Православная миссия
и катехизация
и катехизацияАрхивЕпархии России"Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них"
"Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них"
Крестный ход «По стопам миссионеров Алтайских» – 2014 протянулся во времени с 22 по 28 июля и в пространстве от Маймы через Кызыл-Озек, Средний Сайдыс, Урлу-Аспак, ст. Ингурек, Элекмонар, турбазу «Викинг» (7 км от Элекмонара) до Чемала. По счету это был уже восьмой крестный ход с таким названием, и маршрут его в начальных и конечных пунктах совпал с первым крестным ходом 2007 года. Благословил богослужение под открытым небом епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат.
В Чемале 28 июля праздновалось столетие со дня освящения храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», строительство которого в 1912 году благословил архиепископ Макарий, апостол Алтайский, а в 1914-м освятил он же, но уже в белом клобуке митрополита. Этому событию и был посвящен крестный ход 2014 года.
Праздничное богослужение в понедельник, 28 июля, возглавил владыка Каллистрат, ему сослужило священство Горноалтайской епархии.
Руководителями и организаторами похода на этот раз стали иерей Лаврентий Донбай, клирик Преображенского храма г. Горно-Алтайска, иерей Николай Шмидтке (настоятель чемальского храма «Всех скорбящих Радость») и иерей Сергий Башкатов (храм Сошествия Святого Духа в Майме). В интервью нашему корреспонденту отец Лаврентий рассказал, как возникла идея крестных ходов «По стопам миссионеров Алтайских». В 2007 г. он впервые в жизни по благословению правящего архиерея Барнаульской епархии пошел в крестный ход в Коробейниково, не имея представления о том, что это такое. И, что называется, загорелся. Тогда-то батюшке и пришла в голову идея крестных ходов по Горному, что он не замедлил реализовать в том же году, проведя в течение двух недель все необходимые подготовительные оргмероприятия. Так что отца Лаврентия можно считать «крестным отцом» крестных ходов по Горному Алтаю. И вот их пройдено уже восемь. Причем все маршруты разрабатываются оригинальные. Они могут частично повторяться, но никогда полностью до сих пор не совпадали. Это одна из главных особенностей крестных ходов «По стопам миссионеров Алтайских».
Другая их особенность – выраженная миссионерская составляющая. В зависимости от возможностей это показ в населенных пунктах либо православных фильмов, либо концертов, проведение бесед, оказание посильной помощи местному населению.
Под крыло указанных пастырей собрались крестоходцы из Горно-Алтайска и Маймы, Барнаула и Томска, Новосибирска и Казахстана, Москвы и Кемеровской области – всего примерно 120 человек. Примерно, потому что число это плавающее: кто-то примыкал к крестному ходу в пути, кто-то отбывал по разным обстоятельствам, не дойдя до конца маршрута.
У крестного хода – 2014 была еще одна неповторимая особенность. Из-за размытых дорог и полной их непроходимости для автотранспорта в районе ст. Ингурек пришлось уже на ходу еще раз корректировать маршрут, преодолев часть пути на автобусах в окружную – через Горно-Алтайск. В итоге основная часть крестного хода в Ингурек так и не попала, туда прошли лишь 15 самых сильных и упорных с большой иконой святителя Макария и во главе с иереем Николаем Шмидтке. Смельчаки несли на себе не только обычный легкий рюкзачок с питьем и пищей для обеденной трапезы, но и палатки, спальные мешки, суточный запас продуктов. Идя по бездорожью, они отклонились от маршрута и хотя ошибку исправили, но это стоило лишних усилий и времени. Преодолев 30 километров, к 9 часам вечера они вышли на ст. Ингурек, где благополучно заночевали.
Днем ранее, когда 82 крестоходца шли через крутой перевал, их накрыл ливень с градом и грозой. Но не грады, бури и сильные ливни стали главной особенностью этого похода, хотя их хватало, а крещение местного населения. Средний Сайдыс и Урлу-Аспак – довольные глухие селения, где нет не то что храмов, но и крещеных православных буквально единицы. И вот благодаря дополнительному времени, появившемуся у крестоходцев, и в первую очередь у отца Лаврентия, батюшка смог собрать всех желающих сельчан сначала Сайдыса, а потом Урлу-Аспака, провел с ними катехизаторскую беседу, доходчиво и просто разъясняя азы православной веры.
В результате в Сайдысе был крещен 21 человек – детей и взрослых, а в Урлу-Аспаке и того больше – 30 человек, начиная от младенцев и кончая людьми преклонного возраста. Причем в Сайдысе крестоходцы пожертвовали вновь крещаемым свои нательные крестики. Итого – более 50 человек 24 и 26 июля стали православными христианами. Отец Лаврентий призвал их помогать друг другу, жить единой общиной, приезжать на праздники и воскресные дни на богослужения в Горно-Алтайск и обещал при необходимости сам приезжать к ним в их села по приглашению. Кроме того, в Урлу-Аспаке даже объявились благотворители, желающие построить здесь храм или часовню.
Почему так особенно ярка и незабываема «радость человеческого общения» именно в крестном ходу? Не потому ли, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)?! Где Бог, там и счастье. «Для ребенка ад – быть вдали от матери, для человека – быть далеко от Бога», – сказал старец Паисий Святогорец. А в крестном ходу Бог близок к человеку как нигде и никогда. Вот почему мы были так счастливы здесь вместе – ведь мы собрались во имя Его.
Владимир Клименко
Сайт Барнаульской епархии/Портал "Идите, научите все народы"