Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Миссионерский опыт о. Александра Меня обсудили участники конференции в Семхозе

15 сентября 2016
Меневские чтения

Два круглых стола состоялись 10 сентября в рамках XI Меневских чтений в Культурно-просветительском центре «Дубрава» в подмосковном Семхозе, где жил и принял мученическую смерть протоиерей Александр Мень (1935-1990). Темы круглых столов раскрывали общую направленность XI Меневских чтений, посвященных в этом году миссионерству: «Миссионерская деятельность протоиерея Александра Меня в условиях советского атеистического государства» и «Современная миссия Русской Православной Церкви в секуляризованном обществе». 

В отличие от прошлых лет, решено было уйти от формата докладов и провести круглые столы в виде свободного диалога ведущего – историка и философа, сотрудника КПЦ «Дубрава» Олега Устинова и участников – священнослужителей из разных епархий РПЦ и мирян. 

Протоиерей Павел Великанов, доцент Московской Духовной Академии, главный редактор научно-богословского портала «Богослов.Ru», сразу поднял тему полемики вокруг богословских взглядов о. Александра Меня. Сам о. Павел далек от полярных оценок: он «не демонизирует», но и «не канонизирует» творчество священника. «Едва ли можно найти яркого проповедника, апологета, который был бы абсолютно безошибочен в своих суждениях… Самый главный след, который оставил о. Александр и к которому следует возвращаться снова и снова – он не боялся задавать вопросы, выходить за шаблоны ответов. Сам факт огромного дерзновенного вопроса, обращенного к Церкви, чем было все творчество о. Александра, – этого достаточно, чтобы считать его выдающимся богословом и ярким апологетом ХХ века», - сказал о. Павел. Он вспомнил, что подобная же оценка прозвучала много лет назад из уст известного профессора МДА Алексея Осипова: он называл о. Александра «самым ярким, выдающимся миссионером второй половины ХХ века».  

«Безошибочное богословие в принципе исключено», - согласен протоиерей Владимир Архипов, клирик Сретенского храма в Новой Деревне (г. Пушкино), который начал свое служение в церкви еще при жизни о. Александра. Однако о. Владимир убежден, что «ошибки» богословия его духовного отца обсуждать вообще не стоит, поскольку, по его мнению, о. Александр был «свидетелем» - он говорил и писал так, «будто бы только что пришел со встречи с Иисусом Христом и не может не поделиться». Именно «живое общение с Живым Богом» давало о. Александру возможность говорить «просто, ясно, свободно» - так, что и после его гибели тысячи людей его услышали и пришли в церковь. 

Этот опыт Встречи объединяет о. Александра и митрополита Сурожского Антония, считает о. Владимир. По его свидетельству, «братьями в духе» называл их и архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который не давал «критических оценок» богословию о. Александра. О духовной близости этих двух ярких проповедников второй половины ХХ века упоминал и о. Павел Великанов: «Митрополит Антоний неоднократно подчеркивал значимость о. Александра. Тональность многих ответов владыки неизбежно подтверждала те или иные позиции о. Александра». 

Иеромонах Димитрий (Першин), председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы напомнил, что С.С. Аверинцев называл о. Александра «миссионером для дикого племени советской интеллигенции», и подчеркнул, что о. Александр был «связующим мостом» между Церковью и интеллигенцией. Однако в наше время, с сожалением признал о. Димитрий, приходится говорить о «разрыве Церкви и интеллигенции»: общество сталкивается с реакциями и даже «репрессиями», которые зачастую «отталкивают» от Церкви. «От нас ожидают Евангелия!.. А часто получают камень вместо хлеба. Боюсь, что мы опять можем разойтись с мыслящей частью нашего общества, как это случилось в XIX в.», - сетовал иеромонах. 

В то же время, он не теряет надежды на появление новых миссионеров: миссионерству нельзя просто научить, нельзя придумать «технологию их выращивания», они рождаются только из «личного опыта и серьезной научной культуры» – «все это было у о. Александра», и «за ним пошли миллионы людей, и не только в России». Поэтому так важно помнить, что «о. Александр жив, он с нами, убийцы не добились своего». Это подтверждают и слова о. Владимира Архипова, который обратил внимание на то, что в последние годы РПЦ «шаг за шагом идет по пути, проложенному о. Александром: школы, больницы, тюрьмы, евангельские группы, катехизация, проповедь в СМИ, беседы перед крещением и венчанием и т.д.». Раньше его за это считали белой вороной, теперь же все начинания о. Александра реализуются в Церкви по благословению священноначалия, отметил о. Владимир. Что же касается прославления пастыря-мученика, то это – вопрос времени, уверен о. Димитрий: «Речь об этом давно идет». 

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев вспоминал о том, как о. Александр Мень в 1980-е гг. готовил его к воцерковлению: он рассказал об одной из групп катехизации, которая конспиративно собиралась на квартирах, опасаясь слежки КГБ. Как известно, о. Александр часто навещал эти многочисленные группы в домах своих духовных чад. О.Вячеслав говорил о пастырских уроках своего духовного отца. В частности, его в свое время поразило, что о. Александр, который в конце 80-х говорил с огромными аудиториями так ясно, просто, глубоко, сказал: «Я тридцать лет к этому готовился». «Сейчас ничего из наследия о. Александра не устарело: всякий, кто хочет общаться с людьми, может черпать и черпать из его книг и проповедей», -- убежден о. Вячеслав. Размышляя о жизненном пути о. Александра, о ХХ веке в России, «когда лучшие люди были уничтожены», он подчеркнул, что само появление такого пастыря – «это просто чудо Божье». 

Священник Дмитрий Березин, председатель Миссионерского отдела Московской епархии, считает, что «главная проблема современной миссии – сами миссионеры» -- слишком «расслабляет и успокаивает» их та свобода, которая предоставлена Церкви в наши дни. Однако перед ними огромное поле: например, те 86% российского населения, которые называют себя православными, но в храмах не появляются. Он охарактеризовал основные направления миссионерской работы в Московской епархии, акцентируя внимание на образовательной подготовке миссионеров. 

О. Александр Мень как миссионер «работал в категориях «вера-неверие», сейчас же ситуация иная, поделился наблюдениями священник Александр Ермолин, и. о. проректора по учебной работе Казанской духовной семинарии. По его словам, нынешнему миссионеру приходится иметь дело не с атеизмом, а с «модным» агностицизмом, а также с распространенными антиклерикальными настроениями. Но, несмотря на различие контекста, труды о. Александра Меня отнюдь не теряют своей актуальности, подчеркнул священник. «Сама Церковь как живой организм, как единство всех верующих во Христе определит: если наследие о. Александра будет жить в XXI веке, значит, оно необходимо и правильно», - сказал он. 

Историк из США Эйприл Френч решила посвятить свою жизнь изучению и распространению наследия о. Александра Меня на Западе. Под ее редакцией в США издан перевод книги «Практическое руководство к молитве» под заголовком «Внутренний шаг к Богу». «Отец Александр очень сильно влияет на меня – моя жизнь в молитве стала глубже. Я очень благодарна Богу за знакомство с ним», - сказала она. 

О переводах книг об о. Александре Мене на испанский язык рассказал Мигель Паласио – переводчик, сотрудник ОВЦС МП и Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД). Его знакомство с о. Александром Менем произошло через много лет после его гибели благодаря его духовной дочери – Екатерине Гениевой.  По словам М. Паласио, для него очень важен Семхоз – место, где жил о. Александр и где пролилась его кровь, это место позволяет почувствовать священника живым. М. Паласио сопровождал в Семхоз не одну дипломатическую и церковную делегацию из разных стран. Он надеется, что удастся продолжить переводы книг о. Александра и о нем на испанский язык. Кроме того, переводчик ответил на вопросы о своем участии в исторической встрече Папы Франциска и Патриарха Кирилла в Гаване и о том впечатлении, которое произвел на него понтифик. 

Материалы XI Меневских чтений, как обещают организаторы, будут изданы. 

Юлия Зайцева

Благовест-инфо.ру/Портал "Идите, научите все народы"

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив