Катехизация в древней церкви
Первой в нашей подборке будет книга диакона Павла Гаврилюка «История катехизации в древней церкви», изданная СФИ в 2001 года. На нашем портале книга опубликована в виде, максимально приближенном к оригиналу, с примечаниями и иллюстрациями. Данное исследование является первым в отечественной церковной историографии фундаментальным трудом, освещающим огласительную практику церкви в первые века её существования. Отдельные главы книги рассказывают о том, как совершалась подготовка кандидатов к принятию таинства крещения в поместных церквах Рима, Карфагена, Милана, Александрии, Иерусалима, Константинополя, Антиохии и других городов. На конкретных примерах систематически обсуждаются следующие вопросы: отношение церкви к окружающей массовой и интеллектуальной культуре; этапы, структура и длительность катехизации; содержание дошедших до нас катехизисов; участие катехуменов в жизни церкви. Процесс оглашения рассматривается в контексте аскетической, покаянной и литургической жизни церкви.
История катехизации в древней церкви
Книга протопресвитера Николая Афанасьева «Вступление в Церковь» представляет собой курс лекций, прочитанных им в Свято-Сергиевском богословском институте и на Высших женских богословских курсах в Париже. Автор подробно рассматривает церковные каноны, касающиеся вхождения в Церковь новых членов: оглашения, крещения, покаянной дисциплине и т.п.
Вступление в Церковь
Канонические нормы, связанные с оглашением, также рассматривает в своей статье Владимир Якунцев. Церковные правила четко говорят о том, чем должны заниматься некрещеные члены церкви и в чем их ответственность как членов церкви, они говорят о критериях готовности оглашаемого к крещению, о месте оглашаемых в литургическом собрании церкви, о возможности епитимьи для некрещеных членов церкви.
Канонические нормы, связанные с оглашением
В разделе «Святоотеческая традиция катехизации» на нашем портала размещены тексты святых отцов первых веков, касающиеся катехизации и крещения (Климент Александрийский, Ипполит Римский, сввт. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и др.).
Святоотеческая традиция катехизации
Многочисленные статьи и доклады, посвященные различным аспектам катехизации в древней церкви, размещены в разделах «Катехизация» и «Катехетика»:
Глеб Ястребов
Евангелия как катехизические тексты
Ольга Ярошевская
Направления христианского научения в I веке н. э. в их соотношении со вторым этапом катехизации святоотеческого периода (на основании новозаветных источников)
Лариса Мусина
Структура оглашения в древней церкви по тексту Дидахе
Екатерина Пащенко
Предкрещальное покаяние в катехизической практике древнехристианской церкви II – III вв. н.э.: принципы и логика процесса
Кирилл Мозгов
Проповедь оглашаемым о Христе в начальный период катехизации (I–V век)
Надежда Михайловская
Использование Ветхого завета в катехизации Климента Александрийского
Александра Буданова
Воплощение принципа последовательности в катехизации древней церкви
Ирина Пролыгина
Катехизация и чин крещения в Антиохии в конце IV в.
Кирилл Мозгов
Подготовка к крещению в огласительной практике свт. Иоанна Златоуста
Кирилл Мозгов
Псалтирь в огласительных трудах ранних отцов-катехетов
Светлана Штадгауз
Введение новопросвещенных в опыт христианской молитвы (по трудам Оригена и свт. Амвросия Медиоланского)
Андрей Подоров
Крещение детей в I–VI вв.: церковная традиция и практика
Юлия Удалова
Преемственность мистагогической традиции свт. Кирилла Иерусалимского в катехизическом наследии свт. Амвросия Медиоланского
Прот. Александр Гринь
«Огласительные поучения» святителя Амвросия Медиоланского
Павел Степанов
Действительность и действенность таинства крещения на примере отцов-катехетов IV века