Православная миссия
и катехизация
и катехизацияМиссиологияАннотации, обзоры, рецензииОбзор конференции «Feeling Alive. Mission and Young People in Central and Eastern Europe. Чувствуя себя живым. Миссия и молодежь в Центральной и Восточной Европе»
Обзор конференции «Feeling Alive. Mission and Young People in Central and Eastern Europe. Чувствуя себя живым. Миссия и молодежь в Центральной и Восточной Европе»
Скачать в формате DOC EPUB FB2 PDF
М.Ч. Бахадов
Ассоциация миссиологических исследований Центральной и Восточной Европы провела конференцию 18–20 февраля 2020 г. на тему: «Чувствовать себя живым. Миссия и молодежь в Центральной и Восточной Европе». В конференции участвовали преподаватели миссиологии, миссионеры, священники, студенты богословских и миссионерских факультетов. Присутствовали представители всех основных христианских исповеданий: православные, католики, лютеране и члены других протестантских деноминаций.
Во вступительном пленарном докладе «Учиться во встрече в стрессовые времена» Йос де Кок, ректор и профессор практического богословия Евангелическо-теологического факультета Левена (Нидерланды), постарался описать проблемы, с которыми сталкиваются современные молодые люди. У них не происходят ни самоидентификация, ни идентификация себя с какой-то группой; это связано как с отсутствием традиции, которая могла бы ответить человеку на вопросы «кто он?» и «что ему делать?», так и с крайней индивидуализированностью, которая не дает человеку уверенно отождествлять себя с какой-то группой. Именно поэтому автор доклада назвал наши времена исключительно «стрессовыми» для молодежи. Поэтому, по мнению докладчика, так важно сейчас христианам, работающим с молодежью, «учиться во встрече». Создавать такое пространство, где каждый мог бы раскрыть себя, услышать другого, не исключая и самого преподавателя, пастора или молодежного работника. В группе, где есть связь в обе стороны, происходит нечто более важное, чем при индивидуальном обучении: в «другом» мы обретаем самих себя.
Следующий день конференции начался с пленарного доклада «Молодые люди, молодежное служение, молодежное богословие». Франтишек Штеч, научный сотрудник евангельского богословского факультета Карлова университета Праги (Чехия), рассказал о том, что молодежь и молодежное служение стали привлекать внимание академической среды. Существуют журналы “Youth and Theology”, “Youth ministry”. Молодежное служение стало профессией. Растет интерес к молодежи, но он не свободен от инструментального подхода и желания, в первую очередь, ее контролировать. По словам докладчика, «инструментальный подход» состоит в том, что молодой человек — тот, кто становится кем-то. Но существует и другой подход: молодой человек — уникальное состояние. Молодость — иметь молодое сознание и открытое сердце. Тот, кто противостоит греху, остается молодым (Cм.: Ис 65:20). Молодость — символ надежды. Молодежное богословие — напоминание о том, что богословие не должно отрываться от реальной жизни. Оно не только о молодежи, но это плоды делания самой молодежи. Есть разница между официальной и «ежедневной» теологией. Молодые люди могут думать, задавать вопросы и критически мыслить. Не нужно называть их богословами в академическом плане, но прислушиваться к их мнению и вопросам, быть с ними вместе и дать им возможность соучаствовать в проектах церкви будет практическим молодежным богословием.
Далее на протяжении конференции общение и доклады распределялись по секциям:
- «Миссия и социальные медиа»;
- мастерская «Два опыта евангелизации в Саксонии»;
- «Вызовы миссии»;
- «Духовность и молодежное служение»;
- «Молодежь и искусство»;
- «Библейские исследования и миссия».
Йоханнес Бартелс, лютеранский пастор из Германии, рассказал про опыт «Зеро-евро-тура» и «Е-фан-гелизации» — две модели евангелизации в Саксонии. Опыт «Зеро-евро-тур» предполагает, что группа из 15–18 старших подростков и молодежи (14–18 лет) вместе с руководителем отправляется на неделю по стране без еды, денег и договоренностей о проживании. Работают за еду, ищут ночлег, молятся, общаются с жителями городов и деревень, учатся заботиться о себе и другом. Они призваны испытать на себе обетования Христа посылаемым на проповедь апостолам: «Не берите ни сумы, ни хлеба…» (Мк 6:8), почувствовать настоящий «вкус Евангелия». В процессе путешествия участники обретают благодарность, а также свидетельствуют о вере, Христе и Церкви тем, кто их привечает. Чаще всего не напрямую, а своим присутствием и общей жизнью. Докладчик показывал фотографии разных лет и рассказывал истории, не оставившие никого равнодушным.
Вторая практика миссии, — «Е-фан-гелизация», — представляет собой уличные действия, которые призваны удивлять, заинтересовывать, пробуждать людей. Одна из задач такого действия — показать необычное лицо Церкви. Автор привел целый ряд примеров с фотографиями, как люди на улице стоят или сидят с табличками следующего содержания:
- «Мне дано много даров. Пожалуйста, помоги себе» — табличка у «нищего».
- «Бог не играет роли в моей жизни. Он режиссер» — табличка у пастора. Первое предложение написано большими буквами. А чтобы прочитать вторую часть, нужно подойти ближе.
- «У меня нет времени» — показать противоречия в том, что люди говорят и что на самом деле.
- «Зачем делать 3-х минутный звонок, если ты можешь передать то же самое за 8 часов по Ватсап?».
- “Free hugs” («Обниму вас»). А потом через 20 метров стоит человек с другой табличкой. Но это, по словам докладчика, не для всех работает. Люди подходят, только если у тебя в сердце есть любовь.
Участники данной практики выполняют одно действие в течение часа. А потом собираются и думают, нужно ли продолжать дальше. Обычно собираются по двое или трое. Докладчик рассказывал, что это важно не только для людей, которые таким образом пробуждаются, но и для самих миссионеров, которые попадают в открытую ситуацию. Пастор Йоханнес сам принимает участие в таких уличных акциях, что еще более подтверждает неподдельность этого опыта.
Питер Пеннер (Германия) проводил мастерскую, посвященную «Контекстуальным переводам Библии». Он рассказывал о переводах, которые учитывают неевропейский контекст жизни многих народов мира и соответственно переводят некоторые образы в евангелиях на язык образов, понятных соответствующим народам. Так появились африканские, средне- и юго-восточно-азиатские, латиноамериканские и некоторые другие контекстуальные переводы.
Пол Силади, православный преподаватель миссиологии из г. Клюж (Румыния), в презентации «Я стал всем для всех. Богословие и кино» рассказывал о совместном просмотре фильмов со студентами. В процессе обсуждения фильмов удается выходить на самые важные темы, которые связаны с христианской верой и взглядом на жизнь.
Прозвучали доклады Тима Ноубла (Чехия) «Пожалуйста, выключите телефон. Молодежь в поисках тишины», Джонатана Майерхофера (Дания) «В поисках идентичности во взаимодействии в социальных медиа», Даниэлы Ивановичи и Елены Онету «Миссия Румынской православной церкви в цифровом пространстве. Статистика и методы» и многие другие. Также на конференции прозвучал доклад студента 3-го курса Свято-Филаретовского института Михаила Бахадова (Москва) на тему: «Что мешает и что помогает молодым людям становиться христианами и членами Церкви».
В последний день конференции проходила ассамблея ассоциации CEEAMS, во время которой члены ассоциации и участники конференции слушали отчет о деятельности ассамблеи за прошлый год. Члены ассамблеи утверждали бюджет, цели и планы на следующий год. Многие участники и докладчики состоят в ассоциации не первый год и постоянно рассказывают о результатах своей работы. В целом, конференция очень ориентирована на практический опыт, взаимное сотрудничество и налаживание связей между всеми христианами, которые интересуются вопросами христианской миссии в самых разных ее аспектах.
Бахадов М. Ч. Обзор конференции «Feeling Alive. Mission and Young People in Central and Eastern Europe. Чувствуя себя живым. Миссия и молодежь в Центральной и Восточной Европе» (Осиек, 18–21 февраля 2020 года) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2020. Вып. 35. С. 281–284.