Православная миссия
и катехизация
и катехизацияТеория и практика катехизацииМистагогия (таинствоводство) новопросвещенных
Мистагогия (таинствоводство) новопросвещенных
Неотъемлемым элементом святоотеческой катехизации является мистагогия (таинствоводство) новопросвещенных, или введение в церковные таинства тех членов Церкви, которые пока еще именуются «младенцами во Христе». Необходимость такого этапа объясняется тем, что оглашаемые через участие в церковных таинствах получают новый для себя духовный опыт, осмысляют и усваивают его. Этот опыт должен быть ему изъяснён, иначе он, ввиду своей необычности, может оказаться искаженным.
Особая трудность таинствоводства в том, что духовный опыт, раскрывающийся через церковные таинства, принципиально отличается от всего, что человек знал о Церкви ранее. Этот опыт недоступен неверующим, оглашаемые же предыдущих этапов его только предчувствуют. Он связан с глубинными изменениями в человеке, которые начинает совершать Сам Господь, «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор 5,17). Блаж. Августин, созерцая и осмысливая перемены, происходящие в новопросвещенном, увидел его подобным евангельскому слепорожденному (Ин 9), получившему от Христа не только зрение, но и сами органы, которые его осуществляют («От века не было слышно, чтобы кто открыл глаза слепорожденному» – Ин 9,32). Свт. Феофан Затворник определял эту разницу так: «Из купели человек выходит совсем не таким, каким туда входит. Как свет тьме, как жизнь смерти, так крещеный противоположен некрещеному».
В этом разделе сайта находятся возможные варианты проведения таинствоводства и материалы по его практике в древней и современной церкви. Эта практика предполагает разную длительность и полноту таинствоводства, учитывает различные внешние и внутренние условия, в которых находятся новопросвещенные. Цель – помочь новопросвещенным, через их введение в новую духовную реальность, постигнуть, насколько это им сейчас возможно, внешний и внутренний смысл таинств веры (догматы), молитвы (литургические таинства) и жизни в Церкви.
Рекомендуется начать знакомство со святоотеческим опытом мистагогии (таинствоводства) по следующим публикациям: