Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Взаимодействие епархии, благочиния и прихода в огласительном служении

Доклад о введении практики обязательной предкрещальной катехизации по благочиниям Кемеровской и Новокузнецкой епархии
19 мая 2013 23 мин.

В первый день конференции, слушая доклады об основаниях для начала катехизации в древней церкви и в современности, о логике процесса оглашения, о трудных случаях, о критериях перевода в «просвещаемые», я задумался, как мне построить свое сообщение, ведь на территории Кемеровской епархии не только нет практики длительного оглашения, но и о делении катехуменов на слушающих и избранных не знает большинство священнослужителей. С другой стороны, какая-то огласительная практика все-таки существует, есть некое движение в сторону катехизации, и это не может не радовать.

Так, по благословению преосвящ. Аристарха, епископа Кемеровского и Новокузнецкого, с целью активизации церковной жизни во всех приходах епархии с 1 января 2011 года в общеобязательном порядке была введена практика проведения огласительных бесед перед таинством Крещения. Стоит отметить, что при известии об этом один священник, уже проводящий огласительные беседы на приходе, с иронией спросил: «Мы начинаем заниматься катехизацией для активизации церковной жизни — или по заповеди Спасителя: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф 28:19)?»

До выхода данного распоряжения владыки ОРОиК предложил следующую программу проведения оглашения на приходах: двенадцать огласительных встреч с катехизатором либо священником в течение трех месяцев. Еще с 22 февраля 2010 года во всех крупных приходах епархии должна была быть введена должность катехизатора. Кузницей соответствующих кадров являются Богословско-катехизаторские курсы, которые существуют в девяти городах епархии (что это за курсы — отдельный вопрос). Также имеется опыт Екатеринбургской епархии, где оглашаемые в рамках именно этой программы в течение трех месяцев посещают двенадцать встреч-бесед со священником. Поэтому мы решили, что трехмесячный срок — это то, с чего можно начать катехизацию во всех приходах.

Архиерей предложил благочинным рассмотреть предложенный проект. Наша епархия делится на двадцать благочинных округов. Двое благочинных с севера епархии, на чьей территории проводилась минимальная катехизация, поддерживали предложения ОРОиК в несколько сокращенном варианте (катехизация длится около месяца и более, завершается крещальной литургией). Большинство длительную, т. е. по крайней мере трехмесячную катехизацию не поддержало, предвидя грядущий спад желающих креститься «по первому требованию», который, естественно, приведет к сокращению доходов прихода. При этом, очевидно, налог на содержание епархии, епархиальные отчисления в патриархию не уменьшатся. Апологеты более длительной катехизации, наоборот, указывали на связанную с ней будущую экономическую выгоду для прихода, потому что в результате основательного оглашения больше крещеных станут постоянными прихожанами1. Ведь несмотря на множество крещаемых без подготовки, количество прихожан в храмах почти не увеличивается. В качестве иллюстрации был приведен опыт римо-католического прихода г. Кемерово, в котором в течение года оглашалось 9 человек, и все девять остались затем в этой общине. Но этот пример не был воспринят.

Было также предложено образовать специальные катехизаторские приходы (по аналогии с миссионерскими), которые взяли бы на себя это служение, но это было отвергнуто по причинам, аналогичным вышеизложенным: многих не устроила ситуация, когда отдельные приходы стали бы получать пожертвования на крещение, а другие оставались бы в убытке.

Поскольку не отреагировать положительно на распоряжение правящего архиерея невозможно, было принято компромиссное решение: проводить оглашение в течение месяца в виде четырех бесед со священником (или катехизатором) и по его окончании прослушавших беседы допускать к таинству Крещения.

 

Предварительный (рекомендованный)  тематический план и содержание огласительных бесед

Огласительные беседы проводятся со всеми взрослыми и детьми старше двенадцати лет, желающими принять таинство Крещения. При крещении детей до двенадцати лет катехизацию проходят восприемники и один из родителей. Не посещать огласительные беседы могут только родители и восприемники — члены семей постоянных прихожан храма. Практика совершения крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, «страха ради смертнаго»), не допускается. В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники.

Огласительные беседы следует проводить не менее четырех раз на протяжении одного месяца (т. е. примерно одна беседа в неделю). Для встречи может быть выбран один из будних дней, включая субботу (вечернее время) и воскресенье (после литургии оглашенных либо по окончании богослужения).

Продолжительность каждой беседы — не менее одного часа (по желанию — более одного часа). Огласительные беседы перед таинством Крещения, ориентирующие оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, направлены на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа.

 

Структура бесед

Встреча начинается с молитвы, после которой ведущему следует задать слушателям несколько вопросов по предыдущей теме. Можно узнать о проблемах, волнующих оглашаемых, опросить их о том, как протекала жизнь в период между встречами. Далее проводится очередная огласительная беседа в соответствии с планом. В конце беседы — ответы на вопросы.

 

Содержание бесед

Первая беседа имеет вводный миссионерско-предогласительный характер. Ее задача — чтобы каждый пришедший на оглашение выразил свое личное искреннее и ответственное желание креститься. Разговор о вере, о Боге и мире (важнейшие этапы библейской истории: сотворение, грехопадение, 10 заповедей, пришествие в мир Спасителя).

Вторая беседа — о Символе веры. Акцент в ходе беседы ставится на понятии Триединого Бога (Троицы), Боговоплощении, искупительной Жертве Христа, Церкви, загробной жизни христианина. Проводя беседу с оглашаемыми, необходимо настраивать их на то, что центром христианской веры является не свод каких-то внешних правил, а живая Личность Христа.

Третья беседа — о Церкви и ее таинствах (преимущественно о таинствах Покаяния и Евхаристии). Разговор о других таинствах возможен на посткрещальной беседе. Должна быть подчеркнута необходимость регулярного участия в жизни Церкви ее полных (активных, воцерковленных, практикующих) членов через: 1) участие в таинствах Покаяния, Евхаристии, в случае болезни — Елеосвящения; 2) вечное совершенствование по образу Бога-Отца в любви и свободе, преображение себя.

Четвертая беседа — объяснение таинства Крещения (смысл, чинопоследование, символизм).

 

Самостоятельная работа оглашаемого

1) Чтение синоптических евангелий.

Это чтение должно быть честным, скрупулезным вниканием и исследованием. Возникающие вопросы разрешаются священником (катехизатором) во второй части каждой беседы.

2) Молитвенное правило.

Оглашаемому нужно определить для себя личное ежедневное молитвенное правило. К моменту крещения он должен знать начальные молитвы, «Отче наш», «Богородице Дево» и уметь правильно читать Символ веры.

3) Посещение храма.

Оглашаемому нужно предложить регулярно и по возможности чаще посещать храм (вечернее богослужение, литургию оглашенных). После литургии оглашенных может проходить беседа с катехизатором. Во время произнесения диаконом (или священником) ектеньи об оглашенных на литургии можно поминать имена оглашаемых.

4) Этическая работа надо собой.

Необходимо нравственное совершенствование оглашаемого: отказ от совершения смертных грехов (блуд, ложь, воровство), дела милосердия, выявляющие любовь и сострадание к нуждающимся ближним, покаянные личные посты.

 

Крещение

Для взрослых накануне крещения следует совершить исповедь за всю жизнь. Таинство Крещения может проходить в более торжественной обстановке с участием не только требного священника (в больших приходах). Существует практика совершения крещальных литургий.

Посткрещальная беседа (имеет рекомендательный характер): проводится для анализа эффективности оглашения. Ее задача — краткое тайноводство, введение в таинства Церкви. Необходимо не только формально «прочитать лекцию», но нужна и обратная связь, чтобы понять, во что действительно человек верит, какие у него мотивы крещения. Поэтому желательно задавать как можно больше вопросов новокрещеным и просить их свободно высказываться, особенно по самым жизненно важным вопросам: что значит верить в Бога? От чего нас спасает Христос? Для чего мы живем? К какой цели стремимся?

Данное информационное письмо с тематическим планом огласительных бесед имело рекомендательный характер. Было ясно, что спущенное сверху распоряжение не найдет большого отклика в сердцах священнослужителей, поэтому в письме особо подчеркивалось, что предложенная в нем программа оглашения — лишь рекомендация к действию, а остальное — дело свободы и творчества самих батюшек на приходах. Таким образом, тема огласительной практики на полгода была дана на откуп благочиниям.

На сегодняшний день мы получили отклики с описанием ситуации на местах. Проиллюстрирую некоторые интересные формы и случаи катехизации.

 

Отчеты о введении практики обязательной предкрещальной катехизации по благочиниям Кемеровской и Новокузнецкой епархии

 

Анжеро-Судженское благочиние

Оглашение в Петропавловском храме происходит по трем курсам огласительных бесед разной интенсивности: стандартный — длится четыре субботы подряд (6 часов); компактный — длится две субботы подряд (6 часов); самостоятельный — длится одну субботу (1 час).

Стандартный

Три субботних дня подряд оглашенные просматривают видеоцикл «Вера святых», каждая встреча длится около двух часов (11:00–13:00). Самостоятельно прочитывают минимум одно Евангелие, должны знать наизусть молитву «Отче наш», изучают семь таинств церкви, десять заповедей и Символ веры. Четвертая суббота — общение со священником и подведение итогов полученных знаний. Если оглашаемый даст удовлетворительный ответ о православной вере, то священник согласовывает и назначает день крещения.

Компактный

Два субботних дня подряд оглашенные просматривают видеоцикл «Вера святых», одна встреча длится около четырех часов (09:00–13:00). Самостоятельно прочитывают минимум одно Евангелие, должны знать наизусть молитву «Отче наш», изучают семь таинств церкви, 10 заповедей и Символ веры. Вторая суббота — это третий этап видеоцикла и общение со священником. Если оглашаемый даст удовлетворительный ответ о православной вере, то священник согласовывает и назначает день крещения.

Самостоятельный

Оглашаемые просматривают дома видеоцикл «Вера святых», самостоятельно прочитывают минимум одно Евангелие, должны знать наизусть молитву «Отче наш», самостоятельно изучают семь таинств церкви, Десять заповедей и Символ веры. В субботний день посещают храм для встречи со священником (11:00–12:00). Если оглашаемый даст удовлетворительный ответ о православной вере, то священник согласовывает и назначает день крещения.

Примечание

Человек, проходящий оглашение, должен иметь в домашней библиотеке: Библию, Закон Божий, молитвослов. В случае невозможности посещать огласительные беседы человек может приобрести комплект видеодисков «Вера святых» и просмотреть в домашних условиях самостоятельно, но посетить встречу со священником обязан.

Примечание от составителя отчета: полностью (по изложенным правилам) оглашение проходят немногие.

 

Беловское благочиние

Огласительные беседы проходят по субботам. Проводятся одна-две беседы свободной тематики, проходят в неформальной обстановке, плана бесед нет.

 

Гурьевское благочиние

Регистратор сообщает желающему креститься о необходимости в обязательном порядке прослушать огласительные беседы. Оглашение проходят родители и крестные. При согласии с этим условием они оплачивают в церковной кассе обряд крещения и получают катехизис. Оглашение состоит из трех бесед. В первые выходные проводятся две огласительные беседы, в следующую субботу проходит последняя беседа и сразу все идут на крещение. Тематика огласительных бесед полностью соответствует катехизису. Все три беседы проводит катехизатор, которая прослушала курсы повышения квалификации для педагогов воскресной школы. В конце третьей беседы приходит священник и закрепляет пройденный материал. В храме размещено объявление о проведении огласительных бесед.

 

Киселевское благочиние

На всех приходах с каждым крещаемым проводится по три огласительных беседы. Первая беседа проходит в пятницу, вторая — через неделю в субботу. Оглашение проводят несколько катехизаторов, каждый из них готовит свой блок информации.

В кабинете, где проходит оглашение, размещены вертикально четыре плаката, на которых представлена краткая информация от создания мира до наших дней.

1-й плакат: создание невидимого мира, затем видимого мира (от первого до седьмого дня, Адам и Ева, родословная Каина и Сифа и т. д.).

2-й плакат: патриарший период, период судей и пророков и т. д.

3-й плакат: новозаветная история — земной путь Христа от Рождества до Вознесения, затем период первоначальной церкви до I Апостольского собора (50 год). В отличие от других, данный плакат расположен в горизонтальном положении.

Ко второму плакату прилагается изобразительный ряд под названием «лента времени», на которой вся земная история Христа представлена в иконах. Подчеркивается основная мысль, почему мы называемся православными христианами.

4-й плакат: история Русской церкви (патриарший, синодальный период и т. д.). Цель — показать сохранение апостольского преемства в Русской православной церкви.

В будущем планируется разработать ленту (схему) в виде изображений-икон по Символу веры.

Также представлена изобразительная лента, повествующая о цели жизни христианина от рождения до Страшного суда: о земной жизни, о разлучении тела от души и т. д.

 

Ленинск-Кузнецкое благочиние

В субботу и воскресенье одной недели священнослужителем проводятся две огласительные беседы. На первой беседе разбирается Символ веры, крестное знамение, обязанности восприемников, даются первоначальные сведения о Христе, Его жизни, Воскресении и краткая история православной церкви. Продолжительность беседы — два-три часа. Вторая беседа (продолжительность — один час) посвящена духовно-нравственным основам христианской жизни человека. После второй беседы слушатели допускаются к таинству Крещения.

 

Миссионерское благочиние

Огласительные беседы проходят по группам в три этапа (в каждой группе примерно 13 человек). Встречи первого этапа проводятся раз в неделю (в основном по субботам; если у шахтеров-оглашаемых иной рабочий график, то подстраиваются под них). На первом этапе рассказывается о вере: понятие веры, о вере и доверии Богу, приводятся примеры веры из Священного писания. На втором этапе говорится о надежде, приводятся примеры из Священного писания, примеры из жизни свв. отцов. Третья беседа посвящена теме любви. На этой же беседе подводятся итоги.

Накануне крещальной литургии катехизатор рассказывает о правилах и нормах, касающихся подготовки к Евхаристии. Крещальная литургия, на которой оглашаемых крестят и причащают, проходит в 8:00 каждую субботу. После причастия служащий священник представляет всем молящимся новокрещенных и просит свою паству молиться о них.

Примечание от составителя отчета: как показывает практика, 20 % таких оглашаемых впоследствии посещают храм, причащают своих детей.

 

Знаменский кафедральный собор 

(первое Кемеровское благочиние)

Перед крещением проводятся четыре беседы (беседы проходят в субботу и воскресенье утром). Первую беседу, которая строится в виде опроса, ведет регистратор. Вначале он объясняет людям, для чего была введена практика оглашения на приходах Кемеровской и Новокузнецкой епархии.

Ниже приводятся примерные вопросы, которые регистратор задает оглашаемым и крестным.

Вопросы к взрослым, желающим принять крещение

1. Точно ли вы некрещеный, ведь креститься человек может только один раз в жизни? (Для исключения случаев повторного крещения с целью сменить имя или снять порчу.)

2. Не были ли вы членом иных религиозных организаций? Не принимали ли каких-либо посвящений или крещений?

3. Имеете ли вы веру в Бога?

4. Убеждены ли вы в том, что Православие является истинной верой? Имеются ли у вас вопросы или сомнения в этом? (Оглашаемый может задать вопрос и получить комментарий по основам иных вероисповеданий в сравнении с православием.)

5. Семейное положение? (Для выявления ситуаций гражданского брака.)

6. Не связана ли ваша работа с чем-то греховным?

7. Что является стимулом, побуждающим вас принимать крещение? (Для исключения языческого отношения к крещению — для снятия порчи, для лечения у целителей или экстрасенсов и т. п.)

8. Насколько вы имеете понятие о православной вере и жизни церкви? (В зависимости от ответов строится остальная беседа.)

Вопросы к крестным родителям

1. Точно ли вы крещены в православной церкви? Вас крестил православный священник в храме? (Для исключения крещения «погружением» от мирянина.)

2. Носите ли вы нательный крест?

3. Не переходили ли вы после крещения в иные религиозные организации? Не принимали ли там посвящений или кре­щений?

4. Верите ли вы в Бога в соответствии с православным Символом веры?

5. Семейное положение? (Для выявления ситуаций гражданского брака.)

6. Не связана ли ваша работа с чем-то греховным?

7. Не является ли крестный и крестная супругами или намеревающимися стать ими?

8. Что является стимулом, побуждающим вас крестить ребенка? (Для исключения языческого отношения к крещению — для снятия порчи, для лечения у целителей или экстрасенсов и т. п.)

9. Насколько вы имеете понятие о православной вере и жизни церкви? (В зависимости от ответов строится остальная беседа.)

Далее регистратор спрашивает желающих креститься о согласии осознанно вступить через таинство в церковную жизнь. С них берется обязательство прочитать одно из четырех Евангелий. Затем проходит запись приступающих к крещению и крестных: у них берется контактный телефон, до их сведения доводится расписание огласительных бесед (это расписание также размещено на дверях храма). Огласительные беседы в обязательном порядке проходят дети старше 12 лет, родители и восприемники.

Священнослужителями разработаны специальные памятки. Они раздаются регистратором при первой встрече.

— Начало первой беседы в 11:00.

— Начало второй беседы через неделю в 12:00 (в субботу или воскресенье).

— Третья беседа — через две недели в 10:00 непосредственно перед крещением.

План бесед

Беседа 1 (проводит позднетребный священник). 

Требования для принятия таинства Крещения.

Требования к крещаемому, крестным и родителям:

1. Знать, понимать Символ веры и верить в то, что в нем сказано.

2. Знать и понимать молитву «Отче наш».

3. Прочитать хотя бы одно из Евангелий и знать основную хронологию жизни Иисуса Христа.

4. После принятия Крещения регулярно участвовать в богослужениях и таинствах Исповеди и Причастия.

Беседа 2 (проводит священник). 

О Православной вере.

1. Символ веры.

2. Молитва «Отче наш».

Беседа 3 (проводит священник). О православной жизни.

1. Заповеди Божьи.

2. Семь смертных грехов и противоположные им добро­детели.

3. Таинства Церкви

Беседа 4 (проводит священник непосредственно во время совершения крещения). Вхождение в Церковь.

1. День Ангела.

2. Обет крещения.

3. Символика крещения.

4. Миропомазание.

5. Пострижение волос.

6. Еще раз о Причастии (правило подготовки, периодичность и т. д.).

 

Таштагольское благочиние

Тематика и план бесед — согласно методическим рекомендациям епархиального ОРОиК.

Примечание от составителя отчета: в благочинии никто не хочет принимать крещение.

 

Юргинское благочиние

Во всех храмах благочиния проводятся три огласительных беседы по субботам (первая беседа в 10:00, вторая в 12:00, третья в 14:00). Первые две беседы ведут педагоги-катехизаторы (по два педагога, имеющих высшее педагогическое и духовное образование). В храме с 9:00 до 15:00 несут дежурство священнослужители, у которых желающие могут узнать о таинстве крещения и огласительных беседах. Для желающих креститься взрослых после оглашения проводится беседа исповедального характера (по желанию). В благочинии выработана общая программа огласительных бесед.

Первая беседа раскрывает основные вероучительные истины первой части Символа веры: понятие Церкви, Бог-Троица, Священное писание. На ней всем дают в распечатанном виде основные молитвы («Отче наш», «Богородице Дево», Символ веры), которые необходимо выучить к третьей беседе. Оглашаемым рекомендуется также выучить наизусть Десять заповедей, Символ веры. Помимо этого им вручается памятка об основных грехах (чтобы они имели представление о тех грехах, которые совершаются по воле человека). Раздается Священное писание (по необходимости) и к третьей беседе всем рекомендуется прочитать Евангелие от Марка. 

На второй беседе разбирается вторая часть Символа веры.

Третью беседу проводит не педагог-катехизатор, а священнослужитель. На этой встрече священник рассказывает об основных таинствах Церкви, дает практические советы, наставления нравоучительного характера.

После этой беседы с каждым согласовывается дата и время проведения крещения.

* * *

На этом завершу свой обзор экспериментальной катехизической деятельности в приходах Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Замечу, что несмотря на отсутствие длительного оглашения, ситуация в епархии в сфере катехизации сдвинулась с мертвой точки. Будем надеяться, что в дальнейшем в жизни епархиальных приходов оглашение займет одно из ведущих мест.

Андрей Мояренко, священник

Обсуждение доклада.
Ответы на вопросы

Д. Гасак. Спасибо, отец Андрей, за Ваш очень искренний рассказ о ситуации в епархии. При этом хочу заметить, что Кемеровская и Новокузнецкая епархия считается одной из самых передовых в сфере миссии, катехизации и духовного образования. Конечно, сразу возникает множество вопросов относительно того, чем на сегодняшний день здесь реально может помочь епархия и епархиальные учреждения, каковы возможности на уровне благочиний и что конкретно делать на приходском уровне. Ведь, с одной стороны, сам наш народ пока не слишком горит желанием просвещения светом Христовой истины. С другой стороны, и сил ответить на данный запрос — в тех местах, где он все-таки реально существует, — у церкви явно недостаточно. Есть ли в связи с этим какие-то вопросы или предложения, может быть, кто-то хотел бы поделиться и своим опытом? Давайте поразмышляем. Мне кажется, это чрезвычайно важный аспект общецерковного дела возрождения катехизации.

Свящ. Георгий Кочетков. Я тоже хотел бы поблагодарить отца Андрея. Я думаю, мы все прекрасно понимаем: то, что сейчас прозвучало в докладе, действительно отражает реальное состояние дел на местах. Пожалуй, можно было бы только улыбнуться тому, что многое выглядит именно таким образом. Но все-таки, мне кажется, следует иметь в виду и некоторые дополнительные обстоятельства.

Во-первых, не надо забывать, что в данной конкретной епархии (а на самом деле — и во всей нашей церкви) не было никакой традиции катехизации. Все, что сейчас в этом направлении делается, приходится начинать буквально с нуля. Ведь какой опыт духовного научения можно было почерпнуть, допустим, в той же Сибири? В лучшем случае, опыт старообрядческого начетничества, т. е. не учителей и даже не наставников, а именно начетчиков. В чем заключалось это обучение? Требовалось просто прочитать текст, по возможности правильно, при этом никто не спрашивал, что ты тут понял, — нужно было соблюсти букву и все.

В этом смысле то, что сейчас делается в Кемеровской епархии, это лишь крохи нового опыта, это маленькое зернышко, которое, может быть, внешне очень неказистое, но зато в нем видно реальное начало настоящего живого дела. Не случайно поговорка гласит: начать — половину сделать. Поэтому Кемеровская епархия и выделяется на фоне остальных, что в ней действительно начали вести катехизацию. Ведь что греха таить, в отношении катехизации в большинстве епархий пока имеют место лишь разговоры на каком-то более-менее начальственном уровне, но на деле ничего как не было, так и нет, а эти разговоры — часто лишь прикрытие полной пустоты. Потому-то многие люди в церкви и унывают, они просто не верят в то, что катехизацию реально можно возродить.

Второе замечание — уже по существу самого этого начала. Мне кажется, что большие трудности в нем связаны с тем, что катехизация оказалась слишком оторванной от миссии. Отчасти в этом виноваты наши обычные, слишком секуляризованные представления. А ведь в катехизации и за короткий срок можно многое успеть сделать. По-настоящему вдохновить человека можно, в принципе, и за час. Ведь что требуется для крещения? Прежде всего, вдохновение веры, а не просто вера, т. е. наличие тех или иных представлений. Не случайно наши лучшие богословы конца XIX века писали: Бог не Тот, Кого мы признаем, а Тот, за Кем мы следуем2. Эта готовность следовать как раз и означает присутствие в человеке вдохновения веры. Поэтому на самом деле акцент здесь нужно делать на миссии. У вас в епархии наверняка есть миссионерский отдел, значит, вы можете скооперироваться. Пока же налицо отсутствие тесного взаимодействия этих двух структур. Я не знаю, чем занимается ваш миссионерский отдел, очевидно, у него тоже есть какая-то своя работа, отчеты и т. п. Но в вашей епархии уникальная ситуация: у вас же есть миссионерское благочиние! Когда я об этом узнал, то просто не поверил своим ушам. Причем это благочиние совершенно особым образом организовано: оно общеепархиальное, а не привязанное только к какому-то одному локусу. Так что у вас есть замечательная возможность накапливать и распространять опыт, как-то влияя изнутри на ситуацию в епархии. Вам разрешено служить крещальную литургию, может быть, и миссионерскую литургию тоже. И то, и другое — уже очень много. Я считаю, надо благодарить Бога за все, что было вам дано за такое кратчайшее время.

Сейчас не нужно подробно разбираться в том, как каждый благочинный (или ответственный за катехизацию и просвещение в благочинии) выстроил свои огласительные беседы. Ведь у вас есть прекрасный пример. Сразу чувствуется, повторяю, наличие миссионерского благочиния, которое, при всех своих скромных возможностях, дает какой-то реальный опыт вхождения в практику оглашения. Об этом говорит сама структура и распределение тем огласительных бесед: о вере, о надежде, о любви. В этом, я считаю, и содержится самое главное, а не в том, что потенциальные оглашаемые прочтут некое пособие или посмотрят упомянутый фильм. Я не знаю, что это за фильм и как он сделан, может быть, он в самом деле снят гениально, хотя, скорее всего, вряд ли сильно выделяется из общего ряда. Но дело даже не в этом: едва ли подобными фильмами сейчас можно людей сильно вдохновить. А вот личным общением действительно можно! Если вы хотя бы один час поговорите с людьми — сначала о вере, потом о надежде и о любви, — то для них это будет опыт, которого они уже не забудут. Они не пойдут потом к протестантам или к кому-то еще со словами: «Мы было пошли к православным, а они нам говорят: давай тысячу рублей, полотенце, две свечки и крестик — вот и все, что мы там нашли».

Сейчас мы вынуждены сами «идти в народ». Ведь в известное (совсем недавнее) время мы потеряли огромное количество людей — просто потому, что не делали того, что должны были делать. В результате люди из церкви ушли. Кто-то попал, например, к католикам. Сейчас в России есть активные зоны вполне нормальной католической миссии. В самом деле, если другие (в том числе мы, православные) не ведут миссию, почему бы тогда тем же католикам не миссионерствовать на совершенно голом и пустом месте? Мы их, конечно, всегда за это осуждаем, поскольку считаем, что на соответствующей территории все наше. Но если мы сами ничего не делаем, то пусть уж лучше люди становятся католиками, чем остаются в беспробудном пьянстве, атеизме и разврате. То же самое относится и к протестантам. Я, например, встречал множество протестантов, которые на вопрос: «Вы крещеный?» — почти все отвечали: «Мы крещены в православии» (кроме, может быть, совсем небольшого числа — которое, правда, возрастает — потомственных верующих из протестантских семей).

Мы прекрасно понимаем всю остроту ситуации. Многое может начать меняться уже сейчас, если люди пройдут хотя бы эти три беседы о вере, надежде и любви. Правда, эти беседы нужно проводить прежде всего неформально. Конечно, можно блестяще, с иголочки оформить аудиторию, такие вещи сейчас нетрудно сделать, можно дать соответствующие рекомендации и т. д. Но главное ведь не в этом. Да, людям немаловажно, куда они придут, что они увидят, что прочтут, потому что все привыкли к зрительному восприятию, визуальная информация лучше запоминается. Но все-таки самое главное — восприятие сердца: что за священника они встретят, доверятся ли ему и т. д. Именно это по-настоящему важно. Если священник будет говорить с людьми с настоящей верой и доверием к ним, это никогда не забудется. То же самое относится и к надежде, и к любви.

Так что даже самые минимальные возможности, с которых приходится начинать, это именно первое зернышко. Но оно должно расти, оно должно жить, потому что и здоровое зерно без должной заботы может умереть. Поэтому еще раз горячо Вас благодарю, и Бог вам в помощь!

Д. Гасак. Может быть, стоит поднять вопрос о том, чтобы какая-то часть епархиального бюджета была направлена на миссию. Но это, скорее, предмет не столько взаимодействия епархии и благочиния, сколько обсуждения в Межсоборном присутствии. Кстати, в Кемеровской епархии есть какая-то часть бюджета, которая направляется именно на миссию и катехизацию?

Прот. Игорь Кропочев. Миссионерский отдел епархии живет за счет своих собственных ресурсов. Катехизаторские курсы живут за счет пожертвований самих катехизуемых, т. е. учащихся этих курсов. Прежде миссионерский отдел долгое время жил на пожертвования некоего благотворителя. Финансирование собственно миссионерских проектов проходило при поддержке фонда прп. Макария Алтайского, нынешним руководителем которого являюсь в данный момент я. Этот фонд — не епархиальное учреждение, это личная инициатива нескольких человек. До недавнего времени по всей епархии ежегодно организовывался сбор средств в этот фонд. Обратите внимание: это не отчисления в епархию, это дополнительные средства, которые шли на миссию. Раз в год в знаменитое миссионерское воскресение, в Неделю торжества православия, собирались деньги для этого фонда. В течение трех лет мы проводили несколько интересных мероприятий, подготавливали материалы. Это отдельная история, как работает фонд, если будет интересно и останется время, я потом могу отдельно об этом рассказать.

Д. Гасак. Важно, чтобы этот вопрос был хотя бы поставлен — о выделении специальных средств церковного, епархиального бюджета на дело миссии. Это многое бы изменило в самом сознании церковного народа. Надо искать различные ходы, как это можно сделать. На сегодняшний день, очевидно, имеется воля церковного руководства к возрождению и миссии, и катехизации, и духовного просвещения. Но с точки зрения материальной этот вопрос все равно находится в стороне от каких-то главных направлений и интересов церковной жизни.

Свящ. Андрей Мояренко. Пока что главное — это храмо­строительство.

Д. Гасак. С одной стороны, это понятно, потому что слишком многое было разрушено и нужно возрождать хоть какую-то инфраструктуру. Но при этом возникает другая проблема: храмы-то стоят, а людей в них нет. А миссия, как известно, дело не самое дешевое. В ней есть задачи, где без соответствующих средств обойтись просто невозможно. Тем более это касается России, в которой полмира надо пролететь, чтобы только попасть из одного конца страны в другой.

Прот. Игорь Кропочев. На мой взгляд, сейчас это самая большая трагедия для Русской православной церкви, что ее бюджет никаким образом не задействован в миссионерском деле.

Свящ. Игорь Кузьмин. То, что делается в Кемеровской епархии, конечно, совершенно грандиозно. Я хотел бы немного рассказать о том, как происходит введение катехизации у нас в Московской епархии. Не знаю, каким видится положение дел с высоты соответствующего епархиального отдела, наверняка туда пишутся неплохие отчеты (отчеты-то писать уже, слава Богу, научились). Представлю свое видение происходящего — с точки зрения рядового приходского клирика, даже не настоятеля. Ситуация сильно изменилась за год, прошедший с момента проведения здесь, в СФИ, первой конференции по катехизации. У нас тоже вышло распоряжение владыки митрополита о том, что нельзя, недопустимо крестить без предварительной подготовки. С крещаемыми требуется проводить порядка трех-четырех предварительных собеседований перед крещением. Надо сказать, что эффект от одного только этого указа потрясающий. Произошло то, что невозможно было себе даже представить. Бесконечный поток младенческих крещений, который буквально захлестывал приходских священников, вдруг приостановился, прекратился, иссяк. Сначала страх у клира был огромный: а как это все в один момент взять и прекратить? Народ ведь валом идет креститься, и клирики про себя уже давно все решили: нельзя же не крестить! Конечно, можно задать им какие-то уточняющие вопросы, знают ли люди и понимают, что такое крещение и что оно означает, даже, может быть, довольно строго с ними об этом поговорить. Но все равно священник был просто обязан крестить любого и сразу. У меня были случаи, когда несколько раз я все-таки отказывал в немедленном крещении, так это всегда вызывало грандиозный скандал.

Но сейчас такого уже нет. Стало возможно спокойно и твердо говорить людям, что к крещению нужно готовиться. И народ в свою очередь начал как-то об этом задумываться. Конечно, сразу стали искать, как бы попроще обойти эти вдруг возникшие «неудобства». Но распоряжение архиерея — это все-таки серьезная вещь, причем в нем специально указано, чтобы в благочинии эти правила соблюдалось неукоснительно по всем приходам, а не так, чтобы где-то обязательная подготовка была, а где-то крестили бы по-прежнему. Иными словами, крещение без подготовки оказалось вне закона. И люди начали задавать вопросы, впервые, наверно, стали задумываться о том, что это все очень серьезные вещи. В моей нынешней огласительной группе, в которой сейчас идет еще только предоглашение, есть люди, которые попали в нее, столкнувшись как раз с невозможностью крещения по первому требованию. Есть даже два человека, которые крестили детей, побывали на подготовительных беседах — и решили пойти дальше.

Итак, на сегодняшний день имеем довольно важные итоги. Но все, что сверх того, дальше пока никак не движется. Даже те несколько обязательных бесед нужно ведь кому-то проводить, но делать это реально некому. Священники, надо сказать, берутся за это без особого желания. Во-первых, не все из них имеют дар и призвание проводить катехизацию. Далее, не у всех есть соответствующее образование. Вдобавок у батюшек огромное количество других забот, занятость очень большая, — а тут еще какая-то новая «нахлобучка», необходимость что-то еще дополнительно и безвозмездно делать. Все это, конечно, создает большую проблему. Поэтому священники пока не очень охотно относятся к этому начинанию, хотя, безусловно, есть и те (многих я знаю лично), кто уже трудится в этом направлении.

Ю. Балакшина. Я бы хотела привести исторический пример, ведь иногда при продвижении ситуации на епархиальном уровне может помочь какое-то убедительное историческое свидетельство. В 1844 году Санкт-Петербургской духовной консисторией при некоторых церквах Петербурга и Кронштадта была учреждена должность катехизатора. Таким катехизатором, например, долгое время был св. прав. Иоанн Кронштадтский. У него есть целый ряд писем, рассуждений о том, как нужно выполнять это служение. Его опыт может пригодиться для убеждения нынешних священников, Ваших земляков, в необходимости катехизации.

М. Лавренова. Есть ли какой-то отклик на эту епархиальную инициативу, какая-то деятельность по миссии и катехизации не только на приходах, но и в монастырях Кемеровской епархии? Или в церковном сознании как-то не укладывается, что такое церковное учреждение, как монастырь, тоже может участвовать в катехизации?

Свящ. Андрей Мояренко. Прошу прощения, в докладе я забыл упомянуть об одном мужском Свято-Пантелеимоновском монастыре. Он расположен ближе к югу Кузбасса. Из этого монастыря также пришел отчет о том, что у них введены две огласительные беседы перед крещением. Они проводятся священнослужителями монастыря в храме по субботним и воскресным дням в 14.00. В особых случаях беседы бывают и в будни. За март-апрель в монастыре было совершенно 26 крещений. Все взрослые крещаемые, а также родители и восприемники крестившихся детей присутствовали на огласительных беседах. Вот такой рапорт прислал один из монастырей.

С. Озерский. Мы часто сталкиваемся с мнением, что катехизация должна быть направлена только на некрещеных людей. Ведется ли в вашей епархии какая-то работа на уровне отдела по катехизации в отношении людей крещенных, но не просвещенных, и есть ли здесь какая-то поддержка со стороны архиерея?

Прот. Игорь Кропочев. Какое-то время я был директором и преподавателем богословских курсов, поэтому постараюсь затронуть этот вопрос в своем сообщении.

Свящ. Андрей Мояренко. В самом деле, я упоминал о том, что кузницей катехизации могли бы стать богословские катехизаторские курсы, одногодичные и двухгодичные, в нашей епархии они есть в девяти крупных городах. На них приходят люди уже, как правило, крещенные. Правда, специфика их в том, об этом уже говорил и отец Аристарх, что на эти курсы больше смотрят не как на ту среду, где человек научается вере, а как на учебную структуру, где он просто получает некое религиозное образование.

 

Примечания

  1. Аналогичная аргументация приводилась в одной из дискуссий на прошлой конференции. См.: Традиции святоотеческой катехизации : Пути возрождения : Материалы Международной богословско-практической конференции (Москва, 17–19 мая 2010 г.). М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011. С. 313.
  2. Ср.: «Что было прежде, то совершается и сейчас. Где есть жизнь, там есть и бог. Какова эта жизнь, и каков это бог — вопрос иной. <…> Мы можем… говорить, что признаем другого бога, или не признаем никакого, — но ведь вопрос не в том, что мы признаем или не признаем, а в том, за чем мы жизненно следуем в данный момент. Бог и истина есть конечный пункт жизни, а не конечный пункт теории». Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. М. : Сатис, 1994. С. 67–68.

 

Традиции святоотеческой катехизации : Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих : Материалы Международной богословско-практической конференции (Москва, 25–27 мая 2011 г.). М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2012. С. 259-278.

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив