Православная миссия
и катехизация
и катехизацияТеория и практика катехизацииКатехизатору«Особенность этой конференции в честном разговоре по душам»
«Особенность этой конференции в честном разговоре по душам»
Вступительное слово ректора СФИ профессора священника Георгия Кочеткова
«Кифа» обратилась к участникам конференции по катехизации с вопросом: «Здесь, на конференции, собрались священники и миряне, которые готовы отдавать свои силы просвещению людей, приходящих в Церковь, и помогать им преодолевать те проблемы, о которых мы говорили. Какие вопросы и какие ответы в ходе обсуждения показались Вам наиболее важными?»
Священник Андрей Мояренко. Я услышал, скажем так, эхо первой половины первого дня, потому что прибыл ко второй половине, когда были если не дебаты, то живая дискуссия об отличии сути керигматической и догматической проповеди. Все говорили, что начало этого разговора было очень важным, и я надеюсь прочитать его в сборнике конференции, когда все ее материалы будут опубликованы.
Большинство наших священнослужителей имеют духовное образование, они заканчивают семинарию, где о керигме можно услышать при изучении библеистики. Но если сделать опрос, мало кто сможет описать слово «керигма», скажет, что это проповедь – и всё. Если ты этого не знаешь, тебе трудно обращаться к народу. Поэтому так велико количество сугубо морализаторской проповеди. А ведь если в центре проповеди не стоит Христос, она, по мысли отца Александра Шмемана, отражает псевдодуховность*. Получается, что нашего брата самой сути не смогли научить и сам он не научился. Поэтому мне так важно уже в рамках издания это обсуждение прочитать.
Ещё меня заинтересовало выступление Александра Михайловича Копировского. У нас есть распространённый стереотип: храм – это живая проповедь, начиная с того, что иконостас – окно в горний мир. Понятно, что давно ставился вопрос о том, что это – окно в духовный мир или преграда? Если не ошибаюсь, у Александра Михайловича в учебном пособии «Христианский храм» есть упоминание об этом.
Но возникает и другой вопрос: можем ли мы в пространстве храма оглашать или нет? И для меня было очень важно посмотреть на эту проблему глазами тех людей, которые проводят катехизацию, понять, исходя из их опыта, что в храме помогает, а что может помешать оглашаемому при длительном оглашении дойти до сути, до личной встречи со Христом.
Хочется услышать и о том, какая литература может в этом помочь.
По своей работе в молитвенных комнатах при вузах я могу сказать, что люди неверующие с трудом воспринимают Евангелие «в лоб», может помочь опыт чтения и знания художественной литературы, музыки и даже, хоть и в меньшей степени, кинематографа. Сегодня шел разговор о том, что биографическая литература, в том числе отражающая опыт ХХ века, бывает полезна для чтения оглашаемыми. Но я ожидаю, что будет и более подробный разговор об этом. Я знаю, что о. Георгий Кочетков составлял список художественных произведений, которые могут помочь людям, ищущим пути к вере, и этот список опубликован. Но время-то идет, поколения меняются, ментальность людей уже другая. И мне хочется услышать мнения разных участников конференции. Ведь их становится все больше и больше – не в геометрической прогрессии, конечно, но количество людей, участвующих в конференции из разных мест, имеющих опыт и не имеющих, растёт.
Одной из форм обсуждения стал литературно-музыкальный вечер, в котором участвовали катехизаторы
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Свято-Троицкого храма села Новотроевка. Эти конференции всегда очень интересны, потому что здесь действительно можно услышать и увидеть то живое, что и должно, как мне кажется, составлять нашу жизнь в Евангелии. Люди говорят о том, что их волнует на самом деле, а волнует их как раз возможность выразить этот опыт жизни. Ведь здесь собраны те, кто имеет прямое отношение к свидетельству о своей вере. И услышать, как это делается кем-то ещё в другом месте, воспринять этот опыт, увидеть в новом ракурсе вроде бы уже старые, известные тебе вещи – это очень важно. Так что я считаю, что эти конференции, конечно, очень нужны.
Иеромонах Димитрий (Першин), председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. Прежде всего, замечательно, что православие остается пространством очкариков, что людям, здесь присутствующим, присуща культура мысли, умение аргументировать свою точку зрения, а не поверхностно оценивать чьи-либо идеи, преисполнившись обличительного пафоса. Чудесно и то, что наша, казалось бы, замшелая церковная традиция может оказаться источником вдохновения. Творения Отцов, богослужебное последование вновь и вновь удивляют не только христиан, которые уже давно в Церкви, но и внешних людей, может быть, впервые соприкоснувшихся с некатехизационной глубиной православия, и за этим удивлением следует радость узнавания. И третий момент – я очень надеюсь, что исполнится то, о чем о. Георгий напомнил, завершая нашу последнюю встречу, и результатом конференции будет некая творческая пауза, что не появится одноразовых поспешных директив, моментальных решений, что у всех участников этой встречи останется пространство свободы и возможность комбинировать, принимая какие-то решения, а может быть, и воздерживаясь от чего-либо. И последнее: я рад тому, что люди делятся не только успехами, но и ошибками. Анализ промахов и неудач, может быть, даже важнее победных реляций о достижениях.
Обсуждение продолжалось и во время перерывов. Священник Александр Гинкель и протоиерей Димитрий Карпенко
Священник Александр Гинкель. Прежде всего очень важно, что люди не просто пришли, послушали и разошлись. Тема богочеловечества Спасителя и вообще керигмы о Христе касается каждого христианина как личного ученика Господа. Каждый из нас, так или иначе, должен быть готов к тому¸ чтобы вопрошающему дать ответ, и ответ дать с кротостью, а не с «витиеватостью ума».
Священник Алексий Малов. Человек сюда приезжает с каким-то своим внутренним вопросом, и совместно обсуждая актуальную, по нашему же общему мнению, проблему, мы находим ответы на главные вопросы конференции, и одновременно получается, что заодно отвечаем на свои личные.
Для меня было важно то, что мы говорили про разные уровни проповеди – догматический, керигматический и экзистенциально-мистический. Было просто проговорено, что это такое, но при этом не возникло ощущения какой-то схематичности или излишней методологичности, все было очень глубоко. Видно было, что это сложная тема.
А.А. Шарафутдинов, секретарь Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы. Особенность этой конференции в честном разговоре по душам не с целью кому-то что-то доказать, а с целью найти истину для того, чтобы служить, приносить пользу церкви и людям и приводить людей к Богу. Причем в этом разговоре участвуют люди разных взглядов, я бы даже сказал, разных церковных партий.
Меня очень вдохновил разговор, как правильно говорить о Христе. Редкий и такой не популярный в нашей церкви разговор. Мы даже на ближайшей комиссии о курсах для миссионеров поставим этот вопрос: «Как миссионеру дойти до Христа».
Мне кажется, это важнейший вопрос. Он задал тон всей конференции, и главное, что само пространство обсуждения такое подлинное, честное. И ответы приходили не только на круглых столах, но и в общении, которое было между людьми в кулуарах. Потому что общение здесь действительно братское и люди готовы слышать друг друга. Это очень важно.
С участниками конференции беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная
---------------
* «Лично я вообще бы отменил частную исповедь, кроме того случая, когда человек совершил очевидный и конкретный грех и исповедует его, а не свои настроения, сомнения, уныния и искушения. А что же делать со всеми этими обычными "состояниями"? Я убежден, что подлинная проповедь есть всегда (о чем бы она ни была) одновременно и ответ на них, и их исцеление. Ибо она всегда есть проповедь о Христе. Если же проповедь не есть все это, то она и вообще не нужна. И сила ее в том, что подлинный проповедник и к себе обращает проповедь – на свое уныние, маловерие, теплохладность и т.д. И что же к этому могут прибавить разговоры? Поразительно, как люди, "интересующиеся духовной жизнью", – не любят Христа и Евангелие. И понятно, почему: там ничего не сказано о "духовной жизни", как они ее понимают и любят. Где это я читал, что именно о такой духовности притча Христа об очищенной клети, занимаемой еще худшими злыми духами? Грешник кается и обращается. Лжедуховный осужден на гибель: это и есть хула на Святого Духа. Как все это страшно! Я со всей силой ощущаю, что одна из главных опасностей всегда и всюду – псевдорелигия, псевдодуховность... Вообще "псевдо" (псевдобогословие, например...)» (протопр. Александр Шмеман. Дневники).