Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Как вводить оглашаемых в личную молитву: Псалтирь

Сообщение на кружке катехизаторов Преображенского братства
13 августа 2014 5 мин.

Скачать в формате  DOC  EPUB  FB2  PDF

Сообщение будет состоять их трех частей: зачем читать Псалтирь на огласительных встречах, как ее читать и что получается в результате этого чтения.

Зачем читать Псалтирь?

Псалтирь на оглашении у нас читается регулярно уже много лет. Как минимум, она не вредит, а как максимум значительно помогает. Можно сказать, что у большинства оглашаемых 1-го этапа есть проблемы с личной молитвой. Даже у тех, кто уже воцерковлен, кто читает правила, молитвы. У пианистов есть термин «сорвать руки» когда пальцы от «заигранности» отказываются слушаться. Действительно, люди читают в магическом стиле заученные молитвы по молитвослову, и переход на личную молитву считают для себя невозможным. Ее считают возможной лишь для новоначальных, либо для баптистов, либо для совершенных, подобных святым отцам. А для себя они оставляют «мусульманскую» практику: просто вычитывание. И поскольку есть проблемы с личной молитвой и у тех, кто не молился ею, хотя долго находился в церкви, а кто только-только входит в церковь, о. Георгием было предложено читать Псалтирь и даже было рекомендовано в личной молитве ее использовать, чтобы немножко духовно «разогреться» перед переходом к собственной личной молитве. Потом чтение Псалтири было введено во встречи 1-го этапа — именно для того, чтобы создать общую молитвенную атмосферу, настрой.

Как читать?

Сложилось несколько вариантов практики. Первый вариант: читать по одному псалму: в начале и в конце. Или от одного до 2 — 3, иногда бывает больше трех. Считаю, что не обязательно закреплять это число: один, или три, или пять, или соблюдать определенный объем текста. Я начинаю с одного, потом постепенно довожу до 3-4, если псалмы небольшие. Вначале читаешь медленно, и количество не очень большое. Потом читаешь побыстрее, и количество побольше. А в самом конце, в последние месяц-два, получается еще больше.

Считаю принципиально важным прочесть всю Псалтирь за 1-й этап. В этом есть и положительный психологический момент: важное дело закончено, Псалтирь прочитана, причем всеми вместе. Второе — Псалтирь очень разнообразна в плане содержания молитвы, и не хотелось бы что-то пропускать. Известное деление псалмов по темам меня не устраивает (это старое деление, еще XIX века), потому что почти в каждом псалме тем гораздо больше, чем можно выделить условно.

Мне представляется, что практика должна быть разной, свободной. Катехизатор должен каждый раз учитывать и состояние группы, и свое состояние, видеть перспективу, знать на чем сделать акцент. Рационализировать ситуацию не стоит, то есть, не стоит разрабатывать универсальную схему чтения Псалтири, обязательную для всех. Важен принцип молитвенного чтения Псалтири. Каждый раз, придя в группу и начиная читать, катехизатор должен читать так, чтобы это было молитвой и для него самого. Потому что достаточно долгое время оглашаемые, приходя на встречу, сами не молятся.  Существуют редкие исключения, когда они стремятся молиться перед встречей, это люди уже хотя бы отчасти церковные. Но та форма молитвы, к которой они привыкли, чаще всего бывает формальной, внешней. И значит, катехизатору приходится брать основное молитвенное усилие перед началом встречи на себя. На 1-м этапе нет начальной и конечной молитвы, которую произносит катехизатор. И как ни пытаются «церковные ветераны», которые приходят на оглашение, потребовать или спросить: «Почему у вас молитва не звучит?», всегда их нужно останавливать и говорить, что у них есть внутренняя возможность помолиться. Кто хочет, — может помолиться сам, внутренне. И я говорю это всей группе, а не только «ветеранам», приглашая их молиться так перед едой, по окончании еды, перед встречей, в конце ее. В начале встречи людям объективно легче молится. В конце, когда все уже встали, загалдели, — с внутренней молитвой труднее. И здесь очень помогает Псалтирь.

Я говорю группе, что мы будем читать Псалтирь не так, как все остальные книги Писания, а как молитвы. Хотя Псалтирь не ограничивается этим. В Псалтири есть все, что нужно для оглашаемых 1-го этапа: не только молитвенный опыт, но постановка и разрешение этических проблем. В ней можно до всего этого дотронуться. Чтение Псалтири предполагает вопросы и какие-то суждения по прочитанному. Есть возможность «примерить» ее текст на себя, пока оглашаемый еще только входит в молитву. Он может входить в нее постепенно, частично, — вначале какие-то отдельные фразы, образы, а может быть, его захватит и весь псалом. Принципиально важно, что ситуация здесь открытая, т.е. не предполагается достижения каких-то устойчивых состояний и т.п.   

Что получается?

Довольно трудно сказать, какие конкретно приобретаются плюсы и минусы от чтения Псалтири в группе. Можно лишь с уверенностью сказать, что оздоравливается общая обстановка. В последней трети Псалтири почти все говорят, что им это интересно, что они втянулись, что они приобрели внутреннюю потребность в таком чтении. И отдельные псалмы людей «пробивают». В итоге, благодаря Псалтири, легче читаются другие книги Священного писания, сама Псалтирь раскрывается со всех сторон и перестает быть узкой молитвенной книгой или вообще загадкой.

Обсуждение текстов Псалтири занимает довольно много времени. Люди обычно задают вопросы, и ответы на эти вопросы позволяют «разогреть» встречу. Я лично столкнулся в последних двух группах с тем, что оглашаемые молчат, вопросы не задают, пока не «разогреются» на Псалтири. Считаю, что молитвенное чтение Псалтири — это одна из находок оглашения, от которой нельзя отказываться.

Что касается выделения отдельных псалмов, то это происходит естественно в самом ходе оглашения.  1-й, 50-й, 90-й, + те, которые звучат на богослужениях: 102-й, 103-й, а также 31-й. Из шестопсалмия я ничего не выделяю, поскольку шестопсалмие им особо не интересно.

Важно понять, по какому переводу читать Псалтирь. Я отошел от синодального перевода, читаю по переводу Юнгерова. А в тех случаях, когда есть перевод С.С. Аверинцева, то по его переводу. Оглашаемые при этом держат в руках, как правило, синодальный перевод. Уже после первой трети чтения оглашаемые осознают, что такое перевод Аверинцева, насколько он хорош. Для них важно, что он и молитвенный, и распевный, и оригинально звучащий, с неожиданными акцентами.

Чтение Псалтири на 1-м этапе — вещь очень важная. Она, безусловно, достигает своей цели. Остается одна проблема: насколько нужно настаивать (я не настаиваю), чтобы Псалтирь прочитывалась полностью.

Обсуждение

Вопрос: Даете Вы читать псалмы самим оглашаемым?

А. Копировский: Нет. Я думаю, что их, за какими-то редкими исключениями, в принципе должен читать катехизатор. Даже не помощник. 

Вопрос: Почему важно, чтобы читал именно катехизатор, а не помощники и не оглашаемые?

А. Копировский: Оглашаемый будет спотыкаться на каждом слове. Люди плохо читают вслух. Они могут начать «выступать» с завываниями, либо бубнить. Но даже когда они читают, они не понимают, что они читают. Дело не в форме, а во внутренней наполненности.    

В. Якунцев: В традиции огласительная встреча совершалась на фоне богослужения, и туда органично включалось и пение, и трапеза, и молитва. Поэтому чтение Псалтири в самом начале — это очень хорошо. Катехизатор молится, и это один из важнейших моментов, чтобы оглашаемые могли научиться личной молитве.

После чтения Псалтири существует разная практика. Иногда просто прочитали и все, иногда люди начинают говорить о том, что непонятно в псалмах. Я считаю, что более оправдано Псалтирь использовать для первого своего слова. Какая-то фраза из Псалтири может послужить началом разговора. Мы должны приходить на встречу с ясным внутренним видением, о чем мы будем говорить, какая тема сегодня, что в центре. Псалом может дать для этого пищу. Псалом может быть основанием для проповеди. А еще чтение псалмов должно задавать тон.

Вопрос: Удавалось ли как-то проверять, каким образом Псалтирь влияет на личную молитву? Какие здесь плоды?

А. Копировский: Плоды – это степень выучивания наизусть. Учили с удовольствием. Я не буду ставить личную молитву в зависимость от Псалтири. В начале проблема не в трудностях с личной молитвой, а в ее наличии или отсутствии. Оглашаемые говорят: читать могу, ходить на встречи могу, а молиться не могу. У меня был оглашаемый, который очень долго не мог молиться. Я ему сказал: «Вы придите домой и побудьте немножко в одиночестве». Он потом рассказывал, что так и сделал. Спросил себя при этом: «Что я должен сделать?» Решил, что нужно поблагодарить Бога за прошедший день. Неожиданно для него во время этой молитвы он заплакал. И после этого стал молиться своими словами без напряжения. Когда мы были на Светлой седмице, он за полчаса до начала службы приходил в храм, чтобы помолиться. 

Об авторе

Копировский Александр Михайлович

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой богословия, научный сотрудник

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив