Православная миссия
и катехизация
и катехизацияБиблиотекаПособияДругие материалыЭКО как рекомендованный метод лечения бесплодия и вопросы пастырского душепопечения
ЭКО как рекомендованный метод лечения бесплодия и вопросы пастырского душепопечения
Скачать "ЭКО..." в формате DOC, EPUB, FB2, PDF
Тарабрин Роман, священник
В наши дни репродуктивные технологии стали частью врачебного вмешательства. В России ЭКО включено в программы обязательного медицинского страхования. Большое количество людей – как неверующих, так и верующих – для лечения бесплодия используют ЭКО без разбора этически приемлемых и неприемлемых методов. Священнослужителям в пастырской практике приходится сталкиваться с такими бесплодными парами, при этом возникает множество вопросов, попытка дать взвешенные ответы на которые предпринята в данной статье.
В современном российском обществе, согласно исследованиям психологов, семейное благополучие связывается с наличием детей[1]. Это же подтверждает изучение психологических проблем, существующих в бездетных семьях[2], а также признание психологами бездетности в качестве одного из факторов, способствующих росту количества разводов[3].
Частота бесплодного брака в России, согласно некоторым исследованиям, в среднем равняется 10–12%, а по отдельным регионам достигает 20–24%[4]. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2010 г. среди женщин в возрасте 20-44 лет, стремящихся зачать ребенка, частота бесплодия составляла 12,4%. При этом на долю первичного бесплодия приходилось 1,9%, вторичного – 10,5%[5].
Среди причин бесплодия на долю женского и мужского приходится по 30%, сочетанная патология выявляется также у 30%. В 10% случаев причина бесплодия не понятна[6].
У женского бесплодия выделяют[7] несколько причин: заболевания или состояния, связанные со сниженной способностью яичников продуцировать яйцеклетки (возраст, синдром поликистозных яичников, овариальные кисты), заболевания, следствием которых является неспособность яйцеклетки попасть в маточную трубу, где происходит оплодотворение, или неспособность оплодотворенной яйцеклетки попасть в полость матки, где продолжается развитие эмбриона (эндометриоз, инфекции, передающиеся половым путем), заболевания матки, нарушающие способность эмбриона встроиться в стенку матки и продолжать полноценное развитие (миомы, мюллеровская мальформация, полипы, спайки и так далее), заболевания шейки матки, нарушающие способность сперматозоидов проникать в полость матки (врожденное сужение канала шейки матки, ятрогенное сужение вследствие предшествующих врачебных манипуляций, инфекции, передающиеся половым путем), иммунологические причины. Мужское бесплодие может наступить при следующих патологиях[8]: неразвитость семенников, блокада сперматогенеза, нарушения продукции гормонов и чувствительности к ним, синдром неподвижных сперматозоидов, опухоли яичек, воспаление простаты, иммунологические причины.
Лечение бесплодия включает воздействие на те патологические процессы, не позволяющие встретиться мужской и женской половым клеткам, в частности: антибактериальная терапия, восстановление проходимости маточных труб, гормональная стимуляция, внутриматочная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), перенос гамет (ГИФТ) или зигот (ЗИФТ) в маточные трубы, стимуляция сперматогенеза, ЭКО в модификации ИКСИ[9].
Богословское обоснование лечения бесплодия
Учитывая, что причинами бесплодия часто являются соматические заболевания, которые должны лечиться врачебными средствами, данный параграф статьи может вызвать законный вопрос: для чего требуется богословское обоснование применение врачебных манипуляций? Дело в том, что к причинам, приводящим к бесплодию, относят те заболевания и состояния, которые являются непосредственным следствием греха: аборты и заболевания, передающиеся половым путем[10].
Таким образом, является ли допустимым метод ЭКО как вариант помощи человеку, болезнь которого иногда является следствием греховного образа жизни? Есть ли благословение Божие на данный метод преодоления последствий греха? Можно ли отнести к ЭКО следующие слова Священного Писания: «И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 39:12)?
Святитель Василий Великий в отношении допустимости применения врачебной помощи всякому больному человеку рассуждает следующим образом: «Немалая опасность впасть умом в эту ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и приключаются нам или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, <…> но часто болезни суть наказания за грехи, налагаемые на нас, чтобы побудить к обращению… Таковым надобно в безмолвии, оставив врачебные попечения, терпеть насланную на них болезнь, пока не познают своих прегрешений»[11]. Однако в этом же своем творении немного ниже святитель Василий Великий обязывает прибегать ко врачу и тех, кто сам виноват в своей болезни: «А те, которые худым образом жизни сами приобрели болезнь, должны, по сказанному прежде, пользоваться телесным врачеванием как некоторым образцом и примером для попечения о душе… И самый переход плоти из болезненного состояния в здоровое да служит для нас утешением, чтобы не отчаиваться нам и в рассуждении души, как будто бы она из греховного состояния не может чрез покаяние возвратиться опять в свойственное ей совершенство»[12].
Поэтому даже не смотря на то, что бесплодие иногда является прямым следствием греховного образа жизни, позволительно обращаться к врачу.
Лечение бесплодия даёт человеку возможность и душевного выздоровления. Учитывая, что последующее деторождение будет сопряжено с самоограничением, с переключением внимания с самого себя на ребенка, с жертвованием своего времени, сил, здоровья ради другого человека (новорожденного), может быть оправдано лечение от бесплодия, даже если оно имело причиной личный грех. Именно готовность к самопожертвованию как первой ступени исцеления от самости, готовность заботиться не только о самом себе, но и о ближнем, должны стать причиной начала лечения от бесплодия. Такое основание согласно с мнением святых отцов: «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служении Богу, отнюдь не в служении суетности и греху»[13].
Таким образом, лечение от бесплодия может рассматривать как определенная ступень в нравственном совершенствовании человека и может быть допустимо бесплодным парам.
Здесь же стоит остановиться и на термине «лечение», потому как некоторые исследователи православной этики допускают лечение причин бесплодия, но не преодоление его путем методики ЭКО. Действительно, экстракорпоральное оплодотворение обходит причины, не позволяющие встретиться сперматозоиду и яйцеклетке. Однако нам позволительно считать этот метод именно лечением? по аналогии с другими методами лечения, которые также не убирают причину болезни, а обходят ее, воздействуя на последствия болезни. Примером данных методов лечения являются:
1. Имплантация кардиостимулятора как как средства для лечения синдрома слабости синусового узла. Оно не устраняет препятствие для протекания естественных процессов (распространение нервного импульса по проводящей системе сердца), а принудительно заставляет отделы сердца сокращаться в том ритме, который необходим для нормальной жизнедеятельности.
2. Трансплантация почки или гемодиализ при хронической почечной недостаточности. Данные методы тем более не устраняют причину болезненного состояния человека (больную почку), а преодолевают их последствия – хроническую почечную недостаточность (повышение содержания токсических веществ в крови).
3. Многие другие не патогенетические, а симптоматические методы лечения также не борются с болезнью, а лишь облегчают жизнь человека, например паллиативная помощь при онкологии и т.д. и т.п.
Итак, некоторые процедуры современной медицины не преодолевают болезнь, а исправляют ее последствия, однако при этом называются лечением болезни. На основании этого вспомогательные методы репродуктологии (ВРТ) также могут быть отнесены к методам лечения бесплодия, а потому следующие аргументы: «устранение препятствий для протекания естественных процессов», «подмена естественных процессов зачатия»[14] не могут считаться достаточными для признания методики ЭКО этически неприемлемой и недопустимой. Ведь ВРТ не подменяют естественные процессы зачатия. Последнее совершается все так же путем слияния яйцеклетки и сперматозоида.
Этические проблемы метода ЭКО
Из всех телесных методов лечения бесплодия наиболее эффективным является ЭКО. К сожалению, это приводит к тому, что выбор метода лечения бесплодной пары очень часто останавливается на этой технологии. При этом имеется множество других методов лечения бесплодия, через которые бесплодной паре необходимо пройти, прежде чем остановиться на ЭКО. И это нужно сделать, потому что при всей привлекательности ЭКО нельзя считать этически безупречным методом.
Этические проблемы, возникающие при применении метода ЭКО, связаны с несколькими составляющими метода: получение половых клеток, отсутствие связи зачатия с половым актом, получение избыточного количества эмбрионов и манипуляции с ними (предимплантационная диагностика, криоконсервация), использование половых клеток третьих лиц. Также этические проблемы возникают при рассмотрении исторического развития метода и его формирования. Более подробно перечисленные этические проблемы рассмотрены в нашей предыдущей работе[15]. Этические проблемы были проанализированы с точки зрения православной антропологии. Было показано, что методики оплодотворения, приводящие к производству лишнего количества эмбрионов и их гибели, недопустимы. Также приведены аргументы неприемлемости вариантов ВРТ, использующих донорские гаметы, а также вынашивание ребенка суррогатной матерью.
Однако другие этические проблемы ЭКО могут быть расценены как врачебная помощь супружескому акту (вмешательство третьей стороны – врача), модифицированы (сбор мужского семени не в результате маструбации, а результате полового акта с использованием частично перфорированного презерватива) или же взяты под надлежащий контроль (вредное воздействие процедуры на организм рождающегося ребенка, организм матери; влияние на общество в целом).
С точки зрения православной этики, могут быть допустимы варианты ВРТ, в том числе ЭКО, не приводящие к производству избыточных эмбрионов, их элиминации, редукции, манипуляций с ними (предимплантационная диагностика), а также использующие гаметы только супругов, полученные в результате полового сношения или врачебных манипуляций и приводящие к беременности супруги. Примером таких допустимых технологий могут быть так называемые естественные циклы ЭКО, или частично модифицированные циклы ЭКО, когда получают одну-две яйцеклетки, которые участвуют в оплодотворении и которые будут перенесены в полость матки.
Однако признание допустимым метода ЭКО не делает его первым вариантом выбора бездетной пары. Это обусловлено дискуссионностью аргументов, оправдывающих ЭКО, а также психологическими нарушениями бесплодной пары.
Спорные этические вопросы метода ЭКО
Одним из самых спорных аргументов, рассмотренных в указанной нашей работе[16], но тем не менее не получившим абсолютного оправдания, является исторический. Прежде достижения успеха ЭКО были проведены многочисленные эксперименты на человеческих эмбрионах, которые сопровождались смертью последних. Представить себе масштабы экспериментов можно, указав на тот факт, что рождение первого ЭКО-ребенка Луизы Браун удалось добиться только после 102 неудачных попыток переноса эмбрионов, через десять лет исследований.
Так называемый «исторический» аргумент логически вызывает вопрос: можно ли для приобретения блага одной личностью пользоваться теми достижениями, которые получены при страдании другой личности?
Конечно, современное общество не несет ответственности за эксперименты над людьми, потому как они не провоцировались, не было молчаливого согласия и так далее. И поскольку сейчас результаты этих экспериментов есть состоявшийся факт, возможно использовать данные, полученные в результате этих экспериментов, но способные улучшить жизнь других людей. Примером этого является повсеместное применение результатов опытов Зигмунда Рашера, который разработал на основании опытов над людьми конструкцию спасательного жилета с воротником. Однако этическая небезупречность этого аргумента очевидна.
Такое внимание данному тезису уделяется в этой работе именно потому, что и в настоящее время продолжаются эксперименты на эмбриологической стадии. Эти эксперименты касаются генетической инженерии и генетической терапии, направленных на исправлении генетических дефектов. Такие эксперименты разрешены сейчас в Китае, Великобритании и Швеции. Например, китайские ученые сообщили о попытках изменить ген, ответственный за развитие бета-талассемии (генетического заболевания крови)[17]. А в Великобритании Комитет по фертильности и эмбриологии человека (Human Fertilisation and Embryology Authority, HFEA) в 2016 году выдал официальное разрешение на изменения эмбрионального генома исследователю Kathy Niakan[18]. И если исследовательская группа из Китая использовала нежизнеспособные эмбрионы, то Kathy Niakan планирует применять жизнеспособные клетки. Кроме очевидных экспериментов, связанных с модификацией генома, существует множество других работ, которые также должны быть определены как эксперимент. Например, Van de Velde (2008) разделил шесть 4-клеточных эмбрионов с целью культивации и изучения способности тотипотентности бластомеров[19].
Не исключено развитие исследований и по клонированию человека. Поэтому принятие ЭКО как допустимого метода лечения бесплодия может, к сожалению, дать надежду на принятие в последующем и перечисленных экспериментов. Возникает необходимость правильного формулирования церковной позиции по отношению к методам лечения бесплодия.
Психологические проблемы бесплодной женщины
Важность рассмотрения психологических проблем бесплодия возрастает в связи с тем, что способность зачать ребенка тесно связана с мотивацией беременности. Психологи выделяют так называемые деструктивные мотивации беременности[20], а именно: стремление иметь существо, которое воплотит нереализованные планы, мечты и стремления матери; стремление женщины избежать одиночества («чтобы был хоть один близкий человек», «чтобы чувствовать себя кому-то нужной»); способ восполнения дефицита любви к самой себе («хоть кто-то будет меня любить»); беременность как соответствие социальным ожиданиям («быть, как все», «возраст вынуждает», «родители хотят иметь внуков», «у всех подруг уже есть дети»); беременность как способ сохранения отношений и удержания супруга в браке («привязать мужа»).
Деструктивные мотивации беременности имеют негативное влияние на способность зачатия как при естественном зачатии, так и в программах ВРТ. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что исследователи применяют психокоррекцию бесплодных женщин при проведении ЭКО и получают лучшие результаты, достоверно отличающиеся от контрольной группы, участвовавшей в программах ЭКО, но без психокоррекции[21].
Важно иметь в виду, что нескорректированная деструктивная мотивация в дальнейшем будет отрицательно влиять на взаимоотношения матери и ребенка. Если бесплодная женщина с невыявленными деструктивными мотивациями с помощью ЭКО все-таки рожает ребенка, данные психологические проблемы могут начать прогрессировать и найти свое отражение в нарушениях отношения к своему ребенку: нежелание его воспитывать, физическое и психологическое насилие над ребенком, в том числе формально с благими целями.
Описанные деструктивные мотивации могут быть присущи не только женщине, но и мужчине. Поэтому стоит говорить о психологических проблемах семейной пары, а не женщины в отдельности.
Таким образом, бесплодие супружеской пары не всегда означает наличие физических (=соматических) проблем в их здоровье, которые могут быть скорректированы при помощи процедуры вспомогательной репрудоктологии. Расстройства мотивационной сферы, наличие других психологических и личностных проблем супругов иногда играют решающую роль в способности зачатия и вынашивания ребенка. А значит, ЭКО не может быть первым вариантом выбора для бесплодной супружеской пары, и даже более того: может быть противопоказано некоторым парам.
Духовные проблемы бесплодия и способы их преодоления
При внимательном рассмотрении вышеуказанных деструктивных мотивациионных моментов беременности видно, что многие из них являются проявлением духовных проблем человека. Например, «стремление иметь существо, которое воплотит нереализованные планы, мечты и стремления матери» является попыткой матери самоутвердиться за счет ребенка и становится проявлением гордости. Другие мотивации также могут быть проявлением этой страсти: «Беременность ради сохранения собственного здоровья», «вынудить родителей смириться с браком» и так далее. Напротив, конструктивные мотивации[22] («стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью и неповторимостью», «мы любим друг друга и хотим иметь общего ребенка») являются проявлением любви, жертвенного стремления супругов, желанием самоограничения ради другого человека – ребенка. Эти стремления противоположны гордости, они становятся способом борьбы с ней и потому выражаются в результативности лечения бесплодия.
При бесплодии, вероятно, как ни при каком другом заболевании, большое влияние оказывает наше духовное состояние – тот багаж греха, который приобретен супругами перед зачатием ребенка.
Это косвенно подтверждают и исследователи, которые изучают причины возникновения бесплодия. Как уже указывалось выше, среди причин бесплодия немалую роль играют предшествующие аборты и заболевания, передающиеся половым путем. Данные события являются тяжелыми грехами, искажающими духовное состояние человека, а потому проявляющимися в виде психологических проблем и соматических заболеваний, в том числе – в неспособности зачать ребенка. Поэтому одним из первых духовных способов преодоления бесплодия является обращение супружеской пары к Богу, участие их таинствах Церкви: исповеди, евхаристии, соборовании.
В качестве важнейших духовных средств, предупреждающих или преодолевающих бесплодие, Церковь предлагает таинство Венчания. Один из основных смысловых аспектов этого таинства – именно просьба о даровании детей. В молитвах и прошениях при Браковенчании мы просим: «О еже дароватися им благочадия восприятию <…> Господу помолимся», «даруй им плод черва», «да узрят сыны сынов своих»[23].
Кроме того, божественная помощь в лечении бесплодия подается при совершении дел милосердия и деятельного стремление к жизни по Евангелию, православные паломничества в святые места и обращения к святым угодникам Божиим, имеющим благодать ходатайствовать о врачевании бесплодии: посещение святой горы Афон (для мужчин), Святой земли, паломничество к свт. Луке (Войно-Ясенецкому), преп. Елеазару Анзерскому и так далее. Любой священник в своем пастырском опыте имеет многочисленные случаи дарования детей при искреннем обращении людей к Богу, раскаянии в грехах своей предыдущей жизни и исправлении ее в соответствии с заповедями Божиими.
Пастырские советы бесплодной паре
Рассмотренные выше телесные и духовные методы преодоления бесплодия ставят вопросы: что делать пастырю, если к нему приходит бесплодная пара за советом? Необходимо ли ему настаивать на том, чтобы супруги использовали исключительно методы духовные в смиренном уповании на промысел Божий? Нужно ли параллельно направлять бесплодную пару к врачу, которого «создал Господь»? Имеется ли возможность благословлять проведение ЭКО по снисхождению (пастырской экономии), если пара не может смириться с крестом бесплодия? И если да, то когда это делать? Сколько времени должно пройти, пока будет принято решение перейти от духовных методов к врачебным? Имеет ли право пастырь самостоятельно советовать применение вспомогательных репродуктивных технологий?
Бесплодие является комплексной проблемой. Даже на духовном уровне однозначно сказать, что привело к бесплодию, нельзя. Тем более, наставлять, что же делать конкретно данной семье и давать какие бы то ни было советы может лишь священник, очень хорошо знакомый с жизненной ситуацией семьи. В идеале таким священником должен быть духовник, регулярно исповедующий супругов. Тем не менее нельзя исключить, что обращение к священнику может стать первым контактом людей со служителями Церкви и явиться выражением их попытки найти помощь у Господа в решении проблемы бесплодия.
Итак, в процессе беседы с бесплодной парой стоит познакомиться с их жизнью и установить с ними долгосрочный контакт, потому что лечение бесплодия занимает много времени. Длительное время необходимо и для решения духовных проблем семьи в целом и каждого из супругов по отдельности.
Изначально стоит выяснить у супругов степень их воцерковленности, поскольку бесплодие может являться своеобразным условием, которое промысел Божий устроил для обращения людей к Богу. В этом случае следует советовать начать вести регулярную церковную жизнь, включающую еженедельное посещение храма, участие в таинствах исповеди и причащения, соблюдение постов и постных дней, в том числе поста супружеского воздержания в определенные дни. При этом супружеской паре необходимо усваивать мысль упования на помощь Божию, смиренное ожидание Его действия и предание самих себя в руки Божии. К такой же мысли надо приводить и супругов, воцерковленных и регулярно участвующих в церковной жизни. Одним из первоочередных действий бесплодной пары после воцерковления должно стать участие в таинстве венчания, о чем говорилось выше.
В работе с бесплодной парой священнику необходимо не забывать о психологических проблемах, которые часто являются проявлением духовных болезней. Выше уже указывалось, что иногда женщина не может зачать ребенка из-за деструктивных мотиваций беременности. Например, стремление женщины избежать одиночества и способ восполнения дефицита любви к себе является не чем иным, как проявлением самолюбия и гордости. Поэтому пастырю в процессе беседы стоит выявлять и такие чисто психологические мотивы, позволяющие лучше направлять человека на борьбу со своими страстями. Священник может также стараться проводить переориентацию личности с установки рождения ребенка для «себя самого» на установку, проявляющуюся выражением жертвенной любви.
Кроме того, в беседе как с церковными, так и с нецерковными людьми необходимо говорить о главном предназначении семьи. И это предназначение – вовсе не рождение детей. Стоит упомянуть, что рождение детей являлось главной целью в ветхозаветном обществе, когда каждая семья надеялась через чадородие участвовать в рождении Спасителя, и потому бездетность воспринималось как своеобразное исключение семьи из числа богоизбранного народа. Новозаветное отношение к браку на первое место ставит реализацию божественного установления: «Не хорошо человеку быть одному» (Быт. 2:18), то есть восполнение природы каждого человека, единение в союзе мира (Еф. 4:3). Следствием этого является помощь супругов друг другу в достижении состояния обожения. Святоотеческое понимание основной цели брака свт. Григорий Богослов выразил следующим образом: «Составляя одну плоть, они имеют и одну душу. Супружество не удаляет от Бога, но, наоборот, приближает к Нему»[24].
Приближение к Богу осуществляется путем становления каждого из супругов подлинной личностью. Процесс становления личностью подразумевает жертвенное отношение каждого из супругов друг ко другу: несение немощей второго человека, в том числе и телесных, поддержка в сложных ситуациях, избегание от взаимных обвинений, неукорение за очередную несостоявшуюся беременность, прекращения жалоб на свою жизнь и пресечение любых попыток реализоваться в качестве отца или матери на стороне, вне семейных отношений. Перечисленные действия укладываются в характеристики любви, описываемой апостолом Павлом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7). Постепенное стяжание дара любви позволяет человеку приближаться к Источнику этой любви – Богу и таким образом становиться полноценной личностью. И в этом становлении человеку необходима вторая половинка: мужу – жена, а жене – муж.
Правильное отношение к браку не как к инструменту чадородия, а как к процессу становления личности, поможет супругам нормализовать внутрисемейные отношения, избавиться от взаимных обвинений, переносить неудачи и таким образом получить тот психологически спокойный фон, необходимый для зачатия ребенка.
Обращающиеся за помощью к священнику бесплодные пары можно разделить не только по степени воцерковленности, но и по предшествовавшему медицинскому опыту лечения бесплодия.
При отсутствии опыта медицинского вмешательства или тем более врачебного обследования причин бесплодия одной из главных задач пастыря, на наш взгляд, является направление бесплодной пары к врачам-специалистам, занимающихся лечением бесплодия. Помимо духовных и психологических моментов, исправлением которых может и должен заниматься священник, могут иметь место совершенно однозначные соматические компоненты, выявление и преодоление которых является прерогативой врачей. Примером этих состояний может стать полная непроходимость маточных труб, при которой никакие психологические способы не способны дать результат. Конечно, Господь может дать ребенка и в этом случае, однако необходимо давать отчёт, что, во-первых, Бог может предусматривать исцеление человека и через чисто врачебные методы, и во-вторых, всецелое упование на помощь и промысел Божий должно подразумевать, что в планах Господа может и не быть дарования детей данной супружеской паре. И в этом последнем случае упование на Бога должно подразумевать и способность бездетных супругов нести крест бездетности до смерти. Если в разговоре с ними пастырь сможет выяснить, что они готовы настолько уповать на сверхестественную помощь Божию, что могут отказаться и от детей вообще, то, конечно, данной паре не стоит применять никакие врачебные средства. В противном случае, наверное, следует говорить о действии Божием через медицинские средства и манипуляции, сопровождаемые молитвой супругов, их близких, если они посвящены в эту проблему семейной пары, а также духовника.
Обращение к специалистам по бесплодию должно начать со всестороннего обследования и применения средств, этически безупречных и воздействующих на причину бесплодия. Например, это может быть гормональная коррекция, антибактериальная терапия, операция по восстановлению проходимости маточных труб. К этически безупречным методам можно отнести и внутриматочную инсеминацию спермой мужа.
Более сложный вопрос возникает, когда супруги провели все возможные обследования и способы лечения, регулярно участвуют в церковной жизни, исповедуются, причащаются, венчаны, съездили во все возможные святые места и не получили никакого результата в виде желаемой беременности. Естественно, в данном случае все медицинские специалисты будут настаивать на проведении ЭКО как варианта самого успешного при лечении бесплодия. От священнослужителя в данном случае может зависеть, пойдет ли бесплодная пара на ЭКО (исключительно в этически допустимом варианте, о чем писалось выше) или нет. В данном сложном случае стоит смотреть на степень готовности супружеской пары нести крест бездетности далее или на способность их принять усыновленного ребенка. При отсутствии данных предпосылок, при настойчивом желании супругов иметь ребенка, а также при наличии очевидных медицинских причин бесплодия (например, окклюзия маточных труб) в целях икономии и снисхождении к человеческой немощи возможно благословение на проведение ЭКО. Конечно, имеется в виду только этически приемлемые варианты: в условиях естественного цикла или частично-стимулированного, но без оплодотворения избыточного количества эмбрионов, без их заморозки и элиминации, а также без программ суррогатного материнства или донорства половых клеток.
Конечно, данное заключение должно появиться не сразу, но после длительного общения с супругами, вероятно, в течение нескольких лет, при выяснении их внутренних мотивов и стремлений, их уровня духовного развития.
Заключение
С развитием вспомогательных репродуктивных технологий перед христианами возникает большой соблазн быстро и сразу получить желаемый результат. Подобное искушение подстерегало наших прародителей в раю: желание стать богами без Бога и без следования Его заповедям. Подобным искушением является попытка построить собственное счастье на страдании других, что становится своеобразным путем в никуда. Именно поэтому возникают опасения применения всех современных достижений медицины.
Однако необходимо признать факт, что в наши дни репродуктивные технологии стали частью врачебного вмешательства, тем более что в России ЭКО включено в программы обязательного медицинского страхования. И в этих программах (естественно, без разбора этически приемлемых методов и методов, сопровождающихся убийством нерожденных детей) участвует большое количество людей, как верующих, так и неверующих. Такое безрассудное обращение людей к технологии ЭКО вместо положительной цели приближения к Богу, наоборот, отдаляет их от Него и заставляет утвердиться во всемогуществе человеческого знания.
Первоочередной задачей пастыря при работе с бесплодными парами поэтому, на наш взгляд, должно стать направление человека к Источнику исцеления всех болезней – к Богу. Вторая задача состоит в разъяснении того, что нужно довериться Богу, исправить свою жизнь и устроение своего ума. В-третьих, священнослужитель должен знать, что людям, помимо духовных методов, стоит обращаться за врачебной помощью, которая дана человеку Богом промыслительно. И наконец, пастырь должен понимать, что в репродуктивных технологиях имеются большие риски культивирования противления человека Богу. Это противление выражается в использовании всех возможных, без разбора, средств, многие из которых сопряжены с убийством нерожденных детей. Однако необходимо помнить, что священник ответственен за спасение конкретной супружеской четы. И если муж и жена не способны нести крест бездетности всю жизнь, возможно по снисхождению благословение на проведение процедур ЭКО, не связанных с этическими проблемами, описанными выше.
Примечания
[1] Узлов Н.Д. Наш ответ Америке из глубинки России: дети – не препятствие, а условие удовлетворенности браком супругов // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: Материалы международной научно-практической конференции 5–6 октября 2010 года. – Пенза – Ереван – Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. С.191-198. Электронный ресурс: http://window.edu.ru/resource/692/71692/files/k-6-10-10_sbornik_4.pdf. Дата обращения 24.12.13
[2] Особенности переживания бездетности у мужчин и женщин. Вестник Казахстанско-Американского Свободного Университета. Научный журнал. 5 выпуск: вопросы психологии. Личность, образование, общество. – Усть-Каменогорск, 2011. С.38-39. Электронный ресурс: http://www.b17.ru/article/8374/. Дата обращения 24.12.2013
[3] Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олиферович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2007. Электронный ресурс: http://www.alleng.ru/d/psy/psy029.htm. Дата обращения 24.12.2013
[4] Радионченко А.А., Филиппов О.С. Клинико-эпидемиологические аспекты бесплодного брака в Западной Сибири // Бюл. СО РАМН. 2000. 3-4.С. 108-113. http://www.ssmu.ru/bull/02/4/465.pdf. Дата обращения 25.12.13
[5] Maya N., Seth R. National, Regional, and Global Trends in Infertility Prevalence Since 1990: A Systematic Analysis of 277 Health Surveys./ Электронный ресурс: http://www.plosmedicine.org/article/info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pmed.1001356. Дата обращения 12.03.14
[6] по A. Pellicer. Female infertility: Definition, incidence and causes./ сайт The Global Fertility Academy. Электронный ресурс: https://www.globalfertilityacademy.org/static/resources-en/1/1-01.pdf. Дата обращения 11.04.17
[7] A. Pellicer. Female infertility: Definition, incidence and causes./ сайт The Global Fertility Academy. Электронный ресурс: https://www.globalfertilityacademy.org/static/resources-en/1/1-01.pdf
[8] Духович В., свящ., Молчанов А.Ю. Начало жизни и внутриутробное развитие человека: от биологии к биоэтике.- М.: Лепта-книга, 2013. С. 46
[9] от англ. ICSI (Intra Cytoplasmic Sperm Injection).
[10] Овсянникова Т.В. Эпидемиология бесплодного брака / Т.В. Овсянникова // Практическая гинекология (Клинические лекции). Под ред. акад. РАМН В.И. Кулакова и проф. В.Н. Прилепской. – М.: МЕДпрессинформ, 2001. – С. 336–382.
Некоторые исследователи уточняют, что в структуре вторично-бесплодных браков частота предшествующего аборта составляет от 48,7 до 53,7%, а более 33% женщин, страдающих бесплодием, имели ранние симптомы воспалительных заболеваний – Радионченко А.А., Филиппов О.С. Клинико-эпидемиологические аспекты бесплодного брака в Западной Сибири // Бюл. СО РАМН. 2000. ‹ 3-4.С. 108-113.http://www.ssmu.ru/bull/02/4/465.pdf Дата обращения 25.12.13
Другие работы показывают, что вторичное бесплодие формируется в 2,1 раза чаще у женщин, сделавших один аборт или имевших один спонтанный выкидыш, и в 2,3 раза чаще при двух и более предшествующих прерванных беременностях – Tzonou A, etal. Induced abortions, miscarriages, and tobacco smoking as risk factors for secondary infertility / Journal of Epidemiology and Community Health. 1993 Feb;47(1):36-9 – эл. ресурс: http://delegatebob.com/wp-content/uploads/2010/02/Future_Pregnancy_Complications_from_Induced_Abortion.pdf. Дата обращения 12.04.14
Другие же исследователи сообщают, что у женщин с нарушениями репродуктивного здоровья инфекции, передающиеся половым путем, встречаются в 4,4 раза чаще – Соломатин Д. В. Медико-социальная реабилитация женщин с нарушениями репродуктивного здоровья (комплексное социально-гигиеническое исследование)/ Электронный ресурс: http://medical-diss.com/medicina/mediko-sotsialnaya-reabilitatsiya-zhenschin-s-narusheniyami-reproduktivnogo-zdorovya-kompleksnoe-sotsialno-gigienicheskoe#ixzz2vl4D0J3Y. Дата обращения 12.03.14
[11] Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 55. Ответ 4 // Творения. – М: - Сибирская благозвонница, 2012. Т. 2. C. 221.
[12] Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 55. Ответ 5. – там же, с. 222
[13] Игнатий (Брянчанинов), свт. Беседа в понедельник двадцать девятой недели. О чудесах и знамениях / Аскетическая проповедь // Собрание творений в 6 т. Том 3. – М: Правило веры, 2011, с. 517-518
[14] Аксенов И., прот. Прогресс и человеческое достоинство. Этические вопросы современных вспомогательных репродуктивных технологий // Православие и проблемы биоэтики. Сборник работ. — Москва: 2017, с. 406
[15] Тарабрин Р., свящ. К вопросу об этической оценке метода ЭКО с православной точки зрения в контексте последних достижений биомедицины. – электронный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/4007414.html. Дата обращения 06.03.17
[16] Тарабрин Р., свящ. К вопросу об этической оценке метода ЭКО с православной точки зрения в контексте последних достижений биомедицины. – электронный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/4007414.html. Дата обращения 06.03.17
[17] Liang, P., Xu, Y., Zhang, X. et al.CRISPR/Cas9-mediated gene editing in human tripronuclear zygotes // Protein Cell (2015) 6: 363. doi:10.1007/s13238-015-0153-5 – электронный ресурс: http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs13238-015-0153-5. Дата обращения 20.04.17
[18] Электронный ресурс https://www.theguardian.com/science/2016/feb/01/human-embryo-genetic-modify-regulator-green-light-research. Дата обращения 20.04.17
[19] Hilde Van de Velde, et al. The four blastomeres of a 4-cell stage human embryo are able to develop individually into blastocysts with inner cell mass and trophectoderm/ Human Reproduction Vol.23, No.8 pp. 1742–1747, 2008.
[20] Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов.– СПб.: Речь, 2007, – с. 49
[21] Дралюк Н. М. и др. Влияние психотерапии стрессового состояния на результат лечения бесплодия в программе ЭКО // Тезисы XVI международной конференции РАРЧ «Вспомогательные репродуктивные технологии сегодня и завтра», 2006. Электронный ресурс: http://www.rahr.ru/d_pech_mat_konf/tezisy_2006.pdf. Дата обращения 14.04.17
[22] Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов.– СПб.: Речь, 2007, – с. 49
[23] Последование венчания // Требник. – С-Пб. Библиополис, 2015, с. 88 – 122.
[24] Григорий Богослов, свт. Похвала девству // Творения в двух томах. Т. 2 – М.: Сибирская благозвонница, 2007. С. 55