Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Беседа после вечерни с оглашаемыми при их переходе на второй этап оглашения

Об особенностях проведения второго этапа оглашения - научения слушающих
27 мая 2013 8 мин.

Дорогие братья и сестры!

Сейчас я дам небольшой комментарий к тому, как будет начинаться и проходить второй этап оглашения, и потом мы прочтем молитву, которая сделает вас оглашаемыми второго этапа, или говоря на древнем церковном языке, просвещаемыми.

Прежде всего я должен вам сказать, что если вы чего-то не закончили из программы первого этапа, это необходимо сделать, конечно, при условии, что вас при этом допустили ко второму этапу, потому что обычно тех, кто что-то не дочитал, чего-то существенного на первом этапе не сделал, ко второму этапу не допускают. Но если катехизаторы дали вам какой-то аванс, пожалуйста, не подведите их. Если вы их подведете, то вы сорветесь со второго этапа, и это будет неприятно всем, и в общем-то, это будет на грани с грехом или даже за этой гранью.

Далее, вы знаете, что во всех или почти во всех группах встречи будут теперь по два раза в неделю, чтобы нам за восемь недель пройти все шестнадцать тем. Программа второго этапа напечатана в книжечке «Возможная система оглашения». Если у кого-то ее нет, обязательно найдите, она всем нужна — это программа всего того, что нужно для подготовки к каждой теме. И вам нужно будет, во-первых, не пропускать этих тем и, во-вторых, обязательно к ним готовиться, иначе вы просто ничего не будете понимать. Пожалуйста, не забудьте об этом.

Итак, к каждой встрече, к каждой теме готовьтесь и делайте очень точно все то, что от вас теперь потребуется. Допустим, уже на следующей неделе у вас будет первая встреча, тема ее — «Бог и мир. Сотворение мира». Вам нужно прочитать, как здесь написано, стихи 1-25 первой главы книги Бытия, т. е. почти всю первую главу этой книги. Вы, конечно, читали ее раньше, но теперь нужно прочитать заново, потому что будет уже специальный разговор о сотворении мира, о Боге и о мире. На этой же неделе вторая тема — «Божественное Откровение и Богопознание в Вере, Надежде и Любви» и беседа о Символе веры. Символ веры вам нужно будет выучить наизусть. Вас будут спрашивать, поэтому я говорю вам заранее. Причем учить наизусть надо по-церковнославянски, как Символ веры читается и поется в храмах. Но чтобы вы все-таки что-то понимали и не думали наивно, что вам и так все понятно, особенно тем, кто уже знает Символ веры наизусть, проверьте себя — все равно сделайте перевод на русский язык и запишите его. Только, подчеркиваю, не пересказ, не толкование, не то, как вы этот текст понимаете, а свой перевод этого небольшого текста, который называется «Символ веры»: «Верую во единого Бога Отца...» и так далее. Катехизаторы проверят не только то, как вы будете знать наизусть этот очень важный текст, но и как вы его понимаете, чтобы помочь вам избежать ошибок. К сожалению, этих ошибок при переводе бывает очень много, особенно у тех, кто считает, что он все хорошо знает и понимает. Поразительно видеть, что именно самые самоуверенные хуже всего знают и понимают. Поэтому не впадайте в эти грехи и делайте по-настоящему серьезный перевод. Можете пользоваться словарем, но, конечно, не списывайте, хотя сейчас уже существует много разных переводов. Все это я сказал для вас просто как пример подготовки задания — к первой теме прочитать соответствующий текст, а ко второй выучить наизусть Символ веры и сделать перевод. Вот такие будут задания, вы их внимательно смотрите по списку и делайте их вовремя. Иначе, повторю, вам просто будет трудно слушать пленки или рассказ катехизаторов по темам.

Теперь я должен сказать одну важную вещь всем сразу. Второй этап оглашения — очень напряженное время. Конечно, не такое напряженное, как третий этап, но оно будет существенно отличаться от первого этапа оглашения. И здесь очень важно делать все и не пропускать встреч. Если вы пропустите в общей сложности четыре темы, то вам придется вернуться на первый этап оглашения, независимо от причин — заболел ли человек, в командировку ли уехал или что-то еще, все равно придется переместиться на первый этап. То же произойдет, если вы нарушите обеты, связанные с заповедями, запрещающими смертные грехи, с которыми второй этап оглашения проходить нельзя. Если человек не может, так сказать, решить своих проблем, связанных с плотскими грехами, то он переходит обратно — на первый этап. В древности таковых не держали и на первом этапе оглашения, и если мы все-таки держим таковых, то уж на второй не переводим. Пожалуйста, учтите это, дорогие мои, это важно, это очень, очень важно.

Итак, у вас будут два раза в неделю огласительные беседы. И я еще раз повторяю: если вы четыре темы, неважно, подряд или не подряд, пропустите, то автоматически переходите на первый этап. Не забудьте об этом и помолитесь, чтобы вам не болеть, не ездить в командировки и т. д., чтобы не было у вас искушений.

Теперь второе важнейшее различие между первым и вторым этапом — это храм. Все остальное более или менее будет сохраняться, по-старому, как было на первом этапе, только чтение, конечно, будет по программе, по порядку идущих в ней тем, а не по книгам, как это было раньше. И личная молитва останется той же, а вот храмовая молитва будет другой. Вам теперь обязательно два раза в неделю нужно быть в храме — утром, на литургии, на первой части ее, на литургии оглашаемых, к которой большинство из вас уже привыкли, а она, как вы знаете, недолгая, и вечером. Кто из вас причащается и кто готовится к причастию в данный день, те, конечно, будут оставаться на литургии и после возгласа: «Изыдите, оглашенные, изыдите». Все остальные, естественно, должны покидать храм, как положено по чину, по духу его и смыслу. В нашем храме вы можете быть на литургии оглашаемых как в субботу с 9 часов, так и в воскресенье с 10 часов. Те, кто любит побольше поспать, хочет немного отдохнуть, могут приходить в воскресенье: позже начнете, правда, позже и закончите. А вот в субботу вы в 9 часов начнете и закончите где-то в 10.30. И один раз в неделю надо еще быть на вечерне, при том, что у вас два раза в неделю будут тематические встречи, и значит, это довольно непросто. Утром вам нужно быть на литургии оглашаемых полностью, с начала и до конца обязательно, а вот на вечерней службе столько, сколько у вас есть сил и возможности. Вы можете быть полностью на вечерне или не с начала службы и не обязательно до конца, и лучше — в нашем храме, потому что у нас вечером совершается только вечерня, а утром — утреня. В других храмах, к сожалению, обычно служат вечером вместе и вечерню, и утреню. Это, конечно, несколько несуразно. В других православных церквах от этого уже давно отказались. Да и в России на приходах этот обычай появился недавно — с середины XIX века.

Конечно, если вы пришли в храм вечером и у вас нет возможности быть на всей вечерне, это не значит, что нужно быть лишь 2, 3, 5 минут, иначе вы не успеете даже войти в дух и смысл молитвы. Вообще же старайтесь не опаздывать и хотя бы 20-30 минут побыть в храме. Послушали Писание, проповедь, а если уж плохо себя чувствуете или далеко ехать, или имеете какие-то другие обстоятельства, то можете уйти.

Вот, собственно говоря, все самое важное. Остальное вам скажут катехизаторы. Я не буду вас задерживать. Можно было бы о нюансах говорить долго, но повторяю, вам все расскажут катехизаторы.

Мы с вами сейчас будем читать молитвы. Первая молитва — молитва, которая вас сделает просвещаемыми, оглашаемыми второго этапа. Эта молитва не повторяется, и читаться она будет только над теми из вас, кто будет креститься или миропомазываться, т. е. воцерковляться не только через покаяние. Кто уже крещен и миропомазан в Православной церкви, тот вставать сейчас в ряд не будет, но соучаствовать, конечно, надо, и вы сами понимаете — почему. Ведь, наверное, все 100% — это люди, которые хотя и были крещены и миропомазаны, но совершенно не помнят и никогда не понимали того, что над ними читалось во время крещения в детстве или во взрослом возрасте. К сожалению, у нас в храмах обычно совершается крещение так, что воспринять это, увы, невозможно. Поэтому хотя над крещеными и не будет читаться эта первая молитва, вы в ней соучаствуйте, как бы вспоминая и восполняя то, что когда-то с вами уже происходило.

После первой молитвы будут прочтены еще три. Они называются запретительными молитвами, ибо они содержат запрещение, заклятие на диавола. И вот эти молитвы уже будут каждую неделю повторяться.

Итак, первая молитва не повторяется. И она будет прочитана только над теми, кто будет воцерковляться через таинство Крещения или Миропомазания. Потом три молитвы — заклятие, запрещение на диавола. Это особые молитвы, запрещающие как раз вот этой силе безотчетного страха и страстей господствовать в вас. Эти молитвы каждую неделю после вечернего богослужения будут повторяться в Никольском приделе. И каждый из вас, крещеный или некрещеный, каждый оглашаемый второго этапа сегодня будет участвовать в ней, прямо — только те, кто крестится и миропомазывается, а остальные — соучаствуя, соприсутствуя. Потом же они смогут и непосредственно участвовать в этих молитвах. Это древнейшая практика — повторение этих молитв. В древней Руси, скажем, в домонгольской, они повторялись даже каждый день, потому что человека иногда так забирает этот страх перед новой жизнью или просто безотчетный, иррациональный страх, которым, к сожалению, переполнен этот мир, плюс всякие неконтролируемые страсти, что человек действительно чего не хочет — делает, а чего хочет — не делает. Вот чтобы вы могли с этим бороться, особенно не впадать в смертные грехи, если будут искушения, какие бы то ни было, эти молитвы будут совершаться каждую неделю после вечерни в субботу вечером.

Теперь молитвы мы совершим в центре храма, хотя положено в притворе, но он слишком мал. Все знают, кто некрещен, ни у кого никаких сомнений в этом нет? Все спорные случаи мы разбирали. Все те, кто некрещен, сначала — братья, потом — сестры, таков древний порядок, и мы его будем соблюдать, встают в цепочку, за их спинами должны стоять поручители, крестные, т. е. один человек того же пола, что и крещаемый. Это в обычном случае, ну а если в этом есть трудность, то можно и другого пола, но вообще по канонам положено того же пола. Если же ваши крестные отсутствуют или вы еще не выбрали их, то на нет и суда нет, хотя очень жаль, если это так. Далее встают те, кто будет миропомазываться, тоже сначала — братья, потом — сестры. Такие люди сегодня здесь есть.

Я знаю три категории среди миропомазуемых. Первая — это те, кто был крещен православными мирянами, не священниками, мужчинами или женщинами — все равно. Есть ли такие, кто был крещен, но не миропомазан? Есть два человека. Значит, вы будете миропомазываться.

Вторая категория — это те, кто не был миропомазан, потому что крестился не в Православной церкви. Это те из вас, кто был крещен не в Православной церкви и не крестился в Православной церкви никогда, и не получал миропомазания. Оно существует в Католической церкви, но в протестантских церквах этого таинства нет. Если кто-то крестился в протестантской церкви, в любой деноминации, секте, конфессии — все равно, то тоже нужно миропомазание. Креститься второй раз не нужно, хотя, к сожалению, некоторые православные священники сейчас переусердствуют и таких людей перекрещивают. При всех недостатках протестантского крещения там есть и достоинства, а недостатки легко найти и в православной практике. Те из вас, кто был крещен в протестантских церквах, не будучи ранее или после этого крещен в Православной церкви, поднимите руки, пожалуйста. Вот, есть, оказывается, евангелисты. Евангелисты — это те же протестанты, но если вы в детстве были крещены православным священником, то вам миропомазание не требуется.

И третий случай — это если человек был крещен и миропомазан, скажем, особенно в детстве, но после этого всю жизнь провел однозначно, сознательно вне Церкви и против Церкви. Тут внимание! Многие были неверующими. Но одно дело — человек просто был неверующим по своему конформистскому сознанию, а другое дело — если человек боролся с Церковью и с Богом или сознательно переходил, скажем, в другую религию. И тогда, если даже был прежде крещен и миропомазан в Православии, его нужно миропомазывать. Вот это самый сложный случай, потому что грань здесь очень, очень неформальная. Это дело суда вашей совести и ваших бесед, разговоров с вашими катехизаторами, которые должны были в случае сомнений определить ваш статус — будете вы миропомазываться или не будете. Вот если есть таковые из третьей категории, требующие миропомазания, пожалуйста, поднимите руки.

Подойдите поближе, не стесняйтесь, так как это сложный случай, и, может быть, нужно какие-то вопросы в связи с этим разрешить. Повторяю, третий случай — сложный, может быть, не все поняли. Это действительно трудно воспринимается на слух. Знаете, сомнения ведь у всех бывают, даже у глубоко верующих людей. Одно дело — вы переходили в другую религию сознательно и выступали сознательно против Христианства и против Бога, а другое дело — сомнения, искания. Тут очень важно, чтобы у вас не было никаких проблем, сейчас это тот момент, когда вам нужно очень четко определиться, чтобы потом не было никаких сомнений. Проблем нет?

Тогда давайте молиться!

15 февраля 1997 года

Об авторе

Кочетков Георгий, священник

Кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив