«Золотое правило» этики
Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
Человечество любит давать наименования некоторым своим правилам, некоторым своим открытиям, достаточно простым и в то же время послужившим человечеству больше других, и послужившим удачно. Есть законы логики, есть «золотое сечение» в архитектуре, есть свое «золотое правило» и в этике. И сейчас, я надеюсь, вы сможете убедиться в том, что это правило заслуживает своего названия, хотя получило оно его относительно недавно, в конце XVIII века, а прежде просто называлось кратким изречением, притчей, принципом, в частности – основным принципом этики.
Что же такое золотое правило этики? Если мы откроем какой-нибудь словарь – энциклопедический или какой-то другой, – то сможем найти там об этом очень немного. В энциклопедическом словаре – буквально несколько строк, и даже в специальном словаре по этике – тоже совсем немного. Если прочесть эти тексты, то вдохновиться золотым правилом будет трудно, а всякое правило хорошо постольку, поскольку оно действительно чем-то правит, действительно что-то исправляет. Так, в философском энциклопедическом словаре можно прочесть, что золотое правило этики – это одна из древнейших нравственных заповедей, содержащаяся в пословицах и поговорках, высказывавшаяся очень многими знаменитостями и сводящаяся примерно к такой формуле: не делай другим того, чего не хочешь себе. А в словаре по этике сказано, что это правило выражает некий общечеловеческий опыт, общечеловеческое содержание нравственности. Правда, формулируется оно там немного по-другому: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе, или то же самое в отрицательной форме: не поступай по отношению к другим так, как ты не хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.
Вот в такой положительной или отрицательной форме это правило существует практически во всех развитых культурах, во всех религиях. Так оно было сформулировано и теми философами, которые хотя бы немного интересовались этикой. Впрочем, все эти высказывания не повторяют друг друга буквально. Они имеют интересные варианты, и об этом нужно будет говорить подробнее, потому что здесь даже нюансы имеют определенное значение.
Известно, что золотое правило этики высказывалось и древневосточными, и древнегреческими мудрецами, над ним люди думали всерьез. Нам же с вами это правило более известно по Евангелию. В Евангелии, в конце Нагорной проповеди говорится: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф 7:12). Совершенно идентичный вариант читаем в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6:31). Но в Евангелии от Матфея – более энергичная формулировка с добавлением слов «во всем», что придает высказыванию некую всеохватность, делает это правило универсальным по отношению ко всем поступкам, которые нам нужно оценить. Запомним же: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». К этому евангельскому тексту еще нужно будет вернуться, поскольку интересно сравнить его с другими подобными высказываниями и посмотреть его контекст: что в Евангелии стоит до этих слов, что после и что это дает нам для их лучшего понимания.
Среди древнейших высказываний такого рода мы можем найти, например, древнеегипетское выражение: «Люби людей, чтобы люди тебя любили». Кажется, то же, да не совсем. А великий китайский учитель этики и этикета Конфуций говорил: «Не делай другому того, чего себе не пожелаешь». В конфуцианстве это и сейчас – стержневое изречение. Лев Толстой так суммировал эти слова Конфуция и вообще его представление о человеколюбии: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали». Подобные высказывания есть и в индийском эпосе «Махабхарата», в «Одиссее» Гомера, а также во многих религиях. Например, великий талмудический учитель рабби Гиллель, фарисей, говорил: «Не делай другому того, что не любо тебе самому». Такие же высказывания можно найти и у мусульманских богословов.
А вот нехристианский философ Сенека (I в. н. э.) выразил это так: «Если хочешь жить для себя – живи для других». Нечто подобное приказал написать на стене своего дворца император Александр Север (III в. н. э.), выразив золотое правило этики вполне по-христиански: «Что хочешь, чтобы люди делали тебе, – делай сам». Это высказывание стоит уже на уровне Евангелия, и как тут не вспомнить древнейшую историю о том, что этот император якобы был тайным христианином или, во всяком случае, что он что-то знал о Христе.
Тем более неудивительно находить подобные высказывания в христианской культуре. Например, есть русская пословица: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Интересно проследить, как из общечеловеческого требования житейской мудрости и практического благоразумия в древней этике этот принцип в христианской этике, евангельской и средневековой, становится ключевым принципом теоцентрической морали. Это и позволило блж. Августину сформулировать свою известную сентенцию: «Люби Бога – и поступай как хочешь». Это столь важно в христианстве, но одновременно и столь непросто, что иногда этого святоотеческого высказывания люди боятся, так же как они иногда боятся самого Евангелия в той его подлинной силе и в том свете, что открываются верующему сердцу. В словах блж. Августина очень важно не просто «верующее» представление о себе и о другом, но сама вера в человека, которая знает, что человек, познавший Небесного Отца, не может не любить и Его творение.
В новое время в европейской культуре золотое правило воспринимается как очевидная истина, как основное и естественное требование нравственности в человеке. С этих позиций к вопросу нравственности подходили и Т. Гоббс, и Дж. Локк, и И. Гердер. В середине XVIII века появляются новые акценты, толкования, свойственные новому времени, например у Т. Честерфилда: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе. Вот самый верный способ нравиться людям». Другой деятель отнюдь не христианского духа, А. Бебель, писал, что общечеловеческий смысл золотого правила сопряжен с идеей равенства: «Наиболее высоким в нравственном отношении состоянием является то, что люди друг к другу относятся как свободные и равные, при котором правило: "не делай другому того, чего не желаешь себе", господствовало бы во взаимоотношениях». И. Кант в своем учении о категорическом императиве несколько видоизменил золотое правило. В 1788 г. в «Критике практического разума» он сформулировал его так: «Поступай согласно только такой максиме, руководствуясь которой ты можешь в то же время пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Это одна из двух известных формулировок самого категорического императива.
Можно согласиться со светской этической наукой, которая утверждает, что само по себе золотое правило этики свидетельствует о разрыве кровно родственной узости нравственного сознания и, следовательно, о переходе от безличной ответственности рода к ответственности индивида или личности. Совершенно очевидно, что в тех цитатах, которые приведены выше, этот мотив присутствует. Во всяком случае, этому утверждению ничто не противоречит. Хотя думается, что если бы мы к такому выводу свели все, то, наверное, это было бы слишком узко и слишком скучно, а потому и неверно.
Внешние оценки, которые стремятся отразить общечеловеческий опыт, дают нам и такие толкования: золотое правило утверждает право и обязанность личности брать на себя ответственность и действовать в соответствии со своими представлениями о наилучшем, т. е. об иерархии ценностей и, следовательно, целей. Это правило вырабатывает у человека способность ставить себя на место другого и эмоционально переживать его состояние. Слова об ответственности одного человека за другого и о действенности самого правила здесь очень важны, ведь человеку всегда нужно стараться не замыкаться на себе и уметь ставить себя на место другого (или другого – на свое место) без какого бы то ни было нравственного или физического насилия. И все-таки даже если мы добавим здесь идею Бебеля о равенстве и свободе, то еще не получим полной картины. Я не говорю уж о том, что нельзя все сводить к эмоциональным переживаниям, особенно когда речь идет о духовных или религиозных учениях, в которых всегда есть стремление к некоторому трансцендированию человеческого опыта, хотя сами эти эмоциональные переживания иногда оцениваются по-разному.
Давайте теперь подумаем о том, что же все это означает с христианских позиций. Вернемся к Евангелию и вспомним контекст тех двух мест, которые мы сегодня уже вспоминали. Вслушайтесь, пожалуйста, еще раз: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Этот стих стоит в очень важном контексте определения праведного, нелицемерного суда, суда, при котором человек не пропускал бы бревна в своем глазу, обличая соринку в глазу брата своего. Здесь же говорится: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». Это буквально перед тем местом, где в Евангелии от Матфея формулируется золотое правило этики. А потом, после этой формулы говорится: «Входите тесными вратами». То, к чему здесь нас призывает Христос, означает очень конкретную вещь – некую правду в отношениях с людьми, милосердие, открытость, отзывчивость. Все это входит в понятие узкого пути.
Евангелие от Луки дает близкий, хотя и несколько иной контекст: «...любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую... Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». И сразу после этого: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают». Все это место завершается словами: «...любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Это уже больше, чем просто милосердие, это некое высшее состояние любви, которое кладется в основу, задает контекст золотого правила этики. Таким образом, человеку, ученику Христа, хотеть надо того, чего хочет Бог: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Вы хорошо понимаете, что люди иногда хотят для себя чего-то такого, что им совсем нельзя пожелать другому, и золотое правило этики имеет, таким образом, определенный смысл и границы своего действия. Евангелие же прямо призывает человека в основу всякого поступка и всяких отношений с ближним класть Божью волю и принцип богоуподобления, что уже в принципе выходит за рамки любой этики и внешнего поступка. В евангелиях, и особенно в Евангелии от Луки, очень хорошо видно, что золотое правило – это некое внутреннее состояние и некая позиция, которые не так легко обрести и исходить из которых довольно трудно. Действительно, очень трудно исполнить правило, которое предлагает нам Христос. Другие религии, другие авторы дают подобную же форму и норму поведения человека, и нужно признать, что в целом золотое правило есть одно общее правило для всех людей, хотя нюансы смысла в различных контекстах могут быть очень разные. Высшие ценности по-разному воспринимаются людьми, и если даже отвлечься от разницы формулировок, то все равно будет ясно, что люди по-разному понимают правило: как вы хотите, чтобы с вами поступали, т. е. чего вы хотите по отношению к себе, во всем так же поступайте и вы с другими. И, наверное, на земле не будет ни одного человека, абсолютно схожего в этом отношении с другим человеком. Таким образом, здесь заложена необыкновенная динамичность отношений и открыта сама возможность для их существования. Человек в этом плане может двигаться вперед или в чем-то и как-то отставать. Это, конечно, часто находит свое отражение и в формулировках.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что многие формулировки, как дохристианские, так и нового времени, делают акцент на тех вещах, на которых Евангелие акцента не делает. «Люби людей, чтобы люди тебя любили» – здесь все-таки важной оказывается не личность другого, а желание хорошего отношения к себе. Здесь человек несколько эгоистически еще оторван от другого. Так, Честерфилд говорит о самом верном способе нравиться людям и формулирует золотое правило явно в ключе потребностей того общества и той культуры, в которых он жил. Многие люди до сих пор ведут себя в отношениях с другими именно по этому принципу: они готовы с другими поступать так, как те хотят, для того только, чтобы самим понравиться им.
Конечно, золотое правило этики может восприниматься как индивидуалистически, так и личностно, и это будет разный подход, это по-разному откроет нам его смысл. Евангелие говорит нам о любви всеобъемлющей, универсальной, любви полной, вплоть до любви к врагам, любви преизливающейся, когда можно дать каждому то, чего он хочет, да еще сугубо. Этот уникальный евангельский контекст золотого правила очевидно связан с новым представлением о человеке в его личностности, в его рожденности свыше – «от воды и Духа».
Итак, золотое правило – это дело жизни по вере, воплощение той нормы жизни, которую человек сам признает. И тут еще можно вспомнить, что христианство действительно утверждает большую терпимость в отношении к тому многообразию уровней познания Бога, себя и ближнего, которое и наблюдается в жизни среди людей.
В Послании к филиппийцам ап. Павел писал: «До чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Флп 3:16). Вот «до чего мы достигли» – это касается как того, кто хочет в своих поступках как-то соотнестись с ближним, так и другой стороны. Людям свойственно меняться, и мы всегда можем надеяться на эти изменения наших близких к лучшему, основываясь на опыте, выраженном в Послании к филиппийцам: «До чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». И дальше ап. Павел говорит, что если того-то и того-то вы еще не познали, то и это вам Бог может открыть. Когда читаешь эти строки, то поражаешься, насколько плохо они были восприняты христианской историей, насколько часто от людей требовали того, чего им не давали, или мерили их в соответствии со своей мерой, исходя из себя и своих критериев и совершенно не думая о ближнем, как того требует Писание, совсем не думая о том, как открыть ближнему новые пути, как помочь ему в его возрастании, в его постижении и достижении, чтобы он мог начать по-новому мыслить и жить.
Итак, если наше отношение к ближним, которое в Евангелии всегда носит этический и даже сверхэтический характер, происходит и зависит от нашей веры, то остается вопрос, касающийся самой веры: насколько эта вера соответствует совести человека, его внутренней интуиции, его внутреннему откровению? Насколько человек живет в соответствии с этой верой? Если вера человека соответствует его совести, если есть жизнь по вере, то этого, судя по тому, о чем мы говорили, может быть достаточно, чтобы такого человека не называть погибающим. Золотое правило христианской этики требует от человека жить по вере, по вере в Бога и по вере в человека, что, как вы знаете, и составляет суть христианской веры, суть христианства. И, повторяю, здесь остается только вопрос, касающийся веры, ее духа, содержания, той веры, которая порождает нормы жизни и иерархию ценностей и целей человека в обществе и в церкви.
Мы видим, что золотое правило этики свидетельствует о единстве общечеловеческого нравственного опыта. Для нас это означает действительное и действенное подтверждение того, что все люди реально несут в себе образ Божий. Мы можем согласиться с тем, что золотое правило этики входит в этот общечеловеческий опыт, но сама сфера общечеловеческого опыта может расширяться или сужаться, что, конечно, зависит и от нас, от нашего примера и духа жизни. Мы видим, что многим людям до золотого правила нужно еще дорасти, и главная проблема, связанная с золотым правилом этики, заключается в том, что не столь трудно понять это правило, сколь трудно его осуществить
Я был рад, когда совсем незадолго до этой лекции у меня нашлась цитата из книги «Еретики» Гилберта Честертона, который в главе о Бернарде Шоу в свойственной ему парадоксальной, чисто английской манере писал: «Фразу (Б. Шоу) "золотое правило в том, что нет золотого правила", можно в ответ просто обратить вспять. То, что нет золотого правила, – тоже золотое правило, или, пожалуй, нечто похуже – правило железное, оковы, не дающие человеку пошевелиться». И действительно, могут сказать: да, в теории-то все есть, а в жизни золотого правила часто нет, да и не нужно. Людям свойственно исходить из других критериев в своей жизни, не столько золотых, сколько железных, не столько тех, что предполагают внимательность, открытость к ближнему, к людям, сколько тех, которые диктует внешняя сила. К сожалению, с этим иногда приходится соглашаться: духовный и нравственный опыт любого из нас легко, хотя и со скорбью, примет это утверждение. Многим из нас бывает очень трудно вспомнить о золотом правиле этики, когда нам нужно принимать практическое решение, когда мы с кем-то во вражде, когда мы с кем-то должны выстраивать какие-то отношения, а наши позиции не равны.
А ведь во всех важнейших случаях нашей жизни часто бывает именно так. Мы слишком редко вспоминаем о словах Христа: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Я уж не говорю про наш быт, про житейский опыт отношений с домашними, родными, с друзьями и тем более на работе, где мы очень редко придерживаемся этого правила в отношениях с подчиненными или, наоборот, с начальствующими. Нужно быть внутренне очень собранным, сконцентрированным человеком, укорененным в евангельской жизни, чтобы на практике всегда применять это правило. Поэтому я и назвал это главной проблемой, связанной с золотым правилом этики.
Можно было бы значительно больше говорить о нюансах в понимании этого правила в зависимости от контекста различных учений: этических, религиозных, философских и т. д., – но это может увести нас далеко в сторону, затемнив самое важное. Честертон очень хорошо, очень красиво выразил этот опыт жизни современного человека, да и не только современного. Мы не можем не видеть, что при всех нюансах в контекстах различных учений и практик формулировки золотого правила принадлежат самым выдающимся людям, тем, кому внутренне открывался смысл и значение этого правила в жизни, его необыкновенные потенциальные возможности для изменения самого характера отношений между людьми. Поэтому-то, как сегодня уже говорилось, многим до золотого правила надо еще дорасти, мало его просто услышать и понять.
Я не сомневаюсь, что вы понимаете евангельский смысл и контекст этого правила, тоже не лежащий на поверхности, но все-таки открытый нам, поскольку мы внимательны к нему. Но я совсем не уверен, что все мы до этого правила уже доросли, что мы вмещаем его в самое свое сердце, что мы всегда вспоминаем о нем, когда стоим на пороге выбора в наших отношениях с людьми, особенно в трудных ситуациях. Обычно мы бываем достаточно претенциозны по отношению к людям, а как мне кажется, любая претензия есть факт, свидетельствующий о том, что внутренне мы в чем-то отступаем от Евангелия. Как правило, мы и не собираемся поступать с людьми так, как хотим, чтобы они поступали с нами. Претензий у нас – более чем достаточно, явных и неявных, грубых и тонких, а это всегда свидетельствует об отходе от нормы этических отношений и еще более от Евангелия, поставившего это этическое правило в сверхэтический контекст. Хорошо бы нам не забывать слов Честертона. Постараемся находить негатив в себе, а не в других. Всякий раз, когда в жизни нам захочется использовать не золотое, а железное правило, будем вспоминать об этих словах.
Есть еще одна проблема, которая выявилась совершенно для меня неожиданно в связи с этой темой. Совсем недавно вышел журнал «Наука и религия» (1992, № 2), где опубликован наш диалог с уважаемым мною профессором А.А. Гусейновым (ныне академик, директор Института философии РАН – Ред.) Когда мы с ним вели диалог, я был необыкновенно рад тому, что мы нашли общий язык. Было чрезвычайно приятно от того, что люди, призванные специально к тому, чтобы культурно ругаться, не только не поругались, но и, выяснив позиции друг друга, пожали друг другу руки, при том что наверняка в каких-то других областях наши точки зрения могли и не совпадать. Может быть, некоторые из вас видели этот номер «Науки и религии» и обратили внимание на одну вещь (к сожалению, она поставлена в итоги статьи Гусейнова), которая меня несколько расстроила. Там как раз было упомянуто золотое правило. Нам с вами важно, что Евангелие ставит это правило в контекст сверхэтический, и я надеюсь, что выше мне удалось вам это показать. А там это было совершенно не прояснено, и поэтому Гусейнов предлагает ставить общечеловеческий нравственный опыт выше целостного религиозного, который, по его мнению, разделяет, в то время как нравственный – объединяет.
Гусейнов пишет: «Этико-нормативное содержание нравственной программы различных культур, религии и философии в основном совпадает, например, золотое правило». Он его формулирует так: «Чего в другом не любишь, того не делай сам». Вот так. И далее: «Золотое правило – это этическая константа цивилизованного человечества». Этому мы можем только радоваться, ведь чем больше христианских норм воспринимается и признается человечеством как свои, тем лучше. И христианство в этом плане сделало чрезвычайно много и, слава Богу, продолжает делать, что означает, что оно живо и действенно. Но дальше Гусейнов пишет: «Здесь большое и непримиримое разнообразие субъектов, но этические цели у них одни», – а под субъектами, непримиримыми между собой, он подразумевает «легендарного учителя Конфуция, Аллаха, христианского Бога, философский разум». Это уже само по себе настораживает: почему оказались столь непримиримыми мусульманский Аллах и христианский Бог, мне, например, совсем не ясно. Почему этот же Бог непримирим с философским разумом или с тем, о чем говорил легендарный учитель Китая? Да, учения и практики различны, но так ли это все безнадежно непримиримо? И действительно ли их объединяют одни этические цели?
Гусейнов завершает свою статью так: «Философские религиозные убеждения разделяют людей, моральные законы объединяют их. Нет жесткой замкнутости общих моральных принципов на определенное мировоззрение, и принцип любви может получить как рациональное, так и богословское обоснование». При этом он считает, что вопрос о том, какое обоснование более адекватно, в большей степени социальный и психологический, а не логический. Что он не только логический – это очевидно, но можно ли его сводить только к социальным и психологическим моментам? Вот тут, мне кажется, произошел какой-то сбой. Прекрасно, что моральные законы объединяют людей, но ведь мы-то должны сознавать, что эти моральные законы, объединяющие людей, происходят из одного корня, который на более глубоком уровне проходит как раз через чисто религиозные и философские пласты. Конечно, чем глубже, чем тоньше, тем больше может быть различий и тем легче людям ошибиться. И все же говорить о том, что лишь моральные законы объединяют всех людей и потому надо жить именно на этом уровне общечеловеческих моральных ценностей, а вот религиозный и философский опыт, как только он доведен до некоторого мировоззрения, до некоторых убеждений, разделяет людей, – так говорить, наверное, не вполне верно. Мне представляется, что здесь имеет место некая объективация и какая-то боязнь войти в большие глубины человеческого духа, где тоже есть то, что людей объединяет, свидетельством чему служит общность общечеловеческого золотого этического правила и многих других этических законов и норм. В этом тоже есть проблема.
Мы уже не однажды говорили, что всякий разговор о христианской этике является достаточно условным разговором об этике. Само понятие христианской этики противоречиво внутри себя. И здесь нам нужно вспомнить об этом, для того чтобы не сделать той ошибки, которая была при самых добрых намерениях сделана профессором Гусейновым. Наверное, нам не стоит идти широким, просторным и пространным путем. Не случайно это золотое правило в Евангелии от Луки прямо продолжается в следующем за ним стихе призывом искать тесный путь и входить узкими вратами.
Золотое правило этики в его христианском духе и смысле есть узкий путь, потому что оно требует от нас полноты христианской жизни. Мы можем принести благо ближнему лишь постольку, поскольку этот контекст нами будет воспринят и умом, и сердцем, поскольку мы будем иметь силу понять ближнего, понять себя и наладить отношения любви и взаимопонимания согласно золотому правилу этики. Эти силы даются изнутри, они не даются просто так, не даются только потому, что человек родился в мир. Актуализировать их можно лишь с большим усилием, и на этом пути возможны проблемы и ошибки.
Я хочу завершить нашу беседу призывом прийти от объективированной этики, от некоего объективированного нравственного пространства наших отношений, пусть даже внешне, формально устроенных по-христиански – к Богу и человеку в полноте их духа и смысла, в полноте их экзистенциальной жизненной реальности – той единственной реальности, которая только и может быть основой для всех установлений этики, а значит, и для ее золотого правила.
Вопросы и ответы
С одной стороны, сегодняшняя тема относительно легче остальных, но с другой – труднее, потому что она переносит нас в ту практическую сферу, где вопросы ставит нам жизнь. И по тому, как мы на них ответим, будет проверяться, что мы сегодня услышали и поняли. Ситуация такая же, как с нашим слышанием, пониманием и восприятием евангельского слова. Не случайно людям бывает трудно задавать вопросы по Евангелию, ведь у них есть иллюзия его понимания, а если все понятно, то зачем задавать вопросы?
Аморально ли применять насилие против зла? Но так движется человечество. Тупиковый ли это путь с точки зрения морали?
У нас уже была тема о насилии и усилии. С утверждением, что человечество движется насилием, нельзя согласиться. Да, насилие – это одна из движущих сил, но только одна из, и другой вопрос – движущих куда? Если предполагается, что движение – всегда прогресс, что это всегда прогрессивное движение, то это не так. Насилие по природе своей двойственно: если оно и не прямое зло, то по крайней мере результат смешения добра и зла. Так что о чистом прогрессе в связи с насилием говорить никак нельзя.
Как быть с золотым правилом этики, когда рядом живут альтруист и эгоист? Альтруист отдает все, что имеет, прощает и терпит, а эгоисту это не только не нужно, но его это раздражает, ему надо, чтобы с ним поступали так, как он поступает с другими, – эгоистично и нетерпимо. Это ему понятно. Позиция же альтруиста ему непонятна, она его унижает, и он чувствует себя хуже, чем тот, кто отдает. Однако то, что ему дается, он берет, сам ничего не отдавая взамен. В конце концов эгоист разрушает альтруиста, а сам деградирует, потому что от него в этой ситуации ничего не требуется. Как и в чем здесь должно применяться золотое правило этики?
Вопрос по существу. Я не случайно говорил о том, что золотое правило этики имеет свои границы. Человек действительно может даже по отношению к себе желать чего-то такого, чего желать нельзя, не полезно; нельзя человеку и себе давать все, что он пожелает. В смысл настоящего поступка вкладывается не просто удовлетворение всех подряд желаний в любом количестве, поступок – это категория этическая. Откройте любой словарь на слове «поступок». Вот то-то и то-то – поступок, а то и то – не поступок, если это недостойное деяние. Получается, что не всякое деяние является поступком. Конечно, об этом редко приходится говорить и слышать. Наши гуманитарные науки настолько оторвались от жизни, что сейчас неизвестно, на кого они вообще работают, а это очень жалко, потому что выраженный в них опыт нужен всем.
Совершенно очевидно, что в данном случае позиция эгоиста – это то, что не рождает поступка. По отношению к нему самому с его же позиций тоже подходить нельзя – это ограничение золотого правила содержится в нем самом, поэтому и важно, в каком контексте оно применяется. Я не мог слишком подробно говорить об этом, потому что это увлекло бы нас далеко в сторону, чем сейчас нет возможности заниматься. Я только называл: так – у Конфуция, так – в иудаизме, мусульманстве и т. д. Это могло бы рождать у вас определенные ассоциации, т. е. создавать некую общую картину, связанную с этими учениями. Я прекрасно понимаю, что часто такого набора ассоциаций или же просто нет, или же он может быть совсем не тем. Но, к сожалению, здесь ничего не поделаешь, поскольку о разных учениях в наших рамках говорить трудно. Разговор о других религиях не может быть академическим, он может идти только в определенном контексте, поэтому мы о них подробно и не говорили. Но сегодняшняя тема, конечно же, имеет и этот корень.
Мне кажется, что моральные принципы будут разделять так же, как и религиозные, если учесть, что различные социальные и этнические группы людей имеют разную мораль: то, что морально для одних, для других аморально. Здесь есть такие же объединяющие и разъединяющие моменты, как и у религий.
Ну конечно. Мы же говорили, что именно вера порождает сами принципы отношений. Вот если бы всем развитым духовным, религиозным и философским учениям и практикам удалось найти единый подход к принципу соответствия веры и жизни в отношениях между людьми – тогда это было бы уже очень много и при всей внешней простоте формулировок отнюдь не примитивно. Конечно, существуют разные этические системы, и при желании мы всегда можем найти противоречия между ними. То, что морально в одной системе, может быть аморально в другой – это бесспорно. Но точки соединения есть, и часто они находятся в каких-то фундаментальных вещах, хотя и понятых или воспринятых на разной глубине.
Важно знать различие моральных систем, но мы должны знать и степень их единства, поскольку преувеличение как одного, так и другого может нам очень дорого стоить. В последнее время мы вслед за марксистско-ленинской этикой (или любой другой упрощенной этикой) думаем, что моральные кодексы определяются исключительно политически, социально, экономически и поэтому они очень различны, вплоть до полного разрыва между ними. Когда мы не замечаем точек сходства, мы допускаем колоссальную ошибку – мы тогда вообще не видим морали, она становится относительной: мол, если Бога нет, то все позволено и у каждого – своя правда. А ведь современные атеисты больше всего повреждены именно здесь. Каждый видит только свою правду: если у тебя другая – это нормально, потому что может и не быть ничего общего, у каждого своя правда, нет единой правды и истины... Но если мы забудем о различиях и будем думать, что все это разные формы одного и того же, то тоже сильно упростим дело. Мы тогда как бы со стороны совершим тот «теософский ход», который всегда запретен в духовной жизни.
1) Вы говорили о возможности объединения людей не на основе общечеловеческой морали, а на более глубокой, религиозной основе. Почему же существует такая непримиримая вражда конфессий: православные ненавидят баптистов, католики – протестантов? Какое тут примирение? Только непримиримая вековая вражда. Неужели Вы считаете, что тут может что-то измениться? 2) Вот уже целый год я не могу найти ответа на вопрос: почему погиб отец Александр Мень, мученик нашей эпохи, великий просветитель, крупнейший богослов и пастырь? Нигде об этом ничего не пишут, а христиане отзываются о нем очень негативно, говорят, что Бог покарал его за неугодную Ему экуменическую деятельность. Так что же, в христианстве не должно быть экуменизма? Что Вы думаете по этому поводу и каково Ваше отношение к отцу Александру Меню?
Я не могу согласиться с постановкой первого вопроса. У Вас, наверное, такие знакомые православные, которые ненавидят баптистов. Хотя, думаю, здесь больше отразилось несколько искаженное видение ситуации. Не так уж все плохо, и не такая уж непримиримая вражда: во всех религиях и во всех конфессиях есть достаточно серьезных, глубоких людей, которые вовсе не поражены такой ненавистью. То, что люди в чем-то не соглашаются друг с другом, далеко не всегда плохо. Это говорит о том, что откровение истины усваивается разными людьми по-разному и возможно разномыслие, чтобы, по образному выражению ап. Павла, открылись более искусные в вере. Возможны и некие духовные состязания. Конечно, фигурально выражаясь, когда христиане начинают, говоря друг с другом, «бить друг друга по голове» Священным писанием, при этом совершенно не понимая друг друга, ничего не слыша и не видя, когда они борются идеологически, – это всегда неприемлемо. Но когда они не против другого, а за него и за Священное писание внутри себя и внутри ближнего, тогда это находит соответствующее выражение в жизни, и, конечно, здесь о ненависти и речи быть не может. Люди живут не только вековой враждой: если бы все жили одной вековой враждой, то на земле уже давным-давно никого бы не осталось. Есть очень много и других вариантов. А может или не может здесь что-то измениться? – Уверен, что может. Ведь большинство людей из-за разных религиозных взглядов, убеждений и практик неверно друг к другу относятся просто потому, что их так учили: говорили, что православие есть то-то и то-то, а к тем ты должен относиться так-то и так-то. Сплошь и рядом есть люди, познавшие в своем сердце, что Православие – это хорошо, это свет. Но если к этому свету потихоньку подмешивают ложку дегтя, то люди, доверяя Православию, не доверяют тем православным, которые выступают как старшие и учителя. А это уже проблема учителей, которые часто бывают не на уровне своего призвания, если даже они и были призваны к учительству. Очень часто люди узурпируют учительство в церкви, не будучи никакими учителями, хотя ап. Иаков предупреждал: «Не многие делайтесь учителями, потому что все мы много согрешаем» (Иак 3:1–2). Если уж настоящие учителя много согрешают, то что говорить о тех, кто просто не на своем месте? Мне очень часто приходилось это видеть и в православной, и в неправославной среде, но с другой стороны, часто приходилось видеть и другие отношения, вполне здоровые, хотя, может быть, и немного фантастические по своему рациональному обоснованию.
Относительно отца Александра. Почему он погиб? А почему так много мучеников было в XX веке? А Сам Христос? Почему об отце Александре негативно отзываются? Просто потому, что, говоря Вашими словами, есть некоторые круги в церкви, которые негативно отзываются о его деятельности, которые считают, что его смерть – это кара Божья. Хотя я лично ни разу такого не слышал. Ни разу.
Вы говорили о единстве в духе философии и религии. В то же время у христиан наблюдается неприятие философов В. Розанова, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, которых называют сатанистами. Какая тут позиция? Что мы должны для себя решать и как выбирать?
Что значит неприятие философов? Во-первых, между Розановым, Соловьевым и Бердяевым достаточно большая разница, и через запятую о них говорить сложно, хотя все они отмечены признаками гениальности. И тем не менее этого мало, когда мы говорим о вещах духовных и церковных. Сатанистами их называют только вполне определенные, а именно крайне правые круги в церкви.
Я всегда удивляюсь тому, что часто это приписывается всем христианам. Доля таких христиан мизерна, просто они кричат громче других – это правда; они без комплексов – потому и кричат. Вот так человек приходит в храм, а потом начинает плеваться: «Ой, какие там бабки» – и пошло... А кто производит это впечатление? Мне неоднократно приходилось проверять, кто же именно производит такое впечатление? На весь тысячный приход – это человек пять, причем, как правило, психически больных. Просто люди, если они несут себя, как драгоценнейший сосуд, нарываются именно на таких, и обойти их чаще всего никак не могут, а те в них и выпускают «полную обойму». Это именно так. Я могу это засвидетельствовать по своему опыту. И те, кто называет философов, о которых Вы спрашиваете, сатанистами, – из того же ряда.
Соответствует ли евангельскому духу теория Толстого о непротивлении злу насилием? А диалогизм Достоевского? Или с точки зрения Православной церкви это в некотором роде ересь?
Достоевский был диалогичен и широк. Наверное, к нему тоже можно применить формулу о том, что человек слишком широк – иногда его хорошо было бы и сузить. Тем не менее у него не было позиции относительности правды. У него самого, конечно, было представление о правде
Божьей, он действительно был христианином. Имея в виду его психическую немощь, профессор Д.Е. Мелехов, в частности, отмечал, что не благодаря болезни Достоевский был гениальным писателем, а вопреки ей. Так что по отношению к Достоевскому говорить о ереси не получитс
А Толстой в разные периоды своей жизни был слишком разный, и говорить о Толстом вообще как о еретике никак нельзя, тем более что последний суд принадлежит не нам. Относительно непротивления злу насилием кто-то очень правильно сказал, что часто искажали его учение, делая акцент на непротивленчестве, забывая о последнем слове – «насилием» или же неверно это толкуя. Даже если все стояло на своих местах, все равно к Толстому относились иногда очень тенденциозно. Он моралист, человек, который очень чутко почувствовал эту сферу единого в моральном опыте человечества, и это стало для него ошеломляющим откровением. Воспитанный в общем не очень церковно, он был просто поражен этим откровением, заворожен им. Для него очень важно было то золотое правило, которое так или иначе является достоянием всех культур, религий и народов. Не случайно я вам процитировал не только Конфуция, но привел и толстовскую формулировку. А относительно того, насколько его учение соответствует евангельскому духу, сказать трудно. Вокруг учения Толстого было все очень идеологизировано, и мы в большинстве случаев знаем его именно в этом идеологизированном виде. У меня есть мнение, чисто интуитивное, что Толстой был причастен евангельскому духу. В своих высказываниях, иногда откровенно антицерковных, он, думаю, предавал самого себя, и тем не менее нельзя забывать о его последних днях, которые все же открывают в нем скорее подлинного христианина.
Вы говорите, что любая претензия противоречит золотому правилу. Но ведь во всяком деле, особенно в профессиональной деятельности, нарушения всегда вызывают претензии к нарушителю, иначе страдает само дело. Как же тут быть?
Если мы рассматриваем человека как функцию или вообще берем какую-то организацию или учреждение, то в таком случае претензии вполне закономерны, они нормальны. Я даже считаю, что мы часто поступаем нечестно, когда от подобных претензий отказываемся. Допустим, мы купили очень дорогой холодильник или телевизор, но он не работает, а мы даже жалобу ленимся послать, тем самым нарушая какие-то естественные нормы общественных отношений. В таких случаях претензии очень уместны, но мы зачастую их не предъявляем. А вот к человеку претензии не уместны, если он, конечно, не голая функция. Мы тогда нарушаем золотое правило, потому что не относимся к нему так, как хотели бы сами, чтобы отнеслись к нам. Профессиональная деятельность – как правило, деятельность функциональная, связанная с учреждениями и организациями на этой земле, и поэтому здесь претензии чаще всего уместны. Но профессиональную деятельность все-таки осуществляют люди, и вот тут-то возникает известная двойственность.
Как соотносятся отношения по справедливости и отношения по золотому правилу этики?
Справедливость может быть рассмотрена с внешней и с внутренней стороны. Только что шла речь о справедливости как об основании для претензии: плохая работа может быть названа плохой, и она даже должна быть открыто осуждена. Пресловутая «осетрина второй свежести» осуждалась, но осуждалась, к сожалению, известной силой, правда, осуждена была однозначно. Так что золотое правило нисколько не противоречит внутренней справедливости, оно просто допускает разную меру познания человеком правды Божьей, допускает для человека возможность роста на этом пути, и это очень важно. Справедливость тоже не может и не должна быть чем-то абстрактным и застывшим.
Скажите, пожалуйста, что Вы думаете о творчестве и его месте в жизни христианина. Где разница между творчеством и самотворчеством? Как приложить золотое правило этики к творчеству?
Об этом уже было немного сказано, когда мы говорили, что золотое правило в Новом завете поставлено в сверхэтический контекст. Это следует из того, что Господь говорит нам об отношениях между людьми пред лицом Божьим и в Духе Божьем: «Будьте достойными сынами Отца Небесного». Любовь и творчество – вещи вполне совместные, более того, это разные стороны одного и того же: любовь есть творчество, так же как мы говорим, что любовь есть свобода. Конечно, творчество можно понимать по-разному. Я, например, согласен с Бердяевым, с его представлением о творчестве человека. Золотое правило должно способствовать творчеству, не мешать раскрытию творческого начала в человеке, готовить это творчество, хотя само по себе оно или предшествует творчеству или его наследует, является его результатом и плодом. Самотворчество – это, по-моему, такая его разновидность, когда творчество человека обращено на самого себя. Конечно, может быть и такое творчество, хотя первая часть этого слова – «само» – всегда может быть взята под подозрение, особенно если под этим «само» мы подразумеваем самость, т. е. уже не творчество как таковое, т. е. не свободу, а произвол в псевдотворческом процессе.
Было ли сформулировано золотое правило в Ветхом завете?
В Ветхом завете нет, но я говорил о талмудическом учении знаменитого учителя рабби Гиллеля. Вот его принцип: не делай человеку того, что не любо тебе самому. Я думаю, не случайно это было сказано примерно в одно время с Евангелием, что для нас важно. Господь ведь после формулировки золотого правила добавляет: в этом – закон и пророки, т. е. это некая сумма всего прежде данного в откровении. Во всем этом – закон и пророки, но это относится и к золотому правилу. В Ветхом завете таких слов нет, но почему так важно высказывание Гиллеля? Он же был фарисей, значит, свои выводы, свои принципы он созидал на основании закона. Следовательно, это не только не противоречит закону, но и может быть прямо выведено из него.
Как в текст, повествующий о соборе апостолов, которые обсуждали требование к христианам из язычников («воздерживаться от идоложертвенного, крови, удавленины, блуда») попала фраза из более поздних рукописей «и не делайте другому, чего не хотите себе» (Деян 15:29) и как долго она там оставалась?
Это вопрос совсем другой, это вопрос формальный, вопрос истории текста. Текст Священного писания всегда складывался в истории, он никогда не был создаваем так, как будто взял кто-то и что-то написал, потом собрал несколько написанных текстов – и получилось Священное писание. Такого никогда не было, что особенно ярко видно по Ветхому завету, история текста которого очень длительная и сложная. Но и Новый завет тоже не прост в своей истории. Сейчас имеется много книг, где сказано, какая строчка к какой была добавлена и когда, например, как была добавлена последняя глава Евангелия от Марка. Как соотносятся разные пласты текста у ап. Павла, сколько их было изначально, насколько можно считать вставкой эпизод о Христе и грешнице и многое другое. Все это очень и очень сложные вещи. Разные рукописи дают разные варианты, и какие-то из них достаточно убедительно показывают, что действительно некоторые места добавлены в канонический текст позже. Но откуда они были добавлены? Даже если они были добавлены через сто лет, то это совсем не значит, что они были через сто лет сочинены. Все это совсем не простые вопросы. Историю текста не нужно путать с содержанием, потому что духовного диссонанса нигде нет. Весь текст Священного писания выдержан в одном духе, несмотря на то, что ценность разных пластов и разных текстов в Библии может быть неодинаковой.
Как Вы относитесь к тому, что в храмах во время больших служб проводятся телевизионные съемки? Не кажется ли Вам это несколько некорректным по отношению к верующим?
Действительно, это не очень приятно, даже тогда, когда только фотографируют, а уж тем более когда зажигают софиты, которые бьют в глаза и мешают молиться. Я думаю, здесь все должно быть в меру. Есть места богослужения, которые не должны сниматься ни при каких обстоятельствах, допустим, литургия верных. Вообще таинственные богослужения не должны сниматься на пленку. Другие можно снимать, но в ту меру, в которую это может вместить народ Божий, насколько он может это терпеть. Если народ Божий духовно достаточно крепкий и может терпеть долго и много, то пусть снимают, потому что это, наверное, кому-то нужно (помните Маленького принца?). Ну а если народ Божий еще немощен, то тут надо побольше ограничений. Так что все это зависит и от нас тоже. А с таинствами – дело серьезное. Нельзя, например, передавать литургию верных ни по радио, ни по телевидению, нельзя записывать всю литургию с тайными молитвами. К сожалению, сейчас это делается. Я был поражен и шокирован, когда недавно случайно включил телевизор и увидел очень добрую по своим целям передачу, где священник проводил беседу на исповеди, и все это дословно воспроизводилось.
He думаю, что там были какие-то злоупотребления, всех, наверное, предупредили, люди знали об этом, но сам факт создает некий нежелательный прецедент. На мой взгляд, это называется развратом, и тут сам разврат становится нормой.
А как относиться к тому, что печатают текст исповеди? Это как?
Общее слово перед исповедью – можно, и то очень осторожно, а иногда, может быть, и вообще не надо. Допустим, всем известное издание «Опыт построения исповеди по заповедям блаженства» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), на мой взгляд, очень полезно, только оно должно распространяться в самой христианской среде. Злоупотребить ведь можно чем угодно.
Прокомментируйте, пожалуйста, появление стигматов на руках и ногах посетившего на днях Россию итальянца, о чем сообщалось в средствах массовой информации. Насколько оправданны его претензии на то, что он является посланником Иисуса Христа?
Такие претензии никогда не могут быть оправданны. Это, видимо, болезненное явление – и его стигматы, и его претензии. Но я его не видел и не знаю, могу судить только по Вашей записке.
Ближние очень часто требуют, чтобы я не делал им того, чего я для себя совсем не хочу, и, напротив, я от них хочу того, чего они не хотят для себя. Не кажется ли Вам, что все самое главное в жизни начинается с этого расхождения? Мы нужны друг другу только потому, что мы разные, а вовсе не потому, что мы одинаковы. А как же тогда золотое правило?
Золотое правило отнюдь не нивелирует различия между людьми. Как раз наоборот. И огромный потенциал золотого правила, о котором мы сегодня говорили, связан именно с тем, что здесь есть замечательная возможность уйти от этой нивелировки, которая возникает почти во всех случаях, когда речь идет о каких-то правилах, например в той же этике.
Я прочитала Вашу замечательную статью в «Науке и религии», и это еще больше утвердило меня в желании попросить прощения у обидевших меня и обиженных мною людей. Но прощение не было принято. Нужно ли это делать еще раз?
Это зависит от Вас. И смотря как просить прощения. Если Вы это сделали из глубины души, – в общем, в этом сомнений нет, но спросите себя еще раз на всякий случай, – то можно искать повод сделать это в другой форме еще раз, если Вы видите, что надежда на примирение есть. Надежда, на самом деле, всегда должна быть, но не всегда бывают обстоятельства, способствующие ее реализации. Поэтому если достанет у Вас смирения и терпения и обстоятельства будут этому способствовать, то, конечно, можно попросить прощения еще раз, и не один раз. Но если Вы чувствуете, что это не совсем так или совсем не так, то Вы, во всяком случае, уже сделали нечто со своей стороны, и теперь дело уже другого человека – ответить Вам или не ответить, что ему надо решать и перед Богом, и перед своей совестью, и перед Вами.
Что общего и какая разница между этикой, моралью и нравственностью?
Обычно под этикой понимают осмысление нравственного и морального опыта. Нравственность – нечто изначальное, сам материал жизни, а мораль – это некие практические выводы из него. Но можно употреблять эти слова и синонимично или почти синонимично.
Могут ли быть у истинного христианина желания, имеющие источником его личную свободную волю, а не волю Бога?
Почему же нет? Если бы нет, тогда не было бы проблем. Если воля Божья полностью соединена с личной волей, ни в чем не противоречит ей, то это значит, что человек решил все проблемы со своей греховностью. Но есть подозрения, что это может относиться только ко Христу.
Сводится ли полностью свободная воля христианина к воле Бога? И если могут быть свободные желания, то когда они позволительны?
Человеческая воля свободна, это вообще великий дар Божий – свобода воли, свобода выбора, свобода душевная. Отнимите у человека этот дар – и Вы получите недочеловека. Другое дело, что она должна быть согласована с волей Божьей, и хотя отождествиться с ней она не может, согласовываться может. А свободная воля и свободное желание – это вещи связанные. Они всегда позволительны, но не всегда полезны.
Вера определяет глубину понимания золотого правила этики и поступка человека в соответствии с этим правилом. И все-таки что может помочь человеку жить в соответствии с этим правилом? Тот Путь к этому правилу, каким человек может прийти, – каков он?
Коль Вы пишете «Путь» с большой буквы, то Вы уже знаете, о Ком Вы пишете – не о чем, а именно о Ком. Наверное, только о Христе можно сказать, что Он есть Путь с большой буквы. Действительно, человеку помочь жить в соответствии с золотым правилом может только Христос, и никто иной, и ничто иное. Путь Христов – это путь Креста в этом мире. Сейчас Крестопоклонная неделя, середина поста, и как хорошо нам вспомнить о крестном пути именно в это время.
Верующие идут в храм, чтобы поделиться друг с другом светом, радостью, знанием, которые дала им вера. При этом они совершают некий ритуал, обряд – крещение, зажигание свечей и т. д. Не является ли это чисто традиционным моментом, не отражающим сущности? Ведь если человек верует, то совсем не обязательно, чтобы об этом знали другие. И уж тем более не обязательно совершать традиционные обряды. Почему, например, пост длится семь недель и именно в это время?
Обряд обряду рознь! То, что обряды традиционны, отнюдь не является их пороком. Порок – когда обряд становится не традиционным, а формальным, когда он оторван от духа, которым Вы живете, – тогда это действительно проблема. А почему пост длится семь недель и как он определяется – это вещи, связанные с традицией, а традиции в церкви многообразны. И вряд ли они могут быть унифицированы: то в одном, то в другом они расходятся в опыте разных церквей – это совершенно нормальная вещь. Мы же привыкли к тому, что все должно отмериваться по часам и должно быть совершенно одинаково во всех случаях жизни. Наша церковь за две тысячи лет накопила большой опыт, и воспоминание этого опыта, актуализация его в наше время происходит особенно быстро и интенсивно. Поэтому вряд ли стоит думать, что всякое внешнее выражение и тем более совместное выражение внутренней духовной жизни есть что-то подозрительное. Скорее, даже наоборот: подозрительно, когда нет внешнего и совместного выражения веры. Вот тогда-то и возникает вопрос: а есть ли что-то внутреннее? Ведь это никак не выражено, а по Евангелию нам известно, что «Кто сотворил внешнее, Тот сотворил и внутреннее». Значит, если внешне ничего нет, то может и внутри ничего не оказаться. Здесь надо быть внимательным и понимать, что один и тот же дух может творить разные формы, и надо быть к этому готовым. Не нужно быть ни формалистом, ни обрядовером. Это болезни духовные, в церкви ими болеет большое число людей, но опять же – в силу своей ненаученности. Так кто же мешает в наше время взять и научиться? В Москве это возможно для всех.
Я не буду сейчас подробно рассказывать о Великом посте: почему он длится семь недель, как он высчитывается и т. д. Это материя для вас слишком постная.
Человек спрашивал: каков Путь? Мне кажется, у него просто нет ассоциаций.
Может быть. Но я полагаю, что не имея никаких ассоциаций, человеку трудно написать «Путь» с большой буквы.
Для начала нужно постараться поступать по золотому правилу. Но, конечно, для того чтобы так поступать, надо понимать золотое правило в духовном контексте. А без познания Пути, Который есть Христос, сделать это не удастся. В этом вся трудность. Почему мы уделили целый вечер этой теме? Не только потому, что надо знать, что такое золотое правило и что за ним стоит, – это, как видите, колоссальный пласт духовного опыта всего человечества и действительно золотое правило, но еще нужно знать и специфику его смысла и духа в христианском опыте, в христианской Церкви. Надеюсь, мы с вами сегодня достигли этой цели.
Крестопоклонная неделя
30 марта 1992 г.
Текст приводится по: «Кочетков Георгий, свящ. Беседы по христианской этике». Выпуск 7. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. – 56 с.
Кочетков Георгий, священник
Кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»