Православная миссия
и катехизация
и катехизацияТеория и практика катехизацииИнтернет-конференцииКак организовать и провести миссионерскую встречу
Как организовать и провести миссионерскую встречу
Миссионеры-катехизаторы, особенно начинающие, часто сталкиваются с трудностями при проведении миссионерских (предогласительных) встреч. Мы предлагаем Вам на этой Интернет-конференции задать вопросы сотрудникам Научно-методического центра по миссии и катехизации при СФИ об организации и проведении миссионерских встреч различного формата и для различной аудитории.
Наталья Александровна Адаменко – сотрудник Научно-методического Центра по миссии и катехизации при Свято-Филаретовском институте, преподаватель миссиологии, катехизатор.
Владимир Иванович Якунцев – сотрудник Научно-методического Центра по миссии и катехизации при Свято-Филаретовском институте, преподаватель катехетики, катехизатор.
Ответы участников Интернет-конференции
Дорогие Владимир Иванович и Наталия Александровна!
Целью миссионерских встреч, насколько я понимаю, является духовное пробуждение человека на пути к Богу и в Церковь, пробуждение его совести, решимости сделать шаг к познанию веры своей жизнью. Что вы посоветуете в устроении и проведении миссионерских встреч в следующей ситуации. (Она типична для круга знакомых, имеющих гуманитарное образование). Человек с удовольствием ходит на миссионерские встречи, активно включается в обсуждение вопросов, благодарит, просит приглашать еще, но, в отличии от других, ничего не меняет в своей жизни и от церковной опыта предпочитает оставаться в стороне.
Какие возможны ошибки в содержании и ведении миссионерских встреч для людей гуманитарного склада ума и образования? Каковы ваши принципиальные пожелания в подобных ситуациях?
С уважением и благодарностью, Нина, Воронеж.
Наталья Адаменко: Здравствуйте, Нина! Духовное пробуждение всегда связано с началом духовного поиска: человек начинает искать ответы на «проклятые вопросы» о смысле жизни и смерти, о смысле истории, о происхождении зла и т.д., он чувствует некое внутреннее беспокойство, которое подталкивает его к поиску ответов на них. Целью миссионерских встреч во время предварительной миссии является содействие духовному поиску человека, но не его духовное пробуждение. Ведь оно отнюдь не всегда бывает связано с миссионерскими усилиями христиан, с которыми человек общается. Духовное пробуждение чаще всего бывает связано у человека со значимыми событиями его собственной жизни. Точнее – с теми событиями, которые как бы «выбивают» жизнь из привычной, рутинной «колеи». Такими событиями могут, например, стать болезнь или смерть родных, друзей, собственная болезнь или резкая перемена образа жизни, свадьба или развод, экономический или социальный кризис и вообще любые важные события, которые происходят в жизни человека по промыслу Божьему и побуждают его к духовному поиску. Поэтому, пока у человека не начался духовный поиск, он относится к миссионерским встречам только лишь как к хорошему, интересному общению, форме досуга. Очевидно, что в Вашем случае как раз это и происходит.
Каких-то особенностей в содержании и ведении миссионерских встреч для людей гуманитарного склада ума и образования нет. Есть лишь опасность увлечься различными философскими или социологическими теориями и ими же и ограничиться. Тем более, что сами участники таких встреч – гуманитарии, охотнее всего общаются именно на эти темы. Здесь уместно вспомнить совет апостола Павла из послания колоссянам: «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (2:8).
Владимир Якунцев: Дорогая Нина, скорее всего, это говорит о том, что в ходе самих встреч не затрагиваются темы, которые для этого человека являются радикальными. Нужно молиться, чтобы встречи носили более ясный для него характер.
Самая распространенная ошибка – увлечься запросами «потребителей». Это значит воспринять ситуацию не пророчески, а в ключе «спрос-предложение». Поэтому если аудитория гуманитарная, то хочется наполнить встречу какими-то гуманитарными темами. Это часто получается инстинктивно. И встреча больше получается философско-богословской, а не проповеднической. А это – уклон в никуда, хотя потребители могут быть и очень довольны и желать приходить на такие встречи постоянно.
Вопрос Владимиру Ивановичу и Наталье Александровне.
Как пригласить людей на миссионерскую встречу, так чтоб это не выглядело приглашением на миссионерскую встречу. Никто не хочет быть объектом миссии. Это особенно актуально тогда, когда ты сам уже имеешь репутацию человека, «стукнутого» религией, и априори под подозрением.
Илья
Наталья Адаменко: Дорогой Илья, думаю, что здесь проблема не в способе приглашения, а в нашем стиле общения с нецерковными и неверующими людьми. Уже то, что мы имеем у них репутацию «человека «стукнутого» религией», говорит о том, что мы слишком много говорим с ними о религии, особо не спрашивая у них: интересно ли им нас слушать, нужно им это вообще. Поэтому, раз уж наша репутация уже «подпорчена», то пока она в их глазах не исправится, темы встреч, на которые мы хотим пригласить людей, не должны быть никак связаны с религией. Тогда есть шанс, что они придут, чтобы пообщаться с нами и другими людьми, не смотря на нашу «стукнутость».
Владимир Якунцев: Нужно молиться за человека, чтобы было дано вам знать, когда можно пригласить. Это главное и, одновременно, самое трудное – знать время и иметь готовность в этот момент поделиться своей надеждой. Свт. Иннокентий Московский в одном из своих наставлений начинающему миссионеру писал, чтобы он ценил «минуту сердечного расположения» у тех, к кому он направляется. Эта «минута» может прийти в любой момент.
Добрый день! У меня вопросы и к Владимиру Ивановичу, и к Наталье Александровне.
Как Вы думаете, как должен выглядеть ведущий миссионерской встречи, что самое главное в его образе, словах, поведении, какие основные требования внешние и, конечно, внутренние? Кто вообще может быть ведущим такой встречи? Чего нельзя ни в коем случае упустить, из Вашего опыта?
Где лучше всего такую встречу проводить (м.б. даже в зависимости от ожидаемой аудитории)? Можно ли проводить миссионерскую встречу дома или лучше в библиотеке, а м.б. можно просто в кафе? (если, например, люди совсем нецерковные и в храм не пойдут)?
Что делать, если не получается диалога с гостями (нет вопросов, отклика)? От чего это может зависеть?
Anna Lepekhina
Наталья Адаменко: Добрый день, Анна! Если исходить из самых общих рекомендаций, которые подходят ко всем случаям, то они очень простые. Ведущий миссионерской встречи не должен внешне выделяться на фоне других участников, в том числе и своим поведением. Одежда его должна соответствовать общепринятым нормам, не должна быть грязной или мятой, слово ведущего тоже не должно быть грубым или небрежным. Внешне необходима приветливость, а внутренне – открытость, готовность к общению, желание поделиться верой и радостью.
Ведущим миссионерской встречи может быть тот, кто готов к этому ответственному делу. Лучше, если это будет брат или сестра, которые в дальнейшем будут продолжать общение с ищущими людьми на предоглашении и оглашении в качестве катехизатора, помощника или поручителя. Ведь людям, которые входят в церковь, очень важно поддерживать и сохранять «живительные связи» (Еф 4:16) с теми, кто им впервые показал этот путь.
Ведущему миссионерскую встречу очень важно уделять внимание каждому человеку, который на неё пришел. Именно эту возможность лично познакомиться с человеком и пообщаться с ним нельзя ни в коем случае упускать. Причем это важно и для ведущего, который сможет после знакомства молиться уже именно за этого, конкретного, ищущего Бога человека, и для самого участника встречи, который познакомится и сможет в дальнейшем общаться ещё с одним верующим человеком.
Миссионерские встречи можно проводить везде, где это удобно: дома, в библиотеке, в кафе, в любом подходящем помещении или во время прогулки на природе. Главное, чтобы во время встречи всем было удобно, ничего не отвлекало от общения, не смущало и не тревожило участников.
Неудачные миссионерские встречи (а отсутствие диалога – это признак неудачной встречи) бывают в практике любого миссионера. Важно из каждой такой неудачи уметь извлекать урок и не повторять тех ошибок, которые к этой неудаче привели. Потеря диалогичности бывает чаще всего, действительно, по вине ведущего, который начинает учить пришедших на встречу людей, вместо того, чтобы свидетельствовать о вере, делиться ею с ищущими Бога и Церковь людьми.
Владимир Якунцев: По этим вопросам можно целую лекцию прочитать. Извините, но отвечу только на первый вопрос (м.б. Наталья Александровна еще на какой-то). Говоря о внутренних и внешних требованиях к ведущему миссионерской встречи, хочется начать с мыслей Аристотеля о красоте. Он, в частности, как-то заметил, что у подлинно красивого человека весь его образ не позволит восхищаться отдельными чертами. Это же самое хочется сказать и о ведущем. Поэтому нет смысла описывать отдельные черты, они не «делают погоды». А вот в целом ведущему нужно быть воплощением христианской приветливости, которую, насколько я помню, прп. Макарий Алтайский назвал «миссионерской». Действительно вспоминаются здесь слова ап. Павла: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем...» (2 Тим 2:24). Такая приветливость, открытость ко всем, способность к встрече – дар Святого Духа. Но чтобы Он мог действовать, нужно соответствующим образом настраиваться и молиться.
Наталья Александровна и Владимир Иванович, здравствуйте.
Как-то в храме я зашла на миссионерские курсы и услышала лекцию о таинстве причастия, где священник разъяснял символику его чинопоследования. Я была поражена тем, что это называлась миссионерскими курсами. Можно ли людям, возможно не крещеным или неверующим, говорить о причастии? Еще был случай, когда подошли двое людей на улице и спросили, что называется «в лоб», читала ли я Библию, и если нет, то были готовы разъяснить, почему ее надо читать. Мне показалось это слишком навязчивым. Прошу пояснить, что такое миссионерская встреча.
В связи с названной темой есть несколько вопросов. У любой встречи есть формальные границы, правила ее организации и проведения, есть и принципы, и все-таки можно ли считать встречу миссионерской, если читается Евангелие и говорится о таинствах? О чем точно вы не стали бы говорить на миссионерской встрече сегодня и почему? Кто может быть ведущим и как он должен готовиться? В каких случаях можно сказать, что встреча состоялась?
С благодарностью, Екатерина.
Наталья Адаменко: Здравствуйте, Екатерина! Разговор на улице с незнакомцами, начавшийся с вопроса, читали ли вы Библию, мало похож на миссионерскую встречу. Скорее, это попытка познакомиться с вами, используя Библию как повод. Описанные вами миссионерские курсы, вероятнее всего, предназначены для уже крещеных и даже участвующих в церковных таинствах людей, которые не получили в свое время соответствующего научения основам христианской веры и жизни. Попытаться восполнить эти «пробелы» они могут на разного рода курсах, которые организуются в приходах, в виде циклов лекций или в виде воскресной школы для взрослых. В Концепции миссионерской деятельности РПЦ есть понятие «воспитательная миссия (воцерковление)», цель которой – включить крещеных, но не наученных, людей в полноту церковной жизни, помочь в формировании православного содержания и стиля их жизни. На подобного рода встречах можно читать евангелие и говорить о таинствах и догматах, но всё же они имеют более огласительный, чем миссионерский формат, поэтому я считаю, что не стоит называть их миссионерскими.
О чем бы я точно не стала бы сейчас говорить на миссионерской встрече? Да, есть такие темы, которые лучше не поднимать и не поддерживать на миссионерских встречах в любой аудитории. Прежде всего, это политика и спорт, которые очень легко вызывают споры и рождают неприязнь между людьми, а также легко скатываются к национализму. Также не стоит на миссионерских встречах говорить о том, что разделяет христианские конфессии. На миссионерские встречи попадают, как правило, неверующие и нецерковные люди, а различия между конфессиями связаны с догматикой и таинствами, т.е. с тем духовным опытом, которого неверующие и нецерковные люди пока не имеют.
На ваш вопрос о ведущем встречи я уже ответила выше. Во время подготовки к встрече на первом месте, конечно же, стоит молитва. Без благодатной помощи Божьей никакая, даже самая хорошо спланированная и организованная встреча не будет успешной. Критерий успешности миссионерской встречи во время предварительной миссии один – это желание ищущих людей продолжать общаться, их желание прийти на следующую встречу, экскурсию и т.п. А на предогласительных встречах к этому критерию добавляется еще желание изменить свою жизнь (покаяться), креститься, если человек не крещен, и войти в церковь.
Владимир Якунцев: Главное – разуметь, что такое встреча, а потом уже легко понять специфику ее в миссионерской ситуации. Встреча — особый духовный опыт, являющийся одним из основных в христианстве. В нашей традиции, желая его особо обозначить, мы используем церковнославянское слово: «сретение». Суть его – в узнавании Христа своей совестью, когда Он является посреди двоих-троих, собранных ради Него. Интересно, что в эти «двое-трое» могут входить не только верные, воцерковленные, но и искренне Его ищущие. Последнее обстоятельство делает встречу миссионерской. Все остальное вытекает из этого.
Можно считать встречу миссионерской, если читается евангелие и говорится о таинствах, но важно как читается евангелие и как говорится о таинствах, в каком ключе.
О чем точно вы не стали бы говорить на миссионерской встрече сегодня и почему? О политике, экономике, спорте, национальном вопросе, конфессиональном разделении. Даже примеры остерегся бы приводить. Почему? Потому что это разделяет или утяжеляет людей на пустом основании.
Кто может быть ведущим и как он должен готовиться? Об этом я высказался выше.
В каких случаях можно сказать, что встреча состоялась? У подлинной встречи, а только Господь ее может сотворить, всегда есть плоды. Главный плод описан в Деян 2:37: услышав проповедь Петра, слушающие были «поражены в самое сердце». Встреча с Христом всегда есть откровение четко переживаемого смысла, который освобождает от вины и, одновременно, зовет к покаянию.
Вопросы к Владимиру Ивановичу и Наталье Александровне:
Сколько по времени должно длиться предоглашение для протестантов (только!)?
На каких темах сконцентрировать внимание?
Что следует учесть перед тем, как начать огласительный цикл?
П.А.Б.
Наталья Адаменко: Уважаемый П.А.Б., довольно трудно дать вам рекомендации, ведь протестантизм очень разнообразен. И то, что подходит для общения с представителями одной конфессии, не подойдет к другой. Поэтому мои рекомендации будут носить очень общий характер.
Что касается предоглашения, то оно, скорее всего, в этом случае будет кратким или вообще можно будет обойтись без него, т.к. воцерковленные протестанты уже веруют и в Бога, и во Христа, читают Библию и молятся. Не воцерковленным протестантам, которые являются формально верующими (а такие среди протестантов тоже встречаются), придется проводить предоглашение в полном объеме. Несомненно, важное место на предоглашении займет тема Церкви, поскольку именно здесь у православных и протестантов существуют самые большие расхождения. Также придется особо поговорить об отношении к Писанию и Преданию, о спасении (многие протестанты уверены, что они уже спасены).
Перед тем, как начать огласительный цикл, необходимо убедиться, что обращение протестантов в православную церковь и желание пройти православную катехизацию – это результат их духовного поиска, свободного выбора пути, а не простое любопытство, стремление познакомиться ещё и с православным духовным опытом, кроме того опыта, что у них уже есть. Русская православная церковь не занимается прозелитизмом, т.е. переманиванием к себе членов других конфессий, да и катехизация предназначена только для подготовки людей к вхождению в православную церковь и к дальнейшей жизни в ней. Поэтому, если протестанты захотят лишь поближе познакомиться с православной традицией, культурой, историей церкви, то для этого имеет смысл организовать и провести для них отдельно цикл просветительских встреч по темам, которые им интересны, но огласительный цикл не начинать.
Владимир Якунцев: Протестанты очень разные (также, кстати, как и православные). Поэтому нужно обязательно лично разговаривать и выяснить реальный уровень воцерковленности. Он может быть очень разным. Решение, как правило, приходит по итогам разговора. Его диапазон может быть самым широким: от того, чтобы проводить предоглашение для язычников, до того, чтобы вообще отменить его за ненадобностью.
На каких темах сконцентрировать внимание? Самой острой темой будет вера в Церковь. Вообще, протестанты, в среднем случае, похожи на православных в том отношении, что первые верят в Библию и надеются на ее букву, а вторые – в (на) таинства. И те, и другие считают себя неоправданно спасенными, считая, что Библия и таинства автоматически делают их членами Церкви. Эта ложная надежда очень распространена. Поэтому во время предоглашения нужно помочь им устремиться к подлинной надежде.
Наталья Александровна, есть ли для миссионерских встреч некая – «опорная» – тема, которую следует иметь в виду при подготовке? И как выбрать тему, например, для встречи людей, схожих профессионально, а религиозно настроенных примерно так: «кто в лес, кто – по дрова»? Встречу такого рода, может быть, лучше и не планировать?
Спасибо, Татьяна.
Наталья Адаменко: Здравствуйте, Татьяна! Миссионерские встречи бывают очень разнообразны по тематике, которая зависит и от аудитории, и от других различных условий, поэтому невозможно назвать какую-то одну «опорную» тему для всех миссионерских встреч. Если люди схожи профессионально, но религиозно настроены по-разному, то тогда лучше выбирать темы для миссионерской встречи, как-то связанные с их профессией.
Спасибо за поднятую тему. Вопрос к Наталье Александровне. Для меня на миссионерских встречах сложнее всего бывает добиться внутренней легкости и свободы. Как этого достичь? Ведь особая атмосфера миссионерских встреч связана с этим мирным и радостным духом.
Валерия Волкова
Наталья Адаменко: Дорогая Валерия, внутренняя легкость и свобода, о которой Вы пишете, рождается с одной стороны – от действия благодати Божией, а с другой стороны – от опыта свидетельства, от опыта миссии. Поэтому, чтобы добиться её, необходимо молиться и просить помощи Божьей до и во время миссионерских встреч, а также проводить и участвовать в таких встречах как можно чаще. Да, действительно, мирный и радостный дух ведущих и участников встреч важен для создания атмосферы открытости и доверия. Но я бы ещё добавила: благодарный и благодарящий дух, ведь свидетельство о христианской вере рождается именно из нашей благодарности Богу.
Здравствуйте, Наталья Александровна, хочу спросить, как приглашать людей, особенно малознакомых или близких, на миссионерские встречи? Как понять, кого приглашать?
Проблема в том, что если человек близкий или вообще незнакомый, то это может выглядеть как навязывание или затаскивание. Как решать эти проблемы?
Как собрать народ и провести миссионерскую встречу на приходе и в современном офисе?
Екатерина, Москва.
Наталья Адаменко: Здравствуйте, Екатерина! В своем вопросе вы упомянули две категории людей: наши близкие, т.е. родные и друзья, и малознакомые люди. Конечно, в первом случае у нас есть преимущество, ведь с родными и друзьями мы знакомы давно и знаем их привычки, взгляды, интересы, а о малознакомых людях мы почти ничего не знаем. Поэтому для близких мы можем заранее подобрать по теме или специально организовать миссионерскую встречу (праздник, экскурсию и пр.), которая им будет интересна. С малознакомыми людьми так не получится. Приглашать на встречи предварительной миссии и тех и других можно, если у них есть интерес к теме встречи, этого интереса уже достаточно для приглашения. Но вот когда приглашать и кого именно приглашать – невозможно спрогнозировать заранее, потому что в миссии большую роль играют не наши усилия, но внутренняя готовность человека и промысел Божий по отношению к нему. Здесь необходимы и молитва о тех людях, с которыми мы общаемся, и особое внимание к ним. Хорошо, если наше приглашение прозвучит для человека вовремя, тогда, когда он сам хочет общаться, и когда обстоятельства его жизни благоприятны для новых знакомств и нового опыта.
Чтобы ваше приглашение не выглядело навязыванием или затаскиванием, не нужно повторять его многократно или настаивать на том, чтобы ваши знакомые обязательно пришли, даже если вам кажется, что эта встреча для них будет полезной.
Самым простым и понятным людям поводом для встречи и на приходе, и в офисе может стать праздник. Например, Новый год, Рождество или Пасха, престольный праздник, день основания компании или ваш личный день рождения. Можно организовать праздничную трапезу, просмотр фильмов и видео-сюжетов, концерт, мини-спектакль, чтение стихов, конкурсы и викторины – всё это для того, чтобы наполнить праздник – смыслом, встречу – христианским содержанием, а общение – радостью.
Владимир Иванович, в формулировке темы данной интернет-конференции я бы добавила бы слово – «чтобы» – и вослед как-то обозначила бы цель миссионерской встречи. Ведь то, как именно организовать и провести миссионерскую встречу связано с тем, какие цели мы ставим? Реально ли обозначить цель такой встречи, когда на ней ожидается присутствие очень разных людей? Надеюсь, что правила «вопрошания» не нарушила. И – благодарю за ответ, Татьяна Н.
Владимир Якунцев: Дорогая Татьяна, действительно слово «миссионерская» нужно иногда пояснять. Мы, употребляя, «миссионерская» имеем в виду действия, сознательно предпринимаемые с целью обращения неверующих во Христа к вере в Него. Это определение, по-моему, очень точное, его автор, насколько я помню, свт. Иннокентий Московский. Поэтому если нет сознательности или направленности на обращение ко Христу и Евангелию, то нет и миссии.
Портал «Идите, научите все народы»
Адаменко Наталья Александровна
Специалист по научно-методической работе
Другие материалы автора
Доказательства истинности веры в Воскресение в проповеди апологетов, учителей и отцов церкви II – IV вв.
Итак, идите
Рецензия на книгу: Пеннер П. «Миссиология и герменевтика»
Рецензия на книгу: «Новые горизонты миссии : сборник»
Ошибки миссионеров: опасные и распространенные 8 мин.
Как познакомиться с Богом 9 мин.
Якунцев Владимир Иванович
Руководитель Научно-методического центра по миссии и катехизации. Старший преподаватель СФИ