Что такое великая нация
Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
Сейчас очень много разговоров на эту тему мы слышим с разных сторон. Иногда они нравятся людям, а иногда не нравятся. Но все равно сейчас люди с большим удовольствием говорят на эти темы. Правда, удовлетворения от этих мнений они не получают, и чем больше они говорят, тем меньше чувствуют это удовлетворение. Вероятно, пока не найдено каких-то важных вещей в самом подходе к этой теме, а может быть, эти вещи и были потеряны, те вещи, которые всем нам нужны, чтобы слова могли обратиться в дело, причем в дело позитивное и действительно приносящее всем удовлетворение.
Не однажды приходилось говорить о том, что все то, что относится к христианской жизни, к сожалению, подверглось очень большому историческому смещению и выветриванию. Множество терминов, связанных с самыми глубокими и важными вещами, практически оказались раздвоенными или же подверглись прямой подмене. В какой-то степени это относится и к нашей теме, поскольку вопрос о народе и о нации – один из центральных вопросов христианской жизни. Можно употреблять эти понятия – «нация» и «народ» – синонимично. По-латыни «нация» – это и есть «народ», племя, народность. И тогда представление о некой совокупности людей как о народе лежит в основе очень многих христианских положений.
Попытаемся определить, что такое нация. Народ, племя – перевод этого слова. Обычно, когда говорят о нации, то говорят о совокупности людей, каким-то образом объединенных неким общим объективным началом, и это главное. На нацию можно посмотреть извне. Обычно ее и определяют, и оценивают именно извне, хотя еще существует и большая проблема национального самосознания. В какой-то степени национальное самосознание бывает даже важнее взгляда извне, хотя само оно часто очень субъективно.
Что же такое великая нация? Может возникнуть вопрос: а зачем вообще говорить о великих нациях? Сейчас, как правило, возражают против каких бы то ни было сравнений наций. Многим людям это не нравится, и малейшая попытка назвать одну нацию великой, в отличие от другой, часто автоматически вызывает негативную реакцию и пресекается в корне. Тем не менее мне представляется, что есть великий смысл в том различении, которое здесь делается. Одним из стремлений человечества – и далеко не самым лучшим – является стремление к уравниловке, и мне представляется, что оно имеет место и в данном случае, когда люди отказываются сравнивать и давать какие-то вертикальные оценки. Здесь осуществляется не попытка установления равенства, а именно уравниловка, потому что великая нация – это всегда нация, заслуги которой признаются особым образом как непреходящие, имеющие общечеловеческое, мировое значение. Великая нация есть всегда большая нация, но большая именно по заслугам. Хотя заслуги эти могут быть очень разными. Они могут выражаться экономическим уровнем развития, политической организацией, военной силой или какими-то другими качествами, показывающими степень цивилизованности этой нации. Но могут учитываться и более простые характеристики, связанные, скажем, с численностью той или иной нации или с территорией, которую эта нация занимает. Большое государство и большая численность населения вызывают уважение и страх, и здесь начинается разговор о нации великой в ее изначальном смысле, как нации просто большой. Но у нации могут быть и другие заслуги, связанные с культурой или религией, которые также могут служить основанием для оценки нации как великой. Здесь также важно и какое-то мировое признание ее заслуг. И еще одно обстоятельство: нужно, чтобы эти заслуги не оставались лишь в прошлом, ибо они должны быть питающим живым корнем нации в ее нынешнем состоянии.
Здесь можно остановиться на некоторых основных характеристиках великой нации, которые, как мне кажется, довольно часто проявляются в отношении любой из них. Представляется, что во всякой великой нации, коли ее существование связано с ее объективными заслугами перед человечеством, в основе должен лежать некий единый порядок, или заповедь, или закон, какая-то порядочность людей, понятая в контексте культуры данной нации, но и признаваемая другими. Отсюда стремление к единству языка и формы государственности, а в самом государстве и обществе – к той или иной форме автократии, самодержавия, как мы это видим в истории в огромном числе случаев. По Библии нам известна двойственная оценка этих тенденций. С одной стороны – Божье благословение, например, на установление царства, с другой – недоверие к этому установлению, связанное с тем, что вместе с ним в народе возникает опасность предпочтения земного царя Царю Небесному.
Кроме того, для великой нации, для ее бытия характерно некое господство государственного, национального, общего над индивидуальным, над личным, и в этом особом смысле – некий национализм. В русском языке слово «национализм» имеет всегда негативный оттенок, хотя во многих других языках его нет. Там национализм воспринимается просто как желание воздаяния по заслугам и укрепления своей нации, как забота о ее процветании, т. е. то, что мы не совсем адекватно называем патриотизмом. Патриотизм у нас обычно не осуждается, а национализм осуждается. Но настоящее, реальное извращение здесь возникает лишь тогда, когда национализм великой нации превращается в шовинизм. Это уже действительно предосудительная вещь, которая говорит о вырождении тех или иных представителей великой нации именно в тех случаях, когда они не желают признавать других наций и уже не видят никого, кроме себя.
Признание той или иной нации великой, как и само бытие великих наций на земле и их реальное состояние, имеет большое значение в истории. Это всегда некий пример, идеал, или некое состояние, которые воспринимаются другими народами как желательные и которые подвигают их к движению, хотя и не всегда бескорыстному, а может быть и всегда небескорыстному.
Теперь я хотел бы обратить внимание на различие между понятиями нация и народ. В Библии, которая избегает оперировать столь объективированными понятиями, как нация, такого слова мы не найдем, во всяком случае в ее русском варианте. Вообще же в Писании существуют два различных слова, которые говорят о народе. По-русски есть только одно слово – «народ», а в древнееврейском языке в разных случаях будут употребляться два разных слова: если речь идет об Израиле, т. е. если речь идет о верном Богу народе Божьем, то это всегда будет «ам», а если это чужой языческий народ, то он будет называться «гой» или во множественном числе – «гойм», как это слово там обычно и употребляется. Есть соответствующие эквиваленты и в греческом языке: народ Божий обозначается словом «лаос», и поэтому члены народа Божьего называются «лайки», а языческие народы называются словом «этнос», а во множественном числе – «этни». Правда, есть еще одно слово, которым пользуются для обозначения политической организации народа, в т. ч. Народа Божьего, – это «демос». Это различение, хотя и не очень строгое, говорит об очень важных характеристиках жизни народа, его состояния. В отличие от нации, народ – это совокупность людей, которая имеет один корень, один род, т. е. происходит от одного рода, это совокупность конкретных людей со своим лицом, и поэтому взгляд на народ, его оценка носят обычно более внутренний, психологический и (или) экзистенциальный характер.
В связи с тем, что я говорил о различии понятий, терминов, обозначающих народ, мы можем себе представить, что при оценке состояния народа важно, насколько данный народ является своим Богу, насколько он свой или не свой Богу, и затем себе и другим. Мы можем называть великим только такой народ, который свой Богу, который покорен Ему. И в этом – самое главное и самое трудное в понимании великого народа. Если великая нация часто оценивается более объективно, то сказать о народе, что он велик лишь по объективным критериям, трудно, даже, может быть, невозможно. Великий народ – это, как правило, народ большой, но не как нация – числом или военной силой, а духом и истиной, благодатью и правдой, это народ, имеющий живую и действенную совесть. По Библии, во всяком случае по Ветхому завету, великим народом был только народ Божий. С точки зрения Библии, был только один богоизбранный народ, народ Божий – народ израильский. Вот что о нем говорится как о великом народе, например, во Второзаконии: «Ты народ святой у Господа Бога твоего, тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов, но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя египетского». И еще там же, во Второзаконии, говорится: «Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими с укреплениями до небес, народом великим, многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: "Кто устоит против сынов Енаковых?" Знай же ныне, что Господь Бог твой идет пред тобою, как огонь поядающий. Он будет истреблять их и низлагать их пред тобою, и ты изгонишь их и погубишь их скоро, как говорил тебе Господь». Действительно, не числом и не военной силой оказывается великим народ, а прямым и непосредственным водительством Бога.
Говоря о великом народе как о своем Богу, надо еще сказать, что Бог этот народ избрал и призвал не просто по его заслугам, а по Своей Любви. Он искупил и избавил его, сотворил его и образовал, хотя по отношению к ветхозаветной истории и ветхозаветному израильскому народу, как впрочем и к народу новозаветному, нельзя не признать, что все в нем развивается как в плоскости истории, так и в плоскости веры.
Тут можно было бы вкратце коснуться проблем, связанных с еврейским народом и еврейской нацией в прошлом и настоящем. Национальный и народный опыт жизни еврейской нации говорит об общности, но общность эта особая. С одной стороны, она тоже племенная по происхождению, но она и особая по своей истории, по своей судьбе, по установлениям, отечеству, языку и культу. Установления осуществляются через род и семью, а закон, принятый народом, его нравы и обычаи воспринимаются как константа, как нечто постоянное, соответствующее замыслу Бога, и именно в этом их смысл и ценность. История народа Божьего – это опыт его жизни, опыт порабощения и освобождения, странствования и битв за отечество, национального единства и расцвета царства и политического разделения, предвозвещающего гибель его частей, разгром и рассеяние. Это его судьба, это его история. Есть история светлых и темных сторон, история назидания в Божьих судах. Из этой истории исходят основы мышления народа и его надежда. Отечество воспринимается им как единство, общность отечества – как единство места, хранящего гробы отцов, как единое наследие, святая земля. Иерусалим – это знак национального и религиозного единства. Общность языка – это основа духовного отечества и культуры, приводящие к господству слова Божьего. Общность культа говорит о высшем назначении нации как общины, как священного собрания и как общества.
С древнейших ветхозаветных времен человек, член народа Израилева, должен был устанавливать связь с Богом, разделяя жизнь и судьбу всей своей общины. Но Израиль в Ветхом завете есть еще начертание и семя нового, совершенного народа, который должен родиться во Святом Духе. Отсюда – его открытость к Новому Завету, к Новому Союзу во вселенском масштабе. В этом Новом Народе, который из этого семени должен произрасти, – все новое: новая общность племени, установлений, спасительных событий, земли и богослужения. Новый Народ открыт всему человечеству и таким образом преодолевает всякую национальную ограниченность, все национальные рамки и обретает совершенство.
Конечно, судьба Израиля достаточно сложна. Известно, что Израиль первым призывался войти в состав новозаветного народа, ибо таково было и есть его призвание со времени Ветхого Завета. Иисус был послан в качестве пророка, подобного Моисею, чтобы спасти Свой народ, чтобы принести ему свет искупления, познание спасения, радость и славу. Он – Вождь, Который призван править им и, наконец, умереть за него. Но вокруг Иисуса и затем вокруг возвещаемого им Евангелия вновь происходит трагедия, по библейскому выражению, народа «жестоковыйного», который не познает путей Божьих или прямо их отвергает.
Со смертью Иисуса Христа прекращается как бы первый этап домостроительства Божьего и разрушаются преграды между Израилем и другими народами. Христос собирает всех рассеянных детей Божьих, всех обратившихся к Нему людей из любого народа. Остаток первого народа Божьего обратится и тоже перейдет в Новый Народ, но и тех, кто не был Божьим Народом, Бог делает таковыми, чтобы они получили удел вместе с освященными. Святой Народ отныне составляется из людей всякого колена и племени, языка и народа, и ветхий Израиль включается в их число. Не будучи уже ни эллинской, ни иудейской, Церковь составляет третий род, как говорили об этом уже первые христиане. Таким образом, Церковь остается Народом, укорененным в истории. У нее, как и у ветхого Израиля, есть общность происхождения, установлений, судьбы, отечества, к которому он направляется, языка, обеспеченного единым словом Божиим, и поклонения Богу, что есть высшее назначение Церкви. Конечно, земная судьба Церкви как обособленного народа представляет еще черты, разительно напоминающие судьбу Израиля: те же нарушения верности его грешными членами, те же гонения, исходящие от земных властей, в которых воплощается сатанинский зверь Апокалипсиса, та же необходимость покинуть Вавилон, чтобы избегнуть угрожающей ему гибели.
Итак, промыслительный план Божий распространяется на все народы – и это должно исключать всякий религиозный национализм. Все народы предстоят пред Судом единого Бога. На все народы, как и на Израиль, открывается гнев Божий за всякое нечестие, но пути Божьи ведут к конечному спасению этих народов. Как иудеи из Народа Божьего, вследствие своего ожесточения и неверия во Христа, становятся народом, подобным другим, языческим, так это может произойти и со всяким иным народом. Действительно, отвергая Откровение Божье, великий народ может перестать быть таковым. В этом заключается всегдашняя большая опасность для тех, кто осознает себя частью великого Народа новозаветной Церкви.
Интересно было бы с этой точки зрения рассмотреть историю и русского народа, так как здесь мы имеем, может быть, наиболее интересную параллель с еврейским народом, покуда русский народ всю свою цивилизованную историю находился под знаком христианской веры и с самого начала формировался как народ христианский, поклоняющийся единому истинному Богу. Тем более, что это тоже народ, который оказался к сегодняшнему дню в очень сложной ситуации.
Если мы прочтем первую главу книги пророка Исайи, нам легко будет почувствовать эти параллели. Вот что говорит пророк: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные, не смягченные елеем. Земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем, поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре!»
Как в свое время пал израильский народ, о чем и говорит пророк, так же в XX веке пал и русский народ, который всегда прежде воспринимался как часть великого Народа Церкви. Ему после огненных искушений и испытаний тоже предлагается очищение через покаяние и пост. Вот что дальше говорит об этом пророк Исайя: «Слушайте слово Господне, князья содомские; внимай закону Бога нашего, народ гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? – говорит
Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят».
Действительно, судьба русского народа – такая же судьба величия и уничижения, ибо даже сейчас, когда, кажется, происходит какое-то возрождение нашего народа и обращение его к Богу, говорить о русском народе как о народе великом еще не приходится. Наш народ сейчас нельзя назвать и христианским – ни по самосознанию, ни по делам его. Его нельзя назвать и великой нацией, хотя, конечно, русская нация была таковой еще не так давно. Еще в начале XX века она переживала подъем мирового значения, и заслуги ее перед всем миром общепризнанны. Они были явлены в очень многих областях, но особенно в духовной, культурной, научной и т. п.
Конечно, это не может не будоражить народ, и конечно, именно здесь лежит корень того, почему наши люди мысленно или на словах постоянно возвращаются к этой теме, хотя, как я вначале уже сказал, они редко испытывают при этом удовлетворение. Почему? Может быть, именно потому, что они совсем не думают о том, что есть великий народ и что есть великая нация. А может быть, потому, что они меньше всего испытывают тягу к тому, чтобы Бог, исключительно Он, был поставлен в центр их жизни.
Русским людям возродиться в качестве великой нации достаточно сложно. Прежде всего, они должны снова стать нацией. Но есть большие подозрения, что, будучи как нация подорванной после 1917 года, русская нация еще и не обрела до конца необходимых национальных черт. В ней отсутствуют какие-то важнейшие моменты, свойственные всякому национальному самосознанию. Однако если даже те, кто считают себя русскими, сейчас обретут национальное самосознание в некоей полноте, то все равно невозможно будет себе представить, что русская нация в нынешних условиях сможет проявить себя как нация великая. Она вряд ли сможет снова обрести какое-то мировое значение не только по своей территории и численности и не только по военной мощи (впрочем, не случайно подозреваемой в том, что она дутая), но и по важнейшим духовным критериям.
Сейчас происходят удивительные вещи. В русской нации, покуда она не осознала себя нацией, служащей Богу и отдающей себя этому служению, до сих пор отсутствует настоящий национальный лидер, как духовный, так и государственный. Это очень важно для определения состояния нации: нет духовного примера, нет духовного лидера, – значит, нет и устремления народа к своему экзистенциальному духовному центру, нет доверия не только церкви, но и Самому Богу, теряется и государственный лидер. Однако для истории Руси это вещь обычная – вспомним смутные времена или то, что было после них. Как русские исторически выходили из такого положения? Чаще всего именно духовный лидер брал на себя функцию лидера народного, национального и государственного. Нынешние же попытки говорить об этом и осуществлять этот идеал носят скорее смехотворный характер (я имею в виду Богородичный центр).
Надо сказать, что стремление многих в нашей стране к голым мировым стандартам тоже говорит отнюдь не о величии нашей нации. Великая нация не живет мировыми стандартами, она сама их создает. Мне недавно пришлось быть на телевидении, и дважды это был прекрасный урок того недолжного состояния, в котором находятся люди, думающие, что они в нашем обществе «на передовой». В одном случае речь шла об экономическом лидере. Был конкурс «Российский бизнесмен», и я поразился тому, что лежит здесь в основе: кроме амбиций, в сущности ничего. Это было очень печально: честолюбие и амбиции при низкой общей культуре поразительны и непривлекательны, хотя в конкурсе участвовали наши современные миллионеры и миллиардеры. В другом случае речь шла о семье, и тут поразительным образом был ряд раздвоений. Во-первых, ведущие телевидения взяли на себя задачу апологии супружеской измены и сетовали только о том, что у нас нет «культуры измены». Но это только полбеды, потому что когда шла запись, то люди выражали себя достаточно адекватно и можно было сделать нечто весьма поучительное из тех высказываний, которые там звучали на протяжении полутора часов. Я только краем глаза видел то, что в результате получилось, но слышал многие высказывания о впечатлениях и сам в общем-то видел, хоть и в ускоренном режиме, прокрученную пленку записи. Так вот, удивительно, насколько на ТВ смогли выхолостить абсолютно все живое, что там в реальности было. В конечном варианте, т. е. в том, что видел народ, все было противоположно тому, что было в реальной жизни, в той жизни, которая была отнюдь не блестящая, не самая хорошая, но все-таки живая жизнь.
Это о многом, на мой взгляд, говорит: как раз о том самом унижении, которое не только существует и многими признается как факт, но к которому люди даже стремятся, воспринимают его как норму и чуть ли не как идеал. Пока это существует, ни о каком возрождении нации не может быть и речи. Пока нет действительно высокой культуры, духовности, которая воспринималась бы как служение Богу и ближнему, ни о каком возрождении на национальном уровне всерьез говорить нельзя. Русская нация в этом смысле как раз пример именно того, как нация может потерять то, что имела. Она пример того, как можно потерять себя как великий народ, отказавшись, отвернувшись от Бога и Церкви Божьей, как можно потерять себя и как великую нацию, практически уничтожив самое себя, уничтожив, искалечив или выслав в «страну далече» всех своих лучших представителей.
В заключение я хотел бы привести ряд цитат из Священного писания, в основном из Ветхого завета, которые не очень известны, но достаточно интересны в свете нашей темы. В книге Псалмов говорится (и это можно отнести ко всякой великой нации, утратившей это свое качество, как и ко всякому великому народу, утратившему свое величие): «Блажен народ, знающий трубный зов» (Пс 88:16). Так может сказать только Библия. Действительно, счастлив народ, который может собраться под знаменами Божьими. А в книге Притч говорится: «Праведность возвышает народ» (Притч 14.34), и еще: «Когда умножаются праведники, веселится народ» (Притч 29:2), а «при недостатке попечения падает народ» (Притч 11:14). И еще: «Без откровения свыше народ необуздан» (Притч 29:18). Дальше идут призывы пророка Исайи: «Убирайте преграду с пути народа Моего» (Ис 57:14), «Укажи народу Моему на беззакония его» (Ис 58:1) и Иеремии: «Если народ... обратится от своих злых дел, Я отлагаю... зло» (Иер 18:8). А пророк Иезекииль говорит: «Выведу вас, народ Мой, из гробов ваших» (Иез 37:12), «Надо учить, – говорит Бог, – народ Мой отличать священное от несвященного» (Иез 44:23); тогда, по слову пророка Осии, «скажу не Моему народу: ты Мой народ» (Ос 2:23).
Вот самое важное, что, мне кажется, нам сейчас нужно, чтобы ответить на вопрос: что такое великая нация и что такое великий народ. Если мы поймем это, уразумеем это, если мы сделаем из этого выводы лично для себя, тогда мы сможем ориентироваться в нашей жизни, мы сможем иметь все главные указатели и главное направление своей жизни, своего служения. Тогда мы сможем действительно уйти от позорного шовинизма, точнее, даже не шовинизма, потому что шовинизм может быть болезнью и великого народа, но если народ уже не великий, то это не шовинизм, а что-то другое.
Мы должны прийти к Богу и друг ко другу, вспомнить не просто о «всемирной отзывчивости» русского народа, но о той открытости сердца, о том напряжении в служении и в работе, которые делают великими и нацию, и народ. Никогда в основе величия народа и нации не может лежать претензия или зависть, самохвальство или самомнение, амбиция или обида и месть. «Мне отмщение, Я воздам», – говорит Господь. Никогда в основе жизни великого народа не может лежать компромисс со злом, грехом и тьмой!
Пока мы не поймем, что прожитая в XX веке нашим народом история есть история славы исповедников и мучеников, но и история компромисса, история преступная, пока мы не осудим преступление и падение народа, а не только его незваных руководителей, до тех пор народ очиститься от своей греховной тьмы не сможет. А тьма эта иногда переходит с видимыми членами церкви и в видимую церковную ограду, и тогда от имени Церкви утверждается то, что противоречит самим основам христианства. Тогда под видом возвеличивания народа или нации утверждаются вещи, далекие не только от христианства, от проповеди Христа, от любви к Богу, к врагам и к ближним, но даже и от проповеди ветхозаветной, и от общечеловеческой порядочности и культуры общения.
Вопросы и ответы
К вопросу о народном покаянии. Значительная часть народа была одурачена и искренне верила в навязанные ему идеалы, не участвуя при этом в преступлениях. Можно ли обвинить их в том, что они были дураками? Может быть, они не могли быть другими?
Сомневаюсь! Быть дураком или не быть им в этом контексте связано с неким выбором. Известно: кто не хотел быть дураком, тот им и не был. Пусть даже за это приходилось дорого платить. Я глубоко убежден в том, что всякий компромисс должен быть назван своим именем, всякая приобщенность к разного рода организациям – я не говорю даже про КГБ, а просто к КПСС, ВЛКСМ и пионерской организации – является преступлением. Поэтому говорить, что некие злодеи руководили народом, а народ, бедненький, «руководился», будучи уж очень дурашливым, – так говорить нельзя, в принципе нельзя. Действительно, наш народ согрешил и пал. Пусть не весь народ – я говорил, что была и другая часть народа, которая сохранила себя неоскверненной. Но это была, во-первых, не очень большая часть народа, а во-вторых, конечно, каждый сам про себя знает, сохранил он себя при этом или не сохранил. В этом плане нужен был бы какой-то общественный суд, подобный Нюрнбергскому процессу, где все эти «пионерские» организации и соответствующая к ним причастность были бы осуждены как преступление против человечества. Потому что некоторые думают, что только те, кто сажал своих соседей, доносил, сотрудничал, – они преступники. А они сами так, между прочим, не думают. Они думают, что если бы народ не поддерживал все это, то ничего этого бы и не было. Каждый по-своему прав, и каждый по-своему неправ. Поэтому невозможно только указывать пальцем на других.
Как можно говорить о бескомпромиссности женщин, если за ними стоят дети? Сколько женщин отстаивали свои убеждения и погибли в лагерях, были истощены физически и душевно от невозможной тяжести быта, а их дети оказывались беспризорниками!
Здесь, наверное, неточность словоупотребления: имеется в виду не бескомпромиссность, а что-то другое. Автор, наверно, спрашивает: как можно требовать бескомпромиссности от женщины, если у нее есть дети? Но дети есть и у мужчин.
Можно ли считать великими нациями древних греков, древних римлян и египтян времени фараонов?
Да, конечно. В свое время они были действительно великими, бесспорно. А сейчас – это другое дело. Кто назовет коптскую нацию великой? Хотя это благочестивая христианская нация, достаточно страдающая за свое исповедание в арабском Египте на протяжении многих веков. Мужественная, культурная нация. Сейчас генеральный секретарь ООН – из коптов-христиан. Так же вряд ли могут быть сегодня названы великой нацией и уважаемые нами современные греки. Ну, а римлян я что-то давно не встречал...
Может ли Церковь, как Народ великий, Божий, перестать таковым быть? Судя по апокалиптическим свидетельствам, грядет оскудение и даже падение Церкви. А с другой стороны, есть слова Евангелия: «врата ада не одолеют ее». Как понять эти противоречия?
Дело в том, что коли Вы пишете слово «Церковь» с большой буквы, то действительно, к ней относятся и слова Христа о том, что «врата ада не одолеют ее». Если бы Вы написали церковь с маленькой буквы, то здесь возможны были бы разного рода неприятности. Известно, что в ней иногда довольно широко распространялись и ереси, и нечестия, и поэтому, конечно же, бывает и отпадение от церкви ее членов. Увы, это так, поэтому церковь с маленькой буквы может отпасть, перестать быть великим народом, а Церковь с большой буквы – не может. Она не может исчезнуть, она не может отпасть от самой себя.
Считается ли эгоизм человека или нации угодным Богу чувством? Если нет, то к чему ведет нас Бог? Ведь эгоизм – движитель прогресса. Например, таков любой богатый человек, обогативший себя и свою нацию, свой народ. Известно, что бизнесмен Неверов перечислил 5 миллионов рублей на восстановление храма. Он богат, ибо он эгоист. Как Вы на это смотрите?
Я был на ТВ по приглашению Неверова и сидел в его команде, в группе поддержки, и отнюдь не номинально. Он действительно отдал 5 миллионов рублей на храм Христа Спасителя. Помогает он и нашему приходу. Хоть он и верующий человек, но не христианин. Знаете, он богат не только потому, что он эгоист, у него есть и профессиональная подготовка, и колоссальная работоспособность, по 18 часов в сутки. Говорить, что эгоизм – движитель прогресса, довольно сложно. Я бы не стал так выражаться. Мне кажется, это несколько поспешное суждение. То, что богатый человек может помогать добрым делам, – да, действительно может. Но во-первых, он может помогать не только доброму делу, а во-вторых, мотивы этой помощи тоже бывают разными. Иногда реклама, иногда еще что-нибудь – все не так просто. Поэтому говорить об эгоизме как о богоугодном чувстве, мне кажется, нельзя.
Приходилось слышать, что Киев основан на месте, указанном ап. Андреем. Имеет ли это под собой реальную основу или это легенда?
Действительно, существует легенда, что ап. Андрей был на Киевских горах. Когда мы в истории имеем дело с легендами, то очень трудно сказать – если ничего кроме них не сохранилось, – что за этим реально стоит. Иногда за легендами стоят реальные исторические вещи. Чаще всего не только они, а иногда совсем и не они. В данном случае имеется краткое летописное упоминание о том, что ап. Андрей шел «из греков в Рим» через Киев. Довольно сложно все это себе представить. Но не будем забывать и того, что в XI веке, т. е. почти в те же годы, русские летописцы и проповедники заявляли, что апостолы на нашей земле не проповедовали.
Как совместить два понятия: «христианское» и «государство». Ведь государство – это насилие, а христианство – это Нагорная проповедь.
Конечно: христианского государства в собственном смысле слова никогда не бывало и не будет. Это очевидно.
Как Вы относитесь к имеющей место в настоящее время экспансии в России христианских (под вопросом) государств? Можно ли назвать это положительным фактором, если цели, прикрываемые якобы благими намерениями, весьма прагматичны и России невыгодны и не нужны?
Вы и задаете этот вопрос, и сами даете ответ на него. К этому я не могу ничего прибавить.
Коммунисты тоже говорят о коммунизме с большой буквы и с маленькой – о грехах членов партии. Где разница на этическом уровне?
В самих принципах, естественно. Дело в том, что вообще любое явление обычно существует и как идея, и как ее воплощение. Всегда есть чистая идея и всегда есть нечистые воплотители ее в жизнь. Поэтому чаще сравниваются сами идеи и принципы. Вот здесь и разница. Между христианством и марксистско-ленинским коммунизмом существует не просто принципиальный разрыв, это – прямые противоположности.
Чтобы прийти к возрождению, нашему народу нужно служение Богу или идее. Скорее последнее?
Нет, как раз не последнее, а первое. Я совершенно однозначно говорил о служении Богу и ближним, а не о служении идее. Как раз «наш» коммунизм был прекрасной иллюстрацией служения идее. Не самой совершенной из рожденных человечеством идее, но все-таки идее, в каких-то своих основах даже возвышенной и благородной. Отсюда родилась особая идеология, а потом – особая «система» жизни, вплоть до КГБ, который эту идею оберегал очень нежно.
От Бога мы, как и все народы Азии, Африки, Америки, отказались...
Я такого не нахожу. Как это отказались?! По статистике ООН, верующими людьми себя считают 92-95 % населения Земли.
Тогда какова роль христиан на этом поприще национального возрождения? Может, христианство всегда лишь частное дело? Или сейчас оно переросло частные рамки?
Оно никогда не может быть частным делом. Если оно станет частным делом, уместится в частные рамки, оно перестанет быть христианством. С другой стороны, как нечастное дело христианство оказывается открытым лишь немногим.
Как же надо оценивать состояние церкви до 1917 года, если большевики за такой небольшой исторический период привели русский народ в его теперешнее состояние?
Как оценивать? Прочитайте изданный перед революцией многотомник «Отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе». Что они считали нормальным, а что ненормальным, и что с этим нужно делать. Это очень серьезные вещи. Люди прекрасно понимали, что такое хорошо и что такое плохо. И предлагали чрезвычайно смелые вещи. Это практически все русские епископы! Там был лишь мизерный процент тех, кто не хотел никаких серьезных перемен в церковной жизни, всего несколько человек. Все понимали, что положение в обществе и в церкви, в церковной жизни, крайне неблагополучно, несмотря на то, что именно та церковь потом дала Богу и миру миллионы мучеников. Значит, был еще порох в пороховницах. Я думаю, что и сейчас есть.
Китайцы – великий народ?
Величие благочестивого христианского китайского народа (смех в зале) ни у кого не вызывает никаких сомнений. Впрочем, не будем забывать, что и действительно сейчас миллионы китайцев стали христианами. И до культурной революции существовала даже автономная Китайская православная церковь, состоящая в основном из китайцев. Подпольно что-то и сейчас существует. Официально же всего несколько приходов.
Какой народ можно сейчас назвать или хотя бы предузнать как великий?
Не случайно я различал народы и нации. Вероятно, вы говорите сейчас о нации. Потому что великий народ вот уже две тысячи лет – это Церковь, и только Церковь. Частью этого великого Народа могут быть те или иные нации, покуда они себя отождествляют с ним, считая себя всерьез частью Церкви. А великими нациями могут быть совсем не обязательно нации христианские. Я думаю, что-то отражает структура и самосознание Организации Объединенных Наций, правда, может быть, не на сегодняшний день, а на несколько десятилетий раньше. Там среди постоянных (т. е. великих) членов были и Америка, и Франция, и Англия. Там, правда, не было Германии, но был СССР (не знаю, что это за нация). Так что хотя эта картина не вполне соответствует действительности, но все-таки она и сейчас – в большой степени может служить ориентиром для всех.
Почему христианская религия, имея истоки в Израиле, переходя к другим нациям, претерпевала изменения? Объясняется ли это национальными особенностями? Допускается ли это или это искажение истинной веры?
Интересно, кто допускает это или не допускает? Очень жаль, что в записке нет ни одного примера. И какие изменения Вы имеете в виду? Это принципиально важно. Изменения бывают внешние, бывают и внутренние. Внутренняя идентичность церкви самому христианству не зависит от национальных особенностей, а внешнее многообразие в ней огромно. Оно может быть и еще значительно больше. Как раз мы часто страдаем от недостатка многообразия форм, живя даже в единстве Духа. Я не думаю, что если какая-то нация принимает христианство и культурно при этом на него влияет, то это ведет к искажению веры. Какие-то акценты и формы всегда могут меняться. К сожалению, тут нет конкретизации, поэтому мне трудно отвечать подробнее.
Являлась ли Россия великой нацией, когда, победив самое сильное в мире государство, восстановила и укрепила свое хозяйство за минимальный срок?
Что значит «восстановила и укрепила свое хозяйство за минимальный срок»? Это очень спорный тезис. Боюсь, что она скорее расхищала себя, съедала себя, начиная с 1917 года, просто проедала самое себя. Она уничтожала свои недра, свое культурное достояние, интеллектуальное достояние, духовное, экономическое – все то, что накапливалось целое тысячелетие. Все это было пущено по ветру. Мне кажется, у Вас это какая-то идеологема. То, что люди не умирали с голоду? – Где-то и умирали. Это мы сейчас стоим в очередях, а ведь такое положение, и даже худшее, я видел и полтора десятка лет назад – где-нибудь на наших окраинах, в Архангельске например, все это было уже тогда.
Может быть, отсутствие лидерства среди наших современных национальных сил вызвано необходимостью преодолеть вождизм?
Нет, отсутствие лидерства у них вызвано совсем другим: тем, что лидера нет, есть пустое место. Какой тут вождизм! Впрочем, вождизм у них всегда был и есть.
Выдвинулась достаточно сильная группа: В. Распутин, В. Астафьев, И. Шафаревич, А. Невзоров, которая на первых порах объединит широкие слои народа. А автократия появляется тогда, когда единство мыслей у них перерастает в единство действий.
Автократия, может быть, тогда и появляется, но сначала надо иметь это единство мыслей. Мне кажется, ни единство мыслей, ни единство действий у них не очень прослеживается.
Может, для того, чтобы воскреснуть, Россия должна простить мучителей (коммунистов) и попытаться найти им место в будущем обществе? Но не явится ли это тем компромиссом со злом, о котором Вы говорили?
Конечно, я говорил о покаянии, т. е. об изменении. Я считаю, что всем есть в чем каяться, и очень серьезно, серьезней, чем привыкли думать. Но это совсем не означает, что покаявшимся людям, как, впрочем, и всем остальным, не надо находить место в обществе. Если их изгнать из общества, то Вы прекрасно понимаете, что из этого выйдет. Простить – надо, но это не означает, что правда сразу восторжествует. Это совсем еще не означает и праведных оценок прошлого. Прощение «мучителей» не отменяет необходимости их покаяния. И еще: прощать тоже можно лишь от силы духа, а не от слабости. Это тоже очень важно.
Совпадает ли понятие набожности народа с понятием его богоизбранности? Является ли великим, например, католический польский народ?
Конечно, набожность и богоизбранность народа – это совсем не одно и то же. Набожными были и язычники. Вспомните речь ап. Павла в афинском ареопаге: как он хвалил набожность греков-язычников! Об их богоизбранности он никак не мог сказать. А является ли великим католический польский народ? В ту меру, в какую он приобщен к Церкви реально, а не идеологически, не только национально или политически, – в ту меру является. Я знаю, что, к сожалению, идеологические и политические мотивы там слишком распространены. Мне сами поляки говорили, что это для них больше идея, а так, в общем, они очень прохладно относятся к вере и по существу так же мало ее знают, как и у нас. Это печально, но, наверное, в какой-то степени это так.
Как нужно относиться к итальянцу, носящему стигматы Христа? Не очередной ли это лжепророк?
Он, наверное, не лжепророк. Если это стигматы – значит, стигматы, но это явление хотя и не частое, но много раз повторявшееся в истории. Однако это не только не пророческая миссия, но даже не доказательство святости человека. Это может сопровождать святость, как в случае с Франциском Ассизским, но может и не сопровождать. Здесь надо быть осторожным.
Являются ли евреи великой нацией и великим народом? А также эрзя?
Такой ряд – немножко необычный. Эрзя – это мордва, народ, бывший еще не так давно в основном языческим. Относительно евреев я уже говорил, что, конечно, в прошлом – он был, бесспорно, и великим народом, и великой нацией. В настоящем – боюсь, что нет. Это не означает, что не было великих людей среди евреев, мы знаем их ученых и т. д. Это так. Но пока нет оснований выделять эту нацию как великую. Относительно эрзи, боюсь, что тоже нет.
Как Вы считаете, сотрутся ли все различия между нациями когда-нибудь в будущем? И понятие великая нация лишится смысла? Или же этого не произойдет и упомянутая Вами великая нация будет великой вечно?
Я не знаю, о какой упомянутой ранее великой нации Вы говорите. Вообще меня удивляет влияние марксистской идеологии на современное сознание. Готовясь к сегодняшней теме, я посмотрел кое-какие «еще те» статьи, и там та же терминология о преодолении различий, слиянии всех наций, о великой новой общности «советский народ» и т. д. Мне кажется, это сейчас не актуально.
Мне кажется, духовные богатства разделены между людьми не по национальному признаку. Если это так, то цель именно национального возрождения не обязательно является благом. Может быть, при постановке цели вообще не принимать во внимание национальный признак?
От самого себя никуда не уйдешь. Во Христе действительно нет ни эллина, ни иудея, как сказал еще ап. Павел. Поэтому если Вы хотите снять этот признак, станьте членом великого народа, только не в кавычках. Но это не очень просто. И потом, даже войдя в великий Народ, в Церковь Христову, Церковь Божью во Христе, Вы же все равно не развоплотитесь, и какие-то национальные черты непременно будут присутствовать, и тогда пусть это будут лучшие черты, чем вообще какие-то. Поэтому я думаю, что стремиться к национальному возрождению нужно любой нации. И стремление нации, особенно бывшей великой и имеющей основания быть великой, стать таковой, мне кажется, нисколько не греховно, даже наоборот. Другое дело, что часто под этим флагом вершатся дела совсем недостойные.
А не может ли история идти в направлении исчезновения наций и увеличения численности святого народа? Может быть, наше национальное возрождение не так уж необходимо, а надо возродиться на более высоком уровне? Церковном?
Одно другому нисколько не мешает. Более того, одно другое поддерживает. Именно возрождаясь как великий народ, нам можно будет говорить о возрождении великой нации. Во всяком случае, здесь у нас, в России. Другое дело, если захочет возродить себя как великая нация, допустим, китайский или индийский народ. Тут ситуация более сложная, потому что они никогда не были христианскими народами. Конечно, они могут стать христианскими народами, хотя это очень проблематично при нынешнем состоянии мирового христианства. Но в принципе и они могут возрождаться, у них есть такие потенции. Они же когда-то были великими нациями, не будучи приобщены к вере Авраамовой традиции. Конечно, возрождение цивилизации – это еще не все, бесспорно. Конечно, духовное, церковное стоит выше такого национального, это правильно, но всему есть и должно быть свое место.
Я согласен с Вашими тезисами и, в частности, с оценкой современного состояния русского народа. Но у меня есть вот какое сомнение. Русский народ сыграл большую роль в новейшей истории, самой своей судьбой доказав всему миру страшную опасность людей безрелигиозного гуманизма, идущего еще от Ренессанса и доведенного до пределов в марксизме. Получается, что само падение народа предопределило его великую роль в истории. Может ли сыграть столь великую роль народ, потерявший свое величие?
Потенциально может. И то, что было в прошлом, хранится в народной памяти. У ап. Павла есть слова относительно еврейского народа, что если он и отпал, то для того, чтобы другие ветви привились к тому же корню, и если Бог привьет другие народы к этому богосродному корню, то, может быть, этим возбудится ревность в самом Израиле. Действительно, иногда бывает так, как сейчас, когда, с одной стороны, русский народ показал всем людям, как не надо действовать. И это тоже служение миру. Но с другой стороны, результат может послужить каким-то основанием для самого русского народа, чтобы возбудить в нем ревность по Боге. Потеряв свое величие, он, может быть, действительно захочет возродиться как великий народ и великая нация. У нас есть основания так думать. Другое дело, что эти процессы не быстрые, их невозможно искусственно подгонять, но способствовать им можно и нужно. Только вот такая «отрицательная» функция не может быть достаточной, чтобы народ уже назвать великим или нацию назвать великой. Да, это может быть некоторая заслуга, но заслуга все-таки от обратного. За ней должно еще последовать само дело духовного и национального очищения и возрождения.
Как Вы относитесь к явлению эмиграции, уважаете ли этот поступок? Или это, как говорят некоторые, бегство от постели больной матери? Отрыв от корней? Или для члена церкви вообще не имеют значения такие географических перемещения?
Конечно же, для христианина прежде всего важно быть членом Церкви, а им можно быть в любом месте земного шара. Бог имеет владычество на всяком месте, и для всякого народа может быть Господом. Но тем не менее, наверное, плохо, даже думая о Матери-Церкви, забывать про мать, которая рядом с тобой, которая тебя родила, будь то мать твоя по плоти или твоя земная родина. Опять же все должно быть на своих местах! В церкви всему этому есть место. Поэтому меня никогда не вдохновляла чья-либо добровольная эмиграция, хотя с ней иногда и можно бывает смириться. Или мне просто не везло: я видел только те случаи, когда люди эмигрировали от слабости. Я ни разу не видел других случаев и не слышал о них. Другое дело, когда высылали Солженицына или когда люди уезжали после революции и в начале 20-х годов. Слава Богу, что они тогда уезжали. Но когда сейчас люди эмигрируют, мне кажется, это совсем другая ситуация.
Возможно ли сейчас применение насилия во имя Возрождения (с большой буквы), учитывая неправедность насилия вообще (примеры – Дмитрий Донской, Кузьма Минин)?
Ну что значит неправедность насилия вообще? Мы об этом, по-моему, уже много говорили. Никакое насилие до конца не оправдывается – это верно. Но очень часто в ситуациях выбора из двух зол оно является меньшим злом, и ваши примеры Кузьмы Минина и Дмитрия Донского как раз из этой серии. Другое дело, что надо стараться всячески избегать самих ситуаций выбора из двух зол. Но если уж Вы попали в них – выбирайте, пожалуйста, зло меньшее.
Как Вы прогнозируете будущее русского народа? Можно ли сейчас говорить о существовании великого народа в мире?
Относительно великого народа как Божьей Церкви – здесь вопросов нет, он существует. Относительно же великой нации надо сказать то же самое: конечно, существуют сейчас и великие нации. Американцы, например, – великая нация, хотим мы этого или не хотим, нравится нам это или не нравится. Мне кажется, к этому факту надо отнестись всерьез, хотя мы к нему обычно всерьез не относимся, и это проявление нашей близорукости. Вообще русский народ часто этим грешит: не очень-то хорошо и полно оценивает своих соседей.
А каков мой прогноз будущего России и русского народа – я уже говорил об этом сегодня. Я считаю, что это зависит от нас. Мы можем стать великим народом и великой нацией, хотя шансов на это у нас осталось не так много. Конечно, значительно легче великим не стать. Легче, но не лучше – это очевидно. Я думаю, что этому можно специально посвятить какую-то тему нашего цикла. Сегодня я начал ее развитие только в одном направлении, я говорил о духовном лидере. Но здесь есть и другие направления, да и сама идея этого лидерства требует разработки. Преподобный Сергий был таким лидером, и при нем и его учениках Русь вышла из-под гнета и явила миру нечто общечеловечески значимое. Были лидеры и в домонгольское время, были духовные лидеры и в конце XIX века, и в начале ХХ-го. Всякое подлинное величие в народе и в нации связано с личностями. Проблема обычно не столько в явлении гения или яркой личности, сколько в его признании и раскрытии. Ему нужна среда. А у нас главный порок в том, что нет творческой, питательной среды, точнее, она очень занижена. Сейчас мы загипнотизированы марксистской идеологемой, ведущей к уравниловке, мы не хотим лидера. Вы посмотрите, как забеспокоилось общество, как только появились первые намеки на возрождение церкви, как сразу многие запищали: а не будет ли снова государственной религии, а не слишком ли много им передают храмов и т. п. В этом плане наш народ оказался далеко не «впереди планеты всей».
Как Вы полагаете: сколько сил и времени может понадобиться русскому народу, чтобы восстать из руин? Насколько плохи наши дела?
Я думаю, что они весьма плохи. Кажется, я не очень оптимистическую лекцию вам читал. А сколько сил и времени понадобится? И с Божьей помощью – много.
Может ли помочь, ускорить, подвигнуть народ России на покаяние молитва церкви или этот путь покаяния проходится каждым самостоятельно, его необходимость сознается без Божьей помощи?
Конечно, покаяние связано с молитвой – это очевидно. Мало осознать необходимость покаяния, на покаяние нужны силы, и силы большие. Когда люди легкомысленно говорили: «не согрешишь – не покаешься», они обычно не учитывали, что потребность в покаянии почувствовать можно, но чтобы действительно покаяться, нужно много дополнительных сил. Нужны силы даже просто на то, чтобы исповедаться, чтобы просто признаться в своем грехе, взять на себя ответственность. А чтобы еще измениться – так это без молитвы и помощи Божьей просто невозможно. На что-то человек способен и сам, но этого слишком мало.
Хотелось бы узнать Ваше мнение о роли масонства в падении России и его роли как духовного Вавилона в управлении современным миром.
Смотря что Вы подразумеваете под этим масонством. Мы уже не однажды касались этого вопроса. Масонство как конкретная система организаций, лож – это одно. Или масонство как идея, как дух – это несколько иное. Вот в этом последнем своем качестве масонство действительно сыграло большую разрушительную роль. Масонство существует как некий дух, как идея, основанная на смешениях, достаточно тонких, не простых. Для многих людей, отнюдь не второразрядных, это было привлекательно, как сейчас, допустим, привлекательна теософия, которая того же духа. А сколько людей было вовлечено в это! И до сих пор вовлекается. Здесь тот же самый дух – в рерихианстве и т. д...
Почему к концу XX века не возникает совершенно новой религии, как это происходило ранее?
Это не так уж часто происходило и ранее, хотя подобные попытки всегда были, есть и будут. Например, Богородичный центр совершенно сознательно пытается создать новую религию. Его усиленно поддерживают какие-то внешние силы, кому-то этот Центр очень нравится. Если бы он существовал естественно, сам по себе, то существовал бы как малюсенькая секточка, которая через пять лет вымерла бы. А так как его всячески рекламируют, значит, кто-то тратит на это большие деньги. И кто-то тратит огромные деньги на пропаганду малюсенькой индийской секточки кришнаитов, которых даже в Индии никто не знает и внимания на них не обращает. Во Франции недавно писали, что пропаганда кришнаитов превзошла коммунистическую пропаганду (смех).
Есть на нашей земле какие-то племена и какие-то аборигены, человекоподобные существа: дикари, папуасы (смех). О них нужно думать как о людях или к ним можно относить миф о сотворении человека?
Ну, уже всем, конечно, понятно, что к «человекоподобным» дикарям «миф о сотворении человека» относить нельзя... (Смех в зале.)
Может ли наша церковь иметь свой канал на телевидении, чтобы народ мог слышать слово своих проповедников?
К сожалению, все каналы заняты, а открыть новый – это стоит не меньше, чем еще раз провести кришнаитскую пропаганду. Никто просто так церкви ничего не дает. Думают, как взять, а не как дать.
Можно ли православному оглашаемому посетить богослужение в католическом соборе?
Почему же нет? Если нравится, посетите. Как говорит ап. Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно». Решайте сами.
24 февраля 1992 г.
Текст приводится по: Кочетков Георгий, свящ. «Беседы по христианской этике». Выпуск 7. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. – 56 с.
Кочетков Георгий, священник
Кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»