Этическое отношение к эстетике
Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
Мне хочется оглянуться назад и вспомнить, что открылось всем нам из области христианской этики за период наших встреч. Мне кажется, что хотя мы и не ожидали каких-то откровений в этом цикле, тем не менее что-то важное прорвалось сверх наших ожиданий. Отчасти благодаря вам: ваши вопросы, ваш интерес, который проявился достаточно активно на каждой встрече, помогали нам связать случайно родившиеся темы в нечто единое и целостное.
Сегодня мы, почувствовав, что тема этой встречи как бы соединяет этику и эстетику, решили сделать акцент на итогах и дать вам возможность высказаться еще и еще раз, чтобы вы могли задать вопросы по любой из тем, которые вы слышали, потому что иногда вопросы рождаются по прошествии определенного времени. В связи с этим я постараюсь сегодняшнюю тему изложить как можно короче. Я хочу лишь поделиться с вами какими-то своими соображениями, а также тем, что в нашей жизни болит. Мы ведь так и задумывали этот цикл: не как некое теоретизирование по поводу этики, а как беседы на болезненные темы для нас, общества, близких. Каждая тема была связана с какими-то болевыми точками. На них надо нажимать очень аккуратно, надо быть осторожным. Осторожным не из каких-то внешних страхов, а из внутренних соображений, которые заставляют нас всегда беречь друг друга и помогать друг другу, а не нажимать на эти точки, как на кнопки.
Итак, наша тема – «Этическое отношение к эстетике». Вообще говоря, ныне нельзя не почувствовать того, что и область этического, нравственного, и область эстетического, прекрасного, в нашей жизни находятся в упадке. Об этом мы уже говорили с разных сторон и наиболее ценным было то, что мы видели, какие здесь стоят проблемы не только в мире сем, который лежит во зле, но и в церкви. Поэтому мне особенно хотелось бы напомнить вам, что необходимо возрождение и этической, и эстетической сторон нашей христианской жизни. Думаю, что мы можем об этом говорить без страха. Конечно, бывает затруднительно говорить о недостатках церковной жизни, ведь это провоцирует людей на уравнительное отношение: вот – недостатки в обществе, в государстве, в экономике, в политике, а вот – недостатки в церкви. И вроде бы все равны, и все успокоились. Значит, нет такого места на земле, куда можно было бы прийти и почувствовать себя вполне адекватно.
Тем не менее это не так, потому что мы знаем, что в церкви человек получает все нужное для него, хотя не без проблем. И это хорошо, так и должно быть. Мы знаем, что человек никогда, до конца своей жизни, ни внутри себя, ни вокруг себя не снимет всех проблем, связанных даже только с этикой и эстетикой, с тем, что есть добро, и с тем, что есть красота. Потому что нам всегда угрожает что-то недоброе и некрасивое. Вспомним об этой связи добра и красоты. Мы с этого начинали наш цикл по этике. Помните, я говорил о том, что доброта в изначальном, древнем смысле этого слова есть добро и красота, вместе взятые. Доброта – это то, что хорошо и правильно в жизни, что праведно. Без добра в сердце нет истинной красоты, как без гармонии и красоты не может быть добра. Вот одна из тех пружин, которая заставляла нас идти вперед и вперед. Нельзя было говорить о какой-либо проблеме без понимания этого начального тезиса, без понимания того, что нельзя даже претендовать на какую-то красоту, если она не удовлетворяет принципам добра, как человек никогда не может быть назван добрым, если он некрасив в своей жизни. И эта некрасота какая-то и недоброта проявляется многообразнейшим образом.
Можно сказать, что этика – один из основных критериев общей оценки людей эстетической сферы деятельности. Почему «один из основных критериев»? Ведь так хочется сказать, что это – основной, главный, единственный критерий. Но сказать так будет несколько опрометчиво, ибо над тем, что добро, и над тем, что красиво, над всем тем, что хорошо, стоит еще Истина, которая есть Сам Бог, открытый нам через Христа и во Христе.
Без этического отношения к эстетике в области красоты могут рождаться самые различные чудовища, различные псевдоморфозы: формализм, необыкновенная претензия на водительство, на полноту жизни, на решение всех вопросов, на суд в последней инстанции и т.д. Мы должны узнавать эти вещи в своей жизни – вот что для нас является важным. А эти псевдоморфозы, эти ложные порождения лживого духа мы очень часто встречаем в искусстве, особенно современном.
Современное искусство – необыкновенно вырожденная форма, как вы хорошо знаете, в любом своем проявлении. Хотя это не значит, что там ничего хорошего не осталось. Это не так. Можно находить какие-то крупицы, которые все время проскальзывают: вот блеснет один бриллиант, вот – другая драгоценность. Но искать это приходится иногда в самой неблагоприятной атмосфере. Если еще какая-то стилизация бывает удачной, то своего стиля современная культура, современное искусство выработать пока не может. Вернее, ее стиль заключается как раз в вещах, которые противоречат самому понятию стиля.
Но красота имеет свое особое призвание – вести к Истине, вести к Правде, вести к Богу, вести ко Христу, даже через страдания, связанные с ее постижением и установлением ее правил в личной и общественной жизни. Достоевский говорил: «Красота спасет мир». И был прав. Мы можем добавить, что спасительно также и добро, но при некотором условии: если добро и красота сохраняют свое место педагогов, водителей. Тогда подлинная красота и подлинное добро способны вести человека, способны приводить к полноте жизни, способны решать множество современных вопросов, способны иногда и судить.
Но мы все живем среди псевдоморфоз, в обстановке формализма, претензии и ложного, неистинного суда. Люди друг друга судят, и очень часто этот суд неправеден. Мы часто живем в обстановке некой удушающей атмосферы грязи и уродства, что, конечно, противоречит и эстетическим, и этическим требованиям. Отсюда наша задача: чувствовать это, видеть это и остро на это реагировать. Надо убрать грязь и вокруг себя, и из себя, и из памяти своей, и из навыков своей жизни. Тогда откроется красота и святость, появятся простота и открытость в сердце человека. Надо возродить ценность чистоты в человеке. Не ритуальной только, не плотской только, а некоей высшей, о которой мы с вами тоже уже говорили. Чистота в христианстве есть святость, есть избранность и принятость Богом – и ничто другое. Поэтому никакие голодания и прочие подобные средства никогда никого не приведут к чистоте тела, души или духа. Тем более, они не способны очистить мир, общество и даже наш родной дом.
Но надо бороться и с тем уродством, о котором я упомянул, с уродством нашей жизни. Надо острее почувствовать, что это уродство жизни, от которого мы все страдаем как от такового, просто от факта. Как мы везде натыкаемся на грязь, начиная с улиц, с внешнего, с грязных ушей и рук, мы так же везде натыкаемся на это уродство. Повторяю, и то, и другое – внутри нас. Мы можем чувствовать это и не чувствовать, страдать от этого и не страдать, очищаться и, наоборот, способствовать умножению этого уродства, этой грязи. Это уродство – внутри нас, хотя часто оно выходит наружу. Совершая грех и оставаясь недобрыми, мы уродуем себя и других, уродуем общество, мир и свой дом.
Я не случайно произнес второй раз слово «дом», столь важное в нашей жизни. Оно организует нашу жизнь в некую целостность и требует некоего духовного, душевного и телесного наполнения. А это как раз то, что сразу открывает нам область экологии. И вообще, мне кажется, что сегодняшняя тема очень связана с этой областью. Но только под экологией мы должны понимать не только то, что очень полезно. Полезно иметь хороший воздух, полезно иметь много рыбы в чистых реках и т.д. – экономически полезно. Но мы должны отойти от только внешнего, утилитарного подхода к этому вопросу. Нужно видеть не только экологию внешней природной среды, надо понять, что все, что является для нас домом, все это должно быть пронизано неким внутренним равновесием, некоей гармонией, красотой и добротой.
Это и является нашей экологической задачей, общей задачей экологии. Поэтому мы не можем ограничиться только частной экологией природы или даже только экологией культуры. Если, допустим, нашим домом является общество, то должна быть и социальная экология. Если нашим домом, в котором мы живем, является церковь, то и в церкви должна быть наряду с икономией своя экология. Ведь церковь – тоже дом, космос – тоже дом, и природа – дом. И наша квартира. Наши квартиры – тоже дом, хотя так мало на него бывают похожи.
Сейчас это чувство обостряется, люди хотят вырваться из своих страшных рабских трущоб, из этих ульев, в которые их засадили, как пчел и как невольников. Но тем не менее человек стремится в свой дом, он всегда хочет иметь родной дом. А пока наша квартира – не родной дом, наш роддом – тем более не родной дом. Значит, город, в котором мы рождаемся и живем, – тоже не родной дом. Тут не хватает еще каких-то внутренних связей. Даже наш народ, нация наша – тоже не родной дом и храм – не родной дом. Вот это – самое главное в нашей сегодняшней теме, именно здесь мы должны почувствовать острие проблемы.
Задача всякого рода экологии – бороться с любым уродством и грязью в мире и в жизни, в человеке и в обществе. А это и есть задача возрождения прежде всего церкви и внутренней и внешней культуры. Вспомним, что слово «культура» прежде применялось ко всему. Например, сельскохозяйственная культура – все, что культивируется. Это может быть обобщено. Культуру и церковь надо возрождать, если мы хотим, чтобы снова зацвела и стала плодоносить земля, чтобы отрезвилось общество, отрезвились люди, перестал погибать от грязи и уродства человек.
Итак, христианское этическое отношение к эстетике требует от нас очень многого. Повторяю, это совсем не просто какой-то академический вопрос. Это отношение к эстетике требует, чтобы мы, стремясь к красоте, во-первых, начинали с себя. Это очень важное эстетическое требование – начинать с себя, чтобы наши мысли, чувства и дела были красивы независимо от возможности какого-либо контроля над нами. Сейчас мы просто пренебрегаем этим контролем, потому что сам контроль часто бывает неправеден и некрасив по своей сути. Но в принципе мы должны быть независимы от него. Поэтому красиво должно быть в нас все. Как тут не вспомнить А.П. Чехова? Действительно, в человеке все должно быть прекрасно. Правда, немного не в том смысле, в каком о красоте говорил Чехов, ибо в чеховское время редко вспоминали о единстве добра и красоты. Тогда слишком надеялись на красоту, думали, что красота автоматически за собой привлечет добро, и ошиблись, поставив на пьедестал своего сердца Христа и антихриста, и дорого поплатились за это. Впрочем, к сожалению, не только они, с ними – и все мы.
Вообще же в нас все-таки должно быть красиво все: и наша одежда, и обстановка дома, и наши движения, и наша речь, и наше отношение друг к другу. Кажется, простейшие вещи, этому учат детей. Но, видимо, мы или плохо учим, или не можем, не способны сейчас показать пример, потому что дети этому не учатся.
Стремясь к церковной культуре, мы должны перестать самовыпячиваться, слишком высоко думать о себе. Это опять – простейшее требование скромности. Нужно умение ценить культуру и красоту везде и во всех, где и в ком она действительно есть. Эти вещи также должны воспитываться с детства. Еще надо вспомнить о ценности чести человека. Не случайно прежде говорили: береги честь смолоду. Мы всё это также знаем, но опять же никак не можем этому никого научить. И это проблема.
Этическое отношение к эстетике еще требует, чтобы мы, стремясь к христианской культуре, не проходили мимо всякого безобразия и уродства без соответствующей внутренней и внешней реакции. Мы же усвоили все неписанные правила: не вмешивайся, «не высовывайся» дома и на улице, на работе и в кругу родных и друзей. Есть некая мера, которую человек сам себе устанавливает, мера, как правило, крайне заниженная, которая говорит о возможности такого вмешательства. Люди в наше время настолько приняли ее за норму, что уже всякая попытка изменить ситуацию действительно воспринимается как некое насилие, как некое вмешательство. В таких случаях люди говорят: «А ты на меня не дави, а кто ты, чтобы мне такое говорить?»
Мне кажется, что для того, чтобы осуществлять этико-эстетическое отношение к жизни, надо перестать играть в жизнь. У нас удивительно игровое отношение к жизни, причем иногда оно культивируется, возводится в ранг почти религиозной догмы, пусть без претензий на христианство. Я думаю, тот, кто встречался, например, с кришнаитами, имел возможность в этом убедиться и понимает всю сложность этой проблемы. У нас об этом писали: опубликовали Хейзинга и – опубликовали реакцию на него С.С. Аверинцева, хотя, к сожалению, это осталось довольно специальной литературой, о чем можно лишь опять и опять сожалеть. Эти вещи не доходят до народа, а в них говорится о вещах очень важных. «Homo ludens» – это «человек играющий». Помните, был «хомо сапиенс», «хомо экономикус», всякие другие «хомо»? Итак, надо перестать играть в жизнь, стесняясь проявить в этой своей жизни принципы добра и красоты. Для этого нужно научиться ценить жизнь такой, какой она является, какой она нам дана. И этого нам тоже очень не хватает, ведь для этого нам надо перестать злословить всех и вся. А это можно сделать только при условии воспоминания об источниках добра и красоты. Мы же часто этих источников в своей жизни не чувствуем.
Надо возродить присущий области красоты и добра страх Божий в том смысле, в каком мы с вами уже говорили, в смысле благоговения перед святыней, всякой святыней. Пора прекратить профанировать святыню, какая бы она ни была, если это святыня подлинная. Да, есть высшие святыни и есть «вторичные» святыни – это верно, и нам надо это знать и эти вещи различать. И тем не менее даже «вторичная» святыня есть святыня, и в нас должно быть благоговение перед святыней, если мы хотим, чтобы наша жизнь изменилась. Надо благоговеть перед святыней как перед неким прародительским лоном всякой красоты, всякого добра.
На принятом у нас языке это значит, что в первую очередь должно быть благоговение перед Церковью Божьей, Церковью Христовой, Церковью Духа Святого. Вот сейчас идет праздник – Троица. И совершенно не случайно этот день духовного воспоминания Сошествия Святого Духа на апостолов отмечается как день рождения Церкви. Это Сошествие породило Церковь и освятило весь мир, весь космос. И вы, наверное, помните прекрасное выражение: как говорили наши предки, в эти дни праздника наша земля – именинница.
Мне вспоминается одно церковное песнопение. Оно по-славянски немного сложное, но я приведу его в более простой форме: «...процветала пустыня, словно лилия, – языческая неплодящая церковь – с пришествием Господа и Святого Духа». Вот эта засохшая наша жизнь, которая есть «пустыня», «языческая неплодящая церковь» – она может зацвести и обрести новое качество красоты, подобной красоте лилии (вспомним, что в Евангелии говорится о лилиях, которые украшает Сам Бог).
Наше общество, наш народ до сих пор живет в этой страшной языческой пустыне, ибо духовное возрождение еще не наступило. Если оно где-то и прослеживается, то оно часто отягощено вещами, далекими от духа, и часто является лишь средством какого-то негатива, какого-то отрицания или средством утверждения весьма относительных ценностей национализма, утилитаризма и т.д.
Нам надо возродить сами понятия об истинном и неистинном в отношении добра и красоты. Для этого надо преодолеть всякую лживость и нечестность, всякую расслабленность, размазанность, когда становятся неважными все границы и грани, все этапы и вехи. И это очень большая проблема. Вы это знаете по себе и по нашему обществу. Но при этом совершенно невозможно думать, что в нас и вокруг нас нет сил, искренне стремящихся преодолеть эту лживость и нечестность. И тем не менее это остается проблемой каждого человека, а потому и всего общества. В нем есть некий прорыв, люди устали от лживости, и своей и чужой, но чем больше это их личная проблема, тем больше они клеймят в этом отношении других. Они устали также от бесчестности и, опять же, чем больше это их личная проблема, тем более они клеймят других. Пока это чаще всего так, хотя это не значит, что так будет всегда...
Надо, соединяя в себе, в своем сердце этику и эстетику, перестать склоняться к эклектике в области красоты и добра, к желанию сидеть сразу на всех стульях. До сих пор у нас это вещь тяжелая, почти неизбывная. Очень редко встретишь людей настолько целостных, что можно сказать: они эту проблему решили; может быть, они хороши или не очень хороши, но они целостны в своем существовании, в своей экзистенции.
Вы знаете, эклектика проникла везде. Проникла и в духовную жизнь. Отсюда рождается, например, псевдоэкуменизм, а от него рождается резко отрицательная реакция на экуменизм. К сожалению, тут метла метет иногда слишком неаккуратно и вместе с псевдоэкуменизмом выметает важные церковные, духовные ценности. Но ведь есть же такой псевдоэкуменизм, и христианский, и межрелигиозный, от которого до сих пор наш народ еще не освободился. Как здесь не напомнить слова Осипа Мандельштама о том, что наши катаклизмы начала XX века в огромной степени были связаны именно с неверностью народа Богу и Церкви, с неверностью, проявившейся в такой эклектике. Он это связывал с распространением в нашей стране теософии и подобных ей движений. Это для немногих понятная фраза. И действительно, она требует серьезного толкования. До сих пор многие люди хотят все объединить, не прилагая никаких внутренних усилий по преодолению греха разделения внутри и вне себя. И поэтому они стригут только листики сверху, и у них ничего не получается. Очень печальное зрелище представляют современные теософы, антропософы, йоги и прочие, при всем при том, что этим своим движением они, может быть, и сделали большой шаг вперед по отношению к прежнему своему духовному состоянию (если говорить о конкретных людях).
Надо знать, во имя чего и чем мы можем жертвовать в жизни. Надо научиться идти на жертву, вплоть до жертвы внешней красотой и гармонией своей жизни. Мы часто говорим о кресте и говорим, что каждый, кто хочет следовать за Христом, должен взять свой крест и следовать за Ним. И мы хорошо знаем, что это значит, мы хорошо понимаем, что крест есть символ божественной Любви, ее судьбы в этом мире, что крест – это всегда символ жертвы, жертвы временным, жертвы второстепенным ради главного, когда нужно продать все свои жемчужины, чтобы обрести поле, где и находится одна, но драгоценная жемчужина – Царствие Небесное. Нам очень трудно бывает чем-то жертвовать. У нас так долго всё отнимали, что теперь нам кажется, что все на свете нам должны, что теперь нам надо только всё приобретать. Поэтому попробуй-ка призови людей к жертве.
Вы, наверное, обратили внимание, что в начале перестройки, говоря об отношениях церкви и культуры, заговорили было и о меценатах и спонсорах. Где эти разговоры теперь? Нигде их нет по одной простой причине: нет меценатов и нет спонсоров. Они появляются иногда, очень редко для того, чтобы доказать, что в общем случае их нет, что они исключения, которые подтверждают правила. Это совсем не значит, что некому меценатствовать и некому быть спонсором. Но люди, даже желающие жертвовать, жертвовать не умеют. Я не говорю уже о великих жертвах, о жертве своей жизнью, допустим. Еще в первой половине нашего века люди очень хорошо знали, за что можно добровольно пожертвовать своей жизнью. А сейчас спросите самих себя: есть ли у вас что-то, за что вы сейчас же могли бы пожертвовать жизнью? Вот натурально, действительно, своей жизнью, вот сейчас. Думаю, что ответ на этот вопрос будет скорее неутешителен. Даже в этом зале.
Вот если мы с вами научимся это делать, если наше христианское этическое отношение ко всякой эстетике приведет к новому синтезу, тогда откроется и новая страница в нашей жизни. Она откроется и в эстетике самой этой жизни, пусть, возможно, и через трагедию в жизни. Тогда красота снова соединится с добром и явится новая доброта, совершенство которой, через новое откровение Христа и Святого Духа, приведет нас и весь мир к тому, что мы называем Царством Небесным.
Мне представляется, что этих мыслей на сегодня достаточно. Я с вами ими поделился, как видите, не претендуя на полноту раскрытия темы. Но мне не хотелось теоретизировать. Мне хотелось только нащупать болевые точки, о которых я упоминал сегодня вначале. Конечно, есть что-то еще, что я упустил или что мне представляется не таким больным, как, может быть, вам.
Но все-таки хотелось бы подвести какие-то итоги.
Что нам уже дал наш курс? И что он оставил в наследство? Какие-то проблемы, которые внутри нас только еще начали решаться, но не решились. Хорошо, если мы о них подумаем, хорошо, если мы себя проверим и если хотя бы наше сердце будет устремлено на их решение. Думаю, что на такой, пусть и не самой веселой ноте, мы можем закончить этот год в надежде, что следующий для нас будет веселее.
Вопросы и ответы
Дайте, пожалуйста, определение красоты.
Думаю, что здесь надо остерегаться дефиниций, строгих определений. Видимо, писал человек, который не был на всем нашем цикле. Для таких, как он, повторю, что в красоте, как и в добре, есть тайна, и эта тайна возникает от того, что источник красоты и добра – в Боге. Бог не есть красота, Бог не есть добро, но добро и красота – от Бога. Помните рассказ о сотворении мира, когда Бог сотворил то-то и то-то и увидел, что это хорошо, что все это – доброе и красивое творение? В самой природе, в самом мире, в обществе, в человеке, в живом мире, в космосе есть начало добра и красоты. Вот мы и любуемся теперь звездным небом, мы любуемся лесом и животными. Ну что? Выросло одно дерево, другое дерево, третье – чего здесь такого, чтобы этим любоваться? А мы любуемся. В природе есть нечто. Это слишком большая тема – каким образом постигается мир и его красота как Божье творение. Но это есть. Поэтому определений добра и красоты давать не следует. Это будет слишком упрощать дело.
А что есть красота, если есть лишь что-то одно? Скажем, одно дерево, один пейзаж по-разному преломится в глазах разных художников, и у них возникнут разные гармонии. Красота объективна или субъективна? Что в ней объективно и где она становится субъективной?
Красота не объективна и не субъективна, хотя несет в себе элемент и того и другого. Конечно, художник вносит в творение субъективный момент. Мы можем разбирать по частям какое-то произведение искусства и находить объективные основы красоты. Да, это вполне возможно. Но никогда ни объективными вещами, ни субъективными вещами вы не исчерпаете этот вопрос о том, почему этот пейзаж, или эта картина, или этот сад красивы? Эти вещи – только части, элементы, сама же красота, будучи связана с некоей гармонией, ускользнет от вас, если вы ее разложите на составные части, словно труп. Это то, чего нужно избегать всем искусствоведам. Иногда это у них получается «очень хорошо», но это не очень красиво. Думаю, что на этом можно остановиться. Мы будем продолжать наш цикл в следующем году и мы еще будем к этому возвращаться.
А. Копировский. Мы, собственно, с этого начинали. Есть знаменитый диалог Платона, где он так красиво уходит от определения красоты. Показывает, что все, что можно назвать красивым по-человечески, очень относительно. Он говорит об идее красоты как о некоем образе, о том, что красота как бы бытийствует, она есть в каком-то высшем смысле. Но увидеть ее как таковую нельзя, и поэтому абсолютно невозможно ее определить. Мы, конечно, не будем задерживаться на античном определении красоты, хотя оно очень хорошо. Я только хотел сказать, что в христианской эстетике понятие красоты не может быть связано со смакованием. Такой почти гастрономический оттенок в красоте, который сейчас очень поощряется, потому что он ощутим – красоту можно попробовать на зуб, на язык, на запах – вот это должно уйти. В этом, если хотите, уже есть какой-то момент аскетики, даже уже не этики, а аскетики. Вот это то, что присутствует в эстетике христианства.
Если можно, немного о Сальвадоре Дали в контексте сегодняшней темы.
Очень хороший пример, как раз он прекрасно укладывается в тот контекст, который я вам пытался представить. Талантливейший, безусловно, человек, как и Пикассо, Дали – человек своего времени, и он, конечно, болеет всеми теми болезнями, которые я объявил и от которых надо избавляться. И поэтому на самом деле его красота не выдерживает проверки критерием добра, а его доброта не выдерживает проверки критерием красоты, как и Пикассо, несмотря на то, что я считаю Пикассо гениальным.
А. Копировский. Здесь очень важен личностный момент. Не стиль, а момент. Потому что есть сюрреалисты или отдельные их произведения, которые вполне вписываются в понятие гармонии и красоты, где она ощущается. Как и в любом стиле, у него это можно найти. Может быть, для кого-то дерзновенно будет сказано, но какие-то христианские источники можно найти в любом стиле, это будет зависеть от художника.
И это важно. Допустим, сначала Ватикан очень отрицательно относился к Сальвадору Дали, а потом – прямо наоборот. И Дали стал писать всем вам известные картины на христианские сюжеты. Его «Тайную Вечерю» все знают, его «Распятие» тоже все знают. И все-таки в некоей последней глубине он не снимает ту проблему, о которой мы сейчас говорили. Поэтому я никогда не стал бы вешать его картин в храме.
Вопрос о «первичных» и «вторичных» святынях – примеры.
«Вторичными святынями» называются реликвии: мощи, святые иконы, святые камешки со святых мест, части облачений с мощей и подобные вещи – то, что не само по себе источник святости, а что уже освятилось от этого источника и потому само является святыней. Скажем, причастие – первичная святыня, а чаша, в которой причастие, – вторичная святыня. Святыня? Да, бесспорно, но вторичная. А рука, которая держит эту чашу – святыня, так сказать, третичная. И так далее.
Какую позицию должна занимать Православная церковь по отношению к государству?
Этой теме у нас была посвящена встреча в прошлом году. С одной стороны, «нет власти не от Бога». Имеется в виду, что эта власть поддерживает законность в обществе. Законность, которая для всех раскрывает свои принципы правды и справедливости. С другой стороны, «должно слушаться больше Бога, нежели человеков». Если эта власть претендует на божескую власть, если она хочет саму себя считать критерием правды и истины – то подчиняться этим требованиям нельзя, иначе человек может стать язычником, поклоняющимся кесарю, а это и некрасиво, и недобро.
Май 1991 г.
Текст публикуется по изданию «Кочетков Георгий, свящ. Беседы по христианской этике». Выпуск 4. Изд. 2-е, испр. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2004. – 68 с.
Кочетков Георгий, священник
Кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»