Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Методические рекомендации по совместному чтению учительных книг

Данные рекомендации катехизаторы могут использовать для организации и проведения огласительных встреч в 1-й части 1-го этапа оглашения
12 ноября 2013 3 мин.

Скачать в формате  DOC  EPUB  FB2  PDF

1. Чтение избранных учительных книг Ветхого Завета в 1-части 1-го этапа оглашения осуществляется с целью:

а)  утвердить оглашаемых в желании идти путём жизни и отвергнуть путь смерти, обретенном ими ранее (в частности, при помощи миссионерско-предогласительных «отрытых» встреч); учительные книги и, в частности, книга Притчей Соломоновых, видятся в этом ключе, прежде всего, «литературой двух путей»;

б) пробудить совесть и нравственное сознание оглашаемых с целью положить начало исправлению жизни;

в) ввести их в основные библейские понятия и образы, чтобы облегчить последующее чтение и усвоение Пятикнижия; учительные книги, будучи сами «проекцией» Закона на разные области жизни и истории, в начале 1-го этапа играют роль введения в него; в связи с этим, наряду с самостоятельным чтением, оправданным может быть и совместное чтение определенных мест этих книг во время огласительной встречи (такое совместное чтение-беседа является продолжением любимой многими катехизаторами беседы по Псалму 1 после его совместного чтения во время первой встречи 1-го этапа).

2. Лучше, если чтение  этих библейских книг будет учитывать реальную композиционную или исторически сложившуюся структуру их текста, а не опираться на деление на главы и стихи, которое имеет позднее происхождение и внешний характер. Первая соотносится со смыслом текста, помогает его понять, тогда как деление на главы и стихи носит, за редким исключением, чисто вспомогательное значение. Кроме того, опора на главы и стихи может даже затруднять понимание, т.к. почти у всех есть навык понимать деление на главы в любом тексте как отражающее смысловое деление, что к библейскому тексту неприменимо.

3. Примерный порядок чтения книг Притчей Соломоновых (Притч), Премудрости Соломона (Прем) и Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир), можно определить следующим образом (исходя из еженедельных встреч и средней продолжительности 1-й части 1-го этапа в два с половиной месяца):

1-я встреча – Псалом 1, основная тема: два пути, Псалом 1 как «Библия в миниатюре», где эти два пути раскрыты в их начале, содержании и плодах;

2-я встреча – Притч 1, основная тема: путь жизни есть путь премудрости, путь усилия научения и познания в отличие от пути смерти; начало премудрости – страх Господень; обретение страха Господня, благоговения – первая задача на пути жизни;

3-я – Притч 2, 1-5 и 3, 1-20, основная тема: обретение мудрости – самое главное дело в жизни; внимание к наставлению и память о нем – главные условия познания мудрости;

4-я – Прем 10, основная тема: путь жизни и мудрости – есть путь, на который Господь призывает и избирает; основание для избрания – тяга человека к правде и мудрости, а не национальность и т.п. (здесь говорится, например, об основании избрания Авраама);

5-я – Прем 14, основная тема: идолослужение, которое «есть начало и причина и конец всякого зла» (ст. 27), в нем суть пути смерти; здесь квинтэссенция библейского учения о грехе, зле и смерти; оно раскрывает их духовно и конкретно практически, а не просто отрицательно и абстрактно, к чему все привыкают;

6-я – Сир 1, 25 – исправление жизни вплоть до мелочей, руководствуясь заповедями и совестью, ключ к обретению мудрости;

7-я – Сир 2, 1-6, основная тема: укрепление оглашаемых в неизбежных трудностях, которые возникают у всех, кто «приступает служить Господу Богу»;

8-я – Сир 6, 18-37; 14, 21 – 15, 10 – для научения оглашаемых прилежности и терпению во время катехизации.

9-я и 10-я встречи – по предложению оглашаемых. Можно прочитать Сир 24, 26-28. Как известно, Сирах идет дальше учения Прем – он отождествляет Премудрость с Законом, провозглашенным Моисеем.  Поэтому «если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе» (1, 26). Книга Сир, тем самым, прямым образом увязывает духовный опыт человека и меру его познания Бога со степенью его нравственной чистоты. Т.о., соответствие практики жизни (вплоть до мелочей) воле Божией – ключ к обретению Премудрости.

Исходя из этого, в целом чтение Сир должно обосновать и положить начало исправлению жизни, а небольшие отрывки, посвященные разными сторонам жизни, являются прекрасной основой для бесед на этические темы. Совместное чтение таких отрывков имеет смысл в случае, когда в них затрагивается тема, смущающая оглашаемых (например, подход к воспитанию детей), или когда, наоборот, тема не затрагивается потому, что к ней в обществе и у оглашаемых присутствует наибольшая нравственная «глухота». В первом случае определять отрывки и читать их, разбирая, можно отталкиваясь от вопросов оглашаемых, а во втором – от опыта и видения катехизатора.

НМЦМиК

Об авторе

Якунцев Владимир Иванович

Руководитель Научно-методического центра по миссии и катехизации. Старший преподаватель СФИ

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив