Мистагогия (таинствоводство) новопросвещенных

Неотъемлемым элементом святоотеческой катехизации является мистагогия (таинствоводство) новопросвещенных, или введение в церковные таинства тех членов Церкви, которые пока еще именуются «младенцами во Христе». Необходимость такого этапа объясняется тем, что оглашаемые через участие в церковных таинствах получают новый для себя духовный опыт, осмысляют и усваивают его. Этот опыт должен быть ему изъяснён, иначе он, ввиду своей необычности, может оказаться искаженным.

Особая трудность таинствоводства в том, что духовный опыт, раскрывающийся через церковные таинства, принципиально отличается от всего, что человек знал о Церкви ранее. Этот опыт недоступен неверующим, оглашаемые же предыдущих этапов его только предчувствуют. Он связан с глубинными изменениями в человеке, которые начинает совершать Сам Господь, «Кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор 5,17). Блаж. Августин, созерцая и осмысливая перемены, происходящие в новопросвещенном, увидел его подобным евангельскому слепорожденному (Ин 9), получившему от Христа не только зрение, но и сами органы, которые его осуществляют («От века не было слышно, чтобы кто открыл глаза слепорожденному» – Ин 9,32). Свт. Феофан Затворник определял эту разницу так: «Из купели человек выходит совсем не таким, каким туда входит. Как свет тьме, как жизнь смерти, так крещеный противоположен некрещеному».

В этом разделе сайта находятся возможные варианты проведения таинствоводства и материалы по его практике в древней и современной церкви. Эта практика предполагает разную длительность и полноту таинствоводства, учитывает различные внешние и внутренние условия, в которых находятся новопросвещенные. Цель – помочь новопросвещенным, через их введение в новую духовную реальность, постигнуть, насколько это им сейчас возможно, внешний и внутренний смысл таинств веры (догматы), молитвы (литургические таинства) и жизни в Церкви.

Рекомендуется начать знакомство со святоотеческим опытом мистагогии (таинствоводства) по следующим публикациям:

  • Данная статья знакомит читателей с заключительной эсхатологической темой, раскрывающей духовный смысл одного из литургических таинств Церкви - таинства погребения верных, последней точки земной жизни - так называемой "первой" смерти человека, которую каждый проходит сам, уходя от земли, т.е. когда завершается его земной путь и прекращается его внешняя, плотская жизнь.
  • В статье представлены тезисы, которые могут служить катехизатору методической основой для раскрытия соответствующей темы по антропологии в рамках таинствоводственного этапа оглашения современных взрослых и достаточно подготовленных катехуменов. Автором предложена некая попытка синтеза основных антропологических мнений святых отцов и современных богословов и мыслителей, что представляет особую ценность в силу отсутствия в христианской традиции антропологического догмата и даже единой антропологической системы. Отличительной особенностью представленного подхода является сочетание в нем как теоретических разработок, так и практических навыков, основанных на более чем 30-летней практике проведения катехизации.
  • Опыт современной мистагогии
  • Таинство миропомазания следует рассматривать в тесной связи с таинствами покаяния и крещения во Христа в едином таинстве Просвещения, т. е. вхождения человека в Церковь. Таинство миропомазания занимает в этом ряду особое место, поскольку связано с обретением дара жизни во Святом духе. Данное таинство есть свидетельство о пророчественном характере христианства и мессианском достоинстве христиан. Также в статье рассматриваются историко-литургические и канонические аспекты таинства миропомазания, в частности чины приема в православие отпавших и инославных.
  • В рамках мистагогического цикла катехизации при разъяснении смысла таинства просвещения в соответствии со святоотеческой традицией целесообразно указывать, что предкрещальное покаяние выступает та’инственным условием полноценного вхождения в Христову церковь. Сакраментальным выражением этого воцерковления является единство таинств крещения, миропомазания и первого причащения на евхаристии. Предкрещальное покаяние, как правило, представляет собой длительный процесс обращения (возвращения) человека от жизни по логике «мира сего» к Отцу Небесному. Обновление жизни и готовность подражать Христу становятся основанием «крещения во Христа» и открывают новокрещенному благодатный путь дальнейшего освящения и преображения жизни в Церкви и мире.
  • Таинствоводственная беседа из цикла 2004 года. Данная беседа является первой в цикле таинствоводственных бесед, вводящих слушателей в таинства жизни и веры Церкви на завершающем (третьем) этапе оглашения, т. е. устного, последовательного и целостного наставления в основах христианской (православной) веры и жизни.
  • Двадцать вторую беседу из цикла бесед по христианской этике можно рекомендовать новопросвещенным в качестве дополнительного чтения к темам о христианской антропологии.
  • Беседа священника Георгия Кочеткова с новопросвещенными в начале цикла таинствоводственных бесед
  • Святитель Амвросий Медиоланский, привлекая образы Ветхого и Нового Завета, в «Огласительных поучениях» передает таинственный смысл священных таинств Церкви.
  • Причащаться на Светлой седмице благословляется не во всех храмах, ведь никто уже не постится. Можно ли подходить к Причастию в эти праздничные дни, отвечает митрополит Иларион (Алфеев):
  • Мне уже неоднократно задавали следующий вопрос: "Можно ли нам причащаться на Пасху? А в Светлую седмицу? Чтобы причаститься, нам надо продолжать пост?"
  • Таинствоводство позволяет ввести новых членов Церкви в сам опыт таинств: таинств веры, таинств жизни и таинств молитвы.