Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив
Катехео

Научно-методический центр
по миссии и катехизации

при Свято-Филаретовском православно-христианском институте

Человек сегодня — это кто?

В преддверии конференции «Традиция святоотеческой катехизации: представление о человеке в темах основного этапа оглашения», которая откроется через неделю, 19 мая, мы публикуем интервью с проф. Александром Михайловичем Копировским, ученым секретарем СФИ, председателем оргкомитета конференции
12 мая 2014 6 мин.

Александр Михайлович, почему в этом году тема конференции по катехизации – антропология?

Александр Копировский: О человеке сейчас слишком много знают, чтобы чересчур восхищаться им, как это было свойственно, например, Ренессансу – до обожествления человека из-за увиденных в нем великих сил. Этот период закончился. Об этом есть стихотворение Александра Величанского, написанное в стиле античной эпиграммы:

Всуе оставив богов и обожествив человека,
Люди увидели вдруг, сколь отвратителен он.

Это разочарование в человеке породило многое. Экзистенциализм в его атеистическом варианте весь строится на том, что человек омерзителен, что «ад - это другие», а общение как раскрытие друг перед другом невозможно по определению. Это, конечно, неправда о человеке. Это, в некотором смысле, хула на Бога и близко к хуле на Святого Духа.

Поэтому вопрос об антропологии сейчас – один из коренных, принципиальных вопросов. Что сказать людям, ищущим Бога, смысла жизни, о человеке сегодня? Повторять формулы отцов церкви о том, что «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом»? Это было замечательно сказано. Только как это – стать богом, когда тебе все время говорят: «Ты кто такой? Ты должен послушаться. Какая еще самостоятельность?» На это должен быть ответ церковный – не атеистический, не гуманистический. Потому что кризис гуманизма очевиден, очевидна его ограниченность. Гуманизм предлагает хорошие вещи, но они не всеобъемлющи. Не случайно говорил Н.А. Бердяев, что человек интересен тем, что в нем есть «дырочка, просверленная в бесконечность». В нее и надо смотреть.

При этом церковный ответ на вопрос о том, что такое человек, должен быть дан на разных уровнях. Мы помним слова апостола: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными» (1 Кор 2:6). Но есть и начальный уровень, когда нужно проповедовать ищущим. Когда люди сделали первый шаг к Богу, пусть робкий, но они уже признают себя верующими, хотя бы на уровне «Что-то есть» и готовы двигаться к этому «Что-то». На этом этапе катехизации им уже нужно что-то сказать о человеке. И особенно тогда, когда первый этап пройден, когда самые острые вопросы сняты, оглашаемые готовы двигаться дальше, на второй этап, хотят стать христианами по-настоящему. Они еще не знают, что такое – отдать Христу всю жизнь, всего себя. Это – в перспективе. И им, выходящим к рубежу, за которым – покаяние, крещение, воцерковление, причастие, уже нужно хорошо понимать, кто есть человек перед Богом.

Но разве у Церкви нет проработанного ответа на этот вопрос?

Александр Копировский: Отчасти, конечно, есть, но детально проработанного – нет. Есть отдельные тексты отцов церкви, но они даны в контексте той культуры, когда эти отцы жили, скажем, в контексте II, IV или XIV века. Их нужно знать и понимать, но их наследие не транспонируется, не перекладывается на ХХI век автоматически. Нужно находить адекватный современной культуре ответ. Ведь человек ХХI века – не человек ХIV века. У современных людей совсем иной опыт жизни. Древность была более грубой, но более целостной. А у нас преобладает дробность, человек разделяется сам в себе, с окружающими…

В Средние века было четкое разделение жизни на церковь и мир. Человек приходил в церковь – и оказывался на небесах, но выходя из нее, попадал в мир, где могло происходить все что угодно. Он побыл там, испачкался – и опять бежал в церковь очищаться. Сейчас такое мало возможно, потому что мир уже в каком-то смысле христианизирован, ну хотя бы гуманизирован (гуманизм ведь имеет христианские корни), есть хоть в какой-то мере христианская культура. Понятно, что есть и проявления зла и греха, причем омерзительные. Но они, по крайней мере, многими и воспринимаются адекватно, что это «анти» – антигуманистические, антихристианские вещи. То есть зло стало злее, а свет – светлее.

Люди приходят на богослужение, но оказывается, что оно охватывает не все сферы человеческой жизни. Да, это центр, без которого мы не сможем жить – Евхаристия, богослужебное общение в храме. Но совершенно ясно, что сейчас этого недостаточно.

И вот, чтобы из жизни человека уходило все лишнее, – не говорю греховное, злобное – это само собой, людям сейчас нужно искать новые ответы на вопрос о человеке и его жизни. И все чаще необходимо собираться для этого не только в храме. Они должны встречаться, вместе молиться, вместе думать, вместе творить, работать, и даже вместе зарабатывать – но по-христиански. Надо все завоевывать для Христа, все сферы жизни.

Задача понятна, но зачем для этого собирать катехизаторов на конференции? Вы говорите о необходимости понять, что говорить о человеке людям на втором, основном, этапе оглашения. Но ведь для этого уже есть и катехизисы, есть и целая система катехизации отца Георгия Кочеткова, где об этом подробно говорится. Что же еще обсуждать?

Александр Копировский: Тема о человеке в церкви, как я уже говорил, разработана далеко не до конца. На эту тему хорошо бы собраться катехизаторам не на два-три дня, а на два-три месяца. Пожить всем вместе, поговорить, почитать что-то – то есть вести разговор не в режиме научной конференции, а в режиме совместного длительного выезда. Постепенно обсуждать разные вопросы, проводить небольшие внутренние конференции и семинары. Может быть, какие-то тексты родятся у участников – их выслушать и обсудить. Сейчас это вряд ли возможно, однако, в конце концов, это темой должна проникнуться вся церковь.

Был в ее истории период, когда все спорили о догматах. Отцы церкви иногда даже иронизировали, говоря, что в баню пойдешь, а тебя там хватают и спрашивают: «Единосущный или подобосущный?». Это, конечно, карикатура, потому что такие вещи не повод для разговора в бане или на базаре. Но, значит, очень многих в тот момент затронул вопрос о природе Христа, людям важно было в этом разобраться. Так вот, если вся церковь почувствует остроту темы о человеке, если везде это «забурлит», тогда, думаю, будут возможны и длительные выезды.

Но и небольшие встречи, хотя бы трехдневные, очень нужны – чтобы люди пожили вместе, чтобы размышление продолжалось все время, никто не разбегался бы по своим делам. Наша конференция – попытка не только и не столько разработать определенную тему, предъявить тот или иной опыт, но и обсудить его, причем не отстраненно-объективно, а соборно. И если бы в таких встречах участвовали представители высшей церковной иерархии, пусть без принятия каких-либо официальных решений, это было бы еще плодотворнее.

При этом конференция – не по церковной антропологии. Потому что тогда она должна быть богословской, на ней должен ставиться вопрос о том, что есть человек в принципе, а не что нужно сказать о человеке катехумену основного огласительного этапа. Мы же ставим вопрос именно так.

Можно ли сейчас говорить о том, какого результата Вы ждете от этой небольшой трехдневной конференции?

Александр Копировский: Того, что погружение ее участников в тему церковной антропологии в катехизическом аспекте, плюс церковное общение, дадут плоды в самых разных практиках катехизации. Нужно искать для нее новые плацдармы. Это делается, в первую очередь, не на съездах с принятием решений, обязательных для всех. Даже принятые единогласно решения потом нужно бывает совершенствовать, а от чего-то, может быть, и отказываться. Для нашей конференции главное – поиск.

Мы не разрабатываем предложений, которые потом рекомендуем всем, а предъявляем то, что было сказано, что обсуждалось. Не случайно дискуссия занимает в сборниках материалов наших конференций едва ли не половину! Эти материалы можно читать и пытаться прилагать к своей ситуации, какие-то выводы поддерживать, а какие-то нет, и приходить к своим выводам. Нам важно, чтобы наши конференции пробуждали мысль.

Мы не стремимся механически распространять систему отца Георгия на весь мир. Нужно, чтобы люди сами решали, как поступать, что-то пробовали, что-то находили у других. Но мы хотим сказать, что краткосрочный ликбез, которым столь часто сейчас пытаются подменить оглашение, как правило, хуже, а не лучше, чем ничего. Лучше не пересказывать катехизис митрополита Филарета или чей-то еще без одновременного реального включения людей в церковную жизнь. А оно потребует времени и сил.

Планируется ли что-то новое в предстоящей конференции по сравнению с предыдущими, кроме темы?

Александр Копировский: Да. Во-первых, половину второго дня конференции мы проведем секционно, разбившись на малые группы, в которых будут обсуждаться проблемы так называемых личных заповедей оглашаемых на основном этапе. Есть десять всем известных заповедей Закона Божьего – Декалог, а оглашаемым второго, основного этапа предлагается составить еще примерно десять своих, личных, исполнение которых помогало бы им менять какие-то существенные вещи в своей жизни. Например, когда пожилая женщина пишет, что не будет больше играть в компьютерные игры, – это серьезно. Если такое напишет человек, который не играет в них, то такая «заповедь» ничего не будет стоить. Но если кто-то тайно от всех «рубится» на компьютере по ночам и вот, начал бороться с этим ради Бога, как зависимый с водкой,  – это в самую точку.

Чем катехизатор может помочь при составлении таких «заповедей», чем поделиться, что может порекомендовать оглашаемым, ни в коем случае не давя на них? Вот это мы и хотели бы как-то обозначить, собрать опыт и посмотреть, на чем здесь лучше ставить акцент.

Второй момент: несколько докладов впервые сделают студенты Свято-Филаретовского института. Иногда это будет введение к чьему-то большому докладу, иногда – «подголосок» большого доклада. У них будут сравнительно короткие выступления, минут на 15 – 20 (основные доклады могут быть до 40 минут и даже больше), но все-таки это новая серьезная ступень в их образовании и становлении.

Уже известно, кто планирует принять участие в конференции?

Александр Копировский: Конечно, многие участники уже известны. Как всегда, наша конференция включает в себя и братских катехизаторов, и людей, не относящихся к братству. Последних чем дальше, тем больше – со своим опытом, иногда противоречащим братскому. Они готовы выступать со своих позиций, со своим мнением, но в общении, с желанием обсуждать, а не противостоять. Есть очень разные люди, священнослужители и миряне, мужчины и женщины. Надеемся, что ими будет создана благоприятная для духовного творчества среда на все три дня конференции.

Беседовала Анастасия Наконечная

Газета "Кифа"

Об авторе

Копировский Александр Михайлович

Профессор СФИ. Кандидат педагогических наук

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

Миссиология

Материалы по миссиологии и истории миссии, святоотеческие тексты и рецензии

Катехетика

Материалы по катехетике и истории огласительной практики, тексты святых отцов-катехетов

МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив