Границы этики
Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
Есть ли границы этики? Это вопрос не праздный, ведь часто под одними и теми же словами или терминами подразумеваются разные вещи.
Иногда, говоря об этике, люди подразумевают все возможные проявления духовной жизни, это как бы становится синонимом духовности. Вот, мол, христианство учит нравственности – и больше ничего, т. е. христианство всего лишь отождествляется с нравственным учением.
В самом начале цикла этих бесед мы ставили вопрос: что такое этика – по совести, по общечеловеческому опыту и по Библии. Есть все основания утверждать, что границы этики, т. е. границы нравственности, как бы глубоко мы ни понимали их, все же существуют. Знать их так же важно, как, допустим, науке знать свои границы. Вы помните, сколько было недоразумений, часто весьма печальных, когда люди забывали об этом. Например, как наука пыталась говорить, что Бога нет, потому только, что она Его не нашла, и сколько было сделано из этого печальных и даже трагических выводов. Это говорилось пусть и очень искренне, но в духе нетрезвенности, ведь наука тоже имеет свои границы, которые до Бога просто не доходят. Науке есть место в жизни, и было бы неверно ее отрицать, но надо знать ее границы, иначе мы начнем научным методом препарировать вещи живые, духовные и можем труп принять за нечто духовное и живое, чего делать никак нельзя.
Мы с вами уже знаем, что этика связана с Законом, и именно Закон и заповедь Божья, правда Божья, воля Божья дают нам полное представление об этике и задают нам ее границы. Нам важны эти этические законы, эти заповеди, и мы должны это знать. И пусть мы больше привыкли к тому, что Господь говорит нам: «Вот вы слышали, что сказано древним: "око за око, зуб за зуб", а Я говорю вам... не гневайтесь, не противьтесь» (Мф 5:38-39). При этом мы сразу стараемся перепрыгнуть от заповеди к каким-то духовным принципам, которых мы, как правило, еще не достигли, но которые становятся частью некоего нашего идеала. И вот тут как раз самое время нам вспомнить о том, что заповедь «око за око, зуб за зуб» есть заповедь Божья и что она тоже имеет свою ценность в определенных границах – это те же границы, что и границы этики. Если мы говорим о заповеди «око за око, зуб за зуб», то мы никогда не должны забывать смысла этой заповеди: что именно делает ее заповедью Божьей. А смысл ее заключается в том, что человек, ища отмщения, не должен распаляться настолько, чтобы желать отомстить другому человеку в большем объеме, чем тот нанес ущерб ему самому. Т.е. смысл этой заповеди в ограничении зла, в ограничении действия греха.
Если говорить об ограничениях, то беззаконие, зло и грех как раз и являются нижней границей этики. Надо ограничивать зло и грех: вот эта область не греховна, а всё, что за этой границей, – уже греховно. Но до этической заповеди, до этического закона нам надо еще дорасти, надо еще довести до полноты, исполнить закон – до последней йоты, во всей полноте евангельского смысла. Кроме того, важно вспомнить древний принцип: где нет рамок, там нет ответственности, т. е. где нет границ, там нет и ответственности. А значение ответственности в жизни человека, наверное, объяснять не нужно: это проявляется и в церковной, и в духовной жизни, и, кажется, в самых простых вещах. Вот сейчас, например, нет границ прихода, нет границ церкви, и никто их не может указать. Ни один священник не знает, сколько у него прихожан, кто именно его паства. Он в лучшем случае знает только, кто чаще ходит, кто реже, а кто пришел в первый раз. И это сегодня считается нормой церковной жизни! А на самом деле, когда возникает такая неограниченность, то, естественно, возникает и безответственность, причем очень быстро, почти сразу. Священник не может отвечать за свой приход, так как он чувствует, что его ответственность очень ограниченна, нет конкретного представления о тех, за кого он должен отвечать перед Богом и перед церковью.
В жизни очень важно знать конкретные границы. Заповеди Божьи и этические законы, как и сама этика, должны быть очень конкретными, иначе все разговоры будут впустую: и об этике, и о жизни, и о духовности – о чем угодно. Все это будет пустым, никчемным, бесплодным. Если человек говорит, что он любит природу, Бога, церковь – вообще, любит человека и ближнего своего – вообще, но при этом у него в душе нет ничего конкретного, нет никакой конкретной, живой и ответственной ассоциации, тогда есть все основания подозревать, что такому человеку грозит полная безответственность и легковесность в его суждениях.
Вот, мы очертили одну границу, назвав ее нижней. Это граница, за которой находится область зла и греха, область беззакония и неправды, своеволия и падения. Есть ли у этики иная граница? Конечно, есть, и я даже думаю, что не одна. Например, есть граница между этикой и аскетикой. Аскетика – это нечто более глубокое, связанное с целостным представлением о человеке, с антропологией, она связана больше с принципами жизни, чем с конкретными законами, которые имеют четкие границы. Аскетика – это особая область духовной жизни, связанная с определенными средствами для достижения человеком духовной цели, т. е. это, скорее, «как», чем «что». Мало сказать: «блаженны нищие духом» и правильно понять этот евангельский призыв и принцип, надо еще указать средства для достижения такого блаженства, и это уже работа сугубо аскетическая. Вот вам еще одна граница этики.
А где же верхняя граница этики? Мы должны различать этику и область благодати и свободы, благодати и любви, благодати и истины, неслучайно Евангелие дает нам все основания для этого. В Евангелии от Иоанна говорится: «Закон дан был чрез Моисея, благодать и истина явились чрез Иисуса Христа» (Ин 1:17). Здесь разграничены важные, но по-разному важные и разные по содержанию вещи. Это и есть верхняя граница, которая превосходит в том числе и область аскетики, так как она больше говорит нам об области божественного, божественных таинств, чем, скажем, об антропологии и средствах воздействия человека на себя и окружающую его жизнь.
Есть ли еще какие-то границы «вширь»? Мы указали, что есть область Закона, область воли Божьей, область правды и справедливости. Таким образом мы поставили границу этики снизу. А можем ли мы точнее очертить область этики и поставить еще какие-либо границы «вширь» кроме аскетики? Первое, что приходит в голову, что таких границ нет. Но потом я вспомнил наши рассуждения о том, что мы различаем в сфере хорошего, доброго, две разные области: этическую и эстетическую. Это очень близкие понятия, но все же их надо различать. Пусть это две стороны одной медали, о чем мы с вами уже не однажды говорили. В XVIII веке произошло четкое различение областей этического и эстетического, тогда как прежде говорили: «вот хорошо, вот добро, вот вместе – и красота, и доброта». И во всех языках когда-то это было одно и то же слово, но потом жизнь потребовала какой-то коррекции, и она была произведена, когда одно стало отрываться от другого. Часто люди стремятся к красоте, но делают это за счет доброты, не думая ни о доброте, ни и о правде, ни о праведности. Они думают, что можно быть красивым, не будучи праведным. Иногда бывает и наоборот: думают, что можно быть праведным, не будучи в своей жизни красивым. Но это не так, это типичное современное заблуждение. Всякий человек интуитивно (или не интуитивно – значит, духовно) стремится и к красоте, и к доброте, но эти вещи нельзя разрывать.
Итак, если еще говорить о границах этики «вширь», то, наверное, только в этом смысле, отграничивая область этики от области эстетики.
Все, что выходит за рамки, за все эти границы, а не только нижнюю, – все будет не этично, но в каком смысле? Если не этично в смысле греховно, то это неверно, поскольку не этично в смысле «греховно» будет только тогда, когда мы нарушаем нижнюю границу. Нарушая верхнюю границу, мы тоже попадаем в область «по ту сторону добра и зла», в область божественного, т. е. в область не этического, но уже по-другому, не прикасаясь при этом к греху и злу, к неправде и беззаконию. Я бы хотел сделать здесь еще одно замечание. Все названные границы (может быть, есть какие-то и более тонкие, неназванные, которые я не нашел, поищите – может быть, найдете вы), – все эти границы очень подвижны. Можно было бы даже несколько метафорично сказать, что они живы, и в этом смысле мы имеем дело с живой этикой. Пусть вас не сбивает с толку прямая ассоциация с одноименной теософской книгой. Там был найден хороший термин, а что хорошо, то хорошо, независимо от того, где это родится. Действительно, можно отнестись к этике как к живой этике и, наверное, так и нужно. Может быть, одна из самых привлекательных сторон теософии как раз и заключается для некоторых до сих пор в том, что люди почувствовали некоторую жизнь там, где рядовое обыденное сознание жизни не видит и не чувствует. Я отнюдь не поклонник писаний Елены Рерих и Блаватской, но сам термин мне нравится.
Итак, границы, о которых мы с вами говорим, позволяют нам неформально относиться ко всему, что касается области этики. Мы уже говорили, что этика и аскетика очень взаимосвязаны. Иногда даже почти невозможно в писаниях, допустим, отцов-аскетов отделить одно от другого, иногда это невозможно сделать и в Священном писании. То есть эта граница очень тонкая. Да, есть яркие примеры различия, когда можно очень точно, четко и определенно сказать, что вот это принадлежит к одной области, а это – к другой. Сегодня я уже приводил евангельский призыв «блаженны нищие духом». Ясно, что он не относится к области этики, он вообще не может быть определен как закон. Никто не может сказать, что вот я уже нищ духом, или я уже кроток, или я уже святой. Это действительно некоторый принцип, очень важный, но действующий несколько иначе, чем принципы и законы этики. Тут можно было бы приводить много примеров, но я бы хотел, чтобы вы сами об этом подумали, потому что эта область подвижности границ требует от вас личного опыта. Наверное, было бы трудно говорить об этом в зале. Я даже чувствую некоторое затруднение, когда говорю о евангельских блаженствах, потому что не уверен, что все это адекватно воспринимают. У меня такое чувство, что здесь есть и такие люди, которые не вполне понимают, почему это не из области этики. Но наверное, мы можем оставить вам это для самостоятельного размышления.
Говоря о границах этики, мне хочется сказать, что принципы этики не должны входить в противоречие с тем, что находится за её границами. Хотя эти границы не абсолютны, но мы не можем сказать, что, допустим, то, что от Бога, заповеди Божьи например, сегодня одни, а завтра другие. Или что в области этики они одни, а если человек своим духовным опытом, своим духовным дерзновением их перерастает, то он уже свободен от исполнения заповедей, что уже становится неважно, исполняет он заповеди или нет. Такое искушение в истории человечества было множество раз. Люди, жившие под знаком свободы и благодати, считали, что ничто из области Закона уже не может быть для них важным. Это началось с самого начала христианства, как только христианам было сказано, что «где дух Господень, там свобода». Это наложилось на гностические учения того времени. Гностики (которые думали, что через богопознание они входят в саму божественную жизнь) часто считали, что закон – не для них, закон – для людей мира сего и потому на этот закон они оглядываться не должны. Это – большое искушение, и поддавшийся ему человек обретает, в конечном счете, вместо свободы произвол.
Все люди, во всяком случае все верующие, христиане, стремятся к тому, чтобы обрести свободу во Христе: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3:17). Действительно, наш Бог есть свобода, и приближаясь к Богу, человек может переносить акценты в своей внутренней духовной жизни – это нормально, но он не может жить в противоречии с тем, что было дано в его прежнем положительном духовном опыте. Это одна сторона дела. Есть и другая сторона, когда человек зацикливается на этике как на законе – и только. Он считает, что коли так важен Закон, коли он от Бога, то он основа всякой жизни, основа для диалога между всеми людьми, тем более что это связано с общечеловеческим опытом. Но такой человек забывает о том, что есть граница и есть нечто за границами этики, причем не только за ее нижней границей, и тогда происходит то, что многие из вас могли прочесть в «Науке и религии» (№ 2, 1992 г.). Профессор А.А. Гусейнов, мой идейный оппонент, на страницах этого журнала так и объявил: «Пока мы говорили об этике, мы говорили о вещах, которые понятны всем, пусть это выражается в разных терминах, но все люди могут с этим так или иначе согласиться. А как только начинается разговор о Боге или еще о чем-то, то тут появляются разногласия. Так нужно ли это вообще? Давайте остановимся на области этики». И здесь он глубоко неправ.
Мне приходилось сталкиваться с людьми, которые замыкались на области этики настолько, что даже Бог был для них просто высшим законом. Как правило, это связывается уже с языческим богом. В этом смысле надо было бы, наверное, и Гегеля назвать язычником с его мировым духом и разумом, и в общем-то известно, что его философия во многом пантеистическая. Человек, который абсолютизирует область этики, приходит не к Богу, а к Абсолюту, хотя мы знаем, что Закон – от Бога и должен вести к Богу. Но если мы берем только сам Закон и из него делаем бога, как бы помещаем в него «своего бога», тогда мы приходим к идолу, тогда наш бог есть Абсолют. Однажды я даже слышал молитву одной христианки, которая мне очень резанула слух, и я долго-долго не мог понять, почему. В этой молитве Бог назывался Абсолютом. Я себе рационально объяснял, что человек прошел через Восток, через йогу, теософию, ну, просто терминология у него такая. В конце концов, ведь мы тоже говорим в некотором смысле о Боге как об Абсолюте, почему бы и нет. Но молитва Богу-Абсолюту оказалась совершенно невозможной, она была в мире мертвых, она была отчуждена от Бога. И вот только сейчас, завершая наш цикл, я снова вспомнил этот случай и понял, в чем здесь была проблема. Если довести область этики до предела, до абсурда – а все относительное может быть доведено до абсурда, – то вместо Бога мы получаем холодный, мертвый абсолют.
Воля Божья, оказывается, не может существовать в отрыве от живого Бога, она сама по себе еще не может быть источником жизни. Закон как таковой мы бы могли назвать действительно областью, происходящей от Бога, иначе нам никогда не понять, почему же он – закон для нас в нашей жизни. Но здесь следует вспомнить слова ап. Павла о том, что Закон есть «детоводитель ко Христу». Вот такое определение Закона как детоводителя ко Христу и указывает нам на границы этики. Это и то положительное, что есть в Законе, потому что он ведет ведь не куда-то, а ко Христу, но это и та граница, о которой мы сегодня говорили.
В результате того единого образа этического в жизни, который я пытался вам сегодня нарисовать, мне кажется, будет справедливым сказать, что этика и стоящий за ней опыт – это особый пласт духовной жизни человека, общества и церкви. Такой пласт, который может быть бесконечно расширен – и в церковном сознании, и в личностном, и в личном индивидуальном сознании. Можно только сожалеть, что сейчас, в нашей конкретной жизни, мы уделяем этике очень мало внимания, что этот пласт духовной жизни у нас крайне сужен, что связано, конечно, с общим кризисом современного этического сознания.
Примеров тому много. Самой яркой кризисной фигурой в этой области я считаю 3. Фрейда – человека выдающегося, но читать которого невозможно, при всем том, что он пишет о каких-то, пусть и патологических, но реальных вещах. Многие же люди, читая Фрейда, патологию принимают за норму. Но есть и другие примеры современной психологии и современной этики, они говорят нам о другом: о возможностях выхода из этого кризиса. Я имею в виду в первую очередь С. Франка и Н. Бердяева. Вспомним книгу Н. Бердяева «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики». Наверное, немногие ее читали, но я хочу, чтобы вы запомнили это название: это одна из лучших его книг. Можно только приветствовать то, что задача возрождения этики в ее границах, задача большей утонченности этического опыта и этического учения начинает наконец-то решаться по-христиански. Иногда, читая современные книги по этике, очень хорошие книги, просто поражаешься: создается впечатление, будто не было двух тысяч лет христианской истории. Ведь пафос книг К.-С. Льюиса, Г.-К. Честертона, Дж.Р.Р. Толкиена, соответствующих трудов С.С. Аверинцева и С.И. Фуделя, митрополита Антония (Блума) и Н. Лосского и т. д., опыт матери Марии и многих мучеников нашей церкви, нашего времени, – все несет на себе печать какого-то уникального открытия, уникального откровения. Возьмем, к примеру, книгу К.-С. Льюиса «Размышление о псалмах». Уж псалмы, которые известны столько веков, даже не веков, а тысячелетий, вдруг открываются с таких сторон, что это переворачивает все наше представление об этой книге Священного писания, причем именно с точки зрения этики. На основании книги Псалмов можно задаться такими этическими вопросами, разрешение которых очень и очень плодотворно.
И наконец, коли мы заговорили о некоторых итогах нашего цикла, то надо в заключение добавить несколько слов, которые, пусть и выходят за рамки сегодняшней темы, но которые, мне кажется, нам важно сегодня вспомнить.
Область этики – не просто одна из нужных человеку областей духовного опыта. Нарушение принципов и законов этики – мы должны это очень хорошо почувствовать и осознать – ведет к тому, что человек сам убеждается в неправильности этого пути. Человек в себе самом получает удостоверение в том, что нарушая эти законы и принципы, он оказывается отчужденным и от Бога, и от ближнего, и от самого себя. Он чувствует, что такое нечистота, что такое греховность, что такое удаление от святости. Очищение, или (что то же самое) освящение, человека нужно ему как средство, как то, что помогает нам приносить больший плод пред Богом в своей жизни и, таким образом, приводит нас к реализации данного нам Богом предназначения. Вот это самое важное, что мне хотелось бы сегодня вам сказать.
Мне бы также хотелось, чтобы эта беседа была итоговая. Я надеюсь, она помогла вам вспомнить и многие другие темы, которые вы слышали прежде.
Вопросы и ответы
Когда искусство работает на искусство, создавая красоту ради красоты, то является ли такая красота красотой, есть ли смысл в таком искусстве?
A.M. Копировский. Вопрос очень изысканный. (Смех в зале.) Манера выражаться здесь почти восточная – когда ответ задан в самом вопросе. Или же нужно говорить довольно долго об искусстве для искусства. Можно очень по-разному отвечать, и никогда не будет удовлетворения ответом. Что значит, что искусство работает на искусство, на красоту ради красоты? Чернышевский считал, что такая красота красотой не является, что искусство обязательно должно быть полезным, оно должно отражать то, что есть реально, не уводить в какие-то глубины. Вопросы подобного рода должны все-таки что-то открывать, а не провоцировать однозначный ответ. Что пользы, если кто-то скажет, является или не является? Тот же Чернышевский пытался заострить проблему или, например, в XVIII веке французские просветители бросали такие декларации: «Искусство – это розы на цепях, сковывающих руки народа» (смех). Вот естественная реакция современного человека – легкий смешок, но проблема поставлена: есть какая-то декларация, и дальше можно спорить, можно, так сказать, идти дальше. Но нужно видеть конкретность, потому что можно защищать искусство для искусства, например, видя плоды тех, кто так говорил в начале XX века. Хотя бы в России. «Мир искусства», весь этот эстетизм, то, что потом было названо страшным словом «декаданс», – они декларировали искусство для искусства. Они считали, что нет никаких Чернышевских, никакой полезности, что нужно выйти из этого мира зла, но не в придуманный мир, а в некий истинный, реальный мир, где только чистая красота, где чистое искусство – это подлинность, а все остальное – грубая материя. Социальные отношения – это просто неподлинность, это ни хорошо, ни плохо. Этим вообще не надо заниматься. Разве не имеет права на существование такая духовная установка, тем более что мы знаем ее плоды. Есть какие-то картины, какие-то тексты, есть музыка этого времени, все это очень конкретно и реально. И сейчас это никого не шокирует и кажется даже немножко устаревшим, даже слишком материальным, плотяным. Эстетика не занимается вопросами такого рода, эстетика всегда конкретна. Для эстетики ведь важен образ, основа эстетики – это образ. Даже об искусстве XX века мы пока еще можем сказать, что во многих явлениях, оцениваемых, скажем, как искусство безобразное, на самом деле образ скрыто присутствует. Где нет образа, там просто ничего нет, там искусство, человек, жизнь развоплощаются и теряются. Например, античное искусство стремительно катилось к этому во II–III веках. Искусство по-настоящему развоплощалось, оно как бы отказывалось от самого себя. Оно уже не творило для искусства, оно просто отказало себе в возможности «быть».
Но пока это есть, пока что-то изображается, что-то делается, что-то выражается мы не можем говорить, что искусство работает на искусство. Это та идеологема, от которой стоит отказаться. Просто нужно быть действительно более широким по взглядам. Всяческие определения здесь очень вредны. Они могут помочь в плане изучения в первом приближении к искусству, но затем от них нужно отказаться. И, конечно, не нужно ставить эти проблемы как проблемы этические, это тот случай, когда этика и эстетика находятся в «перпендикулярных» отношениях друг с другом. Здесь что-то не то в самой постановке вопроса, т. е. в самом воззрении на них.
Первоначально в древнем мире, в средневековом, красота и добро были понятиями взаимопроницаемыми, взаимопроникающими. Как только они начинают расходиться – это знак надлома в жизни, в духовности, начало какого-то духовного разложения. И сейчас нам нужно как-то собирать, нужно соединять эти разведенные понятия, как бы наполнять одно за счет другого.
Нравственные заповеди должны перестать быть сухими и противными. Они должны стать красивыми, раскрыться в объеме, а это значит, что в них есть некоторая неожиданность, как мы это видели в постановке наших, таких критических, вопросов. Например, «несвятая святая ложь» – в этом есть объем, внутри которого можно существовать. С другой стороны, эстетика тоже должна раскрыться вот в этой объемности. Искусство для искусства – как декларация это звучит ужасно. Но реальность значительно превосходит эту декларацию и, что самое интересное, без этой декларации реальность не могла бы состояться. Вначале надо сказать так, чтобы эпатировать почтеннейшую или полупочтеннейшую публику, потом показать, что из всего этого может выйти, а еще лучше просто показать, т. е. что-то сделать. Это очень сложные проблемы, здесь нужны не просто схематические установки, которые вместо соединения, сочетания как бы провоцируют смешение. Когда говорят, что теперь все хорошо, что в XX веке нам стало все понятно, многие древние вещи уже отреставрированы, мы прекрасно знаем древние тексты, давайте теперь скорее все это сюда вместим... Понятно, что это чревато либо поверхностностью и схемой, либо сильным искажением сознания, когда рождаются монстры, а они рождаются. Это уже не схема, а вполне живые чудовища, когда соединяются какие-то совершенно несоединимые вещи. Почему-то мы выступали все время против такого современного смешения, когда какой-нибудь Дальний Восток соединяется с «Дальним Западом» очень поверхностно. Все-таки «игра в бисер» всех захватила, и мы можем говорить об этом как об очередной болезни нашего века, когда в этом мире играют серьезными вещами. Но все-таки в бисер играли люди как минимум энциклопедически образованные, без этого невозможно соотносить все, что есть в этом мире, вообще невозможно строить картину этого мира. По-настоящему стремясь к красоте и добру, человек должен понимать, что он может к ним прийти как бы не снизу, не от земли. Не может быть целью жизни добро или красота «вообще», это цели учебные, ученические. Жизнь выше учебных целей, и надо знать, что мы учимся для чего-то, а не ради самой учебы. По-настоящему добро и красота часто раскрываются неожиданно, не тогда, когда мы к ним сознательно и специально стремимся. В конце концов, сами добро и красота нам даются даром: «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Но я надеюсь, что наша работа была не бесплодной. Такие вопросы иногда смущают, но мне кажется, что можно было бы продолжить этот разговор, но на более конкретных вопросах. Чем конкретнее, тем лучше.
Не является ли Бог источником зла, создав его опосредованно через человека
О. Георгий. Это имеет прямое отношение к сегодняшней теме. Если бы в жизни существовала только область этики, то, наверное, этот вопрос был бы просто роковым. Так как это область Закона, то она приводит к известным выводам, к которым люди и прежде приходили, что все от Бога: Закон – от Бога, всякая правда – от Бога, значит, и наказание за неправду – тоже от Бога. Но Новый Завет не дает возможности так рассуждать. Бог никак не может оказаться источником зла. Он источник добра. Мир, созданный Богом, с самого начала был хорош, по-славянски – «добро зело», или по-русски – «весьма хорош». И когда мы говорим о нынешнем мире, то должны говорить о мире, видоизмененном через человека и через грех, космический грех. Но Бог зла не творит. Человек творит, потому что он свободен. Если бы человек не был свободен, то тогда можно было бы сказать: да, если человек, не будучи свободен, а будучи в прямой зависимости от Бога, сотворил зло – значит, сотворил это зло Бог. Но так как Бог есть Свобода, то у нас есть основание для других рассуждений.
Этично ли ходить в какой-либо приход и иметь в нем какое-либо служение, но при этом внутренне не считать себя членом этого прихода и не нести ответственность перед людьми по причине отсутствия чувства духовной близости с большинством членов прихода, потому что вообще в жизни существует ощущение себя в ситуации «свой среди чужих и чужой среди своих». Как выйти из этой ситуации?
Это не очень стройная форма выражения вопроса. Конечно, человек может попасть в ситуацию «чужой среди своих и свой среди чужих» в приходе, если он чувствует это отчуждение, это раздвоение. Ходить или не ходить в такой приход? Выбирайте! Слава Богу, сейчас не один приход существует. Выбирайте тот, который вам ближе по духу. Зачем нести служение в приходе, который вам не близок, и ходить к людям, которых вы не ощущаете своими? Другое дело, что, может быть, это в вас проблема, а не только в тех людях, но это уже другой вопрос.
Дополнение к записке о приходе, о нахождении в приходе, когда в нем тяжело. «Можно ли уйти, потом вернуться?» – Можно. Человек вообще должен чувствовать себя свободным. Конечно, если это священник и если он служит в данном приходе, то как бы ему ни было тяжело, он на то и священник, чтобы не бежать от своего креста, потому что он отвечает за тех людей, которые ему даны. А если это мирянин и такой ответственности церковь ему не дала, то почему не уйти в другой приход? Это дело совершенно свободное, не вижу здесь никаких проблем.
Работая в школе, часто приходится, объясняя ученику неправильность его поступка, идти против того, чему учили его родители, т. е. невольно приходится восстанавливать его против родителей. Как можно объяснить такую ситуацию с этической точки зрения? Нарушаются ли здесь границы этики? Или нет? Имеются в виду не такие поступки, как курение или драка, а такие, как стремление быть первым любым путем, достичь успехов в учебе, используя друзей в ущерб им и т. п.
Неважно, что имеется в виду: курение, драка или то, что вы называете. Потому что и то, и то – это вещи, которые нарушают нижнюю границу этики, это из области греха и зла. И курение, и драка, и достижение цели любыми средствами – это область беззакония, и если вы учите Закону Божьему человека, которого дома учат другому закону, например «человек человеку – волк», то, наверное, все-таки вы имеете право так учить, даже зная, что при этом вы напрягаете отношения ребенка с родителями. Конечно, хорошо бы поговорить и с родителями, но это не всегда бывает возможно, так что я не думаю, что в самой вашей задаче заложено нарушение границ этики. Если человек идет против родителей сознательно, нарушая почитание родителей, тогда это будет нарушение заповеди. Но почитание родителей не означает автоматического согласия со всем тем, что они делают, мы с вами об этом уже говорили.
Известно, что есть ряд мест в Ветхом завете, которые христианство считает пророчествами о явлении Христа. (Ну, конечно, есть много мессианских мест. – о. Г.) По поводу этих мест идет постоянный спор между христианами и иудеями. (Не между всеми, но между многими во всяком случае. – о. Г.) Один из ярких примеров – известное место из пророка Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Эммануил». Дело в том, что в оригинальном тексте на иврите употреблено слово alma (Это тоже известный факт. – о. Г.), которое означает лишь женщину определенного возраста, молодую женщину, но не предполагает девство, девственности. Исходя из этого, иудейские мудрецы делают вывод, что данное место не может трактоваться как пророчество о непорочном зачатии. Во время одного из диспутов между христианами и иудеями, проходившего в средние века в Испании, иудейский раввин поставил христианского богослова в тупик на этом примере. Проясните, пожалуйста, этот вопрос.
Вопрос этот достаточно хорошо разобран и известен в литературе. Так как все-таки все, окончившие духовную академию, могут прочитать ветхозаветные тексты на иврите, то, естественно, они читают и видят, что там стоит слово «alma», и знают, что оно означает. Но! Тут забыта одна маленькая деталь, что «parthenos» – слово, которое означает «дева», – было поставлено при переводе Ветхого завета на греческий язык не христианами, а иудеями за 300 лет до явления Христа! Значит, это место ими так понималось. Это аргумент достаточно сильный. Но есть еще и другие важные соображения в связи с этим. Сейчас не место и не время говорить о непорочном зачатии, но тут надо вникнуть еще и в смысл того, что утверждает церковь, когда говорит о непорочном зачатии Христа. Об этом разговор обычно идет уже в рамках оглашения (когда речь заходит о рождестве Христовом), и это уже не такой простой вопрос.
Скажите, пожалуйста, что конкретно относится к категории духовного? Где границы между душевным и духовным? Одухотворенное творчество живописца, музыканта, актера несет в себе элемент духовности или нет?
A.M. Копировский. Тут три вопроса в одной записке. Давайте разбираться. Первые два вопроса мне позволили бы сказать о принципах постановки вопроса. Само понятие «категория духовного» противоречит теме. Понимаете? Не может идти речь о категории, духовность – это не категория. Это то, о чем сегодня уже говорилось, это – сама жизнь. Духовность – это не есть какая-то часть душевной категории, духовность – это причастность к Духу Божьему, к Духу Истины. Мы не можем говорить о человеке, что он духовен, если он причастен к духу лжи, если он «вдохновенно» лжет, пусть это и очень красиво смотрится. Духовность соотносится только с Истиной. Человек не может ее вместить полностью, духовность – не часть его.
Второй вопрос. Где границы между душевным и духовным? Такой границы нет и быть не может в принципе. Представьте себе это зрительно – вот кончается душевность и начинается духовность. Так, что ли? То же самое, когда о нашей вселенной говорится, конечна она или бесконечна? Она, конечно, бесконечна, но возле ее границ начинается что-то еще. Тут есть некоторые ловушки для сознания, которые провоцируют говорить о духовных вещах морализаторски, теми же самыми определениями, довольно скучными и всегда недостаточными. Духовность и душевность – вещи не «рядоположные», они совершенно реальны. Есть душевность, как расположенность человека, как его чувствительность, его открытость другим. Один человек душевный, а другой – бездушный. Это один момент. И второе: когда ап. Павел говорит о некоторых людях, что они душевные, не имеющие Духа, то это означает, что они в определенной сфере своего проживания ставят в центр жизнь как таковую (здесь душа и есть сама жизнь), что они поклоняются вот этой жизни во всех ее проявлениях, они упиваются этой жизнью. Вот такие люди – душевные, хотя при этом они могут испытывать внутренне очень высокие моменты. Они всем этим питаются, испытывают от этого восторг и это называют духовностью, хотя на самом деле, по определению ап. Павла, это душевность.
Третий вопрос сам содержит в себе ответ. Это очень хороший вопрос. Несет ли в себе элементы духовности одухотворенное творчество живописца, музыканта или актера? Конечно, несет. Конечно, только элементы. Именно про перечисленное земное творчество – живописца, музыканта, актера – никогда нельзя сказать, что оно – чистая духовность. Вообще все, что есть на земле, не может быть чистой духовностью. Когда человек становится чистым духом, он уже не на земле, он уже становится либо ангелом, либо кем-то наоборот. Конечно, элемент духовности, истинного Духа, есть во всяком настоящем творчестве. Вопрос только в том, каков он, и второй вопрос – какова потенция? Или это лебединая песня и, так сказать, точка, или это некоторое многоточие и возможность воспарить дальше, т. е. оно как бы или завершает, или прекращает все.
Что же все-таки является целью жизни? (Смех.)
A.M. Копировский. В записке говорится, что была такая книга с названием «Цель жизни» авиаконструктора Яковлева, кажется. Для него самого, например, целью жизни было создание совершенных машин для полетов.
Если цель жизни – достойно ее прожить, то это звучит как-то неубедительно. Что значит достойно? Достойно чего? Для всех ли людей? Почему у всех людей должна быть одна цель в жизни? Мне показалось, что здесь смешались две вещи: цель жизни и смысл жизни, а это все-таки не одно и то же. И если говорить о цели жизни, то эти цели мы, в конце концов, поражаем на протяжении своей жизни не один раз, и вряд ли можно себе в 15 лет поставить цель жизни и думать, что эта цель будет исполнена только на смертном одре. Понятно, что 15- или 25-летний человек ставит себе какую-то цель, которую он стремится достигнуть не тогда, когда ему будет очень много лет, он ставит ее на свой возраст, как говорит об этом Евангелие, «на сегодняшний день». Этот сегодняшний день может быть довольно долгим, но все-таки это только один день из жизни. Жизнь его будет довольно долгой, и цели жизни его, таким образом, будут меняться. А когда цель жизни, как у Яковлева (не знаю, я не читал), – создание совершенных машин для полетов, ну что же, можно себе поставить и такую цель жизни, пожалуйста. Но тогда жизнь отождествляется с профессией, и кончается в результате все это очень плохо, потому что человек создан на самом деле для чего-то гораздо большего, чем просто реализация себя чисто профессионально. Я могу сказать страшную для вас вещь: если не авиаконструктор, а человек творческий, гуманитарий – художник, писатель или поэт, – если он всерьез ставит как цель жизни свое творчество, если он начинает день и ночь не есть, не пить, а только работать и больше ни о чем не думать, то все равно не будет питательности в такой человеческой деятельности. А все потому, что эта деятельность внутри себя не содержит корня, никакая, даже самая вдохновляющая, самая тонкая, поскольку корни всегда в другом месте. Корни в земле, скажем так, в почве. Помните, у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Надо быть по-настоящему открытым и не ставить себе узких морализаторских сетей, ведь можно убить себя как этическими, так и эстетическими требованиями. Надо всегда помнить, что они открыты к Богу.
Каковы этические нормы взаимоотношения мирянина со священником? С одной стороны, священник – простой смертный, не без греха. С другой – служитель, рукоположен, совершает таинства и т.д. Возможно ли панибратство в случае долгой дружбы или семейных уз? Как обличать священника, если это необходимо? (Смех.) (Последнее, видимо, самое главное.)
О. Георгий. Всякое панибратство в любых отношениях несет в себе нечто отрицательное, потому что не создает разницы потенциалов, скорее даже отрицает эту разницу, а она всегда есть. Она всегда должна быть в отношениях между людьми, иначе люди перестают учиться друг у друга, они перестают быть интересны друг другу. Поэтому панибратство так нехорошо. И то, что сейчас дети часто запанибрата с родителями, вообще со старшими, меня всегда коробит. Даже не потому, что это иногда бывает грубо и неудобно, тем более что это так бывает не всегда, а просто потому, что я вижу, какая огромная потеря стоит за этим для самих детей! Меня это особенно резануло за границей, в Европе, где это видно в значительно большей степени, чем у нас, и это печально! Там все очень цивилизованно. Я недавно был в поездке и никакой грубости не видел ни во Франции, ни в Германии, что даже несколько удивительно. Но вот панибратство я видел сплошь и рядом, что действительно печально.
Нечто подобное – со священником. Священник, конечно, такой же человек, но он все-таки человек, а не только машина для каких-то священных действий, и поэтому какая-то разница потенциалов должна быть. Ведь священнику то, что он совершает таинства, видимо, что-то дает, ему что-то дано, ибо есть обратная связь.
Как обличать священника, если это необходимо? Как всех, так и его: с уважением и любовью.
По мере увеличения духовного опыта, а следовательно, расширения этических границ, все больше не люблю свое прошлое. Нормально ли это?
Очень может быть, только не нужно переходить известные границы. Когда человек начинает ненавидеть все свое прошлое, то это тоже какой-то перегиб, это может быть даже опасно. Потому что никогда не бывает так, что в прошлом все плохо. Если человек стал верующим, то это всегда еще и плод и результат какого-то движения, какого-то опыта, умения делать выводы, пусть даже из ошибок, пусть даже из прежних своих грехов и падений.
Здесь же второй вопрос:
Всегда мечтала хорошо одеваться, но не имела возможности. Сейчас, если думаю о том, как бы получше одеться, испытываю чувство вины, от мысли, что все это бренное. Где здесь границы этического?
Дело ведь не в том, что бренное. Что значит бренное и земное? Бог не осуждает земного. Когда говорится «не любите мира, ни того, что в мире», то все-таки не случайно дальше идет перечисление: «похоть очей, похоть плоти и гордость житейская». Вот чего не любите. Да, действительно, этими вещами пронизан мир, лежащий во зле. Это так, и поэтому люди стараются бежать этого мира. Физически сейчас уже никуда не убежишь. Самая большая пустыня, как известно, это Москва. Но вот это стремление уйти от того, что противостоит Богу, – в любых условиях жизни это важно и существенно. Поэтому москвичи испытывают чувство вины или стыда за желание одеваться лучше других, по-моему, сейчас только в одном случае: вспоминая о Христе, точнее, о кресте Христовом. Меня этому научил Сергей Сергеевич Аверинцев, который таким образом иллюстрировал свои принципы воспитания детей. Он, будучи академиком, воспитывал их в скромности и нежелании одеваться лучше, чем другие. В принципе, это должно быть не отсутствием возможности, а отсутствием самого желания. Но он своим детям, начиная с малых лет, показывал на крест.
В Царстве Небесном будут животные, например котики и лягушки? Они ведь духа не имеют и этики не признают?
Ну что же, этот вопрос тоже уже давно прояснен с точки зрения этики и духа. Если и будут животные, то постольку, поскольку мы там будем. Я вспоминаю всегда про кота Бердяева: он там постольку, поскольку сам Бердяев там.
Кришнаиты говорят, что мы, христиане, нарушаем Божью заповедь «не убей» – убиваем животных, живую душу, и едим мясо. Что им отвечать?
A.M. Копировский. Если идти прямо по тексту вопроса, то отвечать, конечно, есть что. Если мы убиваем живую душу и едим мясо, то чье мясо мы при этом едим? Души, что ли? Вот такого рода противоречия всегда очень веселят душу (смех).
Ну, а если всерьез – то действительно есть проблема. Наверное, стоит тогда вернуться к той записке (мне она очень понравилась) о границах между душевным и духовным и об одухотворенном творчестве, которое несет в себе элемент духовности. Когда духовное и душевное смешивается (говорят, что это одна из главных опасностей нашего века), да еще и телесное туда же намешивается, то мы здесь противоречий не видим. Кришнаиты ли нас подловят, или мы сами себя на этом подловим, но мы свою жизнь тогда превратим в ад. Можно распространить заповедь «не убий» на убийство животных. Получается, что если мы убиваем животных, то нам нет спасения. Но, простите, слово «убийца» слишком очевидно относится только к человеку, убивают животное только садисты. А если человек животное убивает, чтобы использовать его в пищу, то он не размышляет про душу живую. Он руководствуется такой же Божьей заповедью, как и «не убий»: «все движущееся да будет вам в пищу». И надо наших милых кришнаитов ловить просто на элементарном незнании Библии. Учтите, что они, как правило, очень большие невежды. И поймите: их пыл – это пыл любого неофита, схватившего какую-то строчку или книжку, которая ему очень понравилась. Он начинает ею размахивать направо и налево, как дубиной, и иногда с самыми лучшими намерениями, просто от счастья, что ему, наконец, попалось в руки что-то хорошее. Хуже, когда это делают новообращенные христиане – начинают так же колотить Библией, надергав из нее отрывков. Итак, если вы видите, что к Библии что-то не имеет отношения, что те же кришнаиты проводят свою линию, лишь свою концепцию, пользуясь некоторым лукавством, может быть, зная, но чаще всего действительно не зная, что «не убий» относится, конечно, только к людям, помните, что в Библии также говорится: «Все движущееся даю вам в пищу» (честное слово, на людей это не распространяется). (Смех.)
Слышал, будто бы Христос в Нагорной проповеди говорил о переселении душ, а на I Вселенском соборе это было убрано.
A.M. Копировский. Когда задается такой вопрос, то очень хорошо знайте, как отвечать. Открыть Нагорную проповедь, евангельский текст, и вслух заставить прочитать того, кто этот вопрос задает, громко, размеренно, спокойно, никуда не торопясь, три главы Евангелия от Матфея – это оказывает очень хорошее действие. А потом точно так же вручить задавшему вопрос материалы того же I Вселенского собора.
О. Георгий. Тут, конечно, недоразумение: ни в Нагорной проповеди, ни в Деяниях I Вселенского собора ничего подобного не было. Однако вряд ли здесь можно ограничиться таким ответом. Человек, видимо, только начинает как-то разбираться, он что-то уже прочитал, но еще не запомнил, что за Вселенский собор, чем он занимался. Вот V Вселенский собор занимался, правда, не переселением душ, а предсуществованием душ. Пусть не I, a V, и не переселение душ, а предсуществование... Автору записки стоило бы, если для него это действительно интересно, самому кое-что немножко уточнить и разобраться в этом вопросе. В частности, есть специальное приложение к книжке о. Александра Меня, по-моему, «У врат молчания», приложение так и называется: «О переселении душ». Написано с христианских позиций, доступное для человека любого культурного уровня изложение, конечно, не исчерпывающее всех деталей, потому что это относительно небольшой текст. Вообще-то существует литература, хотя, конечно, она обширная и многообразная. Хорошо, что есть желание разобраться, но будьте внимательнее. Почитайте энциклопедии, что-то можно посмотреть в Философском энциклопедическом словаре, в «Мифах народов мира». В этих энциклопедических изданиях правда, уже более сложное изложение этих вопросов, но очень, очень важное для действующих сект. Разберитесь, почему эти учения не христианские, в принципе не христианские, почему мы их отвергаем. Для этого есть очень серьезные основания.
A.M. Копировский. Есть еще один интересный момент по этому же поводу. Как-то в народное сознание это очень крепко внедрилось, что в начале все было хорошо, а потом постепенно все портили, исключали из Евангелия.
О. Георгий. Некоторое уточнение: не в народное, а в интеллигентское сознание. Потому что это один из теософских мифов, какие специально создавались, в частности о том, что до Оригена было все хорошо, а потом было то-то и то-то. Или до Иринея Лионского было все хорошо, было и предсуществование, и переселение душ – и вообще все было замечательно, а потом все было испорчено. Пришел некий епископ Ириней – вроде как даже можно найти похожие высказывания – и все испортил. Но это, конечно, интеллигентский миф, который не основан ни на каком серьезном знании истории, о чем существует огромная литература.
A.M. Копировский. И последняя деталь: вселенские соборы, конечно же, не занимались редакцией Евангелия. Вселенские соборы и вообще церковное, соборное сознание не могло из разных книг под названием Евангелие выделять что-то более или менее соответствующее Духу Божьему или что-то действительно испорченное. Скажем, есть Евангелие от Матфея, а есть Евангелие, которое получило название Псевдо-Матфея. Вот, Евангелие от Матфея мы все читаем, а Евангелие Псевдо-Матфея знают только специалисты. Есть Протоевангелие Иакова, казалось бы, очень солидное. О нем многие слышали, но не знают, что это Евангелие Иакова, где говорится о девстве Богородицы. И вот это очень важно. На каком-то соборе (или соборах) могли отобрать книги, полностью соответствующие церковному учению, а остальные запретить, осудить или отодвинуть. Но никогда не могли вычеркнуть из Евангелия 2– 3 строчки или что-то туда вписать и сказать, что вот теперь все стало хорошо. Такого никогда не делали. А вот Лев Николаевич Толстой это, к сожалению, делал – вот здесь действительно трагедия интеллигентского сознания. Получается карикатура, как в школе, когда нам говорили, что такой-то человек всем хорош, но недопонял, а такой-то всем хорош, но не доучен, поэтому мы возьмем учение Гегеля и поставим с головы на ноги – и у нас получится марксизм. Вот таких вещей никогда ранняя церковь и церковь вообще не допускала и не допускает. Это все то же самое смешение душевного, духовного и телесного или темного, светлого и не знаю какого еще. Когда в центр ставится свое «я», оно много чего может смешать.
Недавно в передаче слышал, что церковь в Хамовниках вращается вокруг своей оси (смех). Объясните, пожалуйста.
A.M. Копировский. По-моему, всякая церковь вращается вокруг своей оси, но только надо знать, Кто в ней ось, – это очень важно. Церковь – Христова, не церковь в Хамовниках, а всякая церковь, где бы она ни находилась. Если это церковь как собрание, христианская церковь, то центр ее жизни – это Христос. Но церковь не может уподобляться вот таким механическим образам. Кстати, храмы никогда не бывают абсолютно симметричными, они всегда уподобляются какому-то живому образу. Церковь извне, как вы ее видите, уподоблена и чему-то совершенно неподвижному, и если она и движется куда-то, то уж, конечно, не вокруг себя, а как бы вперед, в сторону алтаря, сам алтарь ведет ее за собой. Ну, а что касается вращения вокруг своей оси, то византийский патриарх Фотий говорил, что в одной церкви, в которую он ходил, сама церковь кажется «как бы вращающейся», потому что в ней такое обилие красот, что взгляд не может уследить за этим, и неподвижно стоящий человек видит, что все это вращается вокруг него. Это тоже очень важная вещь, это позиция христианской эстетики: церковь – так, как она создана на земле, – центром имеет человека, а не что-то еще. Так что вокруг этих самых осей церкви и должны обращаться.
О. Георгий. Есть еще одна записка, в продолжение разговора о книге пророка Исайи и о переводе Септуагинты. Мы можем лично поговорить с автором этой записки. Но я хотел бы еще раз напомнить, что главным является то, что один текст не противоречит другому. Ничего плохого в тексте нет, даже если какой-то человек поймет его, как «молодая девица»... Повторяю, вопрос не в физиологии, вопрос духовный. Вообще девственность в виде целомудрия – это в первую очередь духовный вопрос. Мне всегда казалось, что целомудрие вполне возможно и для человека, живущего в браке и имеющего детей. Правда, есть некоторое специальное употребление этого слова, которое предполагает девственность именно в таком вот плотском смысле слова. Но самому слову может быть придан не только этот смысл, вот это важно. Конечно, древние христиане, когда делали акцент на том или ином месте Писания, исходили из общеупотребительного понимания этих текстов в то время и ничего не придумывали, иначе какой смысл был бы им аргументировать свою позицию таким образом. Они просто приводили разные свидетельства пророков, говоря, что во Христе все пророки сошлись и исполнились. Особенно часто это повторяется у евангелиста Матфея. Есть основания считать, что древние христиане использовали целые сборники книг, своеобразные цитатники из пророков, разные высказывания этих пророков, которые очевидно исполнились во Христе, причем использовали их именно для миссионерских, проповеднических целей.
На этом будем заканчивать. Всего вам самого доброго. С Богом!
Текст публикуется по: «Кочетков Георгий, свящ. Беседы по христианской этике». Выпуск 8. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2008. – 56 с.
Кочетков Георгий, священник
Кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»