Православная миссия
и катехизация
и катехизацияБиблиотекаПроповеди и отдельные беседыСлово нововоцерковленным перед выходом в «пустыню»
Слово нововоцерковленным перед выходом в «пустыню»
Дорогие во Христе братья и сестры!
Я очень рад тому, что Господь дал всем вам силы и укрепил в вере, и укрепил в надежде, и укрепил в любви. Сейчас наступит для вас, нововоцерковленных наших братьев и сестер, новое время, которое мы называем духовной «пустыней», которое вы будете проводить, конечно, в Москве, потому что лучшей пустыни, чем Москва, не бывает. В «пустыне» вы будете, естественно, проходить искушения — для того, чтобы утвердиться в своей вере, показать свою верность, утвердиться в надежде, утвердиться в любви, чтобы научиться использовать обретенную вами силу духа для преодоления искушений, которые вы должны будете опознать и которые должны будете преодолеть. Конечно, эти искушения могут рядиться и в красивые одежды. Будьте осторожны! «Пустыня» на то и пустыня, что бывают в ней миражи, обманки всякого рода. Учитесь бодрствовать и трезвиться, а также различать духи, и это, может быть, самое главное. Как и третий этап оглашения, «пустыня» — это в каком-то смысле итог вашего оглашения. Здесь будет проверяться ваш дух. Вы должны знать, что в «пустыне» водятся разные духовные «звери», причем иногда маленькие, но очень ядовитые. Так что берегитесь: будут от них искушения.
Вот сейчас вы, как на Небесах, или как у Христа за пазухой. Слава Богу! Но когда новорожденный младенец начинает ходить ножками, что с ним бывает сначала? Ему надо ходить? Надо! Когда же он делает первые шаги, то все время как-то куда-то «ныряет», поскольку сам еще не умеет крепко стоять на ногах. Если его снова взять на руки и снова лишь носить на руках, то он не сможет стать нормальным человеком. Значит, и вам нужно будет еще немного потерпеть.
Вы теперь не «младенцы во Христе». Ваше «младенчество» кончилось. Но «детство» еще не кончилось. Помните это: вы — не неофиты. Неофитство ваше кончилось вместе с младенчеством, но повторяю, детство — еще нет. Вы — народ святой, вы — народ Божий. Это не значит, что вы все знаете, все понимаете, все умеете, это не значит, что вы безгрешны. И поэтому Господь вам будет показывать ваши слабые места. Через что? Через искушения, через испытания. Знаете поговорку: «Где тонко, там и рвется»? Вот и у вас так будет: где тонко — там вам это и будет показываться.
Хорошо, если искушения будут касаться только внешней стороны вашей жизни: ну, скажем, если кто-то сломает руку. Это мелочи — это самое простое, самое легкое. Ну что это — руку сломал. Потом она зажила, ну чуть-чуть поболела, вот и все, на этом все кончилось. Просто тебе как бы говорят: будь внимателен. И очень быстро все будет исцелено Господом. Буквально чудеса совершаются: почти каждый раз, в каждом потоке кто-то себе что-то ломает, и врачи только удивляются, как быстро все приходит в норму. Хотя и это, конечно, искушение.
Но, безусловно, более тяжелые искушения — всегда внутренние: духовные и душевные. Конечно, в первую очередь вам нужно будет преодолевать те искушения, которые вас будут отводить от веры, от Церкви, от Бога и от ближних — ближних как по плоти, так и по духу, по вере.
Это, может быть, и есть самое страшное: сейчас будет множество искушений, которые будут пытаться оторвать вас от Бога и друг от друга. Это не те «высокие» искушения, что были у Господа (помните?), — хлебом, чудом и властью, хотя, конечно, у вас они тоже будут.
Например, у вас может возникнуть желание особого устроения житейского. Это — как искушение хлебом. Вам захочется побольше поработать, побыстрее и побольше зарабатывать, что-то поменять в своей жизни: развестись, свестись, получше устроить свой дом, переехать куда-нибудь и т. д. Тем более, что вот вы много сейчас уделяли времени оглашению и как бы естественно накопились дела (а они и действительно накопились). Но все равно — делайте их постепенно, не набрасываясь, ни за счет Бога и Церкви, ни за счет своей духовной жизни. Вам как раз и нужно будет научиться совмещать все стороны вашей жизни: и духовную, и церковную, и храмовую жизнь, и работу, и семью, и другие необходимые вещи. Все это нужно будет научиться совмещать, и именно в «пустыне» этим занимайтесь.
Дальше. Может быть искушение каким-нибудь чудом, например, некими знамениями. Один человек все время в храме и на молитве видит какие-то знамения, скорее всего, совершенно искусственно вызванные. Другой, наоборот, если вдруг почувствует себя плохо в храме, то говорит: «Ой, я в храм больше не пойду, мне что-то там плохо». И это — искушение.
Иной человек будет искушаться какими-то неожиданно открывающимися новыми возможностями, должностями и т. д. Это то, что называется «искушение властью», властью над тем, над чем властвовать может только Бог. Никогда не старайтесь властвовать друг над другом и вообще ни над кем. Ваша власть — в Божией любви, в вашей кротости, смирении, в вашем дерзновении, в вашем трезвении — во всем том, что нужно в вашей духовной жизни. Вот в этом будет ваша истинная сила, слава и власть. Но не забудьте, что самое большое искушение будет подстерегать вас в самых простых вещах.
Вот вы, вроде бы, неделю побыли с Господом, вы все силы на это положили. Вам Господь дал большое утешение и заряд на всю жизнь. Вы были как бы на горе Фавор. Вы на нее поднялись и оттуда много чего увидели. Но куда пошел Господь с горы Фавор? В Иерусалим, на Голгофу? Совершенно верно. Пошел с тем, что было на Фаворе, побывав на Фаворе, чтобы потом Ему этот Фавор обрести снова, но уже по-другому, и дать другим его Свет. Так вот, и у вас будет нечто подобное. Обязательно! Ведь если вы не будете искушенными, если вы не будете искусными, — горе вам: вы останетесь младенцами и детьми на всю жизнь. Хорошо ли это? Нехорошо. Вы же должны стать совершенными и, значит, духовно взрослыми. А духовно взрослыми вы станете лишь тогда, когда возьмете на себя свой крест и свое служение. Обратите внимание: не просто будете работать, что-то делать. Слава Богу, конечно, если вы вполне работоспособны и можете работать для Господа, но вы должны знать, что служение выше работы, только работы. За работу человек, ища компенсации затрат сил и энергии, зарплату получает — за служение же ничего не получает, но Господь дает тем, кто Ему служит, восполнение всех сил с прибылью. Вот этого ищите!
Ваша пустыня вполне окончится тогда, когда вы начнете служить Богу и Церкви «тем даром, который получили». А какой вы получили дар? Пока это неизвестно. Для того, чтобы это стало известно, вам и нужно будет пройти все искушения, все испытания, проверить, где у вас слабо, а где у вас сильно. Понимаете? В то же время вам надо, чтобы у вас никогда не было уж так слабо, что ступил куда-то на полшажка в сторону — и провалился, как в болото.
А какое будет еще у вас искушение? Отдыхать побольше? Это, конечно, тоже искушение. Не расслабляйтесь. Но важнее другое. Будет еще искушение, связанное с общением друг с другом. Ведь во время «пустыни» вы, естественно, будете приходить в храм каждую неделю или раз в две недели (кто как сможет), исповедоваться и причащаться, но у вас не будет встреч с катехизаторами. Вот единственное условие, но это существенное для вас условие. Правда, частные встречи с ними у вас могут быть, как и с крестными, и с духовником. Также вы сможете, если захотите, приходить на пастырские беседы со мной, как это было и раньше, по субботам, в наш храм. Пожалуйста, я к вашим услугам. Однако если вы захотите пойти еще куда-то — ради Бога, пожалуйста, ибо вы сами определяете, к кому в какой храм вам ходить. Мы со своей стороны, конечно, всегда будем рады вам и вашему приходу. Но помните, что теперь вы будете не в тех условиях, как прежде, когда вас брали и, как малышей, носили, когда с вами носились. Теперь для вас все будет в общем порядке. И это, конечно, тоже будет некоей для вас трудностью. Некоторым из вас даже покажется: «Что это? Не бросили ли нас, не забыли ли о нас? Раньше все время были с нами, а теперь как будто и не с нами. Теперь нужно просить и добиваться личного общения». Да, теперь вам надо будет об этом просить своих крестных и батюшек, или катехизаторов. Так, как все, ибо такова жизнь. А вы хотите быть как все? (Да!) Правильно, только в меру.
Что еще вам теперь нужно? Нужно, конечно, помнить, что большие трудности у вас будут в общении между собой и с другими людьми. Ведь у вас еще много «пережитков прошлого». Поэтому обязательно еще всплывут ваши старые искушения. Если кто-то был обидчив, — обязательно захочется обидеться, если кто-то делал еще что-нибудь нехорошее, — когда-нибудь очень захочется вернуться к прошлому. Обязательно будут такие искушения! Только вы не возвращайтесь и в этом помогайте друг другу. Как мы с вами уже говорили, живите по принципу: дай, помогу!
И здесь будет еще одно искушение. Если на оглашении вы занимались больше собой, своим устроением, а теперь все силы вам нужно бросить на помощь другим, то захочется делать это, не рассчитывая своих сил. Больной ли попросит вас помочь или еще кто-то, кому действительно нужна помощь, захочется сразу бежать и всем помогать. Ну, когда тревога ложная, то это проще обнаружить, а вот когда помощь действительно нужна, то что? Конечно, помогать другим христианин должен всегда, но он при этом должен рассчитывать свои силы, чтобы не получилось так, что вы начали помогать — и бросили, и от этого впали в уныние и в искушение. Вы поймите, что ребенок, конечно, очень энергичен, но он все-таки ребенок и в действительности сил у него не так много. Поэтому и ваша помощь должна идти, как у детей, от полноты сердца, от любви, а не просто от сознания долга и необходимости делать то-то и то-то, потому что вас попросили, но и здесь надо проявлять смирение, трезвость и рассудительность.
Итак, никогда не давайте обещания делать больше, чем вы можете, в том числе и своим близким и родным, которым очень захочется использовать ваши добрые намерения, вашу новую веру и новые силы. Они вас немного даже будут учить: вот, мол, теперь ты — христианин, и поэтому ты должен делать для меня то-то и то-то. Не давайте же учить вас таким образом никогда и никому! Пусть вашим учителем будет только Господь, а еще — Священное писание и предание, да молитва.
Далее. У вас будут возникать разные вопросы и поэтому будет желание читать что-то духовное. А вам, скорее всего, кто-нибудь будет подсовывать или рекомендовать какие-то книжки. Это тоже может быть искушением. Потому что вам нужно начинать с главного. А что для вас главное? Прежде всего — Священное писание, Новый завет. Читайте в «пустыне» Новый завет — всё, что вы не успели прочесть из него. Не беритесь ни за какие книги, пока не прочтете полностью Новый завет. Потому что все остальное зиждется на нем. Не будет этой основы — и все будет пониматься неправильно. Итак, ваша основа — это Священное писание Нового Завета. Берите кассиановский перевод и синодальный перевод. Кто из вас читает быстро, воспринимает хорошо, может, конечно, читать во время «пустыни» и Ветхий завет. Но «пустыня» длится всего сорок дней.
Когда у нас с вами заканчивается «пустыня»? Через сорок дней. Накануне вы придете на вечерню, а утром — для причастия на литургию в храм. Обязательно приходите! Не думайте, что вы сами выйдете из «пустыни». Нет, как вас нужно сегодня в «пустыню» отправлять, так вас нужно будет из «пустыни» и выводить. А если кто-то почему-то не придет или духовно потеряется и из «пустыни» не выйдет, то обязательно с этим человеком свяжитесь, найдите его. Очень часто люди в этой «пустыне», так сказать, влачатся долгие годы, иногда даже забыв, когда они причащались.
Поэтому старайтесь, чтобы «пустыня» не затягивалась и чтобы никто не застрял в этой «пустыне». К назначенному дню обязательно готовьтесь к общему причастию и к агапе в группе и приходите, не оставайтесь в «пустыне», даже если она как бы и пригреет вас. Бог будет всегда с вами и всегда рядом, но самое трудное «пустынное» искушение в том, что иногда вы вдруг можете потерять это чувство. Вот, оно было, было, было, вот, солнышко светило, как это было у нас каждый день на Светлой седмице: как крестный ход, — солнце, а крестный ход кончается, — солнышка нет. Вот и сегодня так же, и каждый день тогда было так. Но вот теперь может быть так, что Бог-то останется рядом, но какая-то тучка может закрыть Его Свет. Это не значит, что Его нет, поэтому не искушайтесь, если вдруг потеряете молитвенные или еще какие-то чувства. Чувства все придут и вернутся, была бы молитва, была бы вера, был бы дух.
Конечно, если, не дай Бог, все-таки кто-то упадет, то помните древний принцип: пал — встань, не лежи в грязи, а вставай, очищайся и иди дальше по той же дороге, по какой шел, не меняй пути. Это самое главное.
Бывает, конечно, и так, что человек не хочет идти в «пустыню» и ему не удается этот период. Все время «пустыни» он проходит радостно, весело, без единого искушения, и думает: как хорошо он прошел «пустыню»! Увы, если будет так, значит «пустыни» еще не было и она все равно вас настигнет — в другое время, позже. Но тогда она может длиться уже не 40 дней, а полгода, год или даже несколько лет. И переносится она в этом случае значительно тяжелее, потому что все хорошо в свое время. Ведь если детская болезнь настигает человека во взрослом состоянии, он, как вы знаете, переносит ее хуже. А «пустыня» — это тоже как бы ваша еще детская болезнь. Бог вам всегда поможет, только помолитесь Ему как следует.
Что же еще вам читать, кроме Нового завета? Иногда у вас еще не будет хватать духовных сил для чтения Нового завета, поскольку это требует большой концентрации. Тогда вы можете читать и другие важные для вас сейчас книги, которые помогут вам в выборе вашего дальнейшего христианского и церковного пути. Вот, например, сборник «Приход, община, братство, церковь». А вот книга отца Сергия (Савельева) «Далекий путь» и сборник его же проповедей. Это совершенно замечательные книги об опыте христианской жизни в ХХ веке. Именно общинной жизни, а не просто жизни на приходе, куда прекрасные люди, потенциальные братья и сестры, приходят, как сказал один проповедник, и оттуда потом бесследно уходят. Эти книги сейчас для вас — драгоценность. По общинной жизни ничего подобного почти нет. Впрочем, вот еще одна такая книжка. Это журнал «Надежда», № 16, где рассказывается тоже про общину — о. Алексия Мечева и его сына о. Сергия Мечева, — которая существовала в первой половине ХХ века.
Что еще можно порекомендовать вам читать? Вот еще книга об опыте подвижничества двадцатого века «Мать Мария» о. Сергия Гаккеля — о том, как нужно подвижнику в наше время жить. А вот в 176-м номере парижского журнала «Вестник Русского Христианского Движения» опубликована прекрасная рукопись той же матери Марии (Скобцовой) «Типы религиозной жизни». Кто еще не читал, прочтите непременно! Это именно о типах, о направлениях, что для вас сейчас особенно важно. Ведь вы можете пойти по духовному пути в Церкви и заблудиться. Даже при всем том, что я вам сказал, что вы слышали от катехизаторов, что вы знаете из Священного писания, вы все равно можете сбиться с евангельского пути. Есть, например, эстетический тип православия: ведь многие ходят в храм, чтобы послушать пение. А другим прежде всего нравятся иконы, благолепные батюшки и так далее. А бывает еще мощный «государственный», «синодальный» тип: главное, мол, чтобы православие было опорой государства, основой возрождения общества, монархии и т.д. А бывают и другие не евангельские типы, когда, например, люди ударяются в аскезу, причем так их заносит, что им уже кажется, что все, кто не такой, как они, уже не спасаются. Я сейчас специально говорю об этом чуть-чуть в шутку, а вот глубоко всерьез и в то же время доступно и кратко написано в этой статье матери Марии, статье, провидчески написанной в Париже еще в 1937 г. Мать Мария была из русской эмиграции, она погибла в конце Второй мировой войны в немецком концлагере. Сейчас готовится ее канонизация. Так что очень важно это вам прочитать.
Ну, а если вы захотите прочитать не только о том, что писали наши эмигранты, утонченные интеллектуалы, духовные люди (кстати, мать Мария была монахиня), прочитайте книжку «Отец Арсений». Это хорошая книжка, рассказывающая про священника, который был в лагерях, ссылках, и о том, как строилась его жизнь. Это вам тоже будет очень полезно.
Вот эти книжки, которые я показал, — это то, что вам нужно в первую очередь, чтобы у вас были заложены хорошие основы вашего дальнейшего пути, чтобы вы могли укрепиться в том, что вы получили на оглашении. Ведь оглашения недостаточно. Ни в коем случае не думайте, что вы катехизировались, — и значит, все знаете и все понимаете. Ничего подобного! Оглашение — это только фундамент, строить же духовный дом вам придется еще всю жизнь. А вот как его строить, как его распланировать, какими вы будете духовными архитекторами — это зависит от того, как вы будете внутренне расположены и направлены.
Вы найдете список рекомендуемой литературы с выходными данными в «Предисловии автора» к моей книге «В начале было Слово. Катехизис для просвещаемых». М., 1999.
Что еще вам сказать? Конечно, «пустыня» — время трудное. Но вам нужно прежде всего понять, что нельзя друг друга бросать, нельзя расходиться. В «пустыне» особо не пособираешься, а вот после «пустыни» у вас такие возможности будут. Если вы захотите, вы сможете друг с другом постоянно, регулярно, каждую неделю встречаться. И после вашей «пустыни» я или кто-то другой расскажет вам, что и как делается в нашем Братстве.
Мы предложили вам все возможности — теперь дело вашей духовной свободы, все будет зависеть от вашего дерзновения, от вашего желания. Никто ничего навязывать вам не будет. Мы можем и дальше делиться своим опытом, мы можем предлагать вам что-то, но не более того. Об этом, пожалуйста, помните. Теперь ваша духовная свобода будет прямо связана с вашей духовной ответственностью в Церкви — за Церковь, за себя, друг за друга, за всю вашу жизнь.
И в заключение, напомню, как вам исповедоваться и причащаться. Прошедшая седмица, «светлая», была, конечно, уникальной. Вы понимаете, здесь были особые правила. Конечно, если бы вы и дальше каждый день причащались, то можно было бы так же и потом и причащаться. Но тогда у вас был бы уже как бы монастырь. Хотя надо сказать, что теперь и в монастырях с причастием так не получается: работы много и искушений много. Но чем чаще вы будете причащаться, тем лучше. Повторяю, если кто-то сможет причащаться каждую неделю, начиная прямо с ближайшего воскресенья, — будет замечательно: приходите, причащайтесь, никто вам запретить не может. Даже если кто-то и считает, что это нехорошо, в вашем случае он ошибается, потому что вы прошли полную взрослую катехизацию и у вас есть для этого и основания, и силы.
Как вам в нормальном случае готовиться к причастию? Прежде всего, относительно поста перед причастием. Это серьезный вопрос. Здесь нет установившейся практики, поскольку люди очень в разном ритме причащаются. В некоторых храмах причащаются очень редко. В этом случае обязателен трехдневный пост, обязательно строгое говение, даже если они причащаются два—три раза в год. Но в нашем Братстве многие причащаются если не каждую неделю, то раз в две недели, раз в три недели. В этом случае, конечно, невозможно держать строгий трехдневный пост перед каждым причастием, да и не нужно, потому что есть уставные посты. Уставные посты — это четыре больших поста, плюс по средам и пятницам. Этого вполне достаточно. К тому же есть евхаристический пост с полуночи: не есть, не пить, не иметь брачных отношений — для тех, кто в браке. Так что когда вам будут говорить: «Надо обязательно три дня поститься», — знайте, что это пережиток старых дореволюционных времен, когда причащались раз в год. К сожалению, инерция очень большая, особенно не в Москве, где еще часто встречаются священники, которые это требуют. Не постился три дня, — причащаться не можешь. Это, конечно, безобразие, это нарушение всего: и уставов, и традиций. Но многие батюшки, к сожалению, об этом не знают. А если вы начнете учить батюшек, это для вас может быть новым искушением.
Исповедоваться перед причастием принято каждый раз, даже если вы причащаетесь каждую неделю. У нас был раньше баланс: каждую субботу были общие исповеди, и если у человека не было каких-то особых обстоятельств или грехов, которые требуют более частой и частной исповеди, то он каждую субботу приходил на общую исповедь и получал разрешительную молитву. А раз в два месяца он приходил уже на частную итоговую исповедь, более серьезную, с серьезной подготовкой.
А сейчас общую исповедь во многих местах почему-то отменили, даже для тех, кто причащается каждую неделю, что, конечно, жаль, поскольку это известная и принятая в нашей церкви традиция. Но что есть, — то пока есть. Если же вы будете ходить в храм, где совершается общая исповедь, вы можете придерживаться этого ритма: каждую неделю — общая, а раз в два месяца — частная исповедь. Только с ней не затягивайте. Если нет такой возможности, — приходите на частную исповедь.
Помните, что на исповеди всегда нужно говорить правду, но в то же время не всегда во всех частностях, если вы исповедуетесь не духовнику, а более или менее случайному священнику. Тем более, что иногда священники бывают настроены несколько против нашей общины, и это, конечно, как-то отражается на исповедях. В этом есть некоторая опасность, ее нельзя недооценивать, и нельзя и переоценивать. Главное — перед литургией рассуждайте о Теле и Крови Господних, как сказано в Писании. Главная ваша цель во время покаяния — рассуждать о своих грехах, а при подготовке к причастию — рассуждать о Теле и Крови Господних и «вникать в себя и в учение», чтобы не подойти к Чаше с сердцем, закрытым для Господа.
Что читать перед причастием, какие молитвы? Я считаю, что, как минимум, надо читать два канона: «Канон покаянный» — для подготовки к исповеди и «Канон ко святому причащению» — при подготовке к причастию. Но сейчас во многих храмах еще требуют читать Канон и Акафист Богородице и Канон ангелу хранителю. Думаю, что у вас и на это будут силы. Если же у вас мало времени, то пока вы едете в храм, читайте. Вы можете и накануне читать, не обязательно прямо день в день. Это надо делать. Ибо как говорит Писание? «Что они говорят вам делать, то делайте», а если плохи дела их, то «по делам их не поступайте».
Еще вам нужно иметь определенный духовный ритм. Надо не только регулярно ходить в храм, но и регулярно молиться. У вас должно быть молитвенное правило: утренняя молитва, вечерняя молитва, как и молитвы до и после еды, должны быть обязательно. Вы можете для этого использовать полный чин утренних молитв, полный чин вечерних молитв, канонические молитвы до и после еды из Молитвослова. Вы можете молиться и по Молитвослову, и своими словами, сочетая и то, и другое, но можете что-то и сокращать, греха в этом нет.
Со временем вы потихоньку привыкнете и к славянскому языку, начнете в нем разбираться. Есть у нас книжечки, где содержатся те же самые молитвы и каноны по-русски — для тех, кто с трудом входит в славянский язык. У кого же нет этой проблемы, — слава Богу, пожалуйста, читайте по-славянски. Прочтите еще, пожалуйста в маленькой книжечке, которая называется «Перед исповедью», о том, как составлять свое собственное молитвенное правило на каждый день. Ведь не обязательно брать все готовое. Вы можете приложить какое-то индивидуальное усилие и сделать так, как вам лучше, как вам по душе в этом конкретном периоде вашей духовной жизни. Это допускается. В той же книжечке, к слову говоря, есть и «Покаянный канон» на русском языке (хотя в «Катехизисе для просвещаемых» есть уже его новая редакция) и, если вы еще не читали, тут же есть небольшая статья о. Александра Шмемана «Об исповеди» и о том, как исповедоваться, каких избегать крайностей на исповеди и т.д. Ведь исповедь не должна превращаться просто в духовную беседу. Для этого существуют особые пастырские беседы. Но не должно быть и чисто законнического перечисления грехов без всякого духовного смысла, кроме чисто юридического.
Конечно, если у вас есть верующие детки и другие родные, — старайтесь вместе молиться и вместе ходить в храм и причащаться. Это замечательно, когда все вместе дома молятся. Это никогда не позволит вам находиться во вражде. Люди, у которых что-то не в порядке во взаимоотношениях, — они вместе молиться не могут, даже если все вроде бы верующие: каждый будет тяготеть к своему углу, стремиться молиться отдельно. Так что у вас будет прекрасная «лакмусовая бумажка»: все у вас дома хорошо или не все. Если вы можете молиться вместе с верующими вашими домочадцами, — значит, все хорошо. Не можете — значит, еще надо прилагать усилия к примирению, к развитию духовных отношений и т.д.
Правда, у вас еще могут быть какие-то искушения, связанные с нашей церковной ситуацией, с нашей приходской ситуацией и т.п. Эта ситуация пока остается сложной. Мы надеемся на то, что общими усилиями и общими молитвами, и вашим предстоянием перед Богом Господь поможет, и правда восторжествует. И то, что полезно для Церкви, то и будет делаться. Но увы, в истории действует не только Божья сила, но и другие силы. Бывает так, что они даже временно побеждают. Мы надеемся, что этого не будет, но все-таки будьте готовы к разному. Не спешите спорить. А то придете куда-нибудь, начнете говорить: «Вот, я прошел оглашение там-то и там-то», а кто-то начнет это оспаривать с позиций, может быть, не очень хорошего знания того, что есть в реальности. Не спешите спорить, посмотрите на человека: если он готов принять другое мнение, рассказывайте ему, действительно, правду. Но если он не готов, если он просто утверждает свою точку зрения — и все, то подождите немного, когда человек свой гнев переменит на милость, откроет свое сердце, и тогда ваши слова будут ложиться на добрую почву. Потому что просто спорить, лишь бы спорить, — это не дело. Вы будете утверждать себя, вы будете озлобляться, вы будете опустошаться, а толку никакого. Вас будут смущать, вам скажут какую-то неправду — а вы же не можете сами знать всех деталей, что реально было там и сям, кто и что делал, кто и что говорил, — и вы можете начать сомневаться. А вас и без того будут отводить от Церкви искушения. Так вот важно, чтобы они вас от Бога и от Церкви не отводили.
Главное же, будьте верны Богу и Церкви, будьте верны друг другу на избранном пути, и тогда Господь мира будет всегда с вами и вы никогда об этом не пожалеете, какие бы трудности ни приходилось вам в жизни преодолевать.
Всех вас поздравляю с завершением оглашения. Храни вас всех Господь в благодати, в радости и мире! Не пугайтесь ничего даже в «пустыне», — и всегда увидите, что выход находится из любого положения.
С Богом!
Кочетков Георгий, священник
Кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»