Православная миссия
и катехизация
и катехизацияТеория и практика катехизацииКатехизаторуКак катехизатору можно оценить плоды своих трудов?
Как катехизатору можно оценить плоды своих трудов?
Результатом катехизации должно стать полное воцерковление человека. По каким признакам катехизатору можно определить, что воцерковление произошло? Какие есть критерии для этого, которыми Вы пользуетесь?
А. Копировский: В огласительную группу сколько-то людей пришло и почти никто не ушел – это хороший результат. Хотя всегда какой-то процент людей уйдет с оглашения. Не потому что катехизатор плохой или катехизация плохая, а потому что люди часто определяются только в процессе катехизации. Поэтому они уходят, в чем-то определившись, чем-то напитавшись, редко – разочаровавшись, но и это тоже бывает. Или соблазнившись, особенно если их стараются соблазнить родные и близкие, или какие-то официальные люди, в том числе церковные. Таких – совсем небольшое число, и катехизатору себя винить, ставить себе «двойку», здесь не надо. Однако за каждого ушедшего человека он в любом случае – перед своей совестью, перед Богом – отвечает лично.
Но это не самое главное. Гораздо хуже, если люди уходят из-за ошибок катехизатора, если он нарушил основные принципы катехизации… Ну, например, начинал от людей жестко требовать исполнения каких-то этических максим, которых не надо было требовать на тот момент. Всегда возможен какой-то переходный период, чаще всего нужна постепенность. Потому что задача катехизатора – не ставить сразу же человека перед последним выбором. Тот сам перед ним встанет, но и тогда его надо будет поддержать, а не жестко требовать правильного решения. Если поторопиться – человека можно надломить или даже сломать. Он потеряет вдохновение, и даже если закончит оглашение и воцерковится, то будет жить в церкви не Нового завета, а Ветхого, по ветхозаветным законам. Бывает и хуже: он просто скажет: «Я так не могу…» или: «Я так не хочу …». И будет по-своему прав, хотя формально, конечно, прав катехизатор. Но именно формально, внешне.
Такие ошибки практически всегда приводят к потере людей. А если группа совсем развалилась, если в ней осталось лишь несколько человек (значительно меньше половины), то можно сколько угодно оправдываться, что «обстоятельства были неблагоприятные», «люди попались сложные» и т.п. В любом случае это значит, что такой катехизатор оглашать не очень-то способен. Разве только если он всерьез покается и будет искать собственные ошибки, и не бросит людей, которые ушли, а будет интересоваться, как у них дела. Вдруг у них ситуация изменится, и их можно будет перевести к другому катехизатору или в новую группу. Бывали случаи, когда катехизатор «передавал» людей после их ухода с первого или второго этапа другим катехизаторам, и эти люди благополучно завершали оглашение.
Нужно учитывать и особенности катехуменов. Например, если катехумен из какой-нибудь восточной республики попадает в группу, которую ведет катехизатор-сестра, то у него может возникнуть отторжение (ведь он смотрит на внешнее, а не на внутреннее). Не надо его в этом поощрять, но и не надо загонять проблему в тупик. Можно его просто перевести в группу к катехизатору-брату, и человек воцерковится без дополнительных проблем. Пройдут у него потом, пусть и не сразу, все эти предрассудки, впитанные в детстве.
Завершив оглашение, люди могут говорить, что мечтают жить церковной жизнью, что будут служить Богу и ближним. Но не всегда у них это желание воплощается. Например, некоторые невероятно торопятся. Был случай, когда новокрещеный сразу после «пустыни» пошел послушником в монастырь и принял там постриг. Ничем хорошим это для него не кончилось… Или наоборот, завершив оглашение, человек решает, что он хорошо потрудился, и теперь ему надо отдохнуть. Или что у него скопилось за полтора года много дел, а теперь он должен и похоронить отца, и посмотреть земельный участок, и пять пар волов застоялись, и жениться пора… И уходит в полном смысле слова «в себя». Поэтому, когда катехизатор видит, что сразу после окончания катехизации группа вдруг понесла большие потери, он должен как следует об этом подумать и поставить себе соответствующую оценку. Да и другие катехизаторы тоже поставят ему оценку.
И, наконец, еще один критерий результатов катехизации: когда группа, с относительно небольшими потерями, продолжает жить в церкви, но вдруг ее катехизатор чувствует, что это очень хрупкое существование. И что её нужно опекать. Оглашение закончилось, и катехизатор для них уже просто брат, пусть и старший. Но в течение года, не менее, он должен их поддерживать, несмотря на все свои обязанности, в том числе, новые обязанности по катехизации. И если он сможет это делать, и не по долгу, а по любви, то это хороший результат, а если не захочет, бросит людей, то плохой.
Так же плохо, если катехизатор говорит: «мои катехумены», «моя группа» – это знак духовного неблагополучия и, соответственно, явный его недостаток.
Что должен знать и уметь нововоцерковленный член церкви после катехизации?
А. Копировский: То, что он должен знать и уметь, определяется, как шутил один мой знакомый, словом на букву «ф» – «фсё» :-). Почему? Потому что он уже воцерковился, он уже не «младенец во Христе». Им он был, когда пришел на катехизацию и спрашивал: что это? почему это? и т.д. Так делают все нормальные младенцы («пять тысяч «Где?», семь тысяч «Как?», сто тысяч «Почему?» …). Но когда человек исповедует свою веру не только повторяя Символ веры, но и давая обеты Крещения: «Отрицаешься? – Отрицаюсь!», «Сочетаешься? – Сочетаюсь!», то он в церкви не младенец. И ему в ней теперь предлагают: «всякому, требующему у тебя отчета в твоем уповании, дай ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3:15). Ему не нужно излагать в ответе кратко всё богословие церкви, но требуется дать ясный отчет в его надежде. Ты надеешься на что? Ты уповаешь на Кого? И ответ с кротостью и благоговением нужно давать не с чужих слов, не пересказывать великих богословов, а из личного пережитого опыта. «Лично я увидел то-то, лично я ощутил то-то, лично я понял в церкви вот это … И теперь я живу так-то, потому что …».
Итак, первое умение – это умение свидетельствовать о своей личной вере. При этом он понимает, что внешние по отношению к церкви люди – не «объект» его миссии, а просто люди, с которыми он вместе живет, и с которыми он может чем-то духовно важным поделиться. Можно, например, попытаться установить новые отношения со своими родными, друзьями. Это может перейти и в конфликт, но конфликт на церковном уровне, как говорят – «ничего личного». Наоборот, нужно максимально идти навстречу людям, и не ради того, чтобы себе было тише и спокойней жить, а чтобы им лучше жилось. И нужно уметь говорить им о Боге, не передавая сведения, которые сам лишь недавно получил, а от своего опыта, не «информировать» их, а поддержать духовно, чтобы рано или поздно Христос к ним пришел! А сам воцерковленный был бы только где-то рядышком…
Ну и, конечно, нужно уметь общаться с людьми, которые будут сопротивляться его выбору: дома, на работе или где-то ещё. Нужно себя при этом так поставить, чтобы в общении с ними не было лжи, двусмысленности, предательства своей веры, раздвоенности. Если есть слово к людям, то его нужно сказать. Но не спешить всех вокруг воцерковить, а бросить зерно-слово и ждать результата, не тянуть вверх за росток, иначе выдернешь вместе с зерном. Не спешить и заваливать это зерно удобрениями, чтобы не погубить росток – ведь это росток веры.
Свидетельствуй, – ты пока не миссионер, но уже свидетель. Поэтому, если у какого-то внешнего человека вдруг возникает серьёзный духовный вопрос, то его не нужно пытаться сразу разрешить, но отвести на открытую встречу, чтобы он мог начать свой духовный путь. И не пытаться быть «представителем церкви» – для них, в свое время, это будет катехизатор, потом священник и т.д.
Кроме этого, нововоцерковленный, как правило, уже в состоянии читать Писание, и должен это делать, стремясь как можно скорее прочитать его полностью – ведь на катехизации он узнал лишь его малую часть. Хорошо вернуться и к тому, что он читал раньше. Главное же, что он приобрел стремление питаться Словом Божьим постоянно, как духовной пищей.
Далее. Он уже может участвовать в богослужении так, чтобы для него оно стало возможностью духовно реализоваться. Уже во время катехизации человек, попадая на богослужение, постепенно начинает чувствовать себя как дома, но он еще не знает, как в этом доме жить. А после воцерковления он приходит на богослужение, чтобы не только получить, но и что-то от себя принести.
Конечно, добрый плод оглашения – это и регулярное (не «частое», а именно регулярное!) участие в таинствах. Нововоцерковленный умеет нормально причащаться – не раз в год, не четыре раза в год и не раз в три месяца, но не реже раза в три недели. И он должен уметь не только вычитывать каноны, но и неформально готовиться к исповеди и причастию.
Он уже в состоянии церковно, т.е. глубоко, без сплетен на церковные темы, общаться с другими церковными людьми. И ещё – ориентироваться в церкви, видеть, что называется, «пространство» церкви. Ведь можно направить внимание только на свой храм, своего батюшку и себя, ходящего туда-сюда – это не годится. Хорошо будет, если, проходя по городу и видя любой храм, он постарается зайти в него и помолиться, побыть там хоть несколько минут. Он в любом приходе – свой, не в том смысле, что он теперь запанибрата со всеми в храме. Но он не должен изображать из себя новичка, который ничего не знает, ведь он здесь на своем месте, пусть и на весьма скромном.
У него должен появиться свой опыт доверия иерархии. Он уже может отфильтровывать клевету, которой сейчас так много, понимать, где правда, а где неправда, хотя бы в принципе. И если ему даже говорят крайне неприятную правду о церкви, он понимает, что не должен этому приражаться. Поскольку чаще всего, когда эту правду говорят, стараются не помочь обличаемому, а его еще больше замарать, осудить.
Воцерковленный имеет навык общения с братьями и сестрами, который ему нужно реализовывать, т.е. не терять связи с теми, с кем он вместе оглашался, со своим катехизатором, с тем священником, который его крестил, исповедал и причащал первый раз. Это общение желательно сохранить на всю жизнь, но оно особенно важно в первые месяцы и годы церковной жизни.
Все ли эти критерии подходят для всех катехуменов? Универсальны ли они или есть исключения (по болезни, возрасту и т.п.)?
А. Копировский: Думаю, что нужно делать очень серьезные коррективы, учитывая фактор возраста, болезней, занятости и т.п., но только в сроках и интенсивности оглашения, а не в его содержании и итогах. Да и к решению вопроса о сроках нужно подходить не формально, а личностно. Важна не столько цифра возраста, сколько сила веры. На краткое (полугодовое) оглашение мы берем преимущественно пожилых людей, больных, или очень занятых на работе. Но иногда такие люди говорят: «Нет, хочу на полное оглашение». Мать и дочь или отца и сына, если они хотят быть вместе, делить между разновозрастными группами не нужно. Правда, люди иногда склонны свои силы переоценивать, поэтому катехизатор, если это очевидно, должен сказать такому человеку правду: «Нет, вам лучше на краткое …».
Если у оглашаемого серьезная должность, надо дать ему больше возможностей самому регулировать свое время. Ведь он умеет ответственно управлять временем на работе, значит, это получится у него и на катехизации. Не надо «пасти его жезлом железным», а лучше лишний раз позвонить ему и поговорить лично. Здесь возможны варианты, возможны и исключения.
Если у оглашаемого тяжелая, чреватая опасными последствиями болезнь, то нужно поспешить с подготовкой к крещению. Или если ему предстоит скорый отъезд в дальнюю страну, где, может быть, и есть православные храмы, но нет катехизации. В таких случаях нужно срок оглашения сокращать еще больше или находить какие-то особые его варианты.
Что же касается общих критериев воцерковленности, то это универсальные критерии, они подходят для всех. Не случайно здесь порой фору молодым дают люди пожилые, изрядно побитые жизнью. Если человек воцерковляется, рождается во Христе, то он, и правда, может всё, – если будет делать это «всё» трезвенно, спокойно, с молитвой, в общении с другими. Воцерковление происходит быстро: покаяние, крещение, миропомазание, причащение, – и всё, человек воцерковился. А вот глубина воцерковления будет у всех разная.
Вопросы задавала Наталья Адаменко
Копировский Александр Михайлович
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой богословия, научный сотрудник