Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Деятельность Семиреченского Православного Братства Туркестанской епархии (1869–1918 гг.)

Статья посвящена рассмотрению причин возникновения, этапов развития и специфике деятельности Семиреченского братства Туркестанской епархии. Братство, созданное по инициативе генерал-губернатора Семиреченской обл. Г. А. Колпаковского в 1869 г., просуществовав до 1918 г., занималось просветительской, миссионерской и благотворительной деятельностью. Учитывая малый объем статьи, основное внимание в ней уделяется миссионерской деятельности.
22 ноября 2018

Скачать в формате  DOC  EPUB  FB2  PDF

В нашу эпоху, когда «Церковь должна вспомнить о местной соборности, и общество должно вспомнить о солидарности» [Конференция], исследование сообществ, которые солидарность и соборность являли в своей деятельности, представляется нам особенно актуальным. Опыт существования церковных братств в условиях этно-конфессионального многообразия может оказаться небесполезным и для жизни современной православной церкви.

Утверждение основных правил для учреждения православных братств в 1864 г. стало отправной точкой для распространения братств не только в центральной части Российской империи, но и в далеком Туркестанском крае, количество православных в котором составляло до 10 % населения.

Трагедия, когда спасаясь от кровавого восстания дунган в Китае, в Российскую империю в 1869 г. переселились до 9 тыс. беженцев, послужила началу деятельности христианского просвещения в этих местах. Почти тысяча человек из переселенцев крестились более для выражения лояльности России, принявшей их и спасшей от неминуемой смерти. Еп. Софония (Сокольский) писал: что «крестились они не в водах верования во Христа и Евангелие, коих никогда не знали и не знают, а в водах заявления согласия на принятие русского подданства».

Чтобы это крещение стало действенным, по инициативе генерал-губернатора Семиречья Г. А. Колпаковского и было создано Семиреченское братство, члены которого взяли на себя заботу о духовном окормлении, материальной помощи и социальном устройстве переселенцев. Своими целями Братство считало: распространение духовно-нравственного просвещения, содействие благоустроению храмов и снабжению нуждающихся книгами (инородцев – переведенными), помощь миссионерам, учителям и переводчикам, благотворительное служение страждущим (престарелым, недужным, сиротам), устроение школ и др. Не имея возможности в краткой статье описать все виды деятельности братства, хотелось бы подробнее остановиться на одной из них, миссионерской. 

В первые годы существования Братства она осуществлялась через:

– Проведение предкрещальных бесед братскими священниками и рядовыми братчиками, осуществляя «наблюдение и наставление… в истинах православной веры и оказание помощи…» [ЦГА РК, Л. 1 об.] новокрещеным. 

– В форме частных бесед, встреч, посещений в праздники эмигрантов в их домах: «…в видах большего сближения с инородцами и действия на них, члены братства посещали в большие христианские праздники жилища новокрещенных инородцев и при этом знакомились с их бытом и духовными нуждами и преподавали им краткие наставления, вызываемые случаем посещения и направляемые к утверждению их в христианской вере и жизни» [Там же]. 

– Научение молитве, изъяснение основ вероучения, раздача крестиков, икон и изъяснение их отличия от идолов. Например, старшина Братства прот. Михаил Путинцев пишет: «Во время посещений мною жилищ калмыков… я видел изображение на бумаге Святителя Николая Чудотворца. На вопрос мой: ―что это за изображение? — калмыки отвечали: это русский бог Николай, которому мы молимся так же как своим доханам (идолам)» [ЦГА РК, Л. 11]. Часто, приняв крещение, но не будучи научены вере, переселенцы сохраняли приверженность старым языческим традициям. Отец Василий Покровский замечал, что его подопечные называли его «русским ламой». Именно на преодоление язычества и укрепление в православной вере обращали особое внимание братчики. 

– Через деятельность школы-приюта, обеспечение воспитанников которого братство полностью взяло на себя. В ней воспитывали и учили православной вере детей, через которых «христианское влияние проникало в самые семьи эмигрантов» [Остроумов, 98]. Например, свящ. Василий Покровский использовал такой метод: навещая новокрещеных, он просил детей, своих школьных воспитанников прочитывать что-нибудь из книг духовного содержания, что вызывало интерес родителей и давало возможность миссионерской проповеди.

Первый период активной миссионерской деятельности завершился после перевода священника-миссионера В. Покровского и старшины Братства прот. М. Путинцева в 1876 г. на другие места служения. 

В следующий период миссионерской деятельности с 1880 г. по 1906 г. были предприняты усилия по миссии среди коренного населения степей, которая прежде сдерживалась администрацией края.

С 1880 по 1886 г. о. Матфей Лобанов в сопровождении псаломщика из новокрещеных переселенцев Афанасия Букинги ездил из аула в аул, совершая путь свыше тысячи километров в год и осуществляя миссионерскую проповедь. В аулах некрещеных киргизов миссионер с обыденных разговоров переходил к основам христианской веры и чтению из истории Нового и Ветхого завета по-киргизски. 

С конца 1890 до 1900 г. священником-миссионером был Ефрем Елисеев, которому удалось осуществить создание миссионерского стана Преображенский в Буконьском уезде специально длярасселения киргизов, принявших крещение. 

В целом этот период можно считать кризисным, так как вся деятельность держалась на самоотверженном служении священника-миссионера, а Братство ограничивается лишь сбором пожертвований.

1906 г. стал новым этапом развития миссии в Туркестане. Это было связано с новыми возможностями после подписания в 1905 г. указа о веротерпимости и с назначением на кафедру еп. Дмитрия (Абашидзе). При нем начали активно создаваться небольшие общества и реформировалось Казанско-Богородичное братство [Озмитель, 192] началась активная просветительская деятельность Братства.

В 1906 г. была учреждена противосектантская миссия в Туркестане, но противораскольнический и противосектантский миссионер появился лишь в 1911 г. Им стал свящ. В. Ильин. «В 1911–1912 гг. Ильин прочитал 78 лекций, провел 70 публичных диспутов, 154 индивидуальных беседы, посетил 30 населенных пунктов» [Озмитель, 214]. Деятельность его при поддержке братства имела огромный успех. Так, в 1912 г. прот. Михаил Андреев (член совета братства) телеграфировал еп. Дмитрию после цикла его лекций: «Дорогой Владыка! Третий, четвертый, пятый, восьмой дни Пасхи ташкентские прихожане провели под открытым небом около вокзального [Благовещенского] храма, выстаивая по три-четыре часа, слушая беседы о. Василия с баптистами. Перебывало на беседах до двенадцати тысяч. Благодарю Господа… радуюсь за прихожан, которые бежали с увеселительной площадки к храму, увлекая за собой балаганных артистов…» [ТЕB, № 8, 194]. 

Братство просуществовало до 1918 г. и, обобщая уже сказанное, можно утверждать, что миссионерская деятельность поначалу была плодотворной и активной, но после перевода двух самых ярких братских миссионеров пошла на спад. Первоначальная цель – крещение и подготовка к нему китайских эмигрантов — была достигнута. В то же время братство всегда помнило о необходимости поддержки миссии, это был отражено в его уставе, но если не было миссионера, готового целостно нести это служение, то поддержка миссии сводилась к финансовой помощи. Необходимо отметить, что практика перемещения архиереев с кафедры на кафедру не шла епархии на пользу: следствием этого было перемещение с места на место священников, что разрушало их служение, братские связи и наносило урон делу братского созидания.

Чем же деятельность этого братства, существовавшего более 100 лет назад в далеком Туркестане, может быть интересной нам, православным христианам, неравнодушным к жизни церкви и радеющим о распространении веры Христовой?

Создание братства по инициативе светской власти совпало с готовностью и желанием православных послужить этому благородному делу: они, сами будучи переселенцами в Туркестане, с готовностью объединились для служения делу религиозно-нравственного просвещения.

Управление Братством осуществлялось его Советом, который, по сути, вдохновлял, организовывал и осуществлял эту деятельность. Возможно, не будет преувеличением сказать, что сам он фактически и являлся братством. Неслучайно устав 1906 г. фиксирует ценность не только совместной деятельности, но и братского общения между братчиками.

Просуществовав около 50 лет, Братство оставило яркий след в истории церкви в Туркестане. Результаты его деятельности прямо зависели от участия конкретных людей, определявших успешность того или иного служения. Утрата лидеров приводила к упадку деятельности и даже к ее полному прекращению. Что показывает, что слова церковного историка Антона Владимировича Карташева: «Были бы братья, будет и братство», актуальны всегда. Основой братств, в отличие от учреждений, всегда являются живые люди, верующие в Бога и Церковь и желающие вместе исполнять то или иное церковное служение.

В целом, в истории братств в Туркестане остается еще много неисследованных страниц. В частности, представляет интерес история Туркестанского православного братства, созданного в 1918 г., в создании и деятельности которого принимали участие члены Совета Казанско-Богородичного братства.

Источники и литература 

1. ЦГА РК = ЦГА РК. Ф. 234, оп. 1. Д. 4. Л. 24 (Центральный государственный архив республики Казахстан). 

2. Извлечение = Извлечение из всеподданнейшего отчета Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1873 г. С. 99. 

3. Конференция = Конференция по истории православных братств. URL: https://sfi.ru/sfi-today/article/bratstva-traditsionnoie-i-novoie.html (дата обращения 20.02.2017). 

4. Озмитель = Озмитель Е. Е. История православной культуры Киргизии (середина XIX в. — 1917 г.). Бишкек : Изд-во КРСУ, 2011. 215 с. 
 

5. Остроумов = Остроумов Н. П. Китайские эмигранты в Семиреченской области Туркестанского края и распространение среди них православного христианства. Казань, 1879. 116 с. 

6. ТЕВ = Туркестанские епархиальные ведомости. 1912. № 8. 244 с.

Клейменова Лилия Анатольевна 

Москва, Свято-Филаретовский институт

Доклад на XXIII ежегодной международной научной богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Сретенские чтения» (25 февраля 2017)

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив