Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Использование Ветхого завета в катехизации Климента Александрийского

В статье исследуется труд «Педагог» пресвитера Климента Александрийского (~150–~215 гг.) на предмет выяснения, как и какие им использовались тексты Ветхого завета в процессе катехизации в Александрийской огласительной школе, и какое место использование этих текстов занимает в решении огласительных задач. В ходе исследования проводится смысловой и количественный анализ использования катехизатором текстов Ветхого завета. Отмечаются особенности в их выборе в зависимости от направленности бесед: вероучительные поучения или практические наставления. Проводится обобщение с целью выделить основные мысли Климента, подкрепленные текстами Ветхого завета.
30 марта 2020

Скачать в формате  DOC  EPUB  FB2  PDF

Михайловская Надежда Леонидовна 
Москва, Свято-Филаретовский институт

Христианская церковь в ранний период своей истории уделяла серьезное внимание подготовке к крещению взрослых людей. Ко II–III веку повсеместно действовали школы катехизации — научения в вере готовящихся к крещению. Благодаря сохранившимся источникам нам известны некоторые традиции таких крупных школ, как Иерусалимская, Антиохийская, Римская, Александрийская. Катехизаторы этих школ, чтобы ввести катехуменов и новопросвещенных в церковную традицию, обращались к Священному Писанию, в том числе к книгам Ветхого завета.

Целью настоящего исследования было выяснить, как и какие использовались книги Ветхого завета Титом Флавием Климентом (пресвитером Климентом Александрийским), более 10 лет возглавлявшим Александрийскую огласительную школу, и какое место использование этих текстов занимало в решении огласительных задач.

Александрийская огласительная школа появилась не позднее 80-х годов II века и к концу IV века прекратила свое существование [Гаврилюк, 97, 106]. Особенностью это школы было то, что она опиралась на традиции эллинистических философских школ, подчеркивая, а не отвергая связь Священного Писания и философии. Помимо Климента, возглавлявшего эту школу в 190–202 годах, ею в разное время руководили такие известные в христианском мире богословы, как Пантен (предшественник Климента) и Ориген (217–231).

Во всех дошедших до нас трудах Климента он обнаруживает свободное владение не только текстами Ветхого и Нового заветов, но и трудами древнегреческих философов. Все эти источники он обильно использует в своей речи, нередко в одном предложении соединяя и то, и другое, и третье, при этом несколько «корректируя» цитаты, чтобы получалась цельная, хорошо воспринимаемая на слух фраза. Климентом часто используется не прямое цитирование, а только упоминание известного эпизода, либо цитирование по одному слову. Этим он не только хочет «трансформировать идеи греческой философии, которую хорошо знал, в идеи, обоснованные авторитетом Божественного Откровения» [Саврей, 75], но и добивается, чтобы оглашаемые восприняли Священное Писание и запомнили. Из всех сочинений Климента, безусловно, именно его труд «Педагог» является «сборником» огласительных проповедей. Труд включает в себя три книги.

Первая книга представляет собой попытку последовательного научения в вере, рассказывает о том, кто такой Педагог, зачем и чему нужно учиться у Него. Адресатами проповеди являются готовящиеся к крещению. Наставления призваны настроить на серьезное и действенное слушание евангельской проповеди Христа, ведь катехумены в Александрийской школе находились в церкви во время чтения Священного Писания и следовавшей за ним проповеди [Гаврилюк, 121].

Если произвести обобщение и соединение однородных мыслей (аргументов), то можно выделить следующую линию проповеди Климента, подкрепляемой текстами Ветхого завета:

Господь к людям относится так же, как ответственный родитель к своим детям [Климент, 116, 118, 124][1]. Он воспитывает человека наказанием [Климент, 107][2], устрашает, чтобы не грешил [Климент, 112, 113][3], порицает через пророков [Климент, 119, 120,121][4], применяет к своему народу такие приемы как обвинение, насмешку, негодование [Климент, 122, 123][5]. Но Господь благ, а не жесток, он памятует, что мы персть, и снова и снова предпринимает попытки обратить нас [Климент, 108–111][6]. Целью Его и милости, и обличения является спасение обличаемых [Климент, 113, 15, 124][7]. Господь проявляет долготерпение к народу, хотя народ часто не принимает человеколюбие Господа [Климент, 121–122][8]. Господь ожидает добровольного выбора человека в пользу его послушания из страха-почтительности, а не страха-ненависти [Климент, 128][9].

В Писании неоднократно упоминается, что Педагог руководил и руководит Своим народом [Климент, 100–103][10]: Господь вел народ, и Моисея, и Иакова [Климент, 104][11]; именно с Педагогом боролся Иаков [Климент, 104][12]. Господь через Соломона, Давида, Моисея побуждал к выбору полезного, спасительного, благого и избеганию дурного [Климент, 130–133][13]. Климент подчеркивает связь и преемственность Ветхого и Нового заветов. Он показывает, что Бог Ветхого и Нового заветов один и тот же, подлинно существующий единственный, Сущий [Климент, 114][14]. Педагог был и в Ветхом, и в Новом заветах [Климент, 105][15].

Под Педагогом Климент часто подразумевает Бога-Отца. В то же время он ясно называет Педагогом, Логосом Христа. Климент показывает, что Христос есть, без сомнения, Сын Создателя — точнее, Климент говорит «Демиурга» [Климент, 116][16].

Грех для человека есть смерть [Климент, 53][17]. Человек взывает к Господу об исцелении души, покалеченной грехом, но как она может быть исцелена? Поскольку человек отличается от любого другого творения, он создан по образу и подобию Божьему, то лучший целитель для него — Логос (Христос, Педагог), который насквозь видит сердца [Климент, 54, 56, 57][18]. Человечество нуждается в Иисусе Христе для спасения [Климент, 125][19]. В крещении мы освобождаемся и просвещаемся [Климент, 74, 77][20].

Отношения наши с Ним — как у детей с любящим родителем. Уверовавшие во Христа — это совершенно новый народ, и в этом смысле христиане — дети, но не как неразумные, но как паства доброго Пастыря [Климент, 61-69][21], или как младенцы по образу Христа, который Сам есть совершенный отрок [Климент, 72–73][22].

Именно Иисус, Логос Божий, имеет образ и подобие Отца, а мы, уверовав, стремимся к этому же, к обожению [Климент, 137–139][23]. Климент неоднократно и с разных сторон возвращается к тому, что только ученичество у Педагога дает человеку спасение.

Климент находит в Ветхом завете и пророчества о церкви. Во-первых, по мнению Климента, именно о церкви как о нашей матери говорил Исайя: «…и будет она кормить вас грудью, носить на руках, на коленях вас нянчить будет… Как мать я утешу вас…» [Климент, 70][24]. Во-вторых, именно так трактуется им описанная в книге Бытия игра Исаака с женой (Быт 26:8). Он аллегорически толкует это место так: Исаак («смех») — образ освобожденного от смерти, который ликует с невестой — нашей помощницей в спасении, церковью, а царь (Христос) взирает сверху на наш смех [Климент, 70].

Во второй и третьей книгах труда «Педагог» Климент дает практические наставления, показывая, какой жизнью надлежит жить христианину. Адресатом наставлений в первую очередь являются готовящиеся к крещению, но не только. Как пишет свящ. Владимир Хулап[25], александрийское огласительное училище было также открыто для язычников и новокрещенных, которые вместе с катехуменами слушали поучения.

Сначала следуют наставления о пище и питье:

На веселящихся и ликующих, режущих баранов и пьющих вино, сетует Дух Святой через Исайю, и отнимает у них имя агапы, так как не в соответствии с Логосом было их угощение [Климент, 151][26].

Климент обращает внимание, что, прежде всего, следует благодарить Господа: «Благословляйте Господа… песнями уст… так как в повелениях Его происходит всё Его благоволение, и никто не может умалить спасительность Его» [Климент, 185–186][27].

Наставляя о застольном поведении, изящно вплетает в речь слова из литературы премудростей. Не должно быть места за трапезой пустой болтовне, празднословию, упрекам 
и унижению ближнего [Климент, 191–193][28], непочтительности к слову старшего [Климент, 197–198][29]. Не стоит также слишком тесно общаться с женою ближнего [Климент, 194][30], первому хвататься за еду[31], засиживаться за столом[32] [Климент, 195].

Говоря о пользовании благовониями, Климент говорит замечательные слова:

Всегда же необходимо, чтобы мужчины у нас источали запах не благовоний, но порядочности, от жены же пусть веет Христом — царским миром, а не пудрами и благовониями; но пусть она всегда умащается нетленным маслом целомудрия, услаждаясь святым благовонием — Духом. Его, благоуханное миро, Христос приготавливает для тех, кто являются Его учениками, составляя его из небесных ароматов. Этим миром умащается и Сам Господь, как сказано через Давида: «…за это Бог — твой Бог — елеем радости помазал тебя, как никого из тех, кто рядом с тобой! Одеянья твои — в мирре, в алоэ и в кассии…» [Климент, 204][33].

Ему принадлежат и прекрасные высказывания о христианском браке:

Следует шагать, согласовываясь с Логосом, даже если у кого-нибудь жена и дети; не является бременем семья, научившаяся следовать за целомудренным путником. Но следует, чтобы и любящая мужа жена, как и муж, были снаряжены по-дорожному, имея с собою прекрасные средства для путешествия в небеса — умеренность вместе с целомудренной степенностью… Следует также, чтобы употребляющий усилие для восхождения на небеса носил с собою в качестве прекрасного посоха благие дела и, подавая тем, кто находится в стесненных обстоятельствах, обретал покой, ведь Писание согласно с тем, что богатством своим человек выкупает жизнь свою [34] , т. е. если он богат, спасется раздачей [Климент, 295].

Говорит и о внутренней, подлинной красоте — как мужчин, так и женщин:

Дух свидетельствует через Исайю, что Сам Господь был безобразен видом[35]. И кто лучше Господа? Но Он явил не воображаемую красоту плоти, а истинную красоту души и тела — благотворящую красоту души, бессмертную — плоти [Климент, 265]. 
Нужно, чтобы женщины были украшены изнутри и чтобы являли прекрасной внутреннюю женщину[36]: ибо в одной лишь душе проявляются и красота, и позор [Климент, 256]. 
Прекрасна жена, у которой руки тянутся к прялке, а пальцы не отпускают веретена, ладонь ее раскрыта для нищего, рука протянута несчастному [Климент, 303][37]. 
Кладовая добродетели — мужественная жена, которая не напрасно ест свой хлеб, законы милостыни на языке ее, которая уста свои отверзает мудро и законно, чьи дети, встав, прославляют ее — как через Соломона глаголет Святой Логос — муж ею не нахвалится [Климент, 314][38].

При этом немало строк Климент посвящает осуждению блуда и всему, что к нему приводит [Климент, 223–241, 315–317][39], причем и поведение в собственном браке не должно, как он говорит, превращаться в «связь с гетерой» [Климент, 236][40].

Практические наставления Климента изобилуют мелкими деталями, очень подробны и даже можно было бы сказать, что «занудны», опираются на традиционные ветхозаветные тексты. Но его наставления согреты любовью всепроникающего Логоса, они, несомненно, принадлежат глубоко верующему христианину и выдающемуся учителю: 

Если же мы призваны в Царствие Божие, будем жительствовать достойно Царствия, любя Бога и ближнего. Любовь же не по целованию оценивается… [Климент, 324].

Количественный анализ цитирования и использовании текстов Ветхого завета Климентом дает следующую картину: он использует все книги Пятикнижия, 13 пророческих книг, в том числе пророка Варуха, учительные книги — Притч, Псалтирь, книгу Иова, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова. Среди книг Пятикнижия значительно чаще встречаются цитаты из книг Бытие (особенно в практических наставлениях), Исход и Второзаконие. «Любимыми» пророками Климента можно назвать Исайю и Иеремию. В практических наставлениях особенно выделяются учительные книги — цитаты в среднем на каждой второй странице источника, более трети таких цитат — из Книги Премудрости Иисуса сына Сирахова, треть — из книги Притчей Соломоновых.

Исторические книги проявляются незначительно, только как источник наглядных примеров и только в практических наставлениях.

Своеобразно обращение Климента к Книге пророка Даниила в практических наставлениях: Катехизатор видит образ Ветхого Днями как образец для подражания. Волосы его — «как чистая волна» — Климент приводит в пример тем, кто пытается красить свои седины [Климент, 277], а одежды рекомендует носить такие же белые, как у Него:

Людям… светлым и лишенным лжи в высшей степени соответствует пользоваться белыми и простыми одеждами. Ясно и прозрачно пророк Даниил говорит: «Поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег…» [Климент, 244].

Таким образом, тексты Ветхого завета Климент активно использует как в вероучительных поучениях, так и в практических наставлениях. Цитаты из книг Ветхого  завета, среди которых преобладают учительные книги и книги Пятикнижия, он искусно вплетает в свою речь так, что они органично становятся частью его фраз. Основной темой вероучительных поучений является ученичество у Христа, который является «отцовской Мудростью» и «нашим Педагогом, которому Бог, как нежно любящий отец, поручающий детей подлинному педагогу, передал нас» [Климент, 137]. А потому обязанностью каждого христианина является слушать и выполнять то, что говорит Логос. При этом Климент в вопросе ученичества не делает различия между мужчинами и женщинами, «ведь если у них обоих один Бог, то один и Педагог» [Климент, 58].

В практических наставлениях Климент нелицеприятно высказывается обо всех проявлениях жизни, противоречащих учению Логоса. Напротив, всё, что целомудренно и разумно, им приветствуется. Климент воспевает песнь разумной жене и порядочному мужу, «употребляющим усилие для восхождения на небеса» [Климент, 295].

Обращение Климента к текстам Ветхого завета пронизано их христианским переосмыслением, нацелено на то, чтобы раскрыть катехуменам Божественное откровение, с тем, чтобы они научились доверять Богу и его замыслу, уверовали во Христа как Спасителя и Педагога и, соответственно, проявили усердие в усвоении Его учения и веры Церкви, а в практических наставлениях получили ориентиры для соотнесения своей жизни со Священным Писанием.

 

Примечания

1 Использует: Пс 8:4, Пс 2:4, Сир 7:25-26, Притч 23: 13-14. 

2 Использует: Ис 11:1; Ис 11:3-4, Пс 117:18; Пс 2:9. 

3 Использует: Исх 20:20; Сир 34:13; Ис 53:6; Втор 32:23-25; Сир 1:21; Втор 32:41-42. 

4 Использует: Иер 3:9, 7:9, 32:39; Иез 2:6-7; Исх 3:18-19; Ис 29:13; Иер 5:8-9; Ос 4:14; Ис 1:2-3; Иер 1:16; 2:13,19; Ис 30:1; Ис 1:4, Иер 2:12-13, Плач 1:8. 

5 Использует: Ис 1:4; Пс 17:44-46, Иер 3:8, Иер 5:11; Плач 1:1-2; Иер 3:3-4, Наум 3:4; Втор 32: 5-6; Ис 1:23. 

6 Использует: Сир 21:7; Пс 102:14; Прем 11:25; Сир 22:6-7. 

7 Использует: Сир 1:18; Ам 4:11; Втор 32:20; Исх 20:5-6; Сир 16:13; Сир 16:12; Сир 16:12-13; Сир 16:13.

8 Использует: Притч 3:11, Сир 32:19, Пс 140:5; Авв 1:2, Иер 6:10; Иер 9:26, Ис 30:9. 

9 Использует: Сир 30:8; Пс 77:38; Пс 88:15. 

10 Использует: Ос 5:2; Втор 32:10-12, Втор 5:6, Исх 20:2; Быт 17:1,2,7; Быт 28:15. 

11 Использует: Быт 46:3, Быт 27:36; Исх 32:33-34; Исх 32:34. 

12 Использует: Быт 28:15; Быт 32:24; Быт 32:28-30.

13 Использует: Притч 8: 4,6; Пс 1: 1-2; Исх 32, Числ 25; Иез (точно такого места нет, хотя ссылается на него); Притч 3:13; Вар 4:4; Вар 3:9; Втор 31:2, Ис 56:7; Пс 1:3; Пс 1:4; Вар 3:13. 

14 Использует: Исх. 3:14.

15 Лев 25:7, 43; Втор 6:5; Ис 1:16-17; Пс 33:15, Пс 44:8. 

16 Использует: Пс 8:4, Пс 2:4 

17 Использует: Числ 6:9; 6:12; Иез 13:13, Ис 28:16, Ис 30:12, Ис 37:33, Иер 23:30, Иез 13:8. 

18 Использует: Пс 85:2-3, Быт 2:7, Быт 1:26, Иер 17:10 (в этом пассаже соединяется с цитатой из НЗ — Рим 8:27). 

19 Использует: Прем 12:28.

20 Использует: Пс 81:6; Ис 58:6. 

21 Использует: Пс 8: 3, Ис 8:18, Ам 6:4; Лев 5:11, 12:8, 14:22, 15:19; Ис 65:15-16; Зах 9:9, Иер 5:8; Быт 49:11; Ис 40:11; Пс 91:11, Иов 39:9-12; Пс 5:7; Ис 66:2. 

22 Использует: Ис 9:6-7; Пс 2:7 (и Мф3:17). 

23 Использует: Быт 1:26; Сир 1:1; Быт 2:7; Пс 44:8, Ис 61:3. 

24 Использует: Ис 66:12-13

25 Хулап Владимир, свящ. Катехуменат в истории Церкви. Режим доступа: https://kateheo.ru/katekhetika/istoriiakatekhizatsii/katekhumenat-v-istorii-cerkvi. Дата обращения 30.05.19. Раздел «Формирование системы катехумената во II-III вв.», абз.14. 

26 Использует: Ис 22:13.

27 Использует: Сир 39:19-20,24, также Пс 149:1-3. 

28 Использует: Исх 20:14 и Втор 5:18; Исх 20:17, Втор 5:21, 4Макк 2:5; Притч 10:19; Сир 31:36-37, Пс 15:3, Притч 14:3; Притч 10:14. 

29 Использует: Сир 32:4-7; Сир 32: 9-10; Сир 11:8; Сир 9:23; Сир 7:14. 

30 Использует: Сир 9:10-11. 

31 Использует: Сир 31:18-20. 

32 Использует: Сир 32:13. 

33 Использует: Пс 44:8-9.

34 Использует: Притч 13:8 

35 Использует: Ис 53:2-3) 

36 Использует: Пс 44:14 (цсл): «Вся слава дщере царевы внутрь…». 

37 Использует: Притч 31:19-20. 

38 Использует: Притч 31:27-28. 

39 Использует: Быт 1: 27-28; Лев 11:6, Втор 14:7; Иер 5:8, Ис 1:14; Быт 19: 1-25; Лев 18:22; Лев 18:20; Лев 18:19; Сир 23: 4-5; Быт 2:23; Быт 1:28; Иез 43:9, 44:7; Сир 23:24-25; Ис 29:15; Прем 7:10; Числ 25:9; Сир 18:30, 19:2, 19:3; Сир 19:5; Пс 89: 5-6; Притч 5:3-5; Суд 14:16-18, Суд 16:15-19; Быт 39:7-12, 13-20; Притч 5:5-6; Притч 15:30, Притч 10:10, Сир 26:11; Притч 9:13-15, Притч 9:16-17; Притч 9:18; Ис 3: 16-17. 

40 Использует: Сир 23:24-25.

 

Список литературы и иточников

1. Климент Александрийский, пр. Педагог. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018. 353 с. 

2. Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Георгия Кочеткова. М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. 320 с. 

3. Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М. : КомКнига, 2006, 1008 с

 

Источник: Сретенские чтения: Материалы XXVI научно-богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов : Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва, 22 февраля 2020 года) / Сост. З.М. Дашевская [Электронный ресурс]. М.: СФИ, 2020. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

Миссиология

Материалы по миссиологии и истории миссии, святоотеческие тексты и рецензии

Катехетика

Материалы по катехетике и истории огласительной практики, тексты святых отцов-катехетов

МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив