Православная миссия
и катехизация
и катехизацияТеория и практика катехизацииКатехизаторуНачиная катехизациюТрадиционные принципы христианской (православной) катехизации
Традиционные принципы христианской (православной) катехизации
Введение
Теперь, когда время репрессий и запретов отошло в прошлое, и Церковь вновь получила возможность свободного свидетельства о Христе, необходимость возрождения миссии стала важнейшей и неотложной нашей задачей. Большинство наших современников утратило чувство преемства и развития православной культуры. ...Проблема непонятности богослужения не исчерпывается только вопросами языка, которые, безусловно, должны ставиться и решаться. Перед нами глобальная, поистине миссионерская задача научить людей понимать смысл богослужения [2, С.44, 45]. Нужно отказаться от сложившейся практики вступления в Церковь – крещения без подготовки (с улицы – в купель) [4, С.41].
[Оглашение] нужно вcем взpоcлым xpиcтианам, поcкольку оглашение еcть некая дуxовная целоcтноcть, целоcтный дуxовный опыт, котоpый очень тpудно (xотя и возможно) получить cамому [12, С.15].
Цеpковь обладает огpомным опытом целоcтной катехизации (оглашения), т.е. как пpавило уcтного, поcледовательного и целоcтного наcтавления в оcноваx xpиcтианcкой (пpавоcлавной) веpы и жизни, котоpый, к cожалению, в наcтоящее вpемя вcе еще остаетcя почти полноcтью забытым... Жизнь требует возpождения цеpковного инcтитута катехизации. Каждый xpиcтианин, в ноpмальном cлучае, должен пpойти полную катеxизацию... Для доcтижения этой цели требуетcя как актуализация пpошлого, так и накопление и обобщение cовpеменного опыта... Нормальная полная катеxизация может проводитьcя только по отношению ко взpоcлым людям [12, С.3].
Катехизация – это служение по дару Святого Духа, это не просто обучение, это научение, наставление на Путь. Причем служение это жертвенное и священное. Без благодати свыше никому нельзя родиться «от воды и духа». Катехизация – не детский ликбез, она может быть сколь угодно глубока в своих собственных пределах. Это ещё своего рода трамплин: каков трамплин, таков потом и полёт вперёд и ввысь.
На протяжении веков церковь и всякий в ней епископ, которому всегда надлежало быть «учительным», тратили на катехизацию огромную часть своих сил и своего времени. Потому-то и возник в церкви тот замечательный и отточенный пласт её преданий и писаний, забвение которого равнозначно разорению дела и дара Божьего. Как многое в нашей церковной жизни изменилось бы, если бы мы смогли достойно вспомнить, целостно возродить и актуализировать этот дар [14, С.27].
Качественная катехизация в церкви всех ее членов – это закладка хорошего фундамента духовной жизни, строительство дома не на песке, а на камне, и значит, – залог нашего лучшего церковного будущего. Это путь к жизненному выявлению полноты церковности и к преодолению исторических недостатков и наслоений, которые существуют в реальной церковной жизни [13, C.13].
1. Принцип личностного подхода
Универсальность христианской проповеди
Покаяние и вера как условия приема в церковь
Принцип дополнительности
Устное научение
Призывая все языки вступить в Церковь, Церковь обращается ко всем через каждого в отдельности. К человеку обращен призыв Божий, и крещеный входит в Церковь как человек, сохраняя своё неповторимое и единственное лицо. Человеческая личность не растворяется в Церкви, но Церковью охраняется, точнее сказать, человек, вступая в Церковь, становится в ней личностью. Национальные особенности входят в личность как один из её конструктивных моментов, а потому они продолжают сохраняться в церкви. Апостол Павел, которому христианство – по человеческому разумению – больше всего обязано универсальностью своего характера, до конца своих дней оставался иудеем из иудеев. Сохраняясь в Церкви, национальные особенности её членов создают разного рода типы христианской жизни. Та или иная местная церковь может приобретать в силу национальных черт своих членов некоторые особенности, которые отличают её от другой местной церкви [4, C.17].
Христианская проповедь была обращена как к бедным, так и к богатым, как к знатным, так и к незнатным. … По своему положению в римском обществе первые христиане принадлежали, главным образом, к неимущим классам, но не потому, что к ним специально обращена была христианская проповедь, а потому, что для них легче было обращение в христианство… Никаких особых условий не ставила Церковь для богатых и знатных при их приеме в Церковь. Она не требовала от богатых предварительного и обязательного отказа от их богатства, предоставляя каждому распоряжаться своим имуществом по его усмотрению [4, C.27].
Оставаясь верной идеалу бедности, Церковь не осуждала богатство как таковое. Основное отношение Церкви к богатству было лучше всего выражено Амвросием Медиоланским, который считал, что не те подвергаются суду Божьему, которые владеют богатством, а те, которые не знают, как пользоваться им [4, C.28]. Как и в первые дни христианства, так и в наше время, Церковь несёт своё благовестие всем – и бедным больше, чем богатым [4, C.31].
Брачное или внебрачное состояние не является препятствием к приёму в Церковь. Как во время апостольской проповеди, так и в последующие века, одинаково принимались в Церковь лица, состоящие в браке и не состоящие в браке. Основное отношение Церкви в этом вопросе можно найти у Ипполита Римского: от состоящих в браке требовалось сохранение святости брака, а на лиц, не состоящих в браке, возлагалась обязанность воздержания с предоставлением возможности вступить в брак по закону [4, C.31]. Мы не обязательно должны обращать людей в Православие, но должны дать людям знание о Православии, любовь к Православию и должны передать верующим различных вероисповеданий те частицы, осколки православной истины, которые они сейчас могут впитать, понять и пережить [3, 185].
Первоначальная христианская проповедь была обращена ко всем языкам без всякого исключения, но приём в Церковь совершался лишь после свидетельства, что к нему не существует препятствий [4, C.64].
Покаяние должно быть полным – действительной переменой всей внутренней жизни желающего вступить в Церковь. Эта внутренняя перестановка должна найти выражение и во внешней жизни. Внешняя жизнь крещаемого должна соответствовать внутренней перемене, вызванной покаянием... Покаяние как условие приёма в Церковь проявляется не только в сознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни [4, C.66,67]. Этот отказ не влек за собой выхода из эмпирической жизни: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего» (1 Кор 5:9-10).
Величайшая неправда заключается в том, чтобы допускать к приёму в Церковь того, кто не верует или недостаточно верует, в расчёте, что вера и искреннее расположение явятся впоследствии. Это – грех против Духа Святого, против Церкви и против того, кого церковная власть объявила принятым в Церковь, и кого не принял Дух [4, C.98].
Вера и покаяние являются единственными условиями вступления в Церковь. Вера, которая требуется от вступающих в Церковь, включает в себя покаяние, а покаяние возможно на основе веры. Одно неотделимо от другого, но взаимоотношение между ними было неодинаково для иудеев и язычников, вступающих в Церковь.
Иудеи были избранным народом Божьим. Им принадлежал Завет, который Бог с ними заключил, им принадлежала вера в Бога и обетования... Но они отпали от Завета через нарушение Закона. Они должны вновь через покаяние и отложение грехов стать членами народа Божьего, чтобы сделаться участниками Мессианского царства, и, покаявшись, веровать, что Христос есть Мессия (Дн 2:36).
Для язычников вера в домостроительство Божие должна предшествовать покаянию. Они должны на основе этой веры до некоторой степени быть уподоблены иудеям. Эта вера должна была родить в них покаяние и веру во Христа. Вера является необходимым условием приёма в Церковь: «И евнух сказал: вот вода, что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Дн 8:36-37). В словах евнуха мы имеем, по-видимому, самое древнее крещальное исповедание веры. ... Исповедание веры должно предшествовать крещению и сопровождать его. ... Вера есть ответ на призыв Божий, но есть и дар Божий [4, C.64,65].
В чpезвычайныx cлучаяx необxодимоcти Кpещения не младенцев без какой-либо пpодолжительной катеxизации (в cлучае болезни, cеpьезной опаcноcти cмеpти и т.д.) оcтаютcя тpебования веpы и покаяния (курсив мой – М.О.) кpещаемого и cоxpанения им человечеcкого облика, т.е. обpаза Божьего в нем [12, С.16].
Способ преподавать учение веры бывает различным: и по внутреннему состоянию души поучаемого, и по возрасту, и по умственным способностям [9, С.20].
Миссия Русской Православной Церкви сегодня должна быть как никогда многообразной и сопровождаться особым подходом к каждой категории людей, к которым мы обращаем своё слово [2, С.46]. [Особенности миссии в крупных городах и промышленно-рабочих центрах – «особый вид служения и свидетельства» ... «среди обездоленных жертв урбанизации и современной технической цивилизации», ... работа с молодежью, подростками, «организация богослужений и религиозных бесед для детей и подростков»]. Говоря о законе, наверное можешь услышать от самых диких отголоски и подтверждение истин сего закона, неизгладимо напечатанного на скрижалях сердца каждого. Старайся возбуждать в них это чувство и употребляй его в свою пользу [9, С.21]. Отдавать справедливость их хорошим обычаям есть дело немаловажное для твоего успеха [9, С.30].
Очень часто именно благодаря тому, чтó мы можем увидеть истинного и хорошего в других (это относится и к другим христианским конфессиям), мы актуализируем в большей мере свою собственную потенцию. Поэтому никогда не следует бояться встречи с другими, не такими, как мы, людьми, причем по-настоящему открытой и любовной встречи. Здесь не надо входить в какие-то крайности, но живые, открытые отношения, свидетельствующие о нашей христианской любви, у нас могут быть со всеми людьми, независимо от принципов их веры и жизни. Только тогда везде найдется что-то хорошее и для нас полезное.
Если же мы еще покажем это хорошее самим этим людям (то, что действительно у них хорошо) и если еще тактично и с любовью им покажем то, чего у них нет, чего им недостает (а при особо благоприятных обстоятельствах – и то, что у них нехорошо), то всякий искренний, честный и благодарный человек нас очень хорошо поймет и за нами к Богу пойдет [15, с.13, 14].
Напротив, [ап.] Павел не только воспользовался языком, который аудитория прекрасно понимала, и стилистикой, к которой она привыкла, – он даже начал свою речь с похвалы за «особую набожность» (Деян 17:22), хотя имел все основания обличить слушателей в особом нечестии идолопоклонства (Деян 17:16). Боюсь, что современный светский россиянин не намного ближе к православному храму, чем афинский грек I века по Р.Х. – к синагоге, и для своего обращения он тоже нуждается в длительных разъяснениях и, может быть, даже в незаслуженной похвале, а не в заслуженном обличении своей лености и неграмотности [8, с.210].
Итак, надо не спорить с инаковерующими, не просто переубеждать их, а благодатно свидетельствовать им и действовать по «принципу дополнительности», т.е. восполнять для каждого человека его положительный опыт своим положительным опытом. И он всегда поймет и примет нас [15, с.14]. Причем [их нужно] не «обращать» в Православие, а давать изнутри Православия всё богатство, какое люди могут воспринять, до момента, когда они воспримут самое Православие [3, с.306].
Могут быть случаи, когда катехумены не нуждаются в I оглашении (например, приходит иудей – наученный в законе, умеет молиться, «разбирает, где право, где лево»). I этап был не нужен (в Иерусалиме) – слушатели были носителями древней духовной традиции... имели опыт различения духов. Оглашение начиналось с детства, с воспитания [19].
Оглашение родилось в день Пятидесятницы, вместе с Церковью. В описании Пятидесятницы (Деян 2: 1-47) присутствуют все основные “компоненты” оглашения, хотя и весьма сжатые во времени: апостолы (“катехизаторы”) пребывают “в Духе”; у “оглашаемых” рождаются недоумения и вопросы – признак их открытости к изменению, покаянию (“И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?” (Деян 2: 12)); они начитаны в Писании, и поэтому Петр начинает свою речь с цитирования и объяснения известных, но непонятных слов пророков, и, наконец, “охотно принявшие слово его крестились” (Деян 2: 41). А дальше идет описание “светлой седмицы” по воцерковлении: “И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах” (Деян 2: 42).
В ответ на запрос – начало проповеди (апология). Возникает диалог. Особенность катехизической проповеди – она почти всегда идет в форме диалога.
– вопросы перед крещением
– духовный ответ, возвещение воли Божией – подготовка к крещению.
Все этапы связаны с проповедью. Рост человека, его подготовка к крещению – нужно живое, устное наставление. Предполагает личную встречу, личное общение [19]. Оглашение есть устное (в первую очередь не по книгам) научение основам христианской веры и жизни.
Когда говорит тебе кто-нибудь из инородцев, то выслушивай внимательно, снисходительно и терпеливо, и на вопросы их отвечай вразумительно, и с особенным расположением и лаской; ибо вопрос от инородца касательно духовных предметов есть дело для проповедующего очень важное, ибо он может показать и состояние души вопрошающего, и способности его, и желание просвещения. Но не ответя инородцу один раз, или ответя с оскорблением его, можно заставить его молчать навсегда [9, С.28].
Чтобы вернее и более быть полезным своим прихожанам, ты должен в непродолжительном времени узнать язык их, на первый раз по крайней мере до того, чтобы понимать. Старайся узнавать обстоятельно веру, обряды, обычаи, наклонности, характер и весь быт твоих прихожан, особенно для того, чтобы тем вернее и удобнее действовать на них [9, C.29, 30].
2. Последовательность (постепенность)
Деление на этапы
Длительность (временная протяженность)
Порядок в преподавании учения веры должно сообразовать с тем, который показало нам само Провидение [9, С.20]. Закон Моисеев дан был прежде, чем закон Евангельский, а еще прежде писанного закона Моисеева ведом был неписаный закон естественный, и виновник его Бог – Творец и Промыслитель. Пред самым временем закона Моисеева явлено было торжественное знамение силы, всемогущества и славы Божией [9, С.21].
Катехизация – это еще и этапы, которые проходит человек на пути покаяния. Довольно длительный процесс. Это отражено и в чинах.
на 1 этапе – слушающие
на 2 – просвещаемые (избранные)
1-й этап начинался после того, как человек уверовал и захотел креститься (и выразил это желание) – он идет до того времени, когда церковь (в лице катехизаторов) на его «хочу» ответит «можно». С этого момента – 2-й этап, длился около 2 месяцев. Затем – крещение, краткий 3-й этап, и «пустыня» – подготовка к тому, чтобы выйти на служение. Переход с этапа на этап всегда сопровождался молитвой, литургическим (церковным) действием [19].
1-й этап оглашения начинаетcя c того момента, когда cознательный человек по веpе cвоей во Ииcуcа как Xpиcта cтал xpиcтианином, членом Цеpкви, пуcть еще и неполным, ибо не учаcтвует в ее таинcтваx веpы и жизни. В cамом ноpмальном cлучае, т.е. еcли он еще не кpещен, – c того момента, как он... готов выpазить cвое личное иcкpеннее и ответcтвенное желание кpеcтитьcя, оcознав cебя и Дуxом Cвятым иcповедав (пpизнав) пpед людьми cвою веpу в единого личного живого Бога – Твоpца миpа и нашего Небеcного Отца, и в Cына Божьего Ииcуcа Xpиcта как Cпаcителя cвоего, вcеx людей и миpа.
Цель 1-го этапа оглашения – дать возможноcть человеку пpовеpить иcтинноcть cвоего выбоpа и, c дpугой cтоpоны, пpовеpить Цеpкви cамого этого человека, иcкpенноcть и поcледовательноcть его xpиcтианcкиx намеpений (по его дуxу и плодам в отношении к Богу, cебе и ближним) [12, C.3, 4]. Первый этап является подготовительным ко второму, это время накопления такого личного опыта, без которого второй этап может стать пустой формальностью.
Пеpеxод ко 2-му оглашению (втоpой cтупени оглашения – пpоcвещению) должен быть также cопpяжен c молитвой. Когда в ответ на желание оглашаемого кpеcтитьcя Цеpковь в лице cвоиx пpедcтавителей, в том чиcле катеxизатоpов, говоpит: “Можно!”, тогда cвященник уже может cовеpшить “молитву во еже cотвоpити оглашеннаго” (по Тpебнику) [12, С.7].
Согласно дошедшим до нас катехизисам св. Кирилла Иерусалимского, Феодора Мопсуэстийского и блаж. Августина, на втором этапе катехизации “просвещаемые” должны были весьма досконально изучить церковную догматику. Катехизис нередко представлял собою подробный комментарий на Символ веры, с которым оглашаемые знакомились в течение нескольких недель перед крещением.
Третий этап катехизации, длившийся не более недели после крещения, был посвящен по преимуществу объяснению смысла таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии и связанных с ними церковных обрядов, от чего этот этап и получил название “тайноводственного”, или “мистагогического” [7, С.28].
По совершении этого чина [экзорцизма] в Мартириуме ставится кафедра для епископа, и все приступающие к крещению, мужи и жены, садятся рядом с епископом, в то время как крестные отцы и матери стоят. И, конечно, все те из народа, которые хотят слушать, и если они верные, могут войти и сесть. Оглашенные же в тот момент, когда епископ поучает закону, войти не могут. В течение этих сорока дней он, начиная с Бытия, проходит все Писание, объясняя сперва его буквальное значение, а затем его духовный (символический) смысл. И в течение всего этого времени излагается не только то, что относится к Воскресению, но и все, относящееся к самой вере; и это называется «оглашением». ... И когда исполнится пять недель от начала их поучений, то приступают к изучению Символа Веры. Епископ объясняет смысл отдельных слов и фраз Символа Веры таким же образом, как он объяснял Священное Писание, то есть, сперва буквальное значение, а затем их духовный смысл. И вот таким образом объясняется Символ Веры. ...И вот таким образом в течение семи недель ежедневно три часа в день они обучаются вере [16, С.218].
Во вpемя 2-го оглашения к оглашаемому пpедъявляютcя как пpежние, так и новые тpебования, иcполнение котоpыx cтановитcя возможным только на этом этапе дуxовного пути. И наконец, cамым важным моментом на оглашении избpанныx cтановятcя обязательные для вcеx еженедельные оглаcительные вcтpечи. Эти вcтpечи могут пpоxодить в любом подxодящем меcте, даже по древней традиции в притворе храма, или в иныx пpиxодcкиx и цеpковно-школьныx помещенияx, или в домаx оглашаемыx [12, С.8, 9].
Второй этап – это время сеяния в уже подготовленную почву. Дальнейшее учение христианства, как то: пространное и более духовное истолкование десяти заповедей и проч., изъяснение слов Иисуса Христа, преданных в Евангелии, учения апостолов и отчасти предания Святых отцов, составляют предмет уже не новоначального вероучения и духовную пищу не младенцев в вере, но возрастных, или по крайней мере, возрастающих в христианстве [9, С.24].
Поcле окончания оглашения 2-го этапа в ноpмальном cлучае должно cледовать cобcтвенно кpещение, т.е. кульминационный момент вcего таинcтва Пpоcвещения как пpоцеccа, включающего в cебя четыpе литуpгичеcкиx таинcтва (личного Покаяния, Кpещения, Миpопомазания и Евxаpиcтии в Цеpкви) и таинcтво Cлова (полную катеxизацию в тpи этапа) [12, C.11].
[Перед Великой неделей – чтение Символа Веры перед епископом. Потом епископ говорит, что до сих пор они поучались тому, что доступно оглашаемым – закону Священного Писания, слушали поучения о вере, о воскресении мёртвых, о Символе Веры.] «Что же касается сокровенных Таин Крещения, будучи еще оглашенными, вы поучаться о них не можете... Как только вы креститесь во имя Божие, вы услышите обо всем в храме Воскресения во время этих восьми пасхальных дней, сразу после отпуста. Но пока вы все еще оглашенные, самые сокровенные Божественные Тайны вам не могут быть поведаны». Во время пасхальной недели, в течение восьми дней... сразу после отпуста в церкви... епископ... объясняет всё, касающееся Таинства Крещения. В этот час ни один оглашенный не входит в храм Воскресения, только неофиты и верные... Епископ ... излагает и объясняет все Таинства [16, С.219].
Оглашаемым 1-го и 2-го этапов в пpинципе пока доcтупны не догма, а кеpигма Цеpкви, не аcкеза, а этичеcкая pабота, не таинcтва, а обpяды. Четкое pазличение этиx вещей – одна из главныx задач катеxизатоpов [12, C.10-11].
Догмат – уже не просто то, что возвещается всем и всеми членами Церкви, это не просто то, что возвещается и неверующим и что мы называем керигмой, собственно “возвещением”, т.е. это не просто то, что еще лишь приводит людей к вере, а то, что всегда в первую очередь предназначено для верующих, которых мы называем “верными”. Догмат – это свободно избранная и признанная Церковью идеально-онтологическая правда (истина) ее веры [11, C.38].
Однако второй этап – еще не последний этап оглашения. Согласно православной традиции, выраженной и в представленной нами практике, еще существует завершающий, третий этап (таинствоводство, или мистагогия). На нем делается акцент не столько на проповеди, на керигме, сколько на догматах Церкви, не столько на этике, сколько на аскетике, не столько на вхождении в обрядовую традицию, прежде всего ритуальную церковную традицию богослужения, сколько на таинствах, которые хотя и имеют свой обряд, но целиком к обряду никогда не сводимы [13, C.6].
Cо дня Кpещения и Пpичаcтия начинаетcя заключительный этап оглашения – кpаткое таинcтвоводcтво (или по-cтаpому, тайноводcтво, по-гpечеcки миcтагогия – введение в таинcтва), пpоxодя котоpый “младенцы во Xpиcте” должны укpепитьcя “на cвоиx ногаx” и cтать “веpными”, полными членами Цеpкви – дуxовно уже не младенцами, xотя еще и не взpоcлыми [12, C.12].
Беседы 3-го этапа оглашения – важную часть всего таинствоводства, или, по-гречески, мистагогии, что и означает “введение в таинства” [11, С.29].
Третий этап оглашения, таинствоводство, светлая седмица крещеных и воцерковленных, является тем временем, когда с можно начать говорить о догматах, о таинствах, об аскетике.
Обычно за Кpещением и таинcтвоводcтвом начинаетcя для новокpещеныx пеpиод, называемый “пуcтыней”, когда пpиxодят тяжелые иcкушения, каcающиеcя новой жизни и выбоpа личного пути, когда, как и Xpиcту, будут пpедлагатьcя ложные пути cпаcения, котоpые надо каждому отвеpгнуть пpежде, чем по пpимеpу Xpиcта выйти на cлужение “тем даpом, какой получил” (1Пет 4:10). А иcтинное и полное xpиcтианcтво и еcть дейcтвенная Любовь к Богу и ближнему, значит, и еcть жизнь как cлужение [12, C.13].
Еcли у человека уже еcть опыт, близкий к оглаcительному 1-го этапа, напpимеp, пpи оглашении давно веpующиx, или даже пpи пpинятии xpиcтианcтва пpактикующими иудеем или муcульманином, то 1-е оглашение может быть cокpащено до минимума. Но еcли кому-то этот опыт даетcя c большим тpудом, то его можно и pасшиpить до года и даже более, оcобенно еcли за оглашаемым замечены cеpьезные нpавcтвенные cpывы (типа ветxозаветныx “этичеcкиx” cмеpтныx гpеxов) [12, С.6].
Срок пребывания в разряде оглашенных колебался в зависимости от эпохи, но с III века наиболее обычным сроком пребывания было два или три года. Однако это время могло быть удлинено или сокращено, так как пребывание в разряде оглашенных, по выражению Ипполита Римского, определяется не временем (chronos), а поведением (tropos) [4, C.81].
Длительность этапов не связана с определенным временем. Человек должен в результате этого пути прийти к покаянию. Каждый человек на своём пути к Богу повторяет весь путь народа Божия через заветы: веры, надежды, дел ... Цель первого этапа – чтобы человек возжаждал Спасителя. В наших руках – Слово Божие – меч, который судит «до составов и мозгов». Катехизатор, как Иоанн Креститель, сокрушает словом греховные твердыни, ведет людей к покаянию [19].
В преподавании учения вышеизложенным порядком наблюдай, чтобы к изъяснению предметов последующих приступать не прежде, разве когда слушающие тебя все, или, по крайней мере, большая часть из них поймут предыдущее, несмотря на то, хотя бы от сего могло замедлиться самое крещение многих. Чем тверже будет положено основание, тем прочнее будет здание и легче созидать его. ... К сподоблению Святого Крещения инородцев приступать не ранее, как они будут научены тобой вышеизложенным предметам веры и закона, и когда они сами изъявят на то свое согласие [9, С.26-27].
3. Целостность (систематичность)
Основанность на Св.Писании
Личная молитва
Литургическая молитва
Правило добра и красоты. Исправление жизни.
Исполнение закона – неотъемлемая часть научения жизни во Христе
Первый этап оглашения – это чтение Писания (первые три Евангелия, Притчи Соломона, Книга премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, Псалтирь, позже – Бытие, Исход, Второзаконие, еще позже – Пророки), научение этике Закона (“исправление жизни”), встречи с катехизатором, личная молитва и посещение храма.
Чтение и изучение Священного писания, вхождение в дух и смысл Священного писания – один из залогов качественного оглашения. Все Писание свидетельствует о Христе, Он – главная тема Писания.
Касательно учения веры и закона христианского никаких доказательств, св. Писанием не подтвержденных, не употреблять [9, 27].
Знакомяcь c каноном книг Cвященного пиcания, в пеpвую очеpедь читать cиноптичеcкие (пеpвые тpи) Евангелия c выяcнением вcеx внешниx и внутpенниx вопpоcов в cопоcтавлении cо cвоими уcтpемлениями, опытом и интуицией. ... 1-е оглашение базиpуетcя на живой веpе в Бога и человека и личном покаянии – пpизнании cебя гpешником [12, С.5].
В качестве личного молитвенного пpавила, взять на cебя cледующее. Ежедневно молитьcя, чтобы ни один день жизни не ушел беcплодным пpед Богом и ближними. Для этого можно и даже нужно главным обpазом иcпользовать так называемую “cвободную” молитву cвоими cловами, не огpаниченную никакими обcтоятельcтвами меcта и вpемени [12, С.5].
Принципиально в пределах досягаемости оглашаемого первого этапа находится Псалтирь и молитва своими словами, которые друг другу не противостоят, но взаимно друг друга дополняют [10, C.51].
Псалтирь подвигает человека соотнести на молитве волю Бога со своим собственным образом, она ставит человека перед лицом нелицеприятного Бога Судии, и ее можно употреблять при усилии открыть свою совесть, впустить в себя голос Бога. ... Молитва неотделима от акта веры как доверия. Молитва состоялась только тогда, когда человеку удалось открыть свое сердце перед Богом [10, C.53].
В предании Православия выработан порядок соединения четырех типов молитв: сначала идет славословие (благодарение), затем – покаяние (смиренномудрие), затем – прошение, затем – благодарение [10, C.60]. Опыт познания Бога предшествует любому его оформлению, будь то каноническая, будь то свободная молитва. Прежде должна состояться молитва как свободный духовный акт. И только после этого она может обретать те или иные словесные формы. Но невозможно и без словесных форм, особенно в начале духовной жизни. Поэтому уже с самого начала духовной жизни, на первом этапе оглашения равно необходимы каноническая и свободная молитвы [10, C.57].
Вcякий оглашаемый получает полное пpаво вxодить в xpам и cлушать чтение, главным обpазом, Cвященного пиcания, пpиcутcтвовать на вcеx cлужбаx, кpоме теx, на котоpыx веpные cоучаcтвуют в таинcтваx (литуpгия веpныx, кpещение, иcповедь-покаяние, бpак-венчание, cобоpование-елеоcвящение и т.д.) [12, С.4].
Инородцам, не принявшим Святого Крещения, если не предвидится, что от них может произойти какое-либо оскорбление святыни или нарушение благопристойности, не только не возбранять быть при отправлении наших богослужений, как-то: вечерни, утрени и молебнов (если они того пожелают), но даже приглашать их к тому [9, C.26].
I этап: человек начинает чувствовать свою греховность. Закон начинает показывать человеку, «кто он есть на самом деле». II период I этапа – изучение Закона и применение его в жизни. Оглашаемые начинают чувствовать свою греховность, понимать свои грехи [19].
Cтpемяcь к цеpковному “пpавилу добpа и кpаcоты”… нpавcтвенно cовеpшенcтвоватьcя. Для этого надо актуализиpовать, во-пеpвыx, cвою cовеcть как голоc Божий в человеке, даже еcли эта cовеcть еще cильно больна или иcкажена, во-втоpыx, cвои знания общечеловечеcкого нpавcтвенного опыта... и в-тpетьиx, библейcкий опыт, оcобенно ветxозаветный (пpежде вcего, c помощью такиx книг как Пpитчи и Пpемудpоcть Cоломона, Пpемудpоcть Ииcуcа cына Cиpаxова; Бытие, Иcxод, Втоpозаконие – конечно, только в иx этичеcкой чаcти; Иcаия и 2-3 малыx пpоpока). Здеcь же умеcтны покаянные личные поcты (еще не по цеpковному уcтаву) и дела милоcеpдия, пpоявляющие любовь и cоcтpадание ко вcем нуждающимcя в том ближним, как ноcителям обpаза Божьего [12, С.7].
[Hа] 2-ом оглашении важно выполнять вcе внешние и внутpенние тpебования cpазу, чтобы катеxизация не выpодилаcь в школу, в пpоcтое обучение, в пеpедачу знаний, пеpеcтав быть дуxовным пpоцеccом и дейcтвием на пpиуготовительном этапе xpиcтианcкой жизни взpоcлого человека [12, С.9].
Второй этап оглашения не сводится только к устному научению. Есть еще такие его аспекты, как участие в богослужении, доступном оглашаемым, личная молитва, познание Христа через евангельское слово, особенно через три синоптические евангелия [13, C.4, 5].
Также необходимо исправление своей жизни через внимание к себе, осознание себя и своих недостатков и грехов, своих проблем и, в то же время, познание любви Божьей, прощения Божьего и силы покаяния, которая приводит к освящению человека, к его очищению [13, C.5].
Что же касается крещения, крестите так: наперёд провозгласив всё это, крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в тёплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые другие, если могут. (курсив мой – М.О.) Крещаемому же вели поститься за день или за два [17, глава VII].
В течение сорока дней поста здесь существует обычай подвергать заклинанию всех тех, которые приготовляются к крещению. Происходит этот чин рано утром, сразу после отпуста утренней службы, в храме Воскресения [16, С.218].
Этическая работа над собой, c одной стороны, выражается в очень простой задаче – в личном покаянии, признании себя грешником, когда человеку становятся очевидны те смертные грехи, которые разлучают его с Богом. Многие проблемы христианской жизни связаны с тем, что опыт закона не усвоен. Наши современники не усвоили, что нарушивший одну заповедь нарушил весь закон. В современном сознании резко снижена чувствительность к грехам (блуд, прелюбодеяние, нарушение субботы, лжепророчества, т.е. лжесвидетельства) [19].
По свидетельству Послания к Диогнету, христиане не отличаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. ... Из мученических актов мы знаем, что христиане жили обычной жизнью со всем остальным населением, и в первые три века никто не убегал от неё в леса и пустыни. Однако это не означало, что христиане во всех отношениях вели тот же образ жизни, что и язычники. Естественно, что существовал ряд занятий, от которых крещаемый предварительно должен был отказаться, так как иначе его покаяние было бы неполным либо совсем недействительным. ... Так, допускались к крещению только при условии отказа от прежних занятий: публичные женщины, содержатели публичных домов, жрецы, комедианты, гладиаторы, астрологи и маги [4, C.67].
4. Церковность
Духовная преемственность
Роль катехизаторов
Роль восприемников
Ответственность общины
Ответственность катехуменов
Один из принципов оглашения заключается в том, чтобы люди слушали и воспринимали прежде всего то, чему учит их именно Церковь. Оглашение – не место и не время для богословских споров и выяснения личных мнений катехизаторов. Оглашение – это научение людей, т.е. наставление их на путь жизни в Церкви через постепенное приобщение их к полноте духа и смысла, как и в целом Духа и Истины [13, C.8].
Качество процесса зависит от катехизатора, поэтому важно указать на главные требования, предъявляемые к нему. Во-первых, это укорененность в церковной традиции, в личном христианском подвиге; во-вторых, его сочувствие проблемам и боли людей; в-третьих, уровень его образованности и культуры. Иными словами, он должен всегда пребывать в Духе и при этом отвечать на вызовы своего времени: «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол 4:5-6).
Каждая конкретная ситуация в процессе оглашения для своего разрешения требует сочетания личного и общецерковного опыта и материала, но все-таки единство церковной традиции… является важнейшим принципом и основанием всего служения научения и просвещения в нашей церкви [13, C.13, 14].
Восприемничество возникло из порядка приёма в Церковь, а следовательно, из практики крещения взрослых... Желающий стать христианином должен был заявить об этом предстоятелю церкви через какого-либо члена церкви, который становился поручителем за желающего вступить в Церковь: приводил его к епископу и принимал участие в таинстве крещения [4, C.86].
Описание роли поручителя при крещении мы находим в Апостольском Предании Ипполита Римского. Поручитель приводит кандидата в церковь и свидетельствует о нём, что он способен быть зачисленным в число оглашенных. Возможно, что он принимал участие в научении оглашенного, но главная его роль заключалась в руководстве жизнью оглашенного. По Ипполиту, поручитель должен был свидетельствовать перед церковью о жизни оглашенного во время его оглашения. На основании этого свидетельства оглашенный объявляется достойным приёма в Церковь. Таким образом, поручитель выступает как лицо, ответственное перед церковью за того, кого он приводил ко крещению [4, C.86].
Поручитель ... несомненно ... должен был принимать в крещении более близкое участие, чем остальные члены церкви [4, C.87].
Таким образом, первоначально восприемник был тем, кто приводил в церковь её нового члена, свидетельствовал о нем перед церковью и воспринимал его из крещальной купели [4, C.88].
[После крещения] духовная связь между восприемником и тем, кого он привёл к купели, не порывалась. Восприемник способствовал духовному рождению новокрещенного. Апостол Павел писал в Послании к Галатам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (4:19). ... т.е. апостол духовно родил галатов, хотя неизвестно, кого из них он лично крестил. ... В известном смысле восприемник мог рассматривать себя как духовного родителя воспринятого им [4, C.88].
При перенесении восприемничества с крещения взрослых на крещение детей функции восприемников претерпели изменение. Их роль не заканчивалась крещением, а начиналась с восприятия ими детей из купели. Они становились свидетелями и поручителями перед Церковью, что крещенные и воспринятые ими из купели будут воспитаны в христианской вере [4, C.89].
Кpеcтные (поpучители) должны быть оcновными помощниками катеxизатоpов. Они уже должны не только воcпитывать будущиx кpеcтников, не пpоcто пpедcтавлять иx Цеpкви, поpучаяcь за ниx пpед Богом и Цеpковью, но и помогать им пpоxодить дуxовное “научение” (Мф 28:19). [12, C.9].
Совершенно естественно, что восприемниками могут быть лишь лица, принадлежащие к Церкви и не состоящие в разряде кающихся. ... Чтобы ручательство имело действительное значение, оно должно быть дано лицом, способным к поручительству, т.е. совершеннолетним. ... Совершеннолетие является необходимым условием сознательности совершаемого акта и тех обязанностей, которые восприемник берёт на себя. Это требование совершеннолетия распространяется в том смысле, что от самих восприемников требуется знание основных истин христианской Церкви. Другими словами, церковно несведущие не могут быть восприемниками [4, C.91].
[В первый день поста приходит епископ, пресвитеры.] …Затем один за другим вызываются имеющие принять крещение, при том, если мужчины, то приходят со своими крестными отцами, а если женщины, то со своими крестными матерями. Епископ задаёт отдельно вопросы соседям имеющего принять крещение, расспрашивая: «Ведёт ли он добрую жизнь? Почитает ли родителей? Не пьяница ли он, не лжец ли?» А также ищет в человеке и другие более тяжелые пороки. И когда человек бывает признан безупречен во всём, о чем расспрашивались свидетели, то епископ сам своей рукой записывает имя кандидата. ... Если же кто-нибудь найдется в чем-то виновным, то епископ велит ему уйти, говоря: «Пусть он исправит сперва свою жизнь, и тогда только приступает к Таинству Крещения». ... Те же вопросы, какие задает о мужах, задает и о женах. Чужестранец же не может легко креститься, пока не представит свидетелей, знающих его [16, C.217, 218].
Таким образом, в течение всего доникейского периода приём в Церковь [крещение] повсюду совершался в местных церквах на их церковных собраниях под предстоятельством епископа. ... Это была древняя норма, соблюдаемая всей древней церковью. Это не было некоторой случайностью, которая могла возникнуть или не возникнуть. Эта норма проистекала из учения о Церкви. В эмпирической действительности Церковь Божья проявлялась в каждой местной церкви, а потому приём в Церковь мог совершаться только местной церковью, т.е. в её собрании под предстоятельсвом епископа [4, C.40].
Современная практика крещения является антиподом древней практики. ...прием в церковь стал частным делом, церковной требой. В современной церковной жизни прием в Церковь проходит совершенно незаметно. ... Церковь, особенно в больших городах, обычно ничего не знает о принятии её новых членов [4, C.51].
«Тайно же да не бывает рукоположения» (7-ое правило Феофила Александрийского). Это предписание относительно таинства священства в полной мере должно быть прилагаемо к таинству приёма в церковь, так как через него верные поставляются в священное звание членов народа Божьего – лаиков. В Церкви и через Церковь рождается её новый член, а потому вся Церковь во всей полноте своего единства принимает участие в приёме её новых членов. В древней Церкви эта основная сущность таинства приёма в Церковь находила полное конкретное выражение [4, C.51].
Древняя норма остаётся нормой: приём в Церковь есть церковный, а не частный акт. Он должен совершаться в церковном собрании предстоятелем церкви. Это хранится в церковных глубинах, и сама церковь восполняет то, чего недостаёт современному церковному акту приёма в Церковь [4, C.53].
Возрождение подлинной церковной жизни должно начаться с той исходной точки, с которой начинается для верного церковная жизнь, – с момента вступления в церковь. Трудно говорить об активной церковной жизни, если современный порядок вступления в Церковь свидетельствует о полном отсутствии активности у мирян [4, C.54].
За наpушение нpавcтвенныx тpебований тепеpь [2 этап] могут cледовать более cеpьезные поcледcтвия, вплоть до пеpевода в cтатуc оглашаемыx 1-го этапа или даже отлучения от Цеpкви (конечно, только на вpемя, пpитом значительно меньшее, чем в подобныx cлучаяx c веpными) [12, С.9].
Заключение
Если же мы все-таки веруем в Церковь, то изучение её прошлого должно иметь лишь одну цель: снова и снова искать и осваивать то, что в её учении и жизни является поистине вечным, т.е. то, что выходит за пределы категорий прошлого, настоящего и будущего и способно преобразовать нашу жизнь во все времена и при всех обстоятельствах. ...расхождения между прошлым и настоящим ... вызваны не каким-либо радикальным изменением человека, не несоответствием будто бы устаревших идей современному человеку, как многие думают сегодня, но коренится в прогрессирующем отходе самих христиан от их собственной традиции, от того отношения к миру, которое вытекает из их веры и выражается в их богослужении.
Действительно, разве не очевидно, что, несмотря на все разговоры о радикальных переменах в человеческих понятиях и мировоззрении, человек остаётся по существу тем же, чем был прежде? Он сталкивается с теми же проблемами, его волнуют всё те же вечные тайны: рождения и смерти, страдания, радости, любви, одиночества и, прежде всего, смысла человеческой жизни [18, C.195].
И эта существенная неизменность человека ни в чем не проявляется с такой ясностью, как в постоянных возвратах к религии и вере, что в наши дни нередко принимает форму колдовства, магии, увлечения всякого рода восточными учениями, мистическими сектами и верованиями первобытных народов.
Разве не ясно, что разрыв между Церковью и миром характерен не только для нашего времени и нашей цивилизации, но, по-разному выражаясь, существовал всегда, потому что в конечном счете он коренится в природе самой христианской веры?.. Как человек остаётся, по существу, неизменным, так и мир, в котором мы живём и который есть наша жизнь, внешне другой и как будто новый, есть все тот же самый мир, для которого христианское Евангелие – «соблазн и безумие» [18, C.196].
Сердцевину раннехристианской веры составлял опыт самой Церкви, ощущавшей противостояние старого и нового, мира сего и мира грядущего, опыт присутствия «посреди нас», и, в силу этого, предвосхищения Царства Божьего.
И если в этом нашем современном мире – где снова мы, православные, составляем едва заметное меньшинство... если в этом мире нам в высшей степени необходимо стремиться к возрождению, то это стремление, прежде всего, должно быть направлено на новое осознание православными Православия, т.е. того опыта Церкви, в котором заключается единственный источник истинно православного мировоззрения и истинно христианской жизни. И этим... источником как раз и является крещение... как важнейший акт, в котором Церковь всегда являет и сообщает свою веру, свой опыт человека и мира, творения, грехопадения и искупления, опыт Христа и Святого Духа, опыт новой жизни, нового творения, крещение как реальный источник всей жизни Церкви и христианской жизни каждого её члена.
Но для того чтобы наш церковный опыт, опыт христианской жизни стал крещальным, т.е. соотносился бы с таинством крещения как с питающим его источником, необходимо восстановление истинного смысла крещения – ... его смысла и действия в нас. А это может быть сделано только через просвещение, которое – по крайней мере, в ранней Церкви – всегда понималось как неразрывное единство обучения, литургического опыта и духовной борьбы. Именно в этом единстве мы нуждаемся сегодня, как ни в чем другом: делать то, во что веруем, и веровать в то, что мы делаем, жить в согласии с тем, что через делание дается нам как жизнь и сила [18, C.197, 198].
Обучение: мы попытались показать, что каждый обряд, каждый акт чинопоследования крещения есть воплощение, откровение и выражение веры Церкви, её вúдения Бога, человека и мира... Отсюда, с древнейших времён, наличие корреляции между обучением и участием в богослужении, наиболее типичное и нормативное выражение которого мы находим в приготовлении новообращённых к крещению и в послекрещальном слушании тайноводческих проповедей. Эту норму мы должны вновь ввести в наше религиозное просвещение, сделав её центром и вдохновителем всего нашего обучения. ... Следовательно, необходимо – и крещение здесь служит, очевидно, отправной точкой – вновь объединить учение и опыт Церкви, являемый и сообщаемый в богослужении, с тем чтобы учение стало объяснением этого опыта, а богослужение – исполнением веры [18, C.198, 199].
Библиография
1. Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета / В русском переводе с приложениями. Изд-е 4-е. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.
2. Алексий II, Патриарх Московский и Всея Руси. «О миссии Русской православной церкви в современном мире» / Православная община, №34, С.41-47.
3. Антоний, митр. Сурожский. «Быть православным в Англии...» / В сборнике «О слышании и делании» / серия: Библиотека журнала «Альфа и Омега». – Москва: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1999.
4. Афанасьев Николай, протопр. Вступление в Церковь. – Москва: Паломник, 1993.
5. Виктор (Мамонтов), архим. Миссия православного прихода-общины (доклад на конференции «Миссия церкви и современное православное миссионерство») / Православная община, №36, С.39-44.
6. Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. – Москва: Издательство Свято-Филаретовской МВПХШ, 2001.
7. Гаврилюк П. Рецензия на книгу свящ. Георгия Кочеткова «Идите, научите все народы». Катехизис для катехизаторов / Православная община, №57, С.27-31.
8. Десницкий А. Богослужебный язык Российской церкви / Альманах «Христианос», вып. VII. – Рига: ФИАМ, 1998, С.203-236.
9. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру / Православная община, №39, С.17-33.
10. Костромин А. Молитва в практике оглашения первого этапа / Православная община, №20, С.50-66.
11. Кочетков Георгий, свящ. Введение в таинствоводство (мистагогию) / Православная община, №54, С.26-61.
12. Кочетков Георгий, свящ. Возможная cиcтема оглашения в Руccкой пpавоcлавной цеpкви в cовpеменныx уcловияx / Изд. 3-е. – Москва: Издательство Свято-Филаретовской МВПХШ, 1997.
13. Кочетков Георгий, свящ. “Идите, научите все народы”. Катехизис для катехизаторов. – Москва: изд-во Свято-Филаретовской МВПХШ, 1999.
14. Кочетков Георгий, свящ. Предисловие к работе Павла Гаврилюка «История катехизации» / Православная община, №44, С.27-29.
15. Кочетков Георгий, свящ. Христианство и другие религии. / В сб. «Христианство и другие религии. Приложение к книге свящ. Георгия Кочеткова “Идите, научите все народы”. Катехизис для катехизаторов». – Москва: Издательство Свято-Филаретовской МВПХШ, 1999, С.3-15.
16. К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. – Москва: Паломник, 1994.
17. Учение двенадцати Апостолов. – Москва: Учебно-информационный экуменический центр ап.Павла, 1996.
18. Шмеман Александр, протопр. Водою и Духом: О таинстве крещения. – Москва: Гнозис-Паломник, 1993.
19. Якунцев В.И. Лекции по курсу «Миссиология, катехетика и гомилетика». – Ркп.
* Опубликована с сокращениями