Позволительно ли человеку разводиться
Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
Сегодняшняя тема будет некоторой конкретизацией и продолжением предыдущей, довольно общей и сложной темы. В прошлый раз мы говорили о том, что такое разврат, а сегодня поговорим о том, позволительно ли человеку разводиться. Вы, конечно, узнали в названии темы точную цитату из Евангелия. С этим вопросом подходили ко Христу, но не Его ученики, а фарисеи. Эта тема сложная. Но каждый из вас, наверное, уже не раз встречался с фактами разводов и с проблемами, связанными с ними, если не на своем опыте, то на опыте своих ближних. Поэтому вы уже знаете все обычные аргументы за развод и против него. Но мы сейчас не дадим универсальных рецептов на все случаи жизни, для всех и вся, urbi et orbi, т.е. «граду и миру», ибо мы говорим о принципах христианской этики, и этим многое определяется.
Конечно, вопрос о разводе связан с вопросом о прелюбодеянии. Наверное, вы это уже предчувствуете, и те из вас, кто хорошо знает Евангелие, и те, кто, может быть, знает его пока не очень хорошо. И тут возникают новые вопросы: всегда ли развод ведет к прелюбодеянию и всегда ли он запрещается в Церкви, в Новом Завете? Ни для кого не секрет, что наша страна – выдающаяся во многих отношениях, в том числе и в том, что она на одном из самых первых мест в мире по абортам и по разводам. Это тем более парадоксально, что в нашей стране традиционно осуждаются разводы и аборты.
Мы будем говорить о разводе с христианских позиций. Очень важно, с какой точки зрения мы будем подходить к вопросу о разводе: с точки зрения семьи и секса или с точки зрения брака и любви. Обычно развод осуждается с позиций защиты семьи и сексуальной культуры. Но христианская позиция несколько иная: она акцентирует внимание на вопросах брака, а не семьи, как и на вопросах любви, а не секса. Слово Церкви здесь – решающее. Если было бы наоборот, если бы в центре стояли вопросы семьи и секса, то, наверное, не только и не столько Церковь могла бы сказать на эту тему нечто важное, глубокое и интересное.
Вопрос развода – это также вопрос веры и верности или, наоборот, неверия и неверности, в том числе той неверности, которая и называется прелюбодеянием. Вопрос развода – это также вопрос жизни во плоти или по плоти, ибо, как сказано в Евангелии, именно изнутри сердца исходят злые помыслы и прелюбодеяния. Если человек живет по плоти, то он имеет такое сердце, из которого часто исходит любое зло. Но это не означает, что всякий человек, живущий во плоти, – злодей и грешник.
Обратимся к Священному писанию. Как это ни странно, разводу в Священном писании уделено очень мало внимания. В Ветхом завете практически ничего о нем не говорится. На весь огромный объем книг Ветхого завета мы находим лишь три места, где употребляется это слово, да и то с несколько неожиданных позиций. Так, во Втор 24 почти сразу после того, как были даны Десять заповедей Моисея, идут другие важные законы и заповеди, и среди них одна, касающаяся развода. Там речь идет о том, угодила или не угодила мужу жена: если – нет, то ее можно отпустить с отпускной грамотой, с разводным письмом, т. е. с ней можно развестись, причем если женщина получила такое письмо и ушла к другому мужу, а он потом умер, то возвращаться к первому ей уже не следует, потому что она была осквернена вторым. Вот такое довольно необычное восприятие этого вопроса. В двух других местах – у пророков Исайи и Иеремии – также говорится о разводе, но о духовном разводе и о духовном прелюбодеянии еврейского народа в то время, когда тот отходил от Бога. Пророческое обличение касалось именно такого духовного прелюбодеяния, такой духовной неверности. Вот и все, что мы можем найти о разводе в Ветхом завете.
В Новом завете, а это все-таки тоже немалый объем текста, есть два центральных момента, которые говорят о разводе. Один из них – в Евангелии, другой – у апостола Павла, в 1 Кор. Мне бы сегодня хотелось сделать основной акцент на этих местах, несмотря на то, что они невелики по объему, так как по важности они достаточно весомы.
В каждом из первых трех Евангелий говорится о разводе примерно одно и то же. Это повторение одной и той же заповеди, которая, как всегда свято верили христиане, прямо восходит к Самому Господу. Кратко этот мотив звучит в Лк 16, несколько полнее – в Мк 10, и дважды и полнее – в Мф 5 и в Мф 19:3-12.
Сейчас я хотел бы прочитать и немного прокомментировать этот последний текст, так как он наиболее полно собирает все, что есть в Евангелиях о разводе.
«И приступили к Иисусу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» Уже достаточно интересно: во-первых, как я говорил, этот вопрос интересовал в общем-то отнюдь не учеников Христа, а фарисеев; во-вторых, они, задаваясь этими вопросами, искушали Христа; и в-третьих, они двигались по привычной для себя дороге, так сказать, по привычной стезе, потому что брали общепринятые, естественно, в то время законы Моисея и пытались их разобрать. Хотя всем было известно, что жена может не угодить мужу, и тогда ее надо отпустить, внутри их все-таки что-то беспокоило. Можно было бы и остановиться на том, что сказано во Второзаконии, в Законе Моисея, но они все же спрашивали, по любой ли причине это можно делать. Значит, это было и некоторым отражением их внутренней работы, свидетельством совести, хотя при этом было и искушением.
«Иисус сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» Видите, Христос не отвечает сразу прямо на заданный вопрос, Он напоминает из книги Бытия о вещах изначальных и на этом, на вещах предельных, пытается строить весь Свой ответ. Очень важно для нас, что эти вещи предельны, и даже запредельны, потому что начало, о котором здесь идет речь, в Бытии относится ко временам не просто допотопным, а временам до грехопадения, ко временам райским, хотя и земным.
«И сказал Он далее: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть едину», т. е. одною плотью. Здесь опять прямая цитата из Бытия. «Так что они уже не двое, – говорит Иисус, – но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Вот главная суть ответа, первый ответ. Изначально Бог сочетал мужчину и женщину так, что разлучить их – это значит пойти против Бога. Все места, процитированные Христом в ответ на вопрос фарисеев, были им известны. Все они прекрасно знали слова, приведенные Христом, но они знали ведь и другие места Священного писания. В отличие от некоторых из нас, они знали еще что-то, и им было что ответить. Вот они и говорят Иисусу: «А как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с женою?» И действительно, во Втор 24 говорится о таком разводном письме, такой отпускной грамоте.
«Иисус говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так». Вот это одно из центральных мест: Христос, как обычно, не отвергает сказанного в Законе, а напоминает еще о чем-то другом и потом дает толкование сказанного в Законе. Здесь Он говорит о том, что хотя Моисей и дал возможность людям разводиться с женами своими, но это было сделано как уступка жестокосердию людей, жесткости их, безлюбовности их, а вначале, сначала, изначала так не было, и, значит, это действительно была лишь уступка некоей слабости и немощи человеческой, или даже, более того, как бы констатация неизбежного в его время греховного факта, который нужно было как-то оградить законом от дальнейшего развития. В связи с этим стихом я хотел сказать еще вот что: упоминание об этом «жестокосердии» для нас важно еще и потому, что мы можем и должны отметить, что Христос здесь ничего не говорит против развода как такового. Он выступает – обратите на это внимание – не прямо против развода, а прежде всего против человеческого жестокосердия. Он хочет упразднить не Закон и входящие в него правила о разводе, а жестокосердие. Ибо сначала не было так. Таким образом, Христос здесь выступает против искажения изначальной правды человеческой жизни, к которой надо вернуться, для чего надо вернуться к Богу как Началу начал. В этом – главный смысл ответа Христа.
И далее Христос говорит: «Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». Вот это проходит с небольшими вариантами во всех трех первых Евангелиях. Пока мы примем это место как оно есть, без толкования, но постараемся выявить до конца его контекст и смысл в итоге нашей сегодняшней беседы. Единственно, хотелось бы здесь заметить, что в Мф 5:32 содержится этот же стих Мф 19:9, однако там есть один интересный нюанс. Там говорится о том, что если кто-то разведется с женой и женится на другой, тот не просто прелюбодействует – он осуждается еще и потому, что дает повод прелюбодействовать.
Далее из сказанного Христом идут выводы, которые могут быть разными, хотя по смыслу довольно близкими, как вы сейчас и увидите. «Говорят Иисусу ученики Его (после такой беседы Христа с фарисеями): если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано.
Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». Вот один вывод: коли никому нельзя ни развестись, ни взять себе в жены разведенную, то, может быть, лучше и вовсе не жениться. И тут проблема лишь в том, что не все могут это вместить, а только некоторые, кому дано свыше. И оскопившие как бы самих себя для Царства Небесного здесь превозносятся. Но «кто может вместить, да вместит!» Это призыв, а не требование, не заповедь, которую нужно исполнять всем. Так к этому всегда и относились в Церкви. Можно отказаться от брака, но это должно быть, во-первых, по дару, и, во-вторых, добровольно и по мере того, насколько человек вмещает такой подвиг.
В Мф 5 мы тоже находим некоторые моменты, которые я бы мог назвать выводами из учения Христа о браке и разводе. Среди блаженств есть такое: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Вот эта чистота, эта святость сердца, к которой призывает Христос, напоминает нам то полностью отданное Богу сердце человека, которое, в свою очередь, наводит нас на мысль, только что прозвучавшую: лучше человеку не жениться, для того чтобы целиком и полностью отдать себя Богу.
В конце 5-й главы Мф говорится еще о том, что хотя древним уже было сказано «не прелюбодействуй», Своим ученикам Христос говорит, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем». И продолжает: «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну; и если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». К слову говоря, прямо за этими словами идет то место, которое я упоминал: о том, что «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».
Это тоже некий вывод, который говорит о том, как быть человеку, который желает исполнить волю Божью до конца. Надо именно укротить вожделения, которые исходят из сердца. Поэтому лучше даже вырвать какой-то из своих членов, чем все тело ввергнуть в геенну, т. е. в огонь страстей; лучше даже и не смотреть на женщину «с вожделением». «С вожделением» – значит с позиции «это мое», которая всегда развратна. Таким образом, вожделение, которое здесь однозначно осуждается, – это не просто желание, а замыкание всех и вся на себя – без Бога, вне Бога и против Бога. Будем здесь внимательны: такие вещи, к сожалению, многие люди не отслеживают, не чувствуют или не знают и поэтому воспринимают только часть евангельского слова, искажая тем самым его целостный дух и смысл. Господь запрещает именно вожделение, запрещает позицию «это мое» по отношению ко всякому человеку, и особенно по отношению к жене, т. е. ту позицию, с которой чаще всего подходят современные люди друг ко другу в браке. Отчего и проистекают всякие сцены ревности, здесь коренится и одна из мощнейших причин для разводов.
Я хотел бы заметить, что в Евангелии от Иоанна на эту тему ничего не сказано. И это для нас некоторое указание: ведь Евангелие от Иоанна больше других указует на глубинные, таинственные пласты духовной жизни; там меньше говорится о проповеди всем, о Законе, об этике и о порядке христианской жизни. В Евангелии от Иоанна больше говорится о тайнах и таинствах и о духовном браке, т. е. о единстве Христа и Церкви, Бога и человека и между людьми. Вот это существенно, это задает нам некоторые новые границы нашей темы.
Итак, по Евангелию, развод осуждается как повод к прелюбодеянию, как нарушение изначальной гармонии в людях и между ними, в том числе между мужчиной и женщиной. Основанием для развода служит только грех прелюбодеяния, в том числе прелюбодеяние, сотворенное в сердце, свидетельствующее об оскудении взаимной любви. Поэтому оскудение любви между мужчиной и женщиной – по Евангелию, достаточное основание для развода.
Без любви брака нет, потому что в этом случае он безнравственен. Брак от Бога, ибо «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Тайна брака – в том, что он воспринимается в Библии как брак небесный, от Бога, а не земной. Брак для христианина – проявление личностного начала, он сам личностей и включает в себя все виды любви. Он основывается на взаимности в любви, хотя это не всегда реализуется явно и вовремя. Небесный брак предполагает не простое единство во плоти и плоти, но и единство духа. Поэтому, именно поэтому он сам един и единственен в христианстве, и всегда личностей. Вот это – центральный принцип.
Брак, который совершается на Небесах, не может быть повторен, как он не может быть и разрушен. Если он разрушается, то так же, как разрушается единство человека с Богом, – через смертный грех. Но если брак не христианский или если он ошибочен, если он есть плод заблуждения и ошибки человека, то ему грозит распад – тот самый развод, о котором у нас сегодня и идет речь. Такой развод неизбежен, и он хотя и зло, но, в данном случае, зло меньшее. Оговорюсь, что вопрос о детях, как и вопросы о семье или о сексе, сексуальных потребностях человека – особый, и мы не будем этими вещами осложнять сегодняшнюю тему.
Сохранить брак в этом мире достаточно сложно. Можно видеть множество распадающихся браков даже во вполне, кажется, благополучных семьях только потому, что не прилагается достаточных усилий для его сохранения. Им часто пренебрегают, его унижают, пусть и несознательно. Действительно, брак есть некое таинство и тайна, и поэтому быть достойным его очень трудно. Наверное, надо было бы настаивать на усилиях, особых усилиях в каждом случае, когда над семьей нависает угроза распада. Особенно это актуально в наше время, когда с внешней стороны развод стал очень легок.
Вообще же люди всегда, на протяжении веков, сознательно осложняли процедуру развода. Это не было глупостью людской, это был достаточно мудрый ход, который спасал очень многие действительные семьи от простого греховного распада. Это был некий противовес, это служило неким противовесом для разрушительных начал мира сего. Ведь в семьях не бывает так, чтобы в них не было каких-то проблем, каких-то конфликтов, иногда довольно трудных. Но как «плохи друзья, которые никогда не ссорятся», так, наверное, и брак должен в трудностях и искушениях закаляться и закалиться. Поэтому мне представляется, что мы очень поверхностно смотрим на прошлое с его всерьез большими, но иногда все же слишком большими трудностями при разводе. Современная же облегченность разводов совсем не за человека, она скорее против него.
Пока я только упоминал о каких-то иных компромиссах, на которые современный человек идет, выбирая из нескольких зол меньшее. Но известно, что сейчас у нас в стране не редкость фиктивные браки, как, к слову говоря, и фиктивные разводы. Они, конечно, грех, хотя грех скорее против общества. Люди вводят его в заблуждение для своей выгоды или в ответ на агрессию зла со стороны самого этого общества. В общем, людям бывает не очень приятно заключать такие фиктивные сделки, даже если они уж совсем фиктивные, но эта агрессия зла бывает иногда столь большой, что человек несколько «прижимает» себя и идет на такие вещи. Еще совсем недавно в нашей стране ради прописки или работы, квартиры и т. п. это делалось постоянно и в огромных масштабах. Но можно надеяться, что такие времена миновали.
Общество всегда охраняло и охраняет брак и семью, точнее, не столько брак, сколько семью. И это понятно: ведь обществу важнее семья, чем брак, чем любовь. С любовью ничего не сделаешь, из нее «каши не сваришь». А вот в семье «кашу сваришь». Общество охраняет семью с ее взаимной ответственностью и юридическими правами детей, правами на наследство, имущество, собственность и т. д. Обычно это в наших условиях происходит через загс, который, регистрируя гражданское состояние людей, должен еще выполнять роль объявления, объявления в обществе, что данная пара теперь есть семья, и поэтому эти люди уже заняты, и поэтому на них не должно быть никакого посягательства со стороны тех, кто еще ищет себе мужа или жену. В наше время, к сожалению, роль загса крайне формализована, просто даже дискредитирована. Людям стало совершенно непонятно, зачем им нужно расписываться. Это стало такой отвратительной формальностью, что даже какие-то имущественные, юридические права, которые обещает людям расписка, часто их не привлекают, и многие молодые семьи буквально хвастаются, что они живут, как это теперь называется, в гражданском браке и что вообще ни в какие загсы они ходить не собираются. В наше время единственным объявлением и защитой женатых и замужних людей часто являются только кольца на руках. Впрочем, и здесь не все гладко.
Когда-то подобную роль в обществе играло венчание. Люди венчались, и это было как общественным объявлением, так и их новым гражданским состоянием со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Но не только этим. Венчание могло быть, и часто бывало, чем-то большим, оно было еще свидетельством Церкви о взаимной любви и ответственности вступающих в брак и ее благословением на брак своих членов. Перекосы возникают тогда, когда венчаются не члены Церкви, т. е. в той или иной степени непричастные Церкви люди. Увы, это бывало и прежде, это бывает и сейчас. Ведь иногда люди подходят к венчанию просто как к красивому обычаю или некоему магическому акту, который как бы заколдовывает молодых, привязывая их друг ко другу так, что уже никакими силами и не развяжешь. Если кто-либо из них не является членом Церкви или вовсе не соотносит себя в браке с мистическим браком Христа и Церкви, который лежит в основе совместной жизни верующих мужа и жены, тогда в таинстве Брака возникает та самая фальшь и профанация, которая людям всегда ненавистна, особенно в интимных вопросах, в сфере личной любви.
Здесь надо особо отметить, что муж и жена равны пред лицом любви – Любви горней и любви земной. Но в их семье этого равенства нет и быть не может, не должно быть. Главой семьи традиционно считается муж. Он глава семьи перед лицом общества и Церкви. Поэтому Священное писание, когда речь идет о браке, сплошь и рядом обращается к мужьям, а не к женам, впрочем, за некоторым исключением. Поэтому все движение, связанное с эмансипацией женщин, было положительным лишь постольку, поскольку знало свою меру, поскольку ставило перед собой справедливую цель восстановить равновесие и гармонию как в браке, так и в семье, к сожалению, часто попираемые. (Хотя всем известно, что это равновесие, эта гармония – вещь труднодостижимая.) Но когда деятели движения эмансипации забыли о естественном неравенстве в семье, тогда стало происходить разрушение семьи как таковой: семьи на наших глазах перестают существовать как семьи, в них теряется что-то принципиально важное, они становятся сами в себе неполноценными и просто уродливыми. К сожалению, я не знаю, как воспринимают мои слова сидящие здесь женщины (так, немного догадываюсь), но пока женщины этого не поймут, им же самим будет очень тяжело, я уж не говорю о том, что другим от них тоже будет несладко.
Перед лицом опасности развода свою роль могут играть самые разные факторы. Я их только перечислю, желая вызвать у вас поток ассоциаций. Вы знаете, какую огромную роль в случаях разводов играют дети и родные, их связи, личные друзья и враги, общество и коллектив, культурно-интеллектуальный уровень и внешнее положение людей, их духовный уровень и их вера, любовь в ее различных видах и их соотношение. Это важно, ибо это не абстрактные вещи. Веками люди об этом думали, и думали очень серьезно. Например, веками существовало правило, что можно было развестись, если человек захотел пойти в монастырь, т. е. если его любовь, такая вот, горняя, агапическая, стала превышать иные виды любви – эротическую, родственную, супружескую и т. д. Я сейчас не даю оценки этим вещам, этим традициям, но я хотел бы вам о них напомнить. Конечно, большую роль перед лицом опасности развода играют еще вопросы эроса и секса, состояние здоровья, возраст, пол, личная соотнесенность людей с Церковью. Наверное, есть и другие вещи, которые я не назвал. А брак есть столь великая ценность, что стоит почаще думать о том, что может ему помешать или повредить.
Прочитаем один важнейший текст из Нового завета, касающийся брака: 1 Кор 7. Это полторы странички текста. Здесь открывается вся трудность решения вопроса о браке, семье и разводе не только в мире сем, лежащим во зле, но и в мире Божьем, в Церкви, которая не от мира сего, хотя и призвана жить, и живет в этом мире.
Стих 1-й: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины». Видите, как круто взял ап. Павел. Но это говорится в таком тоне, который сразу заставляет нас подозревать, что здесь апостол Павел говорит о каком-то важном принципе христианской жизни. И действительно, здесь выражена некая норма, первая характерная норма христианской жизни как бы в продолжение тех слов Господа о «скопцах», которые смущают многих людей, слов, которые даже использовались в полемике против христианства тогда, когда они понимались неверно. Итак, речь идет о том, стоит ли человеку, хорошо это или не хорошо, касаться неких женщин. Это значит, что и здесь обращение идет, вольно или невольно, к мужчинам. Вообще вся эта 7-я глава – это, если хотите, своего рода мужской разговор. Послушаем же этот мужской разговор дальше.
Стих 2-й: «Ибо, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». Только что говорилось о характерной норме, что «хорошо человеку не касаться женщины», а тут оказывается, что каждый при этом должен иметь свою жену и каждая – своего мужа. И это тоже говорится в серьезном тоне, насколько лишь возможен такой серьезный тон на страницах Священного писания и в мужском разговоре. Это также характерная норма христианской жизни, я бы назвал ее второй нормой. Здесь апостол Павел все ставит на свои места, все называет своими именами. Конечно, ясно, коли он сопоставляет одно с другим, одну норму с другой, утверждая вместе одно и другое, две вещи противоречивые, то он, хоть во втором случае и говорит «каждый», наверняка подразумевает, что не абсолютно каждый. Так оно и есть, мы это еще увидим. Он призывает к браку очень вдохновенно, но говорит о нем только «во избежание блуда», т. е. лишь о его нравственно-аскетическом аспекте, без какого-либо таинственного аспекта брака.
Стих 3-й: «Муж, оказывай жене должное благорасположение, подобно и жена мужу», – говорит апостол Павел в духе классического назидания, в духе литературы премудрости Ветхого завета, в духе нравоучения. Но, конечно, долго на этом не задерживается... Тут я хотел бы сказать еще об этом нравоучении. Они у нас дискредитированы, нам с детства не нравятся нравоучения, хотя все-таки житейски они часто бывают полезны. И то, что здесь говорит апостол Павел, нам тоже кое о чем уже говорит, потому что строится на принципе строгой взаимности и равенства в браке. То, о чем мы недавно говорили, получает здесь свое подтверждение.
Далее, 4-5-й стихи: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Здесь, как видите, даются принципы интимной жизни тоже на основе полного равенства, и, значит, делаются некие исключения для добровольной взаимной аскезы, для упражнения в посте и молитве. Вспомним, слово «аскеза» и означает «упражнение», от ảσκέω – «упражняюсь». И еще важно отметить одну деталь, которая часто воспринимается на слух как очевидность, тем не менее она таковой не является, о чем свидетельствует многовековая история человечества. Здесь в словах апостола Павла совершенно нет никакого гнушения плотью, хотя нет и восторгов от ее утех. Это сыграло очень большую историческую роль и стало характерным для христианства в целом. Огромное большинство религий и духовных, аскетических практик на этом равновесии не удерживается – обратите на это внимание.
6-й стих: «Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление». Итак, видите, что апостол Павел пишет о браке, о жизни в браке? Это не абсолютная норма, это только позволение, а не заповедь, не повеление.
Далее. «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я (т. е. безбрачными); но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе». И снова апостол Павел, завершив некий круг, возвращается к первой норме, к тому, с чего начал, выражая прямое, открытое желание, чтобы все люди были такими же, как и он. Указывая на себя, он этим подтверждает, что такая норма хороша, что она есть добро, и он сам тому лучший пример. Он говорит, что это вопрос личного дара от Бога, а не волевой установки в человеке. Каждый в Церкви «имеет свое дарование от Бога – один так, другой иначе». Таким образом, быть или не быть в браке – зависит именно от такого дарования: и одно дар, и другое дар; и значит, этот свой дар надо найти, его надо знать, он не должен быть идеологизирован и подвержен социальным, культурным и прочим внушениям, которые ниже Божьего дара.
«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я». Здесь ап. Павел обращается к тем, кто еще безбрачен, добрачен, или к вдовам, т. е. как бы к послебрачным людям. В свете предыдущих слов это и понятно. «Но если не могут воздерживаться, – пишет далее апостол Павел, – пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Опять апостол вдохновенно выступает за брак, но опять же объясняет это только тем, чтобы не разжигались те, кто не может воздерживаться, т. е. те, кто слабее. Здесь снова проявляется некая личная симпатия к безбрачию.
«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей». Здесь именно от лица Господа, как и в Евангелии, апостол Павел дает повеление «не разводиться» с позиций единого и единственного брака. Христианский брак должен быть не разрушим. Иначе – лучше и разведясь, оставаться безбрачным или вернуться к своему мужу, к своей жене. Такое спокойное отношение апостола Павла в этом месте к разводу свидетельствует еще о ветхозаветной традиции, о ветхозаветном духе, а требование к разведенному оставаться безбрачным или вернуться обратно в свою семью говорит уже о новозаветном духе – духе вечной и личностной любви.
Далее. «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». Это очень интересно. Вольно или невольно, сознательно или несознательно апостол Павел предполагает, что верующая сторона в браке, бесспорно, всегда сильнее стороны неверующей. Поэтому в такой семье и дети будут святы, т. е. преданы Господу. Наверное, так всегда и было в то время. К сожалению, наше время показывает нередко иное. Но нам важно еще отметить надежду на любовь в браке, т. е. на единство плоти и духа в нем, во спасение неверующего члена семьи через освящение его и детей – плода этого брака. Это надежда на большую силу Бога, Божьего духа, духа веры, духа Христова, который всегда победит при соприкосновении с духом неверия, – если только брак реален, т. е. если супруги согласны жить друг с другом, несмотря на различия в вере и принципах жизни. Это и предполагает воспитание детей в вере, хотя еще не обязательно предполагает сразу и их крещение. Я об этом говорю потому, что именно этот стих очень долго оставался предметом дискуссий по поводу детского крещения – им пытались доказать изначальное апостольское происхождение этой традиции. Надо сказать, что это было неудачное основание для подобных доказательств, ибо, как я уже сказал, здесь святость детей еще не обязательно означает их крещения.
«Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь». Вот видите: «пусть разводится» – а это Новый завет! «Ибо к миру призвал нас Господь» – это основание очень серьезное, это принцип слишком фундаментальный, чтобы быть лишь ситуационным. Без взаимного мира, как и без взаимной любви и взаимной веры друг в друга, брак невозможен. Таким образом, как видите, евангельское слово не упраздняется апостолом Павлом, но уточняется в духе христианской свободы.
«Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам». Таким образом, этими словами апостол Павел как бы запрещает хаос; свободу в любви и браке он освобождает от произвола. Каждый поступай, как Бог определил и как Господь призвал, – это уже не совет, а принцип и повеление. Так что, как видите, можно и разводиться и, наоборот, вступать в брак, всё в зависимости от тех обстоятельств, которые здесь описаны, но никогда это не должно быть основано на хаотическом принципе произвола.
Дальше идет развитие этого принципа, принципа свободы в любви, принципа, утверждающего, что каждый должен поступать так, как Бог определил и как Господь призвал. Поэтому тут же апостол Павел ненадолго как бы прерывает свою речь напрямую о браке и пишет: «Призван ли кто обрезанным, не скрывайся (т. е. не стесняйся этого); призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божьих». Подчеркивание того, что все в соблюдении заповедей Божьих и есть гарантия против произвола, необходимая всякий раз, когда возвещается дух Свободы.
«Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Но раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом». Может быть, вам это интересно было услышать, но здесь все же нужно сделать одно замечание. Тут в одном важном месте есть неточность перевода, отчего это место становится немного затемненным. Говорится: «Каждый оставайся в том звании, в каком призван», – и это действительно очень важно. Уже многовековой опыт показывает, что люди призываются Господом, приходят к Нему совсем не случайно – в том или другом возрасте, так или иначе. И в каком звании человек призван, в том он как-то естественно и остается. Во всяком случае, некая стабильность здесь всегда полезна. «Рабом ли ты призван, не смущайся», – но дальше тут говорится: «но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся». А на самом деле здесь в греческом подлиннике сказано несколько иначе: «Если и можешь сделаться свободным, трудись лучше» – т. е. будь еще более усердным рабом. Видите, то же, да не то же, то же, только наоборот. Ибо «раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов». Здесь мы находим одно из очень важных свидетельств о соотношении Закона и Благодати, рабства у Бога и свободы в Нем. «Только не делайтесь рабами человеков» – вот о чем более всего заботится апостол Павел. И, к слову говоря, для него это и одна из сильнейших побудительных причин его склонности к девству, потому что брак, как и семья, все-таки часто становится поводом для искушения и порабощения друг друга.
Далее апостол снова возвращается к первой характерной норме христианской жизни. Он пишет: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так». Вот третий раз подряд он говорит, что это хорошо – «оставаться так».
«Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». Простые замечательные слова. Апостол не говорит о том, что кто-то согрешит, если поступит так или иначе, он только предупреждает с позиций более опытного человека, имеющего некие дарования от Бога. Таковые не согрешат, но будут иметь скорби по плоти, и апостолу просто очень жалко таких людей. Но нам важно, что здесь выражено два главных принципа апостола Павла: с одной стороны, «не ищи развода», а с другой – «не ищи жены».
Далее. «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего». Действительно, для апостола Павла это очень важно, это глубинное, самое глубинное его убеждение и даже видение того, что «время уже коротко», т. е. что каждому человеку надо спешить, живя на земле, делать дело Божье. Надо, как он пишет в другом месте, «дорожить временем, ибо дни лукавы». Конечно, этим он снова добился здесь своего, говоря, что «имеющие жен должны быть как не имеющие». «Проходит образ мира сего» – transit gloria mundi – знаменитый принцип христианской средневековой культуры. Это острое и подлинное, глубоко подлинное чувство апостола Павла – залог успеха его проповеди.
«А я хочу, – с той же, как бы детской непосредственностью продолжает апостол Павел, – чтобы вы были без забот». Он действительно хочет свободы для каждого верного, потому так и пишет: «хочу, чтобы вы были без забот». И развивает эту тему: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею (да, отказать апостолу Павлу в проницательности невозможно!): незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю сие для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения». Апостол направляет здесь каждого на полноту самоотдачи Богу, служения Христу и Церкви, и телом и духом, что явилось основанием, глубиннейшим основанием его духовного творчества и свободы в любви. «Говорю это <...>, – пишет он, – чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения», т. е. без отвлечения и даже без отдыха. Это также стало одним из важнейших принципов христианской жизни и аскезы.
«Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем, и не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает». Видите, как четвертый раз возвращается апостол Павел к своей первой характерной норме христианской жизни. Он убеждает в ней и побуждает к ней людей, хотя при этом и не насилует их, апеллируя к свободе человека, а не к Закону и заповедям. Необходима свободная решимость и решение для выбора: девство или женитьба.
Свободная решимость и решение действительно необходимы, иначе получатся, как мы это иногда и видим в подобных случаях, старые девы и холостяки, которые вместо полноты жизни свидетельствуют скорее о какой-то ущербности. Не случайно, зная такие случаи, неверующие люди часто смотрят на безбрачных людей именно как на людей неполноценных, людей ущербных. И вы тоже сами знаете, что иногда люди с таким сожалением, в наше время особенно, смотрят, допустим, на монахов и целибатных – мол, пропали люди совсем.
И правда, безбрачие может быть ущербностью, но надо знать, что так бывает не всегда. Если же есть свободное решение и решимость, если девство избрано как нечто высшее, как то, что дает особые возможности человеку в его духовном творчестве и свободу служить Христу и Церкви и телом и духом, причем постоянно, без отвлечения и отдыха, то это является, бесспорно, высшим состоянием человека.
«Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо (опять хорошо!): а не выдающий поступает лучше (под конец все-таки все становится яснее и яснее). Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия». Ап. Павел был человеком с огромным чувством юмора, и когда сегодня я немного это подчеркивал, то, думаю, в общем-то не насиловал текст и не просто вас развлекал. По правде сказать, в русском переводе эти моменты выявить очень трудно, хотя они очень хорошо видны в подлиннике, в оригинале, в греческом тексте. Вообще же, Евангелие – книга отнюдь не занудная, и Священное писание буквально искрится такими вещами. Не хочу сказать, что я все их, так сказать, уловил, это вы можете делать сами и лучше меня, тем не менее, действительно, юмор здесь присутствует, и очень, очень, как видите, тонкий, глубокий и не напрасный, потому что когда такие важные вещи усваиваются, они этим самым как бы оттеняются и входят в сердце человека, а не ложатся на душу ему как камень, что в духовной области очень важно.
Так вот, когда апостол Павел говорит о девстве, то он апеллирует к Духу Божьему в человеке, а когда говорит о браке, он апеллирует к Закону, например, снова и снова говоря о том, что вот, жена, пока муж жив, то-то, а когда умрет – то совсем другое. Может быть, это все-таки не случайность? Видите, это не просто некая человеческая тенденциозность. Не поймите Священное писание плоско. Оно не случайно называется «Священное писание». В том, что пытается выразить на человеческом языке апостол Павел, заложены какие-то очень глубокие вещи. Он правильно делает, когда в конце концов ссылается на Дух Божий, Который живет в нем. Может быть, эта его апелляция к Духу Божьему, когда он говорит о девстве, уже есть отсвет приблизившегося через Христа и апостолов, в том числе и апостола Павла, Царства Божьего, Небесного, в котором «не женятся и не выходят замуж, а пребывают как ангелы Божий на Небесах» (это точная цитата из Евангелия).
Итак, в Христианстве, живущем в трудных и противоречивых условиях мира сего, будучи не от мира сего, всему надо знать свою меру и свое место: так же и брак, и девство должны знать эту меру и это место. Христианство признает, в известной степени, уместность внутри себя всех четырех принципов ап. Павла, поскольку это соответствует духу благодати. И думаю, что вы теперь правильно поймете то, с чего совершенно невозможно мне было бы начать сегодняшнюю беседу. Эти четыре принципа таковы: ищи жены и не ищи жены, ищи развода и не ищи развода. Только все – в Господе. Думаю, как говорит апостол Павел, что и я имею Духа Божия. Transit gloria mundi!
Вопросы и ответы
Что значит полностью отдать Богу сердце? Ведь если Бог не есть Старик, сидящий на облаке, а есть Любовь, а человек – существо земное, то не есть ли человеческая Любовь событие, не отдаляющее, а приближающее человека к Богу?
Мне немного непонятна здесь логика писавшего человека. Конечно, человек – существо земное, но ведь не только, поскольку и Бог тоже воплотился и сошел на землю. Далее, человеческая Любовь, если вы пишете Любовь с большой буквы, конечно приближает человека к Богу, а не отдаляет, это ясно. Но ее нужно иметь, эту Любовь, для чего и нужно открыть Богу сердце и действительно Богу предаться. Мне вот эта записка несколько непонятна: в чем, так сказать, здесь конфликт, что человек чувствует как противоречие или неясность? Немного непонятно. Может быть, этот человек позже тогда подойдет? Тут, видимо, какое-то противоречие между Небесной и земной Любовью или отождествление, наоборот, стремление отождествить одно с другим. Это вещи все-таки разные, хотя я уже говорил, что на каких-то высших планах Любовь всегда едина, и в ней присутствуют все виды любви, хотя и в разном соотношении. Но все-таки на высших ступенях, а не просто так. Ведь человек по-земному может очень любить другого человека и при этом быть врагом Богу.
Разве между родителями и детьми, братьями и сестрами и тому подобное не может быть глубокой духовной любви, по-настоящему христианского отношения друг к другу?
Вот эта записка – тоже совершенно непонятная. Хочется спросить в ответ: а разве я давал повод сомневаться в этом? Мне кажется, не давал, но если давал, то подойдите тоже потом или напишите.
И третья – подобная.
Будьте добры, ответьте, пожалуйста, согласны ли Вы с тем, что поется в одной из песен: «Нельзя любить чужого мужа» (смех в зале). Означает ли это запрет любви, и как быть с таким выражением, как «сердцу не прикажешь», т. е. «люби кого хочешь»?
Я думаю, все-таки, что это писал достаточно молодой и достаточно неопытный человек, который в любви еще мало чего понимает. Я пожелаю ему побольше положительного опыта любви. Вот и все, весь мой ответ.
К вопросу о девстве. Для чего же сотворены оба пола? Может быть, Творцу было бы лучше, по апостолу Павлу, сотворить иначе?
Как Бог творил человека – это все-таки некоторая тайна, согласитесь, и тайна достаточно глубокая. И отношение полов отражает эту тайну. Я говорил, что девство, и по апостолу Павлу, ни в коем случае не является ущербностью, половинчатостью. Половинчатость может преодолеваться в браке, в единении мужчины и женщины, но половинчатость, «пол» может преодолеваться и иначе, в единстве с Богом. Тоже в любви, но, может быть, несколько иной любви и несколько иначе. Есть основание думать, что второй путь более совершенный, о чем мы с вами сегодня и говорили. Поэтому не думаю, что хорошо было бы здесь противопоставлять апостола Павла Богу. Думаю, что если вы повнимательнее прочитаете и рассказ о творении мужчины и женщины, и апостола Павла, то сами в этом убедитесь.
Разве христианская семья, домашняя церковь имеет значение только для общества? Как вы относитесь к фразе из конспектов по нравственному богословию, что дети – алтарь женщины?
Конспектов по нравственному богословию я, слава Богу, почти не читал. В руках держал, но не читал, и вряд ли буду читать. Я не говорил, что христианская семья есть уже домашняя церковь. Чтобы стать домашней церковью, мало стать просто христианской семьей, ибо это – некое качество христианской семьи, причем не очень легко, во всяком случае, уж никак не автоматически достижимое. Я также не говорил, что семья и домашняя церковь имеет значение только для общества, хотя семья всегда является и социальной институцией. Всегда, в отличие от брака. Просто подумайте об этом различии. Семья, бесспорно, – великая ценность, но ее обусловленность обществом, формами социальной жизни не вызывает никаких сомнений.
Как Вы относитесь к тому, что не рукополагают человека, если он женат на женщине с ребенком не от него? А каким местом Писания при этом руководствуются?
Тем, которое сегодня я приводил, что «женящийся на разведенной прелюбодействует». Надо полагать, что ребенок появился, соткался не из воздуха. Следовательно, женщина была, так или иначе, замужем. Поэтому и не рукополагают. Действительно, существует такой канон: если человек женился на разведенной, то священником он быть не может. В этих канонах отразились, может быть, слишком буквальные толкования текста Священного писания – это правда. Можно это оспаривать, если Вам этого хочется, но не так легко предложить что-то иное.
Считаете ли Вы, что между мужчиной и женщиной может быть Дружба с большой буквы? Допустима ли в Дружбе любовь, и если да, то какая?
Я, в общем-то, косвенно сегодня уже об этом говорил, констатируя, что в настоящей Любви, высокой Любви, всегда присутствуют все виды любви. Я тогда просто не стал их перечислять, а их довольно много, даже не столько, сколько принято считать обычно. Между мужем и женой – эрос, между друзьями – филиа; общечеловеческая, братская такая любовь – агапэ, любовь родителей и детей – сторгэ. Конечно, между мужем и женой не только может быть, но и должна быть Дружба. Если нет Дружбы, то будет очень зыбкое основание любви у мужчины и женщины. Так что дружба – это тоже любовь, но только другая.
Возможно ли вступить в брак и сохранять девство?
С древнейших времен в церкви были известные формы аскезы, когда люди вступали в брак, но заранее соглашались жить только как брат с сестрой.
Нужно ли это согласовывать с духовником или это можно сохранить в тайне?
Одно другому не мешает: сохранение в тайне и получение благословения. Вообще, лучше согласовывать, потому что неудачи на этих путях стоят людям очень дорого. У меня перед глазами есть несколько таких примеров, и я вам об этом свидетельствую.
Сопровождается ли это какими-либо обетами?
Фактически, то, о чем идет речь, конечно, и есть обет.
Если такой брак состоялся, могут ли эти люди потом развестись? Можно ли вступать в брак без любви или имея к этому человеку любовь духовную и не желая вступать с ним в близкие отношения?
Ну, понимаете, это уже вопросы очень личные. Я всегда был уверен, что внешнее и внутреннее должно быть адекватно связано. Какой смысл вступать в брак с человеком, к которому ты, так сказать, брачной любви не чувствуешь? Если у тебя духовная любовь к человеку, так пусть он будет тебе братом духовным. Мне кажется, что не нужно надумывать ситуации. Ради чего? Непонятно. Мне кажется, что не стоит так делать, это может стать лишним искушением.
«Мужчину и женщину сотворил их». Правильно ли я понимаю, что здесь имеется в виду сотворение человека как существа, имеющего в себе одновременно оба начала – мужское и женское, только в разных соотношениях? Или здесь говорится отдельно о мужчине и женщине?
Известно, что было и то, и другое. Сейчас подробнее объяснять этого не буду, потому что будет повод еще поговорить об этом на втором этапе оглашения и в нашем институте.
Апостол Павел говорит о безбрачии как об особом даре, и Господь в Евангелии тоже говорит это. Как же тогда быть с изначальной заповедью Божией «и будут двое одна плоть»?
Дело в том, что я, по существу, сейчас уже об этом и говорил. Здесь есть проблема пола как половинчатости и нецелостности в человеке. И эта проблема должна решаться. И как она решается, я только что, отвечая на записку, уже сказал, противоречия здесь нет.
Что значит «рабство у Бога»?
Это когда человек ощущает себя не рабом мира сего, не рабом греха, а исполнителем воли Божьей, ради Господа.
Обязанность или благое пожелание – носить христианину обручальные кольца в браке?
Думаю, что это, конечно, благое пожелание. Никого нельзя в таких случаях обязывать. Если у вас есть какие-то основания кольца не носить или если вам это почему-то не нравится, и если эти основания серьезные, то, наверное, никакого греха в этом не будет. Но, конечно, наша жизнь не гарантируется ничем, ибо человек может носить кольцо, а вести себя как свободный, может и не носить, а жить весьма целомудренно. Кольцо – это традиционный знак, а такие знаки всегда имеют свое значение.
В учении Иоанна Златоуста о христианских обязанностях мужа и жены говорится: «Почитай мужа, яко Господа». Как это соотносится со второй заповедью: не создавай себе кумира, ни на небе, ни на земле?
Вот и вторая подобная записка.
Нет ли штампа и некоего магического отношения в постоянном напоминании о главенстве мужа? В современных условиях не есть ли это архаика? Если бы примеры этого главенства в миру были, то не требовалось бы бесконечного напоминания о главенстве.
Во-первых, я не слышу бесконечных напоминаний о главенстве. Я бы сказал, что скорее наоборот, нам бесконечно напоминают о том, что не должно быть никакого главенства. Думаю, от этого страдает и муж, и жена, и вся семья. У меня нет другого опыта: сколько бы я ни видел семей – везде, где нарушается нормальное соотношение людей, семья, бесспорно, страдает. Правда, что такое главенство мужа – об этом нужно было бы говорить специально, что тоже не всегда просто: ведь очень часто оно выражается совершенно неадекватно, будучи на поверку желанием к господству, к порабощению себе жены, детей и т. п. Тогда это вещь недостойная. Так что, думаю, Ваше отрицание здесь, скорее всего, относится именно к каким-то конкретным формам главенства, которые, может быть, действительно недостойны. Относительно же слов «почитай мужа, яко Господа», их надо понимать в смысле «как Господина», что может означать: «как Церковь – своего Главу». Эти слова свт. Иоанна имеют свои границы, и их нельзя расширять, иначе и всерьез может получиться идолопоклонство.
Если семья остается семьей, но Брака (с большой буквы) нет, является ли это поводом для развода? Можно ли сказать несколько слов о браке, о связи брака с Церковью и Христом.
Когда Брака нет, часто разного рода обстоятельства заставляют людей сохранять семью. И, на мой взгляд, никогда не надо спешить с решением о разводе. Но все-таки если Брака нет, т. е. Любви нет, как я уже говорил, это единственное серьезное основание для развода. А относительно связи таинства Брака с тайной Христа и Церкви я сейчас говорить не буду, потому что на третьем этапе оглашения есть специальная тема, посвященная этому вопросу.
В современном мире получили распространение добрачные сексуальные отношения, которые нередко завершаются успешным браком. Распространено мнение, что они способствуют правильному выбору супруга. Нужно ли считать такие отношения однозначно предосудительными для христиан?
Церковью такие отношения всегда осуждались – это можно сказать однозначно. Пока брак не заключен, быть в браке до брака – это очередной нонсенс, очередная, так сказать, бессмыслица, очередное несоответствие внешнего и внутреннего. Если уж люди хотят иметь брачные отношения, то пусть это будет в браке. Что же им мешает, интересно? А если что-то все-таки мешает, то надо «на всякое хотение иметь терпение».
Святой Серафим Саровский в «Беседе с Мотовиловым» утверждает, что девство есть наивысочайшая добродетель и могло бы служить заменой всех прочих добродетелей. А в Апокалипсисе также говорится о ста сорока четырех тысячах, которые не осквернились женами, ибо они девственники. В первом случае делается акцент на сверхценности девства, во втором – на скверне брака. Просьба прокомментировать.
Думаю, что сегодня мы уже о таких вещах говорили, правда, может быть, не в столь резких выражениях, но это дело формы. Не думаю, что в центр нашего отношения к девству и браку надо непременно ставить те цитаты, которые здесь приведены.
Брак дает детей, а девство нет. Так как же тогда девство лучше брака?
Если это пишут дети, то всё нормально, если нет, тогда и не знаю, как ответить на такую записку, тогда она мне становится непонятной.
Господь создал мужчину и женщину и повелел им, прежде всего, «плодиться и размножаться, и наполнять землю» (смех), а это возможно только в браке. Почему же более совершенным считается посвящение себя целиком Богу, ведь в этом случае невозможно исполнение первого?
Вообще, конечно, все, так сказать, беспокойства по тому поводу, что Земля оскудеет, по-моему, недостаточно основательны. Так что, думаю, на наш век народонаселения хватит. Я немного теряюсь от таких записок, потому что или надо повторять, по меньшей мере, половину из того, что я говорил, или попросить вас хотя бы как-то вспомнить это и, может быть, более усердно переварить.
Если неверующий муж ушел от верующей жены и детей, но через несколько лет захотел вернуться, обязана ли жена-христианка восстановить брак или может быть с ним в интимных отношениях в угоду ему, так и живя вне христианского брака, так как духовной близости пока не произошло. Или для христианина возможен лишь брак с духовным единством?
Вы пишете здесь о конкретном случае. Всегда немного затруднительно в таких случаях отвечать, потому что тут надо знать ситуацию и людей. То, что в принципе верно, может быть неверно в каких-то конкретных случаях.
Я не думаю, что жена-христианка обязана восстановить брак. Если она хочет восстановить брак, она может это сделать. Это будет правильно. А быть в угоду ему в интимных с ним отношениях вне брака, – я думаю, всякий христианин понимает, что это и как оно называется. Это, конечно, уже некое насилие над собой или его над женой, и поэтому вряд ли может быть оправдано. Другое дело, если, как Вы пишете, вся причина в том, что не произошло еще духовной близости. Апостол Павел пишет, что даже если и нет духовной близости, но неверующая сторона согласна жить с верующей, т. е. есть взаимное согласие на это, тогда в браке это возможно, но все-таки не более, чем возможно.
У сестры-христианки неверующий муж. Более того, он сознательно отрицает всякую духовную жизнь и неверен ей. Что ей советовать: развестись или терпеть?
Развестись в этом случае и значит терпеть. Так что, пусть разводится и терпит.
Жить в многолетнем браке с человеком, которого перестал уважать, с которым нет ничего общего, кроме детей и жизни ради них, чтобы выжить, – можно ли это считать греховным?
Опять скажу, что довольно тяжело отвечать на вопросы о браке, тем более конкретные. Мне лично близка позиция, когда рекомендуется не вмешиваться в брачные интимные отношения людей. Поэтому, наверное, Вы заметили, что я сегодня практически не приводил конкретных примеров. Это слишком большая ответственность. Об интимных отношениях никто не может и не должен знать всего. Поэтому я порекомендовал бы в таких случаях или обратиться к духовнику, если он есть, или все-таки самому попытаться решить этот вопрос, исходя из того, что мы сегодня говорили, исходя, в первую очередь, из слова евангельского, из слова Священного писания и духа и смысла христианской жизни, исходя еще из своих сил, из своего духовного состояния. В вопросе семьи и брака много компонентов, много составляющих, это не две-три характеристики. И дать Вам совет, который может повлиять на всю Вашу жизнь, на многие годы, по записке в три строчки я лично не решаюсь, да и не хотел бы этого делать.
Меня на работе спрашивают, почему я не женат. Как им объяснить, что я такой совершенный, что не могу найти унисонную вторую половину?
Это хорошая записка. Думаю, что Вам можно так и сказать (смех). Во всяком случае, мне нравится, что человек не теряет чувство юмора. Все нормально, значит, пока можно не жениться.
Сейчас по телевидению показывают много фильмов на эротическую тему. Как быть, если и любишь жену, и хочешь быть ей верен, а посмотришь на экран ... (смех), да и закрадываются мысли о том, что можно изменять?
В хорошей записке, в хорошем вопросе, как всегда, есть уже и ответ. В этой записке он тоже содержится, я думаю, очевидно для всех, так что это хороший пример хорошего вопроса.
Когда становится очевидно, что человек начал мудрствовать лукаво, чем его остановить, да и надо ли? Может быть, будет лучше промолчать в ответ?
Конечно, иногда хорошо помолчать в ответ. Как видите, иногда и мы это делаем.
Как вы относитесь к Свободной Русской православной церкви с центром в США?
Это уже пошла речь о духовной любви: о духовной верности и неверности. Это именно так, потому что здесь существует как раз развод, т. е. раскол между частями Русской православной церкви. Впрочем, немного непонятно: какой центр в США имеется в виду? А, это Свободная Русская православная церковь, т. е. Зарубежная церковь, Карловацкая. Ну, как я отношусь? Хотелось бы, чтобы Православная церковь всегда была едина, чтобы все православные люди были едины. И для этого нужно многое делать. Думаю, что часть их обвинений в адрес других правильны. Впрочем, и часть обвинений в их адрес также правильны. Всем требуется движение вперед, всем требуется некое покаяние, как и все то, что необходимо для единения – и смирение, и любовь, и самопожертвование. Без этого все останется как сейчас есть, даже может стать хуже.
«Имеющие жен пусть будут как не имеющие». Как это понимать в Церкви – как образ, или в контексте, или были другие советы?
Конечно, слова апостола Павла не могут пониматься слишком буквально. Это очевидно, и сегодня я специально прочитал вам всю главу, чтобы всем это тоже стало очевидным. Вы можете очень хорошо прочувствовать, перечитав 1 Кор 7, что здесь злоупотребить словом Священного писания очень просто. Достаточно вырвать из контекста одну-две цитаты. Вы видели, что в пределах одной главы они звучат совершенно противоречиво и разрешаются лишь в совокупности, в единстве, в точном и полном контексте. Поэтому всякое цитатничество по отношению к Священному писанию – вещь очень тяжелая. Очень легко обратить Писание против самого Писания, в том числе и когда вы толкуете, допустим, цитату «имеющие жен пусть будут как не имеющие». Действительно, апостол Павел считал, что этим он защищал девство, защищал полноту служения Богу, полноту самоотдачи. Он говорил: «Время близко, проходит образ мира сего». И он относился к этому очень серьезно, ибо, повторяю, это был его подлинный внутренний опыт. Его беспримерный в истории христианства успех в проповеди был, как я сказал, отчасти связан с его верой и с этим реальным опытом. Он отнюдь не был ложным, хотя нам бывает иногда непросто понять его. Всегда навязываются рациональные контраргументы: а как же две тысячи лет, прошедшие после него, и еще неизвестно сколько пройдет и т. д. Апостол Павел, может быть, здесь имел в виду совершенно конкретные вещи: так сказать, прекращение всех забот в этом мире ради «единого на потребу», и поэтому он говорил: «Хочу, чтобы вы жили без забот». Но это все-таки надо понимать в контексте. Конечно, это еще и образ, это еще и принцип, который может быть понят шире, в плане живой и жизненной свободы человека. Это значит, что даже живущий в браке человек, если этот брак существует действительно по Божьему благословению – ведь писал же апостол Павел в той же главе: «кому как Бог дает: одному так, другому иначе», – если это так, то и такой человек всегда духовно успешен и свободен. Брак может быть не помехой, если на нем действительно есть Божье благословение. Я знаю примеры, как люди одинокие киснут и разлагаются на корню и как люди, живущие в браке, буквально расцветают, не только для себя и своего рода и дома, но и в служении Богу и ближним. Разные чины святых в Церкви это подтверждают.
Если у человека в браке оскудела любовь и брак перестал быть Браком, но есть ребенок. А после человек встретил другого, и между ними есть любовь более глубокая, чем в предыдущем. Может ли это быть браком или это прелюбодействие, так как человек разведен?
Это зависит от того, насколько тот брак, который расторг человек, был действительно Браком. Мы уже говорили, что подлинный Брак, как кто-то здесь уже написал, Брак с большой буквы, единственный, но нельзя не видеть, что на этом пути очень много человеческих неудач. Это отнюдь не означает позволения проб и ошибок на этом пути, это просто констатация весьма и весьма печального факта. Каждая ошибка на этом пути всегда дорого стоит, слишком дорого для того, чтобы на нее польститься. Так что все-таки если первый брак был по существу не Браком, а такой вот ошибкой, то теперь это может быть и Брак. Почему нет? Но дай Бог, чтобы и он не был ошибочным!
* * *
Наверное, на этом нам сегодня можно завершить нашу сложную и большую тему. Вы видите, как не просто то, о чем приходится здесь говорить. Я специально сегодня не утаил от вас ни одного сложного и противоречивого момента, рассчитывая на вашу вдумчивость, рассчитывая на вашу духовность, если хотите, рассчитывая на то, что вы не захотите ничего в жизни упрощать и профанировать. Жизнь сложна, и поэтому даже те вопросы, которые кажется так просто ставить и решать в христианстве, оказываются не столь простыми. Когда вы прочли сегодняшнюю тему «Позволительно ли человеку разводиться», наверное, у каждого из вас был все-таки червячок сомнения: «А не будет ли просто плоского нравоучения на тему: как нехорошо людям разводиться и как хорошо, однажды вступив в брак, на всю жизнь в нем во что бы то ни стало оставаться». Сегодняшняя тема, я думаю, – хороший пример того, как полно и трезвенно христианство, наша вера относится к вопросам жизни. А вопрос любви и брака – один из таких центральных вопросов жизни человека. И в заключение я всем вам желаю никогда не идти по пути упрощения и греха. Не случайно я сегодня с полным основанием, по Священному писанию, как вы видели, провозгласил уместность в Церкви принципов «ищи – не ищи жены, ищи – не ищи развода». Применение этих принципов всякий раз требует от каждого большой ответственности, большого напряжения и большой духовности. Пусть же это будет для нас примером на сегодня и на будущее!
27.01.1992 г.
Текст приводится по: "Кочетков Георгий, свящ. «Беседы по христианской этике». Выпуск 6. Изд. 2-е, испр. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2010. – 68 с.
Кочетков Георгий, священник
Кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»