Православная миссия
и катехизация
и катехизацияТеория и практика катехизацииПредоглашениеСпособность покаяться — это дар от Бога?
Способность покаяться — это дар от Бога?
Есть работа, которая нравится. Очень много дел, которые надо сделать, большие цели, но вместо того, чтобы заниматься дома после работы делами, хочется отвлечься, ни о чём не думать, спрятаться в свою нору. А дела не делаются. Как с этим справиться?
Свящ. Георгий Кочетков. Ваш вопрос можно рассматривать на разных уровнях: смотря какие дела и смотря какая «нора». В разных ситуациях будут разные ответы. Будем считать, что у Вас ситуация (довольно распространённая в наше время), когда человек действительно поработал, то есть немного пошевелился днём, а потом приходит домой, и ему хочется расслабиться, отдохнуть, и даже не потому, что он устал, а потому что такова привычка. Еще одна причина — слишком большие эмоциональные напряжения, которые в наше время возникают каждый день. Чаще всего люди сами виноваты в этом, потому что у них не то чтобы слишком велик объём дел, но их подавляет суета, огромное количество лишнего, зряшного. Когда человек делает много хорошего, действительно соответствующего воле Божьей, он не устаёт и ему не нужно лишний раз прерываться, отдыхать. Все эти желания преследуют лишь человека, сердцем преданного суете, подчинившегося ей — не важно, добровольно или недобровольно. Если Ваш случай именно такой, нужно просто освободиться от суеты и направить свои усилия на познание воли Божьей. Нужно знать, чего хочет Господь от Вас лично, т.е. знать своё призвание, понимать, зачем Вы живёте на земле. Иначе говоря, нужно начинать с самого главного в жизни — с её смысла. Чтобы в Вашей жизни было меньше инерции, бессмыслицы, пустоты, меньше грехов и пороков, злобы, зависти, безверия, Вам нужно подумать, «что такое хорошо и что такое плохо», как и чем Вы живёте, зачем Вы работаете, приходите домой, делаете одно, другое, третье... Та расслабленность, граничащая с унынием, о которой Вы говорите, — следствие именно неустроенности Вашей внутренней, духовной христианской жизни, даже если Вы считаете себя человеком верующим. Постарайтесь найти свой путь, не просто исходя из соображений полезности, ведь они часто бывают слишком субъективны, а то и затронуты эгоизмом, но ища большего. Думайте, молитесь и действуйте.
Почему православие в XXI веке рвётся к власти?
Свящ. Георгий Кочетков. Не совсем понятно, что Вы имеете в виду; нужно было бы уточнить этот вопрос. Видимо, речь о том, что снова, как это было прежде, в византийское и русско-имперское время, оживает чрезвычайно опасная для церкви идея симфонии, т.е. «согласия» церкви и государства. И если она воплотится в жизнь, церкви придётся нести на себе ответственность за все грехи власти. Ведь если имперская власть, которая всё-таки была довольно основательной и христианской, приводила церковь к параличу и краху, как это случилось в 1917 году в России, то уж тем более этого можно ожидать от нынешней власти, которая имеет куда меньше оснований называться христианской, независимо от того, верующие или неверующие люди стоят на самом верху. Они могут быть искренне верующими, но природа власти от этого ещё не меняется. Одно дело субъективное настроение того или иного человека, а другое дело работа системы, которой они вынуждены подчиняться, потому что перестроить её, как правило, не могут или не умеют. Так что подумайте сами над своим вопросом. Православие проповедует свободу. «Где Дух Господень, там свобода», — вот самое главное, что Вы должны знать, и сами не поддаваться искушению властью, чудом или хлебом, как это описано в Евангелии. Давайте каждый из нас прежде всего начнёт с себя, стремясь быть носителем Духа Господнего, Духа Свободы. И только после этого мы сможем увидеть, как освободить церковь от пут излишней надежды на человеческое, на внешнее, на преходящее, государственное.
Стоит ли продлевать жизнь на земле, если мы посланы мучиться за грехи своих предков в болезнях, войнах, предательстве, лицемерии? Не лучше ли умереть при родах?
Свящ. Георгий Кочетков. Это странный вопрос. Непонятно, как у Вас возникло убеждение в том, что мы призваны страдать за грехи предков. Это позиция не христианская в принципе. Подумайте, откуда она у Вас. Попытайтесь согласовать её со словом Христовым, с Евангелием, с христианским отношением к жизни человека, к смыслу этой жизни. Тогда Вы поймёте, что христианство должно освобождать человека от греха и смерти, а не подчинять его им. Христианство призвано возрождать личность во всей полноте и свободе духа и смысла её существования. У Вас здесь произошёл какой-то «системный сбой», и нужно говорить о самых началах жизни, о том, хотите ли Вы быть христианином, и если да, то насколько это реально осуществляется в Вашей жизни, насколько Ваше умонастроение соответствует воле Божьей и истине. Надо делать всё, чтобы человек жил — и при этом жил осмысленно и духовно, чтобы он стремился к полноте и совершенству жизни. Если это будет так, то мысли, подобные тем, что содержатся в Вашем вопросе, никогда больше не придут Вам в голову.
Способность покаяться — это дар от Бога? Может ли быть так, что человек просто не способен к покаянию?
Свящ. Георгий Кочетков:Да, действительно, покаяние — дар от Бога; но смысл этих слов в том, что способность к покаянию дана человеку изначально, вложена в саму его природу, в его сердце, даже независимо от того, верующий он или неверующий. Это не просто дар благодати или плод подвига веры, который может быть, но может и не быть дан человеку. Нет, Бог даёт этот дар каждому человеку. Поэтому нет людей, которые не могли бы покаяться. Другое дело, что им может мешать гордыня или уныние — главные враги покаяния. Человеку не хочется себя смирять, находить свою меру, обретать внутренний мир. Ему не хочется освобождаться от уныния, от пассивного и раздвоенного состояния, потому что это духовный труд и в каком-то смысле духовный риск. А человек в наше время нередко привык жить растительным образом. Если Вы увидите в себе хоть какие-то из этих вещей, то от них Вам надо освобождаться. Я не думаю, чтобы Ваша жизнь была связана с невозможностью покаяться. Если у Вас есть силы для покаяния, покажите пример тем, у кого их нет, попытайтесь свидетельствовать о силе Божьей любви, которая распространяется, к слову говоря, на каждого человека на земле — и через нас, верующих, и непосредственно через обстоятельства. Просто люди не умеют взять этот дар и поэтому сомневаются в благости Господней, в том, что Он готов простить всякого кающегося, открывающего своё сердце для изменения жизни, в чём и заключена цель покаяния.
На фоне событий в Африке и особенно в Японии вспоминаются слова из Евангелия о том, что Христос придёт второй раз неожиданно для всех. Можно ли говорить о том, что апокалипсис случится в самое ближайшее время? В Евангелии говорится ещё о кормящих женщинах и их младенцах, что им будет особенно тяжело. Как же быть таким молодым женщинам, как я? Если сейчас планировать детей — не подвергнутся ли они тому риску, о котором читаю в Евангелии?
Свящ. Георгий Кочетков. Вопросы эсхатологические, касающиеся конца мира, — это всегда трудные вопросы. И размышляя на эти темы, прежде всего мы должны вспомнить фундаментальные положения православной веры. Господь говорит: «Не знаете ни дня, ни часа, когда придёт Сын Человеческий». Он напоминает, что об этом никто не знает — ни ангелы Божьи, ни Сын Человеческий. Только Отец Небесный знает, ибо Он полагает времена и сроки.
Поэтому, с одной стороны, надо всегда беспокоиться о тех вещах, которые касаются конца нашей земной жизни и явления Господа, а с другой стороны, слишком беспокоиться не нужно, скорее, нужно ждать Христа как благодать, как Свет, как отраду, как явление Правды и Любви Божьей. Какие бы ни случались катаклизмы, они лишь напоминают нам о реалиях, существующих всегда, о том, что наша жизнь не может быть безоблачной и бесконечной на земле. Так что надо делать из этого выводы, тем более что то, что происходит в этом мире, всегда связано с нашим духовно-нравственным состоянием. Не будем об этом забывать, но будем надеяться на милость Божью и будем делать всё, чтобы быть верными Христу во всей своей жизни, в делах, словах и помышлениях.
Планируйте свою семью так, как Вы считаете нужным планировать. Но только исходите при этом из Евангелия, из Духа Божьего, из воли Божьей, а не из эгоистических соображений — семейных или личных. Тогда у Вас всё будет нормально. Дело не в том, надо заводить детей или не надо, сколько их будет и т.д. Да, сказано, что будет трудно и кормящим женщинам, и детям. Но это будет катаклизм для всех. Явление Христа — это всегда кризис, это всегда некий поворот и суд для всех людей. Поэтому главное — жить по слову Божьему, по воле Божьей, по правде Его, по вере. Главное, чтобы Христос был близок к нам, к нашей жизни, к нашей совести. Если это будет, то не надо ничего бояться, а надо даже с большой радостью относиться к возможности явления Христа, ожидать этого явления, просить о сокращении сроков, потому что слишком много страданий и бед на земле уже происходит. Нельзя сказать, что во времена последние страданий будет больше, чем есть на самом деле сейчас. Подумайте об этом и помолитесь Господу, чтобы Ваша жизнь была достойна встречи с Ним.
Я не понимаю: что такое Бог? Молюсь Ему, но потом поступаю по своей интуиции и не знаю — Бог это действует или я сама.
Свящ. Георгий Кочетков:Прежде всего, подумайте о том, что мы обращаемся к Богу не как к чему-то, а как к Кому-то. Бог не что, а Кто, поэтому Вы и можете иметь живые, реальные отношения с Ним. Откуда же иначе, как Вы думаете, берётся Ваша интуиция? Хорошо, если Вы поступаете по интуиции, ища воли Божьей, ища правды Его, хорошо, если Вы этой интуицией хотите утверждать не себя, а путь Божий, любовь Его, веру Божью, жизнь по-божески. Если это так, то Вы поступаете хорошо, по совести. Только помните, что Ваша совесть несовершенна, она может быть больной. Иначе можно было бы всем поступать по совести и больше не нужно было бы вообще ничего, уже было бы Царство Небесное на земле. Но люди стараются поступать по совести, а получается у них почему-то плохо, и не только тогда, когда они сознательно фальшивят: часто они просто не слышат голос совести, не чувствуют пути Божьи, не знают воли Его. Волю Божью надо познавать. Для этого надо иметь чистое сердце, надо алкать и жаждать правды, не бояться искушений, страданий, болезней, не надо вообще ничего бояться. Надо только благоговейно относиться к Богу. Надо иметь страх Божий в сердце своём, надо желать быть с Богом, а не без Него, надо искать церковной жизни — братской, общинной, личностной жизни, т.е. жизни личности в себе, а не той индивидуалистической жизни, которая часто нас поглощает, так же как жизнь разного рода коллективов, всех тех собраний, которые бывают слишком человеческими, но не Божескими. Так что не отвергайтесь своей интуиции, но при этом ищите волю Божью и исполняйте её всегда.
Наша жизнь не похожа на жизнь Христа, мы живём обычной жизнью — учимся, ходим на работу, воспитываем детей... Означает ли это, что стремиться к совершенству нам как бы и бесполезно — уж слишком велика разница?
Свящ. Георгий Кочетков. Разница ведь не в том, что мы учимся, ходим на работу и воспитываем детей. Это нормальное дело. Это называется жизнь житейская, мирская. Да, мирской житейской жизнью все мы так или иначе живём. Мы и должны заботиться о близких своих — о детях и о других людях, мы должны учиться, должны работать. Мы должны всё это делать. Но разница между нами и Христом не в этом, не в том, что вот Он освободился от этих вещей и ходил по дорогам и учил, а мы делаем что-то другое. Разница прежде всего внутренняя, глубинная, находящаяся в нашем сердце. Разница в том, что мы не верны Богу, что мы глухи, слепы, что мы живём только житейской жизнью, а высшей жизни в себе не имеем, не имеем той любви, к которой призвал и которую даровал нам Господь. Он предлагает её нам — но мы её не берём, мы делаем вид, что не замечаем протянутой нам руки помощи Божьей. Вот что надо преодолевать, и это нам по силам. Как бы человек ни жил, каково бы ни было его внешнее положение, ему по силам жить по-божески, потому что это и значит жить по-человечески и иметь нужную иерархию ценностей и целей в жизни. Надо уметь жертвовать собой и своим для Бога и ближних. Надо знать, чего хочет Бог от нас лично и от всех тех, кто нас окружает, от нашего общества, от нашего народа, от нашей страны, от всего человечества, в конце концов. Читайте Евангелие, читайте Слово Божье, Новый Завет, Послания апостольские, и Вы обретёте мудрость и будете знать свой путь. И расстояние от Вас до Христа уменьшится.
Христос говорит, что пришёл не к здоровым, а к больным. Означает ли это, что в мире реально есть те здоровые, которым Он не нужен? Ведь мы знаем замечательных, добрых, порядочных, совестливых атеистов.
Свящ. Георгий Кочетков. Когда Христос говорит, что Он не к здоровым пришёл, но к больным, в этом есть ирония. Если её «раскрыть», слова Его означают: Он пришёл не к тем, кто сам себя считает здоровым, кто считает, что им Христос не нужен, а к тем, кто считает себя больным, кто ищет Бога, кто ищет правду Божью, кто ищет любовь Его, кто ищет Божий путь и новую жизнь. Речь здесь не об атеистах. Относительно порядочными, относительно приличными могут быть и атеисты, и буддисты, и мусульмане, и иудаисты, и язычники — кто угодно. Любой человек может быть порядочным и ответственным. И дело не в том, кто к чему себя причисляет, потому что можно причислять себя к православным христианам и при этом быть совершенно непорядочным и безответственным, вести себя подло, быть предателем, лжецом, прелюбодеем и т.д. Кто спорит: когда человек себя осознаёт православным христианином, это для него всегда лучше. Всегда лучше, чтобы человек не терял веры. Это не просто помощь для него, это его большая сила, большое преимущество. Но в каждом человеке есть образ Божий. Каждый человек может выявить свою сообразность Богу. И людям приличным надо лишь помочь обрести Бога, потому что такие люди — имеющие совесть, имеющие разум, ищущие подлинный путь жизни, прямой путь — легко откликаются на свидетельство о Боге, о христианской жизни. А если не откликаются, это означает, что кто-то их напугал тем, что, став верующими, они чего-то лишатся, что-то потеряют в жизни, или они просто фальшиво праведные люди.
Прочитал интернет-конференцию «Страх — агония человечества. Пути к победе над страхом» на сайте Преображенского братства. Вопрос-ответ по теме антропологической катастрофы просто замечательны. Теперь и у меня вопрос появился: вот я — простой неверующий в Господа (здесь отличие от понятия Бог, т.е. Создатель, в которого я, как деист, всё же верю) человек, почему же я ничего не боюсь и вовсе не живу в страхе? И, по моим наблюдениям, люди кругом здесь, в США, где я теперь живу, тоже ничего особо не боятся. Так что, может быть, дело не во всеобщей катастрофе, а в теперешнем состоянии России?
Свящ. Георгий Кочетков. Я думаю, что Вы немного наивно смотрите на жизнь. Я могу себе представить, чего Вы реально боитесь. Мне приходилось бывать в США. Я знаю, чего там боятся люди, причем боятся значительно больше, чем в аналогичных случаях мы. Бывает, что простого «тиккета», простого «трафика», простой чернокожей дамы в полицейской форме часто боятся куда больше, чем у нас. Дело в другом. Американцы привыкли, на мой взгляд, «держать хвост пистолетом», делать вид, что они ничего не боятся. Они действительно довольно раскованы, иногда даже немного развязны в общении. У нас другая культура, и Вы это должны знать. Она немного по-другому строит взаимоотношения между людьми. У нас тоже есть чего бояться, но как и в Америке, так и у нас можно жить без страха. Я часто вспоминаю апостольские слова о том, что в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, и что боящийся несовершен в любви. Так что дело даже не столько в культуре или в социальных обстоятельствах. Они, конечно, имеют какое-то значение, но всё-таки главное происходит из Вашего сердца: есть в этом сердце страх или его нет. Везде есть грехи, везде есть преступления, и всем надо бояться остаться без Бога. Если Вы читали интернет-конференцию о страхе, Вы помните, что там говорилось о благоговении как страхе Божьем. Такой страх — начало Премудрости, как говорится в Писании. И он не позорит человека, это чувство и состояние совсем другого типа. Так что не думайте, что мы здесь живём под большим гнётом страха, чем у себя американцы. Повторяю, это зависит от нашей веры, это зависит от нашей жизни, это зависит от нашей любви. Имейте больше любви, и у Вас будет меньше страхов. Это касается и Америки, и России, и всего мира.
За что наказывает Бог тех язычников, которые никогда не имели возможности узнать о Христе?
Свящ. Георгий Кочетков. А откуда Вы взяли, что Бог их наказывает, и наказывает больше, чем не-язычников, которые знают о Христе, а живут подчас хуже, чем язычники? Я думаю, что нужно всё-таки помнить слова Писания о том, что кому больше дано, с того больше спрашивается. Поэтому если нам больше дано как верующим, как христианам, спрос с нас больше. Я думаю, что нас Бог наказывает больше. Наша страна находится до сих пор ещё в состоянии нераскаянном и не оправданном Божьей благодатью. Да, у нас есть святые, они всегда были, и слава Богу. Но народ в целом пока назвать освободившимся от проказы советского времени, от этой чумы, от её последствий, нельзя. Поэтому в нашей жизни так много вранья, так много разврата, так много корысти, жестокости. Вся наша коррупция, преступность, вся наша оторванность от каких-то естественных норм человеческого общежития и личной жизни — всё это как раз говорит о том, что мы пока ещё не получили прощения от Бога за наши бесчисленные грехи перед своей страной, перед своим народом, перед всем человечеством, которые были совершены в нашей стране прежде всего в XX веке, так как это было самое страшное время нашей истории. Так что я не могу согласиться с Вами, что язычников Бог наказывает каким-то особым образом.
Не думайте, что японцы (если Вы их имеете в виду) — такие уж язычники. Не забывайте, что сейчас Япония — страна в большей степени христианская, чем языческая. Но об этом почему-то нигде не говорят. Говорят о том, как хорошо себя японцы ведут, как они мужественно переносят все страдания, болезни и разрушения, но не говорят о том, что в Японии центральные силы нации связаны как раз с обращением ко Христу. Там, конечно, не только православные, православных там немного — всего лишь несколько десятков тысяч японцев и приезжие верующие люди, — но есть ещё много католиков и протестантов. Сегодня они играют, безусловно, решающую роль в духовной жизни своей страны. Если Вы их считаете христианами, то посчитайте, какой огромный процент христиан в Японии, как и в Южной Корее. Это уже почти что христианские страны. Так что я не вполне согласен с Вашим основным тезисом и считаю, что нам надо прежде всего посмотреть на себя, на то, что мы пока ещё находимся под дамокловым мечом, пока ещё не оправданы, не очищены, что мы пока ещё наказуемы за грехи свои и отцов наших. Давайте же освободимся от этого морока, от последствий страшного советского времени, от наших собственных грехов, почувствуем свою ответственность за грехи отцов. И тогда мы увидим расцвет нашей страны, нашего народа. Пусть это будет другая страна, другой народ, но это будет то, что преемственно по отношению к лучшему нашему прошлому.
Что делать, если падаешь духом, как встать? Я считаю, что день-два можно унывать, но не годами.
Свящ. Георгий Кочетков. Если говорить именно с христианской точки зрения, то уныние даже на день-два — это уже серьёзный «звонок», который должен заставить человека задуматься о том, что не всё благополучно в его духовной жизни. Уныние вообще находится, как известно, в списке смертных грехов. Конечно, при этом имеется в виду уныние как некое стабильное внутреннее состояние, которое не тождественно ни депрессии как психологическому состоянию, ни просто плохому настроению или, скажем, расстройству от какой-то неудачи. Уныние — это форма расслабленности. И не случайно некоторые святые отцы считали, что уныние вдохновляется бесом напрямую, что это есть бес в человеке, которого надо обязательно изгнать, для чего и предпринимались различные аскетические, молитвенные, литургические и прочие усилия. Конечно, коли это бес, то можно его запретить, то есть можно запретить ему действовать, запретить себе унывать. Вот депрессию запретить трудно: её надо как-то лечить, из неё надо как-то выходить, изменяя структуру своей души. А дух уныния запретить можно. Я в этом убеждался не однажды, когда люди действительно хотели избавиться от этого злого духа. Для того чтобы от него избавиться, надо, во-первых, понять, что это дух злой, а во-вторых — что он действует на других людей, и человек унывающий отвечает при этом не только за себя, но и за других, которых он тоже может спровоцировать на подобное духовное состояние.
Повторяю ещё раз: даже кратковременное уныние не может не быть разрушительным, поэтому бороться с духом уныния надо всегда, так же как и с духом гордыни. Ведь ни для кого не секрет, что дух уныния является оборотной стороной духа гордыни или, скажем, нечувствия своего духовного призвания — конкретного призвания конкретного человека. Это когда человек как бы теряет смысл своей жизни, духовный смысл своего призвания, или не видит в себе сил для его исполнения, не видит никаких возможностей, т.е. видит тупиковую ситуацию. Но тупики встречаются только в жизни неверующих людей. Если человек вдруг почувствовал какой-то духовный тупик, значит, он или поленился найти выход, или же он действительно потерял силу духа: ему не хватило смирения, не хватило дерзновения, не хватило смелости, внутренней свободы, не хватило веры, доверия, любви... Вот об этом тогда и надо просить, об этом надо молиться и к этому стремиться. И Бог Вам в помощь.
В Притчах говорится: выручай ведомых на смерть. Но разве нам сегодня это по силам? Разве можно такой призыв применить в сегодняшней жизни?
Свящ. Георгий Кочетков. Мне кажется, это неточная цитата. Не помню, не буду утверждать. Но в любом случае этот принцип хорош: надо стараться выручать людей, которым грозит серьёзная опасность, тем более, если опасность грозит их жизни. И в наше время люди стараются выручать друг друга, иногда рискуя собой, своей жизнью ради своих друзей. Настоящий друг — это человек, который может пожертвовать жизнью своей ради друга своего, может пожертвовать всем своим благополучием, всем своим временем и всеми силами, может пожертвовать своей свободой ради друга своего. Поэтому очень важно, чтобы мы помогали друг другу, чтобы мы ощущали свою ответственность друг за друга, чтобы мы понимали, что спасение жизни человека — это спасение дара Божьего и что всякий человек достоин этой помощи и этого дара. Хотя люди бывают разными и иногда закрадываются сомнения в этом их достоинстве, всё-таки мы должны давать авансы любви и доверия каждому человеку от избытка сердца своего, от избытка собственной любви, и делать добро даже тогда, когда нам делают зло. Максима «побеждай зло добром» может быть отнесена и к этому случаю.
И наше время нисколько не исключительно в этом отношении. Есть много добрых людей, есть и такие, которые и друзей своих спасают, и даже людей далёких, но попавших в беду, жертвуя ради этого очень многим. Только мы это должны увидеть, и зависит это от чистоты нашего сердца, от того, насколько мы сами готовы это делать. Если готовы, то мы увидим это и в других. Если нет, мы даже и не заметим этого в других людях, не заметим тех даров, которые у них есть.
Унывал ли Давид, когда согрешил? По сути что такое уныние — отказ от Бога?
Свящ. Георгий Кочетков. Уныние — это ненадеяние на Бога, то есть отсутствие надежды, неспособность опереться на крепкую руку Божью, на Его силу и любовь, на Божье доверие, так же как и отказ от подобного отношения к ближним. Уныние — это, как я уже сказал, оборотная сторона гордыни, это всегда неспособность действовать адекватно, достаточно интенсивно и с верой в положительный итог своих действий, благой результат.
Унывал ли Давид? Не знаю. Мне кажется, что он не унывал. Если вчитаться в строки пятидесятого псалма, которые по преданию написаны царём Давидом именно после его греха, то мы увидим: это псалом покаянный, который свидетельствует о том, что никакого духа уныния у царя Давида не было. Он потому и был пророк и святой царь, что хотя он и согрешал — иногда тяжко, даже смертно согрешал с точки зрения заповедей и закона, — но умел каяться и освобождаться от последствий смертных грехов, умел изменить своё сердце и наполнить его благодатью, духом владычественным, духом Господним. Во всех текстах Священного писания Ветхого завета я не вижу никаких следов уныния у царя Давида, несмотря на двойной смертный грех, которым он согрешил — но в котором и покаялся после обличения пророком Нафаном. Будем стремиться сами, по его примеру, никогда не унывать. Даже если, не приведи Господь, мы встретимся с тяжкими грехами, не будем предаваться унынию. Будем действительно обращаться к Богу с покаянием, исправляя себя, исправляя своё сердце и наполняя его духом Господним.
Всегда ли ощущение боли от того, что меня обидели, — признак гордыни: «меня обидели, любимого»?
Свящ. Георгий Кочетков. Если это обида реальная — ведь мы иногда обижаемся не по реальным причинам, а по выдуманным, то она всегда приносит человеку боль. Другое дело, что можно по-разному на это реагировать. Человек может действительно реагировать так, как Вы написали: вот, мол, меня, любимого, обидели, и я не сожалею об обидчике, а жалею только себя и хочу отомстить или как-то иначе жёстко воздать человеку, который меня обидел. Да, обида — это, как сказал Николай Александрович Бердяев, «ободранное самолюбие». Может быть, это ещё не сразу гордыня, но что-то близкое к тому, как минимум, самолюбие. Надо избегать обид. Я лично считаю, что настоящий христианин должен достичь такого смирения, чтобы ни при каких обстоятельствах не обижаться и самому не обижать никого. То есть если ты видишь, что человек на тебя обижается, то надо постараться как-то поменять или тон, или разворот дела так, чтобы не обижать. С другой стороны, не надо быть рабом эмоций. Иногда люди, особенно в наше время, пользуются такими психологическими трюками: строят из себя обиженных для того, чтобы эмоционально и психологически воздействовать на окружающих. Они постоянно ходят с недовольным видом, их всё обижает, всё ранит, иногда они это даже внешне выражают в словах, или это написано у них на лице. Но надо уметь видеть, с чем мы имеем дело в реальности: действительно с обидой или с игрой в обиду, потому что если человек просто хочет на вас воздействовать, полегче получить то, что ему от вас нужно, то тут, может быть, надо и не обращать внимания на эти игры и держаться очень спокойно.
И всё-таки в этом мире действительно слишком много обид, реальных обид. И если уж вы почувствовали боль, и обида закралась внутрь вашего сердца, поспешите простить обидевших вас людей. Ведь реальное прощение — это настоящая сила, это проявление силы духа. Простить — значит исправить. Если вы прощаете обидчика, вы способствуете его исправлению. Будем всегда стараться быть за человека, будем стараться избавляться от всех обид и будем стараться не обижать никого ни при каких обстоятельствах.
Что значит уповать на Бога?
Свящ. Георгий Кочетков. Уповать на Бога — это и значит на Бога надеяться. А надеяться, как я уже сказал, это значит опираться на крепкую руку Божью, на Божью любовь и доверие. Это действительно так. Есть люди, которые не умеют этого делать, потому что воспитаны были по-другому. И таким людям очень тяжело живётся, они очень ранимы, очень обидчивы, они могут предъявлять претензии даже к Господу Богу, могут роптать по любому поводу и без повода. К сожалению, в нашем народе в его современном состоянии очень много таких людей, которые не умеют надеяться, не умеют уповать на Бога, не умеют доверять и другим людям, не умеют надеяться даже на своих друзей и близких. Это, конечно, духовная язва, болезнь, которую надо лечить, с которой надо справляться.
Надежда — одна из основных добродетелей христианской жизни. Апостол Павел говорит: «ныне пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13:13) (не в том смысле, что надежда не важна, а в том смысле, что она исполняется, что она может быть исполнена и тем самым как бы уйти на второй план в нашей духовной жизни). Не забудем и другие слова Писания: «надежда не постыжает» (Рим 5:5). Человек надеющийся получает то, во что он верит, на что надеется, на что или кого обращена его любовь. Если человек любит кого-то, он обязательно найдёт взаимность, найдёт ответную любовь. Если он имеет веру и доверие, он тоже может рассчитывать на доверие. И если человек надеется на кого-то, ему обязательно — сразу или не сразу, в одном или в другом случае, — но ответят такой же надеждой.
Почему аборты не приравнивают к убийству? Во-первых, повысится рождаемость; не хочешь воспитывать, отдай — другие воспитают; сохранится родовая функция женщины, пусть посидит пару лет, зато матка будет цела, и меньше будет шлюх. Хватит равняться на Европу, пусть они с нас берут пример. Пусть сажают и тех, кто аборты делает или предлагает делать как соучастников в убийстве ребёнка.
Свящ. Георгий Кочетков. Конечно, церковь приравнивает аборт к убийству, но не в уголовном смысле этого слова, а в духовно-нравственном, т.е. ответственность человека за аборт церковь предлагает уравнять с ответственностью за вольное или невольное убийство уже рождённого человека. И церковь делает всё, чтобы люди добровольно отказывались от абортов, даже в случаях очень спорных, связанных с медицинскими показаниями или с угрозой смерти для матери и т.п. Даже в этих случаях, оставляя свободу человеку, церковь всё-таки призывает сделать всё, чтобы избежать аборта. Таким образом, вопрос не в том, чтобы кого-то сажать или не сажать, а в том, чтобы люди принимали правильное решение, чтобы у них была ответственность за жизнь младенца, чтобы они понимали, что жизнь человека — это дар свыше, дар Божий, за который несут ответственность родители и общество.
И дело не только в том, каково благосостояние народа. Всем известно, что много детей чаще всего бывает в обществах далеко не самых богатых. Это зависит от традиций, от веры, хотя, конечно, в какой-то степени зависит и от благосостояния, ведь если дети будут на глазах родителей умирать от голода, то ничего хорошего в этом не будет, и надо делать так, чтобы этого не было. Но всё же главное здесь то, что решат сами родители. Главное, чтобы они выбрали священный дар жизни, чтобы они возблагодарили Бога за зачатие ребёнка — для пополнения их семьи, для того, чтобы их брак имел больше оснований и оправданий пред Богом и людьми. Конечно, мы знаем, что рождение ребёнка — это не просто плод определённых удовольствий, это всегда какая-то жертва для родителей. Любой ребёнок всегда требует от родителей много внимания, сил, средств, и рождение нового ребёнка — это и радость, но и большая забота. Мне кажется, что люди стали понимать это значительно лучше. Не случайно во многих семьях сейчас стало больше детей. И не потому, что так уж сильно выросло наше благосостояние, а просто изменилось отношение к жизни. Может быть, люди стали больше доверять друг другу, обществу, в конце концов, доверять Господу Богу. И это, мне кажется, очень важно. Так что, на мой взгляд, Вам следует больше думать не о том, кого сажать, кого не сажать, а о том, чтобы люди свою свободу использовали по-божески и, значит, по-человечески, чтобы они делали всё, чтобы стало меньше абортов, а ещё лучше, чтобы их не было вовсе.
Почему считается, что аборт — убийство? В Писании нигде об этом не нашла.
Свящ. Георгий Кочетков. Это есть в церковных канонах. В Писании об этом прямо не говорится, но там для этого и повода нет. Всё зависит от того, считаем мы зачатого ребёнка человеком или нет. Тот, кто считает, что ребёнок — просто некий биоматериал, именно поэтому может быть уверен, что с ним можно делать всё что угодно и использовать по своему усмотрению, по своему произволу. Но если мы считаем находящийся в утробе матери плод ещё не рождённым человеком, тогда, конечно, его уничтожение — это убийство по определению. Другое дело, что есть люди, которые говорят: находящийся в утробе младенец становится человеком не сразу, а на четвёртый месяц, или на восьмой, или ещё когда-то. Но это непонятный подход, ведь здесь нет грани. Утробное развитие младенца очень органично, и нельзя указать водораздел, тот момент, до которого он не человек, а потом становится человеком. Почему, допустим, кто-то считает, что на третий месяц это не человек, а, скажем, на четвёртый человек? Потому что ему кажется, что внешне он больше похож на него?
Так вот, церковь всегда утверждала, что ребёнок становится человеком с момента зачатия. Как только есть первая оплодотворённая клеточка, эмбрион — это уже человек. И это, мне кажется, очень важно, об этом действительно надо думать и благодарить Бога за дар жизни — человеческой жизни! Поэтому очень важно понимать, что эту жизнь нужно охранять, и уничтожение её есть, безусловно, тяжелейший грех убийства. Интересно, что все эти выводы связаны не только с современными нашими знаниями о наследственности, о генетике, о биологии и т. д., но и с принципами, известными церкви с древних времён.
Как учить ребёнка послушанию? Не вырастишь ли безынициативного человека?
Свящ. Георгий Кочетков. Всё зависит от того, как понимать послушание и какие методы применять при воспитании этого качества. Если под послушанием понимать безоговорочное слепое подчинение, тогда, конечно, в результате воспитания вырастет безынициативный человек, подавленный, раздвоенный и неполноценный. А если под послушанием понимать умение слушать Бога — то качество, которое предполагает умение учиться у старших, и значит, признавать авторитет старшего, не внешний, но заслуженный, реальный, — тогда, конечно, безынициативности никакой не будет. Наоборот, инициатива как раз и будет плодом этого научения и этого послушания. Потому что там, где нет разницы потенциалов, где всё уравнено и все уравниваются, там нет возможности развития творческой личности, творческих способностей человека.
У меня нет проблемы, чтобы не кричать на родителей, но иногда я молчу и думаю: «да вы ничего не понимаете». И вот думаю, грешу уже или ещё нет?
Свящ. Георгий Кочетков. Ваш вопрос получился немного слишком «психологическим». Человек грешит тогда, когда он или озлобляется, или отчуждается от старших, в данном случае от родителей. Если есть это озлобление, отчуждение, высокомерие по отношению к ним, то это, безусловно, грех. А если то, о чём вы говорите, просто некая весёлая присказка, которая говорится с сочувствием и с пониманием, что родители всё равно остаются родителями, если от этого не страдает их авторитет, то тогда, может быть, здесь и нет никакого греха. Важно не переходить эту грань, вот и всё.
В сектах говорят, что семья — это неважное. Но ведь это неправильно — отказываться от того, что для тебя ценно, правда?
Свящ. Георгий Кочетков. Я не знаю, что говорят в сектах, и немного сомневаюсь, чтобы кто бы то ни было мог говорить такие вещи. Во всяком случае, я никогда такого не слышал. Ценность семьи никто не может отрицать. В семье есть возможность проявить свою любовь к близким и вообще почувствовать, что у тебя есть близкие люди, те, о ком ты заботишься и кто о тебе заботится, кто готов ради тебя жертвовать, готов поступать по любви, а не просто по формальному признаку древнего закона. Это очень важно. Семья даёт человеку возможность возрастать и получать воспитание. Через семью можно сделать очень много доброго. Так что отказываться от семьи никогда не надо.
Конечно, нужно понимать, что в семье бывают недостатки, в том числе «родовые»: есть опасность семейного эгоизма, есть опасность фетишизации семьи, когда из семьи делают идола. Но если этого нет, то беспокоиться не о чем.
И ещё: человек может выбрать, заводить свою собственную семью или отдать всего себя на служение Богу и церкви. Это нормально, и человек в таком выборе свободен. Но этот отказ — не следствие пренебрежения семьёй, а нечто совершенно иное, шаг вперёд и вверх по отношению к общечеловеческому установлению, поддерживающему семейную жизнь.
Как же так получилось: все произошли от Адама и Евы, откуда же столько разных вер, причём распространённых по всему миру?
Свящ. Георгий Кочетков. Это результат вавилонского смешения языков. Люди действительно потеряли взаимопонимание. В своей вере они обретают какой-то общий язык, общий духовный путь, общий опыт, но только «в своей среде». Они уже с трудом могут воспринимать разногласия, разномыслия. Да и сами разномыслия и разногласия — плод греха. Бог один, и человек по своей природе один, един. Но его охлаждение, отдаление от Бога, от Божественной истины, потеря истинного пути приводит к тому, что появляются и греховные примеси, которые, развиваясь, приводят к появлению новых вер, новых идеологий, не просто новых идей, а каких-то падших или смешанных состояний. Чаще всего разные религии представляют собой как раз плод смешения добра и зла. В них всегда есть что-то правильное, доброе, а есть что-то искажающее Божественную, или лучше сказать, богочеловеческую Истину. Поэтому так трудно показывать людям преимущество того или другого пути веры: ведь в одном есть одни плюсы, в другом другие, в одном есть свои минусы, в другом другие. Поэтому и нам важно искать ту единственную веру, тот единственный путь, который открывается непосредственно Богом. Такой путь — путь живой — нам открыл Господь наш Иисус Христос, потому что Он Сам есть Путь жизни — Путь, и Истина, и Жизнь. Его путь не содержит в себе никаких примесей. Другое дело, что люди, воплощающие, осознающие этот путь, тоже могут «разногласить» и разделяться. К сожалению, в истории так было не однажды. Но это опять же следствие греховности людей. Так что надо стараться следовать за Христом и объединять во Христе и через Христа людей в единстве веры, и жить в этом единстве духа и союзе мира, как призывает нас апостол Павел.
Христос лечил людей. Неужели сейчас нет таких, как Он? Почему сейчас церковь запрещает целительство? Некоторые считают, что из-за конкуренции.
Свящ. Георгий Кочетков. Христос не только лечил, но и продолжает лечить людей. Я много раз видел, как Господь исцеляет людей, приходящих к Нему, приходящих к вере, становящихся на истинный путь, освобождающихся от своих грехов, страстей и прочих заблуждений. Так что церковь этого не запрещает. А запрещает она использовать для исцеления магические средства, использовать под видом Божественных средства природы тварной, запрещает она идолопоклонство, запрещает пути заблуждения, что и понятно. Так что здесь, мне кажется, есть некоторое недоразумение. Надо знать, какие пути исцеления достойные, а какие — недостойные, какие подходящие, а какие нет. И использовать подходящие — прежде всего молитву, веру, любовь и надежду, дух свободы и истины, а также все те силы души и тела, которые подчиняются закону любви, закону Христовой жизни.
Как возлюбить Бога всем сердцем, всей крепостью? А то я испытываю постоянное чувство вины: не люблю и этого, и того. Совершить какой-то поступок в отношении человека могу, но любви в этом нет. Я даже думаю: сделаю, а Господь потом скажет — не считается, потому что без любви. Как обретать эту любовь?
Свящ. Георгий Кочетков. Любовь обретается через единство с Богом, Который является источником Любви. Имейте веру Божью, опирайтесь на Бога, исполняйте Его заповеди, главная из которых — любовь к Богу и к ближнему.
Как обретать любовь? Только любя Бога и ближнего. Как любить Бога и ближнего? Только через ту любовь, которую Господь вложил в Ваше сердце от рождения, от воспитания, от традиций церкви, а может быть, и от семьи Вашей.
Кочетков Георгий, священник
Кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»