Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Издана научная монография «Миссионерское храмоздательство на Алтае»

26 сентября 2013 7 мин.

Под таким названием вышла в свет научная монография протоиерея Георгия Крейдуна, кандидата богословия, проректора Барнаульской духовной семинарии. Полное название книги: «Миссионерское храмоздательство на Алтае: Воссоздание облика утраченных храмов XIX – начала XX века».

Во «Введении» автор констатирует, что в России во второй половине XIX – начале XX вв. получила широкое распространение миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. В этот период миссионерство являлось неотъемлемым и наиважнейшим направлением деятельности Церкви, способствовавшим объединению российских народов в единую державу. Миссионерство развивалось главным образом в регионах проживания инородческого населения – в Сибири и на Дальнем Востоке. Результаты работы сибирских миссионеров имели не только собственно церковную, но и общегосударственную значимость, которая выражалась в просвещении коренных народов, в приобщении их к общеевропейской христианской культуре.

Деятельность Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 г., распространялась на довольно обширную территорию юга Западной Сибири. К 1917 г. общее количество селений миссии составило 434. В миссионерских селениях проживало 46 729 крещеных жителей. В каждом из тридцати одного отделения находилась самостоятельная церковь. Кроме того, в миссионерских станах было 11 приписных храмов, 47 молитвенных домов и 10 часовен. Также на территории Алтайской миссии действовали архиерейское подворье, шесть миссионерских монастырей и общин, целый ряд учебных и благотворительных учреждений.

Структура миссионерских учреждений охватывала все стороны жизни населения Алтая: религиозные потребности, хозяйственно-бытовую деятельность, образование, благотворительность. Опыт Алтайской миссии интересен и важен, поскольку она была самой обширной (с наиболее разветвленной сетью структур) из внутренних миссий и оставалась образцовой вплоть до событий 1917 г.

Работа миссионеров осуществлялась в условиях отсутствия стабильного финансирования и целенаправленной государственной или церковной программы. Плотность населения южно-сибирских территорий была крайне низка, при этом практически отсутствовало всесезонное транспортное сообщение. Неблагоприятная социальная обстановка приводила к существенному недостатку не только квалифицированных кадров, но и рядовых штатных сотрудников. Преодоление столь многообразных препятствующих факторов стало возможным во многом благодаря колоссальной личной инициативе руководства и сотрудников миссии. Однако даже предельная самоотдача приезжего русского духовенства не имела бы столь существенных последствий, если бы не удалось наладить взаимный контакт с местным населением.

Процесс преемственности стал наблюдаться во всех видах деятельности. (К началу 1910-х гг. местное население уже занимало 75% штатов миссии.) В итоге сформировалась заинтересованность местного населения в храмостроительстве, развитии системы школьных и социальных миссионерских учреждений. Выходцы из новокрещеных со временем стали занимать самые различные должности – переводчиков, иконописцев, священнослужителей, учителей.

За время после официального вхождения Горного Алтая и сопредельных территорий в состав Российской империи (с 1754 г.) можно указать целый ряд исторических вех, которые могут считаться совместными достижениями русского народа и народов юга Западной Сибири. Преодоление зависимости от Цинской империи, грозившей геноцидом целому ряду малых народностей региона, развитие письменности, зарождение местной интеллигенции, появление высокохудожественных работ в области литературы, изобразительного искусства, народных промыслов и архитектуры – все это способствовало возникновению новых форм регионального искусства, возможности фиксации, сохранения и изучения исконной традиционной культуры алтайских народов, в частности обширного по содержанию и временному охвату народного эпоса.

Русская Православная Церковь на протяжении всей своей истории являлась оплотом здравого патриотизма, выступая за единство народа и целостность государства. Этому способствовала идейная основа вероучения, подразумевающая многонациональность и мирное сосуществование с различными культурами и представителями иных конфессий. Важность возрождения культуры Православия в России настоятельно требует изучения и обобщения разнообразных форм духовного просвещения в дореволюционный период. Это особо значимо и по той причине, что современная ситуация во многом перекликается с ситуацией начала XX в. Храму принадлежит особая роль в формировании духовно-нравственного мировоззрения: храм – не только организующий центр культурного ландшафта, но и образ модели гармоничного мироустройства. Храмозодчество способствует гуманизации общества. Таким образом, изучение архитектурного наследия регионов юга Западной Сибири является одной из актуальных задач современного искусствоведения.

Освоение строительного дела – принципиально нового для вчерашних кочевников – было немыслимо без тесного взаимодействия с русскими мастеровыми людьми, преимущественно крестьянами. Постепенно выходцы из коренных народностей осваивали опыт строительной и художественной деятельности, становясь равноправными участниками строительных артелей. Отметим, что возведение храмов, часовен, монастырских комплексов и вспомогательных сооружений при них осуществлялось с учетом стилистических тенденций в русской архитектуре, характерных для рассматриваемого периода.

«Под церковно-миссионерскими строениями в рамках нашего исследования понимается совокупность материального строительного наследия Алтайской духовной миссии, включающая богослужебные здания и строения, образовательные, социально-благотворительные, причтовые жилые и хозяйственные постройки. Богослужебные постройки (здания) – это строения, в которых миссионеры совершали богослужения церковного православного обряда. Культовые сооружения – это здания и иные строения, имеющие сакральный характер, то есть содержащие в экстерьере или интерьере объекты религиозного поклонения. К таковым относятся богослужебные здания, поклонные кресты, святые источники, пещерно-культовые сооружения и т.п.». Все перечисленное входит в культурное наследие России и, прежде всего, в историко-архитектурное наследие, так как многие здания и строения Алтайской духовной миссии обладают художественно-эстетической ценностью, отражают стилистические поиски русской архитектуры XIX – начала XX века и являются памятниками истории и архитектуры.

В исследовании теоретически воссозданы утраченные архитектурные памятники, книга богато иллюстрирована реконструированными изображениями храмов, часовен и иных зданий. История российского храмозодчества уникальна и многообразна. Вполне объяснимо, что наиболее ярким сторонам архитектурного искусства посвящено значительное число работ. Имеются исследования по церковной архитектуре юга Западной Сибири, в частности архитектуре Алтая. Тему церковного зодчества Алтая в 1980-е гг. начала разрабатывать Т.М. Степанская. Одна из глав ее монографии посвящена указанной тематике.

Интерес к памятникам церковного зодчества и иконописи в рамках концепции наследия стал возрождаться в 1960-е гг. с появлением работ Д.С. Лихачева о культуре Древней Руси и созданием в нашей стране Общества охраны памятников. В 1980-е гг. стала активно обсуждаться тема воспитания подрастающего поколения. Академик Лихачев утверждал, что исторические памятники не только обладают научной ценностью, но и исполняют эстетические, воспитательные и образовательные функции. По его словам, «...чувство истории и ответственности каждого перед историей воспитывает в людях высшую форму социальности». Данная мысль послужила активизации новых историко-архитектурных исследований междисциплинарного характера. В это же время начинают появляться работы по церковному зодчеству и искусству регионального характера.

Имеются публикации и издания, изучающие сакральное видение образа храма, в котором наличие каждой составляющей, а также его формы определяются теологическими основаниями.

В настоящей книге охватывается период с XIX в. по первую четверть XX в., то есть с момента основания Алтайской духовной миссии (1830 г.) до упразднения всех ее структурных подразделений – станов, храмов, школ, приютов – в 1919 г. Дальнейшая история миссионерских структур была связана с преобразованием их в приходские и переходом на самофинансирование. В тексте монографии рассмотрены церковные строения миссионерского происхождения, расположенные в границах нескольких субъектов Российской Федерации (в современном административном делении): Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области и Республики Хакасия, что в дореволюционном территориальном делении соответствует Алтайскому и Кузнецкому округам Томской губернии, Таштыпскому уезду Енисейской губернии. Таков был охват деятельности Алтайской духовной миссии к началу XX века.

В первой главе книги дается описание методики сбора и систематизации экспедиционных материалов, а также анализ архивной архитектурной графики (планов, чертежей, эскизов). Здесь же представлены методы компьютерной обработки исторических фотографий и других изобразительных материалов, сведения о современных информационных возможностях по виртуальному воссозданию первоначального облика утраченных памятников церковного зодчества.

Вторая глава посвящена описанию строительных материалов и технологий, применявшихся в регионе в XIX – начале XX вв. Систематизирован весь комплекс церковно-миссионерских построек Горного Алтая и сопредельных регионов юга Западной Сибири, введена типология зданий богослужебного назначения. Здесь же анализируются мотивация миссионеров в выборе местоположения храмов и миссионерских станов, вписанность в ландшафт, основные черты архитектуры и внутреннего убранства храмов и молитвенных домов, а также дается описание современного состояния остатков церковных строений, которые, к сожалению, в своем большинстве в соответствии с принятыми критериями уже не могут быть признанными памятниками архитектуры, поскольку имеют множественные невосполнимые утраты, но сохраняют значение памятников истории и культуры.

В третьей главе рассмотрены различные виды миссионерских архитектурных объектов: монастырские комплексы, миссионерские храмы, миссионерские станы и погосты, школьные здания и благотворительные учреждения. Исследование данной главы опирается на компьютерные модели архитектурных объектов, полученных в результате применения методик и технологий, изложенных в предыдущих главах.

В приложении впервые представлен полный перечень богослужебных зданий Алтайской духовной миссии (храмов, молитвенных домов и часовен), начиная с 1835 г. Здесь указано более двухсот объектов.

Таким образом, в книге воссоздана целостная панорама церковного зодчества на Алтае и сопредельных территориях в контексте миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в XIX нач.– XX вв.

Автор благодарит профессора АлтГУ Т.М. Степанскую за неоценимую помощь в работе над книгой, а также всех, кто проявлял бескорыстное соучастие в проведенном исследовании.

Приобрести данное издание можно в церковных лавках Барнаульской епархии. Тираж небольшой – 1000 экземпляров, так что вскоре это издание станет библиографической редкостью.

Официальный сайт Барнаульской епархии

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив