Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Слово новопросвещенным после «пустыни»

Пусть всегда в центре будет Господь Бог, а значит, и носители образа Божьего — ваши ближние, иначе вы не исполните наибольшей заповеди — о любви к Богу и к ближнему. Помните, христианство есть вера в Бога и вера в человека — вот все это и надо осуществить.
19 июля 2013 13 мин.

Братья и сестры, те, кто, закончив катехизацию, выходит сегодня из «пустыни», пожалуйста, присядьте!

Мое слово сейчас обращено, прежде всего, к вам. Когда-то вы начинали свое оглашение, и вот вы его завершили, завершили первый, второй и третий этапы. Это были радостные, хотя и непростые шаги в вашей жизни, потребовавшие от вас напряжения, но и давшие вам, наверное, немало. После этого вам пришлось пройти «пустыню». Вы, наверное, уже почувствовали, что значит «пустыня». Идешь по «пустыне» и чувствуешь, что это именно пустыня, отнюдь не оазис. Я думаю, что вам было бы интересно, например, завтра встретиться по группам со своими катехизаторами и обменяться опытом. Прежние годы показывают, что это очень полезно. Когда вдруг откроется, что искушения у многих были схожими, то вам будет ясно, что то, о чем мы вас предупреждали, для большинства из вас в большой степени сбылось. Конечно, здесь могут быть какие-то индивидуальные осложнения, и это тоже важно и интересно.

Завтра всем вам нужно было бы, по меньше мере по случаю выхода из «пустыни», хотя для христианина и без того нормально причащаться каждое воскресенье, пойти причаститься вместе со своими группами и со своими катехизаторами, а потом пойти на общую «трапезу Любви» — агапу, чтобы не только вместе возблагодарить Бога друг за друга и за встречу, но и как-то пообщаться и посмотреть: все ли вышли из «пустыни», не погиб ли кто в тяжелой борьбе с «пустынными зверями», т.е. с искушениями. А такие вещи могут быть, хотя я надеюсь, что такого не будет, что все придут, все выйдут из «пустыни», что никто там слишком долго не задержится. Однако если вы все же увидите, что кого-то нет — и сегодня не было, и завтра не будет, — это значит, что человек где-то как бы лежит себе и ждет вашей помощи. Тогда ему нужно срочно послать носилки и «скорую помощь», чтобы вынести его из «пустыни», пока он еще жив. Надеюсь, что с Божьей помощью никто из новых членов Церкви не погибнет, но все же помочь тем, кто сейчас не выходит из «пустыни», очень важно. Так что если вы уже сегодня заметили, что кого-то здесь вместе с вами нет, то позвоните им сейчас же, чтобы завтра они пришли вместе с вами в храм, на причастие и на встречу, которая сможет продолжаться даже до вечерни и чина прощения, который будет вечером.

В какой бы храм вы ни пошли, вы должны быть все вместе, потому что выводить кого-либо из «пустыни» потом будет значительно труднее. Конечно, «все возможно верующему», значит, в принципе, можно и позже выйти из «пустыни». Но для этого человеку нужно будет пойти вместе с группой в храм, вместе причаститься, а затем встретиться и как-то обсудить, что же с ним произошло, что же было во время «пустыни» хорошо и что не хорошо. Надо будет как бы подвести итог пройденному периоду, и только тогда человек выйдет из «пустыни». Сам себя вытащить за волосы из воды человек, как известно, не может. Самому выйти из «пустыни» без помощи братьев и сестер не получится. Поэтому если кто-то не придет сегодня и завтра на выход из «пустыни», это значит, что он еще остался в «пустыне». Так что помогайте братьям и сестрам, будьте очень внимательны, смотрите, кто есть и кого с вами нет. И в будущем будьте друг к другу так же внимательны.

Может быть, у кого-то из вас уже появилось осознанное желание не покидать друг друга, помня, что «спасение в одиночку невозможно». Ведь истинное Христианство церковно. Наши приходы сейчас таковы, что собирать людей для такой взаимопомощи они не могут. Они могут только «утишать» скоромимоходящих людей, удовлетворять их индивидуальные потребности, поэтому нужны какие-то дополнительные средства, чтобы эту взаимопомощь осуществлять. Какие средства? Об этом вы сами подумайте. Это могут быть очень разные способы. Подумайте с помощью ваших катехизаторов. У них большой, многолетний опыт оглашения в Москве и не в Москве. Много тысяч людей прошло через Огласительное училище, поэтому вы можете спросить катехизаторов: что вам лучше делать? Катехизаторы посмотрят на вас и скажут: вам, к примеру, лучше собираться на молитвенные встречи, вам лучше читать вместе Евангелие, допустим, от Матфея, а вот вам еще что-то нужно — может быть, поначалу обсуждать какие-то острые и трудные проблемы вашей духовной жизни, а кому-то, может быть, и то, и другое, и третье. Кому-то надо встречаться раз или два раза в неделю, а кому-то, кто послабее, лучше встречаться раз в две недели… В жизни бывает по-всякому... Вам решать: как вам будет лучше, так и будете делать, на что вы потянете, то и будет в жизни. Все теперь будет зависеть от вас. Вмешиваться мы не будем, а вот помогать — пожалуйста.

Ведь в христианстве есть закон взаимопомощи: «Носите бремена друг друга, — говорит апостол Павел, — и так исполните закон Христов». Какой закон? «Закон свободы», закон духовный. «Носите бремена друг друга» — то есть не стремитесь, чтобы вам было легко в жизни, не ставьте, по инерции старой жизни, в центр себя, свои амбиции, свои интересы, свои привычки, свои взгляды. Пусть всегда в центре будет Господь Бог, а значит, и носители образа Божьего — ваши ближние, иначе вы не исполните наибольшей заповеди — о любви к Богу и к ближнему. Помните, христианство есть вера в Бога и вера в человека — вот все это и надо осуществить. Повторяю, в одиночку это не получится. Это не значит, что всех надо палкой загонять в какие-то организационные формы. Это все должно быть абсолютно свободно. Вы — свободные в Господе, вы — чада Божии, которых порабощать никто на земле не имеет права — ни духовники, ни иерархи, ни старшие, ни младшие, ни внешние обстоятельства, ни власти, ни господства — никто. "Вы свободные в Господе», — говорит апостол Павел. Помните об этом, потому что у вас сейчас в связи с этим в церкви будет много разных искушений.

Я должен вам еще сообщить (для нас это важно, но и вам тоже пригодится, тем, кто захочет поддерживать отношения с нашим Братством; мы никого не заставляем это делать, это тоже сугубо добровольная вещь, но мы не хотим никого и отталкивать): кто хочет, может абсолютно свободно приходить сюда на молитву, приходить и в Огласительное училище, потом, с сентября или позже, поступать на Богословские курсы или в Высшую школу, правда, лучше, может быть, через год, после Богословских курсов. Все это возможно, для вас будут распростерты объятия, мы и в этом будем вам помогать.

Теперь еще несколько конкретных рекомендаций. Во-первых, как мы говорили, завтра вы встретитесь и будете причащаться. Так вот, ходите в храм не просто, как в гости, как в театр, а служить Богу. Ваше служение заключается в вашей общей молитве, горячей сердечной молитве, с хорошей подготовкой. И естественно, вы должны чувствовать, что вы сослужите предстоятелю — пресвитеру-священнику, которой возглавляет эту молитву. Несите свое звание царей и священников Бога живого с честью, со славою, как положено, по-Божески. А после этого, повторяю, обязательно встретьтесь и поделитесь опытом. Тем более, что завтра — Прощеное воскресенье, и после него сразу начинается Великий пост. У вас очень интересно получилось: только из «пустыни» — и сразу в пост. Это особая милость. Пост вообще радостное время, хорошее время. Пусть вы будете меньше есть, но зато у вас будет и меньше забот о внешнем. Все равно что-то есть будете, не волнуйтесь. Ну, вы знаете, как надо пост проводить, вы знаете, что кроме скоромной пищи, что ограничиваются и брачные отношения, что в субботу и воскресенье пост менее строгий, а самый строгий пост в среду и пятницу — без рыбы, без молочного, без яиц и без мяса, конечно. По уставу вообще-то положено даже еще строже, но я вам говорю так, как реально сложилось у нас в последние века. Конечно, если у кого-то есть какие-то болезни: открытая язва, диабет или еще какие-то серьезные вещи, то подойдите, возьмите благословение на другой устав поста. 

Я вам напоминаю, что и сейчас каждую субботу, за редким исключением, я провожу здесь пастырский прием, причем принимаю любого человека по любым проблемам. Мы здесь, в Свято-Филаретовской часовне, как вы знаете, в субботу вечером всегда служим мирянским чином вечерню, а в воскресенье утром — утреню, так, чтобы вы могли успеть на литургию в любой храм Москвы, куда вы считаете нужным. Братство наше ходит в самые разные храмы... У нас пока нет своего храма, каким был храм Успения в Печатниках. Я надеюсь, что это отрегулируется, но пока есть то, что есть. В разных храмах служба начинается в 9 или в 10 часов утра, поэтому мы здесь утреню заканчиваем раненько.

Я думаю, вы знаете, в какие храмы ходят члены нашего Братства. Но я должен сказать, что кроме основных четырех храмов, куда ходит большинство членов нашего Братства в Москве, есть и другие, чтобы нам не замыкаться на чем-то одном. Но идя в другие храмы, вы все-таки соображайте, что там могут быть люди, которым не нравятся ни катехизация, ни миссия, и вообще вы не нравитесь. Поэтому не наступайте им сразу на любимые мозоли, пожалейте батюшек и прихожан, которые не всегда понимают то, что в церкви есть и что в ней должно или не должно быть.

Надо назвать четыре храма, в которые мы чаще всего ходим? Хорошо. Это храм прп. Феодора Студита, что у Никитских ворот — не Большое Вознесение, а рядом. Второй храм — Успения на Успенском Вражке (в Газетном переулке); далее — храм великомученицы Екатерины на Всполье, т.е. Американское подворье, и иногда — храм св. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (там, правда, ситуация сейчас духовно очень сложная).

Бояться вам никого не надо, надо жить по-евангельски: «Будьте просты, как голуби, — говорит Господь, — и мудры, как змии». Если будет что-то одно из этого, то плохо. Если будете только мудры, то перемудрите, и вас все равно съедят: как зайчику ни прыгать, все равно окажется в зубках волка. А если будете только просты, — участь будет та же. Поэтому надо быть и простым, и мудрым — по Евангелию. Живите по Евангелию! И вот, чтобы жить по Евангелию, старайтесь это Евангелие хорошенько знать. Поэтому среди всех возможностей, какие у вас сейчас есть, я назвал возможность проведения евангельских встреч, где вы сможете вместе читать Евангелие, вместе готовиться к этому, вместе обсуждать, насколько Евангелие соответствует вашей жизни или не соответствует. Цель ваших встреч в том, чтобы вы могли применить Евангелие к вашей конкретной жизни. Цель важнейшая и труднейшая. 

Есть еще, как я уже говорил, и молитвенные встречи, когда христиане собираются, чтобы вместе молиться. Конечно, у вас есть возможность молиться в храмах, но христиане должны молиться непрестанно, а не только в храмах: и дома, и в пути, и на работе, но не вместо работы, конечно. Надо уметь молиться друг за друга и знать церковную молитву, вот как ту вечерню, которую мы совершали сегодня мирянским чином. Ну, может быть, дома хора у вас не будет, но это не страшно. Два-три человека собралось, — и прекрасно.

Вы можете собираться на агапы — трапезы Любви, традиционные в Церкви, которые две тысячи лет существуют в ней. Сколько христианство существует, столько существует и эта традиция. Обычно у нас их принято совершать раз в два месяца, но при этом все должны прежде причаститься, желательно от одной Чаши. Кто не причащается в тот же день, или в крайнем случае, накануне, тот на агапу не приходит — не надо искушать друг друга. Это вы должны знать заранее: любовь на агапе можно проявить тогда, когда вы с Господом, когда вы покаялись, причастились, послужили, вот тогда у вас будет уже не просто общая еда, а трапеза Любви, Любви Господней.

Вы должны еще знать, как живет Церковь. Церковь живет в служении, во взаимной личностной и жертвенной любви и церковной ответственности друг за друга. Это и называется общиной. Конечно, вы не думайте, что если вы собрались своей группой в десять-двадцать человек, то сразу стали и общиной. Ведь в миру, когда люди только знакомятся, они что, сразу становятся семьей? Конечно, нет. А община — это и есть семья. Только семья не по плоти, а по духу. Вот это и есть община. И отношения должны быть, в принципе, такими же, как и в семье, только, конечно, в семье хорошей. Разумеется, могут быть у вас и какие-то трудности. Никто из нас, кажется, еще не ангел. Нимбов не видите ни у кого? — Ну, а коли мы не ангелы, значит, могут быть и проблемы, только старайтесь, чтобы их было меньше. Старайтесь не создавать проблемы, а помогать друг другу их разрешать, — и в этом будет ваше общее служение и ваша христианская жизнь, которая превосходит возможностью спасения жизнь в монастырях, в семинариях и во всех других подобных заведениях. Это я говорю, чтобы у вас не было излишней романтики: хорошо бы, мол, стать священником или нынче же поехать по монастырям, по старцам... Старцев вот, правда, сейчас в церкви нет. Ну ничего. Когда-нибудь будут, если Бог даст.

Некоторые спрашивают: вот, встречи и всякое другое... Нужно время, а где его взять? Что же, приходится чем-то жертвовать, иначе вы не сможете идти вперед, и у вас жизнь начнет рассыпаться, и вы начнете расцерковляться. Вы увидите, что сэкономите грош, а потеряете алтын. Не делайте этих ошибок. А то наверняка сейчас многие про себя думают: вот я теперь как возьмусь и у меня все сразу будет как надо — и на работе, и с домашними делами. Мол, мне вот этим и надо заниматься — летом на отдых или на дачу, ведь самое главное — это здоровье, и все такое... Нет! Если вы так будете жить, у вас христианская жизнь не получится. Просто не получится — говорю вам откровенно, обманывать не буду. Тут что-то надо делать по-другому. Как? — Думайте сами, у вас есть Евангелие, вас не впустую оглашали.

Старайтесь искать волю Божью, любите волю Божью, правду Божью, истину Божью, и живите в соответствии с откровением Божьим. Вы никому не должны угождать в ущерб Богу. Бог иногда открывает Свою волю через других людей, и тогда вы должны быть им очень признательны, но должны и сами разбираться, ведь человек, через которого Бог открывает Свою волю, тоже не идеален. Где-то он может быть прав, и это замечательно, а где-то и неправ. Что же, это возможно. Никакого идолопоклонства в вашей жизни больше не должно быть: ни вашему здоровью, ни вашим удобствам, ни начальству церковному или светскому, никому. Помните: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», — вот каков должен быть ваш девиз. Это слова из Священного писания. Согласны? — Некоторые, я вижу, еще думают... Что же, думайте, только думайте хорошенько, чтобы не ошибиться. 

Вы можете сюда приходить или звонить в любое время: на Богословские курсы, в Огласительное училище, в Высшую школу, на Курсы церковно-прикладных ремесел, в детские учреждения — в Воскресную школу, в лицей, в гимназию. Чего здесь только нет. Библиотека, звукостудия и т.д. Книги здесь можно увидеть и заказать прекрасные, которые часто нигде не увидишь. Пожалуйста, все к вашим услугам.

Еще о книгах. Какие книги вам сейчас нужны в первую очередь? Конечно, в первую очередь нужно читать Священное писание. Это ясно всем, это всегда будет в первую очередь. Каждый год Великим постом перечитывайте Новый завет! Каждый возьмите себе задание перечитать в пост полностью Новый завет. Вы уже читали большие куски, но полностью, я думаю, никто еще не прочитал Новый завет. Во время «пустыни» вы могли это сделать, но думаю, что не успели. Это первое и самое важное. Но есть еще и другие книги для вас принципиально важные и нужные, которые я вам также рекомендую прочитать.

По опыту вашей «пустыни» вы, наверное, уже поняли, что для правильного устроения христианской жизни вам необходима определенная аскетическая работа. Поэтому почитайте что-нибудь из православной аскетической литературы, например, «Путь ко спасению» свт. Феофана Затворника. Всю ее читать тяжеловато из-за старомодного языка. Вам он еще непривычен, хотя это русский язык XIX века. А вот третью часть этого труда — преодолейте все трудности и прочтите. Это вам практически важно. Если же у вас эта книжка не «пошла» или вам захочется почитать еще что-нибудь из аскетической литературы, — возьмите «Наставления» Аввы Дорофея. У него есть только одна книжка. Это тоненькая книжка, но также очень полезная, очень нужная вам.

Вам нужно хотя бы немного ориентироваться и в том, что происходило с нашей церковью и верой на протяжении истории. Конечно, сразу читать какие-то исторические многотомники у вас не будет ни времени, ни сил. А вот прочитать одну книжку, например «Исторический путь православия» о. Александра Шмемана, можно и нужно. Это тоже для вас пока не очень простое чтение, но тоже очень полезное. Если вы сможете прочесть ее всю, то получите удивительную поддержку от Господа. Все эти книги перечислены в списке литературы, рекомендуемой вам после «пустыни» (см. прил. 3 в моей книге «В начале было Слово. Катехизис для просвещаемых»). 

Конечно, в будущем вам надо будет читать и Ветхий завет, но уже в свете Нового завета. Поэтому, когда вы прочтете Новый завет, тогда будете читать и Ветхий. Как вы помните, осенью вы можете поступать на Богословские курсы, и мы всем вам рекомендуем это сделать, даже тем, кто не может для слушания лекций выделить один день в неделю. Таким людям мы рекомендуем поступить на заочное отделение: будете брать пленки и слушать дома. Поскольку там почти никаких домашних заданий нет, то это возможно. Готовите ужин и слушаете (только смотрите, чтобы ничего не сгорело). Тут вам поможет наша звукостудия — Лаборатория технических средств обучения, ЛТСО, которая сможет вам предоставить эти пленки при условии, что вы успешно сдадите вступительный экзамен и будете приняты на Богословские курсы. Это будет в начале сентября.

В нашей церкви сейчас много нестроений, но не нужно бояться ничего, никакого «нагаечного православия», как теперь говорят, и всяких фундаменталистов, модернистов и всего прочего. Вы должны слушать Господа. Вы не должны принимать никаких кличек, никаких ярлыков: «кочетковцы», «обновленцы» и т.п. — все это ерунда. Так говорят люди, которые играют в церкви в политические игры. Вы же не играйте ни в какие игры. Если вам кто-то что-нибудь подобное скажет, отвечайте: «Простите, я христианин, я православный», и все. Это главное. Вы идете ко Христу, вы члены Православной церкви, и этим определяется вся ваша христианская жизнь, и ничем другим.

Что еще нужно сказать сейчас в первую очередь? Берегитесь всяких раздоров, всяких склок, всяких слухов, всяких осуждений. Это не значит, конечно, что не надо трезво видеть недостатки. Еще раз предупреждаю (думаю, что вам это говорили на первом этапе оглашения), что очень часто люди под видом неосуждения просто скрывают свою лень и свою полную безответственность и бездеятельность. Бывает, правда, и наоборот: под видом борьбы за правду — в церкви, в обществе, в семье, в общине, где угодно, или, что хуже всего, под видом борьбы за веру люди скрывают свою злобность и осуждение.

Не поддавайтесь всем этим духам ни в коем случае, откуда бы они ни шли! Проверяйте себя словом Божьим. Искушений сверх сил Господь не дает никому — помните это — никому и никогда! Значит все, что вам будет дано, будет дано не сверх ваших сил. Это не значит, что все легко будет решаться — вам надо будет подумать, надо будет помолиться, может быть, надо будет прийти и спросить у старших, у катехизаторов и других. 

Я думаю, что в каждой группе у вас будет свой староста. Им может быть прежний, но можете избрать и нового. Я не знаю, были ли у вас старосты в группах, когда вы оглашались, но неважно, был староста или не был, а сейчас он обязательно нужен, иначе кто вас будет собирать на встречи, кто будет сообщать вам информацию и т.д.? Ведь многие интересуются, что делается здесь, в Высшей школе. У нас здесь бывает много круглых столов, конференций, интересных встреч с выдающимися церковными деятелями. Откуда же вы будете обо всем этом знать? Вы же не можете каждый день сюда приходить или звонить. А мы сможем звонить вашим старостам или вашим информаторам — тем, кто будет эту информацию доводить до всех вас. Поэтому договоримся так. Вы выберете ваших старост (своих заместителей они могут выбрать сами), а мы встретимся и познакомимся со старостами через две недели, в субботу. Через две недели, после вечерни, мы встретимся с ними на Общем совете нашего Братства, чтобы у нас было время, чтобы мы могли с ними подробнее поговорить о том, как у вас в группах дела, что вас интересует, какую вам хотелось бы иметь информацию и т.д.

Бывают у нас и другие возможности, но я сейчас об этом говорить не буду. Так, иногда мы еще получаем гуманитарную помощь. Поэтому нам важно знать, есть ли у вас люди, которые находятся в трудных житейских обстоятельствах. Мы, конечно, помогаем нашим братьям и сестрам, насколько можем. Бывает иногда нужна и какая-то другая помощь. Например, если нужна какая-то консультация или операция — поскольку братство большое, то иногда находятся возможности и в этом помочь. Но денег у нас, к сожалению, нет, и помогать деньгами мы, как правило, не можем. Как вы будете помогать друг другу и другим, так и другие группы будут вам помогать, так у нас уже сложилось... Мы не можем, к сожалению, даже при острой необходимости, обеспечить всю Москву и весь мир, у нас нет таких сил, но как-то помочь тем, кто входит в наше Преображенское братство, можем. Так что если кто-то попал в беду, в какие-то искушения — не бойтесь, не стесняйтесь, приходите, говорите, если надо — просите. Ибо как сказано в Евангелии? «Просите — и дастся вам, ищите — и найдете, стучите — и отворят». Так и действуйте, не стесняйтесь.

Значит, договорились: со старостами мы встретимся, поговорим и будем держаться, по возможности, вместе. Выбирайте себе старост реальных, которые действительно могут заботиться обо всех — не только об узком круге особо симпатичных ему лиц, а обо всех. Часто говорят, что старостой должен быть брат. Конечно, лучше, если брат, но не обязательно. Братья, действительно, лучше несут это служение — суеты меньше, а толку больше, но не всегда…

Какие у вас вопросы?.. «Зверики пустынные» вас, кажется, не сильно кусали: по крайней мере, сломанных рук, ног не вижу, сломанных душ тоже не вижу, хотя, впрочем, об этом надо судить по тем, кто отсутствует, а не по тем, кто присутствует. Так что завтра эту картину вы сможете восполнить.

Летом, кто из вас захочет, готовьтесь к паломничеству. С 1 июля у нас в наших московских и немосковских братствах принято на какое-то время ехать в паломничество, иногда довольно длительное. Пожалуйста, это тоже имейте в виду, ибо это будет вам и полезно, и интересно. Вы на практике узнаете, что такое паломничество и чем оно отличается от экскурсии на религиозную тему.

Вот пока и все. Всего вам доброго. С Богом!

Православная община №51, 1999.

Об авторе

Кочетков Георгий, священник

Кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив