Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив
Катехео

Православная миссия
и катехизация

Как пользоваться ключами разумения

Из беседы с прихожанами храма Всех святых в г. Лиссабоне во время встречи на тему «Библия и катехизация»
19 августа 2013 7 мин.

По отношению к Библии спора у нас как у православных людей­ особенно не будет. Все имеют внутренне в сердце своем свидетельства того, что это слово благодатное, нужно только «иметь ключи разумения», и тогда Библия становится просто кладезем духовного смысла.

Не все одинаково употребляют слово «катехизация». Евангелие осуждает людей, которые берут себе «ключи разумения», а другим не дают. Мы с вами уже люди наученные, мы знаем, что так поступать нельзя. Вот катехизация и имеет отношение к этим «ключам разумения».

Давайте теперь и поговорим о самой катехизации и в связи с этим о Библии, чтобы вы знали, что вам — каждому и всем вместе — тоже вручаются Господом Богом и Церковью ключи разумения. Так что вам только нужно будет ими правильно пользоваться, чтобы другим помогать и себя не оставлять духовно голодными.

Катехизация — это не то же самое, что миссия, не то же, что свидетельство, апостольство или евангелизация. Катехизация — это то, что непосредственно следует за словом и свидетельством, за миссионерским усилием человека. Ведь вы сами знаете, что если рядом с вами неверующие или неправославные родные, близкие, просто, может быть, сослуживцы по работе, они, когда узнают, что вы верующий, православный, вполне могут поинтересоваться: а что это у вас за вера такая? Если вы им что-то скажете, а они ответят: мы понимаем вас, и нам близко то, что вы говорите, но мы хотели бы узнать подробнее, вот тут и наступает время для катехизации — тогда, когда человек принимает главное — нашу веру.

А в чем наша вера? Вы все знаете Символ веры. Но Символ веры — текст непростой. Там есть сложные моменты. Так вот, катехизация все эти вещи улавливает. Ведь её можно назвать последовательным и целостным изъяснением основ православной веры. Но не только. Во-первых, к вере надо приложить порядок молитвы, во-вторых, порядок жизни. Добиться того, чтобы вера, молитва и жизнь были в полном единстве, трудно, и в древности церковь об этом заботилась начиная с момента катехизации.

Вы всегда вспоминайте, что означает слово «катехизация». Оно происходит от греческого глагола «катехео», т.е. «я оглашаю». Оглашение — это и есть катехизация. Вот вы слышите на литургии возглас: «Изыдите, оглашенные, изыдите». Кто такие «оглашенные»? Ну, не бесы же убегают из храма! Значит, это люди, которые должны были уйти по древнему порядку из храма тогда, когда заканчивалась часть, предназначенная именно для них, и начиналась часть, предназначенная для тех, кто будет причащаться, для верных. Слово «катехизация» в XVI веке переводили как «собеседование», а позже стали по примеру западных церквей употреблять это слово в более дидактическом смысле, как определенный порядок уже не научения, а обучения детей или подростков, а иногда и взрослых. Но мы должны с вами попытаться различать эти вещи. Обучение — это школа, а научение — это не школа, а духовное наставление. Наставить — это значит поставить человека на путь, чтобы он по нему шел. Ведь Господь как нам говорит в Евангелии? — Входите тесными вратами, идите узким путем, только он и ведет к жизни вечной. И для того чтобы катехизация состоялась как духовное явление, духовное наставничество, нам Библия совершенно необходима.

Когда мы к катехизации начинаем относиться всерьез, не просто как к школе, а именно как к накоплению духовного опыта, как к поставлению на духовный путь, путь вечной жизни, тогда мы начинаем думать, что нам для этого надо. А для того, чтобы знать веру, знать законы жизни, законы молитвы, нам нужна Библия. Не случайно на каждом богослужении читается Священное писание. Церковь уравняла отношение к Священному писанию и к иконе. Мы благоговейно относимся к иконе, к святым образам и мы благоговейно относимся к слову Божьему.

В процессе катехизации в традиции нашей церкви есть такое правило: коли катехизация должна быть последовательной, значит, не надо все сразу вываливать на голову человека, который вас решит послушать. Будь он родитель крещаемого ребенка, или крестный, или еще кто-то, надо начинать с того, что человек может воспринять. Священное писание довольно большое, но можно найти в нём и места для людей начинающих. С чего надо начинать, если у человека уже зародилась вера, если этап миссии уже прошел, настал период катехизации? Надо начинать с Евангелия.

Если вы хотите учить человека вере, то для его духовного утверждения можете прочитать, например, начало Евангелия от Луки: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк 1:1-4).

Наставление в учении Господнем — это и есть катехизация. Если вас спросят, нужна ли катехизация, вы прямо приведите эти первые четыре стиха из Евангелия от Луки. Потому что такое наставление требуется каждому человеку, со времен апостольских оно было и всегда должно быть, чтобы люди не слепо принимали православную веру, чтобы они могли рассуждать, что такое хорошо в христианской жизни, а что такое плохо. И у апостола Павла, и у других апостолов постоянно говорится о наставлении в вере. В Деяниях апостолов тоже есть соответствующие слова. И если вы хотите кому-то помогать с катехизацией, дайте для начала людям прочитать, скажем, одно Евангелие, или два, или три первых (Евангелие от Иоанна для новоначальных сложно). Много не надо: это людям трудно. Но постарайтесь ответить на их вопросы. Не просто дайте им книжечку, а постарайтесь довести до их сознания содержание Евангелия.

На что тут нужно обратить внимание в первую очередь? Везде говорится, что первая и наибольшая заповедь — возлюби Бога твоего всем сердцем, всем помышлением, всей крепостью и разумением. А вторая заповедь, не равная ей, но подобная — возлюби ближнего своего, как самого себя. То есть перестань ненавидеть, злиться, обижаться... В том числе на себя. А то современные люди такие хитрые, что они умудряются не только на других все это выливать, а они еще и себе не верят, они еще и себя иногда проклинают. Они сплошь и рядом даже себя простить не могут или самых близких — родителей, братьев, сестер, детей! Вот эта заповедь главная, она есть в каждом Евангелии. Сделайте на этом главный акцент.

Когда мы читаем с вами слово Божье, когда мы читаем Евангелие, чего мы ищем? Разве просто внешнего знания? Мы ищем Духа Жизни — Жизни вечной, а значит, присутствия Христова, обретения полноты Святого Духа, общения с Отцом нашим Небесным, Творцом всего мира, видимого и невидимого. Вот это и надо передать.

Сделать это и ужасно трудно, и ужасно легко. Трудно потому, что от нас это почти не зависит: как мы можем человеку это гарантировать? И легко по той же самой причине: потому что все возможно верующему. Господь Бог может дать все. Мы в это верим.

Так что когда вы будете давать людям Евангелие, вы сначала почитайте его немного сами, напомните себе, что там написано. Дали кому-то прочитать, а потом спросите, что люди поняли, а что не поняли. Если что-то не поняли, то вы помогите им это понять. Вот тогда это будет глубоко, как корни в землю, уходить в сердце человека и менять его жизнь. Вот это и будет настоящим усвоением слова Божьего, евангельского слова.

Мы в Москве и других городах России такую катехизацию ведем уже давно. Я лично больше сорока лет занимаюсь такой катехизацией. Это очень благодатно, потому что радостно видеть, как слово Божье, как семя, попадает на добрую почву и дает постепенно всходы и плоды. Люди меняются. Сейчас на катехизацию приходит очень много молодежи. Раньше больше было людей уже зрелых, взрослых, иногда пожилых. А молодежи было немного. А сейчас подавляющее большинство — две трети, три четверти группы оглашения — всегда молодежь от 20 до 30-35 лет. У них много вопросов, они с большим жаром, с большим интересом проходят катехизацию. И мы для них проводим катехизацию по древнему каноническому обычаю на разных этапах. Сначала они начинают с того, что знакомятся с заповедями, читают Ветхий Завет (конечно, не все подряд), знакомятся с законом, с пророками... Они понимают, что это трудно, готовят свои вопросы, приходят, спрашивают. Но мы, конечно, не ограничиваемся только Ветхим Заветом и заповедями, хотя и требуем, чтобы они, если узнают какую-то заповедь, ее исполняли. Например, когда изучают заповедь «не прелюбодействуй» или «не кради», мы просим, чтобы они реально не прелюбодействовали и не крали. Это бывает трудно, потому что люди приходят из мира сего. Некоторые вступают в брачные отношения еще до брака. Но мы просим: если хотите идти дальше, если хотите причащаться, если хотите быть христианами, членами Православной церкви, православными людьми, то, пожалуйста, находите достойный выход из своих трудных житейских ситуаций. А у каждого человека много трудных житейских ситуаций дома, на работе, со здоровьем и т.д. И Библия здесь очень помогает. Если мы все будем говорить только от себя: не кради, не прелюбодействуй, не имей никаких идолов в жизни, — то, может быть, они нам и не поверят. А когда они это читают в слове Божьем, они этому больше доверяют.

Вера в единого Бога, вера в Иисуса Христа, в Духа Святого, в Церковь — это главное, из этого произрастает все остальное. Здесь и все чудеса, здесь и вся красота церковная, здесь и весь порядок и чин церковный может произрастать из основ нашей веры. И когда вы будете проводить катехизацию, пусть даже это будет один человек за всю вашу жизнь, не забудьте показать те места Священного писания, на которых базируется Символ веры. Если у вас под рукой нет таких ссылочек, то есть книжечки, которые помогают это делать. Можно прийти и к батюшке и попросить: батюшка, помогите мне найти, откуда вот эти слова взяты, почему так, а не иначе. Это будет очень полезно и для вас, и для ваших подопечных.

В конце оглашения мы обычно говорим о догматах церковных, о таинствах и об учении о человеке, о спасении, о православной аскетике. Здесь тоже надо всегда использовать Священное писание. Если вы говорите, скажем, человеку некрещеному о крещении, прочтите ему обязательно третью главу из Евангелия от Иоанна, то, что говорит Иисус Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божьего». Крещение для нас — это путь духовного возрождения, рождения свыше, от воды и Духа. Когда о Евхаристии будете говорить,  естественно, вы скажете о Тайной Вечере. И вам нужно хотя бы по одной цитатке знать о каждом таинстве из Писания, чтобы вы всегда могли показать людям, почему мы используем тот или иной церковный обычай, совершаем то или иное таинство. Это было бы полезно и для разговора с протестантами, которые не всегда признают наши таинства. Вам и самим было бы интересно все эти вещи помнить.

На этом катехизация может быть завершена, если вы все это расскажете и покажете на основании слова Божьего.

Так что когда вы читаете сами Священное писание, вы его всегда читайте как будто не только для себя. Вы представляйте перед собой человека, который ничего не знает об этом, но который вас вопрошает о вере и о жизни христианской. Что бы вы ответили такому человеку, если у него возникнут вопросы. Я абсолютно уверен, что у каждого из вас бывают такие ситуации. Иногда мы пугаемся, боимся, считаем, что мы ничего как следует не знаем, и поэтому ничего не отвечаем. И это не очень хорошо.

Я рассказал только в целом о том, что Священное писание лежит в основе всех этапов оглашения, какими бы они ни были — начальными, срединными или конечными, — каким бы ни было само оглашение, коротким или длинным. Так было со времен апостольских, так закреплено в канонах Вселенских Соборов, так должно существовать и поныне. И мы очень радуемся тому, что нынешнее священноначалие, наша церковная иерархия, начиная с патриарха Кирилла, этому сейчас уделяет большое внимание. Наконец-то! Хорошо бы раньше это было, и каждому приходящему все рассказали бы как следует в 1990-е годы, когда такие толпы шли в церковь. А то бывало так: придут, крестятся, а потом постепенно остывают и уходят, забывают про Бога, забывают про церковь. Отсутствие катехизации может привести именно к этому печальному результату. Но помните, необходимость заботиться об этом относится не только к кому-то другому, не только к иерархии, а к каждому из нас. Каждый из нас, чтобы быть настоящим христианином, должен быть живым свидетелем людям и помощником в обретении ими веры.

Газета Кифа №14(136) ноябрь 2011 года

Об авторе

Кочетков Георгий, священник

Кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник СФИ»

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

МиссияКатехизация
О насАвторыАрхив