Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Влияние Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца на церковную и культурную жизнь Березовского уезда Тобольской губернии (1904–1914 гг.)

Статья посвящена деятельности самого северного православного братства и его влияния на церковную и культурную жизнь Березовскго уезда Тобольской губернии в начале XX века. Деятельность Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца стала успешным опытом сотрудничества клира и мирян-колонистов в устроении общественной жизни в Обдорске. Миссионерская деятельность коренным народам была менее плодотворной.
31 марта 2020

Скачать в формате  DOC  EPUB  FB2  PDF

Никитина Елена Николаевна 
Нижневартовск, Свято-Филаретовский институт

Во второй половине XIX века в нашей стране происходит активизация деятельности православных братств. Накануне революции 1917 года в Российской империи было более 700 братств[1]. Территория, на которой они возникали, определяла их специфику. Особенно актуальной деятельность братств была на окраинах, где духовная жизнь зачастую проходила в очень напряжённых условиях, в окружении местного инородческого населения или представителей иных конфессий.

Самым северным православным братством, которое действовало на территории Российской империи, было миссионерское братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца. Оно возникло в Обдорске 8 сентября 1904 г. при Обдорской противоязыческой миссии. Последние упоминания о его деятельности относятся к 1918 году.

Село Обдорск (в настоящее время это город Салехард — столица Ямало-Ненецкого автономного округа) в начале XX века входил в Берёзовский уезд Тобольской губернии. Это была большая, труднодоступная, малонаселенная территория с суровым климатом и преобладанием кочевого населения. Ханты вели оседлый или полуоседлый образ жизни, а кочевниками были ненцы–оленеводы. Они оказывали упорное сопротивление распространению православия, которое осуществлялось русским миссионерами с начала XVII века. Под давлением аниправительственных выступлений, государство несколько раз приостанавливало деятельность православной миссии в этом крае. Очередной раз Обдорская миссия была открыта в 1832 году.

Коренные народы часто принимали крещение формально. Ханты и особенно кочевые ненцы продолжали придерживаться своих религиозных верований, но исповедовались и причащались обычно в период Обдорской ярмарки, чтобы показать лояльность государственной власти, вместе с уплатой ясака. Остяцкие и самоедские князья даже если и принимали крещение, то противодействовали распространению православия среди своего народа[2].

Середина XIX века стала новым этапом в миссионерской деятельности в Российской империи. «Перед Обдорской миссией встала теперь задача не только окрестить язычников, но наставить их в православной вере»[3].

Миссионерское братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца было создано по инициативе церковной власти, но нашло отклик среди неравнодушных жителей Обдорска. Наиболее благоприятным для него был период, когда Тобольским епископом был Антоний (Каржавин) и главой Обдорской духовной миссии и Братства — игумен Иринарх (Шемановский). Они осознали, что для дальнейшей миссионерской и просветительской деятельности была необходима поддержка местных русско-зырянских жителей.

В Братство входили люди различных сословий. Статус братчика определялся не только значением его участия в жизни этого объединения, но и размером финансового вклада. Среди членов Братства были как жители Обдорска, так и других населённых пунктов Берёзовского уезда и Тобольской губернии, в том числе и кочевники. Почётным членом Братства был Н. Л. Гондатти, который с 1906 по 1908 года возглавлял Тобольскую губернию, посещал Обдорск, скорее всего был знаком с деятельностью Братства. Он в 1885 году в составе научной экспедиции совершил поездки по тундре на оленях и собаках, познакомился с жизнью коренных жителей и написал несколько научных трудов о быте остяков, вогулов и самоедов.

Пожизненный член Братства П.Ф. Тележкин был в братстве не менее десяти лет с момента его основания и, по крайней мере, до 1914 года. Он был казначеем, участвовал в создании музея, был членом переводческой комиссии, попечителем инородческой больницы и приюта, занимался огородничеством. Его дочь Ирина тоже была членом братства. Будучи слушательницей Московских женских курсов, интересовалась жизнью и бытом инородцев и помогала в обработке коллекций научным экспедициям. И это не единственный пример, когда в Братство входили несколько человек из одной семьи.

Председателем Братства был настоятель Обдорской духовной миссии. Одного из его заместителей выбирали из числа действительных членов общим собранием Братства на один год. Вопросы, которые рассматривались на заседаниях Братства, позволяют предположить, что братчики принимали активное участие в его деятельности.

При Братстве были созданы церковно-миссионерская библиотека и музей с целью просвещения жителей Обдорска и изучения коренного населения, осуществлялась помощь многочисленным научным экспедициям. В своём письме к Б. М.Житкову игумен Иринарх (Шемановский) отмечал: «Обдорское братство, несмотря на специфическое название «миссионерское», – чисто культурное учреждение, полагающее главными целями содействовать поднятию духовно-нравственного и материального благосостояния обдорских инородцев»[4].

Значительную роль сыграло Братство в организации школьного образования. Оно участвовало в его финансирование, убеждало коренных жителей в необходимости получениями детьми образования, содействовало социализации детей инородцев. Как отмечают в своей работе В.В. и О.П. Цысь, игумен Иринарх (Шемановский) при организации образования обдорских детей старался учитывать особенности традиционной культуры их предков. Он считал, что важно сохранять связь учеников со своими родителями, проводить обучение на родном языке, давать практические знания и располагать школы в привычных природно-климатических условиях[5]. Эти представления сложились под влиянием педагогической системы Н. И. Ильминского, в основе которой лежало религиозное просвещение инородцев на родном языке. Среди коренного населения появились образованные люди, которые стали основой национальной интеллигенции. И.Ф. Ного закончил Ленинградский институт народов Севера, был председатель первого кооператива в Обдорске, стал основателем письменной ненецкой литературы, автор пьес «Ваули», «Шаман». П.Е. Хатанзеев — заслуженный учитель, автор учебников на хантыйском языке.

В меньшей степени оправдались надежды на появление среди коренного населения собственных миссионеров и священнослужителей.

Братство помогало деятельности в Обдорске больницы, аптеки, приюта для детей и богадельни для престарелых и немощных. Оно выделяло стипендии инородческим ученикам для продолжения обучения вне Обдорска, опекало детей–сирот, погребало бедных инородцев. Как отмечал игумен Иринарх (Шемановский): «Братство впервые стало приучать обдорян к жизни общественной, обдоряне впервые в Братстве объединились, в нём научились ценить значение совместной работы на пользу общую»[6].

Члены Братства участвовали в миссионерской деятельности через внебогослужебные собеседования, оглашение, привитие земледельческих навыков коренным народам. У Обдорской миссии был свой миссионерский храм, который находился на попечении Братства. Братчики принимали активное участие в деятельности «Особой переводческой комиссии». Их трудами был составлен и отредактирован перевод на самоедский язык краткого катехизиса, Священной истории Ветхого и Нового завета, азбуки для остяцких детей. Большую роль здесь сыграл священник Иоанн Егоров – миссионер, переводчик, заведующий и учитель миссионерской школы. В 1909 году в своем письме к Б.М.Житкову, игумен Иринарх (Шемановский) сообщает, что перевёл литургию св. Иоанна Златоустого на самоедский язык и служит в храме.

Количество обращенных в православие и степень их воцерковленности, позволяют сделать вывод о том, что миссия коренным народам Севера не была успешной. А. А. Дунин-Горкавич сравнил финансовые затраты на деятельность Миссии и её скромные результаты. В период с 1897 по 1906 годы таинство крещение было совершено над 445 взрослыми язычниками обоего пола[7]. Автор считает, что и качество обращения инородцев тоже оставляет желать лучшего: «христианство, не проникнув глубоко в сознание остяков, смешалось с языческими верованиями, в результате чего явились новые религиозные взгляды, представляющие из себя смесь христианства и язычества, с преобладанием последнего»[8]. После двенадцати лет своей миссионерской деятельности игумен Иринарх (Шемановский) в докладе на Иркутском миссионерском съезде в 1910 году отмечал, что «на крайнем Тобольском севере среди инородцев христиан едва ли найдётся сотни две сознательно исповедующих святую православную веру»[9]. Это было связано политикой правительства, активным противодействием со стороны кочевых ненцев, природно-климатическими трудностями и недостатком образования миссионеров. Однако важно отметить, что во второй половине XIX – начале XX века миссия не носила насильственного характера и не стала причиной религиозных конфликтов.

Е.М. Главацкая в своей монографии пишет о том, что на территории Берёзовского уезда края «миссионеры делали все возможное, чтобы приспособить христианство к условиям Севера, вырабатывая особый, северный, вариант православной ритуальной практики, ритуального времени и ритуального пространства»[10]. Например, было разрешено проводить венчание в период Рождественского поста.

Опираясь на полученную в ходе исследования информацию можно сказать, что влияние Братства на церковную жизнь можно считать незначительным.

На культурную жизнь Березовского уезда деятельность Братства оказала заметное влияние. Она была успешным опытом сотрудничества клира и мирян-колонистов в устроении общественной жизни в Обдорске, способствовала улучшению отношений между русско-зырянским и коренным населением, появлению среди них образованных людей, которые стали основой национальной интеллигенции. Музей и библиотека, расположенные в братском доме, стали культурным центром Обдорска в начале XX века и фундаментом для появления в современном Салехарде Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса, который носит имя Ивана Семёновича Шемановского.

 

Примечания

1 Кравецкий А. Г. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). Научный редактор прот. Н. Балашов. М., 2012. С. 193.

2 Перевалова Е.В. Обские угры и ненцы Западной Сибири: этничность и власть: Дисс. на соискание учёной степени д-ра ист. наук. Екатеринбург. 2017. С. 164. URL: http://old.archaeology.nsc.ru/ru//dissovet/doctordissert/17/Perevalova_EV/Perevalova_EV_1.pdf (дата обращения 29.01.2020). 

3 Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири (XIX — начало XX века). Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2001. С. 128.

4 Иринарх (Шемановский), игум. Письма отца Иринарха Б. М. Житкову // Шемановский И.С. Избранные труды : в 2 т. / Сост. Л.Ф. Липатова. М. : Советский спорт, 2011. Т. 2. Письма отца Иринарха Б.М. Житкову. С. 222. 

5 Цысь В.В. Образование и просвещение на Севере Западной Сибири в XIX – начале XX вв. / В.В. Цысь, О. П. Цысь. Нижневартовск : Изд-во НГГУ, 2011. С. 7.

6 Иринарх (Шемановский), игум. Письмо игумена Иринарха членам Братства. С. 222-223. 

7 Дунин-Горкавич А.А. О деятельности Обдорской духовной миссии // Нужды Тобольского Севера и меры для их удовлетворения. Шадринск :Редакционно-издательский отдел ПО «Исеть», 1994. С. 64. 

8 Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. С.92. 

9 Тутолмин Григорий, прот. Назревшая вопиющая необходимость обновления и расширения Березовско-Обдорской миссии // ТЕВ. 1918. № 13,14,15. С. 175.

10 Главацкая Е.М. Христианское освоение Обдорского края // Русское освоение Ямала до начала XX века : документы и исследования. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. С. 182.

 

Список источников и литературы.

Источники

1. Бартенев В.В. На крайнем Северо-Западе Сибири. Очерки Обдорского края // Тобольский Север глазами политических ссыльных ХIХ — начала ХХ века. Екатеринбург, 1998. С. 112–217. 

2. Дунин-Горкавич А.А. О деятельности Обдорской духовной миссии // Нужды Тобольского Севера и меры для их удовлетворения. Шадринск : Редакционно-издательский отдел ПО «Исеть», 1994. С. 64-70. 

3. Иринарх (Шемановский), иером. История обдорской духовной миссии. М. : Печатня А.И. Снегирёвой, 1906 (Цит. по: Шемановский И.С. Избранные труды : в 2 т. / Сост. Л.Ф. Липатова. М. : Советский спорт, 2011. Т. 2. С. 5–134). 

4. Иринарх (Шемановский), иером. Обдорское миссионерское братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца, его значение, деятельность и нужды (1905) // Шемановский И.С. Избранные труды : в 2 т. / Сост. Л. Ф. Липатова. М. : Советский спорт, 2011. Т. 2. С. 156–160). 

5. Иринарх (Шемановский), игум. Об открытии этнографического музея при Обдорском миссионерском братстве во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца (Цит. по: Шемановский И.С. Избранные труды : в 2 т. / Сост. Л.Ф. Липатова; М. : Советский спорт, 2011. Т. 2. С. 171–173).

6. Иринарх (Шемановский), игум. Письма отца Иринарха Б. М. Житкову // Шемановский И.С. Избранные труды : в 2 т. / Сост. Л.Ф. Липатова. М. : Советский спорт, 2011. Т. 2. С. 250–269). 

7. Иринарх (Шемановский), игум. Письмо игумена Иринарха членам Братства //Шемановский И.С. Избранные труды : в 2 т. / Сост. Л.Ф. Липатова. М. : Советский спорт, 2011. Т. 2. С. 222–223. 

8. Отчёт Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца, с 4 октября 1913 по 4 октября 1914 года // ТЕВ. 1915. № 6. С. 87–90. 

9. Тутолмин Григорий, прот. Назревшая вопиющая необходимость обновления и расширения Березовско-Обдорской миссии // ТЕВ. 1918. № 16–17. С. 211–216. 

10. «Условия» (договор при принятии Обдорской миссией на воспитание ребёнка). ТФ ГАТО. Ф. 703. ОП. 1. Д. 4. Л. 35–35об. (Цит. по: Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири (XIX–начало XX века). Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2001. С. 173). 

11. Устав Обдорского миссионерского братства во имя Святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца // ТЕВ. 1904. № 22. Отдел офиц. С. 351–356.

Литература

1. Главацкая Е.М. Христианское освоение Обдорского края // Русское освоение Ямала до начала XX века : документы и исследования. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. С. 150–186. 

2. История Ямала: в 2-х томах / Рос. акад. наук. Урал. от-ние. Ин-т ист. и археологии. Гл. ред. В.В. Алексеев. Екатеринбург : «Баско», 2010. Т. 1. 415с. 

3. Карзанова Г.А. И. С. Шемановский: миссионер и просветитель Тобольского Севера // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Вып. № 1 (14). С. 28–33. 

4. Кравецкий А. Г. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). Научный редактор прот. Н.Балашов. М., 2012. 708 с. 

5. Липатова Л.Ф. Об Иване Семеновиче Шемановском // Шемановский И.С. Избранные труды : в 2 т. / Сост. Л.Ф. Липатова. М. : Советский спорт, 2011. Т. 1. С. 4–10. 

6. Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири (XIX – начало XX века). Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2001. 180 с. 

7. Перевалова Е.В. Обдорские князья Тайшины (историко-этнографический очерк) // Древности Ямала. Екатеринбург–Салехард : УрО РАН, 2000. Вып. 1. С. 152–190. 

8. Перевалова Е.В. Обские угры и ненцы Западной Сибири: этничность и власть: Дисс. на соискание учёной степени д-ра ист. наук. Екатеринбург. 2017. 515 с. URL: http://old.archaeology.nsc.ru/ru//dissovet/doctordissert/17/Perevalova_EV/Perevalova_EV_1.pdf (дата обращения 29.01.2020). 

9. Цысь В.В. Образование и просвещение на Севере Западной Сибири в XIX — начале XX вв. / В.В. Цысь, О.П. Цысь. Нижневартовск : Изд-во НГГУ, 2011. 305с. 

10. Цысь О.П. Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во второй половине XIX — начале XX вв. Нижневартовск : Изд-во НГГУ, 2008. 277с. 

11. Ямал в структуре российской цивилизации / И.В. Побережников, М. О. Акишин, Е.В. Вершинин, Е.М. Главацкая, К.И. Зубков. Салехард- Екатеринбург : Банк культурной информации, 2007. 260 с.

 

Источник: Сретенские чтения: Материалы XXVI научно-богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов : Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва, 22 февраля 2020 года) / Сост. З.М. Дашевская [Электронный ресурс]. М.: СФИ, 2020. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив