Катехизатору

Портал «Идите, научите все народы» адресован священнослужителям и мирянам Русской православной церкви, желающим начать катехизацию на основании принципов и методов святоотеческой миссионерско-катехизической традиции или уже практикующим ее Основные моменты, характеризующие такой подход:

1. Под катехизацией (греч. κατήχησιζ — поучение, наставление; от κατηχέω, — слышание чего-либо из речей других) или оглашением (церк.-слав. калька греч. κατήχησιζ) понимается таинственный процесс воцерковления человека, происходящий через его научение основам христианской веры, молитвы и жизни.

2. Верность святоотеческой традиции катехизации предполагает следование нескольким основополагающим принципам: церковности, личностности, целостности и последовательности.

А) Церковность 

Катехизация, будучи духовным и внутрицерковным процессом, не должна быть совершаема вне связи с конкретным евхаристическим собранием, церковным братством или общиной и без одобрения священноначалия. Образом, отражающим церковность катехизации, является православная литургия, предполагающая первую часть, в которой участвуют и оглашаемые, и верные, и вторую часть, в которой участвовуют только верные. Подобную же первую часть, доступную всем оглашаемым, катехизация предлагает и в области вероучения и деятельного служения Церкви. Поэтому оглашаемые, даже если они не крещены, в силу своей веры уже становятся христианами, членами Церкви, хотя и неполными. В результате чего, согласно каноническому праву, они несут соответствующую каноническую ответственность, в частности, могут подвергаться прещениям за проступки (I Всел. 14; Эльв. 11, 38; Неок. 5). В случае кончины некрещёный оглашаемый погребается по общему для всех христиан чину.

Б) Личностность

Традиция церковной катехизации исходит из её личностного характера. Целью катехизации является воцерковление новоуверовавших, их рождение свыше (Ин 3, 3), что не может произойти без уникальной встречи с Христом в благодати Святого Духа. Образом, выражающим личностность катехизации, является община учеников Христа, где каждый известен по имени и находится в личных отношениях с Богом и друг с другом.

Подобно «Доброму Пастырю» – Христу, катехизатор – не наёмник, но тот, кто душу свою полагает за овец, и делает всё, чтобы не погубить никого из врученных ему Господом.

Катехизация должна быть соразмерной конкретному человеку, поэтому лучше всего проводит ее в малых группах (12-15 человек), где есть возможность знать и поддерживать каждого человека.

В) Целостность

Целостность катехизации состоит во взаимосвязи «закона молитвы», «закона веры» и «закона жизни».

Подготавливаясь к Крещению Духом, апостолы слушали проповедь Христа (Мф 5: 1, 2), молились вместе и отдельно (Мк 14: 26; Мк 1: 35, Мф 11: 25), участвовали в Его служении, образе жизни, радостях и скорбях (Мф 9: 19; 10: 5, 25; Мк 10: 28-30).

Поэтому традиционная церковная катехизация в любой своей разновидности предполагает одновременное научение вере, молитве и жизни и, следовательно, наличие вероучительного, молитвенно-литургического и деятельно-милосердного направления.

Г) Последовательность

Традиция святоотеческой катехизации отражает постепенность Богооткровения и опыта Богопознания в Священной истории. Христос есть исполнение Закона и Пророков, поэтому путь к Нему и соединение с Ним требует усвоения не только Его слов, но и того, что было возвещено Его предшественниками в Ветхом завете. В связи с чем церковная традиция катехизации всегда предполагала различение предогласительного, огласительного и таинствоводственного этапов катехизационного процесса как особых пластов духовного опыта, а также различала духовные состояния человека, обратившегося к Богу. В «Поучении предогласительном» свт. Кирилл Иерусалимский запрещает просвещаемым (т.е. готовящимся к крещению) рассказывать что-либо об этом тем, кто находится на предыдущем этапе оглашения.

Принцип последовательности связывался также и со словами Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…» (Мф 7, 6). Отсюда – известная в церковной истории disciplina arcani – практика, предполагающая запрет допускать к участию в чём-либо церковном человека, который к этому внутренне ещё не готов. Поэтому принцип последовательности традиционной церковной катехизации в нормальном случае может и должен быть выражен в следующих один за другим трёх этапах катехизации: научении Закону и Пророкам, просвещении и таинствоводстве. Соответственно, среди оглашаемых существуют разряды «слушающих», «просвещаемых» и «новопросвещенных». Также этот принцип предполагает ограничение участия оглашаемых в тех областях церковной жизни, содержание которых будет для них «твёрдой пищей» вместо доступного им «духовного молока». В частности, оглашаемым, которые не причащаются,  нужно  воздерживаться от участия в богослужениях, где совершаются какие-либо таинства Церкви.

3. Изложенные принципы катехизации воплощались в древней церкви в практике, которая, несмотря на различия в культурах и традициях, имеет полное внутреннее единство.  Проф. Павел Гаврилюк на основании изучения источников ввел для обозначения этой практики термин «каноническая огласительная практика».  

Преемственность катехизации, связанной с традицией св. отцов, заключается в восстановлении и продолжении канонической огласительной практики, творческом воплощении основных ее принципов сегодня.

Надеемся, что Вы найдете на нашем сайте интересные и полезные материалы, способствующие принесению достойных плодов в их служении Богу и Церкви.