческом — в родившемся от целoмудренной Жены (см.: Гал 4:4), Девы Марии (Мариам), учившем народ и распятом по зависти и неприятию, но воскресшем (восставшем) по Любви Божьей и Единству с Отцом Иисусе (Иешуа) из Назарета. Он был Божьим Пророком, сильным в деле и слове (см.: Лк 24:19), и Божьим Сыном — Помазанником (Машиахом, Мессией-Христом), предвиденным древними пророками. Он же стал Судьёй всех живых и мёртвых (см.: Деян 10:42), и нашим единым Господом — Освободителем от рабства миру сему, лежащему во зле (см.: 1 Ин 5:19), а также немощным и бедным вещественным началам этого мира (см.: Гал 4:3,9), и Спасителем нашим, милосердно прощающим грехи всем верующим, кающимся и крестящимся во имя Его (см.: Деян 10:43; Мк 16:16).

Верую и в животворящего и пророчественного Святого Духа — единого Утешителя (Параклита), Которого Господь Иисус вместо Себя посылает от Отца нашего в мир. Он есть удостоверение Полноты нашей вечной Жизни в Царстве Божьем, Небесном. Он есть Дар Божий Его единой, святой, кафолической (вселенской и соборной) и апостольской Церкви, т. е. всему миру Божьему, и особенно всем искренне любящим Бога и истинно верующим в Него, а значит, благодатью Божьей, верующим и в способного к сообразованию с Богом и богоуподоблению всякого человека».

Чтобы эта вера стала для «избранного к просвещению» оглашаемого христианина духом и жизнью, а не просто умственной и абстрактной картиной, ему надо приложить серьёзное усилие. Помочь ему в этом могут как его крёстный, так и сам катехизатор, особенно если это епископ, священник или дьякон, и даже близкие ему по положению оглашаемые, вместе с которыми лучше всего и продолжать оглашение.

Во время второго этапа оглашения к оглашаемому предъявляются как прежние, так и новые требования, исполнение которых становится возможным только на этом этапе духовного пути. Конкретные изменения сводятся, как правило, к следующему:

ВЕРА. Самым важным моментом на оглашении избранных к просвещению становятся обязательные для всех тематические встречи, которые, как правило, проводятся уже не один, как на первом этапе, а два раза в неделю. Встречи могут проходить в любое время и так же предпочтительно в домах просвещаемых.

Эти встречи требуют ответственности и подготовки, пропуски их недопустимы (за весь второй этап — не более трёх-четырёх раз). Каждый готовится в том объёме, который предлагает катехизатор. Священное писание, в зависимости от разбираемой темы (см. приложение 1), надо будет читать по особой рекомендации, определяющей объём и метод чтения.

МОЛИТВА. Не оставляя личной молитвы, теперь все могут использовать и общецерковные чины и молитвы, по мере их изъяснения на оглашении.

Регулярная храмовая молитва должна теперь стать совершенно необходимой для всех. Каждому просвещаемому предлагается посещать храм один-два раза в неделю: один раз вечером (лучше быть в субботу вечером на Вечерне) и один раз утром, как правило, в воскресенье, с начала и до конца Литургии оглашаемых (Литургии слова), причём лучше это делать вместе, всей огласительной группой, что облегчит всем вхождение в опыт церковной молитвы. За богослужением теперь ото всех требуется посильное участие во всём происходящем, серьёзное вслушивание в молитвы и размышление об услышанном, старание войти именно в церковную молитву как общее делание, оставив свою частную молитву, место которой или вне храма, или, как и прежде, до и после церковного богослужения. Непричащающиеся оглашаемые, как и прежде, выходят из храма после возгласа: «Оглашаемы, изыдите…»

ЖИЗНЬ. Личная нравственная работа тоже должна усугубиться. Нарушение нравственных требований просвещаемыми теперь может повлечь за собой более серьёзные последствия, вплоть до перевода их в статус оглашаемых первого этапа или даже отлучения от оглашения (конечно, только на время).

Как на первом этапе оглашения важно было работать сразу по всем направлениям, так и на втором этапе важно строго выполнять все внешние и внутренние требования сразу, чтобы катехизация не выродилась в детский ликбез, школу, в простое обучение, передачу знаний, перестав быть духовным процессом, вдохновляемым словом и действием на подготовительном этапе христианской жизни взрослого человека.

Крёстные (поручители) всегда должны быть добрыми помощниками катехизаторов. Они должны не только воспитывать будущих крестников, не просто представлять их, поручаясь за них пред Богом и Церковью, но и помогать им проходить духовное научение, особенно в дни между огласительными встречами и в храме, а также при ответах на вопросы, которые их поручаемые могут доверить только им как своим самым близким духовным друзьям и отцам-матерям.

Огласительные встречи просвещаемых лучше проводить личностно и свободно. Их можно разбить на несколько частей. Вначале можно кратко и ясно, чётко ответить на вопросы по предыдущей теме, заодно как-то узнать о проблемах, волнующих просвещаемых, спросить их, как протекала их жизнь в период времени между встречами. Потом можно провести следующую огласительную беседу в соответствии с планом (см. приложение 1). Если нет возможности проводить встречи два раза в неделю, то обе темы приходится сокращать и прослушивать за одну встречу (что весьма нежелательно). Важно не забывать делать между двумя частями встречи небольшой (20 – 30 минут) перерыв, во время которого можно организовать за счёт оглашаемых краткую трапезу или просто чай.

Во время устных тематических бесед всем можно разрешать делать краткие конспекты, обращая внимание лишь на то, чтобы они не слишком отвлекали просвещаемых от восприятия смысла и духа самих разбираемых тем.

Всего на второй этап оглашения требуется восемь-десять недель (со вступительно- и заключительно-молитвенными встречами и «исповедью за всю жизнь» в заключение). Перед началом и в конце каждой встречи нужна молитва катехизатора (лучше свободная, т. е. своими словами, и краткая, касающаяся самой темы встречи).

Очень важно, чтобы во время катехизации у всех просвещаемых постепенно и свободно возникал дух общности и доверия, открытости и взаимопомощи, неравнодушия к церкви с её нуждами и к другим оглашаемым, а также обретения качества церковности их жизни на новом этапе их воцерковления.

Всё просвещение внутренне соответствует пребыванию «во мраке, где Бог» (Исх 20:21) и под покрывалом Закона. Это означает, что Закон Божий, ведя просвещемых, как духовных дитей, ко Христу (Гал 3:23-24), ещё должен оставаться основным принципом их жизни, похожей на жизнь послушников перед постригом. Это же есть и период созидания и испытания праведности внешней жизни просвещаемых.

При этом никогда не следует забывать, что оглашаемым первого и второго этапов в принципе пока доступны не догма, а керигма церкви, не личная и общая аскеза, а этическая работа над собой, не таинства церкви, а её обряды на синаксарных богослужениях. Чёткое различение этих вещей — одна из главных и непростых задач для всех катехизаторов. Без этого даже хорошо обученный христианин, какое бы положение в церкви он ни занимал, не может брать на себя катехизаторского служения, во избежание наложения им на приходящих к Богу людей «бремён тяжких и неудобоносимых».

III. После окончания бесед второго этапа оглашения в нормальном случае должны следовать личное заключительное собеседование, итоговая молитвенно-покаянная встреча, личная «исповедь за всю жизнь» и наконец — собственно крещение в широком смысле слова. Это таинство просвещения есть процесс, включающий в себя три литургических таинства (личного предкрещального покаяния, крещения и миропомазания) и затем ещё таинство церковной евхаристии. Перед самым крещением надо совершить над «избранными» так называемую «четвёртую молитву», завершающую процесс их духовного борения с дьяволом, а затем «Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом», включающий в себя и личное исповедание Символа веры с «обетами крещения».

Во время совершения самого таинства крещения просвещаемые должны не просто понимать происходящее, но и всем сердцем участвовать в нём. Сразу после троекратного погружения им следует произнести наизусть уставный 31-й псалом (лучше по-русски, если крестится русский или русскоязычный человек) или даже свободную благодарственную молитву своими словами. В тот же или на следующий день новокрещёным «младенцам во Христе» надо прийти в храм и начать участвовать (служить) на евхаристии, реализуя в жизни благодать «царственного священства» Народа Божьего (1 Пет 2:4-10). Хорошо бы сделать это, как в древности, на Пасху, Рождество, Богоявление или в другой день, когда на литургии по Уставу положено вместо Трисвятого петь «все вы, во Христа…». В принципе подходят для этого и Успение, и любой «день Господень» — «малая Пасха», любое воскресенье. Впрочем, в случае особой нужды не запрещено крещение и в иной день, лишь бы была возможность сразу после него причаститься.

После таинства евхаристии и первого совместного причащения всех, в том числе крёстных и катехизаторов, можно отпраздновать крещение и воцерковление, устроив духовную «трапезу любви» (агапу), начинающую «литургию после литургии». На ней всем и каждому можно петь, и молиться, и свободно общаться, и приносить свои духовные приношения («просфоры»). Конечно, на это может понадобиться почти целый день, к чему всем надо заранее подготовиться.

Со дня крещения и первого причащения начинается заключительный, третий этап оглашения — «светлая седмица». Этот этап длится соответственно 7-8 дней. В это время новопросвещённые, «младенцы во Христе», должны укрепляться «на своих ногах» и становиться «верными», полными членами Церкви — духовно уже не младенцами, хотя ещё, может быть, и не взрослыми.

Для особенных катехуменов возможен и более краткий вариант, но желательно не менее 4-х литургий. В нормальном же случае первая неделя после крещения должна быть связана с ежедневной евхаристической молитвой и причащением, ежедневными агапами, встречами и беседами, где новопросвещенные могут задать вопросы, связанные с опытом их участия в таинствах. Ясно, что эту неделю надо заранее, по возможности целиком, освободить от всех рабочих и домашних дел. Ясно также, что если совесть не осуждает человека и у него нет больших и явных грехов (чего обычно сразу после крещения и воцерковления не бывает, и да не будет!), то всю эту седмицу можно причащаться без исповеди, хотя, как всегда, «испытывая себя» и с чувством своего недостоинства.

Если кому-то из новокрещёных объективно физически стоять в храме слишком трудно, то таковым на этой седмице можно приходить туда и начинать своё евхаристическое служение несколько позже, например, к чтению Священного писания, т. е. Апостола и Евангелия.

Подготовкой к причащению в этот период будет само участие в «светлой седмице», включающее, кроме евхаристического служения и причащения, ежедневные встречи и беседы, а также чтение Евангелия от Иоанна и личную молитву. 

Очень важно не забывать, что за пределами «светлой седмицы» всем надо быть готовыми принять существующее в нашей церкви положение: даже стараясь причащаться чаще, хоть еженедельно, надо каждый раз приходить на общую исповедь и при подготовке читать положенное молитвенное правило (как минимум, Канон покаянный и Последование ко св. причащению), стараясь всегда быть в храме накануне вечером, посильно соблюдать общепринятые в церкви посты и т. д. Перед причащением с полуночи нельзя ничего есть и пить (за исключением крайне необходимых лекарств).

Третий этап завершается на 8-й день общим причащением и соответствующими «Обрядами на 8-й день по крещении», а затем, так сказать, «выпускной встречей» (на агапе).

IV. Обычно за крещением и «светлой седмицей» для новокрещёных начинается период, называемый «малой пустыней». Это время «40-дневного» искушения для отвержения ложных путей спасения  В «малой пустыне» нет встреч группы с катехизатором, но для каждого предполагается: а) дальнейшее чтение Нового завета (особенно Деян, Иак, 1 Пет, 1 Ин), а также другой духовной литературы (см. Приложение 3, Г, 2); б) регулярное причащение и исповедь. Выход из «малой пустыни» может быть связан с частной исповедью, совместной литургией и агапой всей группы. На агапе, после соответствующего обмена опытом этой «пустыни», катехизатор отправляет группу молодых христиан в «большую пустыню», цель которой — утверждение своего выбора пути Жизни перед выходом в мир. Продолжительность «большой пустыни», как правило, около года (включая или не включая время «малой пустыни»).

В первое время после катехизации для помощи в прохождении духовного пути можно рекомендовать особое чтение по списку духовной литературы (см. приложение 3, Г, 2-3). При достижении определенного духовного возраста (как правило, спустя 2-3 года после окончания оглашения) ещё очень рекомендуется пройти первую и вторую ступень таинствоводства – мистагогии (см. приложение 5).

***

Всё вышесказанное в основном относится к нормальным случаям, к так называемым «нормальным катехуменам», т. е. пришедшим к Богу и Господу нашему Иисусу Христу в результате сознательного и здравого выбора в некрещёном состоянии. Сейчас такие случаи стали встречаться редко. Обычно же на 80–90% приходится иметь дело с «особенными катехуменами», т. е. или с уже крещёными, иногда даже причащающимися людьми, или по какой-либо причине надолго отходившими от церкви, или с уверовавшими во Христа, но в принципе не знающими, к какой церкви им примкнуть, или с малолетними, или, наоборот, весьма пожилыми людьми, или с так или иначе немощными, больными, умирающими и т. д.

Мы здесь не имеем возможности подробно разбирать все эти случаи (они были систематически разобраны в моей диссертации «Таинственное введение в православную катехетику», М., 1998), однако некоторых моментов мы всё же коснёмся.

Прежде всего, как быть с уже крещёными? Их можно разделить на две группы: а) регулярно причащающиеся, б) непричащающиеся, причащающиеся лишь по обстоятельствам или очень редко (реже раза в два месяца).

Если крещёный человек не причащался по причине неимения или потери веры в Бога, причём это своё неверие он чётко сознавал и открыто признавал и распространял, а также если человек не знал благодати Святого Духа, что недвусмысленно выражалось в его жизни только «по стихиям мира, а не по Христу», т. е. в страстях и нераскаянных смертных грехах, или в сознательном уходе в другую веру (ересь, включая иудаизм и ислам, или другую религию, в том числе какую-либо из восточных или оккультных, не исключая и теософию, антропософию, йогу, буддизм и т. д.), то такого человека надо воцерковлять дольше обычного и если не через крещение, то через особое покаяние, обычно с совершением таинства миропомазания, согласно чину св. Мефодия Константинопольского из Большого требника [4], с особыми, вместо «Запрещений на дьявола», «очистительными молитвами» и с особыми молитвами самого таинства (кроме его формулы «печать дара Духа Святого. Аминь»).

Если же человек не причащался, но всё же не терял до конца и не предавал своей веры в единого истинного Бога и во Христа, хотя, может быть, и сомневался и ни в чём её церковно не выражал, т. е. если его крещение давало хотя бы какие-то минимальные плоды в его душе (жизни), то такого человека можно готовить к покаянию и воцерковлению обычным образом через «исповедь за всю жизнь».

Труднее всего бывает с причащающимися. Если причастие такого человека было для него, скорее, «случайным» и бессознательным, то ему лучше временно, на период первого и второго этапов оглашения, его не продолжать, поскольку сама катехизация для таковых и бывает по сути их первым серьёзным говением — личной подготовкой к первому ответственному и по возможности сознательному участию в таинстве.

Но если человек был крещён (в том числе с детства) и теперь по своей внутренней потребности и регулярно, т. е. чаще чем 6 раз в год, участвует в евхаристии, оглашаясь только с целью «восполнения» своего таинства крещения (в широком смысле слова), то отрывать его от сакраментальной церковной жизни нельзя, ибо христианин не должен идти назад, а только вперёд и вверх. Таковым не надо будет выходить с другими из храма на «Оглашенные, изыдите!», чтобы иметь возможность участвовать в Литургии верных и причащаться.

Если у таких христиан вдруг возникнет сомнение, нужно ли им вообще оглашение, то им надо пояснить, что оно нужно вообще всем взрослым христианам, поскольку оглашение есть некая духовная целостность, целостный духовный опыт, который очень трудно (хотя иногда и возможно) получить им самим, да ещё лишь за год. Именно оглашение, как правило, приводит верующих к взрослой вере, делая их в церкви «верными».

Конечно, катехизатором такого человека лучше было бы быть священнику, которого он знает или считает своим личным духовником. Но если этот «духовник» благословляет провести катехизацию своего подопечного другим катехизаторам, то всем надо каждый раз особо думать, как в таком случае восполнить опыт предоглашения, как — опыт оглашения, а как — опыт просвещения и «светлой седмицы». Тут часто приходится идти на некоторый компромисс, допустимую степень которого должна подсказать и совесть самого оглашаемого. Это значит, что, не отрицая уже накопленного положительного опыта сакраментальной, аскетической и церковно-молитвенной жизни, а также какого-то догматического познания, акцент придётся перенести на «восполнение» этого опыта ради достижения целостного церковного и личного предогласительного и огласительного опыта, а также опыта участия в таинствах веры, молитвы и жизни.

Полное оглашение человека до 20–22 лет в наших условиях обычно бывает невозможно. До этого возраста христианин может обретать духовный опыт, примерно соответствующий лишь предогласительному и огласительному и только в малой части — таинствоводственному. Но в ряде случаев не только крёстному, но и катехизатору приходится заниматься с такими людьми, особенно когда в силу обстоятельств предстоит их срочное крещение. Конечно, эти встречи возможны с детьми не менее трёхлетнего возраста (обозначенного ещё св. Григорием Богословом). Иначе катехизация затрагивает ещё не самого крещаемого, а лишь его родителей (хотя бы одного) и крёстных (или крёстного). 

В чрезвычайных случаях при необходимости крестить не младенцев без какой-либо катехизации (в случае тяжёлой болезни, серьёзной опасности смерти и т. д.) всегда остаются требования его личной веры во Христа, покаяния крещаемого и сохранения им человеческого облика, точнее образа Божьего в нём. Если крещаемого никак нельзя назвать человеком, а также если он уже полностью лишился сознания, если он не мог раньше, и сейчас не может, ответить за себя, вообще хочет ли он крещения, чтобы быть и жить с Богом во Христе и Святом Духе, или если он не успел прежде открыть свою на то волю близким, то крестить его, во избежание тяжкого греха духовного насилия, недопустимо. В случае же выздоровления, преодоления опасности и т. д. человеку, крещёному «клинически» (т. е. на одре болезни и без оглашения), нужно пройти «во благовремении» восполнение этого таинства, в том числе через посильную катехизацию. Это восполнение таинства может касаться и той или иной части литургического, молитвенного чина всего таинства просвещения, в том числе через совершение самих таинств миропомазания и причащения, особенно если в чрезвычайной обстановке крещение совершал христианин, не являющийся пресвитером или епископом (но обязательно — член Церкви, равно мужчина или женщина, в силу своего «царственного священства»). В случае необходимости такого «мирянского» крещения рекомендуется использовать «Чин краткого крещения» [5] (см.: Православное богослужение, вып. 4. С. 63-66).

Катехизация в особых случаях может иметь и иные формы, в том числе в той или иной степени заочную, однако все они требуют специального опыта и персональных подходов.

 

Приложение 1

Оглашение просвещаемых 

Просвещаемые — это те, кто непосредственно готовятся к таинству просвещения-крещения, а значит, уже сознательно и духовно ответственно пришли к вере в Бога и Господа Иисуса Христа, уже начали свою христианскую жизнь в покаянии, уже умеют свободно молиться Богу и уже познакомились со Священным писанием Ветхого Завета, но главное, с синоптическими евангелиями от Матфея, Марка и Луки (как минимум с одним из них).

Темы огласительных бесед 2-го этапа

Вступление. Главное требование: один-два раза в неделю — огласительные беседы; также два раза в неделю надо быть в храме — на Литургии оглашаемых и, по возможности, на Вечерне и/или Утрене; еще требуется чтение по программе, личная молитва и этическая работа над собой.

Беседа о мистике «божественного мрака» — по Исх 20:18-21 (см.: Георгий Кочетков, свящ. Идите, научите все народы. Катехизис для катехизаторов: В 7 ч. Изд. 2-е, испр. и доп. — М., 2015. С. 21-30; Георгий Кочетков, свящ. В начале было Слово. Катехизис для просвещаемых. Изд. 2-е, испр. — М., 2007. С. 21-30; а также: Православная община. № 39. С. 33–44).

Молитва, делающая «просвещаемыми», и три «запрещения на дьявола (экзорцизм)» (или соответствующие им три «умилостивительные» («очистительные») молитвы по чину свт. Мефодия Константинопольского из Большого требника). 

1. Бог и мир. Сотворение мира. (См.: Быт 1:1-2:4а). 2. Божественное Откровение. Богопознание в Вере, Надежде и Любви. Никео-Цареградский символ веры, его смысл и значение. 
  3. Бог и человек. Сотворение человека. Первый (доисторический) Завет — Бога с Адамом (См.: Быт 2:4б-2:25 ). 4. Священное божественное Писание и Предание и Священное писание и предание церкви. Её писания и предания. 
5. Добро, зло, грех и закон. Грехопадение. Начало истории человечества. (См.: Быт 3—11). (См. приложение к теме: а) последствия Грехопадения для человека и общества; б) проблемы отношения тварного человека к себе и другому человеку, к миру и дару тварной жизни: экология и биоэтика ). 6. Ветхий Завет Бога с людьми: четыре завета — с Ноем; Авраамом, Исааком и Иаковом; Моисеем; Давидом. Закон как «детоводитель ко Христу». «Десять заповедей» как основной ветхозаветный закон отношений к единому Богу и ближним. Пророки и основные пророчества — «мессианские места» Ветхого завета. (См.: Быт до конца, особ. гл. 12-35; Исх, особ. гл. 19-24, в том числе 20:2-17 — наизусть; Ис, особ. гл. 40-62; составить «личные» 10 этических заповедей). 
  7. Первый, подготовительный, этап жизни Иисуса — Сына Человеческого и Сына Божьего: Богоявление — Рождество и Крещение с последующим Искушением. (См.: Мк 1:1-13, Мф 1:1-4:11; Лк 1:1-4:13, в том числе 2:14 — наизусть).     8. Четвероевангелие, особенно «синоптики». Жизнь Иисуса на земле — «исполнение» Закона и Пророков. Внешнее и внутреннее подражание Христу. 
  9. Второй, благовестнический, этап жизни Иисуса — Сына Человеческого и Сына Божьего: евангельское учение Господа (до входа в Иерусалим). Его центр — евангельские «блаженства» и молитва Господня «Отец наш Небесный». (См.: Мф 5-7 — Нагорная проповедь, в том числе 5:3-12 и 6:9-13 — наизусть). 10. Участие просвещаемых в «синаксарных» богослужениях. Основная часть и особые элементы Литургии оглашаемых. Введение в таинство просвещения — через «таинство слова» к таинствам покаяния, крещения, миропомазания и евхаристии. (Пс 31 — наизусть, лучше по-русски; найти основную часть и специфические элементы вечерни. Православное богослужение. См.: Кн. 1: Вечерня и Утреня. Кн. 2: Последование таинства евхаристии: Литургия св. Иоанна Златоуста — кроме литургий верных, на которых оглашаемые обычно не присутствуют). 
  11. Третий, искупительно-спасительный, этап жизни Иисуса — Сына Человеческого и Сына Божьего: от Входа в Иерусалим до Вознесения. Христос — Новая Пасха. Заключение Христом — Новым Адамом — Нового Завета с Богом. (См.: Мф 26-28, Мк 14-16, Лк 22-24, Деян 1). 12. Христианство и основные существующие религии: ислам, буддизм, индуизми иудаизм. Другие распространённые в наше время нехристианские учения и секты.
13. Исполнение обетования — вступление в действие Нового Завета: Пятидесятница и Сошествие Святого Духа. Троическое Богоявление. Рождение Церкви — нового Народа Божьего. (См.: Деян 2). 14. Церковь и церкви в истории. Православие и основные христианские исповедания. Церковь и современный человек, церковь и общество. Церковь и государство в нашей стране. Законодательство о свободе совести и религиозных объединениях. Современное положение и жизнь Русской православной церкви. Автокефальные православные церкви. Роль и место в церкви своей епархии. Жизнь в своей приходской и (или) братской общине. (См. соответствующие статьи энциклопедиях или справочниках). 

 

Заключение. Молитвенно-покаянная встреча и собеседование: Символ веры (крещаемые и все — хором) и заповеди Моисея; Канон покаянный в русском переводе и покаянная молитва вслух каждого (коленопреклонно); евангельские «блаженства» и «Отче наш»; личная беседа с поручителями и оглашаемыми — об итогах, проблемах, пожеланиях и перспективах, в том числе о взаимопомощи и служении.

Отдельно предстоящим может быть организовано проведение для всех исповеди «за всю жизнь» и завершение чинов оглашения («4-я молитва» [6]).

 

Приложение 2

Примерный перечень грехов близких к смертным (из современной пастырской практики; т.е. то, что ведет к целожизненному рабству, беснованию):

— клевета и лжесвидетельство; 
— предательство; 
— злоба, ненависть, жизнь в обидах (устойчивая обида); 
— рукоприкладство (в т.ч. к детям);
— нарушение обетов и др. обещаний Богу;
— ложь (если ее последствием является серьёзный духовный, материальный или психологический ущерб);
— умышленное воровство (если его последствием является серьёзный духовный, материальный или психологический ущерб), в т.ч. сознательное невозвращение долгов в срок; 
— «благодушие» — непротивление злу (также если его последствием является серьёзный духовный, материальный или психологический ущерб);
— сознательное и регулярное посещение порносайтов;
— анальный секс; 
— регулярное курение травы и употребление наркотиков;
— пьянство, запой;
— игромания, бесконтрольное сидение за компьютером, полная зависимость от телефона и телевизора;

 

Приложение 3

Литература, рекомендуемая для чтения в период оглашения и после воцерковления

А. Проповеднический (предогласительный) этап

1. Миссионерские (открытые) встречи // Православная община (далее – ПО). М., 1994. № 22—23. С. 87—102; № 24. С. 39—59; М., 1995. № 25. С. 40—66; № 27. С. 28—53;М., 1997. № 40. С. 14—28; № 41. С. 22—31; № 42. С. 17—60; М., 1998. № 43. С. 12—26, аудио- и видеозаписи подобных встреч.

2. «Мой путь к Богу и в Церковь. Живые свидетельства 90-х годов ХХ в.», М.: СФИ, 2003 – 208 с. (фрагмент сборника)

3. «Мой путь к Богу и в Церковь. Живые свидетельства 2000-х годов», М.: СФИ, 2016 – 104 с.

4. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Вера. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2013 г. – 230 с.

5. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Быть христианином. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2012. – 112 с.

6. Кочетков Георгий, свящ. Человек похож на яблоко из райского сада...: Семь интервью газете «ДиаНовости». 5-е изд., испр. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт (далее – СФИ), 2017. 

7. [Кочетков Георгий, свящ.Бог и человек: Вопросы нашей жизни и смерти. — 3-е изд., испр. — М.: Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр "Преображение"», 2011 – 164 с.

8. Бог и человек: вопросы о вере и смысле жизни. М. Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2017 – 168 с.

9. Льюис К.С. Просто христианство. / Пер. с англ. Череватой И., Трауберг Н. — М.: Дом Надежды, 2008. – 192 с. (и др. издания)

10. Марцинковский В.Ф. Смысл жизни. Новосибирск: Посох, 2013 — 128 с. 

11. Мень Александр, прот. Христианство. Последняя лекция (8 сентября 1990 г.) М.: Жизнь с Богом, 2012. —32 с.

12. Мень Александр, прот. Сын Человеческий. М.: Издательский дом «Жизнь с Богом», 2014. Изд. седьмое, исправленное. – 496 с.

13. Шмеман Александр, протопр. Можно ли верить, будучи цивилизованным? // ПО. М., 1992. № 12. С. 3—10.

14. Шмеман Александр, протопр. Воскресные беседы. М.: Паломник, 2008. — 352 с. 

Б. Огласительный этап

1. Новый Завет: Евангелие от Матфея, Маpка, Луки.

2. Ветхий Завет: Бытие (с 12-й главы), Иcxод, Второзаконие, Притчи Cоломона, две книги Премудрости, Псалтирь (особ.в пер. С.С. Аверинцева).

3. Избранные псалмы / Пер. и комм. С.С. Аверинцева. М.: СФИ, 2005 – 176 с.

4. Православное богослужение: В пер. с греч.и церковнослав. яз. Кн. 1: Вечерня и Утреня: С прил. церковнославянского текста / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и др.; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. Изд. 3-е, дополн. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2015. – 254 с.

5. Православное богослужение: В пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн. 2: Последование таинства евхаристии: Литургия св. Иоанна Златоуста: С прил. церковнослав. текста. 3-е изд., испр. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и др. — М.: СФИ, 2015. — 272 с. (кроме литургии верных)

6. Антоний (Блум), митр. Сурожский. О встрече. Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2010 – 272 с.

7. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Человек. Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2012. – 384 с.

8. Благотворительность и милосердие. М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2012. – 40 с.

9. Вопросы биоэтики. М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2012. - 40 с.

10. Кочетков Георгий, свящ. Беседы по христианской этике. Вып. 1–10:

Вып. 1: Что такое этика. Десять заповедей. Издание 4-е, исправленное. М.: СФИ, 2010. – 56 с.;

Вып. 2: Нравственное доказательство бытия Божия по И. Канту и М. Булгакову. Магия, ведовство, колдовство, вампиризм. Издание 3-е. М.: СФИ, 2006;

Вып. 3: Добро, зло, грех, закон. Нужно ли нам покаяние. Издание 3-е, исправленное. М.: СФИ, 2010. – 52 с.;

Вып. 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике. Издание 2-е, исправленное. М.: СФИ, 2004. – 68 с.;

Вып. 5: Что такое справедливость. Несвятая «святая ложь». Усилие и насилие. Издание 2-е. М.: СФИ, 2009. – 96 с.;

Вып. 6: Что такое разврат (духа, души и тела). Позволительно ли человеку разводиться. Издание 2-е, исправленное. М.: СФИ, 2010. – 68 с.;

Вып. 7: Что такое великая нация. «Золотое правило» этики. М.: СФИ, 2010. – 56 с.;

Вып. 8: Существует ли иерархия в этике. Границы этики. М.: СФИ, 2008. – 56 с.;

Вып. 9: Существует ли сатана. Экология души и духа. М.: СФИ, 2010. – 56 с.;

Вып. 10: Современные проблемы биоэтики. Можно ли примириться со смертью: христианское отношение к смерти и умирающим. М.: СФИ, 2011. – 64 с.

11. Льюис К.С. Размышления о псалмах. М.: Эксмо, 2011. – 224 с. (и др. издания)

12. Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (см. приложение 4). 

В. Просветительный этап

1. Новый Завет: Евангелие от Матфея, Маpка, Луки.

2. Ветхий Завет: Бытие, главы 1-11

3. Православное богослужение: В пер. с греч. и церковнослав. яз.:

Кн. 1: Вечерня, Утреня (см. п.Б);

Кн. 2: Последование таинства евхаристии: Литургия св. Иоанна Златоуста: (кроме литургии верных) (см. п.Б);

Кн. 4: Последования таинств крещения и миропомазания и другие чины воцерковления: С прил. церковнослав. текстов. 2-е изд., испр. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и др.; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2016. – 192 с.

4. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Киев: Пролог, 2003 – 380 с. (40 глава)

5. Иннокентий Московский, свт. Указание пути в Царство Небесное. М.: Отчий дом, 2009. – 176 с.

6. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и таиноводственные. М.: Благовест, 2010 – 352 с. (и др. издания) (только огласительные поучения)

7. Филарет Московский, свт. Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. М.: Сибирская благозвонница, 2013 – 160 с. (и др. издания) (Избранные главы:Введение, ч.2,3, Заключение)

8. Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Зилонский. Православный катехизис. Киев: Киево-Печерская лавра, 2012. – 150 с. (и др. издания) (Избранные главы: ч.2а, ч.4).

9. Додд Ч.Г. Основатель христианства. М.: МВПХШ, 1997.

10. Кочетков Георгий, свящ. Слово на Вечерне после паремииБеседа после Вечерни с оглашаемыми // ПО. 1997. № 39. С. 33–44.

11. Кочетков Георгий, свящ. «В начале было Слово»: Катехизис для просвещаемых. 2-е изд., испр. М.: СФИ, 2007.

12. О таинстве Крещения: [Сборник] / Протопр. Александр Шмеман, С.И. Фудель, свящ. Георгий Кочетков. М., 1990.

13. Павлович Н.А. Победитель смерти. М.: ПСТГУ, 2000. – 110 с.

14. Православие и христианские разделения: Исторический очерк / Сост. М. Воскресенский. М., 1996.

15. Фудель С.И. У стен Церкви. М.: Русский путь, 2009 – 272 с. (и др. издания)

16. Христианство и другие религии: Сборник статей. Приложение к книге свящ. Георгия Кочеткова «"Идите, научите все народы" (катехизис для катехизаторов)». 2-е изд., испр. и доп. – М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2015. – 120 с. : ил.

Г. Третий этап

1. В пределах времени «светлой седмицы»

1. Новый Завет: Евангелие от Иоанна, послания Иакова, 1 Петра, 1 Иоанна, Деяния

2. Православное богослужение: В пер. с греч. и церковнослав. яз. (в 7-ми книгах):

Кн. 1: Вечерня, Утреня (см. п.Б);

Кн. 2: Последование таинства евхаристии: Литургия св. Иоанна Златоуста (см. п.Б);

Кн. 3: Последования таинства Евхаристии: Литургия св. Василия Великого, Литургия преждеосвященных даров, Литургия св. апостола Иакова. С прил. церковнослав. текстов. 2-е изд., испр. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и др.; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. – М.: СФИ, 2010. – 272 с.;

Кн. 4: Последования таинств крещения и миропомазания и другие чины воцерковления (см. п. В);

Кн. 5: Последования таинств покаяния, елеосвящения, срочного причащения тяжелобольных, церковного брака, поставлений на служение церкви: С прил. церковнослав. текстов. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и др.; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. – М.: СФИ, 2008. – 304 с.;

Кн 6: Последования освящения воды, молитвы об усопших, молитвы до и после трапезы, молебны, различные молитвы: С прил. церковнослав. текстов. 2-е изд., испр. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и др.; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. – М.: СФИ, 2017. – 400 с.;

Кн 7: Часослов: С прил. церковнослав. текстов. 2-е изд., испр. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и др.; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. – М.: СФИ, 2018. –288 с.;

3. Церковный календарь на текущий год.

4. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и таиноводственные. М.: Благовест, 2010 – 352 с. (и др. издания) (тайноводственные поучения)

5. Филарет Московский, свт. Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. М.: Сибирская благозвонница, 2013 – 160 с. (и др. издания) (особенно части о таинствах и догматах)

6. Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Зилонский. Православный катехизис. Киев: Киево-Печерская лавра, 2012. – 150с. (и др. издания)

7. Кочетков Георгий, свящ. Христос воскрес! Проповеди на Светлой седмице. – М.: Культурно-просветительский центр «Преображение», 2009. – 128 с.

8. Он же. Братья и сестры, христиане!: Проповеди. Выпуск 5. М.: Изд-во братства «Сретение», 2004. – 68 с.

9. Кочетков Георгий, свящ. Вера вне церкви и проблема воцерковления // ПО. 1994. № 19. С. 77–86.

10. Павел (Олмари-Гусев), архиеп. Финляндский. Как мы веруем. М.: Отчий дом, 2010. – 144 с. (и др. издания)

11. Суттнер Эрнст-Христофор, свящ. Мнение древней церкви о присутствии спасительной силы в греческой языческой философии и в персидской религии // ПО. 1997. № 37. С. 62–70.

12. Шмеман Александр, протопр. За жизнь мира. Электросталь: Боргес, 2009 – 87 с. (и др. издания, в т.ч. «Мир как таинство» и «Таинства и Православие»).

2. Во время «пустыни»

1. Новый Завет (полностью).

2. Мария (Скобцова), прпмч. Типы религиозной жизни / Предисловие прот. Сергия Гаккеля. 4-е изд. М.: СФИ, 2009. – 68 с.

3. Каллист (Уэр), eп. Диоклийский. Православная церковь. М.: ББИ, 2012. – 376 с. (и др. издания)

4. Михаил (Грибановский), еп. Таврический. Письма // ПО. 1994. № 24. С. 64–79; 1995. № 25. С. 67–87.

5. Михаил (Грибановский), еп. Таврический. В чем состоит церковность? // ПО. М., 1991. № 1. С. 12—16. 

6. Перед исповедью и причастием: В помощь нововоцерковленным: [Сборник] / Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. 4-е изд., испр. М.: СФИ, 2011 – 120 с.

7. Сергий (Савельев), архим. Проповеди: в 4 т. М.: Издательство школы акварели, 1998-2003; также в журн. ПО. № 36, 39, 41, 46, 48.  

Д. После воцерковления

1. В первый год после воцерковления (катехизатору рекомендуется помогать нововоцерковленным с выбором порядка чтения)

1. Библия (вся).

2. Аверинцев С.С.. Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы. К.: Дух и литера, 2004. – 500 с. (И другие работы).

3. Избранные псалмы / Перевод и комментарии С.С. Аверинцева. — М.: СФИ, 2005. – 176 с.

4. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым «О цели христианской жизни». М: ТСЛ, 2011. – 128 с.

5. Сергий Мечёв, свщмч. Поучимся у Господа и святых отношению к духовной семье. Проповедь // ПО. М., 1999. № 52.

6. Его же. Церковь. Беседа о Церкви.  

7. Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Сектантство в православии и Православие в сектантстве // ПО. М., 1992. № 10. С. 71—77.

8.  Кочетков Георгий, свящ. Мы все стремились к общине. Изд. 2-е, испр. М.: Свято-Андреевское малое православное братство, 2008. – 54 с.

9. Он же. Проблема индивидуализма и личностности в Православной церкви (на приходе, в монастыре, в семье по плоти и семье по духу, т.е. в церковной общине-братстве-школе) // Личность в Церкви и обществе: Материалы Международной научно-богословской конференции (Москва, 17-19 сентября 2001 г.). М., 2003. – С. 17-32.

10. Миряне в церкви : Материалы Международной богословской конференции. Москва, август 1995 г. – М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1999. – 223 с.

11. Михаил (Грибановский), еп. В чем состоит церковность? // ПО. 1991. № 1.

12. Он же. Письма // ПО. 1994-95. №№ 24, 25.

13. Серафим, митрополит Германский. Основы христианской жизни // ПО. 1997. № 37. С. 38-61.

14. Сергий (Савельев), архим. Далекий путь. М., 1998.

15. Он же. Мы стремились осмыслить нашу церковную историю // ПО. № 55: журнал Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школы. М., 2000. - 128 с. 

2. Литература для дальнейшего вхождения в традицию Церкви

1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. М.: Лепта Книга, 2010. – 416 с. (и др. издания).

2. Мария (Скобцова), прпмч. Настоящее и будущее церкви // ПО. М., 1996. № 31. С. 45—52.

3. Феофан Затворник, свт. Как научиться молиться. М.: «Отчий дом», 2011. – 128 с.

4. Феофан Затворник, свт. Внутренняя жизнь. М.: «Отчий дом», 2010. – 192 с.

5. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Отчий дом, 2012. – 304 с.

6. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. – 352 c. И др. издание: Изд-во: Азбука, 2004. – 343 с.

7. Аверинцев С.С. Связь времен. К.: Дух и литера, 2005. – 448 с.

8. Аверинцев С.С. София–логос. Словарь. К.: Дух и литера. – 912 с.

9. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Проповеди и беседы. М., 1991. (и др. издания)

10. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2011 – 496 с.

11. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2012. – 96 с.

12. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Таинство любви. Беседы о христианском браке. СПб.: Сатис, 2012.

13. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Духовность и духовничество // ПО. М., 1994. № 22—23. С. 63—77.

14. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседы о вере и церкви. М.: СПб. Интербук, 1991. – 318 с.

15. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Церковь. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2011. – 288 с.

16. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Духовная жизнь. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2013. – 386 с.

17. Антоний (Блум), митр. Сурожский. О миссионерстве // Миссионерство церкви. М.: Свято-Сергиевское братство, 2005.

18. Бердяев Н.А. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан. Париж, 1931. Cм. также: Церковь и время. М., 1992. № 3. С. 26—42.

19. Бердяев Н.А. Истина православия // ПО. М., 1992. № 8. С. 42—49.

20. Бердяев Н.А. Вселенскость и конфессионализм // ПО. М., 1992. № 11. С. 65—77.

21. Бонхёффер Д. Хождение вслед / Пер. с нем. Г.М. Дашевского. М.: РГГУ, 2002. – 226 с.

22. Бонхёффер Д. Жить вместе. М.: Триада, 2003 – 112 с.

23. Булгаков Сергий, прот. Церковь и культура // ПО. М., 1994. № 21. С. 44—53.

25. Василий (Кривошеин), архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Василий (Кривошеин), арх. Богословские труды. Н. Новгород, 1996. С. 114—208; ЖМП. М., 1986. № 3; Альфа и омега. М., 1995. № 3(6).

26. Гаккель Сергий, прот. Мать Мария. М.: Всецерковное православное молодежное движение, 1993.

27. Евдокимов П. Православие. М., 2012. – 512 с.

28. Евдокимов П. Этапы духовной жизни: От отцов-пустынников до наших дней / М.: МВПХШ, 2003. – 232 с.

29. Желудков Сергий, свящ. Почему и я — христианин. СПб., 1996.

30. Жизнеописание свщмч. Сергия Мечева // Надежда. Базель—М., 1993. № 16. (Или: «Друг друга тяготы носите...». Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечева. В 2-х т. Сост. А. Грушина. М.: ПСТГУ, 2012 – 1084 с.

31. Жураковский А.Е. Литургический канон теперь и прежде. К вопросу о церковной реформе. – М.: Братство во имя новомучеников и исповедников российских, 2005. – 64 с.

32. Он же. «Мы должны всё претерпеть ради Христа...»: проповеди, богословские эссе, письмо из ссылки к своей пастве. / свящ. Анатолий Жураковский; сост. Павел Проценко. – М.: ПСТГУ, 2008. – 348 с.: илл – (Слово исповедников ХХ века).

33. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви. М.: МГУ, 1994. – 176 с.

34. Кочетков Георгий, свящ. Церковь и мир: сборник статей. М.: Православной просветительско-благотворительное братство «Сретение», 2004. – 261 с.

35. Кочетков Георгий, свящ. Крещение Руси и развитие русской миссии (под псевдонимом А.) // Вестник РСХД. 1989. № 156. С.5-44.

36. Кочетков Георгий, свящ. Путь Креста. Проповеди 1997-2007. 2-е изд., испр. и дополн. М.: Преображенское содружество малых православных братств, 2014. – 252 с.

37. Кочетков Георгий, свящ. Готовьтесь встретить Христа Воскресшего: Проповеди Великого поста. М.: Культурно-просветительский центр «Преображение», 2014. – 216 с.

38. Кочетков Георгий, свящ.Проблемы проповеди евангелия и контекст современной церковной жизни в России. М.: СФИ, 2006. – 32 с. 

39. Лёв Жак, свящ. «Будьте Моими учениками»: Вестники евангелия: Размышления / Пер. с фр. Г.А. Хазовой. СПб.: «Paoline» – Издательство св. Петра, 2002. – 274 с.

40. Льюис К.С. Письма Баламута. М.: ЭКСМО, 2011. – 240 с.

41. Михаил (Грибановский), еп. Таврический. Над Евангелием. СПб.: Сатис, 2011. – 335 с.

42. Мень Александр, прот. Домашние беседы о Христе и Церкви. М.: Жизнь с Богом, 2010 – 191 с.

43. Опоцкий Николай, свящ. Идеальная община и путь к ее восстановленю: Два доклада о возможной организации приходской жизни. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Преображенское содружество малых православных братств; Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2013. – 88 с.

44. Писания старца Силуана Афонского // Иером. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. 2-е изд., испр. М.: СТСЛ, 2010 – с. 528.

45. Пассии и проповеди, особенно: прот. Всеволод Шпиллер, протопр. Виталий Боровой, прот. Александр Шмеман, митр. Антоний Сурожский, архим. Таврион (Батозский), свящ. Георгий Кочетков — во всех номерах журн. ПО.

46. Сергий (Королев), архиеп. Пражский. О подвиге общения // ПО. М., 1994. № 20. С. 43—49.

47. Трубецкой Е.А. Смысл жизни. М.: АСТ, 2011. – 397 с. (и др. издания).

48. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М.: ACT, 2003. – 700 с.

49. Франк С.Л. С нами Бог. М.: ACT, 2003. – 752 с.

50. Фудель С.И. Записки о литургии и церкви. Изд. 2-е, испр. М.: Русский путь, 2012. (и др. книги)

51. Фудель С.И. Свет Церкви // ПО. М., 1994. № 20. С. 23—28. (и др. работы.)

52. Честертон Г.К. Ортодоксия // Вечный человек. М.: ЭКСМО, 2004. С. 357—478.

53. Шмеман Александр, протопр. Исповедь и причастие // ПО. 1992. № 10. С.40-54.

54. Шмеман Александр, протопр. Исторический путь православия. М.: Книжный клуб Книговек, 2010. – 544 с.

55. Шмеман Александр, протопр. К вопросу о литургической практике: Письмо моему епископу // ПО. М., 1996. № 34. С. 113—127. 

56. Шмеман Александр, протопр. Великий пост. М.: Издательство Храма святой мученицы Татианы при МГУ, мягкая обложка, 2012. – 192 с.

57. Шмеман Александр, протопр. Дневники: 1973–1983. Изд.4-е, испр. М.: Русский путь, 2013. – 734 стр. (И др. его работы.)

58. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие / Пер. с новогреч. М.: Центр изучения религий, 1992. – 232 с.

59. Православная община: Журнал Свято-Филаретовского православно-христианского института. 1990–2000. № 1–60. 

60. Кифа: Газета Преображенского содружества малых православных братств. С 2002 г. 

61. Др. издания Свято-Филаретовского института. См.: Издания Свято-Филаретовского православно-христианского института: Аннотированный каталог. М.: СФИ. (электронная версия на сайте www.sfi.ru)

 

Приложение 4.

Художественная литература христианской проблематики

Проза

1. Леонид Андреев. Христиане. Правила добра.

2. Федор Достоевский. Пpеcтупление и наказание. Идиот. Беcы. Бpатья Каpамазовы.

3. Николай Лесков. Cобоpяне. Однодум. На кpаю cвета. Некpещеный поп. Запечатленный ангел.

4. Михаил Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы (особенно последняя глава).

5. Иван Туpгенев. Живые мощи.

6. Гpигоp Наpекаци. Книга cкоpбныx пеcнопений.

7. Данте Алигьери. Божеcтвенная комедия.

8. Уильям Шекcпиp. Коpоль Лиp.

9. Иоганн Вольфганг Гете. Фауcт.

10. Генрих Cенкевич. Камо гpядеши?

11. Гилберт Кийт Чеcтеpтон. Pаccказы о патеpе Бpауне. Шаp и Кpеcт.

12. Томас Манн. Иоcиф и его бpатья.

13. Никос Казандзакиc. Xpиcта pаcпинают вновь.

14. Антуан де Cент-Экзюпеpи. Планета людей. Военный летчик. Пиcьмо генеpалу X.

15. Джон Pоналд-Pуэл Толкиен. Властелин колец.

16. Клайв Cтейплз Льюиc. Меpзейшая мощь.

17. Гpэм Гpин. Cила и cлава.

18. Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Случай на станции Кочетовка

Поэзия

1. Анна Аxматова. Бесшумно ходили по дому ... В каждом древе распятый Господь...». Pеквием. Кого когда-то называли люди...

2. Александр Блок. Неведомому Богу. Веpю в cолнце Завета... Когда в листве сырой и ржавой... Здесь память волны святой... Болотный попик.

3. Иван Бунин. Кадильница. И цветы, и шмели, и трава, и колосья...

4. Николай Гумилев. Блудный сын. Ворота рая. Cлово.

5. Гавриил Державин. Бог. Властителям и судиям.

6. К.P. (Константин Романов). Из Апокалипcиcа (Cтучаcя, у двеpи твоей Я cтою...).

7. Михаил Леpмонтов. Молитва (1829, 1837, 1839 ). Ангел. Пpоpок. Когда волнуется желтеющая нива... Выхожу один я на дорогу... Дума. Когда б в покоpноcти незнанья... Гляжу на будущноcть...

8. Константин Батюшков. Надежда.

9. Аполлон Майков. Не говоpи, что нет cпаcения... В чем cчаcтье? В жизненном пути...

10. Осип Мандельштам. Дано мне тело... Ещё не умер ты... Я скажу это начерно, шёпотом... Душный cумpак... Неумолимые cлова... Паденье - неизменный cпутник cтpаxа... Вот дароносица, как солнце золотое... Люблю под сводами седыя тишины...

11. Борис Паcтеpнак. На Cтpаcтной. Pождеcтвенcкая звезда. Чудо. Дуpные дни. Магдалина. Гефсиманский сад. В больнице.

12. Александр Пушкин. Пророк. Возpождение. Воcпоминание. Напpаcно я бегу к Cионcким выcотам... Подpажание итальянcкому. Молитва (Отцы пуcтынники...). Я памятник себе воздвиг нерукотворный...

13. Феодор Тютчев. О, вещая душа моя... Наш век. Над этой темною толпой... Пpоблеcк. Поcледний катаклизм. Эти бедные cеленья. Нам не дано пpедугадать... Чему бы жизнь нас ни учила... Когда на то нет Божьего cоглаcья... На юбилей М.В. Ломоноcова («Он, умиpая, cомневалcя...»). Из «Вильгельма Мейcтеpа» («Кто c xлебом cлез cвоиx не ел...»).

14. Алексей Xомяков. Заpя. Давид. Не говоpите: То былое... Мы - род избранный - говорили.... Воскрешение Лазаря. По прочтении псалма. Подвиг есть и в сраженьи...

15. Евгений Баpатынcкий. Молитва.

16. Николай Языков. Землетрясение. Пловец.

17. Дмитрий Веневитинов. Люби питомца вдохновенья...

18. Николай Некpаcов. Пpоpок.

19. Алексей Конст. Толcтой. Меня, во мpаке и в пыли... Я задремал, главу понуря... Иоанн Дамаcкин.

20. Вячеслав Иванов. Свершается Церковь, когдa...

21. Томас Стернс Элиот. Трудно тем, кто не знал гонений...

22. Райнер Мария Рильке. Созерцание (Деревья складками коры...)

23. Эмили Дикинсон. Я знаю – небо, как шатер... Ведь я просила хоть грош... Я пью нерукотворный хмель

24. Александр Величанский. Поднимите взоры, лица... «Современность», ты миф эфемерный... Остается надеяться лишь...

25. Ольга Седакова. Детство (Помню я раннее детство...), Холод мира кто-нибудь согреет... Блудный сын возвратится...

26. Афанасий Фет. Не тем, Гоcподь, могуч, непостижим... Я потpяcен, когда кpугом...

27. Иосиф Бродский. Сретение.

28. Николай Минский. Кто крест однажды хочет несть...

  

Приложение 5

Темы таинствоводства 1 ступени

Введение в таинствоводство (мистагогю). Единое богочеловеческое Таинство. Церковные обряды (или вероопределения), таинства и богочеловеческие и Божьи Тайны. Факт и процесс, идея и символ, мистический акт. Таинства жизни, молитвы и веры церкви и её членов. «Нормаль» таинств. Их плоды и последний, «третий» аминь

Тема 1. Начала жизни человека и церкви во Свете Божества — таинство просвещения, или крещение в широком смысле слова

Тема 2. Начала веры человека и церкви в единое Божество-Святую Троицу — тринитология

Тема 3. Начала жизни человека и церкви в Боге-Отце — таинство крещения «во имя Бога-Отца», или таинство покаяния (возвращения к Отцу)

Тема 4. Начала веры человека и церкви в единого Бога, Отца нашего Небесного — патерология

Тема 5. Начала жизни человека и церкви во Христе — таинство крещения во Христа, или крещения в узком смысле слова

Тема 6. Начала веры человека и церкви в Иисуса, единого и целостного Богочеловека, Христа, Господа нашего — христология

Тема 7. Начала жизни человека и церкви в Духе Святом — таинство крещения «во имя Духа Святого» и облечения в Него, или (миро-)помазания

Тема 8. Начала веры человека и церкви в Духа Святого — пневматология

Тема 9. Начала жизни человека и церкви в приобщении к Любви Христовой — таинство собирания во Христе, евхаристии (благодарения Отца) и причащения телу и крови Христа, или таинство общения и служения церкви как общины и братства

Тема 10. Начала веры человека и церкви в новозаветную Церковь — экклезиология

 

Темы таинствоводства 2 ступени

Часть I

«Дополнительные» таинства. Начала личного совершенствования человека в церкви, т. е. таинства его обновления и исцеления: по духу — таинство личного духовно-нравственного и аскетического покаяния; по плоти — таинство личного елео-освящения, или соборования.Таинства освящающего поставления (благословения) старших в церкви для их межличного служения ближним и близким:

в поместной церкви как евхаристической общине, как бы в семье по духу — таинство «второго» священства, или поставления (хиротонии) старших служителей — иерархических лиц — через их свободное избрание и утверждение (прохрисис) церковью с молитвой благословения и возложением рук (хиротсией);

в родовой семье по плоти — таинство брако-благословения, или брако-освящения, т. е. увенчания свободно избранных и утверждённых «в Господе» новобрачных славою и честью, «по образу Христа и Церкви».

Тема 1. Таинство личного духовно-нравственного и аскетического покаяния

Тема 2. Таинство елео-освящения

Тема 3. Таинства иерархического, «второго» священства

Тема 4. Таинство освящения брака и семьи по плоти

Часть II

Новая христианская (православная) антропология. Об устроении и спасении человека и человечества. Основы христианской аскетики и мистики

Тема 5. Об устроении человека и человечества (Церкви, народа и общества)

Тема 6. «Субъективная» сотериология. Спасение и творчество. Смысл и цель жизни человека. Пастырология и миссиология. Агиология и «молитвы святых»

Тема 7. Основные понятия христианской аскетики как пути исцеления и спасения человека и человечества

Тема 8. Некоторые понятия христианской мистики. Тайна и таинство жизни человека и человечества в Церкви

Часть III

Христианская (православная) эсхатология и апокалиптика. «Живём ли или умираем — мы Господни»: таинство «первой» смерти и откровение о конце истории

Тема 9. Таинство погребения верных — таинство «первой» смерти человека

Отпевание и молитва «за упокой» усопших (личная и церковная)

Тема 10. Откровение о конце истории человечества и этого мира — тайна Последнего Дня (эсхатона)

«Второе» Пришествие Христа, общее воскресение и «Суд». Тайна «второй» смерти. Исполнение Нового Завета в последнем, Седьмом, метаисторическом Завете. Полнота Жизни вечной на «новом небе и новой земле» — в Царстве Божьем, Небесном. Бог — «всё во всём»

«В меру возраста полноты Христовой»: путь духовного возрастания верных в церкви.

Заключение. Жизнь в церкви её полных, истинно крещёных и воцерковлённых членов. Два её главных направления и этапа: жизнь начинающих верных в постоянном свидетельстве и освящении себя и мира и жизнь бльших и старших верных в вечном совершенствовании и преображении себя и мира.

 

Список литературы

  1. 1. «Духом пламенейте, Господу служите». Искус «большой пустыни». Часть 1
  2. 2. «Духом пламенейте, Господу служите». Искус «большой пустыни». Часть 2
  3. 3. «Духом пламенейте, Господу служите». Искус «большой пустыни». Часть 3
  4. 4. «Духом пламенейте, Господу служите». Искус «большой пустыни». Часть 4
  5. 5. «Духом пламенейте, Господу служите». Искус «большой пустыни». Часть 5
  6. 6. «Духом пламенейте, Господу служите». Искус «большой пустыни». Часть 6
  7. 7. Хрестоматия по мистагогии. Книга 1. Приложения к таинствоводственным темам первой ступени. Введение в таинствоводство (мистагогию). Христология. Пневматология
  8. 8. Хрестоматия по мистагогии. Книга 2. Приложения к таинствоводственным темам первой ступени. Евхаристия. Экклезиология.
  9. 9. Хрестоматия по мистагогии. Книга 3. Приложения к таинствоводственным темам второй ступени. Путь духовного возрастания верных в церкви. Таинства аскетического покаяния и елеосвящения. Таинства брака и иерархического священства
  10. 10. Хрестоматия по мистагогии. Книга 4. Приложения к таинствоводственным темам второй ступени. Новая христианская (православная) антропология. Эсхатология.

 

Примечания

1 – Православное богослужение: В пер. с греч. И церковнослав. яз. Кн. 4: Последования таинств крещения и миропомазания и другие чины воцерковления: С прил. церковнослав. текстов. 2-е изд., испр. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и пр.; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. — М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2016. С. 29-30.

2 – См. там же. С. 23-27.

3 – См. там же. С. 31-32.

4 – Cм. там же. С. 75-83.

5 – См. там же. С. 63-66.

6 – См. эту молитву в русском переводе: Там же. С. 35-36.

Об авторе

Кочетков Георгий, священник

Ректор СФИ. Кандидат богословия

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

Миссиология

Материалы по миссиологии и истории миссии, святоотеческие тексты и рецензии

Катехетика

Материалы по катехетике и истории огласительной практики, тексты святых отцов-катехетов

МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив