Православная миссия
и катехизация
и катехизацияТеория и практика катехизацииКатехизаторуЭкклезиологический аспект оглашения в жизни оглашаемых и верных
Экклезиологический аспект оглашения в жизни оглашаемых и верных
Предметом рассмотрения является жизнь группы оглашаемых в церковной среде. Эту тему можно рассматривать с двух сторон: 1) церковная жизнь самой огласительной группы и 2) влияние жизни церкви на огласительную группу.
В первом вопросе возможно рассматривать особенности внутренней жизни, роста и развития, церковных проблем и трудностей самой огласительной группы как уникального образования, за относительно короткий срок проходящего путь от кучки чуждых друг другу индивидуалистов (которыми в той или иной степени являются почти все невоцерковленные люди) до группы братьев и сестер во Христе, зачатка церковной общины. Во втором вопросе возможно рассматривать влияние на жизнь огласительной группы жизни окружающей ее церкви, в лице как отдельных ее представителей (катехизаторов, помощников, поручителей), так и составляющих церковь общин, братств, приходов и т.д., вплоть до церкви как земной структуры, имеющей не только многовековой опыт, но и столь же древние проблемы, которые не могут не сказываться на жизни огласительной группы.
Объем и масштаб темы столь велики, что могли бы составить предмет рассмотрения бакалаврской или магистерской работы, и все её аспекты охватить в докладе невозможно, поэтому попытаемся посмотреть на процесс катехизации с одного ракурса, с одной стороны, очевидного, а с другой – позволяющего лучше понять процесс оглашения.
Как известно, наша вера – в Бога и в человека. Сама же вера лучшим образом формулируется как открытость. Следовательно, вера – это открытость Богу и человеку. Известно также, что одной из основных трудностей на оглашении является закрытость оглашаемых, проявляющаяся многообразно. Человеку на оглашении трудно открыться – и лично, и в группе, «некоторые даже уходят из-за того, что не представляют, как можно открыться другим» (КрК1 от 18.06.06). В связи с этим весь огласительный процесс как церковное действо, позволяющее человеку обретать веру и укрепляться в ней, можно попробовать описать в категориях «открытости» и «закрытости» по отношению к Богу и к человеку, в четырех известных направлениях катехизации.
Церковная жизнь группы оглашаемых
а) Храмовая молитва. Одной из известных трудностей является участие оглашаемых в храмовом богослужении – проводящемся в непривычном для многих храмовом пространстве, на непонятном языке, без чтения молитв вслух и т.д., из-за чего многие люди, если и приходят в храм, то молятся о своих нуждах, а в общем богослужении участия не принимают. Очевидно, что если человек не сможет открыться новому для себя опыту общей храмовой молитвы, то он не воцерковится. Или, например, когда оглашаемый смотрит свысока на приходское храмовое богослужение, считая его архаичным, или слишком коллективистским, или проявляет «эстетический» подход («поют не так», «священник неблагообразен» и т.д.), то в этом тоже проявляется его закрытость. Есть и другие случаи закрытости в этой сфере, например, замечено, что «если к концу 1-го этапа человек не ходит в храм вместе с группой, даже если он ходит в свой храм, то это явный признак того, что человек всерьез ничего в своей жизни менять не хочет» (КрК от 07.10.06). То есть, у человека есть свой опыт храмового богослужения, и он его расширять или пересматривать не намерен.
б) Личная молитва. То же самое происходит и с личной молитвой: человек должен научиться открываться Богу, и если это не получится, то оглашение не состоится. Более того, отмечено, что «не может быть критерием только сам факт того, молится человек или не молится, потому что неизвестно еще, как и что у него с молитвой происходит, и замкнутость человека на себя нужно размыкать» (КрК от 19.11.06). То есть оглашаемые должны научиться различать, получили ли они ответ на свою молитву, дошла ли их молитва до Бога, или лишь до 1-го или 2-го неба. Таким образом, открытость нужна и для того, чтобы Богу что-то сказать, и для того, чтобы от Бога что-то услышать, и без такой открытости ни то, ни другое невозможно.
в) Чтение Писания. Хорошо известно, что человек реагирует на те или иные места Писания по-разному: с какими-то из них он совершенно согласен, а какие-то вызывают у него напряжение. Трудные для человека места часто связаны с тем идолом, которому человек служит. Так, например, для современного человека притча о богатом юноше почти всегда является одним из таких трудных для исполнения мест, на которые оглашаемый, почти как апостолы, восклицает «Так кто же тогда может спастись?!». Можно сказать, что к каким-то местам Писания человек открыт, и эти места принимаются человеком без возражений, а к каким-то – закрыт, и, если человек таковым и останется, то можно утверждать, что он не всё Евангелие принимает, а только то из него, что ему нравится. И тогда встает вопрос о том, сможет ли такой человек воцерковиться.
г) Исправление жизни. В тех же категориях открытости-закрытости можно говорить и в отношении этого направления. Известно, например, что в древней церкви о плодах оглашения могли спрашивать у соседей оглашаемого: изменился ли к лучшему этот оглашаемый за последнее время? Для того, чтобы воцерковиться, человеку и тогда, и сейчас требуется открытость, проявляющаяся многообразно. Например, в том, чтобы попросить прощения, выправить отношения с каким-то человеком. Или в том, чтобы увидеть вокруг себя людей, нуждающихся в помощи, и не только увидеть, и пройти мимо, как священник и левит из притчи о милосердном самарянине, но и помочь. Или в том, чтобы увидеть внутри себя такие вещи, на которые человек прежде не обращал внимания, а теперь, с актуализацией совести, вдруг увидел, и понял, что в них нужно каяться. Нужно иметь мужество увидеть это в себе, а увидев, исправить, и для этого нужна открытость и к себе, и к действию Божьему в себе.
Одним из важных показателей совершающегося оглашения служит готовность людей отделять десятину. И здесь можно сказать, что люди, открываясь, доверяют Богу и Церкви, что это не устаревший обычай, оставшийся целиком в Ветхом Завете, а актуальная заповедь Божья.
Категории открытости-закрытости могут относиться даже к трапезе на огласительных встречах. Известно, что одним из признаков, свидетельствующих о благоприятном протекании оглашения и даже о готовности группы к переходу на 2-й этап, служит изменение качества трапезы на встрече – от «чая с сушками» к полноценному ужину. Известно также, что в древнем мире отношение к трапезе было особым, близким к сакральному, и абы с кем трапезу не разделяли. Конечно, сейчас, в эпоху общепита, отношение к трапезе во многом изменилось, но всё же можно предположить, что готовность иметь общую трапезу свидетельствует именно о том, что люди готовы так или иначе принимать друг друга, то есть между ними уже появилась какая-то открытость.
Соответственно, антиподом открытости будет замкнутость, точнее, самозамкнутость, поскольку открыться или не открыться – зависит только от самого человека. В этой связи в оглашении можно выявить два вида самозамкнутости: индивидуальную (группа не складывается как группа, есть дух розни и отчуждения, хотя каждый человек сам по себе может быть неплохим) и групповую (когда группа замыкается на себе, дистанцируя себя от церкви).
При этом «иногда закрытость проявляется в том, что человек без конца говорит» (КрК от 18.06.06). За такую «открытость» человек на самом деле прячется, в действительности оставаясь закрытым: «люди либо закрыты, либо хотят внешней открытости, за которой можно спрятать свою внутреннюю закрытость» (КрК от 18.06.06).
Другая сторона этой закрытости, как ни парадоксально, заключается в том, что человек не может быть закрытым – для него это состояние, подобное смерти, и он всегда стремится этого избегать. Но очень часто открывается человек духу иному, не Божьему, т.е. происходит то, что называется идолопоклонством, и это совсем не обязательно бывает связано с оккультным опытом, экстрасенсорикой и т.д. Как известно, человек начинает быть внимательным, начинает слушать и концентрироваться тогда, когда рядом с ним говорится что-то, что напрямую касается той жизни человека, которую он ведет, т.е. когда касаются вещей, важных для этого человека. Пьющий человек будет «включаться» тогда, когда заговорят о выпивке, развратный – когда заговорят о женщинах, азартный болельщик – когда заговорят о любимой спортивной команде и т.д. То есть человек открывается тому опыту, который ему близок и который дает ему то или иное наслаждение.
Таким образом, на протяжении оглашения человек должен «закрыться» от идолов и открыться Духу Божьему.
Нужно отметить, что проблема открытости, доверия-недоверия связана с недостатком культуры, характерной сейчас для многих оглашаемых. «Недостаток культуры … сказывается прежде всего в том, что очень затруднено и очень редко сейчас встречается в человеке восприятие своей жизни как пути, и, соответственно, оглашения как пути. Если же в человеке это есть, тогда нет больших трудностей с оглашением. … Если человек всерьез культурный, то духовные вещи ему знакомы, потому что культура – это воплощение духа. Человек культурный в принципе способен воспринять свою жизнь как путь, как духовную реальность, в обретении которой жизнь обретает некое качество. На культуру можно опираться, но это само по себе сейчас редко» (КрК от 18.06.06).
Влияние жизни церкви на огласительную группу
Экклезиологический аспект оглашения в жизни верных выражается двуединым образом в служении катехизатора и братства (церкви). Катехизатор на протяжении всего оглашения является для оглашаемых лицом иерархическим, т.е. имеющим дар и власть слова, которое имеет силу от Бога, и «задача катехизатора – помочь человеку осознать и выстроить свою жизнь как путь, т.е. действительно открыть свою жизнь для Бога, для Церкви, для другого Человека» (КрК от 18.06.06).
Влияние братства (церкви) может выражаться в следующем.
- 1. Поручитель. Хороший поручитель может иметь большое положительное влияние на поручаемого, если, конечно, будет соблюдать disciplina arcani.
- 2. Другие члены братства в нормальном случае являют живую открытую церковную среду, однако и здесь необходима disciplina arcani.
- 3. Церковь в целом. Здесь влияние самое противоречивое и неоднозначное. Можно утверждать, что сама по себе поместно-приходская экклезиология (не говоря уже о клерикальной) является закрытой для оглашаемых, ни в чем не предусматривая участия оглашаемых в своей жизни.
Таким образом, открытость и закрытость могут являться ключевыми понятиями, выражающими экклезиологический аспект в жизни как оглашаемых, так и верных членов церкви.
Сергей Чусов
Примечание
1 Здесь и далее КрК – заседания кружка катехизаторов ПСМБ, цитаты из протоколов которых приводятся.