Православная миссия
и катехизация
и катехизацияКатехетикаСвятоотеческая традиция катехизацииГригорий Палама, свт. Омилия XXXVIII. На 1-е утреннее воскресное Евангелие (Мф 28:16-20)
Григорий Палама, свт. Омилия XXXVIII. На 1-е утреннее воскресное Евангелие (Мф 28:16-20)
Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
В ней говорится и о том, что божественное крещение не достаточно для спасения человека, если при этом он не проявляет тщания соблюдать Божии заповеди [1].
Сущий прежде всего пришедшего в бытие и Сотворивший, по благости, все сущее из несущего, находится во всем, хотя — и выше всего. Следовательно, Он был в мире прежде чем явился во плоти, но мир Его не познал, потому что не хотел познать; потому что те, кто пожелали, те и познали. Посему, вот, познавшие Бога — и присоединились к Нему; а не познавшие — отпали; как и Павел, который хотел и сильно желал и тщался узнать: по какой причине они осуждены Христом Господом нашим, говоря об Еллинах, пишет: «Якоже не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум» (Рим.1:28). Итак, таковы были не желавшие и не познавшие Бога, как и все — подобные им. Кто же были те, кто прежде Божественного Воплощения познали Его? — Их было много и, возможно, прежде всех и выше всех были Авраам, Исаак и Иаков, почему справедливо и приял их Бог. И не только их, но и весь род, происходящий от них, так что они стали именоваться «народом Божиим», и затем, — о неизреченное величие дара! — даже родом (семейством) Его стали: потому что Ему долженствовало во плоти явить Себя миру; и Он не только от них, ее восприял, но и преимущественно ради них пришел, как Сам Господь говорит в Евангелиях: «Несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Исраилева» (Мф.15:24); потому что видя, что они отпали от оного отеческого благочестия и добродетели, и отпали от познания Его, Он не допустил, ради благочестивых их отцов, презреть их, но, преклонив небеса, сошел, в подобии человеческом быв, живя среди людей и говоря и действуя божественное. И не только говоря и действуя, но и свойственными Богу благодеяниями щедро одаряя их: очищая прокаженных в их среде; просвещая слепых среди них; стягивая расслабленных; исправляя сляченных (калек), изгоняя бесов из одержимых ими; и, одним словом сказать, — всякую болезнь, и всякую немощь и безумие врачуя, и единым повелением возвращая мертвых к жизни.
Но поелику они не только отвергли Его, — Свои своего Благодетеля, — пришедшего к ним, но и, — чтобы выразить это в сумме, — смерти предали Его, и то — смерти крестной, — увы, какие безумие! — как нечестивца, — ради них к ним пришедшего во плоти БОГА, то и справедливо были оставлены и отвергнуты Сказавшим им: «Се оставляется дом ваш пуст» (Мф.23:38); и отвергнутость их стала примирением мира, и благодаря противлению их мы были помилованы; кроме того, — о, глубина богатства и премудрости и разума Божия, — сказать опять словами Апостола: «Затвори Бог всех в противление, да всех помилует» (Рим.11:32,33). Так, только что мы слышали как благовествовал Евангелист Матфей, говоря: «Единии надесяте ученицы идоша в Галилею в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему: ови же усумнешася», но когда Господь приступил и беседовал с ними, то тогда и те утвердились (в вере); ибо говорится (далее): «Приступль Иисус, рече им глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли. Шедше убо научите вся языки» (Мф.28:16 сл.). Вот именно по этой причине мы, немного ранее, привели оные апостольские слова, что — отвергнутость Иудеев стала примирением мира и что мы были помилованы благодаря их противлению; потому что Говоривший Своим Ученикам ранее: «На путь язык не идите, и во град Самарийский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Исраилева» (Мф.10:5,6), ныне Он же говорит: «Шедше научите вся языки»; ибо когда и мы ранее были неверными, и сущего в мире и чрез красоту и порядок вселенной возвещаемого Бога не желали познать, тогда (оставив нас) справедливо Господь обращался и Сам непосредственно и чрез Своих Пророков к тем, которые покорно познавали Его [2]; ныне же, когда они стали неверными, ничто не препятствовало праведному суду Божиему и нам оказать милость и чрез священных Апостолов научить нас о Себе. И посему сразу же следовало это: «Дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли», так чтобы нас, которым праведный суд Божий не допускал ранее, как неверным, быть наравне с верными, помиловать и призвать (ныне) к небесным (благам).
Ныне же, поскольку и бывшие ранее и бывшие позднее, к те и другие и все обрекли себя на неверие, Бог, по Своей власти, данной Его праведным судом, тех, которых пожелал помиловал. Пожелал же и помиловал нас, сущих из язычников, лучше же сказать — всех, поелику Он — Бог всех; потому что Бог пожелал с нас начало положить Своей милости, а не с тех, которые до ныне упорствуют; но и не от тех совершенно отвратился; потому что чрез нас и для них, если они пожелали бы, отверста дверь спасения, и тех из них, которые приходят к нашей Церкви, с радостью приемлет; потому что они споткнулись не для того, чтобы упасть, но чтобы вследствие их ошибки пришло спасение для нас, прежде пребывающих в неверии, что воспалило бы их ревность и привлекло к подобному же спасению, если только они умышленно не смежат очи, и не заткнут уши, чтобы, если, увидят, услышат и уверуют, не случилось им спастись. И случилось нечто подобное тому, как если бы кто имея сосуд, заключающий в себе источник масла, устроил так, чтобы он склонялся над другими сосудами: тогда обильная струя, истекая, не только тот сосуд, к которому прилажен, но и иной сосуд, в свою очередь, наполнит до краев. Потому что бездна божественных щедрот, заключающаяся в поклоняемом (Божественном) Теле, склоняясь по отношению к язычникам, в то время как Иудеи как бы отвергли их, охватила в свои объятия уверовавших не только из числа язычников, но — и из числа Иудеев. «Дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли». — Это нужно понимать в отношении человеческой природы (Богочеловека); потому что ту власть, которую, как Бог, Он имел от вечности, и силу и славу и пренебесную высоту и достоинство, ныне и как Человек, Он приемлет. Этим Он говорит: Мне, восставшему из мертвых, дана всякая власть на небе и на земле. Уже не царствует смерть над телом: потому что его смертность поглощена жизнью, которая — во Мне. Уже смерть не является последней и окончательной судьбой человека: потому что ее сменила бессмертная жизнь во Мне, и чрез Меня все смертные перейдут в жизнь. Смерть уже не удержит в земле тела смертных: потому что Я Мое земное Тело посажу на престоле на небесах, и с ним царствуя небесами, приду снова и буду судить всю землю, как Царь вселенной, и достойных земли, оставлю в ней; а, найденных праведными — вместе с их телами вознесу на небеса и дарую им царство небесное. Итак, идите, — говорит, — научите все народы, крестя и уча их, — и это принадлежит к власти, которую Он принял; ибо Он не сказал: «уча» только, но и — «научая [3] все народы». «Учить» только — относилось к Апостолам, исполняющим Его заповедь; но приобретать учеников и крещать, и то из всех народов и родов в массе собранных, является делом уже не только учащих, но — и послушествующих, а более того — божественной благодати и силы Давшего такое повеление; что показывая, и Павел сказал: «Дадеся ми благодать и послушание веры во всех языцех» [4]. «Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Видите ли, что та же природа и то же достоинство у Трех покланяемых (Божественных) Лиц здесь ясно возвещается? Потому что единое Имя у Троих; единое освящение, бывающее от Них; единая вера в Них.
Часто же в Евангелии говорилось о Них, но не столь отчетливо. И во время Крещения Господня, ясно была показана триипостасность, но единая природа и единое достоинство Их — не столь ясно. Ныне же Господь заповедует всем проповедывать это и запечатлеть с самого начала в сердце верующих: потому что без сего основного догмата и веры в сию истину не возможно, отнюдь, положить основание благочестию. Не только же крестя, но и — «учаще их блюсти вся елика заповедах вам»; на основании чего видно, что одного крещения недостаточно для того, чтобы сделать человека учеником Евангелия, но должно быть налицо и соблюдение Божиих заповедей, и то — всех заповедей; потому что (Христос) говорит: «Учаще блюсти», не некоторые заповеди, но — «вся елика заповедах вам». Следовательно хорошо написал Иаков Брат Божий, говоря: «Иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен» (Иак.2:10); потому что вследствие всякого греха впавший в него и не желающий, путем покаяния, подняться из ямы, становится преступником закона благодати. Итак, «тако глаголите», говорит, «и тако творите, яко законом свободным имущи суд прияти» (12); потому что закон Христов есть закон свободы; ибо чрез божественное крещение Он освободил нас от закона греха и смерти. Так что если мы не потщимся сохранить до конца данную нам свободу, делая это путем безупречных дел и слов, или если она потеряна (по причине греха) — восстановить ее путем покаяния, мы будем осуждены тем же законом, который нас освободил, как не сохранившие данную нам свободу. Посему божественный Павел так говорить о самом себе: «Тако теку, не яко безвестно: тако подвизаюся, не яко воздух бияй. Но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду» (1 Кор.9:26,27). И нас он побуждает к подобной же ревности: «Не весте ли», говорит, «яко текущии в позорищи, вси убо текут; един же приемлет почесть?» (24). Не сказал это он в том смысле будто бы один приемлет победную пальму спасения, но в том смысле, что лишь проявляющие большую старательность принимают награду, будь то один человек, или — много. Потому что сия победная награда высшего призвания — неистощима и довлеет для всех неуменьшаемо уделяемая. Посему снова он же, говоря всем, присовокупляет: «Тако тецыте, да постигнете» (24). Но и показывая способ бега, говорит: «Всяк же подвизаяйся, от всех воздержится»: отнюдь не предаваясь когда какому-либо из запрещенных удовольствий. Затем, как если бы крестившиеся посчитали и утверждали, что на основании самого лишь крещения, и без наличия дел, могут быть угодными Богу, он на основании образов, взятых из Ветхого Завета, показывает и убеждает, что никто не может угодить Богу, как если только при наличии твердой веры не будет при этом воздерживаться от дурных страстей, слов и дел. Ибо он говорит: «Не хощу вас не ведети, братия, яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша. И вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша: И вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос. Но не во множайших их благоволи Бог» (1 Кор.10:1-5).
Это же все были образы священных Таинств, которые совершаются у нас: море — воды крещения; облак — таинственно свыше осеняющего крещаемых Божественного Духа; пища и питие — Христова Тела и Крови, которых мы ежедневно, можно сказать, причащаемся: посему и бездушную и бесчувственную материю, — оный камень, — Павел назвал «духовным». Потому что как «одушевленным» называется такое тело, которое обладает силою и движется на основании души, так «духовным» называется то тело, которое сверхъестественно находится под действием Божественного Духа. Итак, поскольку оный камень чудесным образом находясь под действием Духа, заключал носимый в себе источник воды и обильно источил его из себя, то справедливо — «духовным» был назван Павлом и к тому же был взят как образ Тела Христова; потому что и оно имеет действие от обитающей в нем полноты Божества и обильно предоставляет источник вечной жизни для с верою приходящих. Но вернемся к сегодняшней нашей теме. — Божественный Павел, говоря, что бывшие прежде нас оные люди были причастниками всех в образе представленных Таинств, при этом прибавил: «Но не во множайших их благоволи Бог; поражени бо быша в пустыни. Сия же образы нам быша, яко не быти нам похотником злых, яко и они похотеша» (1 Кор.10:5,6); этим ясно говоря, что как тем, имевшим склонность к дурным вожделениям, ничем не помогли предоставленные образы Таинств, и они не избежали оставления их Богом, почему и погибнув вне, не спаслись в обетованную землю, — так и нас, если мы предпочитаем жизнь во грехах, ни божественное крещение, ни последующие за ним божественные Таинства не избавят от вечного осуждения; но, как те лишились обетованной земли, так и мы, живя без покаяния и не покоряясь Божиим заповедям, лишимся небесного наследия. Посему Апостол опять говоря нам, присовокупляет: не будем сопротивляться, братия, и да не ожесточим сердец наших, как это было с теми в день искушения в пустыне. — Ибо так (дословно) говорит Апостол: «Коих же негодова? — не согрешивших ли? ихже кости падоша в пустыни. Которым же клялся не внити в покоище Его, яве, яко противльшимся? и видим, яко не возмогоша внити» (Евр.3:17-19). «Ниже соблудим, якоже нецыи от них соблудиша, и падоша во един день двадесять три тысящи. Ни да искушаем Христа», — неверием в Его обетования к нам и противлением Его заповедям и повелениям, — «якоже нецыи от них искусиша, и от змий погибоша. Ни ропщим, якоже нецыи от них ропташа, и погибоша от всегубителя» (1Кор.10:8-10). Потому что и в нашей среде можем видеть те же дурные дела и те же ужасающие бедствия, и можем вывести заключение, что за наши грехи мы тяжко страдаем и теми же, что и они, испытываемся опасностями. Потому что кто ли не видит, что огонь алчности (любви к деньгам) пылает среди нас, и пламя его высоко поднимается, и, пожалуй, все захватило: и общественные форумы и народные собрания, и крестьянские дела, и деловые соглашения и торговлю? Уже проникло и в священные учреждения, и посягнуло даже на праздничные дни, и своим обостренным и в большинстве случаев связанным с обманом, бешенством к наживе и суетой, делает для нас праздники — не праздниками. Чем отличаются от нашептывавшего некогда Еве змия и от оных жалящих в пустыне змей те люди, которые нашептываниями и коварствами возбуждают гражданские междоусобные раздоры? Сколько из наших граждан совершенно пренебрегают целомудрием, недовольствуясь законным браком, но прибегают к блуду и незаконным сожительствам?
За это и за подобное многие из наших граждан одни уже стали пищей меча или же жертвами разбоя, а иные еще станут, если только не покаются; и хотя бы кто здесь избежал грядущего оного гнева, однако после смерти не избежит неминуемого гнева на живших без покаяния. Ибо говорит Апостол: «Сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя» (Еф.5:6): гнев нынешний и гнев грядущий Посему, братие, каждый из нас обратимся от наших дурных дел; не станем делать зла, и не постигнет нас зло; но научимся делать добро. А те грехи, которые мы совершили, исповедью и соответствующим покаянием сбросим с себя; если же не возможем до конца удержаться в добродетелях, то нашим смирением пред Богом и общением с бедными в тех благах, которыми изобилуем, и незлобивым отношением к оскорбившим нас, привлечем прощение Свыше и этим, по Божиему человеколюбию, пополним наш недостаток в добрых делах, дабы Господь, согласно Своему обещанию, непрестанно пребыл с нами; потому что, заповедав Ученикам крещать и учить, прибавил: «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века». Итак, слышавшие эта своими ушами, повиновением Божией воле в своем веке, ушли из этого мира; так что теперь это обещание Христово принадлежит нам, верующим в Него от рождения до скончания века, и являющим чрез дела сию веру; так чтобы на основании здешней нашей жизни уже имея Господа с нами, в Нем улучить и здешние и будущие блага, во славу Его, и Безначальнаго Его Отца, и Соприсносущнаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Примечания
1. Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XXXVIII: colonna 473-485. In primum Matutinum. Quod non sufficit Divinum Baptisma ad salvandam homnem, nist studaet divina servare mandata.
2. Т.е. — иудейскому народу.
3. «Μαθητεύσατε» т.е. — как бы учениками делая все народы. Далее у Св. Григория Паламы так и находим дословно выраженным этот глагол.
4. Точной такой цитаты не находим; она частично составлена из Еф.3:8 и Рим.1:5.
Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 2. — М.: Паломник, 1993 // Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Перевел с Греческого языка Архимандрит Амвросий (Погодин). - Издание Братства преп. Иова Почаевского. Монреаль, 1974, сс. 123-130.