Научение слушающих
Первым этапом в традиции святоотеческой катехизации было научение «слушающих». Так назывались те, кто уже мог исповедать свою веру во Христа и желал катехизации для полноты воцерковления. После прохождения предварительного собеседования над ними совершались первые молитвенные чины, и они получали право регулярно слушать чтение Писания и проповедь, т.е. включались, в свою меру, в церковное собрание. Слышание слова Божия и участие в общей молитве было, в определенном смысле, их первой жертвой Богу.
Задача Церкви в лице ее пастырей и катехизаторов – ясным и живым языком раскрыть керигму Церкви, т.е. ее учение, предназначенное новоначальным, возвещать им слово Божие, помогать в обретении опыта молитвы и в исправлении жизни.
Задача оглашаемого - быть «не слушателем забывчивым, но исполнителем дела» (Иак 1.25). Как прилежный ученик, он должен «вникать в себя и в учение» (1Тим 4.16), «рассмотреть природные черты лица своего в зеркале» (Иак 1.23) и сделать из этого соответствующие выводы, т.е. прийти к покаянию и принести его первые плоды.
Обретение духа покаяния и его плодов удостоверяет и самого оглашаемого, и Церковь в том, что у него есть подлинная вера. Достижение такого результата – одна из главных задач оглашения «слушающих».
В святоотеческой традиции этот этап – внешне наиболее простой, но внутренне объемный, многоплановый, сопрягающий несколько различных направлений процесс. Представленные в разделе материалы помогут тем, кто хочет разобраться в его логике и деталях.
Знакомство с опытом оглашения «слушающих» рекомендуется начать со следующих публикаций:
«Господи, научи нас молиться»
Узкий путь требовательной любви
Кочетков Георгий, священникУчастие слушающих в храмовом богослужении. Традиционные нормы и современная практика
Карпенко Дмитрий, протоиерейОсновные трудности и искушения оглашаемых
Комиссарова Людмила ВладимировнаКак мир сей хочет забрать своё
Шилкина Маргарита ВасильевнаТрудности, трудности … Но не только они
Копировский Александр Михайлович