Научение слушающих

Первым этапом в традиции святоотеческой катехизации было научение «слушающих». Так назывались те, кто уже мог исповедать свою веру во Христа и желал катехизации для полноты воцерковления. После прохождения предварительного собеседования над ними совершались первые молитвенные чины, и они получали право регулярно слушать чтение Писания и проповедь, т.е. включались, в свою меру, в церковное собрание. Слышание слова Божия и участие в общей молитве было, в определенном смысле, их первой жертвой Богу.

Задача Церкви в лице ее пастырей и катехизаторов – ясным и живым языком раскрыть керигму Церкви, т.е. ее учение, предназначенное новоначальным, возвещать им слово Божие, помогать в обретении опыта молитвы и в исправлении жизни.

Задача оглашаемого - быть «не слушателем забывчивым, но исполнителем дела» (Иак 1.25). Как прилежный ученик, он должен «вникать в себя и в учение» (1Тим 4.16), «рассмотреть природные черты лица своего в зеркале» (Иак 1.23) и сделать из этого соответствующие выводы, т.е. прийти к покаянию и принести его первые плоды.

Обретение духа покаяния и его плодов удостоверяет и самого оглашаемого, и Церковь в том, что у него есть подлинная вера. Достижение такого результата – одна из главных задач оглашения «слушающих».

В святоотеческой традиции этот этап – внешне наиболее простой, но внутренне объемный, многоплановый, сопрягающий несколько различных направлений процесс.  Представленные в разделе материалы помогут тем, кто хочет разобраться в его логике и деталях.

Знакомство с опытом оглашения «слушающих» рекомендуется начать со следующих публикаций:

  • Материалы круглого стола на конференции "Традиция святоотеческой катехизации: Длительная катехизация сегодня"
  • О чтении пророческих книг на первом этапе катехизации рассказывает сотрудник НМЦ МиК Владимир Якунцев
  • Интервью катехизатора Александра Копировского, канд. пед. наук, профессора, ученого секретаря СФИ.
  • Об основных трудностях и искушениях современных оглашаемых рассказывает катехизатор, к. ф. н., декан факультета религиоведения СФИ Маргарита Шилкина
  • В практике Преображенского братства оглашение слушающих или первый этап катехизации продолжается около года. Во время него катехумены приобретают навыки чтения и понимания Св. писания, личной и храмовой молитвы, исполнения заповедей Божьих.
  • Сообщение на кружке катехизаторов Преображенского братства
  • Возрождение катехизации требует и возрождения литургических чинов, с этим связанных. Так как для нас особый интерес представляет этап предоглашения, который завершается принятием в катехумены, то для рассмотрения мы выбрали чин принятия (посвящения) в катехумены.
  • Сборник материалов к огласительным беседам подготовлен Методическим центром по миссии и катехизации при кафедре Миссиологии, катехетики и гомилетики Свято-Филаретовского православно-христианского института на основе огласительных бесед свящ. Георгия Кочеткова и опыта катехизации Преображенского содружества малых православных братств. Рекомендуется в качестве пособия для катехизаторов и оглашаемых.
  • Известны три основных элемента богослужения, предназначенных для оглашаемых, — чтение Священного писания, огласительная проповедь и молитва за оглашаемых.
  • Данные рекомендации катехизаторы могут использовать для организации и проведения огласительных встреч в 1-й части 1-го этапа оглашения.
  • Двадцатую беседу из цикла бесед по христианской этике можно рекомендовать оглашаемым в качестве дополнительного чтения во время чтения книг закона, т.е. на второй части первого этапа оглашения.
  • В четырнадцатой беседе по христианской этике приводятся основные принципы, регулирующие вопрос о женитьбе и разводе.
  • Тринадцатую беседу из цикла бесед по христианской этике можно рекомендовать оглашаемым в качестве дополнительного чтения во время чтения книг закона, т.е. на второй части первого этапа оглашения.
  • Научиться хорошо различать усилие и насилие в духовной жизни очень важно не только людям, приходящим к вере, но и всем христианам.
  • Одиннадцатую беседу из цикла бесед по христианской этике можно рекомендовать оглашаемым в качестве дополнительного чтения во время чтения книг закона, т.е. на второй части первого этапа оглашения.
  • Десятая беседа по христианской этике ценна и важна ясностью и силой определения понятия «справедливость».
  • Девятая беседа автора из цикла бесед по христианской этике
  • Восьмую беседу по христианской этике можно рекомендовать оглашаемым в качестве дополнительного чтения на первом и последующих этапах катехизации.
  • Седьмую беседу из цикла бесед по христианской этике можно рекомендовать оглашаемым в качестве дополнительного чтения на первом этапе катехизации (научение слушающих).
  • Доклад на международной богословско-практической конференции "Традиции святоотеческой катехизации: Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих" (Москва, 25–27 мая 2011 г.).
  • Четвертую беседу из цикла бесед по христианской этике можно рекомендовать оглашаемым в качестве дополнительного чтения во время чтения книг закона, т.е. на второй части первого этапа оглашения.
  • Сегодня мы с вами начинаем цикл бесед по христианской этике. Тема, на первый взгляд, хорошо знакомая: «Что такое этика?» Мы все знаем, что этика – это то, что говорит начинающим жить людям о том, как надо жить, «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Готовность к просвещению определялась не только наличием самих веры и покаяния, но достижением их определенной глубины или зрелости: вера должна предполагать не только познание единого Бога, но и Христа как Сына Божьего и Человеческого; покаяние — не только сожаление о пустоте своей прошлой жизни, но и желание полного отречения от послушания сатане на практике.
  • Условия и требования, которые предъявляются к началу катехизации носят двусторонний характер и относятся как к катехуменам, так и в гораздо большей степени к принимающей стороне, к церкви