Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Проповедь покаяния как важная часть миссии Церкви в современных протестантских церквях России

Статья посвящена проблемам современной миссионерской практики протестантских церквей, действующих на территории Российской Федерации (1990-е – 2010-е годы). В центре внимания – проповедь покаяния, которая является основой всей евангелизационной (миссионерской) деятельности. На основе интервью с пасторами сделан обзор современной покаянной практики в протестантских церквях и проанализирована её взаимосвязь с евангелизацией. 
25 июня 2021

Скачать в формате  DOC  EPUB  FB2 PDF

Евгения Парфенова

Перед каждым христианином рано или поздно встает вопрос: как свидетельствовать своим неверующим близким, родным, коллегам по работе? Как сделать слово проповеди и свидетельства наиболее действенным, доходящим до самого сердца человека? Известно, что проповедь апостолов обращала ко Христу тысячи людей (См.: Деян 2:29–41; 13:1–48; 17:22–34; 19:11–20; 28:17–31), помогала им обрести новую жизнь, ставшую служением Богу и ближнему. Главным акцентом такой проповеди был призыв к покаянию. Такое же центральное место проповедь покаяния сохранила в миссионерской деятельности современных протестантских церквей, действующих на территории России, начиная с 1990-х гг. и по настоящее время. Основной целью их создания была миссия или «евангелизация» [1] в постсоветском пространстве [2].

1. Краткий обзор форм и методов миссии в современных протестантских церквях в России

Начиная примерно с 2000-х гг. и по настоящее время, в протестантских церквях произошел переход от массовой евангелизации (столь характерной для 90-х гг. ХХ в., когда проповедники собирали целые стадионы) к формам и методам миссии, более нацеленным на личное свидетельство [3]. Среди них обзорно можно выделить следующие. 

1. Личное свидетельство в общении с друзьями, близкими и знакомыми. 

2. Приглашение для участия в воскресных богослужениях.

Отметим здесь, что в большинстве известных церквей воскресные богослужения проводятся всегда как миссионерские, в которых обязательно есть место проповеди покаяния. Они проводятся именно с той целью, чтобы услышавший этот призыв мог тут же принести покаяние при соответствующем ходатайстве верных членов церкви о его спасении. Крещение покаявшегося происходит чуть позже (в разных церквях существует различная практика), в некоторых случаях — после нескольких вероучительных бесед.

3. Домашние группы по изучению Библии [4]. 

После того как от массовости обратились к личному евангелизму, стали появляться домашние группы, малые общины, в которых человек открывал для себя Христа не как идею, а как выражение любви, принятия друг друга, обретение братских отношений [Бак. О формах и методах миссии]. 

4. Предкрещальные вероучительные беседы в группах по подготовке к водному крещению, во время которых постоянно звучит призыв к покаянию как перемене образа жизни. 

5. Проповедь во время водного крещения, обращенная в том числе и к неверующим гостям (родственникам крещаемого, которых специально приглашают на крещение, а также случайно оказавшимся при этом людям). Заметим, что евангелизация рассматривается вообще как одна из целей крещения [5].

Кроме того, по словам пастора Леонида Бака, характерной чертой последних десяти лет в протестантской среде стало влияние Евангелия на мир через социальное служение. Так как есть немало людей, находящихся в разрушенном состоянии из-за употребления наркотиков, алкоголя, других химических веществ, а также «бомжевания», блуда, им предлагается духовная помощь как возможность их социальной адаптации. Основной акцент покаянного призыва в благовестии таким людям — им открывают новый образ жизни. Таким образом, через социальную работу многие протестантские церкви обретают новых членов, принявших сердцем евангельский призыв.

При этом, как отмечают пасторы, человека успешного, благополучного сложнее призвать к покаянию, так как он зачастую осознает себя нравственным членом общества. Судя по церковной практике, субъективное восприятие нравственности отличается от той праведности и святости, к которой должен стремиться христианин.

2. Место и значение проповеди покаяния в евангелизации (миссии)

Как отмечают многие миссионерские пособия, евангелизация — это обращение к личности человека во всей его полноте — к разуму, сердцу, совести и воле [Гамбл. Рассказывая другим, 20]. 

При этом как в практическом руководстве Альфа-курс, так и в других пособиях по миссии и евангелизации внимание служителей обращается на то, что не должно быть никакого давления на людей, манипуляции и пр. [6] Человек только тогда сможет покаяться и обратиться ко Христу, если Бог Сам привлечет его к Себе [7]. Как отмечает Никки Гамбл, «мы не произносим бесконечных призывов к покаянию и не гоняемся за людьми, если они не приходят на следующую встречу» [Гамбл. Рассказывая другим, 23].

Содержание покаянного призыва

Содержание покаянного призыва может быть очень разнообразным, но все же есть принципиальные моменты, на которых практически во всех церквях делается акцент. Вот один из вариантов: «Покаяние — это изменение образа мыслей и сознательной установки по отношению к Богу и истинам Евангелия, это сознание святости Бога и своей греховности. Это полное упование на Христа и послушание Божьему Слову» [Омельчук, 144]. В таком понимании покаяния есть трудность: как определить, свершилось ли покаяние, и было оно искренним или ложным? Этому не могут быть свидетельством пережитые эмоции и чувства. Есть и такое понимание покаяния, к которому призывают во время проповеди, что это волевой акт, когда человек принимает решение идти за Христом [Омельчук, 145]. Соответственно у покаявшегося должны происходить определенные перемены в жизни. 

Во время миссионерского богослужения проповедник может призывать к покаянию как обращению своего пути от греха и нечистоты к праведности и святости, от дьявола к Богу. 

В большинстве случаев список грехов, от которых нужно освободиться вновь вступающему в церковь [8], исчерпывается ссылками на прямые места из Писания, в основном на Новый Завет (Рим 3:23; Рим 6:23; Гал 5:19–21; Еф 5:5; Откр 22:14–15; 1 Кор 6:9, 10, 18; Кол 3:5–9; Деян 8:21–22).

Приведем примерный перечень грехов, предлагаемый в помощь кающемуся [9] в случае, если у человека нет открытости сердца к покаянию, но есть потребность в освобождении совести и понимание необходимости этого. Перечень сформирован по основным группам грехов: 1) неверность, непокорность и непочтение Богу, родителям, властям и начальникам; 2) волшебство и пр.; 3) вредители и осквернители своего тела и души (аморальность); 4) ереси (ложные вероучения и религии; принципиальный отход от установлений Библии); 5) нечистота мыслей и поступков; 6) нелюбовь к своему ближнему и другим людям; 7) воровство; 8) непотребство (любостяжание, накопительство, излишества). По словам пастора Юрия Субботина, пастырская практика показывает, что чаще к такому способу подготовки к покаянию обращаются люди пожилого возраста, ведущие вполне благопристойный образ жизни. Перечень грехов, который по преимуществу носит законнический характер, предваряют следующие слова:

Здесь перечислены грехи людей, записанные в Библии, за которые Господь будет судить людей в судный день и не покаявшиеся в них люди будут лишены Царства Божия. 

Прочтите внимательно, и если ваша совесть обличает вас (даже в малой степени) в этих грехах, обратитесь к Господу и во имя Его Сына Иисуса Христа попросите прощения. Твердо верьте, что кающегося человека Бог прощает — это личное заверение Бога, записанное в Библии! 

Храните себя всеми силами от этих грехов, не допускайте их повторения, прося при этом помощи Божьей, чтобы устоять в вере (остаться верным).

С различными вариациями в литературе и в практике жизни в качестве примера проповеди покаяния приводится изобличение таких грехов и немощей современного человека: 

• отречение от Бога, равнодушие к Нему, что ведет к неправильному отношению к ближнему и к себе самому (человек теряет главный смысл своей жизни — жить в общении с Богом) 
[Нюэш, 27]; 

• жизнь по мирским стандартам, в то время как «мы, христиане, призваны отличаться от окружающего мира», «не позволим миру подгонять нас под свои мерки» [Гамбл. Альфа, 245], что выражается в преодолении таких греховных привычек, распространенных в миру, как злословие о людях у них за спиной или добрачные сексуальные связи [Гамбл. Альфа, 244]. 

Хотя эти темы больше относятся к внутрицерковной проповеди, о чем речь пойдет далее. 

В зависимости от конкретной ситуации: аудитории, к которой обращена проповедь (например, реабилитанты из числа алкогольно- и наркозависимых людей), или расположения самой церкви (скажем, если она находится в цыганском поселке, жители которого активно практикуют гадание, ворожбу и пр.), в проповеди может делаться акцент на каком-то конкретном грехе, требующем покаяния и ходатайственной молитвы всей церкви о его преодолении.

Особенности проповеди покаяния в протестантских церквях

Призыв к покаянию как изменению жизни со стороны свидетельствующих о Христе, Боге и Церкви в протестантских церквях по сути во многом совпадает с тем, что мы находим в православной традиции. При этом в миссионерском опыте протестантских церквей можно отметить несколько моментов, на которых сосредоточено внимание проповедников и пасторов, и которые они обязательно стараются донести в проповеди до слушателей.

Покаяние (призыв к покаянию) всегда неразрывно связано с обращением человека и его возрождением. Покаяние, вера, возрождение — это три ступени обращения человека к Богу (все это происходит приблизительно одновременно) [Грэм. Мир, 114–121; Грэм. Как начать, 182].

Как отмечает Билли Грэм, покаяние — это «один из двух необходимых компонентов обращения и означает всего лишь признание того, кто мы есть на самом деле, и желание изменить наши взгляды на грех, на самих себя и на Бога» [Грэм. Как начать, 181]. Человек обращается сердцем к Богу, отказывается от греха в своей жизни, и Бог вдыхает в человека новую жизнь, «которую называют рождением свыше» или «новым рождением» [Грэм. Как начать, 182]. Это один из принципиальнейших моментов, который отмечают сами пасторы, — речь идет не о «реформации» человека, а о его духовном возрождении.

Часто в проповедях делается акцент на том, что человек не может обратиться к Богу с покаянием или даже верой без помощи Самого Бога. «Обрати меня, и обращусь, ибо Ты — Господь Бог мой» (Иер 31:18), а также подчеркивается смертоносная сила греха, который возможно преодолеть только силой Бога, что и означает новое рождение человека.

Именно таким образом через проповедь доносят до человека необходимость покаяния и изменения жизни, иллюстрируя всевозможными примерами такого возрождения людей, в том числе — из прихожан местной церкви. Особый акцент делается на освобождении от греха и возрождении в том случае, когда проповедь обращена к алкогольно и наркотически зависимым людям. В среде таких людей сильно распространены истории о чудесах «сверхъестественного освобождения» во время первой ходатайственной молитвы церкви за них. Но дальнейшая жизнь в церкви показывает, что только единицы сохраняют свободу от греха и готовы для жизни в служении Богу [10].

Акцент делается на греховной природе человека (а не на греховном поступке, что ты наркоман, блудник и пр.), которая может быть преображена только силой Бога. В проповедях подчеркивается, что большие грешники могут стать праведниками, если они примут Благую весть, обратят сердце к Богу.

Принципиально, что покаяние неразрывно связано с пониманием Евангельского учения, «если человек уверовал, то в его сердце уже живет осознание собственной порочности и полное упование на жертву Иисуса Христа за наши грехи, которой нам даровано оправдание перед Отцом» [Прокопенко]. Поэтому важно, чтобы человека не просто подвели к покаянию, иногда с помощью психологического воздействия через манипулирование чувствами, а чтобы ему было проповедано Евангелие.

По мнению Алексея Прокопенко [11], рассматривающего в своей статье «О евангелизации, Евангелии и манипуляциях» проблемы проповеди покаяния в протестантских церквях, «как во время призывной проповеди, так и в личных беседах с людьми очень важно делать акцент на объяснении Евангелия, то есть библейского пути спасения» [Прокопенко]. Для обсуждения он предлагает следующие вопросы: греховность человека и вечное наказание за грех, божественность Христа и Его смерть за наши грехи, полное освобождение от ада для всех верующих во Христа, необходимость отвернуться от греха и повиноваться Христу во всем как своему Господину.

Действие Духа Святого в обращении, покаянии человека — на этом делают акцент все протестантские проповедники (как в литературе, так и в практической деятельности). Начинается покаяние с осознания человеком своей греховности, к этому его приводит Дух Святой, который озаряет сердце и разум. «Когда Дух святой обличает человека в грехе, Он, как правило, говорит с его совестью», — пишет Никки Гамбл в пособии по проведению Альфа курса; «в течение всего курса мы тревожим совесть людей, увещевая их покаяться и обратиться к Богу» [Гамбл. Рассказывая другим, 114–121].

Как замечает Билли Грэм, Дух Святой может снизойти благодаря материнской молитве, проповеди пастора, христианской передаче по радио, при виде колокольни или внезапной смерти близкого человека [Грэм. Мир, 118–119], чтобы помочь человеку в осознании своей греховности.

Проповедь покаяния сопровождается обязательным ходатайством церкви о кающемся грешнике. Как уже отмечалось выше, во время воскресного богослужения непременно есть проповедь покаяния и всем желающим предлагается выйти и покаяться. Человек кается, а церковь и пастор о нем молятся. Если покаяние совершается вне такого общего богослужения, то от имени церкви ходатайствует пастор или служитель, в присутствии которого человек приносит покаяние за всю жизнь. Ходатайственная молитва звучит и тогда, когда человек совершает грех, уже будучи членом церкви, о чем будет сказано далее.

3. Место и значение проповеди покаяния во внутрицерковной миссии

Место и значение аскетического покаяния

Рассмотренные вопросы и проблемы, связанные с проповедью покаяния, позволяют сделать вывод о том, что в современных протестантских церквях покаяние понимается скорее как акт, чем процесс, разворачивающийся на протяжении всего христианского пути человека. Поэтому специальные аскетические усилия по преодолению греха не востребованы, хотя в протестантских собраниях время от времени поднимаются вопросы так называемой «духовной дисциплины». По свидетельствам самих пасторов, количество обращенных (покаявшихся) гораздо больше, чем тех, кто становится практикующим членом церкви. И это проблема. Часто нарушается принцип качественной проповеди Евангелия и научения основам веры, люди приносят покаяние, лишь поддавшись эмоциям и чувствам. По оценке Алексея Прокопенко, из всех выходящих на проповедь покаяния в протестантских церквях остаются максимум 3 %, а по его личным подсчетам, даже 0,3 % [Прокопенко].

Во время проповеди учитывается, что у каждого человека разные скорость и глубина покаяния. Не всем дан такой дар, как апостолу Павлу, который был чудесным образом обращен Самим Господом по дороге в Дамаск. Современный человек приходит к Богу с опытом, в котором у него практически не было никаких рамок и границ — ни Закона, ни заповедей. Поэтому грехи вскрываются уже в церковной жизни, и это, по словам пастора Юрия Субботина, явление закономерное, так как у человека все более пробуждается совесть.

Проблема второго покаяния

Вопрос возможности второго покаяния в протестантских церквях решается непросто. Выявленный грех остается на усмотрение пастора, он может отлучить от Тела Христова, а может не отлучать (более распространена практика, когда грех открывается всей церкви после обличения «с глазу на глаз», чтобы братья и сестры могли молиться о согрешившем). Есть грехи, связанные с проблемами общения в церковной среде между братьями и сестрами (осуждение, гнев) или отношения к старшим (например, непослушание пастору или совету данной церкви), а есть грехи, которые совершаются против самого человека — рецидивы зависимостей, блуд и пр. Чаще практикуется отлучение согрешившего от собрания, так называемое «поставление на замечание», апеллирующее к посланию ап. Павла: «Если же кто не послушает слова нашего в этом послании, — того имейте на замечании: не общайтесь с ним, чтобы его устыдить» (2 Фес 3:4), [12]. Мера отлучения может быть разной — от того, что человека лишают слова в собрании во время встреч, до полного удаления из собрания, сохраняя за ним возможность участия в общих богослужениях, но ограничивая его место — в конце зала, на последних рядах. При этом, как уже не раз отмечалось, вся церковь, и в первую очередь пастор и служители, молятся об исправлении согрешившего. Поэтому в проповеди пастора, обращенной к членам церкви, часто звучит призыв-предостережение — быть осмотрительными, беречься от греха, чтобы в Царстве Божьем человека не изгладили из Книги жизни [Субботин. О формах и методах миссии]. Кроме того, в проповедях нередко поднимается тема искажений в отношении к материальному благополучию, работе и профессиональной деятельности, а также к семье и здоровью. Но это больше касается пятидесятнических церквей (с более консервативным отношением к этим вопросам), чем харизматических, в которых приветствуется мирской успех и благополучие.

Призыв к покаянию в исполнение заповеди Христа: «Идите, научите все народы…»

Еще один распространенный повод для внутрицерковного обличения и призыва к покаянию — то, что члены церкви плохо и мало трудятся в миссии, не благовествуют своим друзьям и близким. Большинство домашних групп создаются именно с этой целью, чтобы люди помогали друг другу и поддерживали в деле свидетельства. И когда этого не происходит, для пастора (служителя или лидера домашней группы) это становится основной темой проповеди и призыва к покаянию.

Другой пример внутрицерковной проповеди покаяния — Национальное молитвенное движение (НМД) «Молитва о России» с молитвенно-евангелизационным проектом «Россия, покайся» [13]. Как отмечается в рекламном буклете [Молитва о России], проект основывается на словах книги Деяний св. апостолов: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян 17:30).

Основная задача проекта — формирование в городах из числа христиан различных деноминаций [14] так называемой «молитвенной стражи России» [15] с целью молитвенного ходатайства об исцелении земли Российской и о даровании Богом спасения народам нашей страны, как Он обещал его Израилю [Россия, покайся].

Кроме того, среди задач НМД — подготовка молитвенных ходатаев и поддержка проектов, направленных на реальное изменение духовной атмосферы в стране. При этом покаяние, связанное с осмыслением недавнего исторического прошлого страны, прежде всего, с ответственностью за массовые истребления, как верующих, так и неверующих граждан России, практически не присутствует как тема проповеди и размышления в протестантских церквях. В этом сказываются характерные черты протестантизма — невостребованность церковного предания, малый интерес к истории своей страны, народа и отсутствие внутреннего запроса на духовное осмысление событий прошлого, как в церковной, так и в общественной жизни.

Заключение

Проповедь покаяния традиционна для миссии Церкви с первоапостольских времен. Сегодня она наиболее востребована в обращении христиан с миссионерским призывом к современному человеку и обществу. Свое воплощение проповедь покаяния находит в евангелизации, которую протестантские церкви проводят в России, начиная с 90-х гг. XX в. Ее цель в том, чтобы призвать человека покаяться, принять искупительную жертву Христа, родиться свыше и изменить жизнь в соответствии с Божьими заповедями. В большинстве случаев покаяние предшествует водному крещению, которое тоже открывает возможность для проповеди покаяния, обращенной к пришедшим на крещение гостям из числа неверующих родственников. При этом покаяние представляет собой больше акт, чем процесс, разворачивающийся на протяжении всей жизни человека. Часто само отношение к греху в протестантских церквях носит законнический характер. Тем, кто не готов к глубокому сердечному сокрушению, предлагается перечень наиболее «распространенных» грехов, указанных в Писании. При этом практически не различаются грехи новообращенных и тех, кто давно живет церковной жизнью и нуждается в аскетическом покаянии. Кроме того, уже во внутрицерковной проповеди могут обличаться грехи, связанные с братским общением; искажениями в понимании устроения своей мирской жизни — работы, семьи, здоровья, а также рецидивами алкогольной и наркотической зависимости, блуда, что в большинстве случаев отлучает человека от церкви, выводя его за границы конкретного собрания. Но больше внимания все же уделяется проповеди покаяния в миссионерском аспекте. При этом важным моментом становится молитвенное ходатайство членов церкви о тех, кто приносит покаяние за всю жизнь, и о тех, кто оступился, уже находясь в церкви. 

В протестантских церквях частой темой проповедей, призывающих к покаянию, стало неисполнение (или ненадлежащее исполнение) заповеди Христа: «Идите, научите все народы…». Для решения этой проблемы и с целью ходатайства протестантских церквей о судьбе народов России, их спасении, было создано межхристианское Национальное молитвенное движение (НМД) «Молитва о России» с молитвенно-евангелизационным проектом «Россия, покайся». К сожалению, оно унаследовало одну из центральных проблем протестантизма — невостребованность Предания, что, в свою очередь, мешает осмыслению в протестантской среде проблемы покаяния за преступления советского режима в отношении российского народа.

 

Примечания

1. «Евангелизация» — термин, широко употребляемый как в протестантской литературе, так и в обыденной жизни пасторов и прихожан этих церквей. См., напр.: [Гамбл. Рассказывая другим].

2. В статье рассмотрен опыт евангелизации наиболее распространенных в России протестантских церквей: пятидесятнических (христиане веры евангельской), баптистских и протестантских церквей харизматического толка. Кроме того, по данным сайта Protestant.ru, сегодня в России есть еще следующие протестантские деноминации — адвентисты, пресвитериане, методисты, лютеране.

3. По словам Леонида Бака, осознанный переход к личному свидетельству, как более эффективной форме миссии, в пятидесятнических церквях произошел в середине 2000-х гг. [Бак. О формах и методах миссии]. Леонид Бак — действующий пастор пятидесятнической церкви «Живое слово» в Екатеринбурге, начавший свою церковную деятельность с момента основания церкви в городе в 1990 году.

4. Отметим, что в разных церквях миссионерская эффективность такого собирания бывает очень разной. Наиболее успешны здесь церкви харизматического толка — филиалы корейских и китайских протестантских церквей, для которых домашние группы (или, в их терминологии, — «ячеечное собирание») — основной и самый эффективный способ свидетельства и умножения церкви.

5. См.: [Настольная книга, 252]. 

6. См., напр.: [Лам, 43], [Прокопенко]. 

7. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:44).

8. Эти же грехи фигурируют в проповеди покаяния, обращенной уже к членам церкви в целях духовного назидания паствы.

9. Данный перечень грехов предоставлен пастором Юрием, он действующий и предлагается в помощь кающимся. Юрий Субботин — пастор церкви ХВЕ «Обетования», г. Екатеринбург.

10. Так, один из помощников в центре реабилитации г. Екатеринбурга в разговоре назвал такое соотношение: после реабилитации в центре в церкви остается 1 из 10.

11. Прокопенко Алексей — служитель церкви «Преображение», г. Самара (Россия). Автор таких книг как «Библейское покаяние», «Малые группы», «Витамины для духовного роста и вакцина от лжеучений» и др. Алексей окончил семинарию «Мастерс» в Лос-Анджелесе (Калифорния, США), получив степень магистра богословия. См.: URL: http://islovo.org/propovedniki/aleksey_prokopenko/ (дата обращения: 21.04.2012).

12. В пер. с греч. под ред. еп. Кассиана (Безобразова).

13. Начало создания Национального молитвенного движения относится к 2003 г., когда 9 марта в Москве состоялась встреча лидеров пяти протестантских союзов России в рамках Объединенного городского межконфессионального молитвенного служения. 

14. Работу по дальнейшему формированию НМД в регионах ведет Совет старейшин под председательством В. М. Мурзы. 

15. Молитвенная стража, т. е. круглосуточная непрекращающаяся молитва по всем крупным городам и регионам России.

 

Источники и литература

1. Бак. О формах и методах миссии = О формах и методах миссии в современных протестантских церквях и месте проповеди покаяния в миссии : Беседа с пастором Леонидом Баком 29.02.2012 г. Рукопись из архива автора. 

2. Гамбл. Альфа = Гамбл Н. Альфа : Вопросы жизни : Введение в христианство. Чебоксары : Святигор-Пресс, 2004. 259 с. 

3. Гамбл. Рассказывая другим = Гамбл Н. Рассказывая другим. М. : Российский Альфа офис, 2002. 176 с. 

4. Грэм. Как начать = Грэм Б. Как начать жизнь сначала. СПб. : Библейский взгляд, 2004. 224 с. 

5. Грэм. Мир = Грэм Б. Мир с Богом. Ровно : Евангелизационная Ассоциация Билли Грэма, 1992. 223 с. 

6. Лам = Лам А. Совместное изучение Библии : Дискуссии в группах. [б. м.] : ССХ, 1995. 54 с. 

7. Молитва о России = Видение Национального молитвенного движения «Молитва о России» : Приложение к молитвенно-евангелизационному проекту «Россия, покайся!». URL: http://pokaisa.narod.ru/dm.htm (дата обращения: 30.11.2014). 

8. Настольная книга = Настольная книга пресвитера. М. : Издание РСЕХБ, 2010. 295 с. 

9. Нюэш = Нюэш Х. Ответы на часто задаваемые вопросы. Минск : ПИКОРП, 1997. 32 с. 

10. Омельчук = Омельчук В. 52 темы для домашних групп. Луцък : РТ МКФ «Християнське життя», 2010. 176 с. 

11. Прокопенко = Прокопенко А. О евангелизации, Евангелии и манипуляциях. URL: http://www.protestant.ru/read/article/78422 (дата обращения: 10.04.2012). 

12. Субботин = О формах и методах миссии в современных протестантских церквях и месте проповеди покаяния в миссии : Беседа с пастором Юрием Субботиным 7.03.2012 г. Рукопись из архива автора.

 

Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». 2015. Вып. 15.  С. 84-96.

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

Миссиология

Материалы по миссиологии и истории миссии, святоотеческие тексты и рецензии

Катехетика

Материалы по катехетике и истории огласительной практики, тексты святых отцов-катехетов

МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив