Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Проблемы воцерковления детей верующих родителей

На Ваши вопросы ответили руководитель Детско-юношеского центра Преображенского братства Ольга Синицына и научный сотрудник НМЦ МиК Владимир Якунцев
20 сентября 2014 11 мин.

Скачать в формате  DOC  EPUB  FB2  PDF

В современной церкви существуют проблемы воцерковления детей, воспитанных в верующих семьях. Известно, что отнюдь не все дети из таких семей становятся верующими. Как происходит передача веры нашим детям? Как она должна происходить, чтобы дети, вырастая, становились настоящими, а не «формальными» христианами? Какие ошибки существуют на этом пути? 

Мы предложили на этой Интернет-конференции задать вопросы, касающиеся воцерковления детей верующих родителей, катехизаторам, имеющим опыт в данной области. 

Ольга Владимировна Синицына — руководитель Детско-юношеского центра Преображенского братства, катехизатор.

Владимир Иванович Якунцев — сотрудник Научно-методического Центра по миссии и катехизации при Свято-Филаретовском институте, преподаватель катехетики, катехизатор.

Ответы участников Интернет-конференции

Добрый день, спасибо за замечательную тему! Подскажите, (вопрос к тому, кому проблема ближе), как воцерковлять детей, если у родственников ребенка (бабушки, дяди, тети) жизнь полна интересов, далеких от церкви. Это и спорт, и путешествия, и загородные пикники! Это всё так здорово, продуманно и насыщенно, что взрослеющему ребенку (сейчас 5 лет), противопоставить можно будет только регулярность посещений храма и детских церковных мероприятий, где может быть не так интересно. Ограничивать общение с близкими родственниками явно не те меры... Объяснять? Мама может стать занудной «со своей церковью». И в каком возрасте детей можно начинать приводить на службы? Сейчас стараюсь не приводить, ребенку это явно тяжело и непонятно, хоть он в детстве был крещен и причащается.

Светлана

 

Ольга Синицына: Дорогая Светлана, добрый день!

Христианская жизнь тоже может быть продуманной, насыщенной и интересной. Христиане призваны быть деятельными в этом мире, они тоже путешествуют и могут устраивать «пикники». Если самих родителей церковная жизнь вдохновляет, и они в церкви живут деятельно, то им будет, чем поделиться и со своим ребенком, и с родными. При этом хорошо использовать известный миссионерский принцип дополнительности. Тогда найдутся и нужные слова, и примеры.

Если родители хотят, чтобы Господь благословлял жизнь маленького человека, его нужно в любом возрасте приводить в храм, в то место, где люди молятся и благодарят Бога. Хорошо, если ребенок с самого раннего возраста будет окружен атмосферой любви, доверия, благодарения и благоговения. Ведь маленькие дети впитывают всё как губки. Пусть учится благодарить Бога, просить у Него прощение, предстоять пред Ним. Поэтому родителям не надо бояться приводить детей в храм. А вот на сколько по времени – это зависит от подготовки ребенка и его характера. Надо помогать детям находиться в храме, чтобы это время было для них не только возможностью учиться собранности, тишине и вниманию, но и было радостью общения с родителями и друзьями, радостью от прихода в дом Божий. Здесь уместно вспомнить заповедь Христа: «Пусть дети приходят ко Мне, не препятствуйте им; …» (Мф 19:14).

Конечно, важно не только водить ребенка в храм. Ведь что значит воцерковлять детей? Это значит, что ребенок растет в атмосфере Божьей любви и правды, и у него есть общение с людьми, которые не только могут рассказать о Боге, о Христе, а могут явить свою веру через отношение к другим людям и друг к другу. Важно, чтобы у детей было общение с верующими сверстниками, а у родителей — общение с другими верующими родителями. Хорошо, если чрез это общение детям будет явлен пример жизни по Божьим заповедям.

Ольга Синицына

Ольга Синицына

Владимир Якунцев: Светлана, это очень распространенная ситуация. С одной стороны, сложно, а с другой – с мамой в степени влияния не детей, особенно в таком возрасте, вряд ли кто сравнится. Путь один: молиться за ребенка, находить и использовать соответствующие его возрасту пути взращивания совести. Думаю, что  возрасте 5 лет самая лучшая форма – читать каждый день по чуть-чуть на ночь что-нибудь интересное, а потом два слова от собственного сердца. Не больше. Вы тогда победите все пикники и т.д. Потом можно и молиться начать вместе и т.д. Только во всем мера, такт, вкус.

Владимир Якунцев

Владимир Якунцев

Здравствуйте! Меня особенно волнует проблема взращивания веры и воцерковления детей в семье, где лишь один из родителей является верующим (как правило, это мама). Уже в 6-7 лет ребенок видит, что не вся семья придерживается одной веры и одних взглядов. Значит, кто-то из родителей неправ? Как привести детей к вере, не умаляя в их глазах другого родителя и остальных родственников?

Olga Alexeeva

 

Ольга Синицына: Дорогая Ольга, здравствуйте!

Апостол Павел в Послании Коринфянам как раз рассматривает случай, когда один из супругов – неверующий, и если он согласен жить с верующим мужем или женой, то и сам освящается, и дети освящаются через верующего супруга.

Церковный опыт показывает, что если есть хоть доля взаимного уважения и любви, то на этом можно строить семью, и есть надежда, что уверуют все ее члены. Важно находить точки соприкосновения по принципиальным вопросам, связанным с достоинством человека и совестью, ведь они есть у всех людей. Не стоит бравировать своей верой, нарочито противопоставлять её неверию наших близких. Ведь кому больше дано, с того больше и спрашивается. Вера должна не мешать, а помогать нам понимать других людей и находить нужные слова в любых ситуациях. Надо молиться о родных и детях, чтобы и к ним Господь явил милость, чтобы и они пришли к Богу. 

Владимир Якунцев: Ольга, здравствуйте! Это трудно. Но можно. Так показывает опыт. Самое главное – не прятаться от ситуации, признать реальность, иначе – полный провал. Вы должны сразу себе сказать, что центральные вещи примирить будет нельзя. Нельзя, скажем, надеяться на Бога и мамону (в разных ее вариантах). Но при этом нужно уважительно относиться к другим людям. Нужно верить в них, в их достоинство перед Богом, но при этом не обязательно уважать их убеждения, их ложную веру и надежду. Нужно находить в этих убеждениях что-то подлинное, признавать это, но при этом кротко, но и открыто, не забывая меры и такта, конечно, не соглашаться с тем, с чем вы не согласны. А Господь выявит силу Своего слова. Не нужно забывать, что главная проповедь слова Божьего среди близких – наш пример. Таким образом, вы сами находитесь в миссионерской ситуации в собственной семье, в ней же неизбежно находится и ребенок. Ему нужно будет выбирать. Для этого у него должна быть ясная, а не мутная атмосфера. Об этом мы и должны позаботиться.

 

Вопрос Владимиру Ивановичу Якунцеву и Ольге Владимировне Синицыной 

Моя ситуация такова: два сына 16 и 20 лет. Я прошла оглашение в 1996 году в г. Коломне у о. Дмитрия. Старалась, чтобы и у моих крещенных в младенчестве детей была церковная среда общения, брала детей с собой на литургию, они занимались в воскресной школе. Отец мальчиков человек некрещеный, относился к моей духовной жизни скептически, и детей за походы в церковь, мягко говоря, не хвалил. Постепенно, взрослея, дети перестали посещать храм, затем оба сняли крестики и объявили себя неверующими.

В настоящее время старший сын находится в духовном поиске, отзывается на размышления о смысле жизни, пытается себя понять. Меня очень беспокоит его увлечение язычеством, буддизмом (читает, размышляет, что-то считает возможным применить для себя). Он учится в МГУ и живет в Москве.

Младший сын учится в 10 классе в Коломне, занимается историческим фехтованием у тренера, который сам увлечен язычеством славян и воспитанников привлекает на праздники и мероприятия, связанные с верованиями наших предков. Для сына тренер очень авторитетен.

Оба сына увлечены рок-музыкой, компьютерными играми.

Отец Георгий посоветовал мне, как выход из сложившейся ситуации, показывать сыновьям братскую жизнь, братскую среду. Посоветуйте, пожалуйста, каким образом это возможно? Каким образом дома, может быть через подборку художественной литературы, кинофильмов и т.п. можно молодым людям показывать мир иной, отличный от окружающего в реальности и СМИ?

С уважением, Светлана.

 

Ольга Синицына: Уважаемая Светлана, добрый день. Вашим сыновьям можно показать братскую церковную жизнь на примере жизни церковной молодежи. В Преображенском братстве есть молодежь, которая живет очень интересно и насыщенно: она знакома не только с рок-музыкой, не только сама поёт, не только вместе смотрит кинофильмы, путешествует, изучает историю и культуру, но и старается помогать другим людям, учится видеть, где нужна их помощь. Если есть общие верующие знакомые, лучше молодежного возраста, можно было бы попросить их познакомить Ваших ребят с братской молодежью, пригласить их на праздники молодежного «Круга»: Рождество, Пасха или гостиные (молодежные встречи на разные темы). Они могли бы предложить Вашим сыновьям в чем-то поучаствовать: в трудовых или каритативных братских делах.

Владимир Якунцев: Светлана, здравствуйте! Про подборку литературы в таком случае, как у вас, мне сложно сказать. Показывать братскую среду… Думаю, что только вы можете понять, как это сделать в ваших условиях. Обычно все начинается со знакомства с двумя-тремя людьми. Но что еще? За сыновей нужно молиться, что вы, как я думаю, делаете и без моего напоминания. Однако очень важно, как молиться, о чем просить, на что настраиваться. Во-первых, нужно молиться, веря, что они уверуют, что станут христианами. Ни в коем случае не сдаваться внутри себя, не сомневаться в этом. Господь в жизни ваших сыновей будет действовать преимущественно через ваше сердце, а значит молитву и веру. Во-вторых, молиться о даровании точного и своевременного слова к ним, Божьего слова. Тогда будет плод.

 

Здравствуйте, Ольга Владимировна и Владимир Иванович!

Вопросы мои касается подростков. Что в современной церковной жизни способствует воцерковлению подростков-ДВР, а что мешает? Какие существуют самые распространенные ошибки, которые совершают родители подростков-ДВР? Как их избежать? И ещё одни вопрос есть по православным военно-патриотическим клубам и организациям, которых сейчас появилось довольно много. Подростков-ДВР родители часто приглашают туда, но способствует ли военно-патриотическая деятельность воцерковлению?

С уважением, Наталья.

 

Ольга Синицына: Здравствуйте, Наталья. Что мешает? Подростковый возраст очень интересный, но очень противоречивый, можно сказать – им всё мешает, они сами себе порой мешают. Именно в этом возрасте подростки чаще всего уходят из церкви, это известно по опыту разных церквей по всему миру.

Что способствует воцерковлению подростков? Хорошо, если у них есть верующие друзья среди своих ровесников, среди молодежи и взрослых, это будет способствовать воцерковлению. Хорошо, если у них в церкви есть интересное и увлекательное дело, какая-то ответственность. Если у них церковного общения и ответственности не будет, то у них обязательно это появится во внецерковной среде.

Из своего опыта могу назвать следующие ошибки. Во-первых, это родительские страхи. Родители пугаются изменений, которые происходят с их детьми и принимают порой поспешные решения, которые усугубляют ситуацию. Подростковый возраст – это возраст противоречий. Не нужно пугаться противоречивого поведения подростка, не нужно спешить с реакцией, особенно с негативной, с желанием настоять на своём или всё запретить. Второе, это то, что родители иногда сами выходят из себя, кричат, если возникают конфликты с подростками, а они неизбежно возникают. Подросткам же важно доброжелательное к ним отношение, даже в конфликтных ситуациях. Хорошо, если у родителей есть чувство юмора, иногда это лучше помогает, чем «подзатыльник». В-третьих, это вседозволенность, когда родители начинают потакать своим подросткам и идут на компромиссы в тех вещах, которые связаны с нарушением заповедей Божьих. И последнее, это когда родители делают ставку в жизни своих детей только на образование, профессионализацию и успех. Если в жизни подростка нет места, где бы он учился милосердию и жертвенности, то христианство для него может остаться формальной религией.

Совсем избежать ошибок, наверное, невозможно. Поэтому родителям, как и подросткам, важно иметь церковную среду общения, где можно помолиться о своих детях, поделиться опытом решения проблем и трудностей, поддержать друг друга.

«Православный военно-патриотические клуб» — немного странное сочетание. Конечно, Бог в Ветхом завете называл Свой народ «воинством Господним», но мы, христиане, как сказано в Писании, боремся «не с плотью и кровью, а с духами злобы поднебесной», т.е. не с людьми. Здесь же подразумеваются совсем другие вещи – то, что связано с войной, а значит с гибелью других людей. Знание истории своей страны – способствует воцерковлению, любовь к своей родине – тоже. «Военный» же компонент означает, что молодые люди учатся воевать. Но насколько это церковно? Насколько это соответствует христианской вере? Христос никогда не призывал людей воевать с другими людьми, но призывал воевать с духами зла. Поэтому, я сомневаюсь, что такие клубы способствуют воцерковлению. То, что таких клубов и организаций стало сейчас довольно много, говорит о попытке возрождения той практики, которая существовала в Российской империи. Церковь тогда была тесно связана с государством, и поэтому защита государства, военная оборона страны были важной частью воспитания молодежи. 

Владимир Якунцев: Наталья, здравствуйте! Я вряд ли открою что-то новое. Для подростков важны живая церковная среда, пример родителей (хотя они от них и отталкиваются) и сообщество сверстников. Это минимум. И первое, и второе, и третье зависит во многом от вас. Живую церковную среду нужно найти, силу примера нераздвоенной жизни обрести, а сверстников собирать, общаясь и развивая отношения не только с собственным чадом, но и с его друзьями и подругами. Важны все три составляющие.

Про военно-патриотические клубы, как пути воцерковления, ничего сказать не могу. Тут можно надеяться только на ответ Ольги Владимировны.

 

Добрый день! Недавно услышала такую формулировку: проблема ДВР в том, что они слишком много знают, о церкви, о братстве, они все видели и все слышали, им невозможно рассказать что-то новое и удивительное, на все отвечают, что это они уже знают. В итоге никакого интереса не испытывают к жизни в церкви и братстве. Мой вопрос: Как этого избежать? 

Если это возможно, то мне бы было интересно услышать ответ от обоих участников, если нет, то я одинаково доверяю опыту и Ольги Владимировны, и Владимира Ивановича.

Спасибо, Гаврусева Дина

 

Ольга Синицына: Добрый день! Подобная проблема существует и в обычных школах, где детям уже после 5-го класса становится скучно учиться. Дело даже не в том, что они много знают. Они ещё много чего не знают, но у них пропадает желание учиться, искать, добывать знания, потому что не складывается пространство самостоятельного поиска, они всё получают в готовом виде и от педагогов, и от родителей.

Дети, даже крещеные, в каком-то смысле являются оглашаемыми, ведь им ещё предстоит обрести взрослую и ответственную веру. В силу своего возраста они не могут войти в традицию церкви так, как могут это сделать взрослые. Господь ведет к Себе детей, постепенно что-то открывает им о Себе, прежде всего через пример жизни их семьи, друзей и знакомых. Не нужно, отвечая на вопросы, сразу «вываливать» на детей весь свой церковный опыт. До каких-то ответов ребенок должен дорасти. Часто встречаешься с тем, что у детей ещё нет сердечного молитвенного опыта общения с Богом, но при этом у них уже есть знания о Боге, они знают ответы на многие вопросы. Наблюдается своего рода интеллектуальное псевдознание.

Как этого избежать? Детям важно получать опыт сострадания, прощения, помощи, милосердия по отношению к другим людям. Если у них будет реальный опыт такой жизни, если они будут «жить не по лжи», если они будут учиться самостоятельно преодолевать трудности, если у них в жизни будет область их личной ответственности, то с ними уже можно будет говорить о серьёзных вещах, в том числе и на примерах из Священного писания, из опыта жизни церкви. И это поможет им обрести действенную веру. Родителям важно быть чуткими по отношению к своим детям, смотреть внимательно, что происходит с ними в том или ином возрасте, как они живут в церкви, что они в ней делают, как они относятся к членам семьи и к другим людям. Ведь дети могут приспосабливаться. Они знают, какое их поведение родители одобряют, и очень быстро учатся лицемерию. В церкви они одни, со своими сверстниками в школе они другие, дома – третьи. Можно надеяться, что если есть пример целостной, нераздвоенной жизни родителей, служащих Богу и церкви, то дети последуют их примеру. Также важно, чтобы у родителей было доверительное общение с детьми, чтобы дети сами хотели задавать им вопросы, а у родителей было время на них отвечать, и самим спрашивать. Если всё это будет, то у детей верующих родителей будет больше шансов воцерковиться.

Владимир Якунцев: Дина, здравствуйте! Где-то так, как вы говорите, а где-то не так. Нужно разбираться. Думаю, что здесь самыми распространенными являются две причины. Во-первых, элементарное занудство, идеологичность. А, во-вторых, в том, что дети не попадают в ситуацию, где услышанное слово они могут как-то воплотить, проявив милосердие. Они в нее не поставлены старшими, которые очень часто, наоборот, оберегают детей от этого.

 

Ольга Владимировна!

Возник «семейный" вопрос: каким образом не то, чтобы приобщить ребенка к чтению Писания, а хотя бы ознакомить его и его родителей с основными библейскими сюжетами? Как выбирать, что читать, о чём рассказывать? Есть ли «наработки», публикации, которым Вы лично доверяете? (в моем случае ребенок/внучка, «верующий родитель» у родителей ребенка, то есть бабушка: родители ребенка дети бабушки).

Спасибо, извините за путаный вопрос, но он актуальный: обратились с пожеланием что-нибудь рассказывать ребенку из Библии, но, чтобы было не религиозно, а занимательно... 

С уважением, Татьяна Н.

 

Ольга Синицына: Уважаемая Татьяна, можно ориентироваться на программы по чтению Писания известного педагога русской эмиграции ХХ века Софьи Сергеевны Куломзиной и посмотреть её книгу «Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире», а также на книгу отца Александра Меня «Свет миру» — изложение Евангелия для детей.

Но проблема с детским чтением Писания, в том числе и в воскресных школах, существует: дети получают интеллектуальные знания о Боге, о Христе, о библейских событиях. Священное Писание же относится к области жизни, а не к области интеллектуальных знаний. Писание нужно изучать, если у людей есть намерение изменить свою жизнь, есть намерение жить так, как оно тому учит. Тогда все сюжеты, все примеры хочется изучать и запоминать, потому что ты любишь Бога, хочешь Ему угодить и сверяешь слово Писания со своей жизнью. Митрополит Антоний Сурожский отмечал, что при чтении Писания с детьми важна не программа и определенная последовательность, а наша жизнь с Богом.

При рассказе о Боге, о Христе религиозности, конечно, не избежать. Главное, чтобы религиозность не стала ассоциироваться со скучными, неживыми вещами. Если же говорить о Боге с верой, вдохновенно и доступно, это может подвигнуть слушающих: и детей, и взрослых, к чему-то большему.

 

Дорогой Владимир Иванович, спасибо за интересную тему.

Я много читала о православном воспитании детей, о важности Закона, но то что легко и понятно в теории, часто вызывает недоумение на практике.

Вот как действовать в этом конкретном и, к сожалению, часто повторяющемся в разных вариациях случае?

Брат и сестра погодки подрались. Младшая сестра дразнилась и обзывалась, а старший брат в ответ её стукнул. Сестра согласна, что виноваты оба, брат — что она первая начала, он только защищался (почему-то кулаками). Какая должна быть правильная реакция родителей или крёстных, которые хотят вырастить ребёнка православным?

Если руководствоваться принципом «око за око, и зуб за зуб», видимо, надо сказать братику: «Не надо было её бить, надо было обозваться в ответ, но не применять физическую силу». Но такой вариант звучит абсурдно.

А если сказать ребёнку: «Надо было терпеть, не отвечать, простить, постараться словом вразумить сестру и т.д.», — получается, что мы требуем от ребёнка просто Евангельского смирения, к которому он ещё может быть не готов. Ему же обидно, в конце концов! Ведь против него совершается беззаконие, пусть даже это и смешно звучит. Не получается ли, что в этой ситуации наше требования превосходят его веру?

А если научить его всякий раз, когда сестра его дразнит, обращаться за помощью к взрослому, вместо христианина можно вырастить банального ябеду.

Оля Манзура

 

Владимир Якунцев: Ольга, здравствуйте! Ситуация, конечно, не из редких. Однозначно одно – нельзя, конечно, «распускать» кулаки. Это уже ниже закона. Это и понятно. И, если нет сил поступить выше закона, по-христиански, а это также не редко, то нужно найти тот «зуб» у сестрёнки, исходя из вашего примера, который равен нанесённому ущербу. А он точно есть. Что не знаю. М.б. игрушка какая-то, которую можно отобрать на время. При этом, конечно, важна позиция родителей. Постоянно жаловаться сыну позволять нельзя, а вот решить вопрос раз и навсегда можно. Родители ведь уж точно являлись свидетелями провокации. Поэтому папа (мама) может сказать, что если еще раз так будет, то сынок кулаками нельзя, за это ты сам получишь по мягкому месту, а вот куклу можешь забрать на время исправления. Прошу прощения, но заповедь есть заповедь. Не замечать и пройти мимо таких вещей, оставшись «добреньким» – просто грех для родителя.

 

Владимир Иванович, верующие родители, как мне кажется лишь частичное решение проблемы воцерковления детей... Проблема в том, живут ли они по своей вере и складываются ли у них доверительные отношения с детьми. Мой вопрос скорее нужно бы адресовать к психологу, но все же задам его: как эти доверительные отношения сберечь? Вера родителей поддержка ли или, скорее, препятствие?

Благодарю за сопереживание по важному лично для меня поводу, Татьяна Н.

 

Владимир Якунцев: Дорогая Татьяна, если родители не живут по своей вере, то они неверующие. Если придерживаться, конечно, библейского понимания того, что есть вера. А вот доверительные отношения с детьми – это да… Это само не появляется. Нужно усилие, причем – мудрое. Я не верю, что здесь будет плод без молитвы, а также без жертвы вниманием и временем. Поэтому вера – это не поддержка, а основа. Доверительные отношения – труд. Небольшой, кроме каких-нибудь ЧП, но постоянный.

Портал «Идите, научите все народы»

Об авторе

Якунцев Владимир Иванович

Руководитель Научно-методического центра по миссии и катехизации. Старший преподаватель СФИ

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив