Православная миссия
и катехизация
и катехизацияМиссиологияСвятоотеческая традиция миссииИннокентий (Вениаминов), свт. Наставление Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу
Иннокентий (Вениаминов), свт. Наставление Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу
26 августа 2014 • 19 мин.Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
Оставить родину и идти въ мѣста отдаленныя, дикія, лишенныя многихъ удобствъ жизни, — для того, чтобы обращать на путь истины людей еще блуждающихъ во мракѣ невѣдѣнія и просвѣщать свѣтомъ Евангелія еще не видѣвшихъ сего спасительнаго свѣта, — есть дѣло, поистинѣ, святое и равноапостольное. Блаженъ, кого изберетъ и поставитъ Господь на такое служеніе; но сугубо блаженъ тотъ, кто со всею ревностію, искренностію и любовію подвизается въ дѣлѣ обращенія и просвѣщенія, перенося труды и скорби, встрѣчаемые на поприщѣ своего служенія, ибо мзда его многа на небеси! Но горе тому, кто призванъ и поставленъ благовѣстить, и не благовѣствуетъ, и еще горше тому, кто прешедъ сушу и море для того, дабы обращать другихъ, — обращенныхъ дѣлаетъ сынами геенны, сугубѣйшими себя.
Итакъ, ты, іерее, поставляешься на такое дѣло, за которое ты или внидешь въ радость Господа твоего, яко добрый и вѣрный дѣлатель Его, или пріимешь лишшее осужденіе, какъ лицемѣрный, лукавый и лѣнивый рабъ Его! И да сохранитъ тебя Господь Богъ отъ послѣдняго и да дастъ тебѣ желаніе и силы достигнуть перваго! Находясь на мѣстѣ служенія твоего, ты будешь имѣть особенныя и различныя обязанности: во первыхъ, духовныя, какъ священнослужитель и проповѣдникъ слова Божія, во вторыхъ, внѣшнія, какъ членъ состава благоучрежденнаго управленія общества; а потому для руководства твоего здѣсь предлагаются тебѣ наставленія, касающіяся тѣхъ и другихъ.
Часть первая.
Главнѣйшія наставленія, касающіяся духовныхъ обязанностей вѣропроповѣдника.
Наставленія, касающіяся сего предмета, довольно ясно означены въ указѣ 1777 года, гдѣ сказано: «чтобы онъ долгъ свой понималъ не въ торопливомъ сподобленіи крещенія (обращае-мыхъ имъ), а старался бы внушить имъ и силу христіанскаго ученія и руководствовать ко всякому благонравію, безъ чего крещеніе дикарямъ преподаваемое едва-ли не можетъ назваться злоупотребленіемъ одного изъ величайшихъ таинствъ христіанской вѣры».
I.
Приготовленіе къ вѣропроповѣданію.
1) Первое и дѣйствительное приготовленіе къ сему есть молитва, которая одна можетъ отверзать источникъ высшихъ наставленій и низводить благословеніе на всякое благоначинаніе и дѣло, а потому всегда, особенно предъ всякою бесѣдою съ тѣми, которыхъ желаемъ просвѣтить свѣтомъ истины, обращайся къ Богу съ теплою молитвою.
2) Имѣй всегда скромное и смиренное расположеніе духа, и не обѣщай себѣ самонадѣянно необычайныхъ или вѣрныхъ успѣховъ по твоему дѣлу. Таковыя обѣщанія происходятъ отъ гордости, а гордымъ не дается благодать. Помни всегда, что обращеніе на путь истины грѣшника или язычника отнюдь не зависитъ отъ насъ, или отъ нашего искусства, но прямо и единственно отъ Бога. Угодно Ему обратить кого либо, — и самое простѣйшее (но истинное) слово изъ устъ простаго чтеца касается сердца слышавшаго, западаетъ въ немъ глубоко, и въ свое время приноситъ плодъ. Неугодно Ему, — и самое убѣдительнѣйшее слово изъ устъ перваго оратора не произведетъ никакого спасительнаго дѣйствія. И потому всѣ мы отъ перваго до послѣдняго ничто иное, какъ орудіе въ рукахъ Божіихъ.
3) Всякій разъ, когда ты принимаешься за дѣло, приводи себя въ спокойное и полное присутствіе духа, иначе ты не можешь высказать и того, что знаешь твердо и основательно.
4) Не приступай къ дѣлу безъ предварительнаго размышленія и не исполняй его съ разсѣянностію и нерадѣніемъ, ибо дѣло твое есть дѣло Божіе, а тотъ проклятъ, кто творитъ его съ небреженіемъ.
5) Помни всегда, что если проповѣдникъ не будетъ имѣть въ себѣ любви какъ къ своему дѣлу, такъ и къ тѣмъ, кому проповѣдуетъ, то и самое лучшее и краснорѣчивѣйшее изложеніе ученія можетъ остаться безъ всякаго успѣха, ибо только любы созидаетъ, а потому старайся имѣть въ себѣ духъ святой любви.
6) Поставь себѣ въ правило: во время посѣщенія отдаленныхъ мѣстъ (такихъ, гдѣ уже положено начало христіанства) не начинать отправленія богослуженій и требъ дотолѣ, пока не предложишь посѣщаемымъ тобою прихожанамъ хотя краткаго поученія.
7) Проповѣдь слова Божія естественно начинать прежде тамъ, гдѣ ты будешь имѣть постоянное мѣстопребываніе; но если обстоятельства заставятъ, или будутъ представляться случаи быть и въ другихъ дальнѣйшихъ мѣстахъ, то, несмотря на то, что ты еще немного успѣлъ между живущими съ тобою, не упускай случая быть гдѣ только можно и предлагай слово свое вездѣ и всѣмъ сообразно возрасту, состоянію и времени.
8) Время для поученій и бесѣдъ съ инородцами избирай преимущественно то, въ которое они бываютъ въ сборѣ; для сего ты можешь или идти къ нимъ, или, если можно, приглашать ихъ къ себѣ.
9) Въ началѣ по незнанію языка инородцевъ ты долженъ употреблять переводчика (толмача) твоихъ рѣчей; старайся избирать его изъ самыхъ благочестивыхъ и благонамѣренныхъ и заблаговременно обучай его катихизису. Лучше, если переводчикъ при тебѣ будетъ всегда одинъ и тотъ-же.
II.
Порядокъ вѣропроповѣданія.
10) Христіанство есть потребность, удовлетвореніе и утѣшеніе преимущественно сердца, а не одного ума, и поэтому въ преподаваніи ученія вѣры надобно стараться дѣйствовать болѣе на сердце, нежели на умъ. Любопытство ума ненасытимо. Но кто сердцемъ восчувствуетъ потребность вѣры, вкуситъ и утѣшеній ея, — тотъ приметъ ее скоро и удобно, и она въ немъ будетъ не безплодна. Но чтобы дѣйствовать на сердце, надобно говорить отъ сердца. Отъ избытка бо сердца уста глаголютъ. И потому только тотъ, кто исполненъ и избыточествуетъ вѣрою и любовію, можетъ имѣть уста и премудрость, ей-же не возмогутъ противиться сердца слушающихъ, и которыя вѣрно указуютъ какъ, гдѣ и что говорить. Итакъ, примѣчай и лови минуты сердечнаго расположенія слушающихъ тебя. Сіе время всегда благопріятно для сѣянія слова Божія.
11) Способъ преподавать ученіе вѣры бываетъ различенъ: и по внутреннему состоянію души поучаемаго, и по возрасту и по умственнымъ способностямъ. И въ семъ отношеніи имѣй въ виду, что тѣ, съ которыми ты будешь имѣть дѣло, по привычкамъ и понятіямъ суть язычники и заблудшіе, и по степени образованія — дѣти. Къ сему должно примѣнять способъ и порядокъ преподаванія имъ спасительныхъ истинъ.
12) Порядокъ въ преподаваніи ученія вѣры должно сообразовать съ тѣмъ, который показало намъ самое Провидѣніе. Законъ Моѵсеевъ данъ былъ прежде, чѣмъ законъ Евангельскій; а еще прежде писаннаго закона Моѵсеева вѣдомъ былъ неписанный законъ естественный и Виновникъ его Богъ Творецъ и Промыслитель. Предъ самымъ временемъ закона Моѵсеева явлено было торжественное знаменіе силы, всемогущества и славы Божіей.
Взирая на сей великій и всеобщій образъ, учреждай свое малое и частное дѣло такъ:
а) Отъ бытія и благоустройства видимыхъ вещей показать бытіе (въ которомъ, впрочемъ, кажется, никто изъ нихъ не сомнѣвается), всемогущество, силу и славу Творца вселенныя, Его благость, всевѣдѣніе и проч. Вмѣстѣ съ симъ кратко разсказать исторію сотворенія перваго человѣка и происхожденія отъ него всѣхъ людей и народовъ, которые въ семъ отношеніи суть живые памятники и видимыя доказательства Творческаго всемогущества и премудрости. Засимъ, изложить составъ человѣка изъ души и тѣла, различіе отъ прочихъ животныхъ, безсмертіе души его, и указать намѣреніе Божіе въ сотвореніи человѣка, т. е. блаженство.
б) Потомъ показать нравственный законъ Моѵсеевъ, какъ Богописанный законъ естественный, какъ средство къ достиженію блаженства,— просто и кратко.
Говоря о законѣ, навѣрное, можешь услышать отъ самыхъ дикихъ отголосокъ и подтвержденіе истинѣ сего закона, неизгладимо начертаннаго на скрижаляхъ сердца каждаго. Напримѣръ, кто не знаетъ, что должно почитать родителей, не надобно вороваты убивать и проч.?! Старайся возбуждать въ нихъ сіе чувство и употребляй его въ свою пользу.
в) Когда слушатели твои будутъ убѣждены въ существованіи Бога и закона, тогда (а не ранѣе) показать имъ необходимость исполненія закона, какъ воли Творца, и видимыя слѣдствія неисполненія закона и несохраненія его. Въ примѣръ сего разсказать кратко о потопѣ (преданіе о немъ, хотя и сбивчивое, но есть у дикихъ народовъ), какъ послѣдствіи несохраненія закона Божія; о благословеніи Богомъ праотцевъ послѣ потопа и въ особенности Авраама (коего потомки существуютъ даже до нынѣ) — какъ о послѣдствіи исполненія закона.
д) Послѣ сего начинай собственно евангельскую проповѣдь, такъ, какъ началъ ее Самъ Іисусъ Христосъ, т. е. возвѣщеніемъ покаянія и утѣшенія, или приближенія Царствія Небеснаго. Старайся приводить ихъ въ чувство раскаянія, или — близкое къ раскаянію. Сего можно достигнуть убѣжденіемъ ихъ въ томъ, что за неисполненіе закона, написаннаго въ сердцахъ ихъ, они непремѣнно будутъ наказаны и въ сей жизни и въ будущей, или, если не въ сей, то тѣмъ тягчай вѣчно въ будущей; что никто самъ собою не избѣгнетъ сихъ наказаній и проч.
Здѣсь надобно говорить такъ, чтобы возбудить въ нихъ нѣкоторый страхъ будущихъ наказаній; и когда они будутъ приведены въ сіе чувство, тогда благовѣствуй имъ Іисуса Христа, Спасителя, Искупителя и Надежду всѣхъ людей, во утѣшеніе имъ.
Привести въ чувство раскаянія и сокрушенія есть одно изъ труднѣйшихъ дѣлъ проповѣдника; но сіе состояніе есть одно изъ важнѣйшихъ въ обращеніи человѣка и есть воздѣланная земля для насажденія сѣмени христіанства, ибо тогда оно можетъ пасть въ самую глубину сердца его и, при послѣдующемъ содѣйствіи благодати, принести обильный плодъ. Благовѣствованіе Спасителя грѣшнику, чувствующему себя виновнымъ предъ закономъ, предварительно и безъ всякаго убѣжденія поселяетъ въ немъ любовь къ сему Спасителю, Котораго онъ еще не знаетъ. А кто возлюбитъ Іисуса Христа такимъ образомъ, тотъ особенно возлюбитъ Его, узнавъ Его, и тотъ повѣритъ всему, что говорилъ Онъ и что о Немъ будешь говорить и ты. Слѣдовательно, тогда открытіе всѣхъ таинствъ спасенія нашего будетъ и легко для проповѣдника, и удобопріятно для слушающихъ его въ такомъ расположеніи духа.
е) Показавъ необходимость искупленія рода человѣческаго и величество любви Божіей къ нему, преподавай о пришествіи въ міръ обѣтованнаго Искупителя, Его предвѣчномъ рожденіи отъ Отца (здѣсь надобно сказать и о таинствѣ Святыя Троицы), воплощеніи, рождествѣ и земной жизни Іисуса Христа, о Его ученіи, страданіи, смерти, воскресеніи, вознесеніи, всегдашнемъ пребываніи съ вѣрующими и второмъ Его пришествіи, — о воскресеніи мертвыхъ (которому, хотя и по своему, но всѣ американскіе дикари вѣрятъ), будущей жизни, воздаяніи праведнымъ и грѣшнымъ.
ж) Наконецъ, скажи, что Іисусъ Христосъ во время земной жизни Своей имѣлъ многихъ учениковъ, изъ коихъ Онъ избралъ 12, далъ имъ особенную благодать и силу и послалъ ихъ во весь міръ проповѣдывать Евангеліе всей твари; — и все, чему они учили и что заповѣдалъ Іисусъ Христосъ, написано въ ихъ писаніяхъ, которыя дошли и до насъ и которыя извѣстны почти всѣмъ народамъ, и что всѣ добрые и простосердечные люди, которымъ удалось слышать ученіе ихъ, приняли его съ радостію и послѣдовали и послѣдуютъ Ему. Таковые люди обыкновенно называются христіанами, а тѣ изъ нихъ которые точно соблюдали слово Іисуса Христа, сдѣлались святыми, и тѣла многихъ изъ нихъ почиваютъ многія столѣтія нетлѣнными и проч.
Послѣ, сего (и отнюдь не ранѣе) ты можешь сдѣлать имъ предложеніе — не пожелаютъ-ли и они вступить въ число вѣрующихъ въ Іисуса Христа и чрезъ Него чающихъ вѣчное спасеніе, блаженство и проч. Сего ученія вѣры на первый разъ для неслыхавшихъ прежде слова спасенія, довольно.
13) Въ изъясненіи предметовъ вѣры надобно говорить обдуманно, ясно, отчетливо и сколько возможно кратко, иначе проповѣдь твоя будетъ имѣть мало успѣха.
Въ изъясненіи ученія Іисуса Христа здѣсь не нужно много распространяться, т. е. не упоминать всего, что сказалъ Іисусъ Христосъ, но только говорить, что все ученіе Іисуса Христа заключается въ томъ, чтобы мы покаялись, вѣровали въ Него и имѣли къ Нему и ко всѣмъ людямъ любовь безкорыстную, чистую. Въ подтвержденіе ученія Его сказать кратко и о чудесахъ Его.
14) Когда увидишь, что слушатели твои тебя поняли и изъявятъ желаніе сопричислиться стаду Христову, тогда предлагать имъ: а) объ условіяхъ для желающихъ вступить въ число вѣрующихъ; б) о святомъ крещеніи, какъ таинственномъ возрожденіи отъ воды и духа, вводящемъ въ новую жизнь христіанскую, и о прочихъ таинствахъ, какъ средствахъ къ полученію благодати Іисуса Христа, и в) о томъ, какъ долженъ вести жизнь свою тотъ, кто хочетъ быть истиннымъ христіаниномъ и, слѣдовательно, воспользоваться всѣми плодами спасенія.
а) Условія, подъ которыми желающіе могутъ вступить въ число учениковъ Іисуса Христа, суть: 1) отречься своей прежней вѣры, оставить шаманство и шамановъ не слушать; 2) не слѣдовать обычаямъ противнымъ христіанству; 3) согласиться исполнять все то, что потребуетъ отъ нихъ новый законъ и Церковь: 4) исповѣдывать грѣхи свои.
б) Желающимъ и соглашающимся выполнять всѣ означенныя условія говорить, что вступленіе въ христіанство есть дѣло великое и важное, и потому вступленіе въ него должно быть торжественно, гдѣ желающій вступить долженъ предъ свидѣтелями отречься отъ всего противнаго христіанскои вѣрѣ и дать обѣщаніе быть ученикомъ Іисуса Христа, и все это запечатлѣть святымъ крещеніемъ, которое есть вмѣстѣ и видимый знакъ вступленія въ христіанство и средство къ очищенію души отъ грѣховъ идверь къ принятію прочихъ даровъ, или средствъ преподающихъ благодать Божію, т. е. таинствъ святой Церкви, о которыхъ здѣсь и сказать.
Здѣсь-же нужно показать важность и достоинство святаго креста и силу крестнаго знаменія, а также и то, въ какомъ разумѣ и съ какимъ благотворнымъ намѣреніемъ святая Церковь пріемлетъ и чтитъ святыя иконы.
Говоря объ иконахъ, между прочимъ, можно сказать, что онѣ для неграмотныхъ то же, что книга, и проч.
в) Что касается до ученія о томъ, какъ долженъ вести себя христіанинъ, — на первый разъ много не распространяться, но говорить только то, что кто хочетъ быть истиннымъ христіаниномъ, т. е. ученикомъ Іисуса Христа, и воспользоваться всѣми дарами искупленія, — тотъ долженъ: 1) съ вѣрою, надеждою и любовію предать себя Іисусу Христу; 2) подражать Ему во всемъ, т. е. стараться, сколько возможно, поступать всегда такъ, какъ поступалъ Онъ. Здѣсь кратко сказать о добродѣтеляхъ Іисуса Христа, упоминаемыхъ въ Евангеліи, для того, чтобы вступающій могъ понять, какъ именно онъ долженъ поступать.
Напримѣръ, Іисусъ Христосъ прощалъ врагамъ Своимъ, такъ должны дѣлать и мы.
15) Наконецъ, надобно говорить, что никто, особливо надѣющійся на свои силы и самого себя, безъ помощи Божіей не можетъ быть истиннымъ ученикомъ Іисуса Христа, и еслибы Іисусъ Христосъ, по великой Своей любви къ людямъ, не даровалъ намъ Своей помощи, то никто бы и никогда не могъ сдѣлаться совершеннымъ послѣдователемъ Его.
Но теперь всякій, кто только хочетъ, можетъ получать отъ Него помощь. Помощь сія есть Духъ Святый, даруемый туне; Его можно получать преимущественно молитвою; молитва-же есть обращеніе сердца къ Богу съ покорностію, вѣрою и надеждою. Молиться можно вездѣ и всегда, преимущественно же близка благодатная помощь Божія къ молитвѣ церковной.
16) Таковаго ученія довольно для новообращенныхъ. Дальнѣйшее ученіе христіанства, какъ-то: пространное и болѣе духовное истолкованіе десяти заповѣдей и проч., изъясненіе словъ Іисуса Христа, преданныхъ въ Евангеліи, ученіе апостоловъ и (отчасти) преданія святыхъ отцевъ — составляютъ предметъ уже не первоначальнаго вѣроученія и духовную пищу не младенцевъ въ вѣрѣ, но возрастныхъ, или, по крайней мѣрѣ, возрастающихъ въ христіанствѣ.
Часть вторая.
III.
Особенныя наставленія относительно ученія, Богослуженія и обхожденія съ инородцами и пр.
17) Догматовъ вѣры и сущности дѣятельнаго ученія держаться надлежитъ такъ твердо, чтобы ничего противнаго имъ не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебѣ явная смерть. Но снисхожденіе новообращающимся, яко младенцамъ въ вѣрѣ, въ разсужденіи нѣкоторыхъ недостатковъ обрядовыхъ, необходимо надлежитъ оказывать, частію по мѣстнымъ обстоятельствамъ, частію въ ожиданіи утвержденія ихъ въ вѣрѣ и жизни.
18) Соблюдать посты такъ, какъ соблюдаютъ ихъ обыкновенно, т. е. перемѣною пищи, вземлемой изъ царства животныхъ, на одну растительную, — тамошніе жители почти совсѣмъ не могутъ по самой мѣстности, и постъ ихъ удобнѣе можетъ состоятъ не въ качествѣ, но въ количествѣ и времени употребленія пищи. И потому не должно ихъ принуждать къ соблюденію постовъ перемѣною пищи, но, во-первыхъ, — объяснять имъ намѣреніе учрежденія постовъ и пользу ихъ, потомъ, по мѣрѣ ихъ убѣжденія и усердія, располагать ихъ къ сохраненію поста въ извѣстные дни такимъ образомъ, чтобы, смотря по обстоятельствамъ, уменьшать количество пріемлемой пищи и не принимать оной въ ранніе часы дня. Что касается до дней Страстной седмицы и особенно послѣднихъ дней предъ Пасхою, то — убѣждать всѣхъ проводить ихъ въ возможномъ постѣ и тѣлесномъ, и душевномъ въ память спасительныхъ страстей Іисуса Христа.
19) Слушаніе обыкновенныхъ богослуженій, кромѣ литургіи, не поставлять непремѣнною обязанностію и строгаго исполненія сего не требовать; а потому, во время путешествій твоихъ по отдаленнымъ мѣстамъ, когда обыкновенно всѣ посѣщаемые тобою должны исповѣдываться и причащаться Святыхъ Таинъ, — не считать непремѣнною обязанностію то, чтобы они ходили въ церковь цѣлую недѣлю, какъ дѣлается у насъ обыкновенно, но столько, сколько позволятъ обстоятельства, и только совѣтовать и напоминать имъ, чтобы они въ то время, какъ можно чаще, въ сердцѣ своемъ молились Богу о прощеніи грѣховъ своихъ, а также соблюдали бы, какъ возможно, строгій постъ.
Поученіе слову Божію для нихъ всегда есть лучшее приготовленіе къ принятію таинствъ, нежели чтеніе обыкновенныхъ псалмовъ и молитвъ, потому что никто изъ нихъ весьма еще долгое время не будетъ понимать того, что читается въ церкви.
20) При заключеніи браковъ облегченія строгости правилъ могутъ быть допускаемы только по самымъ уважительнымъ причинамъ и по крайней нуждѣ; а какія именно могутъ быть облегченія, о томъ будутъ тебѣ даны особыя наставленія. Малочисленность мѣстнаго народонаселенія, подобно какъ въ патріархальныя времена, не позволитъ далеко расширять кругъ возбраненнаго къ супружеству родства; впрочемъ, запрещенія, положенныя по сему предмету въ книгѣ Левитъ (XVIII гл.), должно имѣть въ виду неопустительно.
21) Отъ старыхъ обычаевъ, непротивныхъ христіанству, вдругъ не отводить, но только объяснять, что имъ сіе дозволяется по снисхожденію.
22) Инородцамъ, не принявшимъ святого крещенія, если не предвидится, что отъ нихъ можетъ произойти какое-либо оскорбленіе святыни, или нарушеніе благопристойности, не только не возбранять быть при нашихъ богослуженіяхъ, какъ то: вечерни, утрени и молебнахъ, если они того пожелаютъ, — но даже приглашать ихъ къ тому. Что же касается до литургіи, то хотя по правиламъ Церкви и не должно допускать ихъ къ слушанію литургіи вѣрныхъ, но такъ какъ нѣкогда и послы святаго Владиміра въ Константинополѣ, будучи язычниками, были допущены къ слушанію всей литургіи, а сіе послужило въ неизъяснимую пользу цѣлой Россіи, — то и ты по усмотрѣнію можешь оказывать подобное снисхожденіе, въ надеждѣ спасительнаго дѣйствія святыни на сердца еще омраченныя.
23) Никакіе брачные союзы и договоры, заключенные до крещенія, не считать препятствіемъ къ принятію святаго крещенія, и никакихъ заключенныхъ до крещенія браковъ, выключая самыхъ кровныхъ (каковыхъ, впрочемъ, едва-ли можно встрѣтить), не расторгать и въ разбирательство ихъ не входить.
24) Новообращающимся ни до крещенія, ни при самомъ крещеніи и вскорѣ послѣ крещенія не дѣлать и не позволять воспріемникамъ дѣлать какіе-либо подарки, дабы сіе не могло быть для инородцевъ приманкою или поводомъ къ различнымъ ухищреніямъ, а потому и при самомъ крещеніи инородцевъ не давать имъ ни рубашекъ и ничего, кромѣ крестиковъ.
25) На данномъ тебѣ святомъ антиминсѣ ты имѣешь власть совершать божественную литургію на всякомъ мѣстѣ: и въ чистомъ, жиломъ домѣ, и подъ открытымъ небомъ; но для сего, по многимъ причинамъ, приличнѣе имѣть особую палатку, которую раскидывать на мѣстахъ по возможности чистыхъ, и на таковыхъ мѣстахъ убѣждать жителей поставлять кресты, которые потомъ будутъ какъ признакомъ самаго мѣста, гдѣ была приносима безкровная жертва, такъ и мѣстомъ общественныхъ молитвъ для жителей въ отсутствіе твое.
26) Болѣе постоянное пребываніе имѣть тебѣ тамъ, гдѣ будетъ болѣе полезно и нужно. Сугубо счастливъ тотъ проповѣдникъ, пребываніе котораго у себя инородцы считаютъ своимъ счастіемъ.
27) Въ преподаваніи ученія выше-изложеннымъ порядкомъ наблюдай, чтобы къ изъясненію предметовъ послѣдующихъ приступать не прежде, развѣ когда слушающіе тебя всѣ, или, по крайней мѣрѣ, большая часть изъ нихъ, поймутъ предыдущіе, несмотря на то, хотя бы отъ сего могло замедлиться самое крещеніе многихъ. Чѣмъ тверже будетъ положено основаніе, тѣмъ прочнѣе будетъ зданіе и легче созидать его.
28) Касательно ученія вѣры и закона христіанскаго никакихъ доказательствъ, Священнымъ Писаніемъ не подтвержденныхъ, не употреблять, кольми паче ложныхъ чудесъ и откровеній не вымышлять, подъ опасеніемъ строжайшаго осужденія. Но если гдѣ Господь видимо явитъ силу Свою или въ чудесномъ исцѣленіи кого, или необыкновенномъ откровеніи и проч., таковыхъ дѣлъ Божіихъ не скрывать, но, сдѣлавъ надлежащее и безпристрастнѣйшее изслѣдованіе дѣла со всѣми доказательствами, представить намъ.
29) Для того, чтобы умножать число принимающихъ святое крещеніе, отнюдь не употреблять какихъ либо мѣръ и средствъ несвойственныхъ евангельскому духу и неприличныхъ проповѣднику, какъ то: ни принужденій, ни угрозъ, ни подарковъ, ни обѣщаній (напримѣръ, льготъ, податей и ир.), ни какихъ либо суетныхъ обольщеній, — но всегда дѣйствовать съ апостольскою искренностію.
30) Къ сподобленію святаго крещенія инородцевъ приступать не ранѣе, какъ они будутъ научены тобою выше-означеннымъ предметамъ вѣры и закона, и когда они сами изъявятъ на то желаніе.
31) По прибытіи въ поселенія дикарей, отнюдь не говорить, что ты посланъ отъ правительства, и не выдавать себя за какого нибудь начальника, но за простого странника, желающаго ближнимъ истиннаго благополучія и пришедшаго для того только, чтобы показать средства и по возможности руководить.
32) Съ перваго вступленія твоего въ должность, поведеніемъ и добродѣтелями своими, приличными твоему сану и званію, старайся заслужить хорошее о себѣ мнѣніе и уваженіе какъ инородцевъ, такъ и живущихъ тамъ цивилизованныхъ людей. Доброе мнѣніе заставляетъ уважать, а кого не уважаютъ, того и не послушаютъ.
33) Отнюдь не показывай явнаго презрѣнія къ ихъ образу жизни, обычаямъ и проч., какъ бы они ни казались того стоющими, ибо ничто не можетъ столько оскорбить и раздражить дикарей, какъ явное презрѣніе къ нимъ и насмѣшки надъ ними и всѣмъ, что ихъ.
34) Съ перваго свиданія съ инородцами старайся снискать ихъ довѣренность и благорасположеніе, но не подарками, или ласкательствомъ, а разсудительностію, готовностію на всякую помощь, добрыми и благоразумными совѣтами и искренностію. Иначе, кто откроетъ тебѣ свое сердце, если не будетъ имѣть къ тебѣ довѣренность?..
35) Въ преподаваніи ученія и вообще въ бесѣдахъ съ инородцами будь кротокъ, ласковъ, простъ и отнюдь не показывай величаваго учительскаго вида, чѣмъ весьма много можно повредить успѣхамъ своего дѣла.
36) Когда говоритъ тебѣ кто нибудь изъ инородцевъ, то выслушивай внимателыю, снисходительно и терпѣливо, и на вопросы ихъ отвѣчай вразумительно и съ особеннымъ расположеніемъ и ласкою, ибо вопросъ отъ инородца касательно духовныхъ предметовъ есть дѣло для проповѣдующаго очень важное, ибо онъ можетъ показать и состояніе души вопрошающаго, и способности его, и желаніе просвѣщенія. Но не отвѣтя инородцу одинъ разъ, или отвѣтя съ оскорбленіемъ его, можно заставить его молчать навсегда.
37) Нежелающихъ принять святое крещеніе, даже и послѣ нѣсколькихъ убѣжденій, не огорчать чѣмъ либо и особенно не принуждать къ принятію крещенія. И хотя справедливость требуетъ въ обхожденіи съ дикарями быть болѣе ласковымъ и внимательнымъ къ тѣмъ, которые уже приняли христіанство, или готовы принять его, по ты, какъ проповѣдникъ евангелія, не долженъ оскорблять и не желающихъ принять проповѣди евангельской и обходиться съ ними дружелюбно. Это будетъ лучшимъ доказательствомъ того, что ты желаешь имъ истиннаго блага.
38) У нѣкоторыхъ тамошнихъ дикарей можно встрѣтить многоженство, но всегда только у богатыхъ и сильныхъ; а потому, преклоняя ихъ къ единоженству, дѣйствуй со всѣмъ благоразуміемъ и отнюдь не поступай здѣсь властительски, дабы тѣмъ и не ожесточить и не раздражить ихъ.
39) Отъ новообращающихся и новообращенныхъ ни подъ какимъ видомъ не требовать никакихъ вкладовъ или приношеній для церкви, или на какія-либо другія богоугодныя дѣла, но и не отвергать и добродушно принимать приношенія отъ тѣхъ, которые сами по своей волѣ будутъ предлагать что-либо, но только съ тѣмъ, что при принятіи всякаго приношенія объяснять приносящимъ намѣреніе и цѣль таковыхъ приношеній, дабы не поселить въ нихъ мысли, что Богъ, подобно ихъ духамъ, требуетъ приношеній, или что они суть жертва очистительная, или умилостивительная и проч.
40) Впредь, до особаго о семъ предписанія, работниковъ и проводниковъ для твоихъ путешествій ты долженъ будешь брать отъ новообращенныхъ, или отъ тамошнихъ туземцевъ; но въ семъ дѣлѣ надобно поступать такъ, чтобы тѣмъ не подать имъ причины подумать, что они, принимая христіанство, въ то-же время становятся какъ-бы рабами или работниками своихъ просвѣтителей: и потому при всякой подобной нуждѣ просить отъ дикарей пособія дружески и всегда платить за труды проводникамъ и всѣмъ услуживающимъ.
41) Ни подъ какимъ видомъ не выпрашивать тебѣ отъ новообращенныхъ и прочихъ инородцевъ какихъ-либо подарковъ и приношеній и не входить съ ними въ какія-либо торговыя сношенія ни самому лично, ни чрезъ посредство другихъ, подъ опасеніемъ строжайшаго суда: даже для самой пищи потребное принимать отъ нихъ только въ необходимости и за плату, или отъ усердія предлагаемое на трапезѣ.
42) Путешествія предпринимать во время удобное, т. е. когда жители тамошніе бываютъ болѣе свободны отъ промысловъ звѣрей и рыбы, дабы неблаговременнымъ путешествіемъ не лишить выгодъ какъ инородцевъ, такъ и компанію. Но еслибы оказалось, что посѣтить какое-либо мѣсто съ пользою большею можно не иначе, какъ въ промысловое время, то заблаговременно представлять о семъ къ намъ съ прописаніемъ всѣхъ причинъ и слѣдствій, могущихъ быть отъ того, или другаго.
43) Чтобы вѣрнѣе и болѣе быть полезнымъ своимъ прихожанамъ, ты долженъ въ непродолжительномъ времени узнать языкъ ихъ, на первый разъ, по крайней мѣрѣ, до того, чтобы понимать. Дьячку же, находящемуся при тебѣ, поставляется въ непремѣнную обязанность изучить языкъ ихъ совершенно. Ты имѣешь обязанность наблюдать за симъ.
44) Старайся узнавать обстоятельно: вѣру, обряды, обычаи, наклонности, характеръ и весь бытъ твоихъ прихожанъ, особенно для того, чтобы тѣмъ вѣрнѣе и удобнѣе дѣйствовать на нихъ.
Отдавать справедливость ихъ хорошимъ обычаямъ есть дѣло немаловажное для успѣха твоего.
45) Во время посѣщенія твоего и пребыванія на мѣстахъ, когда время позволитъ, давай дикарямъ совѣты и наставленія касательно улучшенія ихъ быта и образа жизни, но безъ всякаго принужденія и оскорбленія, чистосердечно и дружески, и всѣ таковые совѣты и наставленія должны быть сообразны съ мѣстностію и простотою ихъ правовъ.
46) Въ разбирательство мірскихъ дѣлъ не входить и никакой власти, поставленной отъ начальства, или ихъ собственной, въ глазахъ инородцевъ не ослаблять ни явными, ни тайными внушеніями, такъ какъ и Самъ Іисусъ Христосъ, живя на землѣ, никакого управленія не оскорблялъ и ничьихъ правъ собственности не касался. Но если гдѣ поступки начальствующаго и обращеніе съ инородцами слишкомъ жестоки и несносны, то таковаго прежде съ кротостію и дружелюбіемъ увѣщевать и наставлять, но если таковая мѣра будетъ недѣйствительна, то обстоятельно и со всею справедливостію писать о томъ секретно къ намъ, или, въ случаѣ отсутствія нашего, благочинному для доведенія до свѣдѣнія главнаго начальства.
47) На все, превышающее власть твою, требовать разрѣшеній отъ насъ, и о недоразумѣніяхъ и сомнѣніяхъ писать къ намъ офиціально, или партикулярно, смотря по обстоятельствамъ дѣла.
48) Судя по кроткому характеру многихъ дикарей, населяющихъ берега Америки, кажется, что при мирномъ и проповѣднику евангелія свойственномъ поведеніи, невозможно ожидать какого-либо нападенія, или покушенія на жизнь; но еслибы, паче чаянія, и случилась какая либо опасность твоей жизни, то рѣшительныя и послѣднія мѣры къ защищенію себя принимать не иначе, какъ въ самыхъ крайнихъ случаяхъ. Но стократъ блаженъ будешь, если сподобишься пострадать ради имени Іисуса Христа.
49) Для того, чтобы лучше можно было видѣть твои труды, дѣйствія и успѣхи въ поручаемомъ тебѣ дѣлѣ, и тѣмъ вѣрніе цѣнить твое служеніе, имѣть тебѣ журналъ, въ которомъ записывать всѣ твои дѣйствія, всѣ главныя мысли и слова, передаваемыя тобою дикарямъ при собесѣдованіяхъ съ ними и проч., и все, что стуитъ замѣчанія. И таковые журналы представлять къ намъ каждогодно при своихъ прочихъ донесеніяхъ.
50) Относительно порядка дѣлъ, какъ-то: веденіе приходо-расходныхъ книгъ, отчетности, а также разныхь записей и формъ, по какимъ писать тѣ и другія, тебѣ будутъ даны особыя предписанія.
51) Смотря по удобству и возможности, постарайся завести и имѣть первоначальную школу для наставленія дѣтей въ Законѣ Божіемъ, чтеніи и проч., въ родѣ тѣхъ, какія Высочайше повелѣно имѣть при монастыряхъ и церквахъ. Если же не будетъ возможности завести школу на основаніи сихъ правилъ, то, по крайней мѣрѣ, два или одинъ разъ въ недѣлю собирай къ себѣ, или въ часовню, дѣтей обоего пола, сначала живущихъ тамъ русскихъ и креоловъ, а потомъ и дѣтей новопросвѣщенныхъ, наставляй ихъ въ ихъ обязанностяхъ въ отношеніи къ Богу, родителямъ, властямъ, другъ другу и ближнимъ. Для пособія тебѣ въ обученіи дѣтей грамотѣ можешь употребить причетниковъ твоихъ.
52) Само собою разумѣется, что ты, кромѣ всего вышеписаннаго, долженъ исполнять во всей силѣ и точности всеобщія и частныя постановленія касательно церквей и причтовъ, не сообразныхъ съ мѣстными обстоятельствами и учрежденіями, и всѣ предписанія, какія тебѣ будутъ даваемы, а также и всѣ учрежденія и распоряженія мѣстнаго начальства, относящіяся ко всѣмъ вообще, какого бы рода они ни были, — исполнять и исполненіемъ ихъ подавать примѣръ другимъ.
Помни, что ты находишься на такомъ мѣстѣ, гдѣ ты болѣе и скорѣе многихъ можешь получить награды — и небесныя, будущія, и земныя, настоящія.
Небесныя награды въ руцѣ Великаго Мздовоздаятеля, Который всегда будетъ видѣть твои дѣла, и намѣренія, и духъ, въ которомъ ты будешь дѣйствовать. Въ отношеніи же наградъ земныхъ будетъ обращаемо вниманіе сколько на число обращенныхъ тобою, но болѣе на усердіе и ревность твою въ исполненіи твоего дѣла, переведеніе чего либо изъ книгъ Священнаго Писанія на языкъ твоихъ прихожанъ и наученіе читать изъ нихъ (переведенное), по крайней мѣрѣ до 50 человѣкъ — будетъ достаточнымъ доказательствомъ твоего усердія и заслугою, стоющею высшихъ наградъ, коихъ удостоивается духовенство.
Потщися убо себе искусна поставити предъ Богомъ дѣлателя непостыдна, право правяща слово истины. Внимай себѣ и ученію и пребывай въ нихъ, сія бо творя, и самъ спасешися и послушающіи тебе.
Благодать Господа нашего Іисуса Христа да будетъ со духомъ твоимъ!
Текст приводится по: Наставленіе высокопреосвященнаго Иннокентія, бывшаго архіепископа Камчатскаго, Курильскаго и Алеутскаго, Нушагакскому миссіонеру іеромонаху Ѳеофилу. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1900. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1900. — С. 97-107.