Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Подготовка миссионеров в православной и протестантских церквах для миссионерской проповеди среди китайских граждан, проживающих на территории России

Доклад посвящён обзору и анализу миссионерской деятельности православных и протестантских миссионеров среди китайских граждан, проживающих в диаспоре в России, в связи с невозможностью проповеди христианства в материковом Китае из-за китайской религиозной политики. Современное китайское правительство держит курс на создание нового человека, качествами которого являются патриотизм и конкурентоспособность в экономическом плане, опираясь на учение Конфуция, которое пропитало культуру Китая. Несмотря на то, что православные и протестантские миссионеры часто сходятся в оценках особенностей адресата миссии, они используют разные подходы к подготовке миссионеров, что приносит разные плоды миссии.
24 марта 2020

Скачать в формате  DOC  EPUB  FB2  PDF

Логинова Валерия Евгеньевна 
Москва, Свято-Филаретовский институт

Данный доклад посвящён теме подготовки миссионеров, которым предстоит действовать в среде китайского народа, отличающегося от европейцев менталитетом, в связи с чем необходимо понимать, как доносить до представителей китайского народа благовестие, с учётом особенностей его национального менталитета и его многотысячелетней культуры, отличной от европейской. На сегодняшний день исследование миссии на территории материкового Китая является затруднительным, так как миссионерская ситуация осложнена политикой атеистического государства после «культурной революции», которая официально запрещает деятельность иностранных миссий, предполагая, что религия, в данном случае христианство, является орудием агрессии со стороны западных стран. Однако миссия подпольно всё-таки ведётся, что сопряжено часто с большими трудностями и часто со смертельным риском. Открытая миссия китайским гражданам остается возможной вне материкового Китая — на территориях возможного пребывания и проживания китайских мигрантов в диаспоре, среди которых и действуют миссионеры. Мы рассмотрим опыт православных миссионеров Китайского Патриаршего подворья в Москве, которым они делятся с приходами по всей России, а также опыт Российско-китайской церкви евангельских христиан «Жизнь с избытком», деятельность которой охватывает всю Россию. Католическая церковь официально не занимается миссией среди китайских граждан на территории России, но оказывает пастырское попечение китайцам-католикам, принявшим веру в Китае и проживающим в России.

Россия и Китай являются странами-соседями, в России постоянно проживает и работает большое количество китайских мигрантов, в российских учебных заведениях учатся китайские студенты, ежегодно приезжают китайские туристы. По данным тайваньской комиссии по делам соотечественников за 2004 г. в России проживало 998 000 китайцев, правда, согласно последней переписи населения от 2010 года, в России на тот момент проживало 28943 китайца. Если говорить о временно приезжающих в Россию китайских граждан, то, по официальным данным туроператоров, за 2018 г. Россию посетило 1 млн. 300 тыс. китайцев, что на 13,6% больше, чем в 2017 г.

Миссионеры, готовящиеся к проповеди среди китайских граждан на территории России должны знать о религиозной политике Китая и понимать, что в связи с вышеизложенными внешними политическими причинами, миссионерская деятельность среди людей данной категории крайне затруднена. Также они должны знать, что государственная политика КНР проводит внутреннюю политику по созданию нового китайского человека, главные качества которого — патриотизм и конкурентоспособность в экономическом плане [Афонина]. Это достигается через воспитание китайских граждан в духе конкуренции, которое начинается ещё в раннем детстве: в Китае введены социальные рейтинги, по которым происходит оценка интеллектуальных способностей и поведения детей. При таком напряжении, нет места для духовной жизни, многие не выдерживают, высокий процент детских самоубийств и психозов [Интервью с Прищеповой]. Приезжая учиться в Россию молодые китайские граждане сталкиваются с другим мировоззрением. Можно привести свидетельство бывшей студентки российского ВУЗа, теперь актрисы, китаянки Ян Ге, которая приехала учиться в Россию по обмену на переводчика[1]: только в России она осознала самое важное в жизни: вопрос «зачем?» В Китае людей программируют как роботов хорошо исполнять работу, быть послушными, не задавать вопроса «почему?». Когда она приехала в Россию, её постоянно спрашивали, кем она хочет быть, и ей стало страшно оттого, что ей не приходило в голову задать этот вопрос себе. Она свидетельствует, что в Китае никто из студентов не думает об этом.

Из этого видно, что после «культурной революции» у молодых людей в Китае снижены актуальность и интерес к экзистенциальным вопросам, таким как бытие, выбор, смерть, ответственность, смысл жизни. С другой стороны, религиоведы КНР схожи во мнении, что в современном Китае мало истинно верующих и мало действительно неверующих, а есть огромное количество тех, кто находится посередине и придерживается рационально прагматических подходов к жизни.

Православные и протестанты одинаково понимают, что миссионеры обязательно должны знать китайский язык, понимать культуру Китая и разбираться в особенностях менталитета китайского народа.

Пастор Российско-китайской церкви евангельских христиан Эдуард Ананьев [Каково быть пастором] считает, что не всё уничтожено «культурной революцией». Китай сильно впитал в себя учение Конфуция, поэтому идеи Мао Цзэдуна так хорошо и легли на душу китайцев. Пастор считает, что конечно, китайцы от европейцев сильно отличаются менталитетом, но в этом есть и определенные плюсы. Несмотря на атеистическую пропаганду, конфуцианство всё равно прослеживается во всех сферах их жизни: это и особое отношение к родителям, к учителям; это и ожидание встречи с сакральным миром, когда есть запрос, на который нет ответа; есть и то, чему учил Конфуций, что превыше всего должна быть общность, диаспора. Здесь как раз есть возможность для христианского диалога. Пастор отмечает, что китайцы живут в своей среде, в своей общине, и не стремятся выйти за её рамки, следовательно, любая просветительская деятельность возможна только в рамках этой общины. Для этого нужно стать ее частью [Интервью с Ананьевым].

Те же черты китайцев подмечают и православные миссионеры. Протоиерей Игорь Зуев, настоятель Китайского патриаршего подворья в Москве, отмечает, что у китайцев есть особенности, унаследованные от их духовной традиции — конфуцианства, учения религиозно-этического, которое проникло во все поры китайской жизни. Он отмечает, что конфуцианство, прежде всего — жёсткое структурирование общества, которое предполагает умение подчиняться главе семьи, умение подчиняться чиновнику, вплоть до императорской власти, а также жёсткий контроль над каждым человеком в обществе. Протоирей Игорь Зуев также отмечает, что каждый китаец, прежде всего, человек общинный [Китайское подворье].

Исследователь В. Г. Дацышен отмечает, что случаи принятия православия китайцами, приехавшими в Россию, — не массовое явление, но такие случаи есть. Также он обозначает проблему, которая состоит в том, что китайцы, проживающие в России, чаще становятся протестантами, чем православными: протестантские проповедники имеют большой успех. В результате, подавляющее большинство китайцев, принявших христианство, становится протестантами в православной стране [Дацышен].

По мнению православных миссионеров, китайцев привлекает проповедь протестантов из-за наличия у них общин, а как было замечено выше, что китаец, прежде всего, человек общинный, тогда как православная церковь — это приход [Интервью с Прищеповой].

Протестантский пастор Русско-китайской церкви Эдуард Ананьев раскрывает причину успеха протестантских миссионеров: китайцев сложно приобщать к православию, потому что, по его словам, позиция православной церкви отличается от позиции протестантской церкви, и состоит в том, что человек должен прийти в храм, там встретиться с Богом и пережить благодать, так как «за оградкой церковной Бога нет», но представители китайского народа по-отдельности в церковь не пойдут, чтобы там стать одной общиной. Протестанты приходят в существующую диаспору, туда, где можно найти китайских граждан. Обычно это рынки, где торгуют китайцы, заводы и фабрики, где трудятся китайские мигранты, крупные университеты, где учатся китайские студенты [Интервью с Ананьевым].

Действительно, православные миссионеры используют пространство храма как средство для миссии и сами отмечают неготовность китайцев прийти в храм, но принимают это за упрямство характера. Приглашая китайца посетить храм, они сталкиваются с долгими колебаниями китайца, так как для него решающим препятствием идти в храм или нет, является мысль о том, что он — единственный китаец, который идёт в храм. Преодолеть это препятствие ему помогает то, что в храм пойдут и его соотечественники [Пособие, 42].

Признавая прагматизм, закрытость и недоверие китайского народа, православные и протестантские миссионеры действуют по-разному. Если православные миссионеры игнорируют прагматическую жилку китайских граждан, приобщая китайцев к русской культуре и православной традиции через миссионерские богослужения, экскурсионные поездки по храмам и монастырям, через культурные мероприятия, труднические поездки, тогда как протестантские миссионеры намеренно используют её, проповедуя евангельское отношение к труду, деньгам и бизнесу через труды Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» [Вебер].

Протестантские миссионеры также описывают трудности, с которыми они сталкиваются. Они характеризуют китайцев как достаточно подозрительных людей: китайские предприниматели не доверяют русским в вопросах бизнеса, поэтому если русский человек будет им рассказывать о Христе через бизнес-семинары, то его, скорее всего, вежливо выслушают, потому что это часть китайской ментальности, с ним не будут спорить, но скорее всего свидетельства не примут. Потому что китайцы — это та нация, которая не смешивается, им может свидетельствовать только представитель их собственного народа. По свидетельству пастора, среди китайских граждан пытались служить многие протестантские и православные церкви, но у них ничего не получалось: китайцы приходили на богослужение, были вежливы, учтивы, делали вид, что им интересно, но потом возвращались в диаспору, потому что свой народ для них превыше всего. Поэтому, чтобы русский миссионер мог благовествовать китайцам, для этого нужно ему стать, по сути, китайцем: то есть не только прийти к ним, выучив их язык и иметь представления об их культуре, нужно стать им настоящим другом [Интервью с Ананьевым].

Однако православные миссионеры отмечают, что часто китайцы переходят в православие из протестантизма с чисто прагматической целью, когда узнают, что в православной церкви желательно, но не обязательно отделять десятину [Интервью с Прищеповой].

Главными качествами миссионера православные и протестанты считают дружественность, общительность, терпение, умение делиться верой.

Православные миссионеры осознают, что одними словами и аргументами очень трудно обратить человека и привести его к Христу. Например, как говорил святитель Иннокентий Аляскинский молодому Николаю Японскому: во-первых, сначала полюби тех людей, которым ты хочешь проповедовать, потом сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом уже говори им о Христе. Во главу угла ставится умение дружить, а укрепление дружбы и доверия лежит через простое человеческое общение, но на фоне обыденных разговоров, нельзя забывать о Боге: необходимо передать радость богообщения через рассказ о личном опыте прихода к Богу и Его Церкви, а через это – найти дорогу к сердцу каждого человека.

Миссионеру необходимо знание национальных манер, отличного от нас языка жестов, что поможет установить с ними взаимопонимание и правильный диалог. При этом важно терпение и время, которые принесут свои плоды [Китайское подворье].

Пастор Эдуард Ананьев подчёркивает, что для миссионера главное — выразить то личное переживание, которые есть в сердце человека, ведь вера — это отношения с Богом, и то личное, что происходит с человеком в его душе [Интервью с Ананьевым].

Однако, признавая общие подходы православных и протестантов к подготовке и определению качеств миссионеров, свидетельствующих среди китайских граждан, проживающих в России, есть существенные различия в принципах организации миссионерской деятельности.

Православная церковь считает целесообразным использование определенных форм миссионерского служения духовенства и мирян, которые исторически сложились в православии и отражены в «Концепции миссионерской деятельности РПЦ» [Концепция]. Это синодальный или епархиальный миссионер — священно- или церковнослужитель, несущий миссионерское служение по поручению Священного Синода (в лице его Миссионерского отдела), либо в канонических пределах отдельной епархии по благословению правящего архиерея, а также мирянин, постоянно занимающийся этим как основной работой. Миссионерская деятельность синодальных миссионеров осуществляется на основании программ, разработанных Миссионерским отделом Московского Патриархата и согласованных с епархиальными архиереями. При этом православная церковь признает, что один миссионер, работающий на постоянной основе, не сможет многого сделать, а двух или более миссионеров на приходе мало кто себе может позволить. В связи с этим существует опыт по привлечению добровольцев для миссионерской работы в свободное от их работы или учёбы время, что является одной из задач штатных миссионеров. Обычно для общения с китайскими студентами привлекают молодых людей; прихожан Китайского Подворья или других храмов, православных китаистов или самих китайцев, даже некрещёных, которые начинают помогать в переводе и распространении различных материалов о православии. Также это могут быть и преподаватели ВУЗов, даже не церковные, которые могут информировать своих студентов-китайцев о поездках, беседах, праздничных богослужениях и других событиях, организовать выступление штатного миссионера перед ними. Добровольцев ищут на приходских собраниях молодежи и среди старших учеников Воскресных школ, через выступление миссионера на Рождественских чтениях, миссионерских и молодёжных съездах и конференциях. Обычно в зале находится кто-то из тех, кто проявляет заинтересованность и подходит к миссионеру [Пособие, 29–31].

РПЦ ведет подготовку миссионеров, через обучение в семинариях в России, в Московской духовной академии (МДА), где они изучают китайский язык и проходят стажировку в католическом университете Фужэнь на Тайване. Для вдохновения миссионеров в МДА служат литургию на китайском языке. Кроме того, в российских духовных семинариях учатся студенты из КНР, и не исключено, что кто-то из китайских семинаристов решит не возвращаться в КНР и останется служить в России [Православная церковь].

Протестантские миссионеры придерживается несколько иного подхода к подготовке миссионеров и организации миссионерской работы: опираясь на Священное Писание («Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет 2:9)), считают, что каждый верующий человек есть священник и должен делиться своей верой. Это является самым действенным, это то, что привлекает новых людей и показывает действенность и актуальность миссионерской работы. При этом протестанты считают, что процесс евангелизации является завершенным, когда новые верующие сами становятся активными миссионерами и церковь начинает умножаться, поэтому учат всех уверовавших принципам благовестия. Это происходит и во время воскресных богослужений, и при общении в «домашней группе». В церкви есть класс «Основы веры», а также известная в протестантских кругах программа «Альфа» [Гамбл], где китайским христианам рассказывают, как свидетельствовать другим людям об Иисусе Христе, как их приглашать на богослужение. Также верующие китайцы получают богословское образование в Российском филиале американской экуменической семинарии, Богословском колледже.

Подводя итоги, можно сказать, что православные и протестанты имеют общий взгляд на подготовку миссионера: он должен знать китайский язык, учение Конфуция, историю и культуру Китая, понимать современный менталитет китайцев в свете религиозной политики КНР, иметь богословское образование, иметь такие качества как общительность, дружелюбие, терпение, готовность свидетельствовать о своей вере. Однако, хотя православные и протестантские миссионеры одинаково видят особенности менталитета китайского народа, такие как общинный характер, прагматичность, закрытость и недоверие к русскому народу, то все равно действуют по-разному: протестантские миссионеры активно используют эту черту национального характера, идут в общины и свидетельствуют непосредственно в диаспоре через самих же представителей китайского народа, то православные миссионеры, хоть и признают правильность такого подхода у протестантов, но всё равно приглашают китайских граждан в приход, где им свидетельствуют о православии штатные миссионеры и их русские помощники из добровольцев. Также в корне различается содержание миссионерской проповеди: православные миссионеры свидетельствуют о Христе через приобщение китайцев к русской культуре и православной традиции, тогда как протестантские миссионеры раскрывают Евангелие через евангельское отношение к труду, деньгам и бизнесу через труды Макса Вебера.

Для иллюстрации действенности православного и протестантского подхода к миссионерской проповеди, можно привести следующий пример. На воскресном служении в протестантской церкви присутствуют более двадцати китайских граждан, всего церковь «Жизнь с избытком» насчитывает порядка 800 членов. По свидетельству православных миссионеров, в храме на воскресном богослужении участвуют не более трёх китайских граждан, иногда богослужение на китайском языке проходит полностью без представителей китайского народа.

 

Примечания

1 После 1995 года, когда было заключено российско-китайское соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях, стало расти число китайских студентов, приезжающих в Россию для обучения в российских ВУЗах, а русских студентов — в китайских ВУЗах. Происходили совместные научные исследования, конференции, экспедиции, полевые работы, а также студенческие обмены между учебными заведениями.

Список литературы:

1. Афонина = Афонина Л. А. Развитие политики китаизации религии // Доклад на ежегодной научной конференции «70 лет современному китайскому государству» Центр политических исследований и прогнозов РАН. 20-22 марта 2019 (аудиозапись). 

2. Вебер = Вебер Макс. Протестантская этика и дух капитализма : Экономическая социология // Текст приводится по изданию: Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М. : Прогресс, 1990. 808 с. 

3. Гамбл = Гамбл Никки. Как организовать и проводить Альфа курс рассказывая другим : [пер. с англ. ]. Москва : Российский Альфа офис, 2006. 267 с. 

4. Гордицей = Гордицей К. Д. Опыт миссионерской работы с китайской диаспорой в России. // Методическое пособие. Китайское подворье 2017. 52 c. 

5. Дацышен = Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. М. : Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. 240 с. 

6. Концепция = Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. URL: https://azbyka.ru/katehizacija/kontseptsija-missionerskoj-dejatelnostirusskoj- pravoslavnoj-tserkvi.shtml#obraz (дата обращения 02.02.2020). 

7. Каково быть пастором = Каково быть пастором китайской церкви в Москве? URL https://www.inlight.news/2017/03/blog-post_74.html (дата обращения 02.02.2020). 

8. Китайское подворье = Китайское подворье в Москве // Радио «Вера» [Электронный ресурс] / Передача «Места и люди» 16.03.2019. URL: https://radiovera.ru/kitajskoepodvore- 
v-moskve-mesta-i-ljudi-16-03-2019.html (дата обращения 02.02.2020). 

9. Православная церковь = Православная церковь будет вести миссионерскую работу среди приезжающих в Россию китайцев. URL https://pravoslavie.ru/19518.html (дата 
обращения 02.02.2020). 

10. Пелевина = Пелевина О.В. Протестантские стратегии евангелизации и опыт миссионерства среди китайцев на Дальнем Востоке России и Северо-Востоке Китая // Религиоведение. 2016. № 2. С. 23-31. 

Полевые исследования 

11. Интервью с Ананьевым = Интервью Логиновой В.Е. с пастором Российско-китайской евангельской церкви «Жизнь в избытке» Ананьевым Э. от 12.06.2019. М. Личный архив автора. 

12. Интервью с Прищеповой = Интервью Логиновой В.Е. с сотрудником Китайского Патриаршего подворья Прищеповой М. от 5.05.2019. Личный архив автора.

 

Источник: Сретенские чтения: Материалы XXVI научно-богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов : Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва, 22 февраля 2020 года) / Сост. З.М. Дашевская [Электронный ресурс]. М.: СФИ, 2020. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив