Православная миссия
и катехизация
и катехизацияКатехетикаИсследование истории катехизацииВведение новопросвещенных в опыт христианской молитвы (по трудам Оригена и свт. Амвросия Медиоланского)
Введение новопросвещенных в опыт христианской молитвы (по трудам Оригена и свт. Амвросия Медиоланского)
Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
Как помочь войти новопросвещенным в опыт христианской молитвы – этот вопрос всегда был чрезвычайно важным. В силу единства закона веры, молитвы и жизни – приобщение к христианской традиции молитвы, приобретение добрых навыков в молитве, само качество молитвы – все это несомненно существенно влияет на духовный путь молодых христиан, поставляемых на служение верных. В связи с этим большой интерес вызывает церковная огласительная традиция III-IV вв., где мы встречаем определенную практику введения новопросвещенных в опыт молитвы, по преимуществу личной. Из дошедших до нас текстов авторов-катехетов того времени можно выделить трактат Оригена «О молитве» (самое раннее в христианской письменности разъяснение необходимости молитвы, описание практики молитвы)[1] и 6-ю таинствоводственную беседу свт. Амвросия Медиоланского. В этих текстах мы встречаем наиболее подробное разъяснение того как нужно молиться, как готовится к молитве, каким должно быть место для молитвы, что может быть предметом молитвы, предлагается структура личной молитвы, раскрывается ее содержание. Не вызывает сомнений, что эти наставления были адресованы новопросвещенным: у свт. Амвросия научение молитве включено непосредственно в текст таинствоводственных бесед, а у Оригена помимо подробного разъяснения молитвы «Отче наш», в качестве лучшего места для молитвы называется собрание верных[2], о чем не имело бы смысла говорить оглашаемым и просвещаемым, т.к. они еще не имели этого опыта и молились отдельно от верных[3], а давно пребывающие в церкви верные в подобном наставлении вряд ли нуждались.
1. Каким должно быть приготовление к молитве, место для молитвы.
Молитва, понимаемая как разговор с Богом, подобно разговору с лицом, которое видишь и слышишь[4], предполагала необходимость духовной сосредоточенности, молитвенного представления себя перед лицом Божиим, внимательного приготовления к молитве.
Приготовление к молитве. Прежде чем приступить к молитве, требуется соответствующим образом духовно настроиться, приготовиться к ней. Оба автора уделяют серьезное внимание этому приготовлению. По мнению Оригена, кто готовится молиться должен «на несколько мгновений остановится и приготовиться»[5], что поможет в течение всей молитвы сохранять в себе собранность духа и горячность молитвы. Прежде чем начать молитву молящийся должен быть в соответствующем духовном настроении и молитвенном состоянии духа. Соответственно, необходимо «отстранить от себя всякое искушение рассеянности мыслей»[6], оставить «все инородное» и уже после этого приступать к молитве. Важно оставить и «всякую сварливость с мнимыми обидчиками…, подобно тому как и от Бога он [молящийся] желает прощение себе всего того, чем он погрешил против Него и чем провинился перед многими из своих ближних»[7]. Достигнув примирения, нужно от внешнего идти к внутреннему: «прежде чем очами сердцем к Богу возноситься», «прежде, чем с места встать, разумом должен воспарить и перед Господом вселенной себя поставить»[8].
Подобным образом свт. Амвросий Медиоланский говорит о необходимости приступать к молитве со спокойным сердцем, чтобы негодование не смущало душу, и никакая вспышка гнева не препятствовала молитве[9]. А также очень важно когда ты молишься – Божие предпочитать человеческому, не быть погруженным в свои дела, не думать ни о чем постороннем[10].
Место для молитвы. И Ориген, и свт. Авросий, опираясь на Писание, свидетельствуют, что молиться можно на всяком месте (Мал 1:11; 1Тим 2:8), лишь бы право молиться. При этом Ориген уточняет, что в своем доме нужно выбирать место для молитвы наиприличнейшее. А, вообще, относительно места нужно разведывать: не было ли на нем совершено какого-либо злодеяния и допущено деяний «не согласованных со здравым рассудком», т.к. по причине этого «не только от нас самих, но и от места нашей молитвы глаз Божий отвращается»[11]. Самым «привлекательным» местом для молитвы Ориген считает собрание верных, где присутствуют как небесные силы, так и присущая им сила Господа, души святых еще живых и уже отошедших, а главное «когда многие сходятся в одном духе и в одних мыслях (1Кор 1:10) и составляют одно тело во Христе (Рим 12:5)»[12].
Свт. Амвросий, разъясняя кажущееся противоречие в словах Писания о месте для молитвы, где с одной стороны говорится, что хорошо молиться на всяком месте (1Тим 2:8), а с другой стороны, Господь призывает: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и затворив дверь, помолись Отцу Твоему» (Мф 6:6), раскрывает мистико-аскетический смысл слов Спасителя. Святитель говорит о том, что ты можешь молиться везде и молиться всегда в своей комнате, твоя комната всегда с тобой – это твой ум: «Cubiculum tuum mens tua est»[13]. Даже среди толпы во внутреннем человеке ты хранишь свое тайное и уединенное место: «In populo licet positus, tamen in interior homine arcanum tuum secretumque conseruas»[14]. Важно, чтобы молитва исходила из сердца, а не только из одних уст. В аскетической церковной традиции эта тема получит свое дальнейшее развитие в молитвенной практике трезвения, умного делания[15].
2. Предмет молитвы, как нужно молиться, структура молитвы и ее содержание.
Предмет молитвы, как нужно молиться. Обычно молитва совершалась лицом на восток, Ориген подробно описывает как в молитве нужно держать тело[16].
По его мнению предметом молитв не должны быть вещи ничтожные – материальные, земные. О вещах суетных (телесных и внешних) молятся лишь язычники, поэтому они и бывают многословны, а «кто Бога…не ведает, тот не имеет понятия о своих собственных потребностях»[17]. Мы же не должны походить на них, ведь знает Бог, Отец святых, в чем Его дети нуждаются.
Свт. Амвросий наставляет: «Когда молишься не восклицай, не сыпь словами, не выставляй напоказ свою молитву перед толпой. Молись в втайне в самом себе, будучи уверен, что Тот, Кто все видит и слышит, сможет услышать тебя и втайне»[18]. Очевидность этого святитель показывает на примере из повседневной жизни: если ты обращаешься к кому-то, кто тебя хорошо слышит – ты не станешь кричать, будешь говорить тихо, спокойным голосом. Напротив, обращаясь к глухому – приходится кричать, чтобы тебя могли услышать. Получается, что тот, кто кричит, считая, что по-другому Бог его не услышит – умаляет могущество Бога. «А тот, кто молится в тишине, показывает свою веру и исповедует, что Бог испытывает сердца и утробы и что Он слышит твою молитву прежде, чем твои уста произнесут ее»[19].
Структура молитвы и ее содержание. Личную молитву предлагалось выстраивать определенным образом. Ориген, опираясь на Писание, различал четыре составные части молитвы: прославление Бога, переходящее в благодарение за благодеяния как общие, оказываемые всем людям, так и за особенные, лично получаемые. После этого приносится покаянная молитва – исповедание грехов, причем не только с просьбой о прощении прежде совершенных грехов, но и об исцелении от самой наклонности ко греху, освобождении от нее. Далее идет ходатайственная молитва «о предметах важных и небесных», как об особенных, так и общих, прошения-ходатайства за домашних и друзей. Завершается молитва прославлением Бога через Христа во Святом Духе[20].
Свт. Амвросий тоже выделяет четыре части в структуре личной молитвы. Первая часть молитвы должна содержать – восхваление Бога, вторая – моление, третья – прошение, четвертая – благодарение. Затем он доходчиво разъясняет, что включает в себя каждая часть. «Ты должен начинать не как голодный – с еды, но с восхвалений Бога. <…> чтобы снискать для себя благосклонность судьи: ... начинают с похвал, чтобы расположить его к себе. Затем мало-помалу начинают упрашивать судью, чтобы он благоволил их терпеливо выслушать. В-третьих, начинают излагать свою просьбу, объясняя, что хотят. В-четвертых, <…> как начал с восхвалений Бога, так каждый из нас должен заканчивать хвалою Богу и благодарением Ему»[21]. В дальнейшем четырехчастная структура личной молитвы устойчиво вошла в аскетическую церковную традицию[22].
Рассмотрение структуры личной молитвы и ее содержания позволяет сделать вывод, что личная молитва – была молитва своими словами, а предлагаемая структура молитвы лишь позволяла ее лучше духовно выстроить и выразить.
3. Практика научения молитве через обращение к молитве «Отче наш» и псалмам.
В личной молитве из церковных молитв могли использоваться: молитва «Отче наш» и псалмы. Подробно раскрывая содержание каждого прошения молитвы «Отче наш», опираясь на Писание, в т.ч. приводя в качестве примера тексты псалмов: 103-го, 8-го и др., оба автора разъясняют какой должна быть молитва, ее содержание, ее направленность, как молитва должна соединяться с добродетельной жизнью. Ведь Сам Господь передал эту молитву («Отче наш») ученикам Своим, желавшим научения молитве.
По мнению Оригена эта молитва позволяет проникнуться сознанием постоянно и неизменного своего сыновства Богу[23]. Каждый молящийся о Царстве Божием молится о том, чтобы «восстало в нем Царство Божие, принесло бы плод и развилось до совершенства»[24], чтобы быть нам соработниками Спасителю, поэтому не только во времена, назначенные для молитвы должно произносить нам эти слова, но «во всю жизнь свою мы без устали должны молиться, говоря: Отче наш, сущий на небесах; должно быть наше жительство отнюдь не на земле, а всецело на небесах (Флп 3:20), этом троне Божием, потому что Царство Божие укрепляется во всех в себе носящих образ с небес Сшедшего (1Кор 15:49) и ради того ставших небесными»[25].
Свт. Амвросий говорит, что имя Божие святиться в нас тогда, когда прославляются христиане, и прошение «да приидет Царство Твое» — это прошение о том, чтобы Царство Христово было во всех нас. «Если Бог царствует в нас, то для врага не может быть места; вина не царствует, грех не царствует, но царствует добродетель, царствует целомудрие, царствует благочестие»[26].
Заключение
Исследовав тексты таинствоводственных бесед свт. Амвросия, а также трактат Оригена «О молитве» (как самое раннее в христианской письменности описание практики молитвы), можно сделать вывод, что в III-IV вв. уже сложилась определенная практика введения новопросвещенных в опыт христианской молитвы.
Научение прежде всего касалось личной молитвы, у вышеназванных авторов, как и у других отцов-катехетов того времени, мы нигде не встречаем описания практического научения соборной молитве. Можно предположить, что для вхождения в опыт соборной молитвы считалось необходимым и достаточным – приходить новопросвещенным в собрание верных и участвовать в общей молитве.
Личная молитва всегда понималась как молитва своими словами, из церковных молитв могли использоваться: молитва «Отче наш» и тексты псалмов, которые в свою очередь помогали войти в церковный опыт молитвы, усвоить ее дух и смысл.
При этом предлагалась четырехчастная структура, помогающая правильно выстроить молитву, продумать ее содержание. У Оригена после вступительного славословия: благодарение – покаяние – прошение (ходатайство) – славословие, а у свт. Амвросия: восхваление Бога – моление – прошение – благодарение. В дальнейшем четырехчастная структура личной молитвы устойчиво вошла в аскетическую церковную традицию (ср. Иоанн Лествичник, слово 28.7).
Место для молитвы: молиться можно на всяком месте, для молитвы в доме нужно выбирать самое приличное место. По мнению Оригена, нельзя молится в том месте, где было совершено какое-то злодеяние. Он же считает, что лучшее место для молитвы – собрание верных, где присутствуют как небесные силы, так и присущая им сила Господа, души святых еще живых и уже отошедших, а главное «когда многие сходятся в одном духе и в одних мыслях (1Кор 1:10) и составляют одно тело во Христе (Рим 12:5)»[27]. Свт. Амвросий расскрывает мистико-аскетическое понимание ума как «внутренней комнаты», которая всегда с тобой: «Cubiculum tuum mens tua est»[28]. В аскетической церковной традиции эта тема получит свое дальнейшее развитие в молитвенной практике умного делания.
Молитва, понимаемая как разговор с Богом, предполагала необходимость духовной сосредоточенности, молитвенного представления себя перед лицом Божиим, внимательного приготовления к молитве.
Приготовление к молитве: духовно настроиться, примириться и простить всех, отсечь все суетное, «инородное».
Как следует молиться: обратившись лицом на восток, при этом не просить земного, материального, не многословить, не кричать, не восклицать, не рассеиваться мыслею и т.п.
Направленность в молитве: идти от внешнего к внутреннему, от человеческого к Божьему.
В завершении своего наставления свт. Амвросий желает новопросвещенным: «Пусть же ваша святость… постарается сохранить то, что вы приняли, и да будет молитва ваша принята Богом и приношение [ваше] как чистая жертва. Пусть Он всегда видит в вас Свою печать, чтобы и вы сами смогли достичь благодати и получить награду за добродетели через Господа нашего Иисуса Христа, Которому честь и слава, хвала и вечность от века, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.»[29]
Комментарии
1 См. предисловие: Ориген : Творения : Нравственно-аскетические// Отцы и учители III века : Антология : В 2т. Т.2 / Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Иларион (Алфеев). М. : Либрис, 1996. С.27
2 Ориген. Толкование на молитву «Отче наш» (из трактата «О молитве»)// Отцы и учители III века : Антология : В 2т. Т.2 / Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Иларион (Алфеев). М. : Либрис, 1996.С. 122
3 См. Ипполит, еп. Римский. Апостольское предание.// История катехизации. Хрестоматия для студентов теологического, религиоведческого и др. гуманитарных направлений и специальностей высших уч. заведений / Сост. К.А. Мозгов. М. : СФИ, 2015. С. 6.
4 См. Ориген. Наставления о молитве (из трактата «О молитве») // Отцы и учители III века : Антология : В 2т. Т.2 / Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Иларион (Алфеев). М. : Либрис, 1996. С.67
5 Ориген. Толкование на молитву «Отче наш», С. 120
6 Ibid
7 Ibid
8 Ibid
9 «Почему ты гневаешься?... Ты приступаешь к молитве, чтобы твои прегрешения были прошены, а сам негодуешь на других?»// Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений: На латинском и русском языках. Т.I. М. : Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 259
10 «Очень часто к молитве приступает человек, погруженный в дела, …скряга думает о деньгах, иной о наживе, иной о почестях, иной о предмете своей страсти, и каждый думает, что Бог может его услышать.» // Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений: На латинском и русском языках. Т.I. М. : Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 259
11 Ориген. Толкование на молитву «Отче наш», С. 122
12 Ibid СС.122-123
13 Амвросий, С.254
14 Ibid
15 Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению : Этико-богословское исследование Сергея Зарина. Т.1, Кн. 2 : Опыт систематического раскрытия вопроса. СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума, 1907. Репринт. издание: М. : Паломник, 1996. СС.393-396, 581-587.
16 Ориген. Толкование на молитву «Отче наш», СС.120-124
17 Ориген. Толкование на молитву «Отче наш», С.83
18 Амвросий, С.255
19 Ibid
20 Ориген. Толкование на молитву «Отче наш», С. 124
21 Амвросий, С.261
22 Ср. Иоанн Лествичник, преп. Лествица. Репр. изд. Сергиев Посад, 1908. С. 234
23 Ориген. Толкование на молитву «Отче наш», С. 84
24 Ibid, С. 91
25 Ibid, С.124
26 Амвросий, С.263
27 Ориген. Толкование на молитву «Отче наш» (из трактата «О молитве»)// [Антология, СС.122-123]
28 Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений: На латинском и русском языках. Т.I. М. : Изд-во ПСТГУ, 2012. С.254
29 Амвросий, С.265
Список литературы
Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений: На латинском и русском языках. Т.I. М. : Изд-во ПСТГУ, 2012. С 252-265
Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению : Этико-богословское исследование Сергея Зарина. Т.1, Кн. 2 : Опыт систематического раскрытия вопроса. СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума, 1907. Репринт. издание: М. : Паломник, 1996. 694 с.
Иоанн Лествичник, преп. Лествица. Репр. изд. Сергиев Посад, 1908. 350 с.
Ипполит, еп. Римский. Апостольское предание.// История катехизации : Хрестоматия для студентов теологического, религиоведческого и др. гуманитарных направлений и специальностей высших уч. заведений / Сост. К.А. Мозгов. М. : СФИ, 2015. С. 6.
Ориген. Наставления о молитве (из трактата «О молитве»)// Отцы и учители церкви III века: Антология : В 2т. Т.2 / Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Иларион (Алфеев). М. : Либрис, 1996. С. 67-79.
Ориген. Толкование на молитву «Отче наш» (из трактата «О молитве»)// Отцы и учители церкви III века: Антология : В 2т. Т.2 / Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Иларион (Алфеев). М. : Либрис, 1996. С. 79-125.
Ориген. Жизнь : Творения : Нравственно-аскетические// Отцы и учители церкви III века : Антология : В 2т. Т.2 / Сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Иларион (Алфеев). М. : Либрис, 1996, С. 22-30.
Источник: Сретенские чтения [Электронный ресурс] : материалы XXIV научно-богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов (Москва, 24 февраля 2018 г.). — М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).