Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

От магии и доносительства - к христианской свободе

15 мая 2015 4 мин.

Отдельное внимание на конференции по длительной катехизации было уделено теме оглашения «особенных» катехуменов в церковно-приходских условиях.

В рамках этой темы в течение двух дней работы форума прошли три круглых стола: об оглашении прихожан; о катехизации молодежи, пожилых, больных и умирающих; о катехуменах с нехристианским духовным опытом, то есть бывших мусульманах, иудеях, людях, имеющих языческий и оккультный опыт, а также о партийных и государственных деятелях, бизнесменах и т.п. При всех различиях перечисленных категорий оглашаемых всех их объединяет одно – серьезные сложности при прохождении катехизации. Этим людям по разным причинам приходится прикладывать гораздо больше усилий, чтобы по-настоящему воцерковиться.

Как ни удивительно, но по опыту достаточно трудно бывает оглашаться постоянным прихожанам, по крайней мере, тем из них, которые в результате многих лет посещения православного храма основное содержание церковной жизни видят в соблюдении порядка вычитывания молитв, православного дресс-кода и поста. По сути, такие христиане зачастую живут верой не во Христа, а в букву, не ради Него, а ради себя самих — своего спасения, своего совершенствования.

Также сплошь и рядом в православных храмах можно встретить людей с абсолютно магическим отношением к таинствам: «Вам нездоровится? Изменяет муж? У ребенка колики? Сходите исповедуйтесь и причаститесь — Господь поможет». Подобные советы не предполагают личного покаяния, изменения жизни, обращения к Богу как к живому любящему Отцу. Наоборот, считается, что не ты будешь поступать по воле Бога, а Он будет исполнять любую твою прихоть.

Без духа любви и свободы преодолеть магизм невозможно. Однако православный человек, увы, не любит свободу. И это понятно, потому что свобода – это ответственность, а люди не любят нести ответственность, они стараются при всякой возможности спрятаться за чью-то спину.

Описав эту картину с множеством примеров из практики, участники конференции постарались определить те возможности, которые есть именно у постоянных прихожан. Ведь у таких людей могут быть особые качества, которые помогают в оглашении: навык постоянного чтения Священного писания, понимание необходимости молиться дома и в храме, желание избавиться от личных грехов. А главным условием, при котором постоянный и уверенный в истинности своей веры прихожанин может всерьез пройти катехизацию — это, конечно, обновление того глубинного импульса поиска Истины и подлинности, который когда-то, пусть и давно, привел его в православную Церковь.

Два других круглых стола поднимали не менее острые вопросы, с которыми сталкивался почти каждый катехизатор. Участники приводили живые и трогательные примеры обращения к Богу и прохождения катехизации больными, умирающими, глубокими стариками. Также говорили о том, почему молодежь до определенного возраста не может проходить полноценную катехизацию и в связи с чем пример подлинной христианской жизни для них важнее, чем для взрослых; как пожилым людям достигать глубины личной молитвы и преодолевать физические немощи; как помогать оглашаться душевнобольным и как их отличать от одержимых, страдающих прежде всего подавленностью воли; почему душевнобольных стоит скорее отправлять к психиатрам, а не к психологам или психотерапевтам; как помочь тяжелобольным увидеть в Боге не только и не столько надежду на исцеление, сколько Живого Бога; каковы минимальные критерии готовности к оглашению у тяжелобольных и умирающих; как оглашать людей с потерей речи, например, после инсульта и др.

Этот круглый стол показал, как явно помогает Господь в самых тяжелых и безвыходных ситуациях. Были и настоящие практические находки, которые при желании можно применять везде и всегда. Например, отец Петр Боев из Красноярска рассказал, что когда его приглашают исповедовать умирающих, он всегда просит родных до его прихода почитать вместе с этим человеком Евангелие и просто помолиться своими словами о том, чтобы Господь посетил и даровал видение своих грехов и их прощение. В итоге, когда священник приходит к такому умирающему, он застает другую ситуацию – человек готов к покаянию и общению на глубине.

Также стало очевидно, насколько в таких тяжелых случаях важно участие церковной общины или братства – христиан, объединенных неформальным общением, а не только приходскими связями. Без этого довольно трудно в случаях таких «особенных» катехуменов призывать к евангельскому крестоношению, преодолевая представление, что это им все должны, а не они сами могут как-то по-своему послужить Господу, несмотря на все свои немощи.

На последнем круглом столе участники обсудили особенности каждого из типов катехуменов, имеющих специфический духовный опыт. Не случайно именно такие категории катехуменов оглашались в древности по 3-5 лет в отличие от обычных оглашаемых, которым хватало 2-3 года: отцы-аскеты писали, что духовный разврат всегда разрушительнее разврата душевного или телесного и гораздо сложнее поддается исправлению.

Катехизаторы вспоминали о случаях, когда оглашаемые приходили к покаянию за то, что работали в КГБ и КПСС – организациях, совершивших столько зла в ХХ веке против собственного народа и страны. Приносили покаяние и те, кто был осведомителем. Оказывается людям, совершившим такого рода грехи, гораздо труднее не только прийти к Богу, но и остаться в Церкви, не совершить очередного предательства уже после окончания оглашения.

Сегодня большинство людей приходит на оглашение со смертными грехами, и самые тяжелые из них — не бытовые, а античеловеческие — предательство, клевета, доносительство. Путь избавления от них один – отказ от всякой раздвоенности жизни и веры, всегда, по слову апостола, послушание Богу более, нежели человекам, служение Богу целиком, а не посвящение Ему лишь кусочка своего сердца. Но для того чтобы обрести такую внутреннюю бескомпромиссность, оглашаемым нужно очень многое в себе преодолеть.

Анастасия Наконечная

Сайт Преображенского братства/Портал "Идите, научите все народы"

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив