После катехизации

Многолетний опыт проведения катехизации, ориентированной на святоотеческую традицию, показал, что период, следующий непосредственно за этой катехизацией, оказывается определяющим для всей  дальнейшей жизни нововоцерковленного христианина.  Вопросом жизни и смерти становится для него: принять данный ему Богом дар и  возможность служения им в Церкви и в мире во славу Божию, или нет. У каждого христианина эти дар, место и формы служения им конкретны и ничем незаменимы. Своеволие или расслабленность, лень и невежество, проявленные в этот период, обычно приводят к потере даров и, следовательно, возможностей, которые оглашавшийся приобрел в  течение длительного процесса катехизации. Это подобно тому, как не достигли Земли Обетованной древние израильтяне, которые, хотя и вышли из Египта, «из дома рабства», но  не усвоили данных им Богом даров свободы и погибли в пустыне (Исх 32: 7 – 9; Чис 16:13-14; Втор 1:31-37). Именно поэтому сравнительно небольшой по времени период  по окончании катехизации, связанный, как правило, с особым откровением о близости Бога к человеку, но и опасностью заблудиться и потерять всё, иногда так и называют – «пустыней».

Чрезвычайно важным будет весь первый год после окончания катехизации. Именно в этот период нововоцерковленный может, во-первых,  наладить основные ритмы своей церковной жизни. Это касается, прежде всего, регулярного чтения Писания, молитвы, поста, участия в литургии и исповеди. Во-вторых, необходимо, чтобы тот, кто завершил оглашение, обрел среду для церковного общения, вдохновляющую его на жизнь по Евангелию и укрепляющую в ней. А главное – нужно, чтобы он начал служить теми, пусть и небольшими, дарами, которые у него уже есть. Очень хорош здесь принцип преп. Макария Алтайского (Глухарева), выдающегося православного подвижника и миссионера первой половины  XIX  века: «Не можешь ловить людей – лови рыбу для тех, кто ловит людей» (ср. Мф 3:18-20).

В предлагаемом ниже для ознакомления разделе сайта представлены материалы,  раскрывающие особенности периода «пустыни», а также содержащие рекомендации священникам и катехизаторам, как помочь нововоцерковленным в первый год их самостоятельной церковной жизни.

Изучение этих материалов мы рекомендуем начать со следующих публикаций:

  • Интервью с катехизаторами о главных задачах первого года церковной жизни после катехизации 
  • Нововоцерковленные – люди, прошедшие оглашение и недавно вошедшие в церковь, – рассказывают о тех надеждах, с которыми они пришли на оглашение, и о том, что с ними стало после вхождения в Церковь
  • О введении новопросвещенных в аскетическое предание Церкви рассказывает преподаватель аскетики СФИ, катехизатор Светлана Штадгауз
  • Сборник статей в помощь нововоцерковленным. Книга предназначена для православных христиан, готовящихся к участию в церковных таинствах.
  • Можно сказать, что пустыня находится между Египтом — домом рабства и Землей обетованной, а в христианском контексте — это время между Крещением и выходом на служение.
  • Тема служения в церкви ее верных чад не нова: по всей видимости, ей столько же лет, сколько и самой церкви. О том, каким образом находить свое место в церкви в наше время людям после воцерковления, мы расспросили миссионеров и катехизаторов из разных епархий Русской православной церкви.
  • Церковь всегда старалась помочь своим новым членам, предупредить о предстоящих им искушениях и вдохновить на подвиг их преодоления