Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Возможная система оглашения в Русской православной церкви в современных условиях

Церковь обладает огромным опытом целостной катехизации (оглашения), т.е., как правило, устного, последовательного и целостного наставления в основах христианской (православной) веры, молитвы и жизни...
11 мая 2023 44 мин.

Скачать в формате  DOC  EPUB  FB2  PDF

Современная церковная жизнь Русской православной церкви требует дальнейшего возрождения и раскрытия церковного института катехизации (оглашения). Каждый христианин, согласно канонам, в нормальном случае должен пройти целостную и последовательную катехизацию, чтобы его можно было назвать «верным», т. е. полным членом Церкви. 

Для достижения этой цели требуется как актуализация прежнего, так и накопление и обобщение современного опыта. 

Нормальная полная катехизация может проводиться только по отношению к взрослым людям, начиная, как правило, с 20–22 лет. До этого все верующие христиане, как некрещёные, так и крещёные, непричащающиеся, а подчас даже и причащающиеся, могут считаться проходящими в той или иной форме лишь первый этап оглашения.

I

Первый этап оглашения в сущности начинается с того момента, когда сознательный человек по своей вере в Бога и Господа Иисуса как Христа, Мессию стал христианином, членом Церкви, пусть ещё и неполным, ибо он не может ещё полноценно и ответственно участвовать в её таинствах веры, молитвы и жизни. В самом нормальном случае, т. е. если он ещё не крещён, это происходит тогда, когда он, например, после нескольких общих вводных миссионерско-предогласительных (иногда называемых «открытыми») встреч проявляет готовность выразить (как правило, на предварительном собеседовании) своё личное, искреннее и ответственное желание креститься и/или, если крещён, воцерковиться, осознав себя и Духом Святым исповедав (признав) пред церковными людьми свою веру в единого живого личного Бога — Творца мира, как и в Иисуса Христа, Спасителя своего, всех людей и мира.

Далее, если после предоглашения свободный характер исповедания веры и желание жить по-божески и по-человечески подтверждается епископом, пресвитером, дьяконом или иным ответственным катехизатором, то над таким человеком (или группой людей) может быть прочтена следующая древняя Молитва перед началом первого этапа оглашения, во время которой «и имя нарекается ему». Это имя может не совпадать с именем «по паспорту».

«Священник знаменует его/их образом Креста и говорит:

Благословен Ты, Господи, Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа! Ты из всех народов избираешь Себе Народ особый, ревностный к добрым делам, — Ты же и этого/этих раба/-ов Твоего/-их (имя/имена), пришедшего/-их к Твоей святой Церкви, благослови! Отверзни его/их очи для уразумения дивных чудес Твоих, открой его/их уши для слышания божественных слов Твоих и присоедини его/их к оглашаемым Народа Твоего, чтобы во время благоприятное он/они был/-и удостоен/-ы возрождения и одежды нетления. 

Снова знаменует его/их образом Креста, записывает его/их имя/имена среди имён оглашаемых и далее молится:

О Владыка, Ты послал спасение миру — святое Слово Твоё, дабы всех исполнить познанием Тебя как Бога. Ты отнял у лукавого душу/-и раба/-ов Твоего/-их, — Ты же и просвети его/их, и наставь на путь освящения чрез Твоего Христа, и впредь не допускай никакому злому духу пребывать в нём/ них, — ведь один Ты Избавитель рода нашего — и мы славу и благодарение приносим Тебе, ныне и всегда и во веки веков. 
Аминь [1].

Если же некрещёный человек ещё мал, то он может стать оглашаемым первого этапа по желанию своих христианских родителей (или хотя бы одного из них, при условии согласия второго). Для этой цели используется специальный чин из Требника: Молитвы в 40-й день от рождения [2].

Всякий оглашаемый, включая некрещёных, согласно древним каноническим источникам получает полное право «входить в храм и слушать чтение», главным образом Священного писания, присутствовать на всех службах, кроме тех, на которых верные участвуют в таинствах (в Литургии верных, крещении, исповеди-покаянии, браке-венчании, соборовании-елеосвящении и т. д.).

Цель всего первого этапа оглашения — дать возможность оглашаемому человеку проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, церкви проверить самого этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений (по его духу и плодам, в отношении к Богу, себе и ближним).

Первый этап оглашения базируется на начатках живой веры в Бога и человека и на личном покаянии — признании себя грешником. Оглашение учит брать и нести свой крест, отвергаясь от себя и своего, от всего, что человек имеет. Для этого все оглашаемые должны одновременно делать конкретные усилия в области своей веры, молитвы и жизни:

ВЕРА. Оглашаемые знакомятся с каноническими и неканоническими книгами Священного писания Ветхого и Нового заветов. Здесь в первую очередь им надо прочитать, как минимум, одно, а в нормальном случае подряд все три синоптические Евангелия. При этом им следует выяснять все свои внешние и внутренние вопросы, сопоставляя ответы со своими устремлениями, опытом и интуицией. Такое чтение Евангелия должно быть честным, скрупулёзным исследованием его духа и смысла. 

Ветхий завет начинают читать с книг Притчей и Премудрости (на предоглашении), а далее читают основные места из книг закона и пророков. 

Все вопросы задаются и выясняются самими оглашаемыми по мере их духовного роста и продвижения, но иногда и их будущими крёстными-поручителями или другими близкими им христианами. Ответы даются, главным образом, их церковными наставниками — катехизаторами. Группу оглашаемых (желательно до 15–20 человек) от имени церкви (или церковной общины, братства) ведёт всегда один ответственный катехизатор.

МОЛИТВА. В качестве закона молитвы, или личного молитвенного правила, оглашаемым следует взять на себя следующее: вырабатывать привычку ежедневно молиться, чтобы ни один день их жизни не прошёл бесплодно пред Богом и ближними. Для этого можно и даже нужно использовать главным образом так называемую «свободную» молитву своими словами, не ограниченную никакими обстоятельствами места и времени. Свои слова могут казаться (и быть) очень примитивными, но для начинающих это не страшно. Им важно не привыкать к распространенному сейчас среди христиан духовному потребительству и им сразу нужно учиться различать, какая молитва доходит только «до потолка», какая имеет какое-то магическое действие, а какая доходит до «третьего» Неба, т. е. до Божьего жилища, принося соответствующий плод — личный ответ Бога в сердце, изменяющий не только настроение, но и внешнюю и внутреннюю жизнь оглашаемых. Из молитв, принятых церковью, лучше всего читать Псалтирь (по-русски, например в переводе акад. С. С. Аверинцева). Личная молитва оглашаемых всегда должна быть обращена к единому Богу, к Отцу Небесному. 

Плюс к этому оглашаемым надо по возможности чаще бывать в храмах, посещать церковь, т. е. христианское молитвенное и научительное собрание. Правда, учитывая то, что наше нынешнее храмовое богослужение в целом рассчитано на участие в нём только полных членов Церкви, оглашаемым можно рекомендовать бывать в храме преимущественно на синаксарных службах (Вечерня, Утреня, Литургия оглашаемых), а также до или после богослужения и «на фоне» его, во избежание отчуждения от него по упомянутой нами причине. Конечно, вместе с этим возможны и домашние молитвенные встречи и общения, в том числе с верными христианами.

ЖИЗНЬ. Стремясь к исполнению церковного «правила добра и красоты», оглашаемым следует нравственно совершенствоваться вплоть до ощущения того предела, который есть предел наших природных и ещё не исполнившихся благодатью человеческих сил. Для этого всем им надо актуализировать: во-первых, свою совесть как голос Божий в человеке, даже если эта совесть ещё сильно больна или искажена; во-вторых, свои знания общечеловеческого нравственного опыта, откуда бы он ни был взят, лишь бы его по духу принимало сердце; и в-третьих, библейский опыт, особенно опыт закона и новозаветный опыт. Здесь же бывают уместны покаянные личные посты (ещё не по церковному уставу) и личные дела милосердия, проявляющие любовь и сострадание ко всем нуждающимся в этом ближним как носителям образа Божьего.

Все вопросы, касающиеся веры и жизни, чтения писания Ветхого и Нового заветов и личной и церковной молитвы, лучше разрешать на еженедельных встречах огласительной группы с катехизатором. Эти встречи могут проходить в любом подходящем месте, даже, по очень древней традиции, в притворе храма или в иных приходских и церковно-школьных помещениях, а ещё лучше — в домах самих оглашаемых, чтобы катехизаторы могли ощутить стиль и дух их личной домашней жизни. На встречах, как правило, не используются чаты, компьютеры и смартфоны, если они отвлекают кого-то от главного.

Промежуточные итоги каждой части и всех этапов оглашения лучше подводить на личных или общих собеседованиях. В нормальном случае длительность первого этапа варьируется от месяца до года и зависит от степени исходной готовности оглашаемых. На первом этапе может быть две части: 1) введение в опыт жизни по Евангелию и закону Божьему (здесь акцент ставится на основных ветхозаветных этических заповедях и смертных и тяжких грехах); 2) введение в духовный опыт исполнения библейских пророчеств. Если у какого-либо человека уже есть личный духовный опыт, близкий к оглашению первого этапа, а также при оглашении давно верующих или при принятии христианства практикующим иудеем или мусульманином, то первый этап оглашения может быть видоизменён, а может быть и как-то сокращён. Но если кому-то этот опыт вообще даётся с трудом, то первый этап может продолжаться и более года, особенно если у оглашаемого замечены серьёзные духовные и нравственные проблемы типа неверия или ветхозаветных смертных этических и тяжких, близких к смертным, грехов, в том числе алкоголизма, наркомании, игромании, разных видов компьютерной зависимости и т. п. (см.: Приложение 2).

В древней церкви обычное время оглашения взрослого человека из язычников было два-три года (до пяти), а из христианской семьи — с младенчества (40-го дня) до 20–25 лет. Впрочем, надо помнить, что как с крещением и воцерковлением никогда нельзя спешить, так же с ним нельзя и медлить. Церковь всегда осуждала и то и другое. Оно должно совершаться во благовремении, по воле Божьей, т. е. тогда, когда человек к крещению достаточно приготовлен, для него созрел, почувствовал благодать и начал укрепляться в ней, принося соответствующие плоды в своей вере, молитве и жизни.

В области веры к таким плодам можно было бы отнести определённую степень её зрелости, выражающейся в способности свободно выразить её, например, следующими словами: «Я верую во одного, живого Творца мира и человека — Бога; верую и в Помазанника Духом Божьим — Иисуса, воскрешённого Богом и соделанного Им Господом, Спасителем и Судьёй моим и всего мира» (ср. Деян 5:30–31). В области молитвы: еженедельное участие в синаксарном богослужении и наличие ежедневной личной молитвы своими словами. В области жизни: полное отсутствие тяжких, смертных грехов. 

Суждение об этих плодах веры, молитвы и жизни возможно вынести на заключительной встрече — собеседовании по итогам первого этапа.

II 

Переход ко второму этапу оглашения (второй ступени оглашения — просвещению) также должен быть сопряжён с молитвой. Когда в ответ на желание оглашаемого креститься (прийти к Богу и в Церковь) церковь в лице своих представителей, в том числе катехизаторов, говорит «можно», тогда священник уже может совершить Молитву, делающую оглашаемым 2-го этапа [3].  

Тогда же к ней обычно присовокупляются три экзорцизма — запрещения на дьявола, которые впоследствии могут неоднократно повторяться, вплоть до крещения. Особенно это следует делать, когда в человеке ощущается действие злых духов страха, уныния, похоти, гнева, маловерия, зависти, стяжательства, обиды и других тяжких страстей, столь широко распространённых в наше время.

Если в конце первого этапа «правило веры» было относительно кратким, то в конце второго этапа оно должно быть не так просто. Его можно было бы выразить словами общецерковного Символа веры или, например, так:

«Я верую в одного, святого, живого Господа Бога — нашего Небесного (Вышнего) Отца и Творца всего мира материального, душевного и духовного. 

Верую и в превечное, живое, творческое, премудрое и единородное Слово (Логос) Его, по воле Божьей (см.: Деян 10:38) явившееся в мир и воплотившееся в Сыне Человеческом — в родившемся от целомудренной Жены (см.: Гал 4:4), Девы Марии (Мариам), учившем народ и распятом по зависти и неприятию, но воскресшем (восставшем) по Любви Божьей и Единству с Отцом Иисусе (Иешуа) из Назарета. Он был Божьим Пророком, сильным в деле и слове (см.: Лк 24:19), и Божьим Сыном — Помазанником (Машиахом, Мессией-Христом), предвиденным древними пророками. Он же стал Судьёй всех живых и мёртвых (см.: Деян 10:42) и нашим единым Господом — Освободителем от рабства миру сему, лежащему во зле (см.: 1 Ин 5:19), а также немощным и бедным вещественным началам этого мира (см.: Гал 4:3, 9), и Спасителем нашим, милосердно прощающим грехи всем верующим, кающимся и крестящимся во имя Его (см.: Деян 10:43; Мк 16:16). 

Верую и в животворящего и пророчественного Святого Духа — Утешителя (Параклита), Которого Господь Иисус вместо Себя посылает от Отца нашего в мир. Он есть удостоверение полноты нашей вечной Жизни в Царстве Божьем, Небесном. Он есть Дар Божий Его единой, святой, кафолической (вселенской и соборной) и апостольской Церкви, т. е. всему миру Божьему, и особенно всем искренне любящим Бога и истинно верующим в Него, а значит, благодатью Божьей, верующим и в способного к сообразованию с Богом и богоуподоблению всякого человека».

Чтобы эта вера стала для «избранного к просвещению» оглашаемого христианина духом и жизнью, а не просто умственной и абстрактной картиной, ему надо приложить серьёзное усилие. Помочь ему в этом могут как его крёстный, так и сам катехизатор, особенно если это епископ, священник или дьякон, и даже близкие ему по положению оглашаемые, вместе с которыми лучше всего и продолжать оглашение.

Во время второго этапа оглашения к оглашаемому предъявляются как прежние, так и новые требования, исполнение которых становится возможным только на этом этапе духовного пути. Конкретные изменения сводятся, как правило, к следующему:

ВЕРА. Самым важным моментом на оглашении избранных к просвещению становятся обязательные для всех тематические встречи, которые, как правило, проводятся уже не один, как на первом этапе, а два раза в неделю. Встречи могут проходить в любое время и так же предпочтительно в домах просвещаемых.

Эти встречи требуют ответственности и подготовки, пропуски их недопустимы (за весь второй этап — не более трёх-четырёх раз). Каждый готовится в том объёме, который предлагает катехизатор. Священное писание, в зависимости от разбираемой темы (см.: Приложение 1), надо будет читать по особой рекомендации, определяющей объём и метод чтения.

МОЛИТВА. Не оставляя личной молитвы, теперь все могут использовать и общецерковные чины и молитвы, по мере их изъяснения на оглашении.

Регулярная храмовая молитва должна теперь стать совершенно необходимой для всех. Каждому просвещаемому предлагается посещать храм один-два раза в неделю: один раз вечером (лучше быть в субботу вечером на Вечерне) и один раз утром, как правило, в воскресенье, с начала и до конца Литургии оглашаемых (Литургии слова), причём лучше это делать вместе, всей огласительной группой, что облегчит всем вхождение в опыт церковной молитвы. За богослужением теперь ото всех требуется посильное участие во всём происходящем, серьёзное вслушивание в молитвы и размышление об услышанном, старание войти именно в церковную молитву как общее делание, оставив свою частную молитву, место которой или вне храма, или, как и прежде, до и после церковного богослужения. Непричащающиеся оглашаемые, как и прежде, выходят из храма после возгласа: «Оглашаемые, изыдите…».

ЖИЗНЬ. Личная нравственная работа тоже должна усугубиться. Нарушение нравственных требований просвещаемыми теперь может повлечь за собой более серьёзные последствия, вплоть до перевода их в статус оглашаемых первого этапа или даже отлучения от оглашения (конечно, только на время). 

Как на первом этапе оглашения важно было работать сразу по всем направлениям, так и на втором этапе важно строго выполнять все внешние и внутренние требования сразу, чтобы катехизация не выродилась в детский ликбез, школу, в простое обучение, передачу знаний, перестав быть духовным процессом, вдохновляемым словом и действием на подготовительном этапе христианской жизни взрослого человека.

Крёстные (поручители) всегда должны быть добрыми помощниками катехизаторов. Они должны не только воспитывать будущих крестников, не просто представлять их, поручаясь за них пред Богом и Церковью, но и помогать им проходить духовное научение, особенно в дни между огласительными встречами и в храме, а также при ответах на вопросы, которые их поручаемые могут доверить в первую очередь им как своим самым близким духовным друзьям и отцам-матерям.

Огласительные встречи просвещаемых лучше проводить личностно и свободно. Их можно разбить на несколько частей. Вначале можно провести или дать прослушать (с перерывами) очередную огласительную беседу в соответствии с планом (см.: Приложение 1), желательно с презентацией. Потом можно попросить всех просвещаемых кратко и чётко ответить на вопросы по предыдущей теме. Затем катехизатор может как-то узнать о проблемах, волнующих просвещаемых, спросить их, как протекала их жизнь в период времени между встречами. Важно не забывать делать между двумя частями встречи небольшой (20–30 минут) перерыв, во время которого можно организовать, прежде всего за счёт оглашаемых, краткую трапезу или просто чай. 

Во время устных тематических бесед всем можно разрешать делать краткие конспекты, обращая внимание лишь на то, чтобы они не слишком отвлекали просвещаемых от восприятия смысла и духа самих разбираемых тем.

 

Всего на второй этап оглашения обычно требуется не менее десяти недель (со вступительно- и заключительно-молитвенными встречами и исповедью за всю жизнь в заключение). Перед началом и в конце каждой встречи нужна молитва катехизатора (лучше свободная, т. е. своими словами, и краткая, касающаяся само й темы встречи). 

Очень важно, чтобы во время катехизации у всех просвещаемых постепенно и свободно возникал дух общности и доверия, открытости и взаимопомощи, неравнодушия церкви с её нуждами, к катехизаторам и его помощникам и к другим оглашаемым, а также обреталось качество церковности их жизни на данном этапе их воцерковления. При этом очень важны дополнительные каритативные и исторические поездки и личные собеседования (например, между 6-й и 7-й темами, во время которых для остальных помощниками катехизатора проводятся беседы по ряду дополнительных тем — по экологии, биоэтике и различным зависимостям).

 

Всё «просвещение» внутренне соответствует пребыванию «во мраке, где Бог» (Исх 20:21) и под покрывалом закона. Это означает, что закон Божий, ведя просвещаемых, как духовных детей, ко Христу (Гал 3:23–24), ещё должен оставаться основным принципом их жизни, похожей на жизнь послушников перед постригом. Это время есть и период созидания и испытания праведности внешней жизни просвещаемых. 

При этом никогда не следует забывать, что оглашаемым первого и второго этапов в принципе пока доступны не догма, а керигма церкви, не личная и общая аскеза, а этическая работа над собой, не таинства церкви, а её обряды на синаксарных богослужениях. Чёткое различение этих вещей — одна из главных и непростых задач для всех катехизаторов. Без этого даже хорошо обученный христианин, какое бы положение в церкви он ни занимал, не может брать на себя катехизаторского служения — во избежание наложения им на приходящих к Богу людей «бремён тяжких и неудобоносимых».

III 

Перед окончанием бесед второго этапа оглашения (например, после 13-й темы) в нормальном случае должно ещё следовать личное заключительное собеседование, а после него и всех бесед — итоговая молитвенно-покаянная встреча, личная исповедь за всю жизнь (см.: Заключение) и наконец — собственно крещение в широком и полном смысле слова. Это таинство крещения (просвещения) есть процесс, включающий в себя три литургических таинства (предкрещального покаяния, крещения и миропомазания), который затем исполняется в таинстве евхаристии. Это значит, что перед самым крещением надо совершить над «избранными» так называемую Четвёртую молитву, завершающую процесс их духовного борения с диаволом, а затем Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом, включающий в себя и личное исповедание общецерковного Символа веры с обетами крещения.

Во время совершения самого таинства крещения просвещаемые должны не просто понимать происходящее, но и всем сердцем участвовать в нём. Сразу после троекратного погружения им следует произнести наизусть уставный 31-й псалом (лучше по-русски, если крестится русский или русскоязычный человек) или даже свободную благодарственную молитву своими словами. В тот же или на следующий день новокрещёным «младенцам во Христе» надо прийти в храм и начать участвовать (служить) на евхаристии, реализуя в жизни благодать царственного священства Народа Божьего (1 Пет 2:4–10). Хорошо бы сделать это, как в древности, на Пасху, Рождество, Богоявление или в другой день, когда на литургии по Уставу положено вместо Трисвятого петь «вы все, во Христа…». В принципе подходят для этого и Успение, и любой «день Господень» — «малая Пасха», любое воскресенье. Впрочем, в случае особой нужды не запрещено крещение и в иной день, лишь бы была возможность сразу после него быть на Евхаристии и причаститься.

После таинства евхаристии и первого совместного причащения всех, в том числе крёстных и катехизаторов, можно отпраздновать крещение и воцерковление, устроив духовную «трапезу любви» (агапу), начинающую «литургию после литургии». На ней всем и каждому можно петь, и молиться, и свободно общаться, и приносить свои духовные приношения (просфоры). Конечно, на это может понадобиться почти целый день, к чему всем надо заранее подготовиться.

Со дня крещения и первого причащения начинается заключительный, третий этап оглашения — Светлая седмица с малым таинствоводством (см.: Приложение 3). Этот этап длится 8 дней. В это время новопросвещённые, «младенцы во Христе», должны укрепляться, учиться стоять «на своих ногах» и становиться «верными», полными членами Церкви — духовно уже не младенцами, хотя ещё, может быть, и не взрослыми. Для особенных катехуменов возможны и более краткие варианты, но желательно не менее 3–4-х литургий. 

В нормальном случае первая неделя после крещения должна быть связана с ежедневной евхаристической молитвой и причащением, ежедневными агапами, встречами и мистагогическими беседами (так называемое малое таинствоводство), где новопросвещённые могут задавать вопросы, связанные с опытом их участия в таинствах.

Если кому-то из новокрещёных по объективным причинам физически долго стоять в храме слишком трудно, то таковым на этой седмице можно приходить и начинать своё евхаристическое служение несколько позже, например с чтения Священного писания, т. е. Апостола и Евангелия. 

Ясно, что всю эту неделю надо заранее по возможности целиком освободить от всех рабочих и домашних дел. Ясно также, что если совесть не осуждает человека и у него нет больших и явных грехов (чего обычно сразу после крещения и воцерковления не бывает, и да не будет!), то всю эту седмицу можно причащаться без исповеди, хотя, как всегда, «испытывая себя» и с чувством своего недостоинства.

Подготовкой к причащению в этот период будет само участие в Светлой седмице, включающее, кроме евхаристического служения и причащения в храме, ежедневные встречи и беседы в группе, а также общее чтение Евангелия от Иоанна и личную молитву. 

Но очень важно не забывать, что за пределами Светлой седмицы всем надо быть готовыми принять существующее в нашей церкви положение: даже стараясь причащаться чаще, хоть еженедельно, надо каждый раз приходить и на общую исповедь, а при подготовке читать положенное молитвенное правило (как минимум, Канон покаянный и Последование ко св. причащению), стараясь всегда быть в храме накануне вечером, посильно соблюдать общепринятые в церкви посты и т. д. Перед причащением с полуночи никому нельзя ничего есть и пить (за исключением крайне необходимых лекарств). (Подробнее об этом см. в нашей книге «Перед исповедью и причастием».) 

Третий этап оглашения завершается на 8-й день общим причащением и соответствующими Обрядами на 8-й день по крещении, а затем, так сказать, «выпускной встречей» (на агапе).

IV 

Обычно после Светлой седмицы для новокрещёных начинается период, называемый «малой пустыней». Это время «40-дневного» искушения для отвержения ложных путей спасения. В «малой пустыне» нет встреч группы с катехизатором и его помощниками, но для каждого новопросвещённого (неофита) предполагается: а) дальнейшее чтение Нового завета (особенно Деян, Иак, 1 Пет, 1 Ин), а также другой духовной литературы (см.: Приложение 4. Д. 2); б) регулярное причащение и исповедь. 

Выход из «малой пустыни» может быть связан с частной исповедью, совместной литургией и агапой всей группы. На агапе, после соответствующего обмена опытом жизни в этой «пустыне», катехизатор отправляет свою группу в «большую пустыню», цель которой — утверждение своего выбора пути христианской жизни перед выходом в мир. Продолжительность «большой пустыни», как правило, около года (включая время «малой пустыни»).

В первое время после катехизации для помощи в прохождении духовного пути можно рекомендовать особое чтение по списку духовной литературы (см.: Приложение 4. Д. 2–3).

При условии достижения определённого духовного возраста и получения необходимого образования (богословского полубакалавриата), как правило, через несколько лет после окончания оглашения ещё очень рекомендуется пройти первую и вторую ступень «большого таинствоводства» — полную мистагогию (см.: Приложение 6).

***

Всё вышесказанное в основном относится к нормальным случаям, к так называемым «нормальным катехуменам», т. е. пришедшим к Богу и нашему Господу Иисусу Христу в результате сознательного и здравого выбора в некрещёном состоянии. Сейчас такие случаи стали встречаться редко. Обычно же на 80–90% приходится иметь дело с «особенными катехуменами», т. е. или с уже крещёными, иногда даже причащающимися людьми, или по какой-либо причине надолго отходившими от церкви, или с уверовавшими во Христа, но в принципе не знающими, к какой церкви им примкнуть, или с малолетними, или, наоборот, весьма пожилыми людьми, или с людьми так или иначе немощными, больными, умирающими и т. д.

Мы здесь не имеем возможности подробно разбирать все эти случаи (они были систематически разобраны в моей диссертации «Таинственное введение в православную катехетику», М., 1998), однако некоторых моментов мы всё же коснёмся.

Прежде всего, как быть с уже крещёными? Их можно разделить на две группы: а) регулярно причащающиеся, б) непричащающиеся, причащающиеся лишь по обстоятельствам или очень редко (реже раза в два месяца).

Если крещёный человек не причащался по причине неимения или потери веры в Бога, причём это своё неверие он чётко сознавал и открыто признавал и распространял, а также если человек не знал благодати Святого Духа, что недвусмысленно выражалось в его жизни только «по стихиям мира, а не по Христу», т. е. в страстях и нераскаянных смертных грехах, или в сознательном уходе в другую веру (ересь, включая иудаизм и ислам или другую религию, в том числе какую-либо из восточных или оккультных, не исключая и теософию, антропософию, йогу, буддизм и т. д.), то такого человека надо воцерковлять дольше обычного и принимать если не через крещение, то через особое покаяние, обычно с совершением таинства миропомазания, согласно чину св. Мефодия Константинопольского из Большого требника [4], с особыми, вместо запрещений на диавола, очистительными молитвами и с особыми молитвами самого таинства (кроме его формулы «печать дара Духа Святого. Аминь»).

Если же человек не причащался, но всё же не терял до конца и не предавал своей веры в единого истинного Бога и во Христа, хотя, может быть, и сомневался и ни в чём её церковно не выражал, т. е. если его крещение давало хотя бы какие-то минимальные плоды в его душе (жизни), то такого человека можно готовить к покаянию и воцерковлению обычным образом через исповедь за всю жизнь. 

Труднее всего бывает с причащающимися. Если причастие такого человека было для него, скорее, случайным и бессознательным, то ему лучше временно, на период первого и второго этапов оглашения, его не продолжать, поскольку сама катехизация для таковых и бывает по сути их первым серьёзным говением — личной подготовкой к первому ответственному и по возможности сознательному участию в таинстве причащения.

Но если человек был крещён (в том числе с детства) и теперь по своей внутренней потребности и регулярно, т. е. чаще, чем 6 раз в год участвует в Евхаристии, оглашаясь только с целью «восполнения» своего таинства крещения (в широком и полном смысле слова), то отрывать его от сакраментальной церковной жизни нельзя, ибо христианин никогда не должен идти назад, а только вперёд и вверх. Таковым не надо будет выходить с другими из храма на «Оглашенные, изыдите!», чтобы всегда иметь возможность участвовать в Литургии верных и причащаться.

Если у таких христиан вдруг возникнет сомнение, нужно ли им вообще оглашение, то им надо пояснить, что оно нужно вообще всем взрослым христианам, поскольку оглашение есть некая духовная целостность, целостный духовный опыт, который очень трудно (хотя иногда и возможно) получить им самим, да ещё лишь за год. Именно оглашение, как правило, приводит верующих к взрослой вере, делая их в церкви «верными».

Конечно, катехизатором такого человека лучше было бы быть священнику, которого он знает или считает своим личным духовником. Но если этот духовник благословляет провести катехизацию своего подопечного другим катехизаторам, то всем надо каждый раз особо думать, как в таком случае восполнить опыт предоглашения, как — опыт оглашения, а как — опыт просвещения и Светлой седмицы. Тут часто приходится идти на некоторый компромисс, допустимую степень которого должна подсказать и совесть самого оглашаемого. Это значит, что, не отрицая уже накопленного положительного опыта сакраментальной, аскетической и церковно-молитвенной жизни, а также какого-то догматического познания, акцент придётся перенести на «восполнение» этого опыта ради достижения целостного церковного и личного предогласительного и огласительного опыта, а также опыта участия в таинствах веры, молитвы и жизни.

«Полное» оглашение человека до 20–22 лет в наших условиях обычно бывает невозможно. До этого возраста христианин может обретать духовный опыт, примерно соответствующий лишь предогласительному и огласительному и только в малой части — опыту таинствоводственному. Но в ряде случаев не только крёстному, но и катехизатору приходится заниматься с такими людьми, особенно когда в силу обстоятельств предстоит их срочное крещение. Конечно, эти встречи возможны с детьми не менее трёхлетнего возраста (обозначенного ещё св. Григорием Богословом). Иначе катехизация сможет затрагивать ещё не самого крещаемого, а лишь его родителей (хотя бы одного) и крёстных (или крёстного).

В чрезвычайных случаях, при необходимости крестить не младенцев без какой-либо катехизации (в случае тяжёлой болезни, серьёзной опасности смерти и т. д.) всегда остаются требования его личной веры во Христа, личного покаяния и сохранения им человеческого облика, точнее образа Божьего в нём. Если же крещаемого никак нельзя назвать человеком, а также если он уже полностью лишился сознания, если он не мог раньше и сейчас не может ответить за себя, вообще хочет ли он крещения, чтобы быть и жить с Богом во Христе и Святом Духе, или если он не успел прежде открыть свою на то волю близким, то крестить его, во избежание тяжкого греха духовного насилия, недопустимо.

В случае выздоровления, преодоления опасности и т. д. человеку, крещёному «клинически» (т. е. на одре болезни и (или) без оглашения), нужно пройти во благовремении восполнение этого таинства, в том числе через посильную катехизацию. Это восполнение таинства может касаться и той или иной части литургического, молитвенного чина всего таинства просвещения, в том числе через совершение самих таинств миропомазания и причащения, особенно если в чрезвычайной обстановке крещение совершал христианин, не являющийся пресвитером или епископом (но обязательно — член Церкви, равно мужчина или женщина, в силу своего царственного священства). В случае необходимости такого мирянского крещения рекомендуется использовать Чин краткого крещения [5].

Катехизация в особых случаях может иметь и иные формы, в том числе в той или иной степени заочную, однако все они требуют специального опыта и персональных подходов.

Примечания

1 Цит. по: Православное богослужение (далее ПБ) : В пер. с греч. и церковнослав. яз. Кн. 4 : Последования таинств крещения и миропомазания и другие чины воцерковления : С прил. церковнослав. текстов. 2-е изд., испр./ Пер. свящ. Георгия Кочеткова и пр.; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2016. С. 29–30. 

2 Там же. С. 23–28.

3 ПБ. Кн. 4. С. 31–32.

4 См.: ПБ. Кн. 4. С. 75–83.

5 См.: ПБ. Кн. 4. С. 63–66.

 

Приложение 1

Оглашение просвещаемых (план) 

 

Просвещаемые — это те, кто непосредственно готовятся к таинству просвещения (крещения), а значит, уже сознательно и духовно ответственно пришли к вере в Бога и Господа Иисуса Христа, уже начали свою христианскую жизнь в покаянии, уже умеют свободно молиться Богу и уже познакомились со Священным писанием Ветхого завета, но главное, с синоптическими Евангелиями от Матфея, Марка и Луки (как минимум с одним из них). Главное требование к просвещаемым: два раза в неделю посещать огласительные беседы; также один-два раза в неделю надо быть в храме — на Литургии оглашаемых и, по возможности, на Вечерне и/или Утрене; ещё от каждого требуется регулярные чтения по программе, личная молитва и этическая работа над собой.

Темы огласительных бесед 2-го этапа

Введение. Беседа о мистике «божественного мрака» — по Исх 20:18–21 (см.: Георгий Кочетков, свящ. Наст. изд. С. 29–36; Он же. «Идите, научите все народы» : Катехизис для катехизаторов : Изд. 3-е, перераб. Ч. 1. М., 2022. С. 17–26; а также: Православная община. № 39. С. 33–44).

Молитва, делающая просвещаемыми, и три Запрещения на диавола (экзорцизмы) (см.: ПБ-4. С. 32–35) или соответствующие им три Умилостивительные (очистительные) молитвы по Чину свт. Мефодия Константинопольского из Большого требника (см.: ПБ-4. С. 77–81). Эти Запрещения и молитвы могут и далее регулярно повторяться во время 2-го этапа оглашения.

Тема 1. Бог и мир. Сотворение мира. (См.: Быт 1:1-2:4а). Тема 2. Божественное Откровение и Богопознание в вере, надежде и любви. Никео-Константинопольский (Цареградский) символ веры, его смысл и значение. (Выучить Символ веры по-церковнославянски и перевести на русский.)
 Тема 3. Бог и человек. Сотворение человека. «Первый» (доисторический) завет — Бога с Адамом. (См.: Быт 2:4б–2:25.)Тема 4. Священное богочеловеческое Писание и Предание Церкви. Священное писание и предание церкви. Библия и способы её толкования. Писания и предания церкви.
Тема 5. Грехопадение. Начало истории человечества. Добро и зло, грех и закон. (См.: Быт 3–11; приложение к теме.)Тема 6. Ветхий завет Бога с людьми: четыре завета — с Ноем; Авраамом, Исааком и Иаковом; Моисеем; Давидом. Закон как «детоводитель ко Христу». Десять заповедей как основной ветхозаветный закон отношений человека к единому Богу и ближним. Пророки и основные пророчества — мессианские места Ветхого завета. (См.: книга Бытия до конца, особ. Быт 12–35; книга Исход, особ. Исх 19–24, в том числе Исх 20:2– 17 — наизусть; Книга пророка Исайи, особ. Ис 40–62. Всем составить список «личных» десяти этических заповедей. О десятине. «Мой путь к Богу в Церковь». Собеседование с каждым просвещаемым.)                                                                                         С помощью помощников проводятся: Дополнительные темы: а) последствия Грехопадения для человека и общества; экология духа и души; б) проблемы отношения падшего человека к себе и другому человеку, к людям, а также к падшим миру и жизни: экология и биоэтика; в) химические и нехимические зависимости: от курения, алкоголя и наркотиков; от виртуального мира; сексуальные и порнозависимости.  Посещения: больниц, мемориалов жертв советских репрессий и т. п.
 Тема 7. Первый, подготовительный, этап жизни Иисуса — Сына Человеческого и Сына Божьего: Богоявление (Рождество и Крещение с последующим искушением). (См.: Мк 1:1– 13, Мф 1:1–4:11; Лк 1:1–4:13. Начать личное покаяние и строгий пост.)    Тема 8. Четвероевангелие, особенно «синоптики». Жизнь Иисуса на земле — «исполнение» закона и пророков. Внешнее и внутреннее подражание Христу.
  Тема 9. Второй, благовестнический, этап жизни Иисуса — Сына Человеческого и Сына Божьего: евангельское учение Господа (до входа в Иерусалим). Его центр — евангельские «блаженства» и молитва Господня «Отец наш Небесный». (См.: Мф 5–7 — Нагорная проповедь, в том числе Мф 5:3–12 и 6:9–13 — наизусть.)Тема 10. Участие просвещаемых в синаксарных богослужениях. Основная часть и особые элементы Литургии оглашаемых (Литургии слова). Введение в таинства просвещения и приобщения — таинства покаяния, крещения, миропомазания и евхаристии. (Пс 31 — наизусть, лучше по-русски; найти основную часть и специфические элементы Вечерни. См.: ПБ. Кн. 1: Вечерня и Утреня. Кн. 2: Последование таинства евхаристии: 1-я часть Литургии св. Иоанна Златоуста.)
 Тема 11. Третий, искупитель- но-спасительный, этап жизни Иисуса — Сына Человеческого и Сына Божьего: от «царского» входа в Иерусалим до Вознесе- ния к Отцу. Христос — Новая Пасха. Заключение Христом — Новым Адамом — Нового за- вета с Богом. (См.: Мф 26–28, Мк 14–16, Лк 22–24, Деян 1.)Тема 12. Христианство и основные существующие религии: ислам, буддизм, индуизм и иудаизм. Другие распространённые в наше время нехристианские учения и секты. (Приложение к теме: Христианство и другие религии, М. : СФИ, 2015. Здесь или после 14-й темы (по решению катехизатора) личная беседа с оглашаемыми и просвещаемыми — об итогах, проблемах, пожеланиях и перспективах, в том числе о дальнейшей взаимопомощи и служении. Заполнение двух итоговых анкет.)
Тема 13. Исполнение обетования — вступление в действие Нового завета: Пятидесятница и Сошествие Святого Духа. Троическое Богоявление. Рождение Церкви — нового народа Божьего. (См.: Деян 2.)Тема 14. Церковь и церкви в истории. Православие и основные христианские исповедания. Церковь и современный человек, церковь, нация и общество. Церковь и государство в нашей стране. Законодательство о свободе совести и религиозных объединениях. Современное положение и жизнь Русской православной церкви. Автокефальные православные церкви. Роль и место в церкви своей епархии. Жизнь в своей приходской и (или) братской общине.

 

Заключение. О христианской эсхатологии и апокалиптике вкратце (по Мф 24–25). Об исповеди «за всю жизнь».

Молитвенно-покаянная встреча: Символ веры (крещаемые и все — хором) и заповеди Моисея; Канон покаянный в русском переводе и покаянная молитва вслух каждого (коленопреклонно); евангельские «блаженства» и «Отец наш Небесный».

Отдельно организуется проведение для всех просвещаемых исповеди «за всю жизнь».

Завершение чинов оглашения («Четвёртая» молитва. См. эту молитву в русском переводе: ПБ. Кн. 4. С. 35–36. Эта молитва может быть присоединена к Чину отречения и сочетания).

 

Приложение 2

Примерный перечень грехов близких к смертным

 

Из современной пастырской практики; т.е. то, что ведет к целожизненному рабству или беснованию:

— тотальное недоверие или неверие;

— клевета и лжесвидетельство; 

— предательство; 

— злоба, ненависть, зависть, жизнь в обидах (устойчивая обида); 

— рукоприкладство (в т.ч. к своим детям);

— нарушение обетов и других обещаний Богу;

— ложь (если ее последствием является серьёзный духовный, материальный или психологический ущерб);

— умышленное воровство (если его последствием является серьёзный духовный, материальный или психологический ущерб), в т.ч. сознательное невозвращение долгов целиком и в срок; 

— «благодушие» — непротивление злу (также если его последствием является серьёзный духовный, материальный или психологический ущерб);

— сознательное и регулярное посещение порносайтов;

— анальный секс; 

— регулярное курение травы и употребление наркотиков, токсикомания;

— пьянство, запой;

— игромания, бесконтрольное сидение за компьютером, внутренняя зависимость от него, телефона или телевизора;

— регулярное проявление садизма или мазохизма.

 

Приложение 3

План малого таинствоводства

 

Примерные темы оглашения новопросвещенных на Светлой седмице (3-й этап)

1. Таинство просвещения — предкрещального («первого») покаяния, крещения, миро-помазания. 

2. Начало «крестного хода» в евхаристическое собрание, в церковь. 

3. Вечерня и (или) Утреня праздника со словом проповеди к новопросвещённым. 

4. Литургия праздника, по возможности крещальная (см.: ПБ-4. С. 67): «таинство слова», таинство любви и мира, таинство евхаристии, таинство причащения, таинство агапы — «трапеза любви» (с поздравлениями и приношениями даров — духовных просфор). 

5. Начало Светлой седмицы. Восемь дней участия в Евхаристии и причащении, затем агапы и после часового отдыха ежедневное участие в кратких (до полутора часов) таинствоводственных беседах, личное или совместное чтение Ин и полезные труды (по трапезе или уборке) или занятия по чтению, пению или проповеданию. 

6. В заключение — Обряды на «восьмой день» (по крещении): снятие белых одежд с рукоположением и омовение знаков мира. 

7. Заключительное слово «на выход в пустыню».

 

Примерный план кратких бесед при малом таинствоводстве

Беседа первая 

· Тема 1. Введение в мистагогию. Тайна, таинство и обряд 

Что такое таинствоводство (мистагогия). Что такое Таинство (мистирион). Что такое тайна, обряд и таинство. Два вида духовных тайн. Три правила (принципа), или закона цер кви и соответствующие им тайны, таинства и обряды. Сколько в церкви таинств молитвы, веры и жизни, каковы они. Зачем нам нужны таинства. 

Краткое и полное, т. е. малое и большое, таинствоводство. Самая нужная вспомогательная литература (свт. Кирилл Иеру салимский, архиеп. Павел Финляндский, протопр. Александр Шмеман). Значение Евангелия от Иоанна. 

· Ответы на вопросы

Беседа вторая 

· Ответы на вопросы по 1-й беседе (кратко) 

· Тема 2.1. Краткий комментарий Литургии верных (1–3 разделы) 

Как готовиться к евхаристическому служению и причащению. Молитва и пост, покаяние и Литургия слова. Входные молитвы, облачение и проскомидия; приуготовительные молитвы и Великий вход («Херувимская»), целование мира (как таинство) и Символ веры как свидетельство единства в вере. 

Кто такие «верные» и как им следует участвовать в таинствах благодарения и причащения. Что такое евхаристическая община. Как она собирается, если обращается к образу Таинственной трапезы. 

· Ответы на вопросы

Беседа третья 

· Ответы на вопросы по 2-й беседе (кратко) 

· Тема 2.2. Краткий комментарий Литургии верных (4 раздел) 

Что такое анафора, или Евхаристический канон. 

Вступительная часть. 
1-я (вводная) часть евхаристической молитвы (префацио). 
2-я часть — воспоминание (анамнесис). 
3-я часть — призывание Святого Духа (эпиклесис). 
4-я часть — ходатайство (интерцессио). 

Значение народных «аминь». Значение предстоятеля. 

· Ответы на вопросы

Беседа четвёртая 

· Ответы на вопросы по 3-й беседе (кратко) 

· Тема 2.3. Краткий комментарий Литургии верных (5–8 разделы) 

5-й раздел — приготовление ко причащению. Молитва Господня «Отец наш Небесный». Возношение святого хлеба: «Святыня — святым!» Действенность и действительность таинств. Таинства «в суд и в осуждение». 

6-й раздел — святое причащение всех верных, начиная со священнослужителей. Образ причащения в алтаре и в народе. «Даруй нам полнее (совершеннее) к Тебе приобщаться в невечерний День Царства Твоего». 

7-й раздел — благодарение после причащения. 

8-й раздел — заключительные молитвы: агапическая часть. Что такое агапа в её отношении к евхаристии. 

· Ответы на вопросы

Беседа пятая 

· Ответы на вопросы по 4-й беседе (кратко) 

· Тема 3.1. Прочие литургические таинства

Таинство просвещения — таинства предкрещального («первого») покаяния, крещения и миро-помазания. 

Таинство «первого» покаяния — отречение от сатаны и всех дел его, и от всех вестников его, и от всякого служения ему, и от всего суетного блеска его. «Дунь и плюнь». Значение помазания елеем и Символа веры. Освящение вещества таинства. 

Таинство крещения. Освящение воды как вещества таинства. Крещальная формула-объявление и её варианты. Троекратный «аминь». Формула как прошение и как исповедание веры. Чтение псалма 31 как ответ на дар таинства. 

Таинство миропомазания. Формула таинства. Форма таинства. Освящение вещества таинства. 

Таинство просвещения совершается один раз в жизни. Но позже это стало размываться. 

Соответствие основных таинств молитвы основным догматам веры. 

· Ответы на вопросы

Беседа шестая 

· Ответы на вопросы по 5-й беседе (кратко) 

· Тема 3.2. Прочие литургические таинства 

Другие литургические таинства — «дополнительные» таинства. Личные и соборные. 

Таинство «второго» покаяния (после смертных грехов), крещения (если «вода осталась водой») и миропомазания (по Чину св. Мефодия Константинопольского). Система епитимий. 

Таинство «третьего» покаяния. Подготовка к таинству. Связь с евхаристией. 

Таинство елео-освящения — соборование. Для кого? Не перед смертью. 

Таинство брака — венчание «верных» членов церкви. Это таинство «второго» брака. Любовь, семья, секс. Поставление старшего. Ограничения для брака. Невенчанный брак — это блуд? Благословляется ли развод? 

Таинство поставления на служение церкви — таинство «второго» священства. Старшие в церкви и иерархическое священство. Служение женщин. «Четвёртый» чин иерархии. 

· Ответы на вопросы

Беседа седьмая 

· Ответы на вопросы по 6-й беседе (кратко) 

· Тема 3.3. Прочие литургические таинства 

«Забытые» таинства и таинстводействия. 

Таинство «второго» возрождения — монашеский постриг. Таинство (миро-) помазания на царство («третье» миропомазание). «Четвёртое» миропомазание (освящение храма и антиминса). 

Таинство погребения — таинство, совершаемое над благочестиво усопшим. Отношение к кремированию. 

· Тема 4. Таинства веры в Бога и человека — догматические таинства 

а) Учение о Боге 

Апофатика и катафатика. 

Христология. Формула догмата и основные ереси. 

Патерология и пневматология — основные черты. 

Тринитология. Формула догмата и основные ереси. 

б) Учение о Церкви. Экклезиология (по возможности) 

Формулы догмата нет, значит, нет и ересей. 

Основные свойства Церкви по Символу веры. Церковь мистическая, мистериальная и каноническая и соответствующие их границы. Основные экклезиологические типы — различные модели устройства Церкви. Клерикализм. 

в) Учение о человеке. Христианская антропология Дух, душа и тело. Индивидуальность, «лицо» и личность. Коллектив и церковный собор. Личностность и соборность. 

· Ответы на вопросы 

Беседа восьмая 

· Ответы на вопросы по 7-й беседе (кратко) 

· Тема 5. Заключение. Что дальше 

Цели и принципы жизни в «малой» и «большой» пустыне. Лучше без отката. Надо научиться жить во Христе самостоятельно, но и всем вместе. 

Постоянная личная и церковная молитва, регулярное причащение. Ежедневное чтение Священного писания Нового Завета и по списку в Катехизисе для просвещаемых. Регулярные исповеди перед причащением и в Братстве (1 раз в 4 месяца). 

Группа сможет встречаться еженедельно после «малой» пустыни и общей встречи по её итогам. Регулярные агапы после причащения всех. Будут искушения (особенно со здоровьем, дома и на работе, а также в церкви от лжебратий), с которыми надо решительно и бесстрашно бороться. «Дар» видения чужих грехов. Необходимо учиться и делать добрые дела, по мере необходимости и возможности. 

Потребуется личный опыт Богопознания (через учение церкви), аскетики (не только этики) и участия в таинствах (не только в обрядах). Не должно быть резких поворотов и изменения (тем более измены) пути. Нужны новые ритмы жизни и церковный календарь. Нужен новый круг общения и служения, т. е. надо жить без пережитков греховного прошлого с его идолами. 

· Ответы на вопросы 

 

Приложение 4

Литература, рекомендуемая для чтения в период оглашения и после воцерковления

 

А. Проповеднический (предогласительный) этап

1. Миссионерские (открытые) встречи // Православная община (далее – ПО). М., 1994. № 22—23. С. 87—102; № 24. С. 39—59; М., 1995. № 25. С. 40—66; № 27. С. 28—53;М., 1997. № 40. С. 14—28; № 41. С. 22—31; № 42. С. 17—60; М., 1998. № 43. С. 12—26, аудио- и видеозаписи подобных встреч.

2. «Мой путь к Богу и в Церковь. Живые свидетельства 90-х годов ХХ в.», М.: СФИ, 2003. 208 с. (фрагмент сборника)

3. «Мой путь к Богу и в Церковь. Живые свидетельства 2000-х годов», М.: СФИ, 2016. 104 с.

4. Новый Завет: Евангелие от Матфея, Марка, Луки. 

5. Ветхий Завет: Бытие (с 12-й главы), Исход, Второзаконие, Притчи Соломона, две книги Премудрости. 

6. Избранные псалмы / Пер. и комм. С. С. Аверинцева. М. : СФИ, 2005. 176 с.

7.Антоний (Блум), митр. Сурожский. Вера. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2013 г. 230 с.

8. Он же. Быть христианином. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2012. 112 с.

9. Кочетков Георгий, свящ. Человек похож на яблоко из райского сада...: Семь интервью газете «ДиаНовости». 5-е изд., испр. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт (далее – СФИ), 2017. 

10. [Он же.] Бог и человек : Вопросы нашей жизни и смерти. 4-е изд., испр. и доп. М.: СФИ, 2021. 128 с.

11. Бог и человек: вопросы о вере и смысле жизни. М. СФИ, 2017. 168 с.

12. Льюис К.С. Просто христианство. / Пер. с англ. Череватой И., Трауберг Н. — М.: Дом Надежды, 2008. 192 с. (и др. издания)

13. Мень Александр, прот. Христианство. Последняя лекция (8 сентября 1990 г.) М.: Жизнь с Богом, 2012. 32 с.

14. Мень Александр, прот. Сын Человеческий. М.: Издательский дом «Жизнь с Богом», 2014. Изд. седьмое, исправленное. 496 с.

15. Шмеман Александр, протопр. Можно ли верить, будучи цивилизованным? // ПО. М., 1992. № 12. С. 3—10.

14. Он же. Воскресные беседы. М.: Паломник, 2008. 352 с. 

 

Б. Огласительный этап (1-й этап)

1. Православное богослужение : В пер. с греч.и церковнослав. яз. Кн. 1 : Вечерня и Утреня : С прил. церковнославянского текста / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и др.; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. Изд. 3-е, дополн. М. : СФИ, 2015. 254 с. 

2. Православное богослужение : В пер. с греч.и церковнослав. яз. Кн. 2 : Последование таинства евхаристии : Литургия св. Иоанна Златоуста : С прил. церковнослав. текста. 3-е изд., испр. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и др. М. : СФИ, 2015. 272 с. (кроме литургии верных). 

3. Кочетков Георгий, свящ. Беседы по христианской этике. Вып. 1–12 : 

 ВЫПУСК 1 : Что такое этика. Десять заповедей. Изд. 4-е, испр. М. : СФИ, 2010; 

 ВЫПУСК 2 : Нравственное доказательство бытия Божия по И. Канту и М. Булгакову. Магия, ведовство, колдовство, вампиризм. Изд. 3-е. М. : СФИ, 2006; 

 ВЫПУСК 3 : Добро, зло, грех, закон. Нужно ли нам покаяние. Изд. 3-е, испр. М. : СФИ, 2010; 

 ВЫПУСК 4 : Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике. Изд. 2-е, испр. М. : СФИ, 2004;

 ВЫПУСК 5 : Что такое справедливость. Несвятая «святая ложь». Усилие и насилие. Изд. 2-е. М. : СФИ, 2009; 

 ВЫПУСК 6 : Что такое разврат (духа, души и тела). Позволительно ли человеку разводиться. Изд. 2-е, испр. М. : СФИ, 2010; 

 ВЫПУСК 7 : Что такое «великая нация». «Золотое правило» этики. М. : СФИ, 2010; 

 ВЫПУСК 8 : Существует ли иерархия в этике. Границы этики. М. : СФИ, 2008; 

 ВЫПУСК 9 : Существует ли сатана. Экология души и духа. М. : СФИ, 2010; 

 ВЫПУСК 10 : Современные проблемы биоэтики. Можно ли примириться со смертью: христианское отношение к смерти и умирающим. М. : СФИ, 2011; 

 ВЫПУСК 11 : Этика в жизни и в виртуальном пространстве. М. : СФИ, 2020; 

 ВЫПУСК 12 : Химические зависимости. Нехимические зависимости. М. : СФИ, 2021.

4. Льюис К.С. Размышления о псалмах. М.: Эксмо, 2011. 224 с. (и др. издания)

5. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Встреча. Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2010. 272 с.

6. Он же. Человек. Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2012. 384 с.

7. Благотворительность и милосердие. М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2012. 40 с.

8. Вопросы биоэтики. М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2012. 40 с.

9. Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (см.: Приложение 5). 

 

В. Просветительный этап (2-й этап)

1. Новый Завет: Евангелие от Матфея, Маpка, Луки.

2. Ветхий Завет: Бытие, главы 1-11

3. Православное богослужение: 

КНИГА 1 : Вечерня, Утреня (см.: п. Б); 

КНИГА 2 : Последование таинства евхаристии : Литургия св. Иоанна Златоуста (кроме литургии верных) (см.: п. Б); 

КНИГА 4 : Последования таинств крещения и миропомазания и другие чины воцерковления : С прил. церковнослав. текстов. 2-е изд., испр. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и др.; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. М. : СФИ, 2016. 192 с.

4. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Киев: Пролог, 2003 – 380 с. (40 глава)

5. Иннокентий Московский, свт. Указание пути в Царство Небесное. М.: Отчий дом, 2009. – 176 с.

6. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и таиноводственные. М.: Благовест, 2010. 352 с. (и др. издания) (только огласительные поучения)

7. Филарет Московский, свт. Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. М.: Сибирская благозвонница, 2013. 160 с. (и др. издания) (Избранные главы: Введение, ч.2,3, Заключение)

8. Александр (Семенов-Тян-Шанский). Православный катехизис. Киев: Киево-Печерская лавра, 2012. – 150 с. (и др. издания) (Избранные главы: ч.2а, ч.4).

9. Додд Ч.Г. Основатель христианства. М.: МВПХШ, 1997.

10. Кочетков Георгий, свящ. Слово на Вечерне после паремииБеседа после Вечерни с оглашаемыми // ПО. 1997. № 39. С. 33–44.

11. Он же. «В начале было Слово» : Катехизис для просвещаемых. 3-е изд., испр. М. : СФИ, 2018.

12. Павлович Н.А. Победитель смерти. М.: ПСТГУ, 2000. 110 с.

13. Православие и христианские разделения: Исторический очерк / Сост. М. Воскресенский. М., 1996.

14. Христианство и другие религии: Сборник статей. Приложение к книге свящ. Георгия Кочеткова «"Идите, научите все народы" (катехизис для катехизаторов)». 2-е изд., испр. и доп. – М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2015. 120 с. : ил.

 

Г. Таинствоводственный этап (3-й этап)

1. Новый Завет: Евангелие от Иоанна, и, возможно, послания Иакова, 1 Петра, 1 Иоанна, Деяния.

2. Православное богослужение: 

КНИГА 1 : Вечерня, Утреня (см.: п. Б); 

КНИГА 2 : Последование таинства евхаристии : Литургия св. Иоанна Златоуста (см.: п. Б); 

КНИГА 3 : Последования таинства евхаристии : Литургия св. Василия Великого, Литургия преждеосвящённых даров, Литургия св. апостола Иакова : С прил. церковнослав. текстов. 3-е изд., испр. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и др.; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. М. : СФИ, 2020. 272 с.; 

КНИГА 4 : Последования таинств крещения и миропомазания и другие чины воцерковления (см.: п. В); КНИГА 5 : Последования таинств покаяния, елеосвящения, срочного причащения тяжелобольных, церковного брака, поставлений на служение церкви : С прил. церковнослав. текстов. 2-е изд., испр. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и др.; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. М. : СФИ, 2019. 304 с.; 

КНИГА 6 : Последования освящения воды, молитвы об усопших, молитвы до и после трапезы, молебны, различные молитвы : С прил. церковнослав. текстов. 2-е изд., испр. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова и др.; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. М. : СФИ, 2017. 400 с.; 

КНИГА 7 : Часослов : С прил. церковнослав. текстов. 2-е изд., испр. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. М. : СФИ, 2018. 288 с.

3. Церковный календарь на текущий год.

4. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и таиноводственные. М.: Благовест, 2010. 352 с. (и др. издания) (тайноводственные поучения)

5. Филарет Московский, свт. Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. М.: Сибирская благозвонница, 2013. 160 с. (и др. издания) (особенно части о таинствах и догматах)

6. Александр (Семенов-Тян-Шанский). Православный катехизис. Киев: Киево-Печерская лавра, 2012. 150с. (и др. издания)

7. Кочетков Георгий, свящ. Малая мистагогия : Беседы с новопросвещёнными. М. : СФИ, 2021. 184 с.

8. Он же. Христос воскрес! Проповеди на Светлой седмице. – М.: Культурно-просветительский центр «Преображение», 2009. 128 с.

9. Он же. Братья и сестры, христиане!: Проповеди. Выпуск 5. М.: Изд-во братства «Сретение», 2004. 68 с.

10. Он же. Вера вне церкви и проблема воцерковления // ПО. 1994. № 19. С. 77–86.

11. Павел (Олмари-Гусев), архиеп. Финляндский. Как мы веруем. М.: Отчий дом, 2010. 144 с. (и др. издания)

12. Суттнер Эрнст-Христофор, свящ. Мнение древней церкви о присутствии спасительной силы в греческой языческой философии и в персидской религии // ПО. 1997. № 37. С. 62–70.

13. Шмеман Александр, протопр. За жизнь мира. Электросталь: Боргес, 2009. 87 с. (и др. издания, в т.ч. «Мир как таинство» и «Таинства и Православие»).

 

Д. После воцерковления

1) Во время «малой пустыни»

1. Новый Завет (полностью).

2. Мария (Скобцова), прпмч. Типы религиозной жизни / Предисловие прот. Сергия Гаккеля. 4-е изд. М.: СФИ, 2015. 68 с.

3. Каллист (Уэр), eп. Диоклийский. Православная церковь. М.: ББИ, 2012. 376 с. (и др. издания)

4. Перед исповедью и причастием: В помощь нововоцерковленным: [Сборник] / Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. 4-е изд., испр. М.: СФИ, 2011. 120 с.

 

2. В первый год после «малой пустыни» 

(катехизатору рекомендуется помогать нововоцерковленным с выбором порядка чтения)

1. Библия (вся).

2. Аверинцев С.С. Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы. К.: Дух и литера, 2004. 500 с. (и другие работы).

3. Избранные псалмы / Перевод и комментарии С.С. Аверинцева. — М.: СФИ, 2005. 176 с.

4. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым «О цели христианской жизни». М: ТСЛ, 2011. 128 с.

5. Сергий Мечёв, свщмч. Поучимся у Господа и святых отношению к духовной семье. Проповедь // ПО. М., 1999. № 52.

6. Он же. Церковь: Беседа о Церкви.  

7. Иоанн (Шаховской), архиеп. Сан-Францисский. Сектантство в православии и Православие в сектантстве // ПО. М., 1992. № 10. С. 71—77.

8.  Кочетков Георгий, свящ. Мы все стремились к общине. Изд. 2-е, испр. М.: Свято-Андреевское малое православное братство, 2008. 54 с.

9. Он же. Проблема индивидуализма и личностности в Православной церкви (на приходе, в монастыре, в семье по плоти и семье по духу, т.е. в церковной общине-братстве-школе) // Личность в Церкви и обществе: Материалы Международной научно-богословской конференции (Москва, 17-19 сентября 2001 г.). М., 2003. С. 17-32.

10. Миряне в церкви : Материалы Международной богословской конференции. Москва, август 1995 г. – М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1999. 223 с.

11. Михаил (Грибановский), еп. В чем состоит церковность? // ПО. 1991. № 1.

12. Он же. Письма // ПО. 1994. № 24. С. 64–79; 1995. № 25. С. 67–87.

13. Серафим (Жоантэ), митр. Основы христианской жизни // ПО. 1997. № 37. С. 38-61.

14. Сергий (Савельев), архим. Далекий путь. М., 1998.

15. Он же. Проповеди : В 4 т. М. : Школа акварели С. Андрияки, 1998–2003 (см. также в: ПО. № 36, 39, 41, 46, 48).

16. Он же. Мы стремились осмыслить нашу церковную историю // ПО. 2000. № 55. С. 27–36.

17. Фудель С. И. У стен Церкви. М. : Русский путь, 2009. 272 с. (и др. издания).

 

3. Литература для дальнейшего вхождения в традицию Церкви

1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. М.: Лепта Книга, 2010. 416 с. (и др. издания).

2.Мария (Скобцова), прпмч. Настоящее и будущее церкви // ПО. М., 1996. № 31. С. 45—52.

3.Феофан Затворник, свт. Как научиться молиться. М.: «Отчий дом», 2011. 128 с.

4. Он же. Внутренняя жизнь. М.: «Отчий дом», 2010. 192 с.

5. Он же. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Отчий дом, 2012. 304 с.

6. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М. : Coda, 1997. 352 c. (др. изд.: М. : Азбука, 2004. 343 с.).

7. Он же. Связь времён. Киев : Дух i лiтера, 2005. 448 с.

8. Он же. София — логос : Словарь. Киев : Дух i лiтера, 2006. 912 с.

9. Антоний (Блум), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. (и др. издания)

10. Он же. Школа молитвы. Клин: Христианская жизнь, 2011 – 496 с.

11. Он же. Жизнь. Болезнь. Смерть. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2012. – 96 с.

12. Он же. Таинство любви. Беседы о христианском браке. СПб.: Сатис, 2012.

13. Он же. Духовность и духовничество // ПО. М., 1994. № 22—23. С. 63—77.

14. Он же. Беседы о вере и церкви. М.: СПб. Интербук, 1991. – 318 с.

15. Он же. Церковь. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2011. – 288 с.

16. Он же. Духовная жизнь. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2013. – 386 с.

17. Он же. О миссионерстве // Миссионерство церкви. М.: Свято-Сергиевское братство, 2005.

18. Бердяев Н.А. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан // Церковь и время. 1992. № 3. С. 26–42 (и др. издания).

19. Бердяев Н.А. Истина православия // ПО. М., 1992. № 8. С. 42—49.

20. Он же. Вселенскость и конфессионализм // ПО. М., 1992. № 11. С. 65—77.

21. Бонхёффер Д. Хождение вслед / Пер. с нем. Г.М. Дашевского. М.: РГГУ, 2002. – 226 с.

22. Он же. Жить вместе. М.: Триада, 2003 – 112 с.

23. Булгаков Сергий, прот. Церковь и культура // ПО. М., 1994. № 21. С. 44—53.

24. Василий (Кривошеин), архиеп. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Василий (Кривошеин), арх. Богословские труды. Н. Новгород, 1996. С. 114—208 (др. изд.: ЖМП. 1986. № 3; Альфа и омега. М., 1995. № 3(6)).

25. Гаккель Сергий, прот. Мать Мария. М.: Всецерковное православное молодежное движение, 1993.

26. Евдокимов П. Православие. М.: ББИ, 2012. 512 с.

27. Он же. Этапы духовной жизни: От отцов-пустынников до наших дней / М.: МВПХШ, 2003. 232 с.

28. Желудков Сергий, свящ. Почему и я — христианин. СПб., 1996.

29. Жизнеописание свщмч. Сергия Мечёва // Надежда. Вып. 16. Базель ; М., 1993 (др. изд.: «Друг друга тяготы носите…» : Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва : В 2 т. / Сост. А. Грушина. М. : ПСТГУ, 2012. 1084 с.).

30. Жураковский А.Е. Литургический канон теперь и прежде. К вопросу о церковной реформе. – М.: Братство во имя новомучеников и исповедников российских, 2005. – 64 с.

31. Он же. «Мы должны всё претерпеть ради Христа...»: проповеди, богословские эссе, письмо из ссылки к своей пастве. / свящ. Анатолий Жураковский; сост. Павел Проценко. – М.: ПСТГУ, 2008. – 348 с.: илл – (Слово исповедников ХХ века).

32. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви. М.: МГУ, 1994. 176 с.

33. Кочетков Георгий, свящ. Церковь и мир: сборник статей. М.: Православной просветительско-благотворительное братство «Сретение», 2004. – 261 с.

34. Он же (под псевдонимом А.). Крещение Руси и развитие русской миссии // Вестник РСХД. 1989. № 156. С.5-44.

35. Он же. Путь Креста. Проповеди 1997-2007. 2-е изд., испр. и дополн. М.: Преображенское содружество малых православных братств, 2014. – 252 с.

36. Он же. Готовьтесь встретить Христа Воскресшего: Проповеди Великого поста. М.: Культурно-просветительский центр «Преображение», 2014. – 216 с.

37. Он же. Проблемы проповеди евангелия и контекст современной церковной жизни в России. М.: СФИ, 2006. 32 с. 

38. Лёв Жак, свящ. «Будьте Моими учениками»: Вестники евангелия: Размышления / Пер. с фр. Г.А. Хазовой. СПб.: «Paoline» – Издательство св. Петра, 2002. 274 с.

39. Льюис К.С. Письма Баламута. М.: Эксмо, 2011. 240 с.

40. Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. СПб.: Сатис, 2011. 335 с.

41. Мень Александр, прот. Домашние беседы о Христе и Церкви. М.: Жизнь с Богом, 2010. 191 с.

42.Опоцкий Николай, свящ. Идеальная община и путь к ее восстановлению: Два доклада о возможной организации приходской жизни. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Преображенское содружество малых православных братств; Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2013. 88 с.

43. Писания старца Силуана Афонского // Иером. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. 2-е изд., испр. М.: ТСЛ, 2010. с. 528.

44. Сергий (Королев), архиеп. О подвиге общения // ПО. М., 1994. № 20. С. 43—49.

45. Трубецкой Е.А. Смысл жизни. М.: АСТ, 2011. 397 с. (и др. издания).

46. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М.: ACT, 2003. 700 с.

47. Франк С.Л. С нами Бог. М.: ACT, 2003. 752 с.

48. Фудель С.И. Записки о литургии и церкви. Изд. 2-е, испр. М.: Русский путь, 2012. (и др. работы)

49. Он же. Свет Церкви // ПО. М., 1994. № 20. С. 23—28. (и др. работы.)

50.Честертон Г.К. Ортодоксия // Он же. Вечный человек. М.: ЭКСМО, 2004. С. 357—478.

51. Шмеман Александр, протопр. Исповедь и причастие // ПО. 1992. № 10. С.40-54.

52. Он же. Исторический путь православия. М.: Книжный клуб «Книговек», 2010. 544 с.

53. Он же. К вопросу о литургической практике: Письмо моему епископу // ПО. М., 1996. № 34. С. 113—127. 

54. Он же. Великий пост. М.: Издательство Храма святой мученицы Татианы при МГУ, мягкая обложка, 2012. 192 с.

55. Проповеди и пассии, особенно прот. Всеволода Шпиллера, протопр. Виталия Борового, протопр. Александра Шмемана, митр. Антония (Блума), архим. Тавриона (Батозского), свящ. Георгия Кочеткова (во всех номерах журнала ПО).

56. ПО. 1990–2000. № 1–60.

57. Кифа: Газета Преображенского содружества малых православных братств. 2002–.

58. Др. издания Свято-Филаретовского института (см.: Издания Свято-Филаретовского православно-христианского института : 1991–2007 : Аннотированный каталог. М. : СФИ, 2007).

59. Марцинковский В. Ф. Смысл жизни. Новосибирск : Посох, 2013. 128 с.

 

Приложение 5

Художественная литература христианской проблематики

 

Проза

1. Леонид Андреев. Христиане. Правила добра.

2. Федор Достоевский. Пpеcтупление и наказание. Идиот. Беcы. Бpатья Каpамазовы.

3. Николай Лесков. Cобоpяне. Однодум. На кpаю cвета. Некpещеный поп. Запечатленный ангел.

4. Михаил Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы (особенно последняя глава).

5. Иван Туpгенев. Живые мощи.

6. Гpигоp Наpекаци. Книга cкоpбныx пеcнопений.

7. Данте Алигьери. Божеcтвенная комедия.

8. Уильям Шекcпиp. Коpоль Лиp.

9. Иоганн Вольфганг Гете. Фауcт.

10. Генрих Cенкевич. Камо гpядеши?

11. Гилберт Кийт Чеcтеpтон. Pаccказы о патеpе Бpауне. Шаp и Кpеcт.

12. Томас Манн. Иоcиф и его бpатья.

13. Никос Казандзакиc. Xpиcта pаcпинают вновь.

14. Антуан де Cент-Экзюпеpи. Планета людей. Военный летчик. Пиcьмо генеpалу X.

15. Джон Pоналд-Pуэл Толкиен. Властелин колец.

16. Клайв Cтейплз Льюиc. Меpзейшая мощь.

17. Гpэм Гpин. Cила и cлава.

18. Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Случай на станции Кочетовка

 

Поэзия

1. Анна Ахматова. «Бесшумно ходили по дому…». «В каждом древе распятый Господь…». Реквием. «Кого когда-то называли люди…». 

2. Александр Блок. Неведомому Богу. «Верю в солнце Завета…». «Когда в листве сырой и ржавой…». «Здесь память волны святой…». Болотный попик. 

3. Иван Бунин. Кадильница. «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». 

4. Николай Гумилёв. Блудный сын. Ворота рая. Слово. 

5. Гавриил Державин. Бог. Властителям и судиям. 

6. К. P. (вел. кн. Константин Романов). Из Апокалипсиса («Стучася, у двери твоей Я стою…»). 

7. Михаил Лермонтов. Молитва (1829, 1837, 1839). Ангел. Пророк. «Когда волнуется желтеющая нива…». «Выхожу один я на дорогу…». Дума. «Когда б в покорности незнанья…». «Гляжу на будущность…». 

8. Константин Батюшков. Надежда. 

9. Аполлон Майков. «Не говори, что нет спасенья…». «В чём счастье? В жизненном пути…». 

10. Осип Мандельштам. «Дано мне тело…». «Ещё не умер ты…». «Я скажу это начерно, шёпотом…». «Душный сумрак…». «Неумолимые слова…». «Паденье — неизменный спутник страха…». «Вот дароносица, как солнце золотое…». «Люблю под сводами седыя тишины…». «Кто знает, может быть…». 

11. Борис Пастернак. На Страстной. Рождественская звезда. Чудо. Дурные дни. Магдалина (1). Магдалина (2). Гефсиманский сад. В больнице. 

12. Александр Пушкин. Пророк. Возрождение. Воспоминание (К Пущину). Воспоминание («Когда для смертного…»). «Напрасно я бегу к Сионским высотам…». Подражание итальянскому. Молитва («Отцы пустынники…»). «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». 

13. Фёдор Тютчев. «О, вещая душа моя…». Наш век. «Над этой тёмною толпой…». Проблеск. Последний катаклизм. «Эти бедные селенья…». «Нам не дано предугадать…». «Чему бы жизнь нас ни учила…». «Когда на то нет Божьего согласья…». На юбилей М. В. Ломоносова («Он, умирая, сомневался…»). Из Вильгельма Мейстера («Кто c хлебом слёз своих не ел…»). 14. Алексей Хомяков. Заря. Давид. «Не говорите: то былое…». «Мы — род избранный — говорили…». Воскрешение Лазаря. По прочтении псалма. «Подвиг есть и в сраженьи…». 

15. Евгений Баратынский. Молитва. 

16. Николай Языков. Землетрясение. Пловец. 

17. Дмитрий Веневитинов. Последние стихи («Люби питомца вдохновенья…»). 

18. Николай Некрасов. Пророк. 

19. Алексей Конст. Толстой. «Меня, во мраке и в пыли…». «Я задремал, главу понуря…». Иоанн Дамаскин. 

20. Вячеслав Иванов. «Свершается Церковь, когда…». 

21. Томас Стернс Элиот. «Трудно тем, кто не знал гонений…». 

22. Райнер Мария Рильке. Созерцание («Деревья складками коры…»). 

23. Эмили Дикинсон. «Я знаю — небо, как шатёр…». «Ведь я просила хоть грош…». Я пью нерукотворный хмель. 

24. Афанасий Фет. «Не тем, Господь, могуч, непостижим…». «Я потрясён, когда кругом…». 

25. Иосиф Бродский. Сретение. 

26. Николай Минский. «Кто крест однажды хочет несть…».

  

Об авторе

Кочетков Георгий, священник

Кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив