Православная миссия
и катехизация
и катехизацияКатехизацияАвторские пособия священника Георгия КочетковаМагия, ведовство, колдовство, вампиризм
Магия, ведовство, колдовство, вампиризм
Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
Совершенно неожиданно тема о магии, ведовстве, вампиризме и о колдовстве выпала под западное Рождество. Читать такого рода лекции не очень легко, даже в этот день. Я бы хотел от вас некоторой снисходительности, потому что уверен: среди вас есть люди, которые думают, что говорить на такие темы можно только предварительно погрузившись в их предмет, ну а мне это как-то не совсем сподручно, в такие вещи я не погружался и, наверное, никогда погружаться не буду. Тем не менее, я согласился говорить на эту тему сегодня, потому что без этого будет неполным представление о христианской этике.
Сейчас это популярные темы. Много разных видеофильмов по данной тематике создается и быстро распространяется в нашей стране. Я знаю людей, которые регулярно смотрят эти фильмы, и вообще ничего другого не смотрят. Поэтому, думаю, актуальность этой тематики сохраняется и даже, вероятно, возрастает.
Это область, которая давным-давно известна человечеству. Причем настолько давно, что сомневаться в том, что за этими вещами стоят не только предрассудки (хотя и предрассудки тоже), не приходится. Иногда трудно бывает эти вещи разделить. Тем более в наше время, когда происходит массовый уход людей в язычество, обращение к разнообразному языческому опыту. А совершенно неотъемлемой, по моему глубочайшему убеждению, частью этого язычества является как раз магия и ведовство, колдовство и связанный с этим вампиризм. Какие-то вещи нас здесь могут пугать, какие-то, наоборот, интриговать, притягивать, завлекать. Но как бы мы ни относились к этим вещам, мы должны прежде всего попытаться, во-первых, вникнуть в их суть серьезно, во-вторых, научиться отличать с христианских позиций всякого рода шарлатанство от нешарлатанства и, в-третьих, уметь оценивать по-христиански подобного рода явления.
Как видится мне эта тема? Сначала я расскажу немного о магии, потом немного о ведовстве, потом немного о вампиризме. А потом все-таки больший, чем обычно, акцент хочется сегодня поставить на диалог с вами. Опыт показывает, что к теоретизированию на эти темы люди готовы в очень небольшой степени, а вопросы остаются, вопросы почти у каждого есть. И поэтому, наверное, было бы интересно оставить больше времени на ответы на ваши вопросы, потому что, задавая их, даже просто формулируя их, вы тем самым будете вкладывать свой опыт и свое отношение к подобным вещам. Мы будем говорить не вообще с научных или ненаучных позиций об этих вещах, не просто стараться выявить некую объективную или субъективную реальность, заложенную в них, мы будем говорить, всегда имея в виду церковный христианский опыт и христианские оценки, православные оценки.
После такого предрождественского вступления перейдем к самой нашей теме. Думаю, что в конце беседы станет ясно, почему эти темы предрождественские. Вероятно, не все из вас об этом задумывались. Надо было бы, конечно, вас предупредить, что слабонервных просят удалиться, но я постараюсь быть внешне более наукообразным, чтобы не смущать ваш слух.
Начнем с магии. Это древнейшая спутница человеческого общества. В Библии, в прологе книги Бытия, есть одно место, где говорится, что еще в допотопные времена, времена «беспредела», сыны Божий стали входить к дочерям человеческим и у тех стали рождаться исполины. Кто из вас помнит этот текст, наверное, помнит и распространенное его толкование.
Сыны Божий – это ангельские силы, неземные силы, может быть и цивилизации, которые являются людям, вступают с ними в некий мистический брак, точнее, в мистический блуд с «дочерями человеческими», и вот – рождается наша цивилизация. Считается, что и языческие культы ведут свое начало именно с тех древнейших времен, т. е. со времен, с которых себя помнит человечество. Считается, что эти языческие культы в основном были направлены на космические или хтонические силы. Считается иногда, что тогда-то и произошла культовая подмена поклонения единому истинному Богу на поклонение этим силам, или, кто из вас помнит уже использовавшуюся на прошлых лекциях терминологию, силам трансцендентальным в ущерб почитанию и поклонению трансцендентному единому живому личному Богу – Творцу всего.
Связь с космосом, ощущение себя микрокосмом, ощущение того, что человек – производное существо, которое по определенным законам ведом космическими силами и подчиняется им, – это ощущение легло в основу многих магических культов. Но что такое «магия»? Сперва кажется, что это определить довольно просто – на уровне интуиции. И хотя не очень просто дать такое определение, какую-то четкую, полную, точную дефиницию, но мы постараемся это сделать. Я бы сказал, что магия есть образование одних форм с целью повлиять на образование других, новых форм, когда та или иная форма определяет собой дух и смысл, а также действие или существование и жизнь другого существа или вещества. Это может быть живое существо, или неживое вещество, или что-то среднее. Магия есть явление жесткой необходимости закона и несвободы абсолютного детерминизма. Здесь главные два признака: во-первых, не дух рождает свои формы воплощения, а наоборот, форма определяет собой всякий дух и смысл. Таким образом, и дух, и смысл становятся формальными, так же как и определяемые этой формой любые действия и жизнь. Во-вторых, одна форма способна образовывать другую форму и непосредственно влиять на нее, не будучи даже внешне связанной с ней.
Очень интересно, что с древнейших времен люди, занимающиеся магией, искали не только исходные, первоначальные формы, как бы первоначальные архетипы жизни и существования вообще, но также искали их «формулы», в надежде с помощью этих формул овладеть всеми сферами бытия. Формула всегда интересовала человека, чтобы можно было только подставить какие-то значения в эту формулу и сразу получить искомый результат. И это было соотнесено со всеми тремя сферами в тварном мире: с телом, душой и духом.
Давайте посмотрим конкретнее, что это за «соотнесенность», как проявляется магическое господство в этих трех сферах. Интересно, что в физическом мире магия, как и основанный на ней культ, легли в основу культуры и науки. Кто из вас внимательно читал книгу Бытия, тот помнит, откуда пошли представители разных ремесел и деятели культуры – из племени каинитов, т. е. от потомков братоубийцы Каина. Это не случайно, это символично. Конечно, не надо это воспринимать слишком буквально, но в этом есть смысл. Кроме доисторической общечеловеческой жажды познания, в основе науки, которая точно так же в области физического мира искала формулы, эти печати физических законов, с детства всем нам известных – законов физики, химии, математики, а потом и социума, – лежит языческая культура и магия. И вот, наука становится как бы побочным чадом развития в человеке и обществе именно магических сил и интересов. В науке можно действовать по формуле, тем самым вызывая новые явления: наука строится на эксперименте и способна создавать искусственный мир, что очень важно, особенно в наше время. Но это еще может быть нормой, хотя уже на этом физическом уровне бывает связано и с теми или иными злоупотреблениями: химия легко может превратиться в алхимию, астрономия и астрофизика – в астрологию и т. п. Те из вас, кто как-то профессионально связан с хорошей, высокой современной наукой, очень хорошо знают, что такое «общая теория систем». Эта теория тесно связана с явлениями изоморфизма и гомоморфизма, когда между элементами разных систем находится однозначное или взаимнооднозначное соответствие. На этих явлениях и строилась теория магии, всякое магическое учение.
На уровне душевном тоже есть где развернуться настоящей магии. Она может присутствовать в объективированном социуме, во всяком социализированном явлении; во всяком, подчеркиваю. Она может лежать и лежит в основе таких вещей, как телепатия, например, т. е. передача неких мыслей, велений и чувств от одной одушевленной системы к другой одушевленной системе. Она может быть связана с передачей и навязыванием другому, если хотите, определенных мыслеформ, а также с такой же передачей или навязыванием другому своей воли. Эти явления, бесспорно, существуют. В основе их лежит представление (не знаю, существует ли какая-либо современная теория) о панпсихизме, о том, что мир одушевлен и что эта одушевленность мира выходит за рамки человеческого общества, и среди людей уж во всяком случае больше мира индивидуального.
Здесь мы можем вспомнить кое-что и из того учения церкви, которое часто слышим, но не вдумываемся в него, не очень-то его понимаем. Я имею в виду классические, катехизические мифологизированные определения ангельского мира. Помните, «ангелы суть служебные духи, от Бога посылаемые на служение человекам». Это как бы некие существа, наделенные «умом, волей и могуществом», т. е. некие формы, наделенные силой, действующей по определенной формуле. Это учение может вызывать вопросы, а может их и не вызывать: многие верят, что вот так оно и есть. Только редко соотносят эти ангельские силы, ангельские миры и соответствующие друг другу их иерархии с миром реальным, космическим или еще каким-то – душевно-духовным, умопостигаемым, интеллигибельным, как его называют.
Мы знаем, что явления панпсихизма существуют. Мы только не знаем, где границы этих явлений, какова степень их универсальности. И это вопрос. Он до сих пор остается вопросом и для меня. Но говоря о магии в душевном мире, в душевной сфере, т. е. сфере, относящейся к уму, чувствам и воле, мы невольно вспоминаем о вещах малоприятных. Ибо мы прежде всего связываем магию с насилием, потому что, оказывается, можно навязать человеку свою волю, свои мысли и свои чувства.
Когда происходит такое навязывание, когда воля другого человека, свобода его мыслей и чувств попирается, тогда мы имеем дело именно с насилием, независимо от того, принимается оно кем-то или не принимается. Ведь есть люди, которые насилие принимают и особенно, как это ни парадоксально, насилие не физическое, которое достаточно отвратительно для многих, наверное, даже для всех или почти всех людей. А вот в области душевной, как ни странно, этого не происходит. Люди боятся не только духовной свободы, они сплошь и рядом боятся свободы и душевной, даже свободы выбора, свободы воли, свободы мысли и свободы своих чувств. (Напомню, что для нас совсем не одно и то же «свобода» и «произвол».) Поэтому люди способны идти на насилие – и по отношению к другим людям, и что хуже того, способны принимать это насилие в отношении себя.
Существуют разного рода насильственные и насилующие внушения: индивидуальные и групповые, национальные, классовые и т. д., и т. д., и людям, как показывает история, это может очень нравиться. Мы слишком хорошо знаем это из своей истории, и думаю, что приводить примеров не надо. Я имею в виду не только или не столько историю церкви, а историю нашей страны.
Теперь, давайте подумаем, а есть ли магия в области духовной? Может ли быть такая магия вообще? Да, может. Оказывается, магия может распространяться и в область духа человека и становиться основой всякого зла, которое противоположно добру уже постольку, поскольку добро в корне своем всегда свободно и неформально, ибо определяется духом и несет в себе и с собою Дух от Бога. Добро всегда прекрасно, добро есть воля Божья, добро – от Бога, добро есть Его закон, Его правда, Его заповедь – заповедь и свидетельство, и Его премудрость.
Свободная воля Божья, как Правда Божья (с большой буквы), должна быть принята свободной волей человека. Это требует признания свободы совести, свободы веры и свободы любви. Я вам уже говорил о том, что буду, хоть и очень кратко, говорить о магии в церкви. Да, иногда с церковью связываются вполне магические представления. Кто из вас читал о. Павла Флоренского, тот с лихвой найдет это у него. Одно удовольствие познакомиться с этим предметом и в области сакраментологии. В ней мы часто встречаемся с магическими вещами на уровне обыденного сознания, да и не только на этом уровне, когда думаем, что таинства и обряды церкви действуют, как говорят точные на выражения латинские богословы, ех ореrе operato. Это означает, что лишь «в силу сделанного дела», в силу внешне созданных физических, душевных и духовных форм может в церкви совершиться таинство. Да, такое дело может быть действенным и действительным, но это типичный пример магии. И хотя официально это учение признано только католической церковью, но реально, в жизни, это представление о таинствах сплошь и рядом встречается во всех церквах, к огромному сожалению. Почему к сожалению? Потому что Церковь новозаветная всегда должна быть откровением свободы, что исключает магический подход ко всем ее внутренним сторонам жизни.
Нечто подобное мы можем видеть и в области экклезиологической, когда мы относимся к какому-нибудь священнослужителю, старцу, духовнику, епископу, или к папе римскому, или к патриарху так, что он непогрешим, безошибочен, как говорится, ex cathedra, т. е. только потому, что он исполняет свою должность, в силу своих полномочий, поскольку он епископ на данной кафедре. Вы знаете, что так учат католики о папе римском, с чем мы не согласны. Как раз только с таким магическим подходом мы и не согласны, все остальное нас с католиками, может быть, и различает, но не разделяет. А эти два момента, которые есть явления официально оформленного в церкви магизма, они-то до сих пор нас и разделяют, к большому сожалению, с западной, католической церковью. Повторяю, и у нас, в православии, много подобных заявлений, только они официально не оформлены как догматическое учение, за что и слава Богу. Поэтому мы можем всегда открыто выступать против этих учений в церкви, несмотря на широчайшее распространение магического сознания среди христиан, особенно современных, в силу упадка духовного уровня, уровня образования и просвещения.
Перейдем теперь к следующей проблеме, к ведовству. Это немного проще. С ведьмами, конечно, вы встречались, среди ваших знакомых, наверное, есть очень милые ведьмы или ведьмаки. Это маги и чародеи реже встречаются в жизни.
Что же такое ведовство? Ведовство – это некое знание (подчеркиваю, именно знание – от слова «ведать»), полученное лишь определенным, как нам представляется, недолжным образом, например насильно, и часто еще специально с употреблением тех или иных магических средств, что и называется колдовством. Как видите, все просто. Если вы хотите получить знание, но употребляете такие средства, вы имеете полную возможность превратиться в ведьм, ведьмаков и колдунов. А если не хотите, то помните: есть некие средства, которые нам заказаны раз и навсегда. Если же мы это признавать откажемся, то, хотим мы этого или нет, мы станем в ряд такого рода существ.
Само по себе знание не греховно. Более того, вы знаете, что человек призван к Жизни вечной и каждый человек способен ее достичь – с Божьей помощью, конечно. В Писании же сказано: «Сия есть Жизнь вечная, да знают (именно "да знают") Тебя – единого истинного Бога и посланного Тобой Иисуса Христа». Но все дело только в том, каким образом это знание обретается. Вы помните, история человечества началась как раз с этого: захотел человек познать добро и зло и использовал чуть-чуть не те средства. Далее все и пошло...
Итак, ведовство и колдовство, связанное с такими «недолжными» средствами, есть всегда разврат. Разврат на любом, душевном, физическом и духовном уровне. Разврат как «разворот» за рамки, положенные Богом в данных условиях для данного человека или общества.
Теперь соотнесем это с какими-то реалиями. На физическом уровне этот разврат может быть просто телесным развратом. Для вас может быть очень странно, что обычный физический разврат, такой домашний, такой знакомый, оказывается, связан с ведовством. Но кто из вас внимательно читал Библию, тот наверняка обратил внимание на очень специфическое словоупотребление, когда даже о всяких супружеских отношениях говорится с самого начала, с Адама – «и познал» один другого. Никаких других определений не дается, только познание, почти чистая наука.
Почему я об этом говорю? Потому что сейчас люди очень плохо понимают, что такое разврат на физическом уровне. То есть они что-то знают об этом и думают: «Вот то-то и то-то кто-то считает развратом. Может быть, на основании Библии, а может, еще на каких-то основаниях, пойди разберись». Предположим, что даже на основании Библии. Однако и тогда люди внутренне не понимают, почему это плохо. Однажды мы уже касались этого вопроса, поэтому я не буду повторяться. Но думаю, что каждый из вас легко сам этот момент додумает для себя так, чтобы сделать практические выводы.
Есть, конечно, и некое душевное ведовство и колдовство, как следствие некоего «выведывания», подглядывания, подсматривания за жизнью другого с целью изменить его чувства, мысли, направление воли, завладеть или злоупотребить ими. Меня всегда тоже удивляло, как люди в наше время любят (искренне любят!) выведывать, подглядывать и высматривать. Это немного смешно и немного грустно, но всем нам знакомо. Я хочу на все это обратить ваше внимание, потому что сказал с самого начала, что не хочу читать теоретических лекций. Хочется, чтобы вы сегодня как-то соотнеслись с теми вещами, о которых идет речь. Не только указывая на какие-то исторические примеры или на соседей, а вглядевшись в свою жизнь. Ведь мы говорим о христианской этике и, значит, в первую очередь о себе: чего нам надо избегать, чтобы не впасть в то, что сами осуждаем.
Есть, конечно, и духовное ведовство. Это всякого рода духоведение, легко забывающее о средствах достижения своих целей и о том, что не все духи – от Бога. Как раз ведьма и ведьмак подчинены «духам злобы поднебесным, мироправителям тьмы века сего», т. е. мира сего, мира, лежащего во зле. И основано такое духоведение, не различающее, не испытывающее духов – «от Бога ли они», – на ложной вере, ложной надежде, ложной любви или на падшей свободе, т. е. на произволе.
Мне очень хотелось бы сегодня довести это до вашего сведения, потому что иногда люди сомневаются: а может ли быть вера ложной? Ведь теперь почти каждый день мы это слышим: «Главное – во что-то верить». Меня всегда в таких случаях удивляет: как же люди забыли о главном? Да, вера – это хорошо, и без веры человек погибает всячески, даже и физически, – это правда. Но главное – верить не вообще, ибо нет на земле неверующих людей, а иметь истинную веру, веру Божью святую, не ложную.
Тут я хотел бы еще заметить, что все, о чем мы ныне с вами говорили – магия, ведовство и колдовство, – не просто реальные вещи, но вещи, требующие при своей реализации огромного труда. И культ труда (не так давно еще утверждали, что «труд создал человека») очень связан, внутренне связан с магией, ведовством и колдовством. Мы уже понимаем, что тем самым он связан и с «научным» мировоззрением, покуда наука прямо связана с магией в своих корнях. Но подчеркиваю, труд, когда он становится предметом культа, – сложная и опасная вещь в жизни человека, потому что он связан именно не со служением Богу и ближним, которое всегда свободно, ибо благодатно, а с необходимостью и несвободой, и тогда он забирает много сил.
Часто забывают о том, что любая магия, всякое колдовство и прочее требуют такого напряжения сил, такого большого труда. Иногда люди с легкостью определяют то или иное явление в жизни как магическое, хотя видят, что оно не требует ни от кого никаких трудовых затрат. Надо помнить, что, как правило, в таком случае или действует Божья благодать, или не происходит ничего. А вспомните, например, такие картинки: какой-нибудь мутант двигает на расстоянии чашку или еще что-то подобное, и чуть ли не кровавый пот капает с его чела. Итак, когда происходят явления телепатии и т. п., т. е. явления очень серьезные, то обычно они связаны с затратой сил и энергии, с такой большой их затратой, что возникает острая необходимость потом восстанавливать эти силы. И тут мы переходим к вампиризму. Видите, как все, оказывается, в жизни связано.
Что такое вампиризм? На мой взгляд, это насильственный, часто также с употреблением магических средств, захват чужих сил и энергий, особенно жизненных. Он тоже может быть физическим, душевным и духовным. Не случайно у нас вампиризм ассоциируется прежде всего с высасыванием таких сил, с кровью вообще, с магией крови.
Это большая тема. Но мы будем очень кратки – слишком кровавый сюжет. Мы можем слышать и читать такие высказывания, которые нам могут казаться довольно легкомысленными или просто образными, например «ты всю кровь мою выпил!», и при этом не всегда понимаем, что за этим по-настоящему стоит. Совсем не обязательно пить физическую кровь, хотя вы, наверное, знаете, есть довольно много людей, которые пьют физическую кровь (животных, допустим). Я не буду говорить, есть ли люди, которые пьют кровь человека, живого или мертвого, – слава Богу, не видел никогда, кроме как в фильмах. Но на белом свете все встречается, все бывает. Не будем в эту область заходить, тем более что она прекрасно описана в литературе. А вот душевные силы человека часто поглощаются другим, ближним, именно вампирическим образом. Вспомним хотя бы четверостишие Лермонтова:
Делись со мною тем, что знаешь,
И благодарен буду я,
Но ты мне душу предлагаешь, –
На кой мне черт душа твоя?!
Это на самом деле вещь серьезная и связанная тоже с вампиризмом. Наш век значительно более связан с вампиризмом, чем иногда кажется. Мы привыкли встречаться с этим явлением на уровне простой энергетики, каких-то энергийных вещей, которые вытекают из «символа веры» многих наших соотечественников, и не только наших соотечественников. Они формулируют его кратко, но сильно: «Главное – здоровье! Пусть будет здоровье, а все остальное приложится, остальное мы купим».
Сейчас люди пользуются разными средствами для обретения здоровья, и часто – средствами, не очень легко проверяемыми на доброкачественность и связанными с теми или иными неясными энергиями и силами. Здесь и экстрасенсорика разного рода, начиная с простой йоги (не знаю, связано это с Бабой-йогой или нет, но говорят, что связано), и т. д. Также очень часто мы слышим, что какая-нибудь (не буду называть фамилии, потому что это опасное дело) дама, которая этим занимается, снимает энергию с каких-то органов подопечного человека, ее, так сказать, потребляет, перерабатывает и затем омолаживает, как бы лечит человека – но вот таким-то вампирическим образом. И люди даже как-то к этому привыкли. Когда говорят, что такой-то человек – вампир (на уровне душевном или физическом), то люди к этому спокойно относятся. Мне много раз приходилось это наблюдать. Относятся очень спокойно, как к само собой разумеющемуся, мол, что же, человек же должен получить какую-то плату за то, что делает. Он вам все-таки поможет сейчас, ну и ему самому надо «подключиться» немножко.
Очень интересна мистика крови. Еще в Ветхом завете говорится, что «душа человека – в крови его». Но ведь она есть и в христианстве, и вампиризму в ней противоположно таинство Причащения Телу и Крови Христовых. Мы должны очень хорошо осознавать, что приобщение Крови Христовой есть тоже мистика Крови, но совсем другая, никак не связанная ни с магией, ни с ведовством, ни с вампиризмом. Впрочем, кто из вас хорошо знает средневековую историю, тот знает, что христианство пытались, и не однажды, с древнейших времен обличить именно в вампиризме, магизме и ведовстве – начиная с самых первых веков христианства. Главным обвинением, обращенным к христианам, допустим, во II и в III веке, было то, что во-первых, они атеисты, так как у них нет исторического культа и, во-вторых, что они пьют Кровь некоего Младенца. В наше время о крови младенцев тоже иногда говорят – и это тоже тяжелый сюжет.
Прямой противоположностью чисто христианской мистике Крови являются так называемые «черные мессы». В средневековом обществе (точнее, в позднесредневековом – ренессансном), во времена, когда широко действовала инквизиция, причастность к такой «черной мессе» могла стать очень серьезным подозрением и обвинением. И сейчас «церковь сатаны» использует, как вы знаете, литургические формы, литургические символы те же, что и в церкви, но только вывернутые наоборот. Мессе (литургии) противостоит «черная месса», т. е. сатанинская литургия. Напомню, что слово «литургия» значит «общее служение». Только в данном случае это будет уже не служение, а дословно – «общее дело», или «совместный труд».
В заключение я еще хотел бы вам сказать вот что: люди сейчас очень напуганы. В частности, напуганы теми вещами, о которых мы с вами говорили, потому что не имеют о них никакого представления. Напуганы разного рода магами, чародеями, ведьмаками, ведьмами, энергетическими вампирами и проч. Но я должен всем сказать: бояться нечего тому, кто имеет в себе благодатную силу. И еще: не всякая наша передача другому сил есть следствие его вампиризма. Если вы стоите у постели больного и ухаживаете за ним, то вы отдаете ему силы не только физические – и это ваше благое дело! Сейчас же есть масса людей, которые хотят оградиться от всякого рода дел (и благих тоже) и служений и отталкиваются от них. Это глубокая неправда. Только насильственная, несвободная передача или перехват таких сил могут быть связаны с вампиризмом. Бог дает без расчетов, ибо Он добр, и мы должны быть добры и щедры. А если мы благодатны, то к тому же чем больше мы даем, тем больше и получаем, пусть и не прямо от того человека, которому даем, а от Бога. Это-то и называется в Церкви служением. Будем помнить, что к нему-то мы и призваны, согласно словам Писания: «Каждый служи тем даром, какой получил».
Вопросы и ответы
Как различать магию и колдовство – и нужно ли?
Я давал точное определение и могу только кратко повторить. Колдовство использует магические средства в тех или иных целях. Я это связывал с ведовством, с каким-то узнаванием, с каким-то знанием. В общем-то я думаю, что это вещи однородные, очень близкие. Вообще точные границы этих вещей определить, наверное, невозможно.
Лев Николаевич Толстой говорил, что «религия, в которой верующие едят тело и пьют кровь своего бога, самая дикая». Не могли бы Вы сказать, почему он неправ?
Я об этом уже достаточно говорил: смотря как понимать причастие. Толстой понял исключительно по-язычески, как некий магический акт и как вампирический акт, поэтому он и назвал его «самым диким». Если так понять, то он прав. Но он не совсем то и не совсем так понял, отсюда и оценка.
Как тема сегодняшней встречи связана с западным Рождеством?
Очень просто. Мне кажется, вы должны были сами понять, коль мы говорили о причастии. Рождество (для западных христиан это главный праздник, в отличие от восточных) обязательно связано с окончанием поста и с причастием, т. е. с приобщением Телу и Крови Христа. Я в конце говорил, что бывают и темные двойники этого таинства, поэтому принято было гадать под большие праздники. А гадание и есть ведовство, иногда с элементами колдовства и магии.
«Ведовство на физическом уровне – телесный разврат». Объясните, пожалуйста, почему это плохо? На интуитивном опыте – это просто, но словами я не могу это выразить.
Такие записки меня повергают в смятение, ибо чтобы на них качественно ответить, нужно повторить все, что я говорил. Может быть, не всем это было сразу на слух понятно, но будьте внимательнее или записывайте. Повторять эти вещи очень сложно. Я говорил, что ведовство, всякое ведовство, – это знание, полученное недолжным образом. А познание, даже физическое, полученное недолжным образом, т. е. противоречащее каким-то внутренним законам человеческой жизни, и называется развратом, т. е. выходом за рамки положенного. Эти рамки довольно подвижны, и мы очень хорошо знаем это из истории, но это не значит, что они произвольны.
Из Вашего определения магии следует, что наука – ее чадо. И более того, точные науки, как я понял, подпадают под это определение. Можно ли считать, что выдающиеся ученые прошлого, будучи глубоко религиозными людьми, как, например, Исаак Ньютон, занимались магией?
Я не отождествлял науку и магию. Я сказал, что в физическом мире магия лежала в основе науки. Наука – это все-таки вещь объективная и оправданная, нормальная постольку, поскольку не связана со злоупотреблениями. Я об этом говорил.
Молебен, как действие, к которому обращаются для достижения некоторого результата, видимо, является магией? Не задает ли форма заказа молебна отношения к нему как к магии? Каково истинное понимание молебна?
Я говорил, что не всякое действие, так же как не всякая передача сил другому, является вампиризмом. Так и не всякое желание что-то изменить в жизни является магией. Мы все стараемся что-то изменить, нашей лекцией мы тоже хотим изменить что-то в вашем сознании, в вашем образе жизни, в вашем духовном становлении и тем вам помочь. Но это совсем не значит, что мы используем магические средства для этого. Конечно и молебен, в зависимости от отношения к нему, может стать чисто магическим действием. Но если акцент будет перенесен с наших священнодействий на действие Божьего милосердия, то это будет истинным пониманием.
Таким образом, истинное понимание молебна – это простое прошение к Богу о том-то и о том-то: о здравии, допустим, или о ниспослании дождя или еще чего-то. Если все это было бы независимо от Бога, то тогда это было бы магией. А когда это обращение к Богу, Который есть Свобода (если это истинный Бог, если мы обращаемся к истинному Богу), тогда молебен не магия.
Если мы думаем, что мы просто поставили свечку – и все должно автоматически свершиться, или мы исполнили такой-то и такой-то обряд – и все должно автоматически произойти, вот тогда – магия. Если мы отрицаем свободу Божью ответить на наш «запрос» положительно или не ответить, то тогда это магия. Это очень важно, потому что часто люди говорят: «Вот я молился, а Бог мне не ответил». Здесь, очевидно, представление у человека о Боге, как о компьютере: нажал на кнопку – и получаешь ответ. Это, конечно, прямо связано с магией, потому что это механистично.
Видимо, такое отношение возможно к другим требам и даже к таинствам?
Думаю, что мой ответ мог бы быть отнесен и к другим требам, и даже к таинствам.
Как распознать душевный и духовный вампиризм? Как от него защищаться? Может ли благодатью Причастия воспользоваться духовный вампир?
Если вы в своей духовной жизни расхлябанны, то, конечно, возможен всякого рода вампиризм, обращенный к вам. И когда вы причащались, и когда не причащались. Но душевный и духовный вампиризм направлены на разные вещи. Мы уже говорили об этом.
Не могли бы Вы пояснить утверждение «магия легла в основу культуры»? Почему Христос был наделен всеми магическими силами?
Насчет культа и культуры – их соотношение всем известно, об этом еще Флоренский много писал. Но он культ понимал очень магически, и у него получалась особенно сильная связь магии и культуры. Культура бывает разного рода. Будучи «срединным царством», она не является сферой абсолютной свободы. Это вещь земная, хотя и идет в нормальном случае к небу. Так что смотря по тому, какая культура, она магической может и не быть.
Насчет же того, что «Христос был наделен всеми магическими силами», надо спросить: а откуда это известно, что Его силы были именно магическими? Утверждение, по-моему, необоснованное. Многие и вправду воспринимают чудеса Христа и Его действия как действия магические. Я думаю, что здесь недоразумение. Христос никогда не подавлял и не отрицал свободы человека. Помните, когда Он пришел в родной город и жители этого города скептически отнеслись к Нему, то в Евангелии сказано, что «Он не мог совершить там никакого чуда по неверию их». Если бы Он действовал как маг, Ему совершенно не обязательна была бы встречная вера. Очень жаль, что часто встречается отношение ко Христу именно как к магу и чародею. Вспомним, что Его жизнь была скорее отрицанием всякого такого чудотворства, и вообще не была обязательно связана с чудесами. Если бы Он не совершил никакого чуда вовсе, от этого для нас ничего бы не изменилось – для нас, христиан.
А вот сразу несколько вопросов.
1. Столько крови пролито за нашу историю, весь ГУЛАГ в праведной крови. Что-то же она делает с нами?
Согласен. Если мы согласны сами на это, чтобы она что-то делала, то она будет делать. Только мы должны обратиться к ней и оценить эту кровь как праведную, тогда она станет снова семенем христианства, как в древности кровь мучеников. Но повторяю, если мы на это согласны. Она не может воздействовать на нас просто магически – т. е. может, но это не будет уже таким семенем.
2. Сейчас разгул разврата: видео, кино, жизнь. Что мы детям, молодежи даем? Да и сами мы – калеки душевные...
Тут риторический вопрос. К сожалению, я вынужден согласиться.
3. Разгул магии и прочее именно сейчас. Все это не случайно? Выход каков?
Да, это не случайно. Конечно же не случайно. Всем ясно, что это следствие того упадка духовной жизни, того разврата духовного, который произошел с нашим народом. Ведь сейчас есть упадок, и распад, и разврат не только физический и материальный, экономический, и не только душевный, но и духовный, и поэтому вполне естественно, что в такие эпохи всегда, во все времена, во всех народах оживала магия. За ней часто стоит желание господствовать, властвовать. «Мне не давали, а вот я сам возьму и не спрошу ни у кого». Конечно, и с добрыми целями человек может это делать, но от этого, как видите, суть не меняется. Поэтому выход только один – духовное просвещение, духовное образование, то, чем мы с вами и занимаемся. Просвещение от слова «свет», образование от слова «образ» – только в этом смысле.
Какие признаки того, что человек находится в магии церкви? Как уберечься от этого?
Не совсем понятно, что значит находиться «в магии церкви». Это надо было бы уточнить. Я могу иметь в виду одно, вы – немного другое, и тогда могут быть какие-то сбои.
Магия – это в первую очередь, как я сказал, несвобода. Надо уберегаться от всякой магии только одним образом: убегать от формальных вещей, в том числе и в церкви. Ничего формального не должно быть – раз, и несвободного – два. Имейте в себе дух и помните, что если этот дух – от Духа Божьего (а о Нем не случайно сказано: «Где Дух Господень, там свобода»), вы убережетесь от всякой магии – и в церкви, и не в церкви. Здесь церковь имелась в виду с маленькой буквы, т. е., видимо, только как человеческая организация.
Могут ли не свои молитвы иметь магическое влияние, например, чтение утреннего и вечернего правила?
Могут, но не должны.
Вы говорили, что есть магия и в нашей церкви, и во многих других, особенно у вновь приходящих сейчас. Что Вы имеете в виду конкретно?
Я говорил, что конкретно имею в виду. Я говорил и о магии экклезиологической, так называемом «папизме», я говорил и о магии сакраментальной, когда отношение к таинству, а тем более к обряду, – магическое: как бы нажал на кнопку – и получил свое, сделал дело – и должен быть выдан из «высшей канцелярии» сразу ответ.
Ныне зараженность магическим сознанием необыкновенная. Сейчас многие идут в церковь, к сожалению, исключительно из этих соображений, будучи сами совершенно несвободными и привнося эту несвободу в церковь. И это большая опасность, потому что многие это воспринимают как норму. Опасность существует не естественно, не сама по себе – ведь Церковь есть Церковь, – а потому, что многие члены церкви ею заражаются и начинают считать нормой. Когда что-то недолжное появилось внешне в границах церкви, но люди знают, что это недолжное, тогда опасности для церкви нет. Опасность возникает только тогда, когда люди начинают ненормальные вещи считать нормальными. К сожалению, в области культа и в области сакраментальной это часто бывает именно так. Вот это опасно!
Обряд причащения не означает ли, что человек должен отдать тело и кровь свою и дух за ближних своих? И не является ли символика хлеба и вина в нашем обряде тоже своеобразной магией? Возможно ли причащение вне храма?
Тут целый конгломерат разных вопросов, мало связанных друг с другом. Во-первых, причащение – не только обряд. Обряд здесь имеет второстепенное значение, это в первую очередь таинство. Конечно, оно связано с тем, что мы должны подражать Христу. Поэтому нужно отдавать и себя за ближних своих. Как это происходит – вопрос другой, не сейчас об этом говорить. Если Вы воспринимаете причащение как обряд и хлеб и вино только как символ, судя по записке, то понятно, что Вы очень близки к магическому пониманию этого таинства. Ну и поостерегитесь, это духовно, я бы сказал, вещь небезобидная.
А относительно причащения вне храма, не знаю, что Вы подразумеваете, что имеете в виду. Вообще, в принципе, таинство может совершаться где угодно, хоть в лесу, в поле, в храме, в доме – где угодно. Так христиане многажды и делали, вплоть до нашего времени. Если Вы имеете в виду под «храмом» вообще Церковь, Церковь с большой буквы, то это уже вопрос другой, тут надо разбирать, что есть эта Церковь. Есть такой очень важный принцип, что любое таинство существует в Церкви и для Церкви, но только под Церковью подразумевается то, что мы пишем с большой буквы.
К вопросу о ведовстве. Ведь помогают бабушки-дедушки заговором от болезней детей. Заговаривают от болезней на святой воде. Как отличить, к кому можно обращаться, к кому нет? И вообще, нужно ли к ним обращаться?
Конечно, они помогают. А кто говорит, что магии не существует? Она существует, она требует больших усилий, даже большого труда, как я говорил вам. Бабушки-дедушки часто справляются с этим большим трудом. И по-настоящему заговорами, магическими действиями, особенно на физическом уровне, бывает, что очень неплохо помогают. Но только это всегда бывает связано не с одним физическим уровнем, но с душевным и с духовным.
Вы правильно здесь говорите о святой воде и т. д., а ведь они часто употребляют и молитвы, т. е. на самом деле это в значительно большей степени духовное действие, чем физическое, и оно имеет воздействие не только на тело человека. Человека приводят или приносят к этим бабушкам-дедушкам для физического исцеления, а происходит определенный духовный акт. Вот где опасность, вот почему церковь обычно не рекомендует обращаться к ним, а рекомендует использовать свои духовные средства. Не то что нам надо остаться безразличным к болезни человека – ни в коем случае, ибо всякая болезнь есть зло, – но нужно видеть за этими актами духовное действие, магическое действие. Сплошь и рядом это именно магия! Во всех случаях эти заговоры бабушек-дедушек, пусть и на святой воде, пусть и на полумолитвенных текстах, часто связаны с какой-то абракадаброй. Рационально совершенно не выстраиваются эти тексты, но они имеют свой, магический смысл и физически помогают, но при этом человек и духовно меняется. Поэтому как отличать «к какому можно идти, к какому не надо» – вряд ли этот вопрос встает. Если вы нормально можете использовать другие средства, то зачем вам отличать одну «бабушку» от другой?
Скажите пожалуйста, возможно ли воздействовать на свободу воли человека, ребенка через фотографию, можно ли держать его в зависимости от своей воли? Если фотография осталась в руках знахарки, снимается ли это влияние при причащении ребенка?
Здесь как Ваш первый вопрос, так и второй вполне на уровне магического сознания. Почему через фотографию нельзя воздействовать? Наверное, можно на расстоянии и без фотографии, можно и через фотографию. Я, видите ли, не специалист, поэтому не могу в точности Вам ответить. Но говорят, что и через фотографию можно.
Снимается ли это влияние при причастии ребенка? Главное, чтобы ребенок жил, как и всякий человек, в благодати Божьей, в свободе духа. Хотя ребенку это труднее, чем взрослому человеку, по понятным внешним обстоятельствам, ибо он ребенок. Причастие, конечно, благодатно, если к нему не подходить магически или просто формально. У Вас же получается, судя по вопросу (и в жизни нам часто приходится видеть это), что есть одно магическое действие, и есть некое другое магическое действие, ему противостоящее. Вот это и неправильно. Причастие не должно восприниматься так, будто есть «черная» магия – некая знахарка, а есть «белая» магия – причастие (другой вопрос – о различии белой и черной магии). Ничего подобного! Причастие – не белая магия, и не магия вовсе, а если это магия, то оно уже не христианское таинство.
A.M. Копировский (сопредседатель встречи). Нашим предкам было в этом смысле легче: у них не было фотографий. Но портреты делались, и в основном для царских особ. В XVII в., когда царь Михаил Федорович Романов искал себе невесту, то он послал вместе с посольством свой портрет для датской принцессы. Портрет было велено везти в закрытом сундуке и показывать только из своих рук, «дабы не было вреда его царского величества здоровью», – это был наказ посольству. Трагедия, когда люди, живя в христианской стране с многостолетней историей, вот так со страхом в глазах реагируют на портретирование, пусть даже тогда не очень привычное.
Сейчас это развито, как вы знаете, повсеместно, так что же: дрожать и свои фотографии никому не давать? Это провокация страха. Надо жить выше этого.
Обязательно ли надо целовать образа, ведь с точки зрения гигиены это нехорошо? Не лучше ли только приложиться в поклоне? Какие основные молитвы Вы бы рекомендовали знать?
О. Георгий. Видите, относительно того, что хорошо, что нехорошо, трудно сейчас спорить. Если Вам почему-либо кажется, что точка зрения гигиены есть самая высшая точка зрения, то пожалуйста, никто не будет к Вам в претензии. Никто Вас не оштрафует и не выведет из церкви, если Вы будете «прикладываться в поклоне», как Вы выразились. Но надеюсь, что Вы не будете осуждать и других, которые по-другому прикладываются к иконе. Видимо, для них точка зрения гигиены не самая важная.
Правды ради скажу, что никто еще никогда не заболел ни от крещения, когда в одной воде сто человек крестятся, ни от причастия. Я не буду развивать эту тему, это просто констатация факта.
Относительно того, какие основные молитвы Вам рекомендовать знать, то смотря для чего Вы этого хотите. Возьмите православный молитвослов и программу для поступающих в первый класс семинарии, где даны основные молитвы, которые лучше знать наизусть. Если Вы все их выучите, то будет очень хорошо.
A.M. Копировский. Одну женщину, я помню, спрашивали, знает ли она Символ веры. Она ответила утвердительно. Ей показали текст и спросили: «Этот?» Она сказала: «Я знаю короче: Господи, помилуй».
О. Георгий. В духовной жизни, как вы знаете, много разных и светлых, и веселых моментов. Не случайно Господь говорит: «Радуйтесь и веселитесь». И сегодня мы взяли тему такую – праздничную, рождественскую. Но не всегда веселую.
Как Вы думаете, какая магия чернее, злее – черная или белая? В чем разница между черной и белой магией?
О. Георгий. Я об этом уже говорил, всякая магия есть магия. Они, конечно, различаются: есть белая, есть черная – это зависит от целей. Если цель злая и дух злой – это будет черная магия. Если цель добрая, то белая. Конечно, все равно это магия, поэтому она будет обладать всеми недостатками любой магии, даже если все это идет и «с добрыми намерениями». А вот куда идет – это уже вопрос, я думаю, особый и непростой. То в рай, то в ад. Здесь никогда до конца не разобраться, это – область смешения добра и зла, как все в мире сем. Любая магия – движение мирских сил.
Если после причастия ощутимо прибывают силы, разве это не белая магия? Когда священник снимает сглаз, отчитывает одержимых бесом? Может быть, в определенных условиях определенная магия нужна и полезна?
Я был бы очень расстроен, если бы мы остались в том убеждении, что «конечно, магия нехорошо, но...» Потому что наши современники очень часто эту формулу употребляют: «то и то нехорошо, но...» У меня к магии однозначное отношение, даже к белой.
Как отличить, живешь ли ты в благодати Божьей или твоя душа в это время подчиняется воздействию темных сил?
Абстрактный вопрос. На это можно сказать только так же абстрактно: по плодам и по духу различаются такие вещи, согласно Евангелию.
Где граница, что познавать и что не познавать? Как правильно познавать и как неправильно?
Это по-настоящему серьезная вещь, и этим надо всерьез заниматься – что и как познавать, а что и как не познавать. Я говорил, что эта граница подвижна, но не произвольна. А что праведно и что неправедно, «что такое хорошо и что такое плохо» – это вопрос вечный. Этим мы с вами здесь, в частности, и занимаемся, и не только сегодня. Но думаю, что есть источники познания этого и более качественные. Читайте Священное писание, прислушивайтесь к голосу совести, обретайте жизненный опыт и тогда получите искомое.
Относятся ли к ведовству наркотики и в какой степени?
Вопрос не бессмысленный, хотя он может сначала показаться странным, но, видимо, только для тех, кто не знает, что такое наркотики. В какой-то степени относятся. Под их воздействием внутри человека раскрываются какие-то такие вещи, которые иначе почти никак и нигде не раскрываются, особенно если это психоделические средства, типа ЛСД. Это достаточно серьезная вещь, поэтому сейчас начинать этот разговор, мне кажется, не имеет смысла. Но стоит запомнить, что многие наркоманы – ведьмаки и ведьмы. И тут уж совсем недалеко до наших алкоголиков и курильщиков...
Почему церковь запрещает гадания, в том числе гадания на картах? Расскажите, пожалуйста, о современной западной мистике (Кастанеда, Лилли и др.) и о теософии (Блаватская и пр.).
Интересно, чем руководствуются люди, которые пишут записки с такими просьбами... Гадания есть чистой воды ведовство и магия, поэтому церковь их запрещает. На картах или не на картах, по руке или другими способами – не имеет никакого значения. Просто человек, живущий под космическими знаками, допустим, или еще какими-то внешними знаками, т. е. человек, который не ощущает себя венцом творения в христианском смысле слова, конечно, будет иметь потребность в гадании. Всякая потребность – внутренняя. Не обязательно ее реализация, а сама эта потребность человека в гадании есть следствие его рабства. Значит, имеющий ее как бы духовно выпал, он оказался, так сказать, «ниже» того, что есть во внешнем мире.
На общение с какими силами выходят кришнаиты в своих коллективных радениях? А древние языческие оракулы какой силой предсказывали пришествие Христа?
Той самой магической силой, о которой я только что сказал. И кришнаиты выходят в те же трансцендентальные сферы, и всякое язычество знает только то, что в мире выше человека. Это очень важно, они обожествляют то, что непреложно выше. Но весь вопрос в том, что именно ощущается как нечто более высокое, чем я сам или чем мы с вами вместе и т. д. И это совсем не константа. Космос может ощущаться, например, как нечто более высокое, как сфера трансцендентального, и по этой причине обожествляться. Таким образом появляются многочисленные классические варианты язычества. А оракулы – это чистые представители того ведовства, о котором мы сегодня говорили. Оракул, в общем, и есть ведун, или ведьмак. Он живет в трансцендентальной сфере смешения добра и зла и из нее может выловить не только ложь, но и правду, а в какой-то степени и почувствовать за трансцендентальным присутствие трансцендентного (вспомним о Канте).
Всякое ли сверхъестественное знание или чудодейственное умение у человека неверующего – от дьявола?
Не совсем ясно, что есть это «сверхъестественное знание и чудодейственное умение». Я не думаю, что само по себе какое-то нетрадиционное знание или нетрадиционный способ отношений, воздействий обязательно от дьявола. Я думаю, что человек обладает значительно большими способностями, чем мы знаем в среднем бытовом варианте. Другое дело, как к ним относиться. Они по-настоящему, видимо, легко могут стать «от дьявола». А вот по природе вещей это совершенно не обязательно. Важно, как человек это все использует, в каком духе и в каком смысле, и в том числе с какой целью.
Как Вы относитесь к утверждению, что посещения инопланетянами Земли являются проявлением божественной силы? Как объяснить это человеку?
Как объяснить человеку, что «посещения инопланетянами Земли есть проявление божественной силы»? Я так совершенно не считаю. Думаю, что это вообще некая мистификация, правда, достаточно серьезная, магическая, конечно, и основанная на том же панпсихизме. Но это не является проявлением никаких божественных сил в том смысле, как мы понимаем Божество. С христианских позиций все это никакого отношения к божественной жизни и силе не имеет.
Недавно в передаче ТСН был сюжет «Колдун» – о человеке, который оживляет мертвого человека, зомби. Как это объясняется и что такое «зомби»?
Что такое «зомби»? Вы сами написали определение. Я никогда зомби не видел, всегда остерегаюсь говорить о том, что знаю только понаслышке, без всякого внутреннего опыта. То, что человек может как-то оживать – наверное, не только так, как мы знаем из современной медицинской практики, – это, кажется, верно. И Ветхий завет, и Евангелие нам об этом говорят. А вот становится ли он при этом обязательно зомби, не уверен. Думаю, что у нас еще много других оснований для такого заинтересованного исследования всякого воскрешения. Не могу сказать ничего больше, просто я этих зомби не видел; слышал много, но не видел.
Вы сказали, что человек может причащаться в лесу и где угодно вне храма. Значит, любой человек может сотворить таинство Причащения, когда ему захочется, потребуется?
Ничего себе вывод! Я начинаю бояться отвечать на вопросы. Мне кажется, что совсем не «значит». Я имел в виду, что в лесу можно совершать литургию, т. е. таинство. Таинство, повторяю, совершается всегда в Церкви и для Церкви. А Церковь – это люди, собрание, это не что-то внешнее.
Что делать, если после общения с больными мне дико плохо и медленно восполняется запас жизненных сил. Это не искреннее служение, или, может, много больных?..
Может быть.
...а может, Бог сил не дает по маловерию или грехам?
Не думаю, что Бог жаден. У меня нет такого опыта общения с Богом. А то, что врач может просто работать, что он не обязательно должен только служить, – это правильно. Он затрачивает силу, затрачивает энергию, и он должен ее восполнять, должен элементарно отдыхать и т. д. Сплошь и рядом врачебная деятельность со служением не связана. Можно сказать, что к сожалению, но это вопрос другой.
Всегда ли занятия йогой являются магией?
Всегда. Все дело лишь в дозе. И лекарство от яда отличает лишь мера.
При каких условиях это не так?
Ну, если Вы халтурите, например.
Могут ли быть вампирами мертвые? У моей подруги погиб любимый человек, он очень много времени уделял медитации, его смерть была похожа на самоубийство – он заплыл в море и утонул. Через два года жена убила себя и ребенка. Она думала только о смерти. Сейчас ее друзьям очень трудно. Она словно взывает, она была христианкой. Мы стараемся за нее молиться. На этот вопрос можно не отвечать.
Вопрос опять же о границах того панпсихизма, о котором я говорил. Сложный вопрос. Есть целый пласт человеческой культуры, который говорит о вампиризме мертвых, но мне сказать что-то здесь сложно. Здесь приведен конкретный, совершенно жизненный пример, в общем-то достаточно страшный. То, что вы стараетесь за нее молиться, – это очень хорошо. Но то, что она сделала, это тоже однозначно оценивается. Связано ли это с вампиризмом мертвых, не знаю. Думаю, что здесь дело в чем-то другом.
Экстрасенсы говорят, что берут энергию из космоса и лечат ею людей. Разве это вампиризм?
Я думаю, что в космос эта энергия тоже как-то попадает, там та энергия, которая лечит людей, существует не изначально. Есть у меня такая интуиция. Но я не экстрасенс, мне говорить точнее трудно.
На каких принципах основана «магия крови»? В чем общий смысл слова «кровь»?
Читайте Библию, там в Ветхом завете это все есть, для всех вас это вполне доступно. Там говорится о крови как символе средоточия жизни.
Как можно в быту избежать нападения биовампиров?
Вот видите, разновидности вампиров появились. Хотя мы, в общем, и говорили о биоэнергетическом вампиризме. Только почему «в быту» – для меня это загадка. Есть и такие записки, где говорится о родственном вампиризме. Меня эта подозрительность к родственникам немного пугает. Я всерьез говорю, потому что знаю случаи, когда человека просто не пускают домой, считая его колдуном. Жена вдруг раз решила, что муж – колдун, и все: ты мне не нужен, иди гуляй, Вася! Это жизнь, и когда это жизнь – уже не так смешно. Здесь ведь речь не идет ни о каких доказательствах. А как избежать нападения, мы уже говорили: «имейте в себе соль» и «имейте в себе свет», и никакие нападения вам не будут страшны – их просто не будет, а если будут, то они будут отскакивать, как щелчки от крепкой головы.
Здесь же и вопрос о вампиризме в семье: дитя – мать, жена – муж. Возможен ли вампиризм со стороны близких людей, как реагировать?
Этих людей жалко, они бывают в своих действиях не вольны. Будьте осторожны. Я боюсь, что придется вспомнить то, с чего мы сегодня начинали. Ведь с той областью, которую мы сегодня взяли нашей темой, связано еще много всякого рода наговоров, предрассудков, настоящих суеверий. Нужно различать эти вещи. И думаю, что мы сами еще плохо их различаем. У нас здесь тоже еще есть свои предрассудки. И вообще, это довольно опасное дело: ведь если человек другого обвинит безосновательно в колдовстве, в ведовстве, в вампиризме каком угодно, видимом или невидимом, то это же тяжелейший грех! Один из самых тяжелых грехов. Потому что доказать-то ведь объективно этого нельзя. А начинают ходить слухи: вот этот меня сглазил, а вот этот еще что-то сделал. Я сегодня с некоторым страхом и трепетом вам рассказывал все, что считал нужным рассказать, надеясь эти вещи показать так, чтобы вы смогли различать веру и суеверия. Будьте же осторожны в обвинениях и даже легких подозрениях, и не только в отношении своих близких.
Как следует поступать христианину, когда на него направлено явление вампиризма, и не следует ли, если есть силы, добровольно отдать то, к чему принуждают? (Смех.)
Вот видите, реакция хорошая, но ведь кто-то всерьез писал эту записку... Я уже говорил, что прежде всего не надо ничего бояться. Страх обычно открывает человека любому магическому и вампирическому воздействию, как ни странно. Страх, кажется, должен охранять человека, как рефлекс в борьбе за существование, а тем не менее он, наоборот, человека закрывает и потом разрушает. Человек может ничего не бояться, но быть очень легкомысленным – это тоже будет грехом. Поэтому не должно быть страха, но и не должно быть пустоты. Человек должен в себе иметь, как я уже сказал, соль и свет, т. е. не я сказал, а все мы знаем, где и кем это сказано.
Человек с детства чувствовал в себе некоторые магические способности, а со смертью бабушки, за которой шла слава недоброй колдуньи, ощутил их реально и с большой силой. Осознал способности к целительству и успешно реализует их с самыми добрыми сердечными намерениями во благо человека. Имеет ли он право на это действие? Если да, то как ему не впасть во зло?
Я бы сейчас поостерегся говорить о конкретных живых людях, не видя их, не зная их. Это очень опасно, потому что вы ведь можете потом как-то практически применить мой ответ по отношению к человеку. Но всегда же еще есть вопрос: а верно ли описана ситуация? Вы, конечно, верите в то, что верно, но жизнь показывает, что часто она осознается и описывается неверно. Поэтому я по отношению к конкретным третьим лицам, которых не знаю, отвечать все-таки не буду.
Мзия точно знает свое предназначение в этой жизни. Она есть проявление какого духа – добра или зла?
Кто такая Мзия – не знаю, первый раз слышу. (Реплика из зала.) Она и с инопланетянами общается? Ну, ее надо поздравить.
Как Вы относитесь к иглотерапии, к восточной медицине?
Прекрасно отношусь. Это по-настоящему серьезное средство, совершенно нормальное средство лечения. Конечно, связанное с энергетикой, поэтому надо быть очень осторожным – это правильно. Это не должно размениваться на мелкую монету, для чего нужно очень хорошо знать, когда идти на такие средства, а когда не идти. Мне говорили люди, которые занимаются этим профессионально, что каждое раздражение такой точки не проходит бесследно ни для этой точки, ни для вашего общего состояния. Так что есть некоторые элементарные вещи, которые вам надо знать, даже если вы их не очень-то хорошо ощущаете. Потому что бывает, что не столько лечатся, сколько калечатся.
Может ли человек вне Церкви познать истинного Бога и спастись, если он родился в нехристианской среде и принадлежит другой религии? Если он праведен, добр, честен, бескорыстен, для него все равно закрыто нечто, что дается любому христианину в крещении?
Мы не однажды об этом говорили, и сейчас невозможно говорить еще и еще раз подробно. Но советую человеку, который писал эту записку, очень хорошую и добрую, прочитать Послание к римлянам апостола Павла. Там говорится, что «язычники спасаются по закону совести». Среди многих других интересных вещей там есть и такая.
В настоящее время во многих церквах крещение производится обливанием, а не троекратным погружением. Почему? Конечно, обряд не главное, но ведь и он складывался веками?
Совершенно верно. Только всегда каждый обряд имел и имеет вариации. И в древности были варианты, когда допускалось и обливательное крещение, которое известно начиная со II века. Но конечно, в то время это было лишь исключением. Плохо то, что исключение стало правилом. Плохо, но не смертельно. Таинство всегда остается таинством. Но лучше, когда форма, и смысл, и дух адекватно выражают друг друга.
Почему дух Церкви и обилие крестов не препятствует бесам присутствовать на службе...
Интересно. Я никогда не видел присутствующих на службе бесов.
...по свидетельствам святых отцов. Ведь Мефистофель не всегда мог проникнуть к Фаусту?
Я не знаю, как это связано. Понимаете, никакое обилие крестов и сам по себе дух Церкви не будет препятствовать, не может препятствовать прийти в храм, тем более в современный храм, человеку – носителю любого духа. Вы же это прекрасно знаете: неверующие приходят и воры приходят – кого только не бывает в церкви! Церковь открыта для всех, она призывает людей духовно, но она не может гарантировать, что туда не войдет какой-то злой дух, воплощенный в человеке.
Откуда взялись злые духи, кто их создал?
Одно точно сейчас вам скажу для краткости: не Бог. А конкретика требует особого разговора.
Ваше мнение: религии нехристианские – магометанство, буддизм, например, связаны с другого типа духами?
Это опять другая тема. Очень сложно на такие темы говорить одним словом... Для того, чтобы вообще говорить о других религиях, о других, неправославных, допустим, церквах и направлениях, надо прежде всего очень хорошо знать Православие и хорошо знать эти религии, эти направления, тогда у нас не будет никакой крайности: мы не будем думать, что это сплошной мрак и ложь, и в то же время не будем равнодушно нивелировать их опыт.
Астрология и христианство. В какой степени одно в другое проникает? Если проникает, что Вы об этом думаете?
Думаю, что астрология и христианство друг в друга не проникают. Но в христианстве отношение к космосу и звездам имеет свой смысл и значение. Как сказано в начале книги Бытия, созданы они были «для знамений и времен». Это единственное, что немного сближает астрологию и христианство. Но все-таки астрология – это не просто отношение к звездам, это определенного рода отношение к звездам и к космосу. Это более узкое понятие. Это не вообще изучение космоса, это не астрономия, а астрология, именно конкретное «учение о звездах». И хотя здесь, конечно, тоже существуют разновидности учения, здесь тоже не все однородно, тем не менее есть что-то общее во всех них. Поэтому думаю, что астрология, хотя говорит о вещах важных, но для тех людей и в тех случаях, которые, видимо, обычно в церкви не наблюдаются.
Как Вы относитесь к книге о. Александра Меня «Сын Человеческий»? Почему, цитируя Новый завет, автор отказался от обычного синодального перевода, а использовал перевод Нового завета, изданный в Лондоне под редакцией епископа Кассиана?
Ничего плохого в том переводе, скажу точно, нет. Это другой перевод, он сделан по обычным западным принципам перевода, там нет никакого искажения духа и смысла Священного писания.
Разделяете ли вы мнение, что Иисус родился в 7–6 г. до н. э. или что человечеству пятьдесят тысяч лет и т. д.?
Не вижу никаких препятствий, чтобы говорить о том, что человечеству тридцать, сорок, пятьдесят тысяч лет, потому что это зависит от того, как мы определим человечество, как мы на него посмотрим. С точки зрения современной науки возраст homo sapiens sapiens исчисляется таким образом.
Насчет 7–6 года. Мне кажется, что всегда остается некоторая неопределенность, но само по себе летоисчисление правильное. Потому что ясно – если сказано в Евангелии, что Христос родился при царе Ироде Великом, а царь Ирод Великий умер в 4 г. до н. э., то хотим мы или не хотим, мы никак не можем согласиться с принятой через полтысячелетия нашей системой летоисчисления. Некоторая ошибка вполне понятна, оправданна, так сказать, но для нас не это важно. Это дело нашей веры. То, что мы не знаем точного года и дня рождения Христа, никакого серьезного значения для нас не имеет.
Один человек обратился к христианству, но до того занимался йогой на уровне физических тренировок, стояния на голове. Что надо делать, чтобы последствия как можно быстрее исчезли и не влияли на его духовное совершенствование?
Я ведь не знаю этого человека. Если он всерьез обратился к христианству, то он в крещении все свои прошлые грехи омыл, так что ничего дополнительного не требуется. Только важно, чтобы крещение было полным. Вот о чем надо позаботиться. В частности, о том, чтобы человек был научен основам христианской веры и жизни, т. е. катехизирован.
Человек, увлекающийся буддизмом, положил себе на ночь под подушку большой серебряный крест. Ночью боролся с «черными», окружавшими его. И этот человек говорит: «Ваше православие стерегут мощные силы "черных"». А Вы что на это скажете?
Смотря какие «черные». Может быть, такие черные, как я (О. Георгий показывает на подрясник. – Смех.), – не знаю, может быть, еще какие-то. Думаю, что из-за того, что от серебряного креста пошли такие сны у человека или ночные видения, не нужно делать далеко идущие выводы. Что говорит этот несчастный человек – это его дело.
Почему в 50-м псалме сказано: «Боже, избавь меня от кровей»?
Там совершенно определенный исторический смысл. Посмотрите, что в преднаписании к этому псалму сказано. И прочитайте книгу Царств, где говорится об истории царя Давида и Вирсавии.
Что было чудом для ветхозаветного человека, что для новозаветного?
Позвольте пропустить этот вопрос. Потому что это все-таки особые дела.
Относительно Гоголя и «Вечеров на хуторе...»
Я надеюсь, что сегодняшний вечер не воспримется как один из вечеров на хуторе близ Диканьки. Но видите, все-таки вопрос есть. Что побудило Гоголя создать вереницу таких образов? Думаю, что, во-первых, он был человеком определенного духовного склада. Он знал все эти поверья, он знал эти рассказы. В молодости он был веселым человеком и хорошим писателем. Ну и почему бы не написать эти рассказы? Не вижу здесь проблемы. Думаю, что ее, так вот отдельно стоящей, просто нет.
Ваш взгляд на теорию и практику восточных единоборств, на психотренинг и управление дыханием.
Вы все прекрасно знаете, что это целые системы. И здесь нужно говорить о системах, а не просто об отдельных моментах. Думаю, что сейчас преувеличивается значение психотренинга. Обычно неверно используются и дыхательные упражнения. Следовательно, в силу того, что все мы очень малокультурны в этой области, не стоит вообще за это браться. Думаю, что если тот, кто задавал вопрос, – христианин (скорее всего, так оно и есть), ему не нужно этим увлекаться. Для христианина важнее другие силы. Да, чего-то здесь можно достичь неверующему человеку, но это все имеет какое-то значение именно для неверующего человека. Для христианина же все это мне представляется просто неинтересным, вернее, для него это может представлять интерес только «археологический» или культурный. Интересно посмотреть, как борются эти люди, – пожалуйста, это можно воспринимать как спорт и как какой-то религиозный опыт. Там есть и то, и другое.
Причастие – это Христова Кровь, просфоры – это Христово Тело. Почему во время причастия я должна есть Его Тело и пить Его Кровь? Я никак не могу это понять и принять – что делать?
Очень просто, ясно, что делать. Дело в том, что Вы по-настоящему еще не доросли до того, чтобы причащаться и, видимо, начали это делать слишком рано, не позаботившись о соответствующем духовном фундаменте. Вам теперь надо по-настоящему пройти полную катехизацию, и тогда с этим проблем не будет.
Можно ли своей молитвой за человека изменить его отношение к себе?
Конечно. Что-то можно изменить, и нужно менять. В Писании сказано: «Много может молитва праведника споспешествуема». Так что будьте праведны, и Господь Вас услышит. Только не прибегайте к магии...
Если я правильно понимаю Вас, то наука и ее плоды изначально порочны?
Мы уже говорили, что наука сама по себе не порочна, и плоды ее соответственно. Они могут стать порочными, это правда, но «изначала не было так».
Противостояние науки и религии снято неотомизмом...
Странное утверждение. По-моему, противостояние науки и религии снято вообще всей современной культурой, современной наукой и современной религией, а не только неотомизмом.
Текст приводится по изданию Кочетков Георгий, свящ. «Беседы по христианской этике». Выпуск 2. 3-е изд. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. – 56 с.
Кочетков Георгий, священник
Кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»