Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Что должны знать и уметь крестные, поручители

На Ваши вопросы отвечают зав. кафедрой религиоведения СФИ Маргарита Шилкина и руководитель научно-методического центра по миссии и катехизации СФИ Людмила Комиссарова
04 февраля 2014 5 мин.

Известно, что в древней церкви было невозможно креститься без свидетельства поручителя, крестного, который потом участвовал в крещении и был восприемником, то есть «принимал» нового члена церкви от купели.

В «Апостольском предании» Ипполита Римского (III век) мы можем прочитать о важной роли поручителей. Они приводили с собой кандидата в собрание христиан первый раз и свидетельствовал перед епископом о том, что этот человек хочет стать христианином и его можно зачислить в число оглашаемых. И затем, во время оглашения, они принимали участие в научении оглашаемого, были рядом с ним. Когда же оглашение завершалось, то к крещению человек допускался именно на основании свидетельства поручителей о том, изменилась ли жизнь того, кого они некогда привели в церковь. После крещения поручители продолжали помогать новокрещенному освоиться в новой для него жизни в церкви.

Ответственность крестного не зависит от возраста крестников — они могут быть и младенцами, и детьми, и взрослыми. Но какова же эта ответственность? Что должны знать и уметь крестные, поручители сейчас?

Маргарита Васильевна Шилкина – зав. кафедрой религиоведения СФИ, кандидат философских наук, доцент и преподаватель Свято-Филаретовского института, катехизатор.

Людмила Владимировна Комиссарова — руководитель научно-методического центра по миссии и катехизации, руководитель богословского колледжа, катехизатор.

Ответы Маргариты Васильевны Шилкиной

Маргарита Шилкина

Здравствуйте, Маргарита Васильевна!

Как далеко простирается ответственность поручителя? Допустим, человек ушел с оглашения? Когда ты становишься поручителем в начале оглашения? Или раньше? Что, собственно, входит в обязанности поручителя, и на каком этапе?

Спасибо! С уважением, Яков.

Маргарита Шилкина: Поручителем христианин становится тогда, когда берет на себя ответственность за духовный путь человека, ищущего Бога и Церкви. Он ручается, что намерения ищущего действительно таковы, как он говорит. Смысл поручительства – помочь в этих поисках обрести веру, надежду и любовь к Богу и братьям и сестрам, к Церкви. Поручитель – не обязательно друг, но всегда лично близкий человек, знающий и понимающий трудности, искушения, сомнения того, кто идет к вере. Между ним и поручаемым должны быть отношения доверия, взаимной открытости, постоянного общения. Только тогда можно реально помочь поручаемому. Ну и конечно, поручитель сам должен быть церковным служащим человеком.

Поручителями в нормальном случае мы становимся еще до оглашения. Прежде чем привести своего знакомого, родственника или друга на открытую миссионерскую встречу, важно подготовить его к этому, чтобы свидетельство упало на добрую почву. От нескольких дней до нескольких лет может уйти на то, чтобы близкий нам человек действительно захотел обрести в своей жизни подлинный смысл, вырваться из-под власти зла, услышал наше свидетельство о том, что Христос может ему в этом помочь. Для того чтобы пригласить человека на миссионерскую встречу, важно, чтобы у него хотя бы возник внутренний вопрос: кто мой Бог? Кто такой Христос? Как Он связан с моей жизнью? Посеять эти семена-вопросы должен поручитель через общение, совместные размышления над личными (именно личными, а не общественными!) вопросами, и обязательно – через молитву о своем поручаемом.

Ну а если поручаемый решил пойти на оглашение, поручитель сопровождает его на всех этапах, внутренне разделяя этот путь, а значит и молясь вместе с оглашаемым, читая те же книги Писания, выполняя те же задания, но конечно уже на своем уровне. Поэтому важно, чтобы поручитель знал программу оглашения, был в тесном общении с катехизатором и его помощником, советовался с ними, выполнял их рекомендации и сам помогал им лучше понять своего поручаемого. Тогда он сможет и на вопросы оглашаемого ответить, и в храм с ним пойти, и вовремя увидеть серьезные духовные искушения, которые начинают оглашаемого уводить от оглашения. Хорошо, если удается иногда присутствовать с согласия катехизатора на огласительных встречах, особенно в начале 1-го этапа и на таких ключевых встречах, когда читается молитва первого этапа, когда происходит переход на второй этап, на покаянной встрече. Но всегда приходить с оглашаемым на встречи не нужно, т.к. ему важно становиться самостоятельным в своей духовной жизни. Важно помогать готовиться к Крещению, если поручаемый не крещен, и участвовать в самом Крещении. 

И конечно очень важна молитва поручителя, как личная за оглашаемого, так и церковная вместе с ним в храме. Очень важно стоять в храме рядом с ним, помогать преодолеть страх перед новым для него пространством, новыми людьми, помочь полюбить храм и главное – молящихся в нем братьев и сестер как Дом Божий, научить разбираться в службе.

А когда оглашение закончится и поручаемый войдет в церковь, начнет участвовать в таинствах, очень важно, с одной стороны, помочь ему перейти на другой уровень отношений – подлинно братский церковно равных людей, но с другой, – помнить, что у нововоцерковленного не меньше искушений, чем у оглашемого. Только теперь они касаются в основном церкви. Поэтому очень важно помочь ему поверить в Церковь как общину учеников Христовых, помочь найти свое место в ней, обрести то церковное собрание, которое он уже не оставит (Ев 10: 25), за которое будет готов отвечать, в котором сразу, с самых первых дней, начнет помогать тем, кто служит Богу и Церкви, а затем и сам обретет личное служение по дару Святого Духа.

Если же поручаемый ушел с оглашения, то поручитель не может просто бросить его. В такие моменты именно роль близкого человека может оказаться решающей, чтобы человек вернулся на путь воцерковления. Особенно это важно, если оглашаемый ушел, потому что не справился со смертными грехами, если его все-таки перетянул мир сей. Как правило, в таких случаях человек очень быстро попадает в тяжелую ситуацию власти зла, и главное – не оставить его одного, помочь молитвой и советом вспомнить тонущего Петра и вскричать: «Господи помоги, погибаю!» – и увидеть протянутую руку Христа.

Но если ваш поручаемый потерял веру, если он отравился клеветой на церковь, на тех, кто его оглашает, то обычно он старается прервать общение и с поручителем. Тогда остается постоянная молитва за него. Как долго? Как хватит вашей любви и ответственности. Есть много случаев, когда через несколько лет человек возвращался на оглашение и в церковь.

Уважаемая Маргарита Васильевна, прошу Вас обозначить разницу между «ролями» крестного и поручителя, если она есть: чем их подготовленность знание и умение могут отличаться, и должны ли быть непременно отличными? Какие ситуации чаще всего встречаются в современной практике Крещения?

Благодарю, Татьяна Н.

Маргарита Шилкина: Принципиальной разницы между ними нет. Хорошо, если поручитель становится крестным, но так бывает не всегда. Крещение – одна из самых важных вершин в оглашении некрещеного человека, поэтому и крестный, и поручитель помогают катехизатору в его подготовке к крещению. Оба они должны быть церковными людьми, действительно живущими по евангелию, по вере, служащими Богу и Церкви, духовно образованными, знакомыми с опытом и традицией оглашения. Подробнее – смотрите ответ на первый вопрос.

Поручитель перестает быть таковым, когда его поручаемый воцерковляется, т.е. не просто крестится, но в нормальном случае проходит этап таинствоводства, входит в церковную общину, братство, сам начинает личное служение. Крестный же остается крестным на всю жизнь. Он – тот старший, к кому можно всегда обратиться за советом, за помощью в трудной ситуации, кто и сам видит духовный путь своего крестника и может в нужный момент что-то спросить, посоветовать, помочь и, если есть отношения доверия, потребовать. Поэтому на практике крестный – старший или равный по возрасту человек (поручитель может быть и моложе, главное, чтобы он был церковно старше). Если крестится человек пожилой, образованный, значимого социального или научного статуса, то хорошо, если и крестный будет обладать высшим светским и духовным образованием, чтобы действительно быть наставником такому человеку и в вере, и в жизни по вере.

Здравствуйте!

В чем практически может выражаться поручительство по отношению к детям? Поручителю нужно встречаться лично с поручаемым ребенком, например, погулять с ним, съесть мороженое и поговорить? Как часто? Что делать, если не складываются личные отношения между поручаемым и поручителем (ребенком, подростком)? 

Как исполнять поручительство, когда поручаемый дошкольного возраста (с 3 до 7 лет)?

Alexander Korolev 

Маргарита Шилкина: Александр, я думаю, что поручитель у ребенка – это прежде всего его друг. В воцерковлении детей роль настоящей дружбы с взрослым человеком играет очень большую роль. И у маленького ребенка, как Вы пишете с 3 лет, и у подростка есть своя внутренняя жизнь. У него уже есть свои поиски чего-то высшего. И он очень нуждается в доверии к нему, в подлинном личном интересе к его внутренней жизни, в общении. Не всегда и не все вопросы он может обратить к родителям даже в самой лучшей ситуации. Поручитель – помощник родителям, он их не подменяет, но восполняет в тех моментах, на которые у родителей может просто не хватать сил, времени, внимания. И здесь доверие между родителями и поручителем очень важно. Но самое важное, чтобы поручитель для ребенка (как и для взрослого) был не сам по себе, чтобы ответственность за воцерковление ребенка взяла на себя община или группа христиан. То, что могут не увидеть, не оценить в духовной жизни ребенка родители и поручитель, призвана вовремя увидеть церковная община, группа. Но это невозможно, если ребенок не живет в общине, если у него нет личных живых отношений с большинством ее членов.

В чем практически может выражаться поручительство? В общении. И здесь важно не количество, а качество. В любом возрасте ребенок может присутствовать на праздничных трапезах (агапах) группы, побыть во время первой молитвы рядом с родителями, а лучше – поручителем, а потом уйти играть в другую комнату. Ребенку в любом возрасте важно быть в церковном собрании. Время, когда группа собирается, накрывается стол, можно использовать для разговора с ним. Хорошо, если ребенок, даже маленький, помогает накрывать на стол.

А вот участвовать во встречах группы не имеет смысла даже подросткам примерно до15 лет, или если родители не могут их оставить, то им лучше побыть в другой комнате, опять же общаясь до и после встречи, в перерывах, помогая накрывать на стол и убирать после встречи. Вообще, чем старше ребенок, тем важнее просить его помогать взрослым там, где помощь необходима. Например, в нашей общине чтобы пожилая больная сестра могла участвовать во встрече, 15-летняя девочка поехала к ней, наладила скайп.

Поручитель может приглашать ребенка с собой на те церковные встречи и дела, которые ему по силам, прежде всего на богослужение. И здесь важно стоять рядом в храме или на братской молитве, чуть-чуть пояснять, что происходит. Если нет проповеди на Писание, обязательно сказать несколько слов после службы или даже во время ожидания причастия, если ребенок причащается. Хорошо пригласить вместе петь в хоре, вместе сходить в детский дом или в больницу на Пасху, Рождество поздравить лежащих там людей и т.п.

Чем старше ребенок, тем больше возникает потребность вводить его в мир культуры. Поэтому хорошо вместе сходить на выставку живописи или концерт классической музыки, посмотреть хороший альбом, съездить вместе всей группой в однодневное паломничество в интересный музей и и.д. Ну а с маленьким можно и мороженого поесть в парке, главное – чтобы это время не было пустым, чтобы заранее была какая-то интересная цель, например, увидеть первые цветы, первые листочки, красоту природы, которую Господь сотворил для нас.

И в любом возрасте и при любых обстоятельствах поручитель – это молитвенный ходатай за ребенка перед Богом. Молитва должна быть постоянной, и личной, и в собрании, и на богослужении. Постарайтесь находить возможность для общей молитвы с ребенком, даже если он просто присутствует. А когда подрастет, его нужно учить молиться своими словами. Также важно читать с ребенком вместе Писание, обязательно размышляя над ним в соответствии с доступным его пониманию.

Очень важно поручителю научить ребенка различать добро и зло, просить прощения за злые поступки и у Бога, и у того, кого он обидел. Община вместе с родителями и поручителем готовит ребенка к Крещению и к первой исповеди. Именно община, группа может свидетельствовать, что у ребенка есть личная вера и способность к покаянию – главные условия Крещения.

Ну а если личные отношения с ребенком не складываются, то важно прежде всего понять причину: вы не умеете общаться, у вас не болит сердце о воцерковлении ребенка, вы мало молитесь о нем? Родители не доверяют вам или группе, и ребенок оказывается между двух огней? Сам ребенок уже так плохо воспитан, что малейшие попытки помочь ему обрести границы своего поведения, оказаться от плохого поведения встречают сопротивление? Об этом важно говорить и в группе, и с родителями, и самим ребенком – иногда это может оказаться решающим в исправлении ситуации.

Главное – помните, что в современном мире спастись от зла и смертного греха ребенок может только в церкви! И не просто в храме, а в живой церковной общине. И ответственность за это лежит не только на родителях, но и на церковной общине, группе, в которую они входят. А значит и на поручителе, которого община или группа выбрала и на чье служение просила благословение. 

Ответы Людмилы Владимировны Комиссаровой

Людмила Комиссарова

Здравствуйте, Людмила Владимировна!

Иногда на взрослое оглашение попадают люди без поручителей, например, если их пригласил на открытые встречи человек, который не хочет быть поручителем, или они просто пришли с кем-то «за компанию» и остались. Что в таком случае делать катехизатору, помощникам? Может ли оглашаемый успешно войти в церковь без поручителя? 

С уважением,
Наталья Адаменко.

Людмила Комиссарова: Да, бывает так, что человек на оглашении по разным причинам остается без поручителя. Иногда, к сожалению, случается и такое, что поручитель формально есть, он привел человека на оглашение и, как говорится, «сдал» его катехизатору. И больше никак своим подопечным не интересуется. Эта ситуация осложняет жизнь катехизатору и оглашаемому. Не всегда катехизатор может заметить проблемы и трудности каждого оглашаемого в нужный момент, и не всегда легко оглашаемому, по крайней мере в начале, доверить свои проблемы катехизатору. Именно для такого личного общения и нужен знакомый, более близкий человек, поручитель.

В отсутствии поручителя личное дружественное общение с оглашаемым должны осуществлять помощники катехизатора. Это одна из самых важных задач для помощников. Нужно заметить в группе человека, оставшегося без поручителя, наладить с ним дружеские отношения и помогать ему на протяжении всего огласительного процесса. С помощью помощников, фактически ставших поручителями, и катехизатор больше узнает о проблемах и трудностях, возникающих у оглашаемых.

Если у оглашаемого совсем нет поручителя, ему очень трудно своевременно решать духовные проблемы во время оглашения и прояснить непонятное. Иногда долго остаются серьезные вопросы, а это препятствует успешному оглашению. Оглашаемый, конечно, может воцерковиться, не имея поручителя, но это сделать намного сложнее.

Людмила Владимировна, Я была крещена младенцем зимой 1942/43 гг. по семейному преданию меня несли в московский храм Ильи Обыденного на Остоженку вместе с мамой несколько человек: ее подруга (позже её дочь называла мою маму: «крёсенька»), две мамины сестры и брат. Кто из них крёстный, уяснить не получилось, пока были все они живы, разговор не состоялся... Зато вопрос: «Почему и зачем они это совершали, чем руководствовались?» меня во взрослой жизни не покидал, и поиск ответа на него привел на оглашение и воцерковление, уже в преклонном возрасте. Прошу Вас прокомментировать вопросы, в моем описании приведенные, если возможно. Кто тут крестный, кто поручитель? Я «выбрала» из них мамину подругу, так как уже в конце её жизни она мне рассказывала о том, как оказалась у Крестного хода на Пасху на Яузе, где жила, как священник её как-то особенно окропил, проходя мимо. И на мой вопрос, чем ей можно помочь, когда она уже не выходила из дома, ответила, чтобы я не беспокоилась у нее сосед священник... Да и моя мама была крёстной её дочери, наверное, раз та её называла так: «крёсенька»...

Спасибо, Татьяна Н.

Людмила Комиссарова: Дорогая Татьяна Николаевна, в данном случае действительно не очень понятна роль всех этих людей в Вашем крещении и воцерковлении. Во всяком случае о поручителе речь, видимо, совсем не идет. Поручитель – человек, который помогает Вам стать полноценным членом Церкви. Вы же это сделали совершенно самостоятельно, будучи уже взрослым человеком. Вашим крестным, т.е. восприемником, мог стать любой из них. Полагаю, что это были верующие люди. По церковной традиции Ваш крёстный тот, кто принимал Вас из крещальной купели. Если неизвестно, кто это был, то Вы могли считать крёстным любого из них, например, подругу мамы. Так, видимо, и получилось. Я думаю, что они принесли Вас в храм для крещения из очень простых, но жизненно важных для них соображений. Время было военное, тревожное, всякое могло случиться, особенно с беззащитным младенцем. Люди часто прибегали к Богу в то время, прося у него защиты от всех своих бед.

Согласно церковной традиции будущие крестные отвечают перед Богом за духовный путь своих крестников. В связи с этим у меня такие вопросы:

1. Влияет ли на духовный путь крестника то первое свидетельство будущего крестного о его жизни с Богом, в Церкви, которое послужило «первым толчком» к решению принять Святое Крещение? Или не влияет вообще?

2. Влияет ли глубина церковной жизни (степень воцерковленности) будущего крестного? И что именно включает в себя понятие воцерковленности?

Спасибо.

Мария Цыбульская

Людмила Комиссарова: Прежде, чем отвечать на вопросы, хочу немного уточнить Ваши слова. За духовный путь перед Богом отвечает, прежде всего, сам человек. Крёстные и другие члены церкви могут помогать человеку на этом пути, но не могут за этот путь отвечать. Это уточнение имеет значение при ответе на Ваш вопрос.

Ситуации бывают очень разные. Иногда на обращение человека к Богу, «первый толчок» как Вы пишите, влияет свидетельство совсем незнакомого человека, иногда слово, прочитанное в Священном писании или в хорошей книге. Свидетельство будущего крестного, если он настоящий поручитель для своего крестника, конечно, много значит, но может и не быть решающим. Рассказ верующего человека о своем обращении и духовном пути обычно не может быть примером для подражания. Каждый человек проходит свой путь, на примере другого человека воцерковиться невозможно. Поэтому на открытых встречах мы просим свидетельствовать не о себе, а о Боге и Христе в своей жизни.

Второй вопрос. Конечно, глубина церковной жизни крёстного, уровень его воцерковленности влияет на духовный путь будущего крестника. Человек, который помогает другому идти, сам должен хорошо видеть и знать путь, иначе «слепой поведет слепого, и оба упадут в яму» (Мф 15:14). Воцерковленность, прежде всего, определяется умением узнавать Божью волю и исполнять её.

Здравствуйте!

В чем практически может выражаться поручительство по отношению к детям? Поручителю нужно встречаться лично с поручаемым ребенком, например, погулять с ним, съесть мороженое и поговорить? Как часто? Что делать, если не складываются личные отношения между поручаемым и поручителем (ребенком, подростком)? 

Как исполнять поручительство, когда поручаемый дошкольного возраста (с 3 до 7 лет)?

Alexander Korolev

Людмила Комиссарова: Поручитель вместе с родителями должен стараться научить ребенка жить по-божески, исполнять волю Божью, заповеди Божьи по отношению к себе и к людям, т.е. не красть, не злословить, не лгать, не завидовать, почитать своих родителей и вообще старших. Кроме того, очень важно специально пробуждать в детях милосердное отношение к людям и всему миру, пробуждать в них чувство прекрасного, доброго, чистого. Всё это требует общения поручителя с поручаемым в самых разных ситуациях: дома, на прогулке, в поездке и т.д. Общение может быть и в игре, и в совместном труде, и в любой другой форме. При этом о задаче воспитать христианина нужно помнить всегда, а значит и самому поручителю нужно всегда быть христианином.

Общение ребенка с поручителем не должно быть редким эпизодом в его жизни. Но совсем не обязательно делать это очень часто. В нормальном случае дети должны ценить общение с поручителем и ждать этого события как подарка. Общение с ребенком возможно с самого раннего возраста, но все-таки с 3 до 7 лет – это преимущественно общение с родителями. Иногда удается подружиться с ребенком такого возраста и поручителю, но это уже особый дар. Во всяком случае, у поручителя всегда должен быть интерес к жизни своего поручаемого и к нему самому. Если личные отношения поручителя с ребенком не складываются, то и поручительство не сложится, потому что главное в поручительстве как раз личные дружеские отношения.

Портал Идите, научите все народы

Об авторе

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив