Афанасьев Николай, протопресвитер

Профессор Свято-Сергиевского Института в Париже

Николай Николаевич Афанасьев (1893-1966) – после окончания гимназии учился в Новороссийском университете. В ноябре 1920 года Афанасьева эвакуируют из Севастополя в Константинополь, а затем в Королевство сербов, хорватов и словенцев. В Белграде, весной 1921 года, поступает на только сформированный Богословский факультет Белградского университета. Участвует в Белградском Православном Кружке. Принимает участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД). В октябре 1925 года заканчивает факультет, в ноябре венчается в Праге. Преподает Закон Божий в женской гимназии в сначала в Штине, затем в Скопье. 

 В марте 1930 года получает стипендию Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже и осенью этого же года получает место в Религиозно-Педагогическом Кабинете при Институте, руководимом В.В. Зеньковским. В октябре этого же года, после вступительной лекции, назначается с 1930 по 1931 год в Институт для чтения одной лекции в неделю на тему: источники церковного права. С 1932 по 1940 год состоит доцентом Свято-Сергиевского Православного Богословского института в Париже (преподает Церковное право и греческий язык). Написал много статей, которые были напечатаны,осталось также много неизданных и незаконченных трудов. 7 января 1940 года рукоположён в диаконы, 8 января того же рукоположён в священники митрополитом Евлогием. С августа 1947 г. по осень 1950 г. состоит доцентом Свято-Сергиевского богословского института в Париже. 2-го июля 1950 г. защищает диссертацию на тему «Церковь Духа Святого». Оппонентами были епископ Кассиан и профессор Вейдле. 

С осени 1950 г. назначен ординарным профессором Богословского Института. (Вместо докторских экзаменов делает доклад в на тему: «Неудавшийся церковный округ»). В Богословском Институте читает лекции: Церковное право, История церкви (древняя). 

В период от 1947—1966 пишет многочисленные труды, главным образом по экклезиологии, изданные и не изданные («Трапеза Господня», «Служение мирян в Церкви», «Церковь Духа Святого» и др.).