Перейти к основному содержимому
МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив
Катехео

Научно-методический центр
по миссии и катехизации

при Свято-Филаретовском православно-христианском институте

Крещение детей в I–VI вв.: церковная традиция и практика

Статья посвящена вопросу практике крещения детей в древней церкви. Период церковной истории I-VI веков можно условно разделить на три в связи с количеством детских крещений: первый период (I-II века), когда случаи детского и младенческого крещения были единичны, детей крестили вместе с родителями; третий период начиная с VI века, когда детское и младенческое крещение становится превалирующим по отношению к взрослому, можно сказать, вытесняет взрослое крещение; промежуточное время – это условный второй период (III-VI века). На основании таких источников как Священное писание и писания отцов церкви II-VI веков выявляется отношение церкви к детскому крещению в этот период, рассматриваются проблемы, которые поднимались в связи с крещением детей и младенцев, исследуются причины преобладания детского и младенческого крещения над взрослым в VI веке
23 января 2019

Подоров Андрей Валерьевич 
Москва. Свято-Филаретовский институт

Вопрос крещения детей довольно непростой. В церкви нет догматического определения о том, можно ли или нельзя крестить детей и младенцев. В православной литературе и в интернет-пространстве можно найти множество высказываний на эту тему, причем почти всегда доказывается необходимость крещения детей как можно раньше, лучше во младенчестве, приводится большое количество цитат святых отцов, создается впечатление, что в церкви основное внимание всегда было на крещении детей.

Рассмотрим период церковной истории с I по VI век, проследим, как и в связи с чем менялось отношение к детскому крещению в это время, какая была норма в ранней церкви, какая была полемика святых отцов на эту тему, когда и почему детское и младенческое крещение стало превалировать.

Период I – II века. Прежде всего, в церковь вступали и крестились взрослые. Церковь держится на взрослых людях, полноту ответственности несут взрослые и полноценную подготовку ко крещению могут пройти взрослые. Относительно крещения детей в этот период есть косвенные свидетельства в книгах Нового Завета: в Деяниях Апостолов, апостольских посланиях. Это несколько эпизодов, когда говорится о крещении какого-нибудь человека и всего его дома: это крещение апостолом Петром Корнилия (Деян. 10), крещение апостолом Павлом Лидии и «домашних ее» (Деян. 16:15), темничного стража и «всех его» (Деян. 16:33), начальника синагоги Криспа и всего его дома (Деян. 18:8) и крещение дома Стефанова (1Кор. 1:16). Вероятно, речь идет о ситуациях, когда крестилась вся семья этого человека: взрослые, дети, а также слуги. У Ипполита Римского есть свидетельство о том, как это происходило в то время (это первое ясное упоминание о крещении детей в трудах святых отцов, конец II века): «Ко времени пения петуха, он (епископ) пусть молится сначала над водой <…>. Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников»[1], т.е. родители и родственники озвучивали свою веру, крещение ребенка становилось возможным.

Как пишет протопр. Николай Афанасьев, в ранней церкви к таинству крещения некоторое время было отношение аналогичное обрезанию. Рождение ребенка у израильтян предполагало, что он призван стать членом народа Божьего, и над ним на 8 день совершалось обрезание. Такая же логика сохранялась некоторое время и среди иудеохристиан: детей крестили, поскольку родители младенца вошли в новый Израиль.

Второй период II-VI век. Анализируя источники этого периода и исследования церковных историков (М. Э. Поснов, М. Арранц, П. Гаврилюк) можно увидеть, что и в это время основное внимание уделяется крещению взрослых людей: активно развивается институт катехизации, множество высказываний богословов на тему крещения взрослых. Но также мы встречаем полемику по поводу детского крещения: речь идет о более благоприятном возрасте для крещения, рассматриваются богословские вопросы (отношение младенцев к первородному греху). В этот период происходят некоторые исторические события, оказавшие влияние на ситуацию с детским крещением.

Вот некоторые свидетельства святых отцов. Иреней Лионский говорит о том, что двери церкви открыты для всех возрастов без исключения: «Ибо Он пришел спасти Собою всех; всех – говорю, – которые чрез Него возрождаются в Бога, – младенцев, детей, отроков, юношей и старцев. <…>»[2], Ириней Лионский не против, если будут крестить младенцев.

В творениях Киприана Карфагенского также есть упоминания детского крещения в письме некоему Фиду. Стоял вопрос; считать ли младенца нечистым до 8 дня, как во времена Ветхого Завета, можно ли крестить до этого срока или необходимо ждать по примеру ветхозаветного обряда: «<…> мы думаем, что никому не должно препятствовать в получении благодати на основании закона <…> тем более не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, <…>»[3]. Т.е. Киприан Карфагенский также выступает за крещение младенцев.

Другая точка зрения у Тертуллиана. Он поднимает вопрос об осмысленности прохождения таинства. «…те, чьей обязанностью является крещение, знают, что его не следует совершать необдуманно… Поэтому, учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. <…>»[4]. Тертуллиан считает, что не нужно налагать на восприемников ответственности, которую и сами не могут понести, есть необходимость созревания, чтобы дети были способны что-то понять и отвечать в связи со своим крещением.

Можно привести высказывание Григория Богослова относительно крещения младенцев: «Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их? — Непременно, если настоит опасность… О прочих же малолетных даю такое мнение: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако ж напечатлевая в уме, должно освящать их души и тела, великим таинством совершения.<…>»5. Надо отметить что сам Григорий Богослов будучи сыном епископа, крестился в 30 лет. Павел Гаврилюк пишет, что многие верующие родители того времени просили церковь, чтобы их дети становились оглашаемыми первого этапа, крещение происходило позже. Можно привести в пример Василия Великого, который родился в христианской семье, однако принял крещение только в 27 лет, более 30 лет в момент крещения было св. Амвросию Медиоланскому и блаж. Августину. Этот список «позднокрещенных» можно продолжить: св. Иоанн Златоуст, блаж. Иероним, Руфин.

Поднимались и антропологические вопросы, касающиеся крещения детей. Ориген во II веке и Киприан Карфагенский в III веке поднимали эту тему и говорили о последствиях Адамова отступления. Вот что говорит Ориген: «<…> Разве мог согрешить младенец, который только что вышел из чрева? И тем не менее он несет на себе грех, за который и дано повеление принести жертву <…>»[6].

Тема первородного греха получает развитие в V веке. В это время в церкви появляется ересь пелагианства, представители которой отрицали общечеловеческие последствия Адамова греха, т.е. грех Адама является лишь личным, никакого влияние на последующие поколения не оказывает. Соответственно возникал вопрос: зачем крестить младенцев, которые еще не успели лично согрешить. Для разбора этой ситуации проходит серия поместных Карфагенских соборов 411-418 гг на которых ересь пелагианства была осуждена: «… кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных <…> тот да будет анафема. <…> младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения»[7].

Теперь посмотрим на исторические перемены этого периода, повлиявшие на изменение отношения к детскому крещению.

313 год – это время издания Миланского эдикта, прекратились государственные гонения, христиане получают некоторые льготы. В церковь устремляется толпы жителей империи. Как пишет Павел Гаврилюк, такие массовые обращения затрудняли катехизацию. Если в IV веке, желающих стать христианами посвящали в катехумены с направлением этих людей на оглашение, то в V веке ситуация стала меняться: массовые обращения заканчивались массовым крещением без оглашения. Неофиты имели лишь поверхностное представление о христианстве, были привлечены или чудесами, или социальными привилегиями, или императорскими угрозами и подачками. Начиная с императора Константина христианская религия стала официальной для государства. Соответственно человек, который рождался в этом государстве почти автоматически становился христианином. Поэтому стало распространяться крещение в детском возрасте.

В западной части империи по словам Павла Гаврилюка были проблемы, связанные с нашествием варваров, начавшееся с V века. Многие племена принимали христианство с политической целью, опять же это заканчивалось массовыми крещениями без всякой подготовки и без выявления у крещаемого веры. Кроме того, вследствие возобладания господства варварских племен падал общий уровень образованности, из-за этого терялась традиция воцерковления. Произошло смещение внимания церкви со взрослого крещения на детское и младенческое.

Эти события в дальнейшем приводят к тому, что детское крещение по объемам стало превышать взрослое, по словам Павла Гаврилюка – это приблизительно VI век (условный третий период). Распространению младенческого крещения в западной части империи способствовало влияние учения блаженного Августина о некрещённых младенцах.

В разных областях империи наблюдалось некоторое разнообразие: «Так, у коптов обычай крестить маленьких детей укоренился достаточно рано, уже к концу IV в. …Так как маленькие дети не могли отречься от сатаны сами, а также произнести символ веры, за них это выполняли крестные или родители»[8], а в церкви Армении длительно существовала партия вплоть до X века, которая была против крещения в раннем возрасте, и до XIV века в Армении крещение детей не было повсеместным.

В церкви детей крестили всегда, не существует догматического постановления относительно крещения детей и младенцев, но обращает внимание на себя тот факт, что в ранние христианские времена наиболее важным было крещение взрослых, большое внимание уделялось подготовке взрослых. Было понимание, что полноценную подготовку и воцерковление могут пройти только взрослые. Это подтверждается на практике и в настоящее время: «<…> совершение полноценного таинства Крещения (Просвещения, Воцерковления) возможно только для взрослых, зрелых душою и телом людей, что говорит о том, что крещение младенцев и детей, хотя и возможно, но всегда неполно и частично, всегда в большой мере лишь некий залог и потенция, который еще предстоит всем им реализовать и «восполнить»»9. Для того чтобы крещение детей было действенным нужны были взрослые, которые живут полноценной христианской жизнью. Вопрос возраста детей обсуждался: были предложения крещения младенцев, звучали голоса, что крестить детей надо более старших, чтобы они могли в какой-то мере понимать, что с ними происходит, проводилась их подготовка, но были и примеры, когда детей не крестили совсем, оставляя право выбора человеку, когда он достигнет зрелой жизни. Как мы видим из истории превалирование детского крещения над взрослым произошло во время христианизации империи, угасания катехизации, появления большого количества формальных христиан.

 

Примечания

1 Ипполит Римский, свт. Апостольское предание М. : Сибирская Благозвонница, 2014. Режим доступа: http://predanie.ru/ippolit-rimskiy-svyaschennomuchenik/book/67457-ippolit-rimskiy-tvoreniya/ (дата обращения 01.02.2018) 

2 Иреней Лионский, свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб. : Издательство Олега Абышко, 2008. Режим доступа: http://predanie.ru/iriney-lionskiy-svyaschennomuchenik/book/67546-iriney-lionskiy-tvoreniya/ (дата обращения 01.02.2018) 

3 Отцы и учители церкви III века: антология: В 2 т. / сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Иларион. М. :Либрис, 1996. Т. 2 : Ориген, Григорий Чудотворец, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, Мефодий Олимпийский. С. 358

4 Тертуллиан. Трактаты. C. 58. Режим доступа: https://profilib.com/chtenie/140541/tertullian-traktaty.php (дата обращения 01.02.2018) 

5 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 2 т. Т 1. СПб. : Издательство П. П. Сойкина, 1912. С. 561. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/sv_grigoriy_t1/40 (дата обращения 01.02.2018) 

6 Ориген. Комментарии на Послание к Римлянам. Режим доступа: https://ekzeget.ru/glava_tolk.php?kn=rim&gl=6&tolk=%CE%F0%E8%E3%E5%ED (дата обращения 01.02.2018)

7 Правила Карфагенского собора. Режим доступа: http://krotov.info/acts/canons/0419karf.html (дата обращения 04.07.2017) 

8 Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней церкви / Под. ред. свящ. Георгия Кочеткова. М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. Режим доступа: http://kateheo.ru/library/mission-history/istorija-katekhizacii-v-drevnei-cerkvi-predislovie (дата обращения 01.02.2018)

9 Кочетков Г., проф.-свящ. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним. М. : МВПХШ, 1998. С.198

 

Список литературы

1. Арранц М., иером. Избранные сочинения по литургике: в 5 т. Т. 3: Евхологий Константинополя в начале XI века и Песенное последование по требнику митрополита Киприана. М., 2003. 680 с. 
2. Афанасьев Н., протопр. Вступление в Церковь. М. : [б. и.], 1993. 203 с. Режим доступа: http://krotov.info/library/01_a/fa/nasyev_01.htm (дата обращения 04.07.2017) 
3. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: в 4 т. М. : Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь, 1994. 474 с. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bolotov/lektsii-po-istorii-drevnej-tserkvi/ (дата обращения 01.02.2018) 
4. Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней церкви / Под. ред. свящ. Георгия Кочеткова. М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. 320 с. Режим доступа: http://kateheo.ru/library/mission-history/istorija-katekhizacii-v-drevnei-cerkvi-predislovie (дата обращения 01.02.2018) 
5. Ипполит Римский, свт. Апостольское предание М. : Сибирская Благозвонница, 2014. 64 с. Режим доступа: http://predanie.ru/ippolit-rimskiy-svyaschennomuchenik/book/67457-ippolit-rimskiy-tvoreniya/ (дата обращения 01.02.2018) 
6. Иреней Лионский, свт. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб. : Издательство Олега Абышко, 2008. 672 с. Режим доступа: http://predanie.ru/iriney- 
lionskiy-svyaschennomuchenik/book/67546-iriney-lionskiy-tvoreniya/ (дата обращения 01.02.2018) 
7. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М. : Синодальная библиотека, 1991. 330 с. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusalimskij/oglasit/3 (дата обращения 01.02.2018) 
8. Кочетков Г., проф.-свящ. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним. М. : МВПХШ, 1998. 241 с. 
9. Мейендорф, И., протопр. Византийское богословие : Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск : Лучи Софии, 2001. 336 с. 
10. Ориген. Комментарии на Послание к Римлянам. Режим доступа: https://ekzeget.ru/glava_tolk.php?kn=rim&gl=6&tolk=%CE%F0%E8%E3%E5%ED (дата обращения 04.07.2017) 
11. Отцы и учители церкви III века: антология: В 2 т. / сост., биогр. и библиогр. ст. иером. Иларион. М. : Либрис, 1996. Т. 2 : Ориген, Григорий Чудотворец, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, Мефодий Олимпийский. 384 с. 
12. Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г). Репр. воспроизведение изд. Брюссель : Жизнь с Богом, 1994. 614 с. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-razdelenija-tserkvej-1054-g/ (дата обращения 01.02.2018) 
13. Правила Карфагенского собора. Режим доступа: http://krotov.info/acts/canons/0419karf.html (дата обращения 04.07.2017) 
14. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 2 т. Т 1. СПб. : Издательство П. П. Сойкина, 1912. 680 с. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/sv_grigoriy_t1/40 (дата обращения 01.02.2018) 
15. Тертуллиан. Трактаты. Режим доступа: https://profilib.com/chtenie/140541/tertullian-traktaty.php (дата обращения 01.02.2018)

 

Источник: Сретенские чтения [Электронный ресурс] : материалы XXIV научно-богословской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов (Москва, 24 февраля 2018 г.). — М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Миссия

Современная практика миссии, методы и принципы миссии, подготовка миссионеров и пособия

Катехизация

Опыт катехизации в современных условиях, огласительные принципы, катехизисы и пособия

Миссиология

Материалы по миссиологии и истории миссии, святоотеческие тексты и рецензии

Катехетика

Материалы по катехетике и истории огласительной практики, тексты святых отцов-катехетов

МиссияКатехизацияМиссиологияКатехетика
О насАвторыАрхив