Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Практика подготовки к крещению в Алтайской духовной миссии

Статья посвящена обзору и анализу деятельности миссионеров Алтайской духовной миссии. В статье рассматриваются подходы миссионеров к крещению инородцев, которые анализируются автором с точки зрения действенности этой практики в современной миссионерской ситуации
23 января 2019

Скачать в формате  DOC  EPUB  FB2  PDF

Орлова Ольга Александровна 

Москва, Свято-Филаретовский институт

Алтайская духовная миссия была открыта по инициативе архиепископа Тобольского Евгения (Казанцева) в 1828 г. Первым начальником, возглавившим деятельность миссии, был архим. Макарий (Глухарев) (1830-1844 годы его служения в Алтайской миссии). При отправлении на Алтай архим. Макарий получил в качестве наставления от архиеп. Евгения (Казанцева) две инструкции миссионерам. Одна инструкция 1769 г. была составлена Священным Синодом. 

Текст инструкции предписывал следующие действия в отношении инородческого населения: 

«1) преподавать инородцам христианское учение, сообразно с их младенческим состоянием, в кратком виде и только самые важные догматы; относительно икон вразумлять инородцев, что должно не боготворить их, а поклоняться написанным наним лицам; не понуждать соблюдать посты; 

2) действовать на инородцев кротко и любовно, не прибегая к угрозам или притеснениям; 

3) начинать обращения с ближайших мест, постепенно расширяя круг действий; по приезде в какую-нибудь местность начинать дружескую беседу с инородцами об их житье-бытье, а потом говорить об их законе и богослужении и доказывать «неправость их мнений естественными доводами», возражения слушать терпеливо и снисходительно, и «самому рассказывать не с грубостию и досадливыми словами, но ласково и дружелюбно»; к защите и помощи светский команд прибегать только в случаях серьезной опасности от ревнителей языческой веры; за разрешением всяких недоумений обращаться к местному преосвященному»[Халрампович, 29].

Во второй инструкции архиеп. Евгений (Казанцев) рекомендовал о. Макарию и его сотрудникам изучать язык инородцев и по мере изучения переводить на него книги Священного писания, богослужебные книги, отдельные молитвы и другие тексты; он предписал архим. Макарию вести постоянный журнал о своих действиях и каждые три месяца представлять отчет, также за всеми наставлениями и решением всех необходимых вопросов обращаться напрямую к преосвященному. Кроме того, архим. Макарию были даны в качестве руководящих документов копии с Высочайше утвержденного 17 июня 1826 г. мнения государственного совета о льготах инородцам, принимавшим крещение (льготы обеспечивали освобождение на три года от податей и повинностей), а также копияс отношения генерал-губернатора о сделанном им распоряжении – чтобы гражданское начальство оказывало миссионерам всевозможное содействие.

Все последующие начальники миссии также руководствовались этими предписаниями.

Первым христианином, которого крестил архим. Макарий 7 сентября 1830 г., был юноша Элеска. О его желании креститься архим. Макарий узнал от приезжего улалинца-христианина. О. Макарий крестил Элеску сразу как прибыл в Улалу. Как пишет К.В. Харлампович, у архим. Макария было некоторое колебание о продлении оглашения Элески, хотя бы еще на один день, но решили поторопиться, т.к. боялись кочевавшего неподалеку от Улалы отца Элески, который был настроен против принятия сыном христианства. После крещения юноши архим. Макарий взял новокрещенного с собой в Бийск, «дабы научить его молиться Богу и преподать ему наставление в правилах жизни христианской и потом возвратить в Улалу» [Харлампович, 31].

В Бийске архим. Макарий учил новокрещеного молиться по-христиански, рассказал в общих чертах историю об Иисусе Христе, о вечной жизни, разъяснил значение таинств, а также другие нормы христианской жизни – доброделание, исповедание грехов.

«По исповедании веры Элеска-Иоанн был 14 сентября приобщен св. Таин и после новых наставлений отпущен домой. Любопытно, что при этом его снабдили текстом молитвы «Богородице Дево, радуйся», чтобы он, если забудет ее, мог возстановить ее в памяти при помощи грамотных»[Харлампович, 32].

Архим. Макарий предполагал, что после того, как Элеска научится грамоте, он мог бы потрудиться переводчиком в миссии, но Элеска пожелал возвратиться в Улалу и заняться земледелием. В связи с этим архим. Макарий ходатайствовал о предоставлении юноше трехлетней льготы от всяких податей и повинностей, а также позаботился о том, чтобы Элеску приписали к христианскому поселению, дабы изолировать его от языческой среды ради сохранения им веры.

Для архим. Макария и других миссионеров Алтайской миссии на первом месте стояло желание самого человека принять крещение. В истории Алтайской миссии не встречались случаи, чтобы крещение совершалось над человеком насильно, против его свободной воли. Иногда о. Макарию приходилось в деле оглашения алтайцев сталкиваться с противодействием или его семьи, или шаманов. Тогда архимандрит Макарий либо крестил такого человека тайно и велел разрывать семейные связи, или же отказывался крестить.

Крещение совершалось только после предварительного научения – оглашения. Оглашение продолжалось от одного дня до двух недель в зависимости от возраста и развития оглашаемого.

«Встретив желавшего креститься или сам возбудив в инородце желание, архим. Макарий старался ввести его в самую сущность христианского учения и вместе познакомить с основными действиями христианского богослужения. В кратких и простых словах он проповедывал о Боге, о сотворении мира и человека, о падении людей, обетовании Спасителя, о Спасителе – истинном Боге, который 33 ½ года видимо жил на земле с людьми, как Он грехи всех человеков на себя взял и за наши грехи человеческою душою и телом страдал и умер, а в третий день по смерти ожил, возстал из гроба, вознесся на небо, куда возьмет с собою и всех, верующих в Него, и как хорошо жить там, на небе, где нет ни бедности, ни болезни, ни даже смерти…» [Харлампович, 33].

После крещения новокрещенный поручался надежному восприемнику, который помогал ограждать новообращенного от всяких вредных влияний и укрепиться на выбранном пути. Порой архим. Макарий испытывал искренность мотивов, побуждавших к крещению оглашаемого, пока не удостоверится в чистоте этих мотивов. Например, известен случай крещения одного двадцатилетнего татарина, которого держали под судом за воровство. При оглашении его архим. Макарий употребил

«припадание к стопам верных», как «пособие к приобретению сокрушеннаго и смиреннаго сердца и как средство к возбуждению молитв о нем всего собора церковнаго». «Оглашенный, повергаясь к стопам каждого, «помолитесь – говорил – обо мне грешном», и каждому подавал малую лепту … и они преклоняли колена за припадавшаго, и возносили о нем молитвенные вздохи»… Не раз в Записках о. Макария встречается выражение в роде следующаго: «Кажется, что сей ищущий (крещения) имеет нужду не в одном наставлении, а еще в испытании»… [Харлампович, 34].

В практике архим. Макаврия бывали случаи, когда оглашение прерывалось. При возникновении сомнений в отношении крещения кого-то из оглашаемых архим. Макарий прибегал к ходатайству восприемников; принципиальным критерием при принятии решения было изменение жизни у оглашаемого и поиском веры.

Приведем еще один интересный пример крещения жителей в Аккорыме миссионером, священником Михаилом Чевалковым, первым алтайцем, которого рукоположили в священники. В Аккорыме жили некрещенные жители более десяти юрт, когда-то еще при архим. Макарии (Глухареве) они получили благовестие о христианской вере, но плодов эта проповедь не принесла. Тогда аккорымцы решили остаться при своей вере. О. Михаил Чевалков служил от Аккорыма в 20 верстах, сам пытался также возвестить слово о христианской вере, рассказывая всю историю спасения, но и в этом случае аккорымцы сказали ему, что, может быть, когда-то позже захотят креститься. После этого о. Михаил стал посылать по праздникам псаломщика, чтобы тот регулярно беседовал с местными жителями.

«Однажды, на третий день праздника Пасхи я послал к ним Якова (псаломщик – О.О.) для беседы. Через сутки он прислал ко мне письмо: здешние жители почему-то стали в разговорах своих со мной грубы; некоторые вовсе не слушают моих бесед; я хочу воротиться домой. Прочитавши это письмо, я пришел в волнение, разгорелось мое сердце. Я зазвонил в колокола, сбежались новокрещенные, большие и малые и тревожно спрашивали; что случилось? Я сказал: подымите иконы Спасителя, Божией Матери и Святых и отправляйтесь вверх по Чулышману»[Чевалков, 87].

Новокрещеные отправились крестным ходом до Аккорыма, а свящ. Михаил Чевалков отправил старшину с вестью для всех некрещенных жителей:

«Потом местнаго старшину послал к некрещенным жителям Ак-корыма, заказавши ему: ты поезжай к жителям Ак-корыма и передай им слова вернее: передай, меня послал к вам священник сказать вам, что с ним невидимо идет к вам Царь Царей и Его Сын и Его слуги, идут они к вам, имея о вас великое попечение. Пусть соберутся все, — и старые и молодые и выйдут на берег Чулышмана и встретят их с почетом. Пусть не затворяют дверей юрт своих, чтобы не прогневался на них Сын Царя. Скажи, что так велел сказать священник [Чевалков, 88].

В результате такого дерзновенного крестного хода все жители – и старые, и молодые, вышли на берег Чулышмана, в лучших своих одеждах, некоторые вставали на колени, увидев такую процессию. Надо сказать, что крестный ход сопровождался песнопением «Христос воскресе». Большое впечатление произвели иконы.

«По заповеди Божией, я много раз приходил и беседовал с вами об Истинном Боге и об истинной вере, но вы не веровали в Истиннаго Бога; теперь Бог как бы Сам пришел к вам в своей иконе. Он сам здесь невидимо стоит между вами» [Чевалков, 89].

После того, как о. Михаил рассказал все об Иисусе Христе от рождения до кончины, аккорымцы вышли из юрты, собрались вдали, сели кругом, курили и около получаса разговаривали между собой, затем вернулись к о. Михаилу и сказали:

«Мы все веруем в Бога, и хотим креститься. Когда вы будете нас крестить?» [Чевалков,89].

Можно увидеть некоторое сходство у всех миссионеров Алтайской духовной миссии при построении проповеди алтайцам. При встрече с кем-либо из алтайцев, миссионер интересовался насущными вопросами, пытаясь выяснить, какая нужда есть у человека. После миссионеры свидетельствовали о том, что исправить эту нужду может только Бог, а все те, «божества», которые есть в народе – бессильны. Если человек изъявлял желание слушать дальше, ему начинали рассказывать, довольно подробно, всю историю спасения. После человек просил о возможности еще послушать, когда он приведет своих родных, либо просил миссионера приехать к нему в дом, либо просил креститься. Те, кто не хотели слушать миссионеров, уезжали дальше решать свои проблемы у камов[1].

Миссионеры заботились о том, чтобы новокрещеные научились молиться сами и в собрании. Поэтому после крещения новокрещеные могли какое-то время находиться при миссии, где их обучали молитвам и давали еще некоторое научение. Важно отметить, что в течении всей деятельности миссии трудами миссионеров богослужение было переведено на алтайский язык. Архим. Макарий, когда пытался ввести новое слово для употребления в богослужении на алтайском, обходил некоторых инородцев и спрашивал, что они понимают, когда слышат это новое слово. Таким образом, он старался сделать язык богослужения максимально понятным для восприятия. После крещения миссионеры также заботились об устроении быта алтайцев. Создавались поселения крещенных алтайцев, чтобы те не смешивались с язычниками и не возвращались к практике, от которой ушли.

20 января 1839 г. архим. Макарий составил свой глобальный миссионерский проект «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в российской державе». Синод постановил 14 апреля 1839 г. оставить данный проект «Без действия».

«Для того времени он был слишком оригинален и даже радикален» [Чевалков, 54].

Впоследствии, многие из подходов, которые были предложены архим. Макарием в этом труде, оказались востребованы и имели свой добрый плод в деле миссии.Служение миссионера не ограничивается приведением ищущего ко крещению. Предполагается, что пока новокрещенный не укрепится в вере, не научится устраивать жизнь в соответствии с выбранным христианским путем, он находится в сфере попечения миссионера. Миссионер заботится об устроении всех сторон жизни новокрещенного, как духовной, так и бытовой. Служение миссионера предполагает поиск ищущих веры и встречи с Богом людей, либо пробуждение в людях этого поиска.

 

Примечания

1 Кам (шаман) служит проводником между миром живых и миром ушедших в иной мир, а также между миром людей и миром природы. Камы (шаманы) появляются по велению духов-предков, и это не требует какой-либо санкции со стороны общества или конфессиональной организации. Пройдя свое становление под покровительством духов, получив от них свой бубен (из кожи оленя), кам становится признанным среди окружающих избранником божеств.

 

Список литературы

1. Из духовного наследия алтайских миссионеров : сборник / Сост. Б.И. Пивоваров. Новосибирск : Изд-во Правосл. гимназии во имя преп. Сергия Радонежского, 1998. 271 с. 
2. Некоторые сведения об учреждении Алтайской духовной миссии и об ея основателе о. архимандрите Макарии // Миссионер. 1877. № 9. 67 с. 
3. Путинцев, Михаил Петрович. Алтай; Миссионерство; Дивные пути промысла божия в обращении язычников в христианство; Воспоминания о почивших миссионерах : Его святыни / Сост. прот. Михаил Путинцев. — 2-е изд. Афонского русского Пантелеимонова монастыря. — Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1891. 71 с. 
4. Харлампович, Константин Васильевич (1870-1932). Архимандрит Макарий Глухарев : По поводу 75-летия Алт. миссии : С портр. и факсимиле Макария / К.В. Харлампович. — Санкт-Петербург : тип. М. Меркушева, 1905. 130 с. 
5. Чевалков М., свящ. Памятное завещание: Автобиография миссионера Алтайской духовной миссии. М., 1894. 94 с.

 

Источник: Сретенские чтения [Электронный ресурс] : материалы XXIV научно-богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов (Москва, 24 февраля 2018 г.). — М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

Миссиология

Материалы по миссиологии и истории миссии, святоотеческие тексты и рецензии

Катехетика

Материалы по катехетике и истории огласительной практики, тексты святых отцов-катехетов

МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив