Православная миссия
и катехизация
и катехизацияМиссиологияИсследование современного опыта миссииЗначение и формы предоглашения в современной практике католической миссии во Франции
Значение и формы предоглашения в современной практике католической миссии во Франции
Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
Ирина-Карина Бурлака
Москва, Свято-Филаретовский институт
Во второй половине XX века в католической церкви существовало (и существует по сей день) два варианта катехизации — путь неокатехумената, который возник в 1964 году и в котором по сути трудно выделить период предоглашения, и Чин христианского посвящения взрослых, который был составлен по решению II Ватиканского собора и утвержден Папой Римским Павлом VI в 1972 г. Этот чин содержит выделенный этап прекатехумената (предоглашения), что представляет интерес в изучении вопроса современной практики предоглашения.
В соответствии с Чином выделяется 4 этапа[1]:
1. Прекатехуменат, который завершался собеседованием, совершением обряда начала катехумената и празднованием этого события (символы — крестное знамение и вручение Евангелия).
2. Период катехумената, который завершается чином, который называется «решающий призыв», обряд избрания и записи имён (1-ое воскресение Великого поста) — момент, когда собирается Церковь, и катехумены вписывают свои имена в книгу, по которой верные будут молиться о них.
3. Этап просвещения и освещения (время Великого поста, 40 дней), которые завершается обрядом совершения таинств посвящения: Крещения, Миропомазания и Евхаристии.
4. Мистагогия (посвящение в таинства).
Наиболее интересно выявить значение этапа прекатехумената, который становится не просто периодом свидетельства, евангелизации, который имеет рекомендательный характер, но неотделимым этапом процесса научения в католической церкви. Исследование представляется актуальным, поскольку в наше время можно делать первые выводы об эффективности принятых на соборе решений и о том, какое значение в возрождённой многоэтапной катехизации имеет прекатехуменат. Кроме того, даже имеющиеся немногочисленные материалы написаны на иностранных языках, что осложняет российским исследователям изучать вопросы в данной сфере.
Поскольку условия проведения предоглашения зависят в большой мере от менталитета, особенностей устроения социальной жизни, то кажется важным ограничить изучение вопроса территорией одной страны. В данной работе будет рассмотрена ситуация во Франции, для изучения вопроса будут в том числе использованы материалы на французском языке.
Целью данной работы является выявление значения и условий прекатехумената в современной практике католической миссии во Франции.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить границы значения «прекатехуменат» в огласительной практике католической церкви.
2. Выявить значение периода предоглашения в подготовке к прохождению Чина христианского посвящения взрослых.
3. Описать формы проведения прекатехумената, существующие в католической церкви во Франции.
Прежде чем рассматривать вопрос о значении прекатехумената в католической современной миссии, необходимо обозначить значение самого термина, его границы.
1. Понятие «прекатехуменат» или «предкатехуменат»
В практике миссии и катехизации для обозначения периода, предшествующего оглашению, катехизации, научению жизни в Церкви Христовой применяются разные термины. В православной церкви этот термин не имеет общего признания и чёткого определения, в практике ПСМБ[2] этап называется предоглашением.
Понятие «прекатехуменат» является распространённым термином в современной практике католической миссии и катетехизации, также применяется термин «евангелизация», который, впрочем, может иметь и более широкое значение и обозначать весь процесс свидетельства, научения и вхождения в Церковь. Необходимо отметить, что в отличие от статуса термина «предоглашение» в православной церкви, который не имеет чётких границ и повсеместного признания, у католиков термин «прекатехуменат» признан на уровне всей церкви.
В католической практике предоглашением (или прекатехуменатом) чаще всего называется курс для детей до 7–8 лет в связи с тем, что до 12 лет (начиная с 7–8 лет, это зависит от прихода) дети проходят так называемое оглашение, то есть подготовку к первой исповеди и причастию, которые происходят в 12 лет.
В равной мере этот термин используют для описания подготовки к взрослому воцерковлению, но в этом случае так же необходимо точно понимать, что имеется ввиду под этим словом. Как и в катехизической практике РПЦ, предоглашение и оглашение имеют разное значение и степень важности в разных приходах.
Прекатехуменат — это этап начального обращения человека. Павел Гаврилюк, описывая каноническую огласительную практику, являющуюся по сути собирательным опытом Восточной и Западной церквей, называет первым пунктом этап предоглашения, подразумевая под этим период знакомства язычника с христианством, которое «было по случайным беседам, рассказам друзей и книгам»[3]. Сейчас же знакомство с христианством, случайные беседы о вере происходят часто через личное свидетельство христианина, что по суди ещё не является предоглашением, но предшествует ему.
Говоря о воплощении решения Второго Ватиканского собора, французский богослов Вьера Жерар пишет: «Предоглашение для взрослых необходимо повсюду для того, чтобы уверование было реальным и глубоким»[4].
В связи с решениями собора во второй половине XX века была необходимость всерьёз обновлять опыт катехизации, многие были вдохновлены этой задачей и думали, как теперь проводить катехизацию, где найти катехизаторов, которые не просто знают правила церкви, но и могут помочь людям углублять их веру и опыт жизни в Церкви[5]. Один профессор из Италии, доктор Андреа Фонтана, говорит, что уже закончилось время готовой одежды и нам пора восстановить портных.
После II Ватиканского собора старались обновлять понятия и их смысл, иногда даже намеренно меняли термины, чтобы отделить по форме и смыслу новые процессы от старых, которые уже имели определённые ассоциации. Так, например, во французском языке стали заменять «précatechisme» на «précatéchèse»[6] или «précatéchumenat».
2. Значение прекатехумената в современной практике католической миссии
В католической практике прекатехуменату придается большое значение, этот этап неразрывно связан с последующими и без прохождения этого этапа человек не может стать катехуменом[7].
Длительность предоглашения может быть очень разной. Чаще всего, в приходской католической практике предоглашение обычно не предполагает большое количество встреч. Так, на сайтах и в буклетах некоторых приходов Франции говорится об коротком этапе предоглашения, который предшествует нескольким этапам оглашения, и цель которого — понять, с верной ли мотивацией человек хочет креститься.
«Необходимо с вниманием рассмотреть мотивации, которые могут сознательно или несознательно побуждать интересующегося к такому действию»[8] — пишется на католическом cайте Cybercuré. Или так: «предоглашение позволяет человеку и его желанию созреть подлинно и в свободе»[9]. Но на практике для этого созревания может потребоваться от нескольких месяцев до нескольких лет, если говорить о норме.
Действительно, в период прекатехумента, как и на других этапах, есть свои важнейшие задачи:
- выявить мотивацию, с которой человек хочет соверашать путь оглашения;
помочь человеку обрести веру; - принести участникам предоглашения свидетельство о Боге живом и о Том, кого Он послал в этот мир для спасения всех — об Иисусе Христе;
- засвидетельствовать ищущим, что Иисус Христос есть Путь, Истина и Жизнь;
- познакомить пришедших на предоглашение с христианством и его основами;
- познакомить участников с христианской общиной.
Сейчас в описании всего процесса катехизации обычно время предоглашения обозначают как первый период, который часто следует за изъявлением желания креститься. Предоглашение уже является знакомством с христианством не по случайным беседам, а по продуманной системе встреч. Как правило, после того, как ищущий заявляет о своём желании креститься и проходить подготовку (катехизацию), следует этап предоглашения.
Задача предоглашения — помочь человеку определиться пути, познакомиться с христианством, стать уже не просто «ищущим», но «верующим» во Христа. Или как описывает один из документов прихода города Нэнси, это период первой евангелизации, которая предполагает принесение человеку «вести о Боге живом и о том, что Он послал Иисуса Христа для спасения всех»[10]. В «Кодексе канонического права католической церкви» сказано: «Свидетельством жизни и слова миссионерам следует установить диалог с теми, кто не верует во Христа, чтобы этим людям, соответственно их образу мышления и культуре, открылись пути к познанию евангельской вести»[11]. Если исходить из этой задачи, то желание креститься и стать христианином — это скорее плод свидетельства «ищущему» о Христе, но в связи с тем, что мы можем на данный момент знакомиться в основном с приходской практикой, то часто и само свидетельство начинается только с того момента, когда человек пришёл в храм, подошёл к одному из служителей и сказал, что имеет желание креститься, часто не понимая, что это значит. Поэтому сайты приходов и описывают эту ситуацию, в которой за изъявлением желания необходимо всё же убедиться, какова истинная мотивация «ищущего» и, если это желание связано с поиском живой христианской веры, то помочь человеку эту веру обрести.
Поскольку прекатехуменат является неотделимой часть всего процесса катехумената, то по формальным признаком этот этап относят скорее к огласительному процессу, нежели к миссионерскому, но по задачам и по смыслу прекатехуменат является всё-таки периодом периодом миссии.
3. Формы и условия проведения прекатехумената во Франции
Необходимо отметить, что то, как совершается предоглашение в католической церкви, зависит от того, где и кем оно совершается. Даже в разных приходах могут использоваться разные формы.
Самой распространенной формой прекатехумента является система встреч, которую применяют на приходах и которая предполагает неразрывность этапа прекатехумената с вторым этапом — периодом катехизации, который может длиться около двух лет.
Как правило, на этапе прекатехумената участникам обозначаются важнейшие направления, в которых им следует совершать усилия:
1. Чтение Евангелия и катехизиса (слышание слова)
2. Жизнь по евангелию (изменение жизни, обращение)
3. Жизнь в Церкви: группа в приходе, община
4. Литургическая жизнь: молитва[12]
О плодах предоглашения и о том, что цель достигнута свидетельствует то, что происходит при переходе с этапа предоглашение на оглашение.
Во-первых, обязательно происходит длительное собеседование, на котором катехизатор (священник или мирянин) задаёт вопросы.
Во-вторых, совершается обряд начала катехумената и празднование этого события. В каноне 788 «Кодекса канонического права» указывается: «Тех, кто изъявит желание принять христианскую веру, по завершении предкатехумената следует принять в число катехуменов, совершив надлежащие литургические обряды, а их имена должны быть вписаны в предназначенную для этого книгу»[13].
Обряд совершается у входа в храм или во дворе храма, где расположен вход в церковь. То есть вход (дверь, ворота) имеет символическое значение. Этот обряд сопровождается двумя важными символами. Первый — крестное знамение, совершенное торжественным образом. Это не только осенение крестным знамением чела, но также и органов чувств: уст, чтобы показать, что мы должны проповедовать Христа, должны проповедовать нашу веру; ушей, чтобы слушать Слово Божие; сердца, того места, в которое человек принимает Господа. И второй — это вручение Евангелия. Вручение Евангелия показывает, что этому человеку, выразившему желание быть христианином, вручается «учебник» веры. Катехизация должна быть укоренена в Слове Божием. Потом, в процессе. Этот обряд обычно совершается в приходе.
Немаловажно, что в католической церкви уже на этапе предоглашения считается важным дать кандидату опыт общения с христианской общиной14. Предполагается, что после предоглашения человек должен войти в общину, где он получает статус оглашаемого15. В связи с этим уже на этапе прекатехумента участники знакомятся с членами общины, которые проводят и помогают на предогласительных встречах, так возникают доверительные отношения, которые позволяют участникам лучше узнать христианство и почувствовать поддержку и опору на своём пути.
Заключение
В заключение можно сделать некоторые выводы:
1. С точки зрения значения предоглашения в православной церкви кажется крайне важным, что термин «прекатехуменат» имеет чёткие смысловые границы и является принятым всей католической церковью, что упрощает изучение темы, поскольку не приходится слишком долго разбираться с терминологией, разве что в сопоставлении с реалиями православной церкви, чтобы понимать, о чём идёт речь.
2. В литературе и практически на каждом сайте французских приходов можно найти информацию о том, каким образом в этом приходе проводится катехизация, но стоит отметить, что без применения метода экспериментального наблюдения на эту информацию невозможно опираться для выводов о значении прекатехумената в католической церкви во Франции. Скорее можно говорить о том, что наличие этой информации не только на сайтах приходов, но и в литературе, свидетельствует о том, для католической церкви важно принятое на Ватиканском соборе, которое члены церкви и пытаются воплощать в жизнь.
3. По доступным материалам есть некоторая возможность исследовать ситуацию с катехизацией и прекатехументом на приходах. На данный момент не удалось, но в дальнейшем хотелось бы понять, как предоглашение происходит не только на приходах, но и в христианских движениях, в католических братствах. Здесь необходимо личное общение с членами движений и изучение их опыта в приближении. На сайтах движений, таких, как Эммануэль, например, есть описание миссионерской деятельности, но нет ни слова о прекатехуменате, что даёт возможность думать о том, что в братствах и движениях это происходит иначе, нежели на приходах. Поскольку вне этого исследования картина является неполной, то невозможно говорить о представленных материалах как обо всём опыте современной практики католической миссии.
4. Включение периода прекатехументата в систему катехизации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, люди, вошедшие в храм, желающие узнать основы христианской веры, найти ответы на свои вопросы и решившиеся пойти на прекатехуменат, сразу понимают, что это — начало целого пути, с другой стороны, включение периода предоглашения в официальную систему может отпугивать ищущих. Вероятно, в движениях это устроено по-другому.
Список литературы
1. Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Георгия Кочеткова. М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. С. 10–12.
2. Кодекс канонического права. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. 624 с.
3. Сонина С. Предоглашение: основные задачи и способы проведения // Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 1. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 96–113.
4. Традиции святоотеческой катехизации: Пути возрождения: Материалы Международной богословско-практической конференции (Москва, 17–19 мая 2007 г.). М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2011. 336 с.
5. Adler G., Vogeleisen G. Un siècle de catéchèse en France, 1893–1980: histoire, déplacements, enjeux // Théologie Historique 60. Paris : Beauchesne, 1981. P. 11.
6. Baptême d’adultes. URL: https://cybercure.fr/je-celebre-les-sacrements/bapteme/article/bapteme-d-adultes-conditions-preparation-catechumenat#Celebration-du-bapteme-des-adultes-les-etapes-du-catechumenat (дата обращения: 4.11.2018).
7. Catéchuménat. P. 12. URL: http://www.cath-vs.ch/catesion/wp-content/uploads/sites/4/2017/01/rituel-power-point26-10-11enjeux-du-catc3a9chumc3a9nat.pdf (дата обращения 7.11.2018).
8. Catéchuménat des enfant et des adolescents. Versaille : diocèse de Versailles, 2001. P. 11.
9. Du précatéchuménat à l’entrée en catéchuménat. URL: https://www.catholique-nancy.fr/a-votre-service/les-services-diocesains/annonce-et-celebration/catechumenat/documents-utiles/a-destination-des-acteurs-pastoraux/ensemble-accompagnateurs-du-catechumenat/du-pre-catechumenat-a-lentre-en-catechumenat (дата обращения: 9.11.2018).
10. James Mallon. Manuel de survie pour les paroisse. Paris : Artège, 2015. P. 210.
11. Le catéchuménat vers le Baptême adulte. URL: https://www.diocese-grenoble-vienne.fr/stbenoitpaysbeaurepaire_kt_adultes.html (дата обращения: 5.11.2018).
12. Le parcours des catéchumènes: 2 ans de marche vers le baptême (Сайт Службы оглашения в Париже). URL: https://www.paris.catholique.fr/le-parcours-des-catechumenes-2-ans.html (дата обращения: 1.12.18).
13. Quelles sont les grandes étapes du catéchuménat? (Сайт прихода в г. Вар) URL: https://www.catechumenat-var.fr/quelles-sont-les-grandes-etapes-du-catechumenat/ (дата обращения: 6.11.2018).
14. Rondet H. De l'amour fraternel au Baptême. Essai de précatéchèse // Nouvelle Revue Théologique. № 81/5. 1959. P. 502–511.
15. Viera G. L'église catholique en Guinée à l'épreuve de Sékou Touré (1958–1984). Paris : KARTHALA, 1981. 504 p.
Примечания
1 См., например, Baptême d’adultes. URL: https://cybercure.fr/je-celebre-les-sacrements/bapteme/article/bapteme-d-adultes-conditions-preparation-catechumenat#Celebration-du-bapteme-des-adultes-les-etapes-du-catechumenat (дата обращения: 4.11.2018).
2 Преображенское Содружество малых братств (https://psmb.ru/o-nas.html).
3 П. Гаврилюк. История катехизации в древней церкви / Под ред. свящ. Георгия Кочеткова. М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. С. 10–12.
4 VIERA Gérard. L'église catholique en Guinée à l'épreuve de Sékou Touré (1958–1984). P. 199.
5 Подробнее см. Viera G. L'église catholique en Guinée à l'épreuve de Sékou Touré (1958–1984). Paris : KARTHALA, 1981. P. 193–197.
6 Adler G., Vogeleisen G. Un siècle de catéchèse en France, 1893-1980: histoire, déplacements, enjeux // Théologie Historique 60. Paris : Beauchesne, 1981. P. 11.
7 Напр., Du précatéchuménat à l’entrée en catéchuménat https://www.catholique-nancy.fr/a-votre-service/les-services-diocesains/annonce-et-celebration/catechumenat/documents-utiles/a-destination-des-acteurs-pastoraux/ensemble-accompagnateurs-du-catechumenat/du-pre-catechumenat-a-lentre-en-catechumenat.
8 Baptême d’adultes. URL: https://cybercure.fr/je-celebre-les-sacrements/bapteme/article/bapteme-d-adultes-conditions-preparation-catechumenat#Celebration-du-bapteme-des-adultes-les-etapes-du-catechumenat (дата обращения: 4.11.2018).
9 Le catéchuménat vers le Baptême adulte. URL: https://www.diocese-grenoble-vienne.fr/stbenoitpaysbeaurepaire_kt_adultes.html (дата обращения: 5.11.2018).
10 Du précatéchuménat à l’entrée en catéchuménat. URL: https://www.catholique-nancy.fr/a-votre-service/les-services-diocesains/annonce-et-celebration/catechumenat/documents-utiles/a-destination-des-acteurs-pastoraux/ensemble-accompagnateurs-du-catechumenat/du-pre-catechumenat-a-lentre-en-catechumenat (дата обращения: 9.11.2018).
11 Кодекс канонического права. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. С. 323.
12 Напр., Catéchuménat. P.12. URL: http://www.cath-vs.ch/catesion/wp-content/uploads/sites/4/2017/01/rituel-power-point26-10-11enjeux-du-catc3a9chumc3a9nat.pdf или Catécuménat des enfant et des adolescents. Versaille : diocèse de Versailles, 2001. P. 11.
13 Кодекс канонического права. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. С. 323.
14 Сонина С. Предоглашение: основные задачи и способы проведения // Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 1. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. С. 102.
15 Напр., Le parcours des catéchumènes: 2 ans de marche vers le baptême (Сайт Службы оглашения в Париже). URL: https://www.paris.catholique.fr/le-parcours-des-catechumenes-2-ans.html (дата обращения: 1.12.18)
Источник: Сретенские чтения: Материалы XXV научно-богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов : Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва, 23 февраля 2019 года) / Сост. З.М. Дашевская [Электронный ресурс]. М.: СФИ, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.