Радость встречи «двоих или троих»
В Подмосковье прошла очередная, пятая по счету научно-практическая конференция по катехизации.
Свято-Филаретовский институт (СФИ) уже в пятый раз подряд провел специализированную научно-практическую конференцию по проблемам оглашения. В этом году, как и в прошлом, она вновь была посвящена основному (в традиции - второму) этапу катехизации. Дополнительную акцентировку получила антропологическая тема в рамках данного периода оглашения.
Подобно прошлому году, конференция проходила в течение трёх дней на выезде, в загородном подмосковном доме православного Преображенского братства, которое поддерживает СФИ с момента его основания в 1988 году. Разумеется, это обстоятельство способствовало особому состоянию «погружения» и в саму проблематику конференции, и в более тесное глубокое общение. Ведь по-настоящему церковные события не могут проходить лишь по образцу прочих внешних форумов: в них обязательно должно присутствовать некое особое экклезиологическое измерение. Как представляется по первым впечатлениям от конференции, эта, может быть одна из самых главных целей, с Божьей помощью была достигнута.
Опять-таки по сложившейся традиции конференция проходила в конце мая. Чаще всего эти дни приходятся на время, когда Церковь проживает особый, пасхальный период своего исторического странствия. Всем уже хорошо известно, что пасхальное время в церкви (как и предшествующее ему время Великого поста) изначально тесно связывалось именно с катехизацией: на Пасху совершалось торжественное крещение готовившихся к нему в течение длительного времени оглашаемых, а в первые пасхальные дни проходил завершающий этап их вхождения в Церковь - таинствоводство, мистагогия. Не случайно именно в этот период церковного года за богослужением читается самое таинственное из Евангелий - Иоанново, не случайно читается и книга Деяний - воспоминание о жизни первоначальной церкви, воспоминание о «первой любви».
Не случайно каждый год эти пасхальные дни - время особых надежд, надежд на обновление жизни как всех верующих членов Церкви, так и самого порядка, нормы церковной жизни в целом. А полноценная качественная катехизация есть одно из необходимых условий возрождения этой церковной нормы.
Несмотря на то, что в последние годы возрождение катехизации находится в фокусе внимания высшего церковного руководства, на практике все прекрасно понимают, что сдвинуть дело с мертвой точки одними административными распоряжениями не получится. (Все-таки, слава Богу, Церковь не армия - хотя подобную «экклезиологическую ересь» как раз в последние годы приходится слышать всё чаще.) И здесь для тех священников, катехизаторов, просто добровольцев, которые искренне желают восстановления этой традиционной нормы в современной церковной жизни, требуется особая поддержка, особое вдохновение. Опять-таки не секрет, насколько в нашей нынешней жизни бывают сильны тенденции к проявлению уныния - от невозможности хотя бы в малейшей степени преодолеть сопротивление рутины, которая, как короста, захватывает и удушает все живое в церкви и в обществе, рутины, с которой бескомпромиссно боролись лучшие люди нашей церкви еще в прошлые века. Как сказал в доверительном разговоре один из участников конференции, вполне традиционный московский батюшка, наша трагедия в том, что нынешнее состояние приходской жизни - это некий «вывих», в то время как подлинная, общинная жизнь церкви вытеснена в область «аномального», и добиться общего осознания в церкви нормы именно как нормы - труднейшая неподъемная задача.
Именно для обретения некоего нового вдохновения и проводятся эти конференции. Да, научно-исследовательские, учебно-методические, практически-пастырские вопросы замечательны и чрезвычайно важны - но если в нашей церкви не возникнет «критическая масса» носителей этого вдохновения, все усилия могут оказаться напрасными. Все-таки Церковь жива - и живет - именно Духом, чего никогда нельзя забывать.
Кажется, конференция сделала некий новый шаг к этой цели. Нельзя не отметить, что состав священников, ее участников, с каждым годом обретает как бы некое устойчивое ядро, но также каждый раз появляются и новые лица. Растет взаимное доверие и открытость, что с неподдельной радостью отмечают некоторые батюшки. Принципиально важно и то, что движение к основательной (а значит, традиционной и подлинной) катехизации начинает возникать в самых разных уголках нашей церкви. Причем, что существенно, эти ростки начинают прорастать не путем «насаждения» тех или иных методик и огласительных систем, пусть уже и доказавших прежде свою эффективность, а благодаря живому интересу, живой вере - как уже церковных людей, стремящихся помочь другим обрести драгоценную жемчужину веры Христовой, так и самих ищущих этой жемчужины, ищущих полноты откровения Света, Любви, Свободы. (А методы и методики уже прикладываются к этому важнейшему, первоначальному условию: ведь в Церкви канонично то, что ей полезно, как говорил выдающийся русский церковный историк В.В. Болотов.)
Дай Бог, чтобы это вдохновение распространялось в нашей церкви всё шире.
М.Д.
Интервью с руководителем оргкомитета конференции проф. А.М. Копировским
Есть известная шуточная задача: 120 десятков яиц помещаются в 6 больших коробок, но если их запихивать ногами...
На конференции были очень сложные темы. Как планировалось их обсуждать в столь короткий срок? Получилось ли это?
У нас есть давняя традиция: не «запихивать» по восемь, а то и десять докладов в день, а ставить не больше двух, максимум - трех докладов в половину дня. При этом мы учитываем, что доклады - разные по времени. Есть фундаментальные - таких бывает не больше одного за половину дня, а то и за целый день. Есть краткие содоклады или отдельные сообщения по 10-15 минут. То есть вопрос вместимости решается за счет того, что дни не перегружены докладами - не бывает сплошных речей без вопросов, без обсуждений. Мы специально на дискуссию даем много времени. Понятно, что конференция - не дискуссионный клуб: да, нужно обсудить доклады, задать вопросы и дать на это время, но жанр конференции менять не надо. Поэтому внутри конференции есть не только доклады и обсуждения, а есть еще и семинары. На них «вбрасывается» основная проблема, а затем выступающий говорит: «Вот основные мнения по ней, вот второстепенные мнения, а вот спорные...» И дальше все разбираются с последствиями этого «вброса».
Были на конференции еще и круглые столы, когда заранее ставится общая для всех тема с вопросами, опубликованными заранее. Ведущие здесь просто помогают участникам вместе эти вопросы осмыслить, дают дополнительную информацию. Мы так сделали, когда обсуждались «личные заповеди» оглашаемых: прочитали целый ряд таких заповедей и задали основные критерии их оценки. А дальше начались разговоры: кто какой здесь имеет опыт, кто как их понимает, что надо делать в перспективе и т. д.
Поэтому мы все успели. Не понадобилось заменять или пропускать ни одного доклада. Бывало, что мы немного сдвигались по времени, тогда продлевали вторую половину дня. Один раз у нас была даже «третья половина дня»: семинар в полвосьмого вечера - но это по плану. Зато назавтра весь вечер был свободным, и были официально объявлены «народные гуляния» (они закончились большим импровизированным концертом силами участников и молодежного «Круга»). Так что разнообразие - залог успеха.
Обычные светские (а часто и церковные) конференции - жанр, который давно уже выдыхается. Бывает иногда так, что там сидит председательствующий, докладчик, и хорошо, если есть несколько человек в зале, чаще всего - другие докладчики. С одной стороны, это вроде бы создает хорошую рабочую обстановку - только специалисты слушают. Но есть какой-то нижний предел, после которого такая форма обсуждения становится формальностью. И наоборот - бывают сверхмноголюдные конференции, на которых не только обсудить что-то, но даже успеть прийти на многое нельзя.
Мне показалось, что на нашей конференции мы не попались ни Сцилле, ни Харибде. И это каждый раз - чудо. Потому что всегда есть опасения: вдруг что-то пойдет не так, кто-то не уложится во время и будет нервничать... Нет! Как-то всё устраивается. Ведущие не властвовали, а говорившие не пытались во что бы то ни стало вырваться и договорить. Хотя, я знаю, некоторые останавливали себя и сами срезали по несколько страниц, зачитывая только выводы. Ну, в конце концов, к следующей конференции выйдет сборник - там, пожалуйста, каждый может свою статью дать полностью.
А что для Вас лично было самым радостным на этой конференции?
Пожалуй, адекватное понимание ситуации людьми, которые здесь оказались в первый раз. Они ведь приехали вслепую или почти вслепую: что-то прочитали - наш анонс конференции, материалы на наших сайтах. Но они ведь читают и всякие гадости об институте и братстве, которых в интернете, к сожалению, достаточно - и все-таки решились поехать и посмотреть. Просто зрителей мы не принимаем, здесь были только те, кто заявил, что тема катехизации их волнует. И они не только приехали, но сразу включились в ситуацию, сразу ощутили общую атмосферу, оценили актуальность обсуждения. И вели себя совершенно естественно, ни под кого не стилизуясь, - их живая реакция и была для меня очень радостным фактом.
Что касается содержания конференции, то его всем надо еще впитывать. Каждый многое для себя открыл, причем даже в вещах, которые нам более или менее известны. А когда ты вдруг даже в знакомом видишь какие-то новые грани - это тоже очень радует.
Беседовала Елисавета Колымагина
Говорят участники конференции
Священник Петр Боев (Красноярск): Самое важное - что здесь говорят не о теории, а о практике. И если звучат доклады теоретического плана, то они сразу как бы обнажаются и дополняются практическими комментариями людей уже опытных. Главное, что мне нравится в этих конференциях, почему я с таким удовольствием и еду сюда, - это именно наличие практической стороны вопроса, жизненной. И конечно, для меня было большой радостью смелое формулирование проблемных вопросов современного человека, разговор о том, что я чувствовал, что в глубине души уже знал. Мне понравилось, что те вещи, которые у меня в зачаточном виде уже были как вопрос, здесь раскрылись и начали расти дальше.
Вообще тема человека, в том числе вопрос происхождения зла, это действительно очень искусительные вещи. И я точно могу сказать, что большинство православных здесь Богу противоречат. Они считают, что все проблемы, всё зло все равно от Бога (ведь «всё от Бога»). Просто это мнение явно не выражено. И поэтому серьезная и довольно-таки смелая постановка этого вопроса, с пониманием, что отцы не дают на него полного ответа, на самом-то деле, - вот это мне очень понравилось. С одной стороны, это очень интересно, и в то же самое время именно это и неожиданно. Потому что для того, чтобы такие проблемы обсуждать, нужно не просто смелость и отвагу, и бравость какую-то иметь; необходимы подлинное понимание человека, его проблематичности и, действительно, как по Исааку Сирину, такая жалость и такая любовь к творению, что ты даже не останавливаешься на каких-то формальных вещах.
Священник Александр Гинкель (Белгород): Наиболее интересным лично для меня было обсуждение вопросов, касающихся происхождения человека. Правда, и креационизма, и эволюционизма в этом разговоре коснулись достаточно бегло, видимо, потому что год назад об этом говорили подробно в связи с темой сотворения мира. А в этот раз были поставлены два вопроса: первый - как примирить Библию и науку, а второй - зачем примирять. И вот это было для меня наиболее неожиданно - что мнения участников разделились на эти два пути, и было интересно и тех, и других послушать. Для меня самого все-таки важен первый вопрос - как примирить. Но оказалось, что есть люди, для которых этот вопрос не стоит, для них более всего вопрос - зачем примирять. Мол, неважно это все для веры, наука живет по-своему, а мы по-своему. И здесь была высказана действительно интересная мысль - что и путь волхов, и путь пастухов, и тот и другой к Богу ведет, и слава Богу, что у нас есть оба пути, через которые мы можем прийти к познанию.
Дьякон Павел Строков (Воронеж): Наиболее интересным для меня лично был разговор о соотношении христианского и научного взглядов на эволюцию и происхождение мира. И самое важное здесь - ответ на вопрос, который прозвучал ясно и остро: что мы можем сказать людям науки всерьез о творении мира, чем можно их заинтересовать? Что мы можем сказать этому миру с его действительно большими достижениями? Мне кажется, это очень важное направление усилий, потому что часто возникает такое ощущение, что в некоторых ситуациях христианам сказать что-то по существу бывает очень сложно. Здесь же, как и вообще в опыте оглашения, есть возможность диалога - даже в такой, может быть, наиболее сложной сфере, как соотношение веры с наукой в пространстве серьезного предметного разговора.
Важно и то, что в общении приехавших из разных городов и имеющих разнообразный опыт катехизаторов свидетельства дополняют друг друга и ставятся вопросы, которые являются актуальными для всех. Это не только обсуждение наработок Преображенского братства, а именно живой обмен опытом, который питает всех здесь собравшихся. Слава Богу, что люди находят в этом вдохновение - и это видно - для дальнейшего служения в своих епархиях. Ведь ни в чем, конечно, так не нуждается сегодня наша церковь, как во вдохновенном служении свидетельства о её жизни и учении, таком, какое оно есть в самом своем существе, в самой своей красоте и силе.
Андрей Борейко (Москва), катехизатор: Я тут в некотором смысле не показатель. Это уже пятая конференция, а на предыдущих я не был. Мне были интересны выступления Давида Гзгзяна и Владимира Якунцева. Некоторые доклады были немножечко схоластическими. А вот рассказы тех священников, которые занимаются катехизацией в трудных условиях, были очень важными. Меня порадовало большое количество батюшек с разных концов страны. Это произвело довольно сильное впечатление, потому что когда варишься здесь в политизированной столичной церковной жизни, то возникает ощущение, что ничего не меняется, а оно меняется, хотя очень медленно. Есть люди в разных епархиях, которые, несмотря ни на что, дело делают и у них даже что-то получается. Хотя еще несколько лет назад казалось, что стремление к полноценной катехизации задушат, зарапортуют, и последнее время эти опасения усилились на фоне поляризации общества. Но там, где умножился грех, там изобилует благодать.
Вы активно занимаетесь практической катехизацией. Что из того, что прозвучало в эти два дня, Вы взяли себе на заметку для того, чтобы использовать в процессе катехизации?
Священник Петр Боев: Как бы это банально ни звучало, но всё, что было озвучено, я записываю (я впервые так себя веду на конференции). Очень много важных мыслей, важных моментов, важных акцентов и т. д. Это, наверное, первая моя такая конференция, где важно абсолютно все.
Андрей Борейко: Это сложный вопрос, потому что какие-то вещи всплывут, когда в следующий раз будет идти второй, основной, этап оглашения. Я каждый раз для него практически заново переписываю свои конспекты, исходя из состояния группы, из состояния людей. То, что здесь было сказано, там появится в каком-то новом виде. Я не то чтобы буквально возьму тексты докладов. Но какие-то процессы запущены, о чем-то можно подумать. А вот то, что говорил Владимир Якунцев - его примеры последствий грехопадения и о действии смерти в человеке как распадении человеческих связей и отношений - это можно использовать напрямую, просто цитировать.
Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная
Газета "Кифа" №7(177), июнь 2014 года/Портал "Идите, научите все народы"