Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив
Катехео

Научно-методический центр
по миссии и катехизации

при Свято-Филаретовском православно-христианском институте

"Духовное невежество для человека смертельно"

Какие люди сейчас хотят стать катехизаторами? Какими качествами они должны обладать? Что мешает им начать это служение?
06 мая 2013 10 мин.

Никто уже не спорит с утверждением, что для вступления в Церковь человеку необходима серьезная предварительная подготовка. Так, в конце прошлого года определением Священного Синода Русской православной церкви был утвержден документ о религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви, призванный облегчить организацию на приходах катехизацию для содействия уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Не менее важно и наставление уже крещеных православных христиан в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение их к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.

Однако в церкви сейчас ощущается острая нехватка катехизаторов. Ведь задача катехизатора  — не просто передать знания о нормах церковной жизни, но на собственном примере показать, что подлинная жизнь возможна только во Христе. Поэтому проводятся конференции и учебные семинары о том, как проводить катехизацию, в их числе - конференция «Традиция святоотеческой катехизации: современные вопросы подготовки катехизаторов», третья в цикле конференций Свято-Филаретовского института, посвященных теме катехизации.

Научение вере тесно связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью катехизаторов. И важно самому катехизатору видеть людей, которые, пройдя катехизацию и соответствующую подготовку, смогут учить других. Мы помним, что апостол Павел призывал своего ученика Тимофея не только помнить и ценить то, что слышал от учителя, но и передавать это «верным людям, которые способны будут и других научить» (2 Тим 2:2). И сейчас необходимо понимание того, кто может быть таким «верным человеком, способным научить других».

Мы решили спросить у священников и мирян, которые непосредственно занимаются обучением катехизаторов, какие люди сейчас хотят стать катехизаторами, какими качествами они должны обладать, а также - что мешает им начать это служение.

Вопрос: Какие люди сейчас хотят стать катехизаторами и почему?

Священник Андрей Мояренко, заместитель ректора Новокузнецкой Православной Духовной семинарии: Как правило, слушатели богословско-катехизаторских курсов в нашей епархии в большинстве своем люди зрелого, даже пожилого возраста. Хотя, естественно, присутствует и молодежь, но основной контингент – женщины зрелого возраста.

Здесь есть непонимание, и не думаю, что только в нашей епархии: на богословско-катехизаторские курсы часто приходят не потенциальные катехизаторы, а люди, которые просто хотели бы что-то знать о христианстве. И по сути это даже не оглашение – то, что с ними происходит, – а некая форма начального религиозного, богословского образования. Поэтому на выходе мы получаем в основном прихожан храмов города, либо людей интересующихся, но, к сожалению, в большинстве своем это люди, которые не несут служение катехизатора. Их к нему не готовили. Им был дан набор дисциплин, которые они изучали, и т.д.

Некоторые выпускники этих курсов несли молитвенное послушание при ВУЗах города Кемерово, и я даже называл их волонтеры-катехизаторы. Они мне действительно помогали. Но в большей степени это были консультанты. Да, они присутствовали в молитвенных комнатах, преподаватели и сотрудники ВУЗов им доверяли (чаще приходили к ним, а не к священнику), но это был, как правило, просто разговор, какая-то встреча, объяснение простых вещей. Миссионерско-просветительская деятельность.

Все-таки в полной мере то, что мы называем катехизаторским обучением, на курсах не ведется. Может быть, как раз-таки одним из плодов конференции «Традиция святоотеческой катехизации: современные вопросы подготовки катехизаторов», будет переключение руководителей курсов или директоров филиалов (после знакомства с материалами конференции) именно на подготовку катехизаторов. Потому что, если не ошибаюсь, в большинстве своем на сегодняшний день катехизаторско-педагогические курсы – это просто форма начального богословского образования.

Священник Александр Усатов, Ростовская-на-Дону епархия: Хотят те, кто не равнодушны к человеку в беде, те, которые видят, что люди гибнут без Христа, без церковного опыта. Они уже стяжали в Церкви какой-то опыт и стремятся этим сокровищем поделиться с теми, кто на пороге Церкви, кто заблудился, кто запуган суеверными людьми, кто боится «порчи». Это положительный мотив у будущего катехизатора. Но есть часть людей, которые заражены гордостью и стремятся, соответственно, всех учить. Нужно это различать, это совсем другая мотивация.
Конечно, среди современных катехизаторов больше женщин, но в последнее время я замечаю, что количество мужчин увеличивается. И мы их специально привлекаем, просим становиться приходскими консультантами, катехизаторами и преподавателями воскресных школ, потому что это очень востребовано. Перекос, который был в советское время, когда только женщины в храме всё делали, всё говорили и учили, должен быть преодолён. И слава Богу, что в этом плане ситуация меняется. Это видно по епархиальным богословским курсам, где и мужчины, и женщины стремятся сначала свою душу привести в порядок, поднять свой духовный уровень, упорядочить свои знания о вере, а потом и что-то сделать полезное, чтобы и в Церкви ситуация изменилась.

Священник Петр Боев, руководитель Отдела по взаимоотношениям церкви и общества Красноярской епархии: Имея небольшой опыт создания братства в соборе, могу сказать, что если люди имели опыт принятия Радостной вести о Христе, видят, что на них не жалеют времени и сил, все пытаются рассказать, помочь разобраться с вопросами, внимательно выслушать, то они сами почти сразу хотят как бы вернуть это. Но не тем, кто им помогает, а тем, у кого этого нет, кто Христа не знает. Я это вижу на примере своих братьев и сестер у нас в братстве. Хотя они пока и не катехизаторы, но даже во время богослужения проявляется это стремление помочь людям. Например, во время службы я вижу, как они встречают человека, впервые заходящего в храм – он потерян, со знаком вопроса на лице. Они подходят, приветствуют его и, не приставая к нему, начинают разговаривать, завязываются отношения. Я думаю, что именно ощущение этой радости дает человеку и возможность, и основание для проповеди и для дальнейшей подготовки к служению катехизатора. Если это священники, то я думаю, что катехизатором будет легче стать священнику, который учился в течение последних 5-10 лет; сейчас в образовании произошли хорошие сдвиги. А что касается мирян, то почему-то женщин больше, чем мужчин. Здесь нужно прилагать особые усилия, нужно, чтобы в церкви было больше мужчин, работающих и не считающих зазорным быть верующими. Мы, например, начали сейчас собирать мужчин, которые занимаются бизнесом, но могут служить катехизаторами. Это люди со статусом, с положением, и для людей из своей сферы они будут авторитетом.

Свящ. Игорь Киреев, руководитель Катехизаторских курсов во имя сщмч. Фаддея Тверского факультета церковных служений Российского православного института св. Иоанна Богослова: Последние три-четыре года мы принимаем абитуриентов только по рекомендации настоятелей или духовников с тем, чтобы они вернулись к себе в приход и работали там. Женщин приходит больше – примерно две трети женщин и треть мужчин. Образование должно быть не ниже среднего. У нас 70-80% – люди с высшим образованием самого разного возраста – от студентов до пенсионеров. Причем пенсионеры более серьезно и ответственно относятся к учебе и готовы к дальнейшим трудам.

В.И. Якунцев, преподаватель катехетики в СФИ и руководитель Методического центра по миссии и катехизации: В основном те, кто приходит к нам с желанием стать катехизатором, это люди, в которых проснулось сострадание к другим, они увидели, как человек мучается и погибает от невежества. Духовное невежество для человека смертельно. И, как правило, это люди, которые являются свидетелями того, как слово Божье исцеляет людей, как оно их воскрешает. Редко к нам приходят люди, которые хотят духовной власти, самореализации или чего-то в этом роде. Потому что катехизация – это очень жертвенное служение, очень время- и энергозатратное. И поэтому тем людям, которые приходят с какими-то другими мотивами, легче удовлетворить их в каких-то других сферах, нежели в катехизации.

Это в основном 50 на 50% братья и сестры, не могу сказать, что братьев больше. По возрасту это практически всегда от 35 до 45 лет. Это не молодые люди, хотя было несколько случаев, когда катехизатору, сдавшему "катминимум", было около 24-25 лет. Легче тем, кто имеет гуманитарную подготовку, но, еще раз повторюсь, катехизаторами становятся не потому, что у них есть подготовка, а потому, что проснулось сострадание к людям.

Вопрос: Если человек приходит и говорит: «я хочу стать катехизатором», какой первый вопрос Вы ему задаете?

Свящ. Андрей Мояренко: Если бы ко мне пришел такой человек, я был бы очень рад. Но в моей практике не было еще такого, чтобы подошел человек и сказал: «я хотел бы стать катехизатором». Хотя несколько студентов семинарии откликнулись на мое предложение заниматься этим вопросом; я предложил тем, кому интересно, узнать, что представляет собой институт катехизации и оглашения, как он существовал и существует сейчас в некоторых епархиях, какие здесь есть проблемы и перспективы. И когда пришли четыре студента разных курсов – это меня обрадовало и поразило. Я им объяснил, что пока начнем с ознакомления с теми материалами (книгами), которые есть о катехизации, чтобы вникнуть в эту тему. Я давал им литературу, потом мы общались, и в первую очередь обсуждали наше видение того, что такое катехизация.

И если бы ко мне в храме подошел такой человек, я начал бы разговор о его видении. Спросил бы его – что вы подразумеваете под катехизацией? И если бы это видение совпадало бы с моим либо не совпадало, но было бы желание узнать и мое, то я дал бы ему те материалы по катехизации, которые у меня есть, чтобы человек ознакомился и была бы пища для дальнейшего разговора.

Свящ. Александр Усатов: Первое, что я спрошу: «Сколько лет вы ведёте активную церковную жизнь?» Имеется в виду: с кем общаетесь, как молитесь, причащаетесь, есть ли духовное руководство? А уже потом будут вопросы о том, что вы знаете, зачем вы этого хотите. Степень воцерковлённости человека здесь будет многое определять.
Иногда сразу видно, что мотивация не совсем верная у человека, его буквально «несёт», это бывает даже внешне заметно. Но если при этом человек болеет за ближних, смиренно к этому подходит, если он готов служить в Церкви, то это другое дело. Нужно работать с таким человеком, помочь ему, добавить всё, что ему не хватает, и методически помочь, и дать некоторый объем богословских знаний. Ну, а потом - помочь найти место служения: катехизатора, преподавателя воскресной школы, консультанта, помощника в деле какого-то священника. Важно, чтобы человек мог реально это своё стремление воплотить и в итоге  служить Церкви. Каждое служение, каждый духовный дар должен выражаться христианином в служении.

Свящ. Петр Боев: Людей, способных к служению катехизатора, сразу видно. Одной из характерных черт такого человека является дар слова, некая мудрость в размышлении над Священным писанием и, конечно, видение другого человека – что ему нужно сейчас сказать. Все эти черты проявляются в братской жизни, во время общения. Поэтому если ко мне подойдет человек и скажет, что хочет быть катехизатором, то я приглашу его в братство и посмотрю на него, как он будет жить. Думаю, что именно из братской среды будут выходить люди, способные быть катехизаторами, независимо от того, есть ли у них образование или нет. Потому что необходимое образование можно получить, а способность быть катехизатором не всегда зависит лишь от образования.

Cвящ. Игорь Киреев: Такого заявления «в лоб» я не слышал ни разу за пятнадцать лет. К нам приходят люди весьма смиренные с целью пополнить свои знания, систематизировать. Если кто-то уже работает в приходе, то к ним вопросов уже не бывает. Если настоятель благословил и направил, то проблем нет. Даже если человек не очень хорошо говорит, это не проблема – мы считаем, что в приходской катехизической деятельности есть не только устная беседа, но и много другой работы.

Бывает, что люди весьма смиренные и ни на что не претендующие загораются и включаются в настоящую работу и на выходе защищают работы и получают квалификацию.

Сейчас все проходят практику приходского консультирования в Высоко-Петровском монастыре и в приходах, ранее была практика в воскресных школах и общеобразовательной православной школе. Стараемся находить разнообразные формы. У многих есть практика на своих приходах. Сейчас, когда присылают слушателей по благословению настоятеля, многие уже работают или хотя бы числятся приходскими катехизаторами.

В.И. Якунцев: Я начну не с вопроса. Во-первых, я его похвалю, я скажу, что это очень хорошо. Конечно, в первую очередь поинтересуюсь, как он живет, откуда он: чтобы серьезно вести разговор по подготовке к катехизационному служению, мне важно знать, какова церковная жизнь кандидата и какой у него миссионерско-катехизационный анамнез. То есть способен ли он к свидетельству, к общению, к заботе об оглашаемых, был ли он поручителем, помогал ли кому-то из катехизаторов. Мне важны рекомендации, как правило, тех людей, которые связаны в церковном отношении с кандидатом. Если кандидат - член какого-то братства, общины, за него должен кто-то отвечать, кто-то должен поручиться. Важно свидетельство от катехизатора, которому кандидат помогал, священника – если священник занимался катехизацией. Если у кандидата есть духовник – это редко бывает, – то, безусловно, нужно благословение духовника. И если эти рекомендации есть, то тогда – прекрасно, осталось немного: получить духовное образование, стажироваться, сдать "катминимум".

Вопрос: Кто не может быть катехизатором?

Свящ. Андрей Мояренко: Те люди, которым это не интересно, как бы это банально ни звучало. К сожалению, документы о катехизации – положение о катехизаторе, требования к нему – не подразумевают, что катехизатор – служитель церкви, наделенный даром. Под катехизатором подразумевается должностное лицо: необходимо устроить должности катехизаторов на приходах; давайте найдем человека, определим ему оклад и пусть этим занимается. Зачастую человек, не видящий сам себя катехизатором, видит или слышит от настоятеля или сотрудника храма о существующей вакансии и занимает эту должность. Подобное погубит все наши начинания. Можно назвать такого человека консультантом или работником храма, но ни в коей мере не катехизатором. Это первое – когда человек сам себя не видит катехизатором или когда ему это навязывается в силу послушания или чего-то еще.
А второе – наверное, очень трудно будет человеку, который каким-то образом не проходил сам катехизации. Но очень мало в епархиях таких людей, которые сами прошли длительное оглашение, например, такое в СФИ и Преображенском братстве, или хотя бы пытались вникнуть в традицию, общаться. Человек будет «придумывать колесо», которое уже давно есть, опять-таки будет метод проб и ошибок. Но в большей степени, мне кажется, должно быть изучение проблематики и горение сердца. Без них будет больше неверных шагов, тормозящих оглашение.

Свящ. Александр Усатов: Ну, во-первых, психически нездоровым людям. Мы с этим уже сталкиваемся, когда люди стремятся, люди жаждут быть учителями, задают вопросы, но они к этому не способны на данный момент.
Во-вторых, это люди, которые ещё не разобрались в себе и слабо приобщились к церковной жизни. Это неофиты или, допустим, перешедшие из оккультизма, перешедшие из протестантизма. При всём том, что они могут хорошо знать Священное писание, хорошо молиться, быть добрыми и отзывчивыми, но им пока церковного опыта не хватает. И начало их катехизаторского служения должно быть отсрочено. На год как минимум. Тогда уже преодоление своих собственных проблем поможет им в дальнейшем служить другим людям.

Свящ. Петр Боев: Думаю, что люди, настроенные на раскол, не могут быть катехизаторами. Это люди очень жесткие, не принимающие иной точки зрения, иной позиции, не старающиеся понять другого. Они могут и образование иметь, но у них всегда есть свое предвзятое мнение. В братстве такие люди тоже быстро выявляются и, как правило, потом уходят из братства, не принимая его, считая себя лидерами. Таких людей сразу видно, и я бы таких людей не стал рекомендовать к служению катехизаторами.

Cвящ. Игорь Киреев: Амбициозный человек. Если такой приходит, то стараешься найти повод, чтобы его не принять. Кроме амбициозных людей не могут быть катехизаторами те, кто своим примером не увлекает, а отталкивает; те, чьи слова расходятся с делом.

В.И. Якунцев: Не могут быть катехизаторами люди нецерковные, психически больные, нестрессоустойчивые, с нестабильной психикой, занудные и люди с большим коэффициентом искажения информации (услышал одно, а передал совсем другое). Занудные – те, кто усыпляет аудиторию. Занудность - это духовное и психологическое свойство человека, свидетельствующее о том, что его духовная жизнь не настолько интенсивна и энергична. В его слове нет той самой «соли».

Беседовали Дарья Макеева и Наталья Адаменко

Информационная служба Преображенского братства

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

Миссиология

Материалы по миссиологии и истории миссии, святоотеческие тексты и рецензии

Катехетика

Материалы по катехетике и истории огласительной практики, тексты святых отцов-катехетов

МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив